Приложение 3.6
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
от 29.08.2025 № 141 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП 06 ГЕОГРАФИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей
г. Азов
2025 г.
РАССМОТРЕННО
Предметно цикловой комиссии
общеобразовательных и социальногуманитарных дисциплин
Протокол №__1 __от__28_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________ _ВахнинаА.Г.
подпись
ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
ГБПОУ РО «АККАТТ»
Протокол № 1
от « 29» августа 2025
ФИО
Рабочая программа общеобразовательного базового учебного предмета «ОУД .06
География» разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), с
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 29июня 2017г.,
24 сентября ,11декабря 2020г., 12 августа 2022 г.
2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины
«География» для профессиональных образовательных организаций
базовый уровень
рекомендовано УГПС 35.00.00. Рассмотрено ФГБОУ ДПО ИРПО протокол № 13 от
«29» сентября 2022г. и утверждено
на заседании Совета по оценке содержания и
качества примерных рабочих программ общеобразовательного
и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от
«30» ноября 2022г.
3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей. (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством юстиции РФ
24.06 .2022 г. № 68984.
4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО);
5. Программы воспитания ГБПОУ РО «АККАТТ»
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрнотехнологический техникум»
Разработчик:
Вахнина Алёна Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ РО
«АККАТТ», высшая квалификационная категория.
Согласовано:
Поставнева Елена Валентиновна, методист ГБПОУ РО
«АККАТТ»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
РОЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
4-25
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
26-37
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
38-39
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
40-41
3
1. Общая характеристика примерной рабочей программы учебного
предмета ОУП 06. «География»
1.1.
Место учебного предмета
в
структуре
основной
образовательной программы СПО
Учебный предмет ОУП 06. «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета
1.2.1 Цели учебного предмета
В основу содержания географии положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления
о роли России в современном мире.
Содержание программы учебного предмета «География» направлено на
достижение следующих целей: воспитание чувства патриотизма,
взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и
регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления
с важнейшими проблемами современности, с ролью России как составной
части мирового сообщества; воспитание экологической культуры на основе
приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование
ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира, завершение формирования основ географической культуры;
развитие
познавательных
интересов,
навыков
самопознания,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения
комплексом географических знаний и умений, направленных на
использование их в реальной действительности; приобретение опыта
разнообразной
деятельности,
направленной
на достижение целей устойчивого развития.
1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК
1.3. Количество часов на освоение учебного предмета:
Максимальной учебной нагрузки обучающихся – 72 часа
4
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
Дисциплинарные2
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
в достижении целей устойчивого развития;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
Дисциплинарные2
ПРб 3. Сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
6
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
ОК 02. Использовать современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения задач профессиональной
деятельности
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
Дисциплинарные2
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 10. Сформировать знания об основных
проблемах
взаимодействия
природы
и
общества, о природных и социальноэкономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты
проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных
путей решения глобальных проблем
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
7
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
Дисциплинарные2
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов:
определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать
обобщения и выводы по результатам
наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических
процессах
и
явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
8
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и
явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и
другим
источникам
географической
информации качественные и количественные
показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления; определять и
находить
в
комплексе
источников
недостоверную
и
противоречивую
географическую информацию для решения
учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач
В
области
духовно-нравственного
воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
9
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
грамотности в различных жизненных ориентируясь на морально-нравственные
ситуациях
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
Дисциплинарные2
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
10
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию, ПРб
4.
Владеть
географической
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
терминологией
и
системой
базовых
-овладение
навыками
учебно- географических понятий, умение применять
11
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
исследовательской, проектной и социальной социально-экономические
деятельности;
решения учебных и
Овладение
универсальными ориентированных задач
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
понятия
для
(или) практико-
12
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
Планируемые результаты
Общие
1
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
Дисциплинарные2
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
13
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
14
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности
ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность
в
интересах
гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
Дисциплинарные2
в достижении целей устойчивого развития;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
15
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее
многонационального
народа
России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
Дисциплинарные2
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
16
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
Планируемые результаты
Общие
1
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной
траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
Дисциплинарные2
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
17
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Дисциплинарные2
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
18
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов:
оценивать
географические
факторы,
определяющие
сущность
и
динамику
важнейших
социально-экономических
и
19
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
ОК 09. Пользоваться профессиональной - наличие мотивации к обучению и
документацией на государственном и личностному развитию;
иностранном языках
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебно-
Дисциплинарные2
геоэкологических
процессов;
оценивать
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
20
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных
и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
Дисциплинарные2
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
21
Код и наименование формируемых
компетенций
ПК 1.1. Проводить предпродажную
подготовку автотранспортных средств в
процессе оказания услуг по продаже
автотранспортных средств потребителям
ПК 2.3. Выполнять установку
дополнительного оборудования на
автотранспортные средства.
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
-вносить коррективы в деятельность,
ПРб 2. Освоить и применить знания о
оценивать соответствие результатов целям,
размещении
основных
географических
оценивать риски последствий деятельности.
объектов и территориальной организации
-выдвигать новые идеи, предлагать
природы и общества (понятия и концепции
оригинальные подходы и решения.
-совершенствование языковой и читательской устойчивого развития, зеленой энергетики,
культуры как средства взаимодействия между глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
людьми и познания мира.
-владеть навыками получения информации из географической информации для определения
источников разных типов, самостоятельно
положения и взаиморасположения объектов в
осуществлять поиск, анализ, систематизацию пространстве;
описывать
положение
и
и интерпретацию информации различных
взаиморасположение географических объектов
видов и форм представления.
в пространстве;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
22
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
23
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие
1
Дисциплинарные2
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления; объяснять географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и формируемые в процессе реализации
программы воспитания в рамках учебного предмета:
24
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности
Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
Готовность к служению Отечеству, его защите
ЛР 3
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности
ЛР 4
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
25
многонационального российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
ЛР 9
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
26
2. Структура и содержание учебного предмета
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах*
72
Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание
72
в т. ч.:
теоретическое обучение
50
практические занятия
22
*Профессионально ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
16*
в т. ч.:
теоретическое обучение
10
практические занятия
6
Индивидуальный проект (нет)**
-
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
27
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «География»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
2
3
4
Основное содержание
Раздел 1. География как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Традиционные и новые Теоретическое обучение
методы в географии.
Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
Географические
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
прогнозы.
направления
географических
исследований.
Источники
географической
Географическая
информации, геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат
культура
географических исследований. Элементы географической культуры: географическая
картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость для
представителей разных профессий
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Географическая среда.
Теоретическое обучение
Естественный и
Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.
антропогенный
Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение
ландшафты
во времени. Географическая и окружающая среда.
Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и
культурного разнообразия на Земле
Практическое занятие
Практическое занятие № 1. Классификация ландшафтов с использованием
источников географической информации
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Проблемы
Теоретическое обучение
взаимодействия
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня
человека и природы
Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1-12
12
4
2
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1-12
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
28
Наименование
разделов и тем
Тема 2.3. Природные
ресурсы и их виды
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из
объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия
Практическое занятие
Практическое занятие № 2. Определение целей и задач учебного исследования,
связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями
климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации
результатов наблюдения (исследования).
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал
регионов, крупных стран, в том числе России.
Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран
стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными
ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой.
Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных
ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение, его причины и распространение. Роль
природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических,
минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования.
Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы
Практические занятия
Практическое занятие № 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 3.1. Политическая Содержание учебного материала
география и
Теоретическое обучение
геополитика.
Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и
Классификация и
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 06
ОК 07
Л1-12
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1-12
2
2
2
2
ОК 02
ОК 04
ОК 09
Л1-12
29
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
типология стран мира
многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических
конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства. Основные типы стран: критерии их
выделения. Формы правления государств мира, унитарное и федеративное
государственное устройство
Раздел 4. Население мира
Тема 4.1. Численность
Содержание учебного материала
и воспроизводство
Теоретическое обучение
населения.
Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического
Состав и структура
перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с
населения
различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её
направления в странах различных типов воспроизводства населения. Возрастной и
половой состав населения мира. Структура занятости населения в странах с
различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав
населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения.
Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы
распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе
географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи
цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия
Практическое занятие № 4. Определение и сравнение темпов роста населения
крупных по численности населения стран и регионов мира (форма фиксации
результатов анализа по выбору обучающихся).
Объём
часов
Формируемые
компетенции
12
6
2
ОК 01
ОК 02
ОК 09
Л1-12
4
2
30
Наименование
разделов и тем
Тема 4.2.
Размещение населения.
Качество жизни
населения
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Практическое занятие № 5. Объяснение особенности демографической
политики в странах с различным типом воспроизводства населения
Объём
часов
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие.
Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции
населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и
формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных социальноэкономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира. Качество
жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных,
экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество
жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель
сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира
Практические занятия
Практическое занятие № 6. Сравнение и объяснение различий в соотношении
городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа
статистических данных.
6
2
Практическое занятие № 7. Объяснение различий в показателях качества
жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа
источников географической информации
2
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура
Теоретическое обучение
Формируемые
компетенции
2
ОК 01
ОК 02
ОК 09
Л1-12
4
2
18
4
2
ОК 01
31
Наименование
разделов и тем
.
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового
хозяйства.
Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной
специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль географических факторов в её формировании.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда
Практическое занятие
Практическое занятие № 8. Сравнение структуры экономики аграрных,
индустриальных и постиндустриальных стран.
Содержание учебного материала
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные интеграционные группировки.
Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран разных
социально- экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль
в мировой экономике
Тема 5.3.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание учебного материала (профессионально ориентированное)*
12
мирового хозяйства.
Международное
географическое
разделение труда
Тема 5.2.
Международная
экономическая
интеграция
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 02
ОК 03
ОК 04
Л1-12
ПК 1.1.
ПК 2.3.
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
Л1-12
ПК 1.1.
ПК 2.3.
32
Наименование
разделов и тем
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Теоретическое обучение
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных
ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля.
Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
«зелёная энергетика»
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые
источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
Объём
часов
Формируемые
компетенции
8
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
Л1-12
ПК 1.1.
ПК 2.3.
2
33
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и
алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на
окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и
цветных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии
органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции
целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
2
34
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и
транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных
финансовых центров. Мировая торговля и туризм
Практические занятия3
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
4
Практическое занятие № 9. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства
на карте мира.
Практическое занятие № 10. Определение направления грузопотоков продукции
автомобильной промышленности на основе анализа статистических материалов и
создание карты «Основные экспортёры и импортёры продовольствия»
2
2
Основное содержание
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка,
20
4
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Л1-12
* объем часов на практические занятия по теме 5.3 распределяется образовательной организацией самостоятельно в зависимости от профильной отрасли реализуемой
профессии/специальности СПО.
3
35
Наименование
разделов и тем
Тема 6.2. Зарубежная
Азия
Тема 6.3.
Америка
Тема 6.4.
Африка.
Австралия и Океания
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Австралия и Океания.
Объём
часов
Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа, Северная Европа, Южная
Европа, Восточная Европа), общая характеристика. Общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов.
Геополитические проблемы региона
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика.
Общие черты и особенности экономико-географического положения, природноресурсного капитала, населения, хозяйства стран Зарубежной Азии, современные
проблемы (на примере Китая, Индии, Ирана, Японии). Современные экономические
отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны
Центральной Азии)
Содержание учебного материала
Особенности
экономико-географического
положения
природно-ресурсного
капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской Америки.
2
Современные проблемы США и Канады, стран Латинской Америки.
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки.
4
4
2
Формируемые
компетенции
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Л1-12
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Л1-12
36
Наименование
разделов и тем
Тема 6.5.
Россия на
геополитической,
геоэкономической и
геодемографической
карте мира
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономикогеографического положения, природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства
стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский
Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономикогеографическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда
Профессионально ориентированное содержание
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
География отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России*
Практическое занятие
Практическое занятие № 11. Изменение направления международных
экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических
условиях*
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Л1-12
ПК 1.1.
ПК 2.3.
2
Основное содержание
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Тема 7.1. Глобальные
Содержание учебного материала
4
4
ОК 01
ОК 02
37
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
проблемы человечества Теоретическое обучение
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина
её возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества.
Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением
воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику.
Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных
бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации
земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения
Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия
человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся
экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие
России в решении глобальных проблем
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1-12
71-72.Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)
Всего
2
72 часа
2
38
3. Условия реализации программы учебного предмета
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебного предмета имеется наличие
учебного кабинета Географии.
Имеется
наличие
соответствующего
материально-технического
оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его
многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
атласов, карта мира, контурных карт и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных
видов оценочных средств, промежуточной аттестации и др.);
- информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета. Учебник: Баранчиков Е.В. География:
учебник для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017. Библиотечный
фонд кабинета дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научнопопулярной и другой литературой по вопросам географического
образования: Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб.
пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017; Петрусюк О.А.
География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017. Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География.
Практикум:
учеб.
Пособие
для
студентов
профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017;
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; выход в локальную
сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет).
39
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательных программ СПО на базе основного общего образования.
3.2.1 Основные источники:
Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017
3.2.2 Дополнительные источники
1.Баранчиков
Е.В.
География:
учебник
для
студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
2.Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие
для
студентов
профессиональных
образовательных
организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2017
4.Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб.
Пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
40
4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста
Раздел/Тема
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 3.1
Тема 5.1– 5.3
Тема 7.1
Тип оценочных
мероприятий
тестирование
кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный
письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам
раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится
в
форме тестирования
Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1
41
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в
том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
ПК 1.1.
ПК 2.3.
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Профессиональноориентированное содержание
42