Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД 12 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
г. Азов
2024г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование
Страницы
1
Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Физическая
культура»
Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины
3. Условия реализации программы
общеобразовательной дисциплины ................................
4
п/п
2
3
4
Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины
11
25
27
3
1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Физическая культура»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Физическая культура» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобиле.
(профессии/специальности)
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
формирование разносторонней, физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, развитие у обучающихся
двигательных навыков, совершенствование всех видов физкультурной и
спортивной деятельности, гармоничное физическое развитие, формирование
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
будущего
квалифицированного специалиста.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2024 года по
профессии/специальности)
1.3.. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –72 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72
час;
самостоятельной работы обучающегося - 0 часов.
4
Код и наименование формируемых
Планируемые результаты
1
компетенций
Общие
Дисциплинарные 2
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПРб 2. Владение современными технологиями
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности укрепления
и
сохранения
здоровья,
применительно к различным контекстам мастерства, трудолюбие;
поддержания
работоспособности,
- готовность к активной деятельности профилактики заболеваний, связанных с
технологической
и
социальной учебной и производственной деятельностью;
направленности, способность инициировать, ПРб 4. владение физическими упражнениями
планировать и самостоятельно выполнять
разной функциональной направленности,
такую деятельность;
использование их в режиме учебной и
интерес
к
различным
сферам
производственной деятельности с целью
профессиональной деятельности,
профилактики переутомления и сохранения
Овладение
универсальными
учебными
высокой работоспособности;
познавательными действиями:
ПРб 5. Владение техническими приемами и
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и двигательными действиями базовых видов
активное
применение
их
в
актуализировать проблему, рассматривать ее спорта,
физкультурно-оздоровительной
и
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или соревновательной деятельности, в сфере
основания для сравнения, классификации и досуга, в профессионально-прикладной сфере;
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО, в формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина.
1
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб) нумеруются в
соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.).
2
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие 1
Планируемые результаты
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
Дисциплинарные 2
6
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие 1
Планируемые результаты
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
готовность
к
саморазвитию,
ОК 04.Эффективно взаимодействовать и самостоятельности
и
самоопределению;
работать в коллективе и команде
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с
учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
Дисциплинарные 2
ПРб 4. владение физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения
высокой работоспособности;
ПРб 5. Владение техническими приемами и
двигательными действиями базовых видов
спорта,
активное
применение
их
в
физкультурно-оздоровительной
и
соревновательной деятельности, в сфере
досуга, в профессионально-прикладной сфере
7
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 08 Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
Общие 1
Планируемые результаты
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
Овладения
универсальными
регулятивными действиями:
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на
основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать
Дисциплинарные 2
ПРб 1. Умение использовать разнообразные
формы и виды физкультурной деятельности
для организации здорового образа жизни,
активного отдыха и досуга, в том числе в
подготовке к выполнению нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
ПРб 2. Владение современными технологиями
укрепления
и
сохранения
здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики заболеваний, связанных с
учебной и производственной деятельностью;
ПРб 3. Владение основными способами
самоконтроля индивидуальных показателей
здоровья,
умственной
и
физической
работоспособности, динамики физического
развития и физических качеств;
ПРб 4. владение физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и
8
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие 1
Планируемые результаты
Дисциплинарные 2
его, брать ответственность за решение;
производственной деятельности с целью
- оценивать приобретённый опыт;
профилактики переутомления и сохранения
способствовать
формированию
и высокой работоспособности;
проявлению широкой эрудиции в разных
ПРб 5. Владение техническими приемами и
областях знаний;
- постоянно повышать свой образовательный и двигательными действиями базовых видов
спорта,
активное
применение
их
в
культурный уровень;
физкультурно-оздоровительной
и
соревновательной деятельности, в сфере
досуга, в профессионально-прикладной сфере;
ПРб 6. Положительную динамику в развитии
основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости)
9
Основные виды профессиональной деятельности
и профессиональные компетенции
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Вид деятельности. Определять техническое состояние систем, агрегатов,
деталей и механизмов автомобиля
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем
автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 1.5.
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части
формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к
здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи.
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
ЛР 1
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
Сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
ЛР 4
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
ЛР 5
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать
в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
ЛР 6
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
ЛР 8
общечеловеческих ценностей
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
ЛР 9
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
10
профессиональной и общественной деятельности
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
ЛР 11
ЛР 12
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
72
в т. ч.
Основное содержание
52
в т. ч.:
теоретическое обучение
2
практические занятия
50
Профессионально-ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
2
практические занятия
16
-
Индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)
.
2
1
2
34
38
3
11
2.2 Распределение учебной нагрузки по семестрам
обучения
№раздела
и темы
Наименование разделов и тем
Курс 1
1 семестр
1
1.1
1.2
Раздел 2
Всего
часов
72
34
Теоретическая часть
Современное состояние физической культуры и спорта
Профессионально- прикладнаяфизическая подготовка
. Методические
основы
обучения
различным видам физкультурно-спортивной
деятельности
Практические занятия
Методико-практические занятия
Профессиональноориентированное содержание
Подбор упражнений и составление и проведение
2.1
комплексов упражнений для различных форм
организации 3анятий Физической культурой
Составление и проведениесамостоятельных занятий по
2.2
подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»
Методы самоконтроля иоценка умственной и
2.3
физической работоспособности
Составление и проведение комплексов упражнений для
2.4
различных форм организации занятий физической
культурой прирешении профессиональноориентированных задач
2.5 Профессионально прикладная Физическая
подготовка
2.5.(1) Характеристика профессиональной деятельности
2.5.(2) Легкая атлетика (кроссовая подготовка
Учебно тренировочные занятия 51 час
2.6
Основная гимнастика
2.7
Спортивная гимнастика
Акробатика
2.8
2.9(2) Атлетическая гимнастика
2.9(2
2.10 Атлетические единоборства Зачет
2 семестр
38
Спортивные игры
2.11
2.12
2.1
2.15
2.16
2.17
В том числе
Т3
ПЗ
4
4
2
2
66
2
2
2
9
2
7
2
4
2
2
3
24
8
8
8
6
-6
Вариативный модуль по видам спорта
72
2
17
17
2
Футбол
Баскетбол
Волейбол
Лёгкаяатлетика
Промежуточная аттестация по дисциплине ДЗ
Итого
66
ДЗ
4
66
2
2
12
2.3. Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Физическая культура как часть культуры общества и человека
Наименование
разделов и тем
Основное содержание
Тема 1.1.
Современное
состояние физической
культуры и спорта.
Здоровье и здоровый
образ жизни
Содержание учебного материала
Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль
физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека. Современное представление о физической культуре:
основные понятия; основные направления развития физической культуры в
обществе и их формы организации
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы физического
воспитания населения, история и развитие комплекса «Готов к труду и
обороне». Характеристика нормативных требований для обучающихся СПО
Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика
основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культуры.
Факторы, определяющие здоровье. Психосоматические заболевания
Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и отдыха,
профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный двигательный
режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание
Формируемые
компетенции
Объем часов
3
2
2
4
4
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК...1,1-ПК 1,5
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК...1,1-ПК 1,5
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
13
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное воздействие
физических упражнений на организм занимающихся.
Двигательная рекреация и ее роль в организации здорового образа жизни
современного человека
Общие представления об истории и развитии популярных систем
оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное
содержание. Представления о современных системах и технологиях
укрепления
и
сохранения
здоровья
(дыхательная
гимнастика,
антистрессовая гимнастика, глазодвигательная гимнастика, суставная
гимнастика, оздоровительная ходьба, северная или скандинавская ходьба и
оздоровительный бег и др.)
Особенности организации и проведения занятий в разных системах
оздоровительной физической культуры и их функциональная направленность
Формы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической
культурой и их особенности; соблюдение требований безопасности и
гигиенических норм и правил во время занятий физической культурой
Организация
занятий
физическими
упражнениями
различной
направленности: подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест
занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной
функциональной направленностью). Нагрузка и факторы регуляции нагрузки
при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями
Медицинский осмотр учащихся как необходимое условие для организации
самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой. Контроль
текущего состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика
способов применения и критериев оценивания. Оперативный контроль в
системе самостоятельных занятий, цель и задачи контроля, способы
организации и проведения измерительных процедур. Дневник самоконтроля
Объем часов
Формируемые
компетенции
14
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
*Профессионально ориентированное содержание
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
ПрофессиональноЗоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности.
прикладная
Рациональная организация труда, факторы сохранения и укрепления
физическая подготовка здоровья, профилактика переутомления. Составление профессиограммы.
Определение принадлежности выбранной профессии/специальности к группе труда.
Подбор физических упражнений для проведения производственной
гимнастики
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель,
задачи, содержательное наполнение
Определение значимых физических и личностных качеств с учётом
специфики получаемой профессии/специальности; определение видов
физкультурно-спортивной деятельности для развития профессиональнозначимых физических и психических качеств
Раздел 2. Методические основы обучения различным видам физкультурно-спортивной
деятельности
Наименование
разделов и тем
*Профессионально ориентированное содержание
Тема 2.1.
Подбор упражнений, и Содержание учебного материала
составление и
Практические занятия
Объем часов
2
2
Формируемые
компетенции
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК...1,1-ПК 1,5
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
66
17
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК...1,1-ПК 1,5
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК...1,1-ПК 1,5
15
Наименование
разделов и тем
проведение
комплексов
упражнений для
различных форм
организации занятий
физической культурой
Тема 2.2.
Составление и
проведение
самостоятельных
занятий по подготовке
к сдаче норм и
требований ВФСК
«ГТО»
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Освоение методикисоставления и проведения комплексов упражнений
утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, комплексов упражнений
для коррекции осанки и телосложения
2
Формируемые
компетенции
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
Освоение методикисоставления и проведения комплексов упражнений
различной функциональной направленности
Содержание учебного материала
2
Практические занятия
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для
подготовки к выполнению тестовых упражнений
Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения
самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК
«ГТО»
Тема 2.3. Методы
Содержание учебного материала
самоконтроля и оценка Практические занятия
умственной и
Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической
физической
работоспособности
работоспособности
Тема 2.4. Составление
и проведение
комплексов
Объем часов
Содержание учебного материала
Практические занятия
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК...1,1-ПК 1,5
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК...1,1-ПК 1,5
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК...1,1-ПК 1,5
16
Наименование
разделов и тем
упражнений для
различных форм
организации занятий
физической культурой
при решении
профессиональноориентированных
задач
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
производственной гимнастики, комплексов упражнений для профилактики
профессиональных
заболеваний
с
учётом
специфики
будущей
профессиональной деятельности
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для
профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики
будущей профессиональной деятельности
Тема 2.5.
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Тема 2.5(.1*
Содержание учебного материала
Характеристика
Практические занятия
профессиональной
Характеристика профессиональной деятельности: группа труда, рабочее
деятельности
положение, рабочие движения, функциональные системы, обеспечивающие
трудовой процесс, внешние условия или производственные факторы,
профессиональные заболевания
Освоение комплексов упражнений для производственной гимнастики
различных групп профессий (первая, вторая, третья, четвертая группы
профессий)
Тема 2.5.(2 Легкая Высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование
атлетика Кроссовая эстафетный бег4*100 м, 4*400 м;
подготовка
Формируемые
компетенции
Объем часов
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
9
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК...1,1-ПК 1,5
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
7
17
Наименование
разделов и тем
Гимнастика
Тема 2.6.
Основная гимнастика
Тема 2.7.
Спортивная
гимнастика
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Бег по прямой с различной скоростью
И равномерный бег
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»;
Прыжки в высоту различными способами
метание гранаты весом,
весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра
Техника бега высокого и низкого старта, стартового разгона
Основное содержание
Учебно-тренировочные занятия
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях гимнастикой.
Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов: построений и
перестроений, передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте.
Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с предметом; в
парах, в группах, на снарядах и тренажерах.
Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега, упражнений в
равновесии, лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска
груза, прыжки
Содержание учебного материала
Практические занятия
Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на брусьях разной
высоты (девушки); на параллельных брусьях (юноши)
Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на бревне
(девушки); на перекладине (юноши)
Объем часов
51
10
2
Формируемые
компетенции
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
4
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
18
Наименование
разделов и тем
Тема 2.8.
Акробатика
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Освоение и совершенствование опорного прыжка через коня: углом с косого
разбега толчком одной ногой (девушки); опорного прыжка через коня: ноги
врозь (юноши)
Элементы и комбинации на снарядах спортивной гимнастики:
Девушки
Юноши
1. Висы и упоры: толком ног
1. Висы и упоры: подъем в упор силой;
подъем в упор на верхнюю жердь;
вис согнувшись – вис прогнувшись
толком двух ног вис углом; сед
сзади; подъем переворотом, сгибание и
углом равновесие на нижней
разгибание рук в упоре на брусьях;
жерди, упор присев на одной махом подъем разгибов в сед ноги врозь;
соскок
стойка на плечах из седа ноги врозь;
соскок махом назад.
2. Бревно: вскок, седы, упоры, 2. Перекладина: висы, упоры, переходы
прыжки,
разновидности из виса в упор и из упора в вис,
передвижений,
равновесия, размахивания, размахивания изгибами,
танцевальные шаги, соскок с конца подъем переворотом, подъем разгибом,
бревна
обороты назад и вперед, соскок махом
вперед (назад)
3. Опорные прыжки: через коня
3. Опорные прыжки: через коня ноги
углом с косого разбега толчком
врозь
одной ногой
Содержание учебного материала
Практические занятия
Освоение акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад,
длинный кувырок, кувырок через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка на
руках, стойка на голове и руках, переворот боком «колесо», равновесие
«ласточка».
Объем часов
Формируемые
компетенции
ЛР.12
2
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
19
Наименование
разделов и тем
Тема 2.9
(1). 3Аэробная
гимнастика
Тема 2.9 (2).
Атлетическая
гимнастика
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Совершенствование акробатических элементов
Освоение и совершенствование акробатической комбинации
(последовательность выполнения элементов в акробатической комбинации
может изменяться):
Содержание учебного материала
Практические занятия
Освоение базовых, основных и модифицированных шагов аэробики,
прыжков, передвижений, танцевальных движений в оздоровительной
аэробике.
Выполнение упражнений аэробного характера для совершенствования
функциональных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой).
Комплексы для развития физических способностей средствами аэробики, в
т.ч. с использованием новых видов оборудования и направлений аэробики
(классическая, степ-аэробика, фитбол-аэробика и т. п.).
Содержание учебного материала
Практические занятия
Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической гимнастики
для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с
использованием собственного веса. Выполнение упражнений со свободными
весами
Выполнение упражнений и комплексов упражнений с использованием новых
видов фитнесс оборудования.
Выполнение упражнений и комплексов упражнений на силовых тренажерах и
кардиотренажерах.
Объем часов
Формируемые
компетенции
-
ОК 01, ОК 04, ОК 08
2
ОК 01, ОК 04, ОК 08
Профессиональная образовательная организация выбирает одну из двух тем: аэробная гимнастика или атлетическая гимнастика.
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
3
20
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Атлетические единоборства
Тема 2.10.
Содержание учебного материала
Атлетические
Практические занятия
единоборства
Атлетические единоборства в системе профессионально-двигательной
активности: ее цели, задачи, формы организации тренировочных занятий.
Техника безопасности при занятиях. Специально-подготовительные
упражнений для техники самозащиты.
. (самостраховка, стойки, захваты, броски, безопасное падение,
освобождения от захватов, уход с линии атаки и т.п.).
Силовые упражнения и единоборства в парах.
Спортивные игры
Тема 2.11.
Содержание учебного материала
Футбол
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях футболом. Освоение и совершенствование
техники выполнения приёмов игры: удар по мячу носком, серединой подъема,
внутренней, внешней частью подъема; остановки мяча внутренней стороной
стопы; остановки мяча внутренней стороной стопы в прыжке, остановки мяча
подошвой.
Правила игры и методика судейства. Техника нападения. Действия игрока без
мяча: освобождение от опеки противника
Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности (учебная
игра)
Тема 2.12.
Содержание учебного материала
Баскетбол
Практические занятия
Техника
безопасности
на
занятиях
баскетболом.
Освоение
и
совершенствование техники выполнения приёмов игры:
Наименование
разделов и тем
Объем часов
Формируемые
компетенции
3
3
ОК 01, ОК 04, ОК 08
24
8
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
8
21
Наименование
разделов и тем
Тема 2.13.
Волейбол
Лыжная подготовка 4
Тема 2.14.
Лыжная подготовка
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
перемещения, остановки, стойки игрока, повороты; ловля и передача мяча
двумя и одной рукой, на месте и в движении, с отскоком от пола; ведение
мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты
отскока и направления, по зрительному и слуховому сигналу; броски одной
рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после
ведения мяча, бросок мяча
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника
безопасности
на
занятиях
волейболом.
Освоение
и
совершенствование техники выполнения приёмов игры: стойки игрока,
перемещения, передача мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу
двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и
перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении
Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Объем часов
Формируемые
компетенции
8
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
Содержание учебного материала
Практические занятия
Развитие выносливости. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в
режимах умеренной, большой и субмаксимальнойинтенсивности, с
соревновательной скоростью.
Развитие силовых способностей. Передвижение на лыжах по отлогому склону
4
Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии должных условий допускается заменять тематический блок «Лыжная подготовка»
освоением расширенного содержания блоков «Лёгкая атлетика», «Гимнастика» и «Спортивные игры».
22
Наименование
разделов и тем
Легкая атлетика
Тема 2.15.
Лёгкая атлетика
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
с дополнительным отягощением. Скоростной подъём ступающим и
скользящим шагом, бегом, «лесенкой», «ёлочкой». Упражнения в
«транспортировке».
Развитие координации. Упражнения в поворотах и спусках на лыжах, проезд
через «ворота» и преодоление небольших трамплинов
Формируемые
компетенции
6
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега высокого и
низкого старта, стартового разгона, финиширования;
Совершенствование техники спринтерского бега
Совершенствование техники (кроссового бега, средние и длинные дистанции
(2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши))
Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м, 4*400 м; бега по
прямой с различной скоростью)
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
Совершенствование техники метания гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г
(юноши);
Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики Подвижные
игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Плавание 5
Тема 2.16
Объем часов
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
Содержание учебного материала
«Плавание» вводится в учебный процесс при наличии соответствующих условий и материальной базы. В случае их отсутствия – часы необходимо
перераспределить внутри Раздела 2.
23
5
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
Плавание
Практические занятия
Освоение и совершенствование техники спортивных способов плавания
(кроль на груди, на спине; брасс)
Освоение и совершенствование техники стартов и поворотов
Освоение прикладных способов плавания, способов транспортировки
утопающего
Развитие физических способностей средствами плавания. Подвижные игры и
эстафеты с элементами плавания
Вариативный модуль по видам спорта 6
Тема 2.17 ......7
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях. Освоение и совершенствование техники
выполнения приёмов по видам спорта.
Наименование
разделов и тем
Выполнение технико-тактических приёмов по видам спорта. Разбор правил.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:
Объем часов
6
6
Формируемые
компетенции
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12
2
72
6
Вид спорта для вариативного модуля профессиональная образовательная организация выбирает самостоятельно в зависимости от наличия
необходимых условий и материально-технического оснащения из числа представленных в Федеральной образовательной программе среднего общего
образования.
В редакции Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 171 от 19 марта 2024 г. это Самбо, Гандбол, Дзюдо, Хоккей, Фитнесаэробика, Спортивная борьба, Флорбол, Триатлон, Бадминтон, Лапта, Футбол для всех, Городошный спорт, Гольф, Биатлон, Роллер спорт,
Скалолазание, Спортивный туризм, Хоккей на траве, Ушу, Чир спорт, Перетягивание каната, Компьютерный спорт, Бокс, Танцевальный спорт,
Киокусинкай, Тяжелая атлетика. Содержание вариативного модуля разрабатывается образовательной организацией на основе соответствующих
разделов федеральной рабочей программы по физической культуре среднего общего образования.
24
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены спортивные сооружения:
(универсальный)
спортивный
зал,
оснащенный
спортивным
инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов
освоения дисциплины;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие
достижение результатов освоения дисциплины;
плавательный бассейн, оснащенный спортивным инвентарём и
оборудованием, обеспечивающим достижение результатов освоения
дисциплины.
Примерный перечень оборудования и инвентаря спортивных
сооружений:
Спортивные игры
Щит баскетбольный игровой (комплект); щит баскетбольный
тренировочный, щит баскетбольный навесной, ворота, трансформируемые
для гандбола и мини-футбола(комплект), кольца баскетбольные, ворота
складные для флорбола и подвижных игр (комплект), табло игровое
(электронное), мяч баскетбольный №7 массовый, мяч баскетбольный №7 для
соревнований, мяч баскетбольный №5 массовый, мяч футбольный №4
массовый, мяч футбольный №5 массовый, мяч футбольный №5 для
соревнований, насос для накачивания мячей с иглой, жилетки игровые, сетка
для хранения мячей, конус игровой.
Гимнастика
Стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, комплект матов
гимнастических №2, модуль гимнастический многофункциональный, мостик
гимнастический подкидной, бревно гимнастическое напольное, кронштейн
навесной для канатов, канат для лазания 5м. (со страховочным устройством),
перекладина гимнастическая пристенная, коврик гимнастический, палка
гимнастическая №3, обруч гимнастический №2, скакалка гимнастическая.
Перекладина навесная универсальная, брусья навесные, снаряд «доска
наклонная», горка атлетическая, комплект гантелей обрезиненных, эспандер
универсальный, лестница координационная (12 ступеней), комплект
медболов №3
Легкая атлетика
Стойки для прыжков в высоту (комплект), граната для метания
Стеллаж для хранения лыж
Доска для плавания, ласты
25
игр
Спортивные игры
Наборы мячей для спортивных игр в контейнере, сумка для подвижных
Оборудование для проведения соревнований
скамейка для степ-теста – пьедестал, весы напольные, сантиметр
мерный, комплект для соревнований №1, аппаратура для музыкального
сопровождения, персональный компьютер (ведение мониторингов и иных
документов)
Прочее
Аптечка медицинская, сетка заградительная
Открытые спортивные площадки:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона
приземления для прыжков в высоту, решетка для места приземления,
указатель расстояний для тройного прыжка, брусок отталкивания для
прыжков в длину и тройного прыжка, турник уличный, брусья уличные,
рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для
футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, колодки
стартовые, барьеры для бега, стартовые флажки или стартовый пистолет,
флажки красные и белые, палочки эстафетные, круг для метания ядра,
указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м, нагрудные
номера, тумбы «Старт—Финиш», «Поворот», рулетка металлическая,
мерный шнур, секундомеры.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, допущенные к
использованию при реализации образовательных программ СПО, на базе основного общего
образования.
26
4.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональ
ная компетенция
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
Темы 1.1, 1.2
П/-о/с 7: Темы 1.3, 1.4,
2.1, 2.2, 2.3, 2.4
Темы 2.5 -2.16
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
Темы 1.1,1.2
П/-о/с: Темы 1.3, 1.4,
2.1, 2.2, 2.3, 2.4
Темы 2.5 -2.16
− составление словаря терминов, либо
кроссворда
− защита презентации/докладапрезентации
− выполнение самостоятельной
работы
− составление комплекса физических
упражнений для самостоятельных
занятий с учетом индивидуальных
особенностей,
− составление профессиограммы
− заполнение дневника самоконтроля
− защита реферата
− составление кроссворда
− фронтальный опрос
− контрольное тестирование
− составление комплекса упражнений
− оценивание практической работы
− тестирование
− тестирование (контрольная работа
по теории)
− демонстрация комплекса ОРУ,
− сдача контрольных нормативов
− сдача контрольных нормативов
(контрольное упражнение)
− сдача нормативов ГТО
Темы 1.1,1.2
П/-о/с: Темы 1.3, 1.4,
2.1, 2.2, 2.3, 2.4
Темы 2.5 -2.16
− выполнение упражнений на
дифференцированном зачете
ПК 8…
27