ДУД 18 ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (2023) 43.01.09

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4-10

10-13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

3

1. 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Основы православной культуры»
является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии со ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
содержание программы «Основы православной культуры» направлено на
достижение следующих целей:
• развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;
• готовность и способность обучающихся к личностному развитию и
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок на основе российских традиционных православных
христианских духовных и нравственных ценностей, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,
экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные
планы с учетом нравственных принципов, исторических и культурных
традиций православного христианства, Русской Православной Церкви,
способность к осознанию и принятию российской гражданской
идентичности в поликультурном российском социуме.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО:
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

Умения: распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать
задачу
и/или
проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения

-уметь критически анализировать для
решения
познавательной
задачи
источники
разных
типов
(письменные,
вещественные,
аудиовизуальные); выявлять общее и
различия; привлекать контекстную
4

различным
контекстам

задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую
для
решения
задачи
и/или
проблемы; составить план действия;
определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных
сферах;
реализовать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
Знания:
актуальный
профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится
работать
и
жить;
основные
источники информации и ресурсы
для решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной
и
смежных
сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности.

ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения: определять задачи для
поиска информации; определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
практическую
значимость
результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания:
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат оформления результатов

информацию
при
работе
с
источниками;
-владеть
комплексом
хронологических умений, умение
устанавливать
причинноследственные,
пространственные
связи
событий,
явлений,
исторических
и
культурных
процессов
православного
христианства с древнейших времен
до настоящего времени;
-уметь
анализировать,
характеризовать
и
сравнивать
события,
явления,
процессы
становления
и
развития
православного
христианства
с
древнейших времен до настоящего
времени;
-сформировать умения создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе информации из
нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат
православного христианства;
-уметь
выдвигать
гипотезы,
проверять их, формулируя цель
исследования,
анализировать
полученные результаты и делать
выводы;
-принимать участие в научноисследовательской работе по основам
православной культуры, проводимой
на базе научных обществ и публично
представлять полученные результаты
на
студенческих
конференциях
разного уровня
- уметь
осуществлять
с
соблюдением
правил
информационной безопасности поиск
информации
по
основам
православной культуры в справочной
литературе, сети Интернет, средствах
массовой информации для решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия
исторической
действительности
и
основ
православного христианства;
- уметь объяснять критерии поиска
исторических источников по основам
православного
христианства
и
находить их; учитывать при работе
5

поиска информации

ОК 04. Работать в
коллективе
и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

Умения: организовывать работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности.

Знания: психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной
деятельности

ОК 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.

Умения: грамотно излагать свои
мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность
в
рабочем
коллективе
Знания: особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

специфику современных источников
социальной и личной информации;
объяснять значимость конкретных
источников при изучении событий и
процессов
православного
христианства; приобретение опыта
осуществления
учебноисследовательской деятельности;
- сформировать умения создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе исторической
информации
из
нескольких
источников, грамотно использовать
понятийный аппарат православного
христианства;
- приобретать опыт осуществления
проектной деятельности в:
- форме участия в подготовке
учебных проектов по основам
православной культуры, в том числе
– на региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек,
музеев и т.д.);
- приобретать опыт взаимодействия с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности на основе ценностей
современного российского общества:
идеалов гуманизма, демократии, мира
и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур; уважения к
историческому наследию народов
России
- уметь
составлять
описание
(реконструкцию)
в
устной
и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной
истории,
истории
христианства, их участников, образа
жизни людей и изменений в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
-отстаивать историческую правду в
ходе дискуссий и других форм
межличностного взаимодействия, а
также
при
разработке
и
представлении учебных проектов и
исследований по новейшей истории,
аргументированно
критиковать
фальсификации
отечественной
истории; рассказывать о подвигах
6

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

Умения: описывать значимость
своей профессии;
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания: сущность гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности
по
профессии;
стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия его
нарушения

христиан,
разоблачать
фальсификации
отечественной
истории;
- понимать значимость России в
мировых политических и социальноэкономических процессах ХХ –
начала XXI в., знание достижений
страны и ее народа; умение
характеризовать
историческое
значение событий;
- уметь
составлять
описание
(реконструкцию)
в
устной
и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной
истории,
истории
христианства, их участников, образа
жизни людей и изменений в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
-уметь выявлять существенные черты
исторических событий, явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию
в
соответствии
с
заданными
критериями; сравнивать изученные
исторические
события,
явления,
процессы;
-уметь устанавливать причинноследственные,
пространственные,
временные
связи
исторических
событий,
явлений,
процессов;
характеризовать их итоги; соотносить
события истории родного края и
истории
России,
истории
христианства в ХХ – начале XXI в.;
-уметь анализировать текстовые,
визуальные источники исторической
информации,
по
основам
православной культуры ХХ – начала
XXI в.; сопоставлять информацию,
представленную
в
различных
источниках;
-знать ключевые события, основные
даты
и
этапы
по
истории
христианства в ХХ – начале XXI в.;
7

выдающихся
деятелей
РПЦ;
важнейшие достижения культуры,
ценностные ориентиры;
-уметь
характеризовать
вклад
православной культуры в мировую
культуру;
-способность к духовному развитию,
нравственному совершенствованию
на
основе
исторических
и
культурных традиций православного
христианства;
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию;
- знание норм православной морали,
нравственных, духовных идеалов,
хранимых
в
исторических
и
культурных традициях православного
христианства, Русской Православной
Церкви; готовность на их основе к
развитию своей личности, участию в
общественных отношениях, выбору
профессии,
профессиональному
обучению
и
профессиональной
деятельности;
-системное знание православной
культуры во всех ее основных
составляющих, ее роли в развитии
русской
культуры,
российской
культуры, мировой культуры, в
истории России, человечества;
- понимание значения православной
христианской нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи,
народа, общества, ее значения и роли
в деятельности людей в основных
сферах
общественной
жизни
(духовная
сфера,
социальные
отношения,
право,
политика,
экономика);
формирование
устойчивых
представлений об исторической роли
Русской Православной Церкви в
становлении
российского
гражданского общества и российской
государственности.
ПК 1.2.

0

8

Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и
формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках
дисциплины:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности
Готовность к служению Отечеству, его защите
Сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3
ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 7
ЛР 8
ЛР 11
9

жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

В т.ч.:
36

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

36

лабораторные работы

0

практические занятия

0

Профессионально ориентированное содержание
В т.ч.:

0

теоретическое обучение

0

лабораторные работы

0

практические занятия

0

Контрольные работы

4

Промежуточная аттестация ДЗ

1
семестр
1

Количество часов

2

3

4
36

10

2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

Объем
часов

1

2
II курс

3

Раздел 1.
Человек в
православной
культуре и
современном
мире.

Содержание учебного материала
1.1 Православное понимание человека (христианская антропология). Человек и Бог.
1.2 Православная христианская историософия.
1.3 Человек в Церкви.
1.4 Смысл жизни человека, иерархия жизненных ценностей в православной культуре,
традиции. Духовная жизнь, духовное руководство.
1.5 Православная аскетика.
1.6 Общественное служение человека.
Мировоззренческие и нравственные ориентиры выбора профессии, профессиональной
деятельности в современном обществе.
Контрольная работа: Человек в православной культуре и современном мире.
Содержание учебного материала
2.1 Учение о Церкви в православной христианской традиции.
2.2.Церковь и общество. Православная культура отношений в различных сферах
общественной жизни.
2.3. Церковь о семье, положении и правах семьи в обществе и государстве, семейной
политике.

Раздел 2.
Церковь в
современном
обществе и
государстве.

4 семестр

7
1
1
1
1

Коды общих и
профессиональных
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 4, ОК5, ОК.6,
ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6,
ЛР 7, ЛР 8

1
1
1
12
1
1

ОК 1, ОК2, ОК 4,
ОК5, ОК.6
ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6,
ЛР 7, ЛР 8, ЛР 11

1
11

2.4 Церковь и народ. Православные христианские основы национального самосознания.
2.5. Христианская этика ведения хозяйства, предпринимательства.
2.6 Православная культура в художественном творчестве, искусстве. Церковь в
современной культуре. Церковь и средства массовой информации, православная
журналистика.
2.7 Церковь и государство. Правовые условия религиозной жизни, деятельности
религиозных организаций. Светское и церковное право. Православное христианское
правосознание, правовая культура. Православная культура в политике, политической
деятельности.
2.8 Церковь и армия, войсковое священство.
2.9 Государственно-церковные отношения в Российской Федерации, других странах
канонического присутствия Русской Православной Церкви.
2.10 Церковь и глобальные проблемы современного мира (безопасность, экология,
демография и др.). Православная культура в условиях информационной и культурной
глобализации (вызовы и возможности).
2.11 Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви.
Контрольная работа по теме: «Церковь в современном обществе и государстве».
Раздел 3.
Содержание учебного материала
Церковь в
3.1 Исторические и культурные традиции образования.
образовании и 3.2 Роль православной христианской религии и Церкви в образовании, в формировании
науке.
современной системы образования.
3.3 Религиозное образование Русской Православной Церкви: история, традиции и
современность. Духовное образование в истории Церкви. Православные духовные школы.
3.4 Церковно-научные, богословские исследования.
3.5 Подготовка церковнослужителей. Приходское образование, воскресные школы,
катехизация. Православная общеобразовательная школа. Церковно-приходская школа,
преподавание Закона Божьего в российской школе.
3.6 Православное образование в современной российской светской школе: преподавание
православной культуры в системе общего образования, православной теологии в вузах,
православный компонент образования в частных общеобразовательных организациях.
Православный компонент в среднем и высшем профессиональном образовании

1
1
1
1

1
1
1
1
1
9
1
1

ОК 1, ОК2, ОК 4,
ОК5, ОК.6
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 4,
ЛР 5, ЛР 6, ЛР 7,
ЛР 8, ЛР 11

1
1
1
1

12

(медицинском, военном, педагогическом и др.). Современные православные частные
(негосударственные) организации общего, высшего, дополнительного образования.
3.7 Церковь и наука. Роль христианского мировоззрения, православной культуры в
формировании научного способа мышления. Церковь о целях науки, нравственных
ограничениях в научных исследованиях, научной деятельности.
3.8 Православная христианская биоэтика.
Контрольная работа по теме: «Церковь в образовании и науке».
Раздел 4.
Содержание учебного материала
Русская
4.1 Русская Православная Церковь в семье Поместных Православных Церквей.
Православная Вселенская Церковь.
Церковь в
4.2 Межконфессиональные и межрелигиозные отношения Русской Православной Церкви.
России и
Межконфессиональный и межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения.
мире.
4.3 Взаимодействие Русской Православной Церкви с традиционными религиозными
организациями народов России в разных сферах общественной жизни, его значение для
укрепления гражданского мира в российском обществе, единства Российского
государства.
4.4 Организационное устройство и управление в Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат). Религиозные организации: церковные общины, епархии,
монастыри и др. Поместные соборы. Архиерейские Соборы.
4.5 Патриарх Московский и всея Руси. Московская Патриархия. Священный Синод.
Синодальные отделы.
Контрольная работа по теме: «Русская Православная Церковь в России и мире».
Урок повторения и обобщения.
Дифференцированный зачет

1
1
1
8
1
1

ОК 1, ОК2, ОК 4,
ОК5, ОК.6
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3,
ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6,
ЛР 7, ЛР 8, ЛР 11

1

1
1
1
1
1

13

3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрено
специальное помещение
кабинет Основ православной культуры, оснащённый оборудованием:
мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,
плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами
воспроизведения звука, принтер, мультимедиапроектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
3.2.1 Основные источники:
1. Шевченко Л.Л. «Семья в календаре православных праздников», (8-й
год обучения):
Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных
школ, лицеев, гимназий., изд. «Центр поддержки культурно-исторических
традиций Отечества», Москва, 2015г. Книга №1, 2, 3.
3.2.2 Дополнительные источники
Храмова
Н.Г., Алексеева Г.Г., «Культура семьи»: Учебное пособие.
Москва, 2009г.
Бородина А.В. ОДНКНР: Основы православной культуры. 10 класс. Учебное
пособие. — М.: МОФ «ОПК», 2020.
Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник — Изд.
3-е. — М.: МОФ «ОПК», 2014.
Бородина А.В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества.
Лекции по МХК, ОПК, искусству. — М.: МОФ «ОПК», 2007.
Бородина А.В. Византинизм и русский национальный стиль. Лекции по
МХК, ОПК, ИРК. — М.: МОФ «ОПК», 2006.
Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной
культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики. — Изд-е 2-е. — М.:
МОФ «ОПК», 2007.

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Код и наименование
формируемых компетенций

Раздел/Тема

ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Раздел 1-4, П-о/с

ОК02. Использоватьсовременные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности

Раздел 1-4, П-о/с

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

Раздел 1-4, П-о/с

ОК 05. Осуществлять устную и
Раздел 1-4, П-о/с
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения

Тип оценочных
мероприятий

Диагностическаяработа
Контрольная работа
Самооценка и
взаимооценка
Презентация
минипроектов
Устный и письменный
опрос
Выполнение тестовых
заданий, написание эссе,

написание сочинений,
создание кроссвордов.

Результаты
выполнения
учебных заданий
Разработка
маршрута
образовательного
путешествия
Подготовка докладов и
сообщений, выступления
во время учебных
занятий, на
конференциях, диспутах.
Промежуточная аттестация
(выполнение заданий
дифференцированного
зачета)

ПК 0

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».