ООД 04 История

Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД. 04. ИСТОРИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 35.01.27 МАСТЕР СЕДБСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА

г. Азов
2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4-14

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

15-35

ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

36

ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

37

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО попрофессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного
производства.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Целью общего исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации т
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование
уобучающихся
в
образовательных
организациях,
реализующихобразовательные программы СПО, целостной картины
российской и мировой истории, понимание места и роли современной России
в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю
страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
отношению к прошлому и настоящему Отечества. Освоение дисциплины
формирует у молодёжи способность и готовность к защите исторической
правды,
сохранению
исторической
памяти
и
противодействию
фальсификации исторических фактов.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

4

Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие 1
Дисциплинарные 2
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПРб 06. Умение критически анализировать
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности для
решения
познавательной
задачи
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
аутентичные
исторические
источники
- готовность к активной деятельности разных типов (письменные, вещественные,
технологической
и
социальной аудиовизуальные) по истории России и
направленности, способность инициировать, зарубежных стран XX - начала XXI века,
планировать и самостоятельно выполнять оценивать их полноту и достоверность,
такую деятельность;
соотносить с историческим периодом;
интерес
к
различным
сферам выявлять общее и различия; привлекать
профессиональной деятельности,
контекстную информацию при работе с
Овладение
универсальными
учебными историческими источниками
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО, в формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб)
нумеруются в соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.)

1
2

5

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
Дисциплинарные 2
решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
ПРб
07.
Умение
осуществлять
с
сформированность
мировоззрения, соблюдением
правил
информационной
соответствующего современному уровню безопасности
поиск
исторической
развития науки и общественной практики, информации по истории России и
основанного
на
диалоге
культур, зарубежных стран XX - начала XXI века в
способствующего осознанию своего места в справочной литературе, сети Интернет,
поликультурном мире;
средствах массовой информации для
совершенствование
языковой
и решения познавательных задач; оценивать
6

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
Дисциплинарные 2
читательской культуры как средства полноту и достоверность информации с
взаимодействия между людьми и познания точки зрения ее соответствия исторической
мира;
действительности
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;

7

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
Дисциплинарные 2
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию, ПРб 08. Приобретение опыта осуществления
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
проектной деятельности в форме разработки
-овладение
навыками
учебно- и представления учебных проектов по
исследовательской, проектной и социальной новейшей истории, в том числе - на
региональном материале (с использованием
деятельности;
Овладение
универсальными ресурсов библиотек, музеев и так далее)
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
ПРб
09.
Приобретение
опыта
- понимать и использовать преимущества взаимодействия с людьми другой культуры,
командной и индивидуальной работы;
национальной
и
религиозной
- принимать цели совместной деятельности, принадлежности на основе ценностей
российского
общества:
организовывать и координировать действия современного
по ее достижению: составлять план идеалов гуманизма, демократии, мира и
действий, распределять роли с учетом взаимопонимания между народами, людьми
мнений участников обсуждать результаты разных культур; проявление уважения к
историческому наследию народов России
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
Код и наименование формируемых
компетенций

8

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
Дисциплинарные 2

деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;

ПРб 03. Умение составлять описание
(реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений,
процессов истории родного края, истории
России и всемирной истории XX - начала
XXI века и их участников, образа жизни
людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать
и
обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку)
с опорой на фактический материал, в том
числе используя источники разных типов

9

Код и наименование формируемых
компетенций
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
Дисциплинарные 2
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской ПРб 01. Понимание значимости России в
гражданской идентичности;
мировых политических и социально- целенаправленное развитие внутренней экономических процессах XX - начала XXI
позиции личности на основе духовно- века, знание достижений страны и ее народа;
нравственных
ценностей
народов умение
характеризовать
историческое
Российской Федерации, исторических и значение
Российской
революции,
национально-культурных
традиций, Гражданской войны, Новой экономической
формирование
системы
значимых политики (далее - нэп), индустриализации и
ценностно-смысловых
установок, коллективизации в Союзе Советских
антикоррупционного
мировоззрения, Социалистических Республик (далее правосознания, экологической культуры, СССР), решающую роль СССР в Победе над
способности ставить цели и строить нацизмом, значение советских научножизненные планы;
технологических успехов, освоения космоса;
В части гражданского воспитания:
понимание причин и следствий распада
- осознание своих конституционных прав и СССР, возрождения Российской Федерации
обязанностей,
уважение
закона
и как мировой державы, воссоединения
правопорядка;
Крыма с Россией, специальной военной
-принятие традиционных национальных, операции на Украине и других важнейших
общечеловеческих
гуманистических
и событий XX - начала XXI века; особенности
демократических ценностей;
развития культуры народов СССР (России)
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, ПРб 02. Знание имен героев Первой
дискриминации
по
социальным, мировой,
Гражданской,
Великой
религиозным,
расовым,
национальным Отечественной
войн,
исторических
признакам;
личностей, внесших значительный вклад в
- готовность вести совместную деятельность социально-экономическое, политическое и
в интересах гражданского общества, культурное развитие России в XX - начале
участвовать
в
самоуправлении
в XXI века
общеобразовательной организации и детско10

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
Дисциплинарные 2
юношеских организациях;
ПРб 03. Умение составлять описание
- умение взаимодействовать с социальными (реконструкцию) в устной и письменной
институтами в соответствии с их функциями форме исторических событий, явлений,
и назначением;
процессов истории родного края, истории
- готовность к гуманитарной и волонтерской России и всемирной истории XX - начала
деятельности;
XXI века и их участников, образа жизни
патриотического воспитания:
людей и его изменения в Новейшую эпоху;
сформированность
российской формулировать
и
обосновывать
гражданской идентичности, патриотизма, собственную точку зрения (версию, оценку)
уважения к своему народу, чувства с опорой на фактический материал, в том
ответственности перед Родиной, гордости за числе используя источники разных типов
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее ПРб 04. Умение выявлять существенные
многонационального народа России;
черты исторических событий, явлений,
- ценностное отношение к государственным процессов; систематизировать историческую
символам, историческому и природному информацию в соответствии с заданными
наследию, памятникам, традициям народов критериями;
сравнивать
изученные
России, достижениям России в науке, исторические события, явления, процессы
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к ПРб 05. Умение устанавливать причиннослужению
и
защите
Отечества, следственные,
пространственные,
ответственность за его судьбу;
временные связи исторических событий,
освоенные обучающимися межпредметные явлений, процессов; характеризовать их
понятия и универсальные учебные действия итоги; соотносить события истории родного
(регулятивные,
познавательные, края и истории России в XX - начале XXI
коммуникативные);
века;
определять
современников
- способность их использования в исторических событий истории России и
познавательной и социальной практике, человечества в целом в XX - начале XXI
готовность
к
самостоятельному века
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного ПРб 08. Умение анализировать текстовые,

11

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1
Дисциплинарные 2
сотрудничества
с
педагогическими визуальные
источники
исторической
работниками и сверстниками, к участию в информации, в том числе исторические
построении
индивидуальной карты/схемы, по истории России и
образовательной траектории;
зарубежных стран XX - начала XXI века;
овладение
навыками
учебно- сопоставлять информацию, представленную
исследовательской, проектной и социальной в различных источниках; формализовать
деятельности
историческую информацию в виде таблиц,
схем, графиков, диаграмм
ПРб 10. Умение защищать историческую
правду, не допускать умаления подвига
народа при защите Отечества, готовность
давать отпор фальсификациям российской
истории

ПК 3

3

ПРб 11. Знание ключевых событий,
основных дат и этапов истории России и
мира в XX - начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейших достижений культуры,
ценностных ориентиров

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии/специальности

12

Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и формируемые в процессе реализации
программы воспитания в рамках дисциплины:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8

ЛР 9

ЛР 12

13

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Базовый уровень

Объем образовательной программы дисциплины

136

Основное содержание

124

в т. ч.:
теоретическое обучение

118

практические занятия

6

Профессионально ориентированное содержание

10

в т. ч.:
практические занятия

10

Индивидуальный проект(нет)*

нет

Промежуточная аттестация**

2*

* Если предусмотрен индивидуальный проект по дисциплине, программа по его реализации
разрабатывается отдельно
** Указано количество часов промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.
При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена, образовательная организация
самостоятельно устанавливает количество часов на его проведение

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2
1 курс 1 семестр 34 час.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1. Мир в начале Основное содержание
ХХ в.
Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация
Новейшей истории. Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые процессы и
Первая мировая
события Новейшей истории. Объединенные Нации против нацизма и
война. 1914–1918 гг.
фашизма. Система международных отношений. Россия в XX в. Развитие
индустриального общества. Индустриальная цивилизация в начале XX
века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение
социальной структуры общества. Рабочее движение и социализм.
Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход к
позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил.
Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское перемирие. Итоги и
последствия Первой мировой войны
Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1. Распад империй Основное содержание
и образование новых
Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны.
национальных
Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в
государств в Европе
Германии. Веймарская республика. Советская власть в Венгрии.
Революционное
движение
и
образование
Коммунистического
интернационала. Образование Турецкой Республики
Тема 2.2. ВерсальскоОсновное содержание
Вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в
международных
мире и Европе по результатам Первой мировой войны. Парижская
отношений
(Версальская) мирная конференция. Версальская система. Учреждение
Лиги Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская
конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние

Объём
часов
3

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4

26
4
4

4

14
2
2
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9
15

Наименование разделов
и тем

Тема 2.3. Страны Европы
и Северной Америки в
1920-е гг.

Тема 2.4. Страны Азии,
Африки и Латинской
Америки в 1918-1930 гг.

Тема 2.5. Международные
отношения в 1930-е гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие
международных отношений
Основное содержание
Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в
социально-экономической сфере в странах Запада. Экономический бум.
Демократизация общественной жизни, возникновение массового
общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.
Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в
европейских странах в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма.
Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини. Начало
борьбы с фашизмом.
Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические
последствия кризиса конца 1920-1930-х гг. в США. «Новый курс» Ф.
Рузвельта. Значение реформ. Роль государства в экономике стран Европы
и Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской
диктатуры в Германии в 1930-е гг. Установление нацистской диктатуры.
Нацистский режим в Германии.
Подготовка Германии к войне. Победа Народного фронта и франкистский
мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской
Республики. Причины и значение гражданской войны в Испании
Основное содержание
Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных движений
в странах Востока. Агрессивная внешняя политика Японии.
Нестабильность в Китае в межвоенный период. Национальноосвободительная борьба в Индии. Африка. Особенности экономического и
политического развития Латинской Америки
Основное содержание
Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй
мировой
войны.
Мюнхенский
сговор.
Англо-франко-советские
переговоры лета 1939 г.

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

4

4

2
2
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9
16

Наименование разделов
и тем
Тема 2.6. Развитие науки
и культуры в 1914-1930-х
гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Основное содержание
Влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период.
Новые научные открытия и технические достижения. Новые виды
вооружений и военной техники. Особенности культурного развития:
архитектура, изобразительное искусство, литература, кинематограф,
музыка. Олимпийское движение
Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Тема 3.1. Начало Второй
Основное содержание
мировой войны
Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу.
Начало мировой войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром
Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в
Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских
агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в
начальный период Второй мировой войны
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США.
Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание
Декларации Объединенных Наций. Положение в оккупированных
странах.
Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая
миграцияи насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение
Сопротивления
Тема 3.2. Коренной
Основное содержание
перелом, окончание и
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение италоважнейшие итоги Второй германских войск в Северной Африке. Иностранные воинские части на
мировой войны
территории СССР. Укрепление антигитлеровской коалиции: Тегеранская
конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на
Тихом океане.
Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945
гг., их роль в освобождении стран Европы. Ялтинская конференция.
Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР. Потсдамская
конференция. Создание ООН.

Объём
часов
2
2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 02
ЛР 1-ЛР 9
ОК 05
ОК 06

8
4

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

4

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

17

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Вступление СССР в войну против Японии, разгром Квантунской армии.
Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и Хабаровский
процессы над немецкими и японскими военными преступниками.
Важнейшие итоги Второй мировой войны
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.
Тема 4.1. Россия и мир
Основное содержание
накануне Первой мировой Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных
войны
потрясений и войн. Завершение территориального раздела мира и кризис
международных отношений. Новые средства военной техники и
программы перевооружений. Военно-политические блоки. Предвоенные
международные кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и
начало войны. Планы сторон
Тема 4.2. Россия в Первой Основное содержание
мировой войне
Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914
г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм
российских воинов.
Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны.
Патриотический подъем в начале войны. Экономика России в годы войны.
Политические партии. Причины нарастания революционных настроений в
российском обществе

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

50
26
4

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

4

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

2 семестр 1 курса 45 ч.
Тема 4.3. Российская

Основное содержание

6

ОК 02

18

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение
монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский
совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные
политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства.
Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г.
Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение
вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного
правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного
правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь
в условиях революции
Практическое занятие
Работа с источниками
Тема 4.4. Первые
Основное содержание
революционные
Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация
преобразования
власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир.
большевиков
Конституция РСФСР 1918 г.
Экономическая
политика
советской
власти.
Национализация
промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне. План
Государственной комиссии по электрификации России
Профессионально ориентированное содержание
«По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих
свершений(технологическая карта 1 примерного учебно-методического комплекса)

Объём
часов

революция:
Февраль 1917 г.
Октябрь 1917 г.

4

2

Основное содержание
Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные
этапы Гражданской войны в России. Формирование однопартийной
диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их политические
установки, социальный состав. Выступление левых эсеров.

ОК 02

2

2

2

2

Тема 4.5. Гражданская
война

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11
ОК 02
ОК 05
ОК 06 ЛР 1-ЛР 9, ЛР11,12
19

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии.
Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война.
Рижский мирный договор с Польшей. Причины Победы Красной армии в
Гражданской войне
Профессионально ориентированное содержание
*«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений
(технологическая карта 2 примерного учебно-методического комплекса)

Объём
часов

2

2

Тема 4.6. Революция и
Гражданская война на
национальных окраинах

Основное содержание
Национальные районы России в годы Первой мировой войны.
Возникновение национальных государств на окраинах России.
Строительство Советской Федерации. Установление советской власти на
Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в
Закавказье. Победа советской власти в Средней Азии и борьба с
басмачеством
Тема 4.7. Идеология и
Основное содержание
культура в годы
Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии.
Гражданской войны
Политика новой власти в области образования и науки. Власть и
интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви.
Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны.
Изменения в общественных настроениях. Внешнее положение Советской
России в конце Гражданской войны
Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема 5.1. СССР в 20-е гг.
Основное содержание
Последствия Первой мировой войны и Российской революции для
демографии и экономики. Власть и Церковь.
Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного
коммунизма» к новой экономической политике.

2

2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

2

2

12
6
4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
20

Наименование разделов
и тем

Тема 5.2. Советский Союз
в 30-е гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена
продразверстки единым продналогом. Новая экономическая политика в
промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации.
Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и
противоречия нэпа.
Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР.
Конституция 1924 г. Административно-территориальные реформы и
национально-государственное строительство. Политика коренизации.
Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и
борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции
внутри Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
Международное положение после окончания Гражданской войны в
России. Советская Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические
признания СССР – «Полоса признания». Отношения со странами Востока.
Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными
странами.
Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство.
Культура русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования.
Развитие науки и техники. Начало «нового искусства». Перемены в
повседневной жизни и общественных настроениях. «Великий перелом».
Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и
принятие плана первой пятилетки. Ход и особенности советской
индустриализации, ее издержки. Итоги курса на индустриальное развитие.
Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации.
Начало коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг.
Становление колхозной системы. Итоги коллективизации
Практическое занятие
Работа с источниками
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

ОК 02
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

3

ОК 02
ОК 05
21

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная
политика.
Массовые
общественные
организации:
Всесоюзный
центральный совет профессиональных союзов, Всесоюзный ленинский
коммунистический союз молодежи, Всесоюзная пионерская организация.
Национальная политика и национально-государственное строительство.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование
«нового человека». Власть и Церковь. Культурная революция.
Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и
образования.
Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература.
Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр.
Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения.
Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры. Численность,
состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная
Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический
кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него. Борьба за создание системы
коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны.
Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке.
Советско-германский договор о ненападении
СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав СССР
Западной Украины и Западной Белоруссии. Советско-финляндская война
1939-1940 гг. Вхождение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и
Северной Буковины. Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры
советского руководства по укреплению обороноспособности страны.
Советские планы и расчеты накануне войны
Практическое занятие
Работа с источниками
Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Тема 6.1. Первый период
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

4

2
12
4

ОК 02
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 02
22

Наименование разделов
и тем
войны

Тема 6.2. Коренной
перелом в ходе войны

Тема 6.3. Наука и
культура в годы войны
Тема 6.4. Окончание
Второй мировой войны

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского
руководства. Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев
к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка
контрнаступления. Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду
Ладожского
озера.
Контрнаступление
под
Москвой.
Начало
формирования антигитлеровской коалиции.
Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев.
Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Трагедия
плена. Репатриации. Пособники оккупантов.
Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики
в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла
продовольствием. Патриотизм советских людей. Государство и Церковь в
годы войны
Основное содержание
Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады
Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г.
Немецкое наступление под Курском. Курская битва. Контрнаступление
Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление антигитлеровской коалиции.
Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного перелома.
«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР.
Обстановка на фронтах к началу 1944 г. Полное снятие блокады
Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение Крыма.
Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение
Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция
Основное содержание
Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект.
Сражающаяся культура. Литература военных лет. Разграбление
культурных ценностей на оккупированных территориях
Основное содержание
Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение
Румынии, Болгарии и Югославии. Освобождение Польши. Освобождение

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

4

2

2

2
2
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 02
ОК 05
ОК 06
23

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь населению освобожденных
стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва за
Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии.
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская
конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение
Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и Курильских
островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников.
Токийский и Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в
разгроме агрессоров. Людские потери. Материальные потери
Профессионально ориентированное содержание
Медицина в годы Великой Отечественной войны. Подвиг медицинских работников на фронте и в
тылу(технологическая карта 3 примерного учебно-методического комплекса)

Объём
часов

2

2

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА
Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и
Франции в Европе и мире после войны
Тема 7.1. США и страны
Основное содержание
Европы во второй
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
половине XX – начале
Складывание биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна.
XXI в.
Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы.
Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и политические
репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной войны.

20

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06 ЛР 1-ЛР 9, ЛР11,12
4
ПРб 01.-11

4
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

Отражается единица ПК, формируемая прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой
специальности/профессии СПО.
4

24

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в
США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека.
Возникновение Европейского экономического сообщества. Федеративная
республика Германия. Западногерманское «экономическое чудо».
Франция после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая
Великобритания. Движение против расовой дискриминации в США.
Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его
значение.
США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в.
Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы.
Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния средств
массовой информации и политические изменения в Европе.
Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в.
Создание Европейского союза

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

3 семестр 2 курса 57 ч.
Тема 7.2. Страны
Центральной и Восточной
Европы во второй
половине ХХ – начале
ХХI в.

Основное содержание

Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ в.
Кризисы в ряде социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод
войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Движение
«Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные
революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах.
Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и
начале ХХI в.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Тема 8.1. Страны Азии во Основное содержание
второй половине ХХ –
Гражданская война в Китае. Война в Корее. Национальноначале ХХI в.
освободительные движения в Юго-Восточной Азии. Возобновление
войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа

2

10
4
4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
25

Наименование разделов
и тем

Тема 8.2. Страны
Ближнего и Среднего
Востока во второй
половине ХХ – начале
ХХI в.
Тема 8.3. Страны
Тропической и Южной
Африки

Тема 8.4. Страны

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в
Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция»
в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная
Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических
странах Азии, их последствия.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета
Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое
чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи.
«Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг.
Успехи Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи,
Китая во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в
независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и
борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация Таиланда,
Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма
Основное содержание
Арабские
страны
и
возникновение
государства
Израиль.
Антиимпериалистическое движение и Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке.
Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание
исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Причины и
последствия арабо-израильских войн, революции в Иране
Основное содержание
Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее
Сахары. Попытки демократизации и установление диктатур. Ликвидация
системы апартеида. Страны социалистической ориентации. Конфликт в
Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути развития стран Африки
после освобождения от колониальной зависимости во второй половине
ХХ в., их причины
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

2

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 02
26

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и
импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Переход
Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и
гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах
Латинской Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного
единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили.
Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Переход к демократии
и усиление левых сил. Причины и последствия революционных движений
на Кубе и в Центральной Америке
Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 9.1. Международные Основное содержание
отношения в конце 1940-х Гонка вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое
– конце 1980-х гг.
соперничество. Международные отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи»
Дж. Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о
запрещении ядерных испытаний. Советско-китайский конфликт. Усиление
нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия.
Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный
кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной
войны. Конец холодной войны
Тема 9.2. Международные Основное содержание
отношения в 1990-е – 2024 Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные
г.
интервенции НАТО. Кризис глобального доминирования Запада.
Обострение противостояния России и Запада. Интеграционные процессы в
современном мире: БРИКС, Евразийский экономический союз,
Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация
сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 10.1. Наука и
Основное содержание
культура во второй
Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ – начале
половине ХХ в. – начале
ХХI в. Ядерная энергетика. Освоение космоса. Развитие культуры и
ХХI в.
искусства во второй половине ХХ – начале ХХI в.: литература,

Объём
часов

Латинской Америки во
второй половине ХХ –
начале XXI вв.

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

2

4
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

2

2

2
2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

27

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство.
Олимпийское движение Глобальные проблемы современности
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1. СССР в
Основное содержание
послевоенные годы
Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические
проблемы. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с
беспризорностью
и преступностью. Восстановление и развитие экономики и социальной
сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по
улучшению жизни населения.
Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение.
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений.
Послевоенные репрессии.
Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество
в высших эшелонах власти. Усиление идеологического контроля над
обществом. Основные тенденции развития советской литературы и
искусства. Развитие советской науки. Советский спорт.
Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических
позиций СССР. Послевоенные договоры с побежденными противниками.
Начало холодной войны, ее причины и особенности. Раскол Европы и
оформление биполярного мира. СССР и страны Азии
Тема 11.2. СССР в 1953Основное содержание
1964 гг.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском
руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и идеологическая кампания по
разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв
политических репрессий. Реорганизация государственных органов,
партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и
проект Конституции СССР. Воспитание «нового человека».
Основные направления экономического и социального развития СССР в
1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

38
22
4

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

6

6

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

28

Наименование разделов
и тем

Тема 11.3. Политическое
развитие СССР в 19641985 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие
сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы.
Социальное развитие.
Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция
в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация науки.
Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных наук.
Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики.
Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.
Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской
культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере.
Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь.
Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского
спорта.
Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция
благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда.
Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления.
Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга.
Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги,
журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и
ожиданий.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая
социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны
третьего мира
Основное содержание
Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого
десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева.
Конституция СССР 1977 г.
Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг.
Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты.
Косыгинская реформа промышленности. Рост социально-экономических

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

6

6

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
29

Наименование разделов
и тем

Тема 11.4. СССР в 19851991 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
проблем.
Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические
приоритеты. Советская космическая программа. Развитие образования.
Советское здравоохранение.
Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция
«развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и
искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта.
Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные
настроения.
Национальная политика и национальные движения. Новая историческая
общность. Изменение национального состава населения СССР. Развитие
республик в рамках единого государства. Национальные движения.
Эволюция национальной политики.
Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира.
Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод
советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР.
Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С.
Горбачев и его окружение: курс на реформы
Основное содержание
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап
преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения социальноэкономического развития. Второй этап экономических реформ.
Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели
экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм.
Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий.
Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Результаты
политики гласности.
Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

6

6

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

30

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991
гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
РСФСР.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и
Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов.
Распад социалистической системы. Результаты политики нового
мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР
и в мире.
Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис
межнациональных отношений. Нарастание националистических и
сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов.
Противостояние между союзным центром и партийным руководством
республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Разработка нового союзного договора. Августовский политический кризис
1991 г. Распад СССР
Профессионально ориентированное содержание
Успехи и проблемы атомной энергетики в СССР. Советские атомщики на службе Родине
(технологическая карта 4 примерного учебно-методического комплекса)

Объём
часов

2

2

Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг.
Тема 12.1. Российская
Основное содержание
Федерация в 1990-е гг.
Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных
экономических преобразований. Ваучерная приватизация. Положение в
экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса реформ.
«Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и
его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических
реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации.

14
6

6

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
31

Наименование разделов
и тем

Тема 12.2. Россия в ХХI в.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Разработка новой Конституции России. Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция
России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление
современного парламентаризма. Выборы Президента Российской
Федерации в 1996 году. Результаты политического развития России в
1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина.
Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и
регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Военнополитический кризис в Чеченской Республике.
Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и
доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.
Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место
России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия
НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада.
Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на
постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в
1990-е гг.
Основное содержание
Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России
в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти. Противодействие
террористической угрозе. Урегулирование кризиса в Чеченской
Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства общества.
Утверждение
государственной
символики.
Военная
реформа.
Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина.
Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа.
Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы.
Выборы в Государственную Думу 2011 г.
Социально-экономическое развитие России в начале ХХI в. Приоритетные
национальные проекты. Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

6

4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12

32

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

системе мировой рыночной экономики. Мировой экономический кризис
2008 г. Социальная политика. Изменения в структуре, занятости и
численности населения.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг.
Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры.
Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и
монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в.
Развитие науки. Формирование суверенной системы образования.
Средства массовой информации. Российский спорт. Государство и
основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь.
Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире.
Становление нового внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг.
Рост международного авторитета России и возобновление конфронтации
со странами Запада в 2008 – 2020 гг.
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности
страны. Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную
Думу 2016 г. Выборы Президента Российской Федерации в 2018 г.
Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г.
Выборы в Государственную Думу VIII созыва.
Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО). Отношения
с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со стороны США.
Противодействие стратегии Запада в отношении России. Фальсификация
истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г.
на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения.
СВО. Противостояние с Западом. Украина – неонацистское государство.
Новые регионы. СВО и российское общество. Россия – страна героев
Практическое занятие
Работа с научно-популярной литературой
Профессионально ориентированное содержание
Международное сотрудничество и противостояние в спорте. Достижения российских спортсменов
(технологическая карта 5 примерного учебно-методического комплекса)

Объём
часов

2
2
2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 02
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
33

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:

Объём
часов

2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1-ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11

136

34

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины кабинет истории, оснащённый
оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных
таблиц, плакатов), технические средствами обучения: компьютер с
устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиапроектор с
экраном.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеются печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательных программы СПО на базе основного общего образования.

35

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

5

Раздел/Тема
Р 4, П-о/с 5
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1, 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 –12.2, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с

Типы оценочных
мероприятий
Устный опрос
Контрольная работа
Выступление с
презентацией
Эссе
Тестирование
Промежуточная
аттестация
(выполнение заданий)

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с

Профессионально ориентированное содержание.

36

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПРб 01.-11

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с
П-о/с

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».