ООД 09 Физика

Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД 09 ФИЗИКА( профиль)
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

г. Азов
2024г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы

общеобразовательнойдисциплины ........................................................................................ 4
2. Структураисодержаниеобщеобразовательнойдисциплины .............................................14
3. Условияреализациипрограммыобщеобразовательнойдисциплины ................................25
4. Контрольиоценкарезультатовосвоенияобщеобразовательнойдисциплины
28

3

1.

Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательнойдисциплины
1.1.
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной
частьюобщеобразовательногоциклаобразовательной программывсоответствии с
ФГОС СПОпо
профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
( профессии/специальности)
Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
частьюобщеобразовательногоциклаобразовательнойпрограммывсоответствии
с
ФГОС
СПОпо
профессии.35.01.27
Мастер
сельскохозяйственного
производства реализуемой на базе основного общего образования.
Рабочая программа общеобразовательного базового учебного предмета
«Физика (профиль)» разработана на основе:
1.Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки
России от 17 мая 2012 г. № 413), с изменениями и дополнениями от: 29
декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 29июня 2017г., 24 сентября ,11декабря
2020г., 12 августа 2022 г.
2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины
«физика» для профессиональных образовательных организаций базовый
уровень рекомендовано УГПС 35.00.00. Рассмотрено ФГБОУ ДПО ИРПО
протокол № 13 от «29» сентября 2022г. и утверждено на заседании Совета
по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного
и социально-гуманитарного
циклов среднего
профессионального образования Протокол № 14 от»30» ноября 2022г.
3. Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии (далее – ФГОС
СПО) 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства». (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355)
(зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68984.
1.2.
Целиипланируемыерезультатыосвоениядисциплины:
1.2.1. Цели и задачидисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика
направлено на достижение следующих целей:
•
формирование у обучающихся уверенности в ценности образования,
значимости физических знаний для современного квалифицированного
специалистаприосуществленииегопрофессиональнойдеятельности;
•
формирование естественно-научнойграмотности;
•
овладение специфической системой физических понятий,
терминологией исимволикой;
•
освоениеосновныхфизическихтеорий,законов,закономерностей;
•
овладение основными методами научного познания природы,
используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение
гипотез, проведениеэксперимента);
4

овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять
полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими
величинамивнаблюдаемомявлении,делатьвыводы;
•
формирование умения решать физические задачи разных уровней
сложности;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностейвпроцессеприобретениязнанийсиспользованиемразличных
источниковинформацииисовременныхинформационныхтехнологий;
•
умений формулировать и обосновывать собственную позицию по
отношениюк физической информации, получаемой из разных источников;
•
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
•
ОсвоениекурсаООД«Физика»предполагаетрешениеследующихзадач:
•
приобретениезнанийофундаментальныхфизическихзаконах,лежащих в
основе современной физической картины мира, принципов действия
технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных
открытияхвобластифизики,оказавшихопределяющеевлияниенаразвитие техники
итехнологии;
понимание физической сущности явлений, проявляющихся
•
производственнойдеятельности
•
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
ОсвоениекурсаООД«Физика»предполагаетрешениеследующихзадач:
•
приобретениезнанийофундаментальныхфизическихзаконах,лежащих в
основе современной физической картины мира, принципов действия
технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных
открытияхвобластифизики,оказавшихопределяющеевлияниенаразвитие техники
итехнологии;
•
понимание физической сущности явлений, проявляющихся
Вра
мках
производственнойдеятельности;
освоение способов использования физических знаний длярешения
•
практических
и
профессиональных задач,
объяснения
явленийприроды,
производственныхитехнологическихпроцессов,принципо
дейс
в
твия
•

5

технических приборов и устройств, обеспечения безопасности
производства и охраныприроды;
•
формированиеуменийрешатьучебно-практическиезадачифизического
содержаниясучётомпрофессиональнойнаправленности;
•
приобретениеопытапознанияисамопознания;уменийставитьзадачии
решатьпроблемысучётомпрофессиональнойнаправленности;
•
формирование умений искать, анализировать и обрабатывать
физическуюинформациюсучётомпрофессиональнойнаправленности;
•
подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей
профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности,
характерных для профессий / должностей служащих или специальностей,
получаемыхвпрофессиональныхобразовательныхорганизациях;
•
подготовкакформированиюобщихкомпетенцийбудущегоспециалиста:
самообразования, коммуникации, проявления гражданско- патриотической
позиции,сотрудничества,принятиярешенийвстандартнойинестандартной
ситуациях,проектирования,проведенияфизическихизмерений,эффективногои
безопасного использования различных технических устройств, соблюдения
правилохранытрудаприработесфизическимиприборамииоборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физикидля
системы среднего профессионального образования заключается в необходимости
реализации профессиональной направленности решаемыхзадач,
учётаособенностейсферыдеятельностибудущихспециалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийсядолжен знать:
•
З.1
смыслпонятий:физическоеявление,гипотеза,закон,теория,вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующиеизлучения;
•
З.2. смыслфизическихвеличин:скорость,ускорение,масса,сила,импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,
средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,
элементарный электрический заряд;
•
З.3. смысл физических законов классической механики, всемирного
тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
термодинамики,электромагнитнойиндукции,фотоэффекта;
•
З.4. вкладроссийскихизарубежныхученых,оказавшихнаибольшеевлияние на
развитиефизики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
•
У.1. проводитьнаблюдения,планироватьивыполнятьэксперименты,
•
У.2. выдвигатьгипотезыистроитьмодели,
•
У.3. применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразныхфизическихявленийисвойстввеществ;
•
У41. практическииспользоватьфизическиезнания;
•
У.5. оцениватьдостоверностьестественно-научнойинформации;
•
У.1. использовать приобретенные знания и умения для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
6

У.6.
описыватьиобъяснятьфизическиеявленияисвойствател:свойства
газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение
электромагнитныхволн;волновыесвойствасвета;излучениеипоглощениесвета
атомом;фотоэффект;
•
У.7. отличатьгипотезыотнаучныхтеорий;
•
У.8. делатьвыводынаосновеэкспериментальныхданных;
•
У.9.
приводитьпримеры,показывающие,что:наблюденияиэксперимент
являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять
известные
явления
природы и
научные
факты,
предсказывать
еще
неизвестныеявления;
•
У.10. приводить примеры практического использования физических знаний:
законов механики термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций,
квантовойфизикивсозданииядернойэнергетики,лазеров;
•
У.11. восприниматьинаосновеполученныхзнанийсамостоятельнооценивать
информацию,содержащуюсявсообщенияхСМИ,Интернете,научно-популярных статьях.
•
У.12. применятьполученныезнаниядлярешенияфизическихзадач;
•
У.13. определять характер физического процесса по графику, таблице,
формуле*;
У.14. измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с
учетом их погрешностей.
•

Планируемые результаты
освоения
общеобразовательной
дисциплинывсоответствиисФГОССПОинаосновеФГОСС00
ОсобоезначениедисциплинаимеетприформированиииразвитииОКиПК
(ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по професс

7

Код инаименование
формируемых компетенций
ОК01.Выбиратьспособырешения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
1
0бщие
Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- сформироватьпредставленияоролииместефизики
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, и астрономии в современной научной картине мира,о
трудолюбие;
системообразующей роли физики в развитии
- готовность к активной деятельности технологической и естественныхнаук,техникиисовременныхтехнологий,
социальной направленности, способностьинициировать, овкладероссийскихизарубежныхученых-физиковв
планировать и самостоятельно выполнять такую развитие науки; понимание физической сущности
наблюдаемых явлений микромира, макромира и
деятельность;
понимание
роли
астрономии
в
- интерес к различным сферам профессиональной метамера;
практической деятельности человека и дальнейшем
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными научно-техническом развитии, роли физики в
формировании
кругозора и
функциональной
действиями:
грамотности
человека
для
решения
практических
а)базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать задач;
проблему,рассматриватьеевсесторонне;
- сформироватьумениярешатьрасчетныезадачис
явно
физической
моделью,
используя
-устанавливать существенный признак или основания для заданной
сравнения, классификации и обобщения;
физические законы и принципы; на основеанализа
- определять цели деятельности, задавать параметры и условия задачи выбирать физическую модель,
выделять физические величины и формулы,
критерии ихдостижения;
- выявлять
закономерности и противоречия в необходимыедляеерешения,проводитьрасчетыи
оценивать реальность полученного значения
рассматриваемыхявлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать физической величины; решать качественные задачи,
соответствие результатов целям, оценивать риски выстраивая логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы,
последствийдеятельности;
- развивать креативное мышление при решении закономерностиифизическиеявления;
жизненныхпроблем
- владеть
основополагающими
физическими
понятиями и величинами, характеризующими
б)базовыеисследовательской действия:
- владеть
навыками учебно-исследовательской и физическиепроцессы(связаннымисмеханическим
движением, взаимодействием тел, механическими
проектнойдеятельности,навыкамиразрешенияпроблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
строением вещества, тепловымипроцессами;
актуализироватьзадачу,выдвигатьгипотезуеерешения,

8

находить аргументы для доказательства своих
электрическимимагнитнымполями,электрическим
током, электромагнитными колебаниями и волнами;
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
результаты, критически оценивать их достоверность, строениематомаиатомногоядра,радиоактивностью);
владение основополагающими астрономическими
прогнозироватьизменениевновыхусловиях;
- уметь переносить знания в познавательную и понятиями,позволяющимихарактеризоватьпроцессы,
происходящие на звездах, в звездных системах, в
практическуюобластижизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных межгалактической среде; движение небесных тел,
эволюциюзвездиВселенной;
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные - владеть закономерностями, законами итеориями
(законвсемирноготяготения,I,IIиIIIзаконы
Ньютона,
подходы ирешения;
сохранения
механическойэнергии,
- способность их использования в познавательной и закон
законсохраненияимпульса,принципсуперпозиции сил,
социальнойпрактике.
принцип равноправности инерциальных систем отсчета;
молекулярно-кинетическую теориюстроения вещества,
газовые законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона,
закон Ома для участкацепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитнойиндукции, закон сохранения энергии,
закон
прямолинейного
распространениясвета,законотражениясвета,закон
преломления света; закон сохранения энергии, закон
сохранения
импульса,
закон
сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового
числа, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических явлений и
процессов.

9

OK02.Использоватьсовременные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современномууровнюразвитиянаукииобщественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурноммире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми ипознания

-уметь учитывать границы применения изученных
физических
моделей:
материальная
точка,
инерциальная система отсчета, идеальный газ;
модели строения газов, жидкостей и твердых тел,
точечныйэлектрическийзаряд,ядернаямодельатома,
нуклонная модель атомного ядра при решении
физическихзадач.

10

мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельностьиндивидуальноивгруппе;
- Овладение
универсальными
учебнымипознавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть
навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информацииразличныхвидовиформпредставления;
- создавать тексты в различных форматах сучетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальнуюформупредставленияивизуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствиеправовымиморально-этическимнормам;
- использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этическихнорм,норминформационнойбезопасности;
- владеть
навыками
распознавания
и защиты
информации,информационнойбезопасностиличности.

11

OK 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность
нравственного
сознания,
этическогоповедения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственныенормыиценности;
- осознание личного вклада в построениеустойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителями (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизнив
соответствиистрадицияминародовРоссии;
Овладение универсальными регулятивнымидействиями:

-владетьосновнымиметодаминаучногопознания,
используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и используя
известные методы оценки погрешностей измерений,
проводить исследование зависимостей физических
величин с использованием прямых измерений,
объяснять полученные результаты, используя
физические теории, законы и понятия, и делать
выводы;соблюдатьправилабезопасноготрудапри
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента
и
учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых

12

а)самоорганизация:
- самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельностиижизненныхситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетомимеющихсяресурсов,собственныхвозможностей
ипредпочтений;
- даватьоценкуновымситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудициивразныхобластяхзнаний,постоянноповышать
свойобразовательныйикультурныйуровень;
б)самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верногорешения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по ихснижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность ксочувствию
исопереживанию;
социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.

измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических знаний
-овладеть(сформироватьпредставления)правилами записи
физических формул рельефно-точечной системы
обозначений
Л.
Брайля
(для
слепых
и
слабовидящихобучающихся).

13

OK 04. Эффективно
взаимодействоватьиработатьв
коллективе икоманде

- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности исамоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектнойисоциальнойдеятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
-пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойи

-овладетьумениямиработатьвгруппесвыполнением
различных социальных ролей, планировать работу
группы, рационально распределять деятельность в
нестандартныхситуациях,адекватнооцениватьвклад
каждого из участников группы в решение
рассматриваемойпроблемы.

14

индивидуальной работы;
- принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников обсуждать результаты
совместнойработы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, бытьинициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г)принятиесебяидругихлюдей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатовдеятельности;
- признаватьсвоеправоиправодругихлюдейнаошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.

15

OK 05. Осуществлять устную и
письменнуюкоммуникациюна
государственном языке
РоссийскойФедерациисучетом
особенностей социального и
культурногоконтекста

В областиэстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
научноготворчества,присущегофизическойнауке;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традицииитворчествосвоегоидругихнародов,ощущать
эмоциональное воздействиеискусства;
- убежденностьвзначимостидляличностииобщества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурныхтрадицийинародноготворчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а)общение:
- осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни;
- распознавать
невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций исмягчать

-уметьраспознаватьфизическиеявления(процессы)
и объяснять их на основе изученных законов:
равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, движениепо
окружности,
инерция,
взаимодействие
тел,
колебательное движение, резонанс, волновое
движение; диффузия, броуновское движение,
строениежидкостейитвердыхтел,изменениеобъема
тел
при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение,
влажность
воздуха,
связь
среднейкинетическойэнергиитепловогодвижения
молекул с абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в закрытомсосуде,
связь между параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация тел, взаимодействие
зарядов,
нагревание
проводника
с
током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная

16

конфликты;
-развернутоилогичноизлагатьсвоюточкузренияс
использованием языковыхсредств.

ОК07.Содействоватьсохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
сформированность экологической культуры,понимание
влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобальногохарактераэкологическихпроблем;
- планированиеиосуществлениедействийвокружающей среде
на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение
опыта деятельности экологической
направленностинаосновезнанийпофизике.
-

индукция,действиемагнитногополянапроводникс
током и движущийся заряд, электромагнитные
колебания и волны, прямолинейноераспространение
света, отражение, преломление, интерференция,
дифракция и поляризация света, дисперсиясвета;
фотоэлектрический эффект, световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома водорода,
естественнаяиискусственнаярадиоактивность.
-сформироватьуменияприменятьполученныезнания
для объяснения условий протекания физических
явлений в природе и для принятияпрактических
решений в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовымиприборами
итехническимиустройствами,сохраненияздоровьяи
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий для
рациональногоприродопользования.

ПК.3..

17

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен
обладать
профессиональными
компетенциями
(далее
ПК),
соответствующими основным видам деятельности:предусмотренными
пунктом 2.4 ФГОС СПО, сформированными в том числе на основе
профессиональных стандартов указанных в ПООП:
Виды деятельности
Профессиональные компетенции, соответствующие
видам деятельности
1
2
выполнение работ
ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке),
по ремонту и
монтажу
(демонтажу)
сельскохозяйственных
наладке
машин и оборудования.
сельскохозяйственн ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов
ых машин и
сельскохозяйственных машин и оборудования.
оборудования (по
ПК 1.3. Производить восстановление деталей
выбору)
сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.4. Выполнять стендовую обкатку, испытание,
регулирование
отремонтированных
сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных
машин и оборудования.
Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности
формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках дисциплины:

и

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в
ЛР 14
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
ЛР 25
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
ЛР 27
личностное развитие.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Активно применяющий полученные знания на практике
ЛР 31

14

2. Структураисодержаниеобщеобразовательнойдисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

118

Содержание

118

Вт.ч.:

теоретическое обучение

94

лабораторные занятия

24

контрольные работы проводятся за счет лаьораторных занятий з

8
семестры

, экзамен

1

2

34

84

3

4

Э

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика» 118ч
аименование разделов и тем

1
Введение.
Физика и методы
научногопознания

Тема 1.1 Основы
кинематики

Тема 1.2 Основы
динамики

Тема 1.3 Законы
сохранения в
механике

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)

2

Объем часов

Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
природы.Моделированиефизическихявленийипроцессов.Рольэкспериментаитеориив процессе
познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости
физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физическойкартинемира.Погрешностиизмеренийфизическихвеличин.
Раздел 1. Механика
Содержание учебного материала:
Механическоедвижениеиеговиды.Материальнаяточка.Скалярныеивекторные
физическиевеличины.Относительностьмеханическогодвижения.Системаотсчета.
ПринципотносительностиГалилея.Траектория.Путь.
Перемещение.Равномерноепрямолинейноедвижение.Скорость.Уравнениедвижения. Мгновенная и
средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с
постоянным ускорением свободного падения. Равномерное
движениеточкипоокружности,угловаяскорость.Центростремительноеускорение.
Кинематика абсолютно твердоготела.
Содержание учебного материала:
Основнаязадачадинамики.Сила.Масса.ЗаконымеханикиНьютона.Силывприроде.Сила
тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая
скорость.ДвижениепланетималыхтелСолнечнойсистемы.Вес.Невесомость.Силы
упругости.
Силытрения.

2

Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применениезаконов
сохранения. Использование законовмеханики для объяснениядвижения

5

4

3

Формируемые общие
и профессиональные
компетенции

4

ОК03
ОК05
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР31

14 ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК 1.1.
ПК.1.2
ПК 1.3.
ПК.1.4
ПК 1.5
5
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР31

15

небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической
механики.
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1 Основы
Содержание учебного материала:
молекулярно-кинетической Основныеположениямолекулярно-кинетическойтеории.Размерыимассамолекули
теории
атомов.Броуновскоедвижение.Строениегазообразных,жидкихитвердыхтел.Идеальный газ. Давление
газа.
Основное
уравнение
молекулярно-кинетической
теории
газов.
Температураиееизмерение.Абсолютныйнультемпературы.Термодинамическаяшкала
температуры.Температуразвезд.Скоростидвижениямолекулиихизмерение.Уравнение
состоянияидеальногогаза.Изопроцессыиихграфики.Газовыезаконы.
Лабораторные работы:№1
1. Изучение одного из изопроцессов.
Тема 2.2 Основы
Содержание учебного материала:
термодинамики
Внутренняяэнергия.Работаитеплопередача.Количествотеплоты.Уравнениетеплового
баланса.
Первое начало термодинамики.
Адиабатный процесс. Второе начало
термодинамики.Тепловыедвигатели.КПДтепловогодвигателя.Охранаприроды.
Тема 2.3 Агрегатные Содержание учебного материала:
состояния вещества и фазовые Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность воздуха.
переходы
Приборы
для
определения
влажности
воздуха.
Кипение.
Зависимость
температурыкипенияотдавления.Характеристикажидкогосостояниявещества.Ближний
порядок.
Поверхностное
натяжение.
Смачивание.
Капиллярные
явления.Характеристика
твердогосостояниявещества.Кристаллическиеиаморфныетела.
Лабораторные работы:№2
2. Определение влажности воздуха.
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1 Электрическое Содержание учебного материала:
поле
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.
Электрическое
поле.
Напряженность
электрического
поля.
Принцип
суперпозицииполей.Проводникивэлектрическомполе.Диэлектрикивэлектрическом
поле.Поляризациядиэлектриков.Потенциал.Разностьпотенциалов.Эквипотенциальные
поверхности.Связьмеждунапряженностьюиразностьюпотенциаловэлектрического
поля.Электроемкость.Конденсаторы.Энергиязаряженногоконденсатора.Применение конденсаторов

4

6

20 ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ПК 1.1.
ПК.1.2
ПК 1.3.
2 ПК.1.4
ПК 1.5
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР31

6

6

1
1
35 ОК01-ОК7
ПК 1.1- ПК1.5
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР3

16

Тема 3.2
Законы постоянноготока

Содержание учебного материала:
Условия,необходимыедлявозникновенияиподдержанияэлектрическоготока.Силатока.
Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и последовательное
соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока Закон
Джоуля—Ленца. Электродвижущаясилаисточникатока. ЗаконОма для полнойцепи.

Лабораторные работы:
Изучениезаконовпоследовательногоипараллельногосоединенийпроводников.№3
ИзмерениеЭДСивнутреннегосопротивленияисточникатока.№4
Тема3.3Электрическийток Содержание учебного материала:
в различных средах
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза
Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в
полупроводниках.
Собственная
и
примесная
проводимости.
Р-n
переход.
Полупроводниковыеприборы. Применениеполупроводников.
Тема 3.4 Магнитноеполе
Содержание учебного материала:
Векториндукциимагнитногополя.Взаимодействиетоков.СилаАмпера.Применениесилы
Ампера.Магнитныйпоток.Действиемагнитногополянадвижущийсязаряд.СилаЛоренца. Применение
силы
Лоренца.
Магнитные
свойства
вещества.
Солнечная
активность
и
её
влияниенаЗемлю.Магнитныебури.
Тема 3.5 Электромагнитная Содержание учебного материала:
индукция
Явлениеэлектромагнитнойиндукции.Законэлектромагнитнойиндукции.ПравилоЛенца.
Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явлениесамоиндукции. Индуктивность. Энергиямагнитногополятока. Электромагнитноеполе.
Лабораторные работы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции№5
Контрольнаяработа№2«Электрическоеполе.Законы постоянноготока.Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1 Механические Содержание учебного материала:
колебания и волны
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при
колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные
механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и

6

2
2
5

5

5

11
6

2
2

ОК01-ОК7
ПК 1.1- ПК1.5
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР3

17

его применение.
Тема 4.2 Электромагнитные Содержание учебного материала:
колебания и волны
Свободныеэлектромагнитныеколебания.Превращениеэнергиивколебательномконтуре.
Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Резонанс в
электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Получение, передача и
распределение электроэнергии.Электромагнитные волны.
Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный.
контур.ОпытыГ.Герца.ИзобретениерадиоА.С.Поповым.Понятиеорадиосвязи.Принципрадиосвязи.Пр
именениеэлектромагнитныхволн
Тема 5.1 Природасвета

Тема 5.2
Волновыесвойствасвета

Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломлениясвета.ПринципГюйгенса.Солнечныеилунныезатмения.Полноеотражение.
Линзы.Построениеизображениявлинзах.Формулатонкойлинзы.Увеличениелинзы.
Глазкакоптическаясистема.Оптическиеприборы.Телескопы.
Лабораторные работы:
6. Определение показателя преломления стекла№6
Содержание учебного материала:
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.
КольцаНьютона.Использованиеинтерференциивнаукеитехнике.Дифракциясвета. Дифракция на
щели
в
параллельных
лучах.
Дифракционная
решетка.
Поляризация
поперечныхволн.Поляризациясвета.Поляроиды.Дисперсиясвета.Видыизлучений. Виды спектров.
Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд.
Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновскиелучи .Их природа и свойства.
Шкала электромагнитных излучений.

Лабораторные работы:7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной
решетки.№7
Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
Тема 5.3
Специальнаятеорияотносительн Инвариантностьмодуляскоростисветаввакууме.Энергияпокоя.Связьмассыиэнергии
ости
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика

5

5

6

16 ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ПК 1.1.
ПК.1.2
1
ПК 1.3.
ПК.1.4
ПК 1.5
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР31

1
1
2
11

ОК 01
18

Тема 6.1 Квантоваяоптика

Содержание учебного материала:
КвантоваягипотезаПланка.Тепловоеизлучение.Корпускулярно-волновойдуализм. Фотоны.
Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое
действиесвета.ОпытыП.Н.ЛебедеваиН.И.Вавилова.Фотоэффект.УравнениеЭйнштейнадляфото
эффекта.Применениефотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и атомного ядра Развитие
взглядов
на
строение
вещества.Модели строения атомного
ядра.Ядернаямодельатома.ОпытыЭ.Резерфорда.МодельатомаводородапоН.Бору. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Радиоактивныепревращения.Способынаблюденияирегистрациизаряженныхчастиц.
Строениеатомногоядра.Дефектмассы,энергиясвязииустойчивостьатомныхядер.
Ядерныереакции.Ядернаяэнергетика.Энергетическийвыходядерныхреакций.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая
цепнаяреакция. Ядерный реактор.Термоядерный синтез.Энергиязвезд. Получение
радиоактивных изотопов и их применение.
Биологическоедействиерадиоактивныхизлучений.Элементарныечастицы.

5

Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»

1
9
3
2

Тема 7.1 Строение
Солнечной
системы
Тема 7.2
ЭволюцияВселенной

Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна.
Практическая работа №16-16 Изучение карты звездного неба
Содержание учебного материала:
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.

Промежуточная аттестация: Экзамен

5

4

Всего:

ОК02
ОК04
ОК05
ОК07.
ПК 1.1.
ПК.1.2
ПК 1.3.
ПК.1.4
ПК 1.5
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР31

ОК01-ОК7
ПК 1.1- ПК1.5
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР3

6
118

19

3.
3.1.

1.
2.
3.
4.
5.

9.
10.
11.
12.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализацияпрограммыдисциплинытребуетналичияучебногокабинета
физики.
Оборудование учебного кабинета:
Цифроваялабораторияпофизикедляучителя;
Цифроваялабораторияпофизикедляученика;
Весытехническиесразновесами;
Комплектдлялабораторногопрактикумапооптике;
Комплектдлялабораторногопрактикумапомеханике;
6.
Комплект
для
лабораторного
практикума
по
молекулярнойфизикеитермодинамики;
7.
Комплект для лабораторного практикума по электричеству (сгенератором);
8.
Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной,
ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрическойэнергетики);
Амперметрлабораторный;
Вольтметрлабораторный;
Колориметрснаборомкалориметрическихтел;
Термометрлабораторный;
13.
Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых
источниковэнергии;
Барометр-анероид;
Блок питаниярегулируемый;
Веб-камеранаподвижномштативе;
Видеокамерадляработысоптическимиприборами;
Генераторзвуковой;
Гигрометр(психрометр);
Грузнаборный;
Динамометрдемонстрационный;
22.
Комплект
посуды
демонстрационной
с
принадлежностями;
Манометр жидкостнойдемонстрационный;
Метрдемонстрационный;
Микроскопдемонстрационный;
Насос вакуумныйКомовского;
Столикподъемный;
Штатив демонстрационныйфизический;
Электроплитка;
Набордемонстрационныйпомеханическимявлениям;

20

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
64.
65.
67.

31.
32.

Набордемонстрационныйподинамикевращательного движения;
Набор
демонстрационный
по
механическим колебаниям;
Набордемонстрационныйволновыхявлений;
ВедеркоАрхимеда;
МаятникМаксвелла;
Набор тел равногообъема;
Набор тел равноймассы;
Прибордлядемонстрацииатмосферногодавления;
Призма, наклоняющаяся сотвесом;
Рычагдемонстрационный;
Сосудысообщающиеся;
Стакан отливнойдемонстрационный;
ТрубкаНьютона;
ШарПаскаля;
45.
Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловымявлениям;
Набордемонстрационныйпогазовымзаконам;
Наборкапилляров;
Трубкадлядемонстрацииконвекциивжидкости;
Цилиндрысвинцовыесостругом;
Шар скольцом;
Высоковольтныйисточник;
ГенераторВан-де-Граафа;
Дозиметр;
Камертонынарезонансныхящиках;
55.
Комплект
приборов
и
принадлежностей
для
демонстрациисвойствэлектромагнитныхволн;
56.
Комплект
приборов
для
изучения
принципов радиоприема
ирадиопередачи;
Комплектпроводов;
Магнитдугообразный;
Магнит полосовойдемонстрационный;
Машинаэлектрофорная;
Маятникэлектростатический;
НаборпоизучениюмагнитногополяЗемли;
63.
Набор
демонстрационный
по магнитному
полю
кольцевыхтоков;
Набордемонстрационныйпополупроводникам;
Набордемонстрационныйпопостоянномутоку;
66.
Набордемонстрационныйпоэлектрическомутокув вакууме;
Набордемонстрационныйпоэлектродинамике;

21

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
85.
86.

Набордлядемонстрациимагнитныхполей;
Набордлядемонстрацииэлектрическихполей;
Трансформаторучебный;
Палочка стеклянная;
Палочкаэбонитовая;
ПриборЛенца;
Стрелкимагнитныенаштативах;
Султанэлектростатический;
Штативыизолирующие;
Электромагнитразборный;
Набордемонстрационныйпогеометрическойоптике;
Набордемонстрационныйповолновойоптике;
Спектроскопдвухтрубный;
Наборспектральныхтрубоксисточникомпитания;
Установкадляизученияфотоэффекта;
НабордемонстрационныйпопостояннойПланка;
84.
Комплект
наглядных
пособий
Комплектпортретовдляоформлениякабинета;
Комплектдемонстрационныхучебныхтаблиц.

для

постоянного использования;

При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых случаях могут
проводиться в имеющихся в образовательной организациимастерских или лабораториях.
3.2.

Информационное обеспечениеобучения

1.

Для реализации программы библиотечный фонд образовательнойорганизации
должен
иметь
печатные
и/или
электронные
образовательные
и
информационныересурсы,рекомендованныедляиспользованиявобразовательном
процессе,нестаршепятилетсмоментаиздания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

22

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контрольиоценкараскрываютсячерезусвоенныезнанияиприобретенные обучающимися
умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами. Для контроля и оценки
результатов
обучения
преподавательвыбираетформыиметодысучетомпрофессионализацииобучения
по
программедисциплины.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельностиприменительнок
различнымконтекстам

Раздел/Тема

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,3.4.,
3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.
ОК 02. Использовать
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
современные средства поиска,
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
анализа и интерпретации
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
информации и информационные 3.4., 3.5.
технологии для выполнения
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
задач профессиональной
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
деятельности
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.

ОК05.Осуществлятьустнуюи
письменную коммуникациюна
государственном языке
Российской Федерации с
учетомособенностей

Тип оценочных
мероприятий
устныйопрос;
фронтальныйопрос;
- оценка контрольных
работ;
- наблюдениезаходом
выполнения
лабораторныхработ;
- оценка выполнения
лабораторныхработ;
- оценка
практических работ
(решения качественных,
расчетных,
профессионально
ориентированныхзадач);
- оценкатестовыхзадан
ий;
- наблюдение за ходом
выполнения
индивидуальных
проектов и оценка
выполненных проектов;
- оценка выполнения
домашних
самостоятельных работ;
- наблюдение иоценка
решениякейс-задач;
- наблюдение иоценка
деловойигры;
- дифференцированный
зачет.

23

социального и
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
культурногоконтекста
Раздел7.Темы7.1.,7.2.
ОК 07. Содействовать
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
сохранению окружающей
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
среды, ресурсосбережению,
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
применять знания об изменении 3.4., 3.5.
климата, принципы бережливого Раздел4.Темы4.1.,4.2.
производства, эффективно
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
действовать в чрезвычайных
Раздел7.Темы7.1.,7.2.
ситуациях

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».