СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПРОГРАММЫ 4-7 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-10 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 ОЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОУДб 12 Родная литература является частью общеобразовательного цикла, общеобразовательной учебной дисциплиной базовой образовательной программы СПО – профессии 43.01.09 повар, кондитер 1.2. Место дисциплины Учебная дисциплина «Родная литература» входит в цикл общеобразовательных учебных дисциплин базовых. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» отражает приобретенные обучающимися следующие результаты: • личностные: Л1.−сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Л2.- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности; Л3.−сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Л4.- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Л5.- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; Л6.- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Л7.- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8.- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; • метапредметные: МП1. − умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МП2. - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МП3. - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП4. - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МП5. - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП6. - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МП7. - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. • предметные: П1. - сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; П2. − сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; П3. − обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; П4. − сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. Изучение учебной дисциплины должно обеспечить: • сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; • сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания национальной истории и культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений; • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающие, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательныхрезультатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ФГОС. СПО 3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Осуществлять поиск, Умения: определять задачи для поиска информации; анализ и определять необходимые источники информации; интерпретацию планировать процесс поиска; структурировать получаемую информации, информацию; выделять наиболее значимое в перечне необходимой для информации; оценивать практическую значимость выполнения задач результатов поиска; оформлять результаты поиска ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам профессиональной деятельности Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Работать в коллективе Умения: организовывать работу коллектива и команды; и команде, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в эффективно ходе профессиональной деятельности. взаимодействовать с Знания: психологические основы деятельности коллегами, коллектива, психологические особенности личности; руководством, основы проектной деятельности клиентами. ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 05 Осуществлять устную и Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы письменную по профессиональной тематике на государственном языке, коммуникацию на проявлять толерантность в рабочем коллективе государственном языке с учетом особенностей Знания: особенности социального и культурного контекста; социального и правила оформления документов и построения устных культурного контекста. сообщений. ОК 06 Проявлять гражданско- Умения: описывать значимость своей профессии; применять патриотическую стандарты антикоррупционного поведения позицию, демонстрировать Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, осознанное поведение общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной на основе традиционных деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; сохранению определять направления ресурсосбережения в рамках окружающей среды, профессиональной деятельности по профессии. ресурсосбережению, эффективно действовать Знания: правила экологической безопасности при ведении деятельности; основные ресурсы, в чрезвычайных профессиональной задействованные в профессиональной деятельности; пути ситуациях. обеспечения ресурсосбережения. Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения. ОК 09 Использовать информационные технологии профессиональной деятельности Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное в программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности ОК 11 Использовать знания по Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; финансовой презентовать идеи открытия собственного дела в грамотности, профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; планировать рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам предпринимательскую кредитования; деятельность в определять инвестиционную привлекательность коммерческих профессиональной идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать сфере бизнес-идею; определять источники финансирования Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 1 Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности ЛР 2 Готовность к служению Отечеству, его защите ЛР 3 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире ЛР 4 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ЛР 5 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям ЛР 6 Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности ЛР 7 Нравственное сознание и общечеловеческих ценностей ЛР 8 поведение на основе усвоения Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 9 Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений ЛР 10 Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков ЛР 11 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 12 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 13 Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности ЛР 14 Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни ЛР 15 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная Учебная нагрузка обучающегося Обязательная аудиторная: всего занятий Количество часов 39 39 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки Всего учебных занятий Теоретическое обучение Фома промежуточной аттестации –дифференцированный зачет 39 39 39 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № Наименование раздела, разделов и тем темы 3курс Введение 1.Жизнь и творчество А. П. Чехова Всего часов 1 10 В том числе ЛР ПЗ КР ВСРС - 2. Жизнь и творчество М.А.Шолохова 28 итого 39 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта ЛР –лабораторные работы, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы, 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Наименован ие разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 1 2 3 курс 3 Введение Раздел 1. Темы Жизнь и творчество 1 Л 1,2,3,4,5,6,7,8 МП 2,3,4,5,6,7 П1,2,3 ОК 1-7,9,11 ЛР-5,15 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Л 1,2,3,4,5,6,7,8 МП 2,3,4,5,6,7 П1,2,3 ОК 1-7,9,11 ЛР 1 -,ЛР15 А. П. Чехова Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь А.П.Чехова. 2 Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. 3 Периодизация творчества Чехова. 4 Юмористические рассказы, их пародийность. 5 Герои рассказов Чехова. 6 Особенности изображения «маленького человека» в прозе Чехова. 7 Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишнёвый сад» 8 Новаторство Чехова в поиске жанровых форм («Ионыч», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»). 9 Драматургия Чехова и Московский Художественный театр. 1 Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра. 0 Лабораторные работы Практические занятия 9 Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 - 28 Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. . Жизнь и творчество Темы М.А.Шолохова Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова 2 Мир и человек в рассказах М.А.Шолохова 3 Глубина реалистических обобщений. 4 Трагический пафос «Донских рассказов». 5 Поэтика раннего творчества М.А.Шолохова. 6 «Поднятая целина». юмор и трагизм романа. 7 Цикл рассказов о войне. 8 Поэтика раннего творчества М.А.Шолохова. 9 Роман-эпопея «Тихий Дон». 10 Судьбы русского народа и казачества в годы войны. 11 Особенности композиции романа. 12 Столкновение старого и нового. 13 Патриотизм и гуманизм романа. 14 Образ Григория Мелехова. 15 Семья Мелеховых на протяжении всего романа. 16 Мастерство психологического анализа. 17 Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. 18 Женские судьбы в романе. 19 Образ матери семьи Мелеховых. 20 Политические искания Григория. 21 Любовь на страницах романа. 22 Многоплановость повествования. 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Л 1,2,3,4,5,6,7,8 МП 2,3,4,5,6,7 П1,2,3 ОК 1-7,9,11 ЛР 1 -,ЛР15 23 24 Политические искания героев романа. Казачьи песни в романе, их роль в раскрытии идейно-нравственного и поэтического содержания. 25 Своеобразие художественной манеры писателя. 26 Традиции Л.Н.Толстого в романе М.АК.Шолохова. 27 Роль М.А.Шолохова в мировой литературе. Лабораторные работы 1 Практические занятия 1 Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Дифференцированный зачет 11 1 1 1 1 1 Всего: 1 39 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Родная литература» входят: Оборудование учебного кабинета: • посадочные места для обучающихся; • многофункциональный комплекс преподавателя; • библиотечный фонд (художественные тексты, учебники, справочники, научная и научно-популярная литература и другие пособия по вопросам литературоведения). • наглядные пособия (портреты поэтов и писателей, иллюстративный материал) • видеодемонстрации. Технические средства обучения: • компьютеры; • мультимедиа; • локальная сеть кабинета, интернет; • периферийное оборудование и оргтехника. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Основные печатные издания 1. Волдаева Т. А., Задорожная Н. В., Фокина Е. В.Родная литература: учебнометодическое пособие для профессиональных образовательных организаций – Челябинск: «ГБУ ДПО ЧИРПО», 2020; 3.2.2. Дополнительная литература 1. Добротина И. Н. «Велик и Могуч. О преподавании предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература»/ Учительская газета, №31, 2019; 1.2.3. Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com/ http://inourok.ru/ https://www.sites.google.com http://www.wikipedia.org/ litkarta.chelreglib/ru http://pisateli.ch-lib.ru/ https://www.chodb.ru/ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Родная литература» осуществляется преподавателем в процессе проведения индивидуального, фронтального, комбинированного опросов (устного и письменного), самостоятельных и проверочных, работ, тестирования, мини-сочинений, творческих работ, а также индивидуальных заданий. 5. Оценка освоения достижений личностных результатов воспитательной работы Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР) проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных Программой. Способы контроля результатов и критерии результативности воспитательной работы обучающимися техникума. Вид контроля Входной контроль Результатконтроля Диагностика способностей интересов обучающихся (тестирование, анкетрование, опрос) Текущий контроль Педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, формирование и анализ портфолио обучающегося, исполнение текучей отчетности. Итоговый контроль Анализ деятельности 13