СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4-10 10-13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 3 1. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «Основы православной культуры» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии со ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины содержание программы «Основы православной культуры» направлено на достижение следующих целей: • развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины; • готовность и способность обучающихся к личностному развитию и самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок на основе российских традиционных православных христианских духовных и нравственных ценностей, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы с учетом нравственных принципов, исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви, способность к осознанию и принятию российской гражданской идентичности в поликультурном российском социуме. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО: Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения -уметь критически анализировать для решения познавательной задачи источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные); выявлять общее и различия; привлекать контекстную 4 различным контекстам задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов информацию при работе с источниками; -владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинноследственные, пространственные связи событий, явлений, исторических и культурных процессов православного христианства с древнейших времен до настоящего времени; -уметь анализировать, характеризовать и сравнивать события, явления, процессы становления и развития православного христианства с древнейших времен до настоящего времени; -сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат православного христианства; -уметь выдвигать гипотезы, проверять их, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; -принимать участие в научноисследовательской работе по основам православной культуры, проводимой на базе научных обществ и публично представлять полученные результаты на студенческих конференциях разного уровня - уметь осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск информации по основам православной культуры в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности и основ православного христианства; - уметь объяснять критерии поиска исторических источников по основам православного христианства и находить их; учитывать при работе 5 поиска информации ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. специфику современных источников социальной и личной информации; объяснять значимость конкретных источников при изучении событий и процессов православного христианства; приобретение опыта осуществления учебноисследовательской деятельности; - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе исторической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат православного христианства; - приобретать опыт осуществления проектной деятельности в: - форме участия в подготовке учебных проектов по основам православной культуры, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.); - приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России - уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории, истории христианства, их участников, образа жизни людей и изменений в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; -отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации отечественной истории; рассказывать о подвигах 6 ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения Умения: описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения христиан, разоблачать фальсификации отечественной истории; - понимать значимость России в мировых политических и социальноэкономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение событий; - уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории, истории христианства, их участников, образа жизни людей и изменений в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; -уметь выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; -уметь устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России, истории христианства в ХХ – начале XXI в.; -уметь анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, по основам православной культуры ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; -знать ключевые события, основные даты и этапы по истории христианства в ХХ – начале XXI в.; 7 выдающихся деятелей РПЦ; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры; -уметь характеризовать вклад православной культуры в мировую культуру; -способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию на основе исторических и культурных традиций православного христианства; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание норм православной морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви; готовность на их основе к развитию своей личности, участию в общественных отношениях, выбору профессии, профессиональному обучению и профессиональной деятельности; -системное знание православной культуры во всех ее основных составляющих, ее роли в развитии русской культуры, российской культуры, мировой культуры, в истории России, человечества; - понимание значения православной христианской нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, народа, общества, ее значения и роли в деятельности людей в основных сферах общественной жизни (духовная сфера, социальные отношения, право, политика, экономика); формирование устойчивых представлений об исторической роли Русской Православной Церкви в становлении российского гражданского общества и российской государственности. ПК 1.2. 0 8 Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках дисциплины: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Личностные результаты реализации программы воспитания Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Готовность к служению Отечеству, его защите Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 11 9 жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 В т.ч.: 36 Основное содержание в т. ч.: теоретическое обучение 36 лабораторные работы 0 практические занятия 0 Профессионально ориентированное содержание В т.ч.: 0 теоретическое обучение 0 лабораторные работы 0 практические занятия 0 Контрольные работы 4 Промежуточная аттестация ДЗ 1 семестр 1 Количество часов 2 3 4 36 10 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 2 II курс 3 Раздел 1. Человек в православной культуре и современном мире. Содержание учебного материала 1.1 Православное понимание человека (христианская антропология). Человек и Бог. 1.2 Православная христианская историософия. 1.3 Человек в Церкви. 1.4 Смысл жизни человека, иерархия жизненных ценностей в православной культуре, традиции. Духовная жизнь, духовное руководство. 1.5 Православная аскетика. 1.6 Общественное служение человека. Мировоззренческие и нравственные ориентиры выбора профессии, профессиональной деятельности в современном обществе. Контрольная работа: Человек в православной культуре и современном мире. Содержание учебного материала 2.1 Учение о Церкви в православной христианской традиции. 2.2.Церковь и общество. Православная культура отношений в различных сферах общественной жизни. 2.3. Церковь о семье, положении и правах семьи в обществе и государстве, семейной политике. Раздел 2. Церковь в современном обществе и государстве. 4 семестр 7 1 1 1 1 Коды общих и профессиональных компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 8 1 1 1 12 1 1 ОК 1, ОК2, ОК 4, ОК5, ОК.6 ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 8, ЛР 11 1 11 2.4 Церковь и народ. Православные христианские основы национального самосознания. 2.5. Христианская этика ведения хозяйства, предпринимательства. 2.6 Православная культура в художественном творчестве, искусстве. Церковь в современной культуре. Церковь и средства массовой информации, православная журналистика. 2.7 Церковь и государство. Правовые условия религиозной жизни, деятельности религиозных организаций. Светское и церковное право. Православное христианское правосознание, правовая культура. Православная культура в политике, политической деятельности. 2.8 Церковь и армия, войсковое священство. 2.9 Государственно-церковные отношения в Российской Федерации, других странах канонического присутствия Русской Православной Церкви. 2.10 Церковь и глобальные проблемы современного мира (безопасность, экология, демография и др.). Православная культура в условиях информационной и культурной глобализации (вызовы и возможности). 2.11 Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. Контрольная работа по теме: «Церковь в современном обществе и государстве». Раздел 3. Содержание учебного материала Церковь в 3.1 Исторические и культурные традиции образования. образовании и 3.2 Роль православной христианской религии и Церкви в образовании, в формировании науке. современной системы образования. 3.3 Религиозное образование Русской Православной Церкви: история, традиции и современность. Духовное образование в истории Церкви. Православные духовные школы. 3.4 Церковно-научные, богословские исследования. 3.5 Подготовка церковнослужителей. Приходское образование, воскресные школы, катехизация. Православная общеобразовательная школа. Церковно-приходская школа, преподавание Закона Божьего в российской школе. 3.6 Православное образование в современной российской светской школе: преподавание православной культуры в системе общего образования, православной теологии в вузах, православный компонент образования в частных общеобразовательных организациях. Православный компонент в среднем и высшем профессиональном образовании 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 ОК 1, ОК2, ОК 4, ОК5, ОК.6 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 8, ЛР 11 1 1 1 1 12 (медицинском, военном, педагогическом и др.). Современные православные частные (негосударственные) организации общего, высшего, дополнительного образования. 3.7 Церковь и наука. Роль христианского мировоззрения, православной культуры в формировании научного способа мышления. Церковь о целях науки, нравственных ограничениях в научных исследованиях, научной деятельности. 3.8 Православная христианская биоэтика. Контрольная работа по теме: «Церковь в образовании и науке». Раздел 4. Содержание учебного материала Русская 4.1 Русская Православная Церковь в семье Поместных Православных Церквей. Православная Вселенская Церковь. Церковь в 4.2 Межконфессиональные и межрелигиозные отношения Русской Православной Церкви. России и Межконфессиональный и межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. мире. 4.3 Взаимодействие Русской Православной Церкви с традиционными религиозными организациями народов России в разных сферах общественной жизни, его значение для укрепления гражданского мира в российском обществе, единства Российского государства. 4.4 Организационное устройство и управление в Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Религиозные организации: церковные общины, епархии, монастыри и др. Поместные соборы. Архиерейские Соборы. 4.5 Патриарх Московский и всея Руси. Московская Патриархия. Священный Синод. Синодальные отделы. Контрольная работа по теме: «Русская Православная Церковь в России и мире». Урок повторения и обобщения. Дифференцированный зачет 1 1 1 8 1 1 ОК 1, ОК2, ОК 4, ОК5, ОК.6 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 8, ЛР 11 1 1 1 1 1 1 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрено специальное помещение кабинет Основ православной культуры, оснащённый оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиапроектор с экраном. 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 3.2.1 Основные источники: 1. Шевченко Л.Л. «Семья в календаре православных праздников», (8-й год обучения): Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий., изд. «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», Москва, 2015г. Книга №1, 2, 3. 3.2.2 Дополнительные источники Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., «Культура семьи»: Учебное пособие. Москва, 2009г. Бородина А.В. ОДНКНР: Основы православной культуры. 10 класс. Учебное пособие. — М.: МОФ «ОПК», 2020. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник — Изд. 3-е. — М.: МОФ «ОПК», 2014. Бородина А.В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. Лекции по МХК, ОПК, искусству. — М.: МОФ «ОПК», 2007. Бородина А.В. Византинизм и русский национальный стиль. Лекции по МХК, ОПК, ИРК. — М.: МОФ «ОПК», 2006. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики. — Изд-е 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2007. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Код и наименование формируемых компетенций Раздел/Тема ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Раздел 1-4, П-о/с ОК02. Использоватьсовременные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Раздел 1-4, П-о/с ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Раздел 1-4, П-о/с ОК 05. Осуществлять устную и Раздел 1-4, П-о/с письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Тип оценочных мероприятий Диагностическаяработа Контрольная работа Самооценка и взаимооценка Презентация минипроектов Устный и письменный опрос Выполнение тестовых заданий, написание эссе, написание сочинений, создание кроссвордов. Результаты выполнения учебных заданий Разработка маршрута образовательного путешествия Подготовка докладов и сообщений, выступления во время учебных занятий, на конференциях, диспутах. Промежуточная аттестация (выполнение заданий дифференцированного зачета) ПК 0 15