Приложение 5.3.
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
от 29.08.2025 г № 141 - ОД
,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОХРАНА ТРУДА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
г. Азов,
2025
РАССМОТРЕННО
ОДОБРЕНО:
Предметно цикловой комиссии
профессиональных дисциплин
Протокол №__1 __от__28_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________ Коростелева Н.Ю
подпись
Педагогическим советом
ГБПОУ РО «АККАТТ»
Протокол № 1
от « 29» августа 2025
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Охрана труда составлена в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016
№1568 (с изменениями и дополнениями), с учетом основной образовательной программы
среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
данной профессии..
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический
техникум»
Разработчик: ____ _
Поставнева Елена Валентиновна, методист ГБПОУ РО «АККАТТ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ................................................................................................................24
1.
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины.........................................25
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы ............................. 25
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины .............................................................. 25
2. Структура и содержание дисцтплины..................................................................................................28
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины..................................................................................28
2.2. Содержание дисциплины......................................................................................................28
3. Условия реализации дисциплины.........................................................................................................31
3.1. Материально-техническое обеспечение..............................................................................31
3.2. Учебно-методическое обеспечение.....................................................................................32
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины .................................................................. 32
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03 «ОХРАНА ТРУДА»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной
программы
Цель дисциплины ОП 03 «Охрана труда»: подготовка обучающихся по вопросам
теоретических и практических основ безопасности, безвредности и облегчения условий
труда при его максимальной производительности, по вопросам законодательной и
нормативно правовой базы в области охраны труда.
Дисциплина ОП 03 «Охрана труда» включена в обязательную часть
общепрофессионального цикла образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами
освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций
выпускника.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК,
ПК
ОК.01
ОК.02
Уметь
Знать
Владеть навыками
распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном и/или
социальном контексте,
анализировать и
выделять её составные
части
определять этапы
решения задачи,
составлять план
действия, реализовывать
составленный план,
определять необходимые
ресурсы
выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах
оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
определять задачи для
поиска информации,
планировать процесс
поиска, выбирать
актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в
котором приходится
работать и жить
структура плана для
решения задач,
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях
основные источники
информации и ресурсы
для решения задач и/или
проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте
методы работы в
профессиональной и
смежных сферах
порядок оценки
результатов решения
задач профессиональной
деятельности
-
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в
-
ОК.03
ОК.04
необходимые источники
информации
выделять наиболее
значимое в перечне
информации,
структурировать
получаемую
информацию, оформлять
результаты поиска
оценивать практическую
значимость результатов
поиска
применять средства
информационных
технологий для решения
профессиональных задач
использовать
современное
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности
использовать различные
цифровые средства для
решения
профессиональных задач
определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности
применять современную
научную
профессиональную
терминологию
определять и
выстраивать траектории
профессионального
развития и
самообразования
находить интересные
проектные идеи,
грамотно их
формулировать и
документировать
оценивать
жизнеспособность
проектной идеи,
составлять план проекта
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
профессиональной
деятельности
приемы
структурирования
информации
формат оформления
результатов поиска
информации
современные средства и
устройства
информатизации,
порядок их применения
и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности, в том
числе цифровые
средства
содержание актуальной
нормативно-правовой
документации
современная научная и
профессиональная
терминология
возможные траектории
профессионального
развития и
самообразования
-
психологические основы
деятельности коллектива
-
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.08
ОК.09
грамотно излагать свои
мысли и оформлять
документы по
профессиональной
тематике на
государственном языке
демонстрировать
осознанное поведение
описывать значимость
своей профессии
соблюдать нормы
экологической
безопасности
определять направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
организовывать
профессиональную
деятельность с
соблюдением принципов
бережливого
производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических условий
региона
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
применять
рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной
деятельности
пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для
данной профессии
понимать общий смысл
четко произнесенных
высказываний на
известные темы
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах
на знакомые общие и
профессиональные темы
правила оформления
документов
правила построения
устных сообщений
-
значимость
профессиональной
деятельности по
профессии
правила экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности
пути обеспечения
ресурсосбережения
принципы бережливого
производства
основные направления
изменения
климатических условий
региона
правила поведения в
чрезвычайных ситуациях
-
условия
профессиональной
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для профессии
средства профилактики
перенапряжения
-
правила чтения текстов
профессиональной
направленности
лексический минимум,
относящийся к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности
основные
общеупотребительные
-
-
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 2.1
ПК 2.3
строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности
кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и
планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные темы
применять методы и
средства защиты от
опасностей технических
систем и
технологических
процессов
соблюдать безопасные
условия труда в
профессиональной
деятельности.
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)
техника безопасности
при проведении работ по
установке
дополнительных
механических и
мехатронных систем на
автотранспортные
средства и их
компоненты
правила охраны труда и
техники безопасности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
теоретическое обучение
22
практические занятия
10
в т. ч.:
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация ДЗ
4
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад. ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч.
1
2
3
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на
предприятии (10 часов)
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Оздоровление и улучшение условий труда, повышение его
Основные
безопасности - важнейшая задача хозяйственных и профессиональных
положения
органов. Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Основы
законодательства об
законодательства о труде. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе.
охране труда на
предприятии
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Правила и нормы по охране труда на автомобильном транспорте.
Правила и нормы по
Инструкция по охране труда на автомобильном транспорте. Система
охране труда на
стандартов безопасности труда (далее - ССБТ). Значение и место ССБТ
автомобильном
в улучшении условий труда
транспорте
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Система управления охраной труда на автомобильном транспорте.
Организация работы
Объект и орган управления. Функции и задачи управления. Права и
по охране труда на
обязанности должностных лиц, отвечающих за охрану труда,
предприятии
должностные
инструкции
работников
технической
службы
автотранспортного предприятия (далее - АТП). Планирование
1
10
2
Коды
компетенций
и личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, 02, 09
2
ПК 1.1 -1.5
2
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
2
4
2
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
мероприятий по охране труда.
Самостоятельная работа
Ведомственный, государственный и общественный надзор и контроль
по охране труда на предприятии. Ответственность за нарушение правил
охраны труда.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Практическая работа №1
Материальные
Рекомендации по планированию мероприятий для улучшения условий и
затраты на
охраны труда, и расчет их затрат.
мероприятия по
Методика учета затрат на мероприятия по улучшению условий и
улучшению условий охраны труда на автомобильном транспорте.
охраны труда на
предприятии
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы (6 часов)
Тема
Содержание учебного материала
2.1.Воздействие
Физические, химические, биологические, психофизиологические
негативных
опасные и вредные производственные факторы. Воздействие опасных и
факторов на
вредных производственных факторов на организм человека,
человека
работающего на АТП. Предельно допустимая концентрация вредных
веществ в воздухе производственных помещений.
Тема 2.2
Методы и средства
защиты от
опасностей
Самостоятельная работа
Контролирование санитарно-гигиенических условий труда. Меры
безопасности при работе с вредными веществами.
Содержание учебного материала
Механизация производственных процессов, дистанционное управление,
защита от источников тепловых излучений, средства личной гигиены,
устройство эффективной вентиляции и отопления
индивидуальной защиты, порядок обеспечения работников АТП.
Экобиозащитная техника.
2
2
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
2
8
4
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
2
2
4
2
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
Практическая работа №2
Средства индивидуальной защиты, порядок обеспечения работников
АТП.
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной
деятельности (16 часов)
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Безопасные условия
Требования к территориям, местам хранения автомобилей,
труда.
производственным, административным, вспомогательным и санитарноОсобенности
бытовым помещениям. Метеорологические условия. Вентиляция.
обеспечения
безопасных условий Отопление. Производственное освещение. Методы расчета вентиляции
труда
на и освещения производственных помещений на АТП.
автомобильном
Практическая работа №3
транспорте
Расчет искусственной вентиляции
Тема 3.2.
Предупреждение
производственного
травматизма
и
профессиональных
заболеваний
на
предприятиях
автомобильного
транспорта
Тема 3.3.
Требования техники
безопасности
к
техническому
состоянию
и
оборудованию
подвижного состава
автомобильного
транспорта
Содержание учебного материала
Основные
причины
производственного
травматизма
и
профессиональных заболеваний. Виды инструктажей. Методы анализа
производственного травматизма. Схемы причинно-следственных
связей. Обучение работников АТП безопасности труда. Задачи и формы
пропаганды охраны труда. Обеспечение оптимальных режимов труда и
отдыха водителей и ремонтных рабочих. Работы с вредными условиями
труда. Медицинское освидетельствование водителей при выходе в рейс.
Содержание учебного материала
2
16
4
2
2
2
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
2
2
Общие требования к техническому состоянию и оборудованию
подвижного состава. Рабочее место водителя.
Дополнительные требования к техническому состоянию и
оборудованию грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов,
грузовых автомобилей предназначенных для перевозки людей,
автобусов,
автомобилей,
выполняющих
международные
и
междугородные перевозки, автомобилей с газобаллонной аппаратурой.
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
2
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
Тема 3.4.
Требования техники
безопасности
при
перевозке опасных
грузов
автотранспортом
Содержание учебного материала
Классификация грузов по степени опасности. Маркировка опасных
грузов. ГОСТ 19433-81.
4
2
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
Практическая работа № 4
Изучение требований к подвижному составу, перевозящему опасные
грузы.
Изучение требований к выхлопной трубе. Топливному баку,
электрооборудованию и кузову.
2
Изучение требований к автоцистернам для перевозки сжиженных газов,
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Тема 3.5.
Требования техники
безопасности
при
перевозке опасных
грузов
автотранспортом
Содержание учебного материала
Практическая работа №5
Комплектация автомобилей, перевозящих опасные грузы.
Требования безопасности при перевозке различных видов опасных
грузов. Требования к водителям и сопровождающим лицам,
участвующим в перевозке опасных грузов
Тема 3.6.
Содержание учебного материала
Требования техники Общие требования безопасности при техническом обслуживании и
безопасности
при ремонте автомобилей. Требования безопасности при уборке и мойке
автомобилей, агрегатов и деталей.
техническом
обслуживании
и Проверка технического состояния автомобилей и агрегатов. Требования
ремонте
безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных
автомобилей
автомобилей.
Промежуточная аттестация ДЗ
Всего:
.
2
2
2
2
2
36
ОК 01, 02, 09
ПК 1.1 -1.5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Технической механики».
Основное оборудование
-Рабочее место преподавателя
-Рабочие места обучающихся
Технические средства (при необходимости)
Основное оборудование
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением и свободно
распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства
- Мультимедийный проектор
- комплект учебно-наглядных пособий по технической механике и технических
измерений (модели и плакаты); 3
- измерительные электроприборы - видеоматериалы (демонстрации опытов,
учебные и познавательные фильмы).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Техническая механика : учебник для среднего профессионального образования /
В. В. Джамай, Е. А. Самойлов, А. И. Станкевич, Т. Ю. Чуркина. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 360 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-14636-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495281
2. Гребенкин, В. З. Техническая механика : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. З. Гребенкин, Р. П. Заднепровский, В. А. Летягин ;
под редакцией В. З. Гребенкина, Р. П. Заднепровского. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 390 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10337-3. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/495280
3. Зиомковский, В. М. Техническая механика : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. М. Зиомковский, И. В. Троицкий ; под научной
редакцией В. И. Вешкурцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 288 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10334-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495283
4. Техническая механика / Л. Н. Гудимова, Ю. А. Епифанцев, Э. Я. Живаго, А. В.
Макаров. — 2-е изд., стер. (полноцветная печать). — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 324
с. — ISBN 978-5-507-45644-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277055
5. Максимов, А. Б. Механика. Решение задач статики и кинематики : учебное
пособие для спо / А. Б. Максимов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-
5-8114-6767-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/152478
6. Лукьянчикова, И. А. Техническая механика. Примеры и задания для
самостоятельной работы / И. А. Лукьянчикова, И. В. Бабичева. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 236 с. — ISBN 978-5-507-44165-5. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/209138 (дата
обращения: 15.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2
знания
– виды машин и механизмов,
принцип действия,
кинематические и динамические
характеристики;
– типы кинематических пар;
– характер соединения деталей
и сборочных единиц;
– принцип
взаимозаменяемости;
– основные сборочные
единицы и детали;
– типы соединений деталей и
машин;
– виды движений и
преобразующие движения
механизмы;
– виды передач; их
устройство, назначение,
преимущества и недостатки,
условные обозначения на
схемах;
– передаточное отношение и
число;
– требования к допускам и
посадкам;
– принципы технических
измерений;
- общие сведения о средствах
измерения и их классификацию.
умения
- чтения кинематических схем;
- проведения сборочноразборочных работ в
соответствии с характером
соединений деталей и
сборочных единиц;
- определения напряжения в
конструкционных элементах;
- определение передаточного
отношения и числа;
2
Критерии оценки
обучающийся
демонстрирует знание
деталей
машин
и
механизмов;
перечень
освоенных видов машин и
механизмов;
способы
соединения
деталей
и
машин, сборочных единиц;
видов
движений
и
преобразующих
их
машинах и механизмах;
методики
расчета
элементов конструкций на
прочность и устойчивость
при
различных
видах
деформации;
Методы оценки
- все виды опроса, тестирование;
- экспертное наблюдение за
работой обучающихся на
практических занятиях;
- контрольные работы.
–чтения кинематических
схем;
- проведение сборочноразборочных работ
промысловых механизмов в
соответствии с
требованиями и типов
соединения деталей и
сборочных единиц;
- правильное определение в
конструктивных элементах
- оценка результатов
выполнения практических работ
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
- проведения расчетов элементов
конструкций на прочность,
жесткость и устойчивость
– пользоваться контрольноизмерительными приборами и
инструментом
соответствия
определенного
передаточного отношения и
числа механизма
установленным параметрам
и значениям;
- правильные расчеты
прочности несложных
деталей и узлов.