Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЮ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Азов 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-9 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10-20 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22-31 3 I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. 1.1. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Область применения рабочей программы: Область применения программы: Рабочая программа является частью общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной дополнительной образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС) по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. 1.2. Место дисциплины Учебная дисциплина «Обществознание» входит в цикл общеобразовательных дисциплин дополнительных. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины достижение обучающимися следующих результатов: «Обществознание» обеспечивает • личностных: ЛР 1.− российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 2.− гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР 3.− готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР 4.− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ЛР 5.− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР 6.− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; ЛР 7.− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; ЛР 8.− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; ЛР 9.− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР 10.− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ЛР 11.− принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; ЛР 12.− бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 4 ЛР 13.− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ЛР 14.− сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР 15.− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. • метапредметных: МП 1.− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МП 2.− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МП 3.− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП 4.− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МП 5.− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП 6.− умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МП 7.− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МП 8.− владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МП 9.− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. • предметных П1. − сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; П2. − владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; П3.− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; П4.− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; П5.− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов П6. − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; П7.− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать/: 5 • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания. Уметь: • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС) ФГОС. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание. 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов 6 компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС). ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. 7 культурного контекста. ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Умения: описывать значимость своей профессии ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнесидею; определять источники финансирования Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 1.5 Формируемые личностные результаты реализации программы воспитания ЛР(пв): ЛР(пв)1- Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР(пв)2- Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России. 8 ЛР(пв)3- Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР(пв)4- Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию обучающихся; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР(пв)5- Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера, общественного деятеля. ЛР(пв)6- Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного развития России, готовый работать на их достижение. ЛР(пв)7- Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно- мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР(пв)8- Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. ЛР(пв)9- Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». ЛР(пв)10- Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся. ЛР(пв)11- Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. ЛР(пв)12- Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет-257ч. по профессии СПО : аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая теоретические занятия – 131 ч. практические занятия – 40 ч. Самостоятельная работа – 86 ч. 9 II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 257 171 в том числе: Всего практические занятия самостоятельная работа дифференцированный зачет 40 86 1 171 2.2. Тематический план Количество часов Практиче ских занятий 30 21 9 14 10 4 3. Экономика 35 29 6 4. Социальные отношения 30 24 6 5. Политика 22 15 7 6. Право 37 29 8 Дифференцированный зачет 1 171 1 131 40 Всего Всего 1 Введение 1.Человек. Человек в системе общественных отношений 2. Общество как сложная динамическая система Теоретич еских занятий Наименование разделов и тем Обязательная аудиторная нагрузка В том числе: 3 2 4 2 5 - 10 2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОУДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Наименование разделов и тем 1 ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала: Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел I. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Тема 1.1. Содержание учебного материала: Природа человека, Человек, индивид, личность. врождённые и Человек, индивид, личность. Сходства и различия понятий. Теории происхождения человека. приобретённые Социализация личности. качества Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Деятельность и мышление. Мышление. Формы мышления. Логические операции мышления. Деятельность. Основные виды человеческой деятельности (игра, общение, учение, труд). Структура деятельности. Выбор профессии. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение Потребности, способности, интересы. Потребности, способности и интересы. Интересы и склонности, необходимые для реализации в профессиональной деятельности (повар-кондитер) Бытие и сознание. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. Цель и смысл человеческой жизни. Цель и смысл человеческой жизни. Цель и смысл человеческой жизни. Коды общих и профессиональных компетенций, Объем формированию часов которых способствует элемент программы 3 4 Л.1-10,13,15 2 МП.1-9 2 П.1-7 1 ОК 1-10, ЛР 1-10,14,17,18 1 30 Л.1-15 20 МП.1-9 1 П.1-7 ОК 1-10 1 ЛР 1-18 1 1 1 1 1 11 Тема 1.2. Духовная культура личности и общества Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Проблема познаваемости мира. Проблема познаваемости мира. Знание, познание. Виды человеческих знаний. Его основные формы и виды. Мировоззрение. Духовная жизнь и духовный мир человека. Мировоззрение, его виды. Общение и его виды. Человек в группе. Многообразие мира общения. Свобода как условие самореализации личности. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Понятие культуры. Понятие о культуре. Культурные нормы. Виды и формы культуры. Виды культуры. Роль культуры в жизни общества. Цивилизация. Типы цивилизаций. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Культура и цивилизация. Межличностные конфликты. Межличностное общение и взаимодействие Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №1 Человек, индивид, личность. Практическое занятие №2 Потребности, способности, интересы. Практическое занятие №3 Мировоззрение. Типы мировоззрений. Контрольная работа по теме «Природа человека, врождённые и приобретённые качества». Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №4 Виды культур. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 5 2 2 1 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 12 Тема 1.3. Наука и образование в современном мире Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Раздел II. Практическое занятие №5 Духовная культура личности и общества. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Наука. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Функции науки как социального института. Образование как способ передачи знаний и опыта. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №6 Наука в современном мире. Практическое занятие №7 Роль образования в жизни современного человека и общества. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Мораль. Религия. Искусство. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Религия и церковь в современном мире. Функции религии. Религиозные объединения в РФ. Искусство, предмет искусства, его роль в жизни людей. Виды искусств, функции искусства. Форма бытия искусства. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №8 Мораль. Практическое занятие №9 Религия. Практическое занятие №10 Искусство. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 2 4 1 1 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 2 1 1 2 4 1 Л.1-15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12, 16, 17, 18 3 1 1 1 2 14 Л.1-10,13,15 13 ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Тема 2.1 Общество Содержание учебного материала: как сложная Общество и его признаки. динамичная система Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Общественные отношения. Институты общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Сферы общества. Общество и природа. Общество и природа. Воздействие человека на природную среду. Многовариантность общественного развития. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Смысл и цель истории. Особенности современного мира. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Современные войны, их опасность для человечества. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №11 Основные институты общества. Практическое занятие №12 Общество и природа. Практическое занятие №13 Глобализация. Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система». Самостоятельная работа обучающихся Раздел III. ЭКОНОМИКА Тема 3.1. Содержание учебного материала: 14 1 1 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 10 35 8 Л.1-10,13,15 14 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Тема 3.3. Рынок труда и безработица Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Экономика семьи. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №14 Экономика как наука. Практическое занятие №15 Типы экономических систем. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Предложение. Товар. Деньги. Инфляция. Банковская система. Основные рыночные структуры. Рыночное равновесие. Государственный бюджет. Понятие ВВП и его структура. Экономика потребителя. Сбережения. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №16 Факторы спроса и предложения. Контрольная работа по теме «Роль государства в экономике» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Экономика потребителя. Рациональный потребитель. Доходы потребителя. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. 1 1 1 1 1 1 2 1 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 5 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 5 10 1 1 1 1 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 15 Сбережения. Заработная плата. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы, её причины и последствия. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №17 Причины безработицы и трудоустройства. Контрольная работа «Безработица» Самостоятельная работа обучающихся Тема 3.4. Основные Содержание учебного материала: проблемы экономики Становление современной рыночной экономики России. России. Организация международной торговли. Элементы Лабораторная работа международной Практическое занятие экономики. Практическое занятие №18 Функции государства в экономике. Практическое занятие №19 Особенности современной экономики России. Контрольная работа по теме «Экономика» Самостоятельная работа обучающихся Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Тема 4.1. Содержание учебного материала: Социальная роль и Социальные отношения. стратификация Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальный статус и престиж. Социальная роль. Социальная мобильность. Престижность профессиональной деятельности. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №20 Социальная стратификация. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.2. Содержание учебного материала: 1 1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 2 1 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 1 5 30 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12,14,16, 17 5 12 16 Социальные нормы и Социальное поведение и его разновидности. конфликты Девиантное поведение и его профилактика. Социальный контроль и его нормы. Самоконтроль. Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов. Здоровый образ жизни. Опасность плохих привычек. Патриотизм и национализм. Проблемы молодёжи сегодня. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №21 Виды социальных норм. Практическое занятие №22 Социальные конфликты. Контрольная работа по теме «Социальные нормы и конфликты» Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.3. Содержание учебного материала: Важнейшие Особенности социальной стратификации в современной России. социальные Молодёжь как социальная группа. общности и группы Этнические общности. Межнациональные отношения. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Семейное право. Права и обязанности супругов. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №23 Социальная стратификация в современной России. Практическое занятие №24 Межнациональные отношения. Практическое занятие №25 Семья в современной России. Контрольная работа по теме «Социальные отношения» Самостоятельная работа обучающихся Раздел V. ПОЛИТИКА 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12,14,16,17 1 1 5 10 1 1 1 1 1 1 3 1 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12,14,16,17 1 1 1 5 22 17 Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. Тема 5.2. Участники политического процесса Содержание учебного материала: Понятие власти. Признаки государства Политическая система общества, её структура. Функции государства. Формы государства. Демократия, её ценности и признаки. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №26 Политическая система общества, её структура. Практическое занятие №27 Функции государства. Практическое занятие №28 Формы государства. Практическое занятие №29 Государство в политической системе общества Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Личность и государство. Политическое участие и его типы. Гражданское общество и правовое государство. Выборы в демократическом обществе. Абсентеизм. Избирательная кампания в РФ. Правовое государство. Виды идеологии. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №30 Личность и государство. Практическое занятие №31 Гражданское общество и правовое государство. Практическое занятие №32 Избирательное право в РФ. Контрольная работа по теме «Политика». 10 1 1 1 1 1 1 4 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 1 1 5 12 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 1 1 18 Раздел VI. ПРАВО Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Самостоятельная работа обучающихся 10 37 Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Право и мораль. Система права. Конституция РФ. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №33 Система права. Норма права. Практическое занятие №34 Право в системе социальных норм. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Конституционное право как отрасль российского права. Федеративное устройство России. Институт президентства. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Местное самоуправление в РФ. Права и свободы человека и гражданина. Понятие гражданства. Основные права и обязанности граждан в России. Политические права и свободы. Социально-экономические права. Защита Отечества. Международная защита прав человека. Лабораторная работа Практическое занятие 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 5 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 19 Практическое занятие №35 Конституционное право. Практическое занятие №36 Права и обязанности человека и гражданина. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Тема 6.3. Гражданское право. Отрасли Российского Собственность. Наследственное право. права Трудовое право и трудовой договор. Административное право. Уголовное право. Урок обобщения по курсу «Обществознание». Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №37 Гражданское право. Практическое занятие №38 Трудовое право. Практическое занятие №39 Административное право. Практическое занятие №40 Уголовное право. Контрольная работа по теме «Право» Самостоятельная работа обучающихся ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ 1 1 5 11 1 1 1 1 1 1 4 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 1 1 1 5 1 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят: Оборудование учебного кабинета: • посадочные места для обучающихся; • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц); • видеодемонстрации. Технические средства обучения: • • • • компьютеры; мультимедиа; локальная сеть кабинета, интернет; периферийное оборудование и оргтехника. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Основные печатные издания 1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. 2. Махоткин А.В. Обществознание (Весь школьный курс в схемах и таблицах) – М.: Эксмо, 2019. 3. Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие: учебное пособие/ под редакцией А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: Проспект, 2012. 4. Семке Н.Н. Обществознание/ Н.Н. Семке. М.: Эксмо, 2018. 5. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012. 6. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2016. 3.2.2. Дополнительная литература 1. Баранов П.А. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ./П.А. Баранов. – М.: Издательство АСТ, 2016. 2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ Лазебникова А.Ю. М.: Издательство «Экзамен», 2016. 3. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 4. Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание». Учеб. Пособие для нач. проф. Образования/сост. И.Л. Ларионова, И.П. Смирнов. – М.: ИРПО Издательский центр «Академия», 2012 3.2.3. Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com/ http://www.ist-iv.ru/ http://kononv.ru/ http://istoric55.ucoz.ru/ http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/SocialStudies-14/Default.aspx 21 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Умение выделять черты социальной сущности человека; Раздел 1. Человек. определять роль духовных ценностей в обществе; Человек в системе общественных отношений выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; Умение характеризовать общество как целостную Раздел 2. Общество как развивающуюся (динамическую) систему в единстве и сложная система. взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; Раздел 3. Экономика «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет». Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий. Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли. Умение выделять критерии социальной стратификации; Раздел 4. Социальные анализировать социальную информацию из адаптированных отношения. источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выделять особенности молодежи как социальнодемографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; 22 Раздел 5. Политика высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Умение выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; 23 Раздел 6 Право характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Умение давать характеристику системе права. Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан. Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права. Выделение роли права в системе социальных норм. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения практических и контрольных работ. Результаты обучения (предметные) Критерии оценки П1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов П2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; КО1 КО2 КО3 КО4 КО1 КО2 КО3 КО4 КО1 КО2 КО3 КО4 П3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения - оценка устного опроса - оценка написания эссе - оценка тестовой работы - оценка практической работы № 1-40 - оценка тестовой работы - оценка практической работы №1-40 - оценка устного опроса 24 П4 сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы № 6,7 - оценка устного опроса П5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов КО1 КО2 КО3 КО4 КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы № 4 - оценка устного опроса КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы №1-40 - оценка устного опроса П6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; П7 сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Л 1-15 МП 1-9 ОК 1-10 - оценка тестовой работы - оценка практической работы №1-40 - оценка устного опроса - оценка тестовой работы № 1-5 - оценка практической работы №1,2,3 - оценка устного опроса КО1 (критерии оценивания тестовых работ) Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов 10 правильных ответов 5 7-9 4 5-6 3 менее 5 правильных ответов 2 Время выполнения работы: 10-15 мин. Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов 18-20 правильных ответов 5 14-17 4 10-13 3 менее 10 правильных ответов. 2 Время выполнения работы: 30-40 мин. КО2 (критерии оценивания практической работы) 25 Отметка "5"– «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Отметка "4"– «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Отметка "3"– «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал практической работы, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Отметка "2"– «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Оценка "1" - выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося. КО3 (критерии оценивания устного ответа) Отметка «5» ставится, если обучающийся: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. Отметка «4» ставится, если обучающийся: • Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и 26 недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Отметка «3» ставится, если обучающийся: • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. • Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки. Отметка «2» ставится, если обучающийся: • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. • Полностью не усвоил материал. Критерии оценивания эссе • • • Раскрытие смысла высказывания – 1 балл Представление и пояснение собственной позиции обучающего – 1 балла Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла Максимальный балл 5 27 5. Оценка работы освоения достижений личностных результатов воспитательной Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР) проводиться в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных данной Программой. Способы контроля результатов и критерии результативности реализации воспитательной работы обучающихся техникума. Критерии оценки личностных результатов обучающихся Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) ЛР1 Осознающий себя гражданином защитником великой страны и Коды ОК (из ФГОС СПО) ОК06 ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций ОК 03 ОК06 ЛР3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий Идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивными девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих ЛР4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ОК02 ОК03 ОК04 ОК09 ОК11 Критерии оценки личностных результатов обучающихся Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; Сформированность гражданской позиции; Оценка собственного продвижения, личностного развития; Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, предметных неделях; Сформированность гражданской позиции; Участие в волонтерском движении, общественных объединениях, в студенческом самоуправлении. Участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; Демонстрация интереса к будущей профессии; Конструктивное взаимодействие в 28 ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России ЛР6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях ОК05 ОК10 ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства ОК01 ОК05 ЛР9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образажизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях ЛР10 Заботящийся о защите окружающей ОК08 ОК 04 ОК06 учебном коллективе/бригаде; Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой навыков отбора и критического анализа информации, умении ориентироваться в информационном пространстве; Участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; Добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; Участие в исследовательской и проектной работе; Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; Демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; Участие во внеурочных мероприятиях, спортивных секциях, творческих объединениях ОК07 Проявление экологической культуры, бережного отношения к 29 среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры ОК06 ОК06 ЛР12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; Демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания ОК 03 ЛР 13 Выполняющий профессиональные ОК09 навыки в сфере приготовления и обслуживания на предприятиях общественного питания родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; Участие в культурных программах и проектах, посещение концертов, музеев, театров, кинотеатров, Художественных выставок; Проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности. Демонстрация интереса к будущей профессии ОК 09 ЛР14 Конкурентоспособный специалист ОК 10 обладающий навыками нестандартного, гибкого мышления, готовый к постоянному профессиональному росту, способный к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. Ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; ОК 06 ЛР15 Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовно – нравственных ценностей общества Сформированность гражданской позиции; ОК07 ЛР 16 Готовый к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно – экологического выбора; заботящийся о защите окружающей среды Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; 30 ОК05 ЛР 17 Способного самореализовываться в сфере художественного творчества, культуры, мультимедийного пространства и досуговой деятельности. Участие в культурных программах и проектах, посещение концертов, музеев, театров, кинотеатров, художественных выставок; ОК08 ЛР 18 Принимающий ценности культуры здоровья и здорового образа жизни в собственной семье и воспитании детей, при осуществлении профессиональной деятельности Демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; Участие во внеурочных мероприятиях, спортивных секциях, творческих объединениях ОК 11 ЛР19 Готовый к предпринимательской деятельности, обеспечивающую им профессиональную мобильность и конкурентоспособность в новых экономических условиях Демонстрация интереса к будущей профессии; 31