Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДп 09 ИНФОРМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 2022 № п/п Наименование ПАСПОРТ 1 СОДЕРЖАНИЕ Стр. ПРОГРАММЫ 4-8 РАБОЧЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9-12 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13-14 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15-24 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДп 09 ИНФОРМАТИКА 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОУДп 09 Информатика является частью общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной профильной образовательной программы СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 1.2. Место дисциплины Учебная дисциплина «Информатика» входит в цикл общеобразовательных дисциплин профильных. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: • личностных: Л1 - чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; Л2 - осознание своего места в информационном обществе; Л3 - готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; Л4 - умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; Л5 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; Л7 - умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; Л7 - готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций; • метапредметных: МП1 - умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; МП2 - использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; МП3 - использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов; МП4 - использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; МП5 - умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; МП6 - умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП7 - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; • предметных: П1 - сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; П2 - владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; П3 - использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; П4 - владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; П5 - владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; П6 - сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; П7 - сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); П8 - владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; П9 - сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; П10 - понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; П11 - применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; • распознавать информационные процессы в различных системах; • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. знать: • различные подходы к определению понятия «информация»; • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации; • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; • назначение и функции операционных систем. В результате освоения дисциплины техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: Код Формулировка компе Знания, умения компетенции тенции ОК 01 Выбирать способы Умения: распознавать задачу и/или проблему в решения задач профессиональном и/или социальном контексте; профессиональной анализировать задачу и/или проблему и выделять её деятельности составные части; определять этапы решения задачи; применительно к выявлять и эффективно искать информацию, необходимую различным для решения задачи и/или проблемы; контекстам составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04 ОК 05 ОК 07 ОК 09 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережени ю,эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать информационные технологии в Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение профессиональной деятельности Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде ЛР 4 личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и ЛР 7 видах деятельности. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, ЛР 10 в том числе цифровой Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Принимающий основы экологической культуры, соответствующей ЛР 14 современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности Демонстрирующий умение организовать взаимодействие с внешними ЛР 16 организациями для выполнения обслуживания средств технического диагностирования Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевым работодателем Конкурентоспособный специалист, обладающий навыками нестандартного, ЛР 18 гибкого мышления, готовый к постоянному профессиональному росту, способный к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом образовательного процесса Готовый к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно ЛР 20 – экологического выбора; заботящийся о защите окружающей среды Способного самореализовываться в сфере художественного творчества, ЛР 21 культуры, мультимедийного пространства и досуговой деятельности. 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Учебная нагрузка обучающегося максимальная Самостоятельная учебная работа Обязательная аудиторная: всего учебных занятий теоретическое обучение лаб.и практ. занятий практ. подготовка Количество часов 162 54 108 32 76 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) Самостоятельная учебная работа (всего) Всего учебных занятий Теоретическое обучение лабораторно-практические занятия Практическая подготовка Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета 162 54 108 32 76 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № раздела, темы Введение Тема № 1. Тема № 2 Тема №3 Тема №4 Тема №5 Наименование разделов и тем Информационная деятельность человека Информация и информационные процессы Средства информационных и коммуникационных технологий Технология создания и преобразования информационных объектов Телекоммуникационные технологии Дифференцированный зачет Итого Всего часов 1 16 40 В том числе ТЗ ПЗ КР Самостоятель ная работа 4 9 5 18 6 12 31 5 14 37 9 15 1 12 36 5 19 2 12 2 162 32 71 5 54 1 1 12 ТЗ – теоретические занятия, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 2 3 1 Введение ТБ в кабинете информатики и ИКТ. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Тема 1. Информационна я деятельность человек Содержание учебного материала 16 Тема № 1.1 Этапы развития информационного общества Тема № 1.2 Этапы развития технических средств и информационных ресурсов Тема № 1.3 Виды профессиональной информационной деятельности Тема № 1.4 Правовые нормы, относящиеся к информации. Практические занятия Информационные ресурсы общества Образовательные информационные ресурсы Инсталляция программного обеспечения Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты Организация обновления ПО Контрольная работа по теме № 1. Информационная деятельность человека Самостоятельная работа Содержание учебного материала Тема № 2.1 Подходы к понятию информации и ее измерению Тема № 2.2 Дискретность в информации Тема № 2.3 Основные информационные процессы Тема № 2.4 Основные информационные процессы Тема № 2.5 Принципы обработки информации компьютером. Тема № 2.6 Алгоритмы и способы их описания. Тема № 2.7 Программный принцип работы компьютера Тема № 2.8 Компьютерные модели различных процессов Тема № 2.9 Хранение, поиск и передача информации Практические занятия 1 Тема 2. Информация и информационны е процессы 1 Коды результато в освоения программы 4 Л1-4, МП4,5,8 П2,3, ЛР4,7 Л1-4, МП4,5,8 П2,3, ЛР4,7 ОК02,04, 09 1 1 5 1 1 1 1 1 1 6 40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 Л1-4, МП4,5,8 П2,3, ЛР4,7 ОК02,04, 09 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 ОК02,04, 09 Тема 3 Средства информационны хи коммуникацион ных технологий Тема 4 Технология создания и преобразования информационны х объектов Дискретное представление текстовой информации Дискретное представление графической информации Дискретное представление аудио и видеоинформации Представление информации в различных системах счисления Представление среды программирования. Программная реализация алгоритма Проведения исследования на основе компьютерной модели Создание архива данных Запись информации на внешние носители Использование электронных каталогов Контрольная работа по теме 2. Информация и информационные процессы Самостоятельная работа Содержание учебного материала Тема № 3.1 Архитектура компьютеров Тема № 3.2 Многообразия внешних устройств Тема № 3.3 Особенности ИКТ в определенной профессиональной деятельности (повар‚ автомеханик, т\м) Тема № 3.4 Примеры комплектации компьютера для | определенного рабочего процесса Тема № 3.5 Защита информации, антивирусная защита Практические занятия Ввод и редактирование информации в Ехсе1. Форматирование ячеек Использование встроенных функций и операций в Ехсе1 Создание, сохранение и редактирование документа Таблицы, колонки, назначение клавиш символам Таблицы, колонки, списки. Формулы. Использование формул в таблице. Защита информации, антивирусная защита. Контрольная работа Самостоятельная работа Содержание учебного материала Тема № 4.1 Понятие об информационных системах Тема № 4.2 Понятие об автоматизации информационных процессов Тема № 4.3 Возможности настольных издательских систем. Тема № 4.4 Математическая обработка цифровых данных Тема № 4.5 Понятие и назначение базы данных 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 12 31 1 1 1 1 1 14 2 2 2 2 2 2 2 12 37 1 1 1 1 1 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 ОК02,04, 09 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 ОК02,04, Тема № 4.6 Структура баз данных Тема № 4.7 Системы управления базами данных Тема № 4.8 Графика и черчение в программных средах (черчение) Тема № 4.9 Проектирования и конструирования на ПК Практические занятия Создание презентаций, вставка слайдов и графических объектов. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов Создание и использование различных возможностей анимации Использование электронных каталогов Создание мультимедийных объектов Аудио и видеомонтаж Аудио и видеомонтаж Технологии обработки графической информации Контрольная работа по теме: «Технология создания и преобразования информационных объектов» Самостоятельная работа Тема 5 Содержание учебного материала Телекоммуникац Тема № 5.1 Телекоммуникационные технологии ионные Тема № 5.2 Программные поисковые сервисы. технологии Тема № 5.3 Комбинации условия поиска. Проводная и беспроводная связь Тема № 5.4 Методы создания и сопровождения сайта Тема № 5.5 Организация удаленной коллективной деятельности. Представление о робототехнических системах. Практические занятия Примеры работы с браузерами. Применение поисковых систем Измерения скорости передачи данных Работа с электронной почтой Средства создания и сопровождения сайта Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет Контрольная работа Самостоятельная работа Дифференцированный зачет Всего: 1 09 1 1 1 15 2 2 2 2 2 2 2 1 1 12 36 1 1 1 1 1 19 2 2 2 2 6 5 12 2 108 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 ОК02,04, 09 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Материально-техническое обеспечение Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся. В состав кабинета информатики входит лаборатория. Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят: 1. многофункциональный комплекс преподавателя; 2. технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции); рабочее место педагога, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника; 3. наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты); 4. компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»; 5. печатные и экранно-звуковые средства обучения; 6. расходные материалы; 7. учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; 8. комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Информатика» Основные источники для студентов: 1.Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования, М.: ИЦ «Академия», 2021г. 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. - М.:2021 Астафьева Н.Е., 3. Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. - М.: 2021 4. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. - М.: 2021 Дополнительные источники для студентов: 1.Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2019. 2.Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019 3.Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019. 4.Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб. метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»). 4. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям). 5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании). 6. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»). 8. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 10. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). 11. www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). 12. www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ обучения Тема 1. Информационная деятельность человека Основные виды деятельности обучающихся • находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; • классифицировать информационные процессы по принятому основанию; • выделять основные информационные процессы в реальных системах; • владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; • исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленной задачей; • выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения; • использовать ссылки и цитирование источников информации; • использовать на практике базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, • владеть нормами информационной этики и права, • соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; Тема 2. Информация и информационные процессы • оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.); • знать о дискретной форме представления информации; • знать способы кодирования и декодирования информации; • иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; • владеть компьютерными средствами представления и анализа данных; • отличать представление информации в различных системах счисления; • знать математические объекты информатики; • применять знания в логических формулах; • владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов; • уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; • уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц; • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод решения задачи, • разбивать процесс решения задачи на этапы. • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем); Примеры задач: • алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); • алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; • алгоритмы решения задач методом перебора; • алгоритмы работы с элементами массива • оценивать и организовывать информацию, в том числе, получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; • анализировать и сопоставлять различные источники информации; • иметь представление о компьютерных моделях, уметь приводить примеры; • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; • выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель; • выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования; Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов • анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств; • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации; • определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; • анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов; • выделять и определять назначения элементов окна программы; • иметь представление о типологии компьютерных сетей уметь приводить примеры; • определять программное и аппаратное обеспечении компьютерной сети; • знать о возможности разграничения прав доступа в сеть и применять это на практике; • владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; • понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете применять их на практике; • реализовывать антивирусную защиту компьютера; • иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных; • уметь работать с библиотеками программ; • использовать компьютерные средства представления и анализа данных; • осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера; • пользоваться базами данных и справочными системами; • владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; • анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Тема 5. Телекоммуникационные технологии Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Тема 5.2. Поиск информации Тема 5.3. Передача информации Тема 5.4. Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях Тема 5.5. Сетевые информационные системы • иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий ; • применять их на практике; • знать способы подключения к сети Интернет и использовать их в своей работе; • определять ключевые слова, фразы для поиска информации; • уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации; • иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения, уметь приводить примеры; • планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом; • иметь представление о способах создания и сопровождения сайта, уметь приводить примеры; • определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения уметь: • • • • • • • • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; Текущий контроль Практические занятия Тестирование индивидуальные задания сообщения Доклады Презентации Защита проекта • • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; знать: • • • • • • различные подходы к определению понятия «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформулированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Результаты (личностные и Основные показатели метапредметные) оценки результата Личностные результаты чувство гордости и уважения к КО1 истории развития и достижениям КО2 отечественной информатики в КО3 мировой индустрии КО4 информационных технологий Формы и методы контроля и оценки − осознание своего места в информационном обществе; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы − умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационнокоммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы − готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы Метапредметные результаты умение определять цели, КО1 составлять планы деятельности и КО2 - оценка тестовой работы - оценка практической определять средства, необходимые для их реализации КО3 КО4 работы - оценка контрольной работы использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы умение использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы КО1 (критерии оценивания тестовых работ) Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов 5 10 правильных ответов 4 7-9 3 5-6 2 менее 5 правильных ответов Время выполнения работы: 10-15 мин. Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов 5 18-20 правильных ответов 4 14-17 3 10-13 2 менее 10 правильных ответов. Время выполнения работы: 30-40 мин. КО2 (критерии оценивания практической работы) Отметка "5" Практическая или работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4" Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Оценка "1" Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося. 5. Оценка освоения достижений личностных результатов воспитательной работы Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР) проводиться в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных данной Программой. Способы контроля результатов и критерии результативности реализации воспитательной работы обучающихся техникума. Вид контроля Входной контроль Результат контроля диагностика способностей и интересов обучающихся (тестирование, анкетирование, социометрия, опрос). Текущий контроль педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, формирование и анализ портфолио обучающегося; исполнение текущей отчетности Итоговый контроль анализ деятельности Критерии оценки личностных результатов обучающихся Личностные результаты Коды Критерии оценки личностных реализации программы ОК(из результатов обучающихся воспитания ФГОС (дескрипторы) СПО) ЛР4 ОК04 Демонстрация интереса к будущей Проявляющий и демонстрирующий ОК09 профессии; уважение к людям труда, ОК11 осознающий ценность собственного Конструктивное взаимодействие в труда. учебном коллективе/бригаде; Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и Проявление культуры профессионального конструктивного потребления информации, умений и «цифрового следа» навыков пользования компьютерной техникой навыков отбора и критического анализа информации, умении ориентироваться в информационном пространстве; ЛР7 ОК01 Участие в исследовательской и проектной Осознающий приоритетную ценность ОК05 работе; личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность Соблюдение этических норм общения при в различных взаимодействии с обучающимися, ситуациях, во всех формах и видах преподавателями, мастерами и деятельности. руководителями практики; ЛР10 ОК07 Проявление экологической культуры, Заботящийся о защите окружающей бережного отношения к родной земле, среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР 14 Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности ЛР 16 Демонстрирующий умение организовать взаимодействие с внешними организациями для выполнения обслуживания средств технического диагностирования природным богатствам России и мира; ОК 03 ОК 02 ОК 04 ОК 09 ОК 09 ЛР18 Конкурентоспособный специалист ОК 10 обладающий навыками нестандартного, гибкого мышления, готовый к постоянному профессиональному росту, способный к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. ОК07 ЛР 20 Готовый к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно – экологического выбора; заботящийся о защите окружающей среды ОК05 ЛР 21 Способного самореализовываться в сфере художественного творчества, культуры, мультимедийного пространства и досуговой деятельности. Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой навыков отбора и критического анализа информации, умении ориентироваться в информационном пространстве; Ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; Участие в культурных программах и проектах, посещение концертов, музеев, театров, кинотеатров, Художественных выставок;