ОУДб 16 Обществознание

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб 16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЮ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Азов
2022

1

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1

Наименование

Стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
4-9
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10-20

3

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

4

КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22-31

3

I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.

1.1.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Область применения рабочей программы:

Область применения программы:
Рабочая программа является частью общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной
дополнительной образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных
рабочих служащих (далее – ППКРС) по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства.
1.2. Место дисциплины
Учебная дисциплина «Обществознание» входит в цикл общеобразовательных дисциплин
дополнительных.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины
достижение обучающимися следующих результатов:

«Обществознание»

обеспечивает

• личностных:

ЛР 1.− российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
ЛР 2.− гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
ЛР 3.− готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР 4.− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР 5.− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР 6.− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 7.− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
ЛР 8.− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
ЛР 9.− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛР 10.− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
ЛР 11.− принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ЛР 12.−
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
4

ЛР 13.− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР 14.− сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
ЛР 15.− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
• метапредметных:
МП 1.− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МП 2.− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
МП 3.− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МП 4.− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МП 5.− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МП 6.− умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МП 7.− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МП 8.− владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
МП 9.− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
• предметных
П1. − сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
П2. − владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
П3.− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов;
П4.− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
П5.− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов
П6. − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
П7.− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
знать/понимать/:
5

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических
и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля
получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной
направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной,
осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция
предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с
общими компетенциями ФГОС СПО;
2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными
дисциплинами программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее –
ППКРС) ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и
углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной
деятельности (профессионально значимое содержание.
1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
6

компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее –
ППКРС).
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном
и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы; составить план действия;
определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами
работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02 Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

ОК 03 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования

Знания: номенклатура информационных источников, применяемых
в профессиональной деятельности; приемы структурирования
информации; формат оформления результатов поиска информации

Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального развития
и самообразования
ОК 04 Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности.

ОК 05 Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе

Знания: психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила
оформления документов и построения устных сообщений.
7

культурного контекста.
ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК 07 Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях.

Умения: описывать значимость своей профессии

ОК 10 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности; особенности произношения;
правила чтения текстов профессиональной направленности

ОК 11 Планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной
деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры
выплат по процентным ставкам кредитования;
определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей
в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования

Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной
деятельности по профессии.
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять
направления ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии.
Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные в профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения.

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов;
порядок выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты

1.5 Формируемые личностные результаты реализации программы воспитания ЛР(пв):
ЛР(пв)1- Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР(пв)2- Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для
защиты национальных интересов России.
8

ЛР(пв)3- Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
ЛР(пв)4- Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи
и воспитанию обучающихся; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
ЛР(пв)5- Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера,
общественного деятеля.
ЛР(пв)6- Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического,
информационного развития России, готовый работать на их достижение.
ЛР(пв)7- Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно- мыслящий,
эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми,
осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,
дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение
поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
ЛР(пв)8- Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в
изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным
профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт,
критерии личной успешности.
ЛР(пв)9- Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с
особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности».
ЛР(пв)10- Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях,
соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку
нуждающимся.
ЛР(пв)11- Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
ЛР(пв)12- Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет-257ч.
по профессии СПО :
аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая
теоретические занятия – 131 ч.
практические занятия – 40 ч.
Самостоятельная работа – 86 ч.

9

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

257
171

в том числе:

Всего

практические занятия
самостоятельная работа
дифференцированный зачет

40
86
1
171

2.2. Тематический план
Количество часов

Практиче
ских
занятий

30

21

9

14

10

4

3. Экономика

35

29

6

4. Социальные отношения

30

24

6

5. Политика

22

15

7

6. Право

37

29

8

Дифференцированный зачет

1
171

1
131

40

Всего

Всего

1
Введение
1.Человек. Человек в системе общественных
отношений
2. Общество как сложная динамическая система

Теоретич
еских
занятий

Наименование разделов и тем

Обязательная аудиторная
нагрузка
В том числе:

3
2

4
2

5
-

10

2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОУДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Наименование
разделов и тем

1
ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

2

Содержание учебного материала:
Обществознание как учебный курс.
Социальные науки. Специфика объекта их изучения.
Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел I. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
Природа человека,
Человек, индивид, личность.
врождённые и
Человек, индивид, личность. Сходства и различия понятий. Теории происхождения человека.
приобретённые
Социализация личности.
качества
Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
Деятельность и мышление.
Мышление. Формы мышления. Логические операции мышления. Деятельность. Основные виды
человеческой деятельности (игра, общение, учение, труд). Структура деятельности.
Выбор профессии.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор
профессии. Профессиональное самоопределение
Потребности, способности, интересы.
Потребности, способности и интересы. Интересы и склонности, необходимые для реализации в
профессиональной деятельности (повар-кондитер)
Бытие и сознание.
Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. Цель и смысл человеческой жизни. Цель и смысл
человеческой жизни.
Цель и смысл человеческой жизни.

Коды общих и
профессиональных
компетенций,
Объем
формированию
часов
которых
способствует
элемент программы
3
4
Л.1-10,13,15
2
МП.1-9
2
П.1-7
1
ОК 1-10,
ЛР 1-10,14,17,18
1
30
Л.1-15
20
МП.1-9
1
П.1-7
ОК 1-10
1
ЛР 1-18
1
1
1
1
1
11

Тема 1.2.
Духовная культура
личности и
общества

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Социальные
ценности. Мотивы и предпочтения.
Проблема познаваемости мира.
Проблема познаваемости мира. Знание, познание. Виды человеческих знаний. Его основные формы и
виды.
Мировоззрение.
Духовная жизнь и духовный мир человека. Мировоззрение, его виды.
Общение и его виды.
Человек в группе. Многообразие мира общения.
Свобода как условие самореализации личности.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со
стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности.
Понятие культуры.
Понятие о культуре. Культурные нормы.
Виды и формы культуры.
Виды культуры. Роль культуры в жизни общества.
Цивилизация. Типы цивилизаций.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация.
Культура и цивилизация.
Межличностные конфликты.
Межличностное общение и взаимодействие
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №1
Человек, индивид, личность.
Практическое занятие №2
Потребности, способности, интересы.
Практическое занятие №3
Мировоззрение. Типы мировоззрений.
Контрольная работа по теме «Природа человека, врождённые и приобретённые качества».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №4
Виды культур.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
5
2
2
1

Л.1-10,13,15
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,14,16,17
12

Тема 1.3.
Наука и образование
в современном мире

Тема 1.4.
Мораль, искусство и
религия как
элементы духовной
культуры

Раздел II.

Практическое занятие №5
Духовная культура личности и общества.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Наука.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Функции науки как социального института.
Образование как способ передачи знаний и опыта.
Основные направления развития образования. Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №6
Наука в современном мире.
Практическое занятие №7
Роль образования в жизни современного человека и общества.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Мораль. Религия. Искусство.
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры.
Религия и церковь в современном мире. Функции религии. Религиозные объединения в РФ. Искусство,
предмет искусства, его роль в жизни людей. Виды искусств, функции искусства. Форма бытия
искусства.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №8
Мораль.
Практическое занятие №9
Религия.
Практическое занятие №10
Искусство.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

1
2
4
1
1

Л.1-10,13
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,14,16,17

2
1
1
2
4
1

Л.1-15
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,12, 16, 17, 18

3
1
1
1
2
14

Л.1-10,13,15
13

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема 2.1 Общество Содержание учебного материала:
как
сложная Общество и его признаки.
динамичная система Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.
Общественные отношения. Институты общества.
Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Сферы общества.
Общество и природа.
Общество и природа. Воздействие человека на природную среду.
Многовариантность общественного развития.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального
изменения.
Понятие общественного прогресса.
Понятие общественного прогресса.
Прогресс и регресс.
Смысл и цель истории.
Особенности современного мира.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Современные войны, их опасность для человечества.
Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной
цивилизации.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №11
Основные институты общества.
Практическое занятие №12
Общество и природа.
Практическое занятие №13
Глобализация.
Контрольная работа по теме
«Общество как сложная динамическая система».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел III.
ЭКОНОМИКА
Тема 3.1.

Содержание учебного материала:

14
1
1

МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,14,16,17

1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
10
35
8

Л.1-10,13,15
14

Экономика и
экономическая наука.
Экономические
системы.

Тема 3.2.
Рынок. Фирма. Роль
государства в
экономике.

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
Типы экономических систем.
Ограниченность ресурсов.
Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен.
Экономика семьи.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №14
Экономика как наука.
Практическое занятие №15
Типы экономических систем.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Рынок одного товара. Спрос. Предложение.
Товар.
Деньги.
Инфляция.
Банковская система.
Основные рыночные структуры.
Рыночное равновесие.
Государственный бюджет.
Понятие ВВП и его структура.
Экономика потребителя. Сбережения.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №16
Факторы спроса и предложения.
Контрольная работа по теме
«Роль государства в экономике»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Экономика потребителя.
Рациональный потребитель.
Доходы потребителя.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда.

1
1
1
1
1
1
2
1

МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,14,16,17

1
5

12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Л.1-10,13,15
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,14,16,17

1
5
10
1
1
1
1

Л.1-10,13,15
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,14,16,17
15

Сбережения.
Заработная плата.
Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Понятие безработицы, её причины и последствия.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №17
Причины безработицы и трудоустройства.
Контрольная работа «Безработица»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.4. Основные
Содержание учебного материала:
проблемы экономики Становление современной рыночной экономики России.
России.
Организация международной торговли.
Элементы
Лабораторная работа
международной
Практическое занятие
экономики.
Практическое занятие №18
Функции государства в экономике.
Практическое занятие №19
Особенности современной экономики России.
Контрольная работа по теме «Экономика»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 4.1.
Содержание учебного материала:
Социальная роль и Социальные отношения.
стратификация
Понятие о социальных общностях и группах.
Социальная стратификация.
Социальный статус и престиж.
Социальная роль.
Социальная мобильность.
Престижность профессиональной деятельности.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №20
Социальная стратификация.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2.
Содержание учебного материала:

1
1
1
1
1
1
1
5
5
1
1
2
1

Л.1-10,13,15
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,14,16,17

1
1
5
30
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Л.1-10,13
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,12,14,16,
17

5
12
16

Социальные нормы и Социальное поведение и его разновидности.
конфликты
Девиантное поведение и его профилактика.
Социальный контроль и его нормы.
Самоконтроль.
Социальный конфликт.
Пути разрешения социальных конфликтов.
Здоровый образ жизни. Опасность плохих привычек.
Патриотизм и национализм.
Проблемы молодёжи сегодня.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №21
Виды социальных норм.
Практическое занятие №22
Социальные конфликты.
Контрольная работа по теме «Социальные нормы и конфликты»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.3.
Содержание учебного материала:
Важнейшие
Особенности социальной стратификации в современной России.
социальные
Молодёжь как социальная группа.
общности и группы
Этнические общности. Межнациональные отношения.
Семья как малая социальная группа.
Семья и брак. Семейное право.
Права и обязанности супругов.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №23
Социальная стратификация в современной России.
Практическое занятие №24
Межнациональные отношения.
Практическое занятие №25
Семья в современной России.
Контрольная работа по теме «Социальные отношения»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел V.
ПОЛИТИКА

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

Л.1-10,13
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,12,14,16,17

1
1
5
10
1
1
1
1
1
1
3
1

Л.1-10,13
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-10,12,14,16,17

1
1
1
5
22
17

Тема 5.1.
Политика и власть.
Государство в
политической
системе.

Тема 5.2.
Участники
политического
процесса

Содержание учебного материала:
Понятие власти.
Признаки государства
Политическая система общества, её структура.
Функции государства.
Формы государства.
Демократия, её ценности и признаки.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №26
Политическая система общества, её структура.
Практическое занятие №27
Функции государства.
Практическое занятие №28
Формы государства.
Практическое занятие №29
Государство в политической системе общества
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Личность и государство.
Политическое участие и его типы.
Гражданское общество и правовое государство.
Выборы в демократическом обществе. Абсентеизм.
Избирательная кампания в РФ.
Правовое государство.
Виды идеологии.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №30
Личность и государство.
Практическое занятие №31
Гражданское общество и правовое государство.
Практическое занятие №32
Избирательное право в РФ.
Контрольная работа по теме «Политика».

10

1
1
1
1
1
1
4
1

Л.1-9
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-8,14,17

1
1
1
5
12
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1

Л.1-9
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-8,14,17

1
1
1
18

Раздел VI.
ПРАВО
Тема 6.1.
Правовое
регулирование
общественных
отношений

Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Самостоятельная работа обучающихся

10
37

Содержание учебного материала:
Юриспруденция как общественная наука.
Право и мораль.
Система права.
Конституция РФ.
Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правовые отношения и их структура.
Правомерное и противоправное поведение.
Виды противоправных поступков.
Юридическая ответственность.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №33
Система права. Норма права.
Практическое занятие №34
Право в системе социальных норм.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Конституционное право как отрасль российского права.
Федеративное устройство России.
Институт президентства.
Федеральное Собрание РФ.
Правительство РФ.
Местное самоуправление в РФ.
Права и свободы человека и гражданина.
Понятие гражданства.
Основные права и обязанности граждан в России.
Политические права и свободы.
Социально-экономические права.
Защита Отечества.
Международная защита прав человека.
Лабораторная работа
Практическое занятие

11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

Л.1-9
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-8,14,17

1
5
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Л.1-9
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-8,14,17

19

Практическое занятие №35
Конституционное право.
Практическое занятие №36
Права и обязанности человека и гражданина.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
Тема 6.3.
Гражданское право.
Отрасли Российского Собственность. Наследственное право.
права
Трудовое право и трудовой договор.
Административное право.
Уголовное право.
Урок обобщения по курсу «Обществознание».
Лабораторная работа
Практическое занятие
Практическое занятие №37
Гражданское право.
Практическое занятие №38
Трудовое право.
Практическое занятие №39
Административное право.
Практическое занятие №40
Уголовное право.
Контрольная работа по теме «Право»
Самостоятельная работа обучающихся
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ

1
1
5
11
1
1
1
1
1
1
4
1

Л.1-9
МП.1-9
П.1-7
ОК 2-6,
ЛР 1-8,14,17

1
1
1
1
5
1

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места для обучающихся;
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц);
• видеодемонстрации.
Технические средства обучения:
•
•
•
•

компьютеры;
мультимедиа;
локальная сеть кабинета, интернет;
периферийное оборудование и оргтехника.

3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник для СПО. – М.: Издательский центр
«Академия», 2021.
2.
Махоткин А.В. Обществознание (Весь школьный курс в схемах и таблицах) – М.:
Эксмо, 2019.
3.
Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие: учебное пособие/ под
редакцией А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: Проспект, 2012.
4.
Семке Н.Н. Обществознание/ Н.Н. Семке. М.: Эксмо, 2018.
5.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11
кл. – М., 2012.
6.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват.
Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М.,
2016.
3.2.2. Дополнительная литература
1.
Баранов П.А. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ./П.А. Баранов. – М.:
Издательство АСТ, 2016.
2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/
Лазебникова А.Ю. М.: Издательство «Экзамен», 2016.
3.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М.:
Издательский центр «Академия», 2014.
4.
Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание». Учеб. Пособие
для нач. проф. Образования/сост. И.Л. Ларионова, И.П. Смирнов. – М.: ИРПО Издательский
центр «Академия», 2012
3.2.3. Интернет-ресурсы:

https://new.znanium.com/
http://www.ist-iv.ru/

http://kononv.ru/
http://istoric55.ucoz.ru/
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/SocialStudies-14/Default.aspx

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Умение выделять черты социальной сущности человека;
Раздел 1. Человек.
определять роль духовных ценностей в обществе;
Человек в системе
общественных отношений выявлять роль агентов социализации на основных этапах
социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных
видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты
деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора,
выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания,
поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в
жизни человека;
Умение
характеризовать
общество
как
целостную
Раздел 2. Общество как
развивающуюся
(динамическую)
систему
в
единстве
и
сложная система.
взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать
информацию,
иллюстрирующую
многообразие
и
противоречивость социального развития;
приводить
примеры
прогрессивных
и
регрессивных
общественных изменений, аргументировать свои суждения,
выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления
различных глобальных проблем.
Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;
Раздел 3. Экономика
«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,
«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный
бюджет».
Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия
безработицы, ее причины и экономических последствий.
Характеристика становления современной рыночной экономики
России, ее особенностей; организации международной торговли.
Умение выделять критерии социальной стратификации;
Раздел 4. Социальные
анализировать социальную информацию из адаптированных
отношения.
источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять
особенности
молодежи
как
социальнодемографической группы, раскрывать на примерах социальные
роли юношества;

22

Раздел 5. Политика

высказывать
обоснованное
суждение
о
факторах,
обеспечивающих успешность самореализации молодежи в
условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать
ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную
роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на
примерах последствия отклоняющегося поведения для человека
и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного
поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных
норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать
примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов,
приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики
России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака;
раскрывать факторы, влияющие на формирование института
современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать
роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в
жизни современного общества, объяснять сущность свободы
совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими
людьми с позиций толерантности.
Умение выделять субъектов политической деятельности и
объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении
средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт
политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли
политических режимов различных типов в общественном
развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности
(ценностях, принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии;
23

Раздел 6 Право

характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную
избирательные системы;
устанавливать
взаимосвязь
правового
государства
и
гражданского общества, раскрывать ценностный смысл
правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных
партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и
идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического
процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и
опосредованного
политического
участия,
высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Умение давать характеристику системе права.
Умение давать характеристику основам конституционного строя
Российской Федерации, системам государственной власти РФ,
правам и свободам граждан.
Умение давать характеристику и знать содержание основных
отраслей российского права.
Выделение роли права в системе социальных норм.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения выполнения практических и контрольных работ.

Результаты обучения (предметные)

Критерии
оценки

П1 сформированность знаний об
обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов
П2 владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук;

КО1
КО2
КО3
КО4
КО1
КО2
КО3
КО4
КО1
КО2
КО3
КО4

П3 владение умениями выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и
процессов;

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

- оценка устного опроса
- оценка написания эссе
- оценка тестовой работы
- оценка практической работы № 1-40
- оценка тестовой работы
- оценка практической работы №1-40
- оценка устного опроса

24

П4 сформированность представлений об
основных тенденциях и возможных
перспективах
развития
мирового
сообщества в глобальном мире;

КО1
КО2
КО3
КО4

- оценка тестовой работы
- оценка практической работы № 6,7
- оценка устного опроса

П5 сформированность представлений о
методах познания социальных явлений
и процессов

КО1
КО2
КО3
КО4
КО1
КО2
КО3
КО4

- оценка тестовой работы
- оценка практической работы № 4
- оценка устного опроса

КО1
КО2
КО3
КО4

- оценка тестовой работы
- оценка практической работы №1-40
- оценка устного опроса

П6 владение умениями применять
полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
П7
сформированность
навыков
оценивания социальной информации,
умений
поиска
информации
в
источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с
целью
объяснения
и
оценки
разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
Л 1-15
МП 1-9
ОК 1-10

- оценка тестовой работы
- оценка практической работы №1-40
- оценка устного опроса

- оценка тестовой работы № 1-5
- оценка практической работы №1,2,3
- оценка устного опроса

КО1 (критерии оценивания тестовых работ)
Отметка

Критерии оценки
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов
10 правильных ответов
5
7-9
4
5-6
3
менее 5 правильных ответов
2
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка

Критерии оценки
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов
18-20 правильных ответов
5
14-17
4
10-13
3
менее 10 правильных ответов.
2
Время выполнения работы: 30-40 мин.

КО2 (критерии оценивания практической работы)
25

Отметка "5"– «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного
материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных
понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные
вопросы.
Отметка "4"– «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала,
усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные
и уточняющие вопросы.
Отметка "3"– «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал
практической работы, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Отметка "2"– «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные
пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который
полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и
дополнительные вопросы.
Оценка "1" - выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся
неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.
КО3 (критерии оценивания устного ответа)
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает
учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и
истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника;
излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на
дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
•
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и
26

недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности
при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в
определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при
небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает
ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
•
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает
основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
•
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
•
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал
излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
•
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы
и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
•
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства
выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
•
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных
явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического
применения теорий.
•
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте.
•
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы
учителя, допуская одну – две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
•
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и
обобщений.
•
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала
в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и
не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
•
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
•
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
•
Полностью не усвоил материал.
Критерии оценивания эссе
•
•
•

Раскрытие смысла высказывания – 1 балл
Представление и пояснение собственной позиции обучающего – 1 балла
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
Максимальный балл 5
27

5. Оценка
работы

освоения

достижений

личностных

результатов

воспитательной

Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР)
проводиться в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных данной
Программой.
Способы контроля результатов и критерии результативности реализации
воспитательной работы обучающихся техникума.
Критерии оценки личностных результатов обучающихся
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
ЛР1
Осознающий себя гражданином
защитником великой страны

и

Коды
ОК (из
ФГОС
СПО)
ОК06

ЛР2
Проявляющий активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам честности, порядочности,
открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном самоуправлении, в том
числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и
участвующий
в
деятельности
общественных организаций

ОК 03
ОК06

ЛР3
Соблюдающий нормы правопорядка,
следующий
Идеалам
гражданского
общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий
их от групп с деструктивными
девиантным
поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
ЛР4
Проявляющий и демонстрирующий
уважение к людям труда, осознающий

ОК02
ОК03

ОК04
ОК09
ОК11

Критерии оценки личностных
результатов обучающихся
Проявление
мировоззренческих
установок на готовность молодых людей
к работе на благо Отечества;
Сформированность
гражданской позиции;
Оценка собственного продвижения,
личностного развития;
Участие в конкурсах профессионального
мастерства,
олимпиадах
по
профессии,
викторинах,
предметных неделях;
Сформированность
гражданской позиции;
Участие в волонтерском движении,
общественных
объединениях,
в
студенческом самоуправлении.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства
и
в
командных
проектах;
Готовность
к
общению
и
взаимодействию с людьми самого
разного
статуса,
этнической,
религиозной принадлежности и в
многообразных обстоятельствах;
Проявление правовой активности и
навыков правомерного поведения,
уважения к Закону;
Отсутствие
фактов
проявления
идеологии терроризма и экстремизма
среди обучающихся;
Демонстрация интереса к будущей
профессии;
Конструктивное взаимодействие в
28

ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой
среде личностного и профессионального
конструктивного «цифрового следа»

ЛР5
Демонстрирующий приверженность к
родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, родному
народу,
малой
родине, принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
ЛР6
Проявляющий уважение к людям
старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях

ОК05
ОК10

ЛР7
Осознающий приоритетную ценность
личности
человека;
уважающий
собственную и чужую уникальность
в
различных
ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
ЛР8
Проявляющий и демонстрирующий
уважение к представителям различных
этнокультурных,
социальных,
конфессиональных и иных групп.
Сопричастный
к
сохранению,
преумножению
и
трансляции
культурных традиций и ценностей
многонационального
российского
государства

ОК01
ОК05

ЛР9
Соблюдающий и пропагандирующий
правила здорового и безопасного
образажизни, спорта; предупреждающий
либо преодолевающий зависимости от
алкоголя,
табака,
психоактивных
веществ, азартных игр и т.д.
Сохраняющий
психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
ЛР10
Заботящийся о защите окружающей

ОК08

ОК 04

ОК06

учебном коллективе/бригаде;
Проявление
культуры
потребления информации, умений и
навыков пользования компьютерной
техникой
навыков
отбора
и
критического анализа
информации,
умении ориентироваться
в
информационном пространстве;
Участие в реализации просветительских
программ, поисковых, археологических,
военно-исторических,
краеведческих
отрядах и молодежных объединениях;

Демонстрация
навыков
межличностного делового общения,
социального имиджа;
Добровольческие
инициативы
по
поддержки инвалидов и престарелых
граждан;
Участие в исследовательской и
проектной работе;
Соблюдение этических норм общения
при взаимодействии с обучающимися,
преподавателями,
мастерами
и
руководителями практики;
Готовность
к
общению
и
взаимодействию с людьми самого
разного
статуса,
этнической,
религиозной принадлежности и в
многообразных обстоятельствах;
Отсутствие
фактов
проявления
идеологии терроризма и экстремизма
среди обучающихся;
Отсутствие социальных конфликтов
среди обучающихся, основанных на
межнациональной,
межрелигиозной
почве;
Демонстрация
навыков
здорового образа жизни и высокий
уровень
культуры
здоровья
обучающихся;
Участие во внеурочных мероприятиях,
спортивных
секциях,
творческих
объединениях

ОК07

Проявление
экологической
культуры, бережного отношения

к
29

среды,
собственной
и
чужой
безопасности, в том числе цифровой

ЛР11
Проявляющий уважение к эстетическим
ценностям,
обладающий
основами
эстетической культуры

ОК06

ОК06
ЛР12
Принимающий семейные ценности,
готовый к созданию семьи и воспитанию
детей;
Демонстрирующий неприятие насилия в
семье,
ухода
от
родительской
ответственности, отказа от отношений
со своими детьми и их финансового
содержания
ОК 03
ЛР 13
Выполняющий
профессиональные ОК09
навыки в сфере приготовления и
обслуживания
на
предприятиях
общественного питания

родной земле, природным богатствам
России и мира;
Демонстрация умений и навыков
разумного
природопользования,
нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии;
Участие
в
культурных
программах
и
проектах,
посещение концертов, музеев,
театров, кинотеатров,
Художественных выставок;
Проявление
экономической
и
финансовой культуры, экономической
грамотности, а также собственной
адекватной позиции по отношению к
социально-экономической
действительности.

Демонстрация интереса к будущей
профессии

ОК 09
ЛР14
Конкурентоспособный
специалист ОК 10
обладающий навыками нестандартного,
гибкого
мышления,
готовый
к
постоянному профессиональному росту,
способный
к
самоорганизации,
самосовершенствованию,
самоактуализации.

Ответственность за результат учебной
деятельности
и
подготовки
к
профессиональной деятельности;

ОК 06
ЛР15
Проявляющий любовь к Родине, чувство
ответственности за ее могущество, честь и
независимость,
сохранение
материальных и духовно – нравственных
ценностей общества

Сформированность
гражданской позиции;

ОК07
ЛР 16
Готовый
к
самостоятельным
продуктивным решениям в ситуациях
нравственно – экологического выбора;
заботящийся о защите окружающей среды

Проявление
экологической
культуры, бережного отношения
к
родной земле, природным богатствам
России и мира;
Демонстрация умений и навыков
разумного
природопользования,
нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии;
30

ОК05
ЛР 17
Способного самореализовываться в сфере
художественного творчества, культуры,
мультимедийного
пространства
и
досуговой деятельности.

Участие
в
культурных
программах
и
проектах,
посещение концертов, музеев,
театров,
кинотеатров,
художественных выставок;

ОК08
ЛР 18
Принимающий
ценности
культуры
здоровья и здорового образа жизни в
собственной семье и воспитании детей,
при осуществлении профессиональной
деятельности

Демонстрация
навыков
здорового образа жизни и высокий
уровень
культуры
здоровья
обучающихся;
Участие во внеурочных мероприятиях,
спортивных
секциях,
творческих
объединениях

ОК 11
ЛР19
Готовый
к
предпринимательской
деятельности,
обеспечивающую
им
профессиональную
мобильность
и
конкурентоспособность
в
новых
экономических условиях

Демонстрация интереса к будущей
профессии;

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».