ОУДб 02 Литература

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб 02 ЛИТЕРАТУРА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Азов
2022

1

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1

Наименование

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр.
4-10

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10-15

3

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16-17

4

КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18-25

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ 02 «Литература»
1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ 02 Литература является частью
общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной (общие и по выбору из обязательных
предметных областей) базовые основной образовательной программы среднего профессионального
образования по профессии среднего профессионального образования образовательной программы
СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) по
профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина ОУДБ 02 Литература является обязательной частью базовых
дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.01.13
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:
•

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;

•

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

•

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;

•

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:

личностных:
Л 1. -- осознание российской гражданской идентичности;
Л 2.- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
Л 3 - ценность самостоятельности и инициативы;
4

Л 4 - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
метапредметных:
МП1 - освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
МП 2.- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
МП 3.- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
МП 4.- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
МП 5.- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МП 6.- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории;
предметных:
П 1 - освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
П 2.- предпосылки научного типа мышления;
В результате изучения дисциплины «Литература» на уровне среднего общего образования
обучающийся научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
5

(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
Обучающийся получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения;
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст;
– выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений;
получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля
получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной
направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой
на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных,
метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями
ФГОС СПО;
2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами
ППССЗ ФГОС.
3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и
углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной
деятельности (профессионально значимое содержание).
1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее
ППКРС)

6

Код
компетенции
ОК 02

Формулировка
компетенции

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие.

ОК 04

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданско-

ОК 05

ОК 06

Знания,

умения

Умения:
определять
задачи
для
поиска
информации; определять необходимые источники
информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура
информационных
источников применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации
Умения: определять актуальность нормативноправовой
документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и самообразования
Знания:
содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы
по
профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений.

Умения: описывать значимость своей профессии
(специальности)

7

ОК 07

ОК 09

ОК 10

патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
общечеловеческих
ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

Знания:
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности
по профессии
(специальности)

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности; определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по профессии (специальности)
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,
задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

Умения: применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать
современное
программное
обеспечение
Знания:
современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности
Пользоваться
Умения: понимать общий смысл
четко
профессиональной произнесенных высказываний на известные темы
документацией на (профессиональные и бытовые), понимать тексты на
государственном и базовые профессиональные темы; участвовать в
иностранном языке. диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности;
кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие и
планируемые);
писать
простые
связные
сообщения на
знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

1.5 Формирование личностных результатов воспитательной
работы
обучающихся
(согласно рабочей программы воспитания по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства

8

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

-Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
− Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности,
открытости,экономически активный и участвующий в студенческом
итерриториальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
-Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
-Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине,
Принятию многонационального народа России
− Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

− Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
- Проявляющий и демонстрирующий уважение к редставителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций российского государства
- Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, их от активных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

9

- Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

- Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры

ЛР 11

- Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12

1.6. Количество часов, отведенное на освоение программы дисциплины:
Учебная нагрузка обучающегося
Объём образовательной нагрузки
Самостоятельная учебная работа
Обязательная аудиторная:
Всего учебных занятий
Лабораторные и практические занятия

Количество часов
198
66
132
36

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная учебная работа (всего)
Обязательная аудиторная: всего занятий
В том числе:
теория
практические занятия
Промежуточная аттестация в виде зачета

Объем часов
198
66
132
96
36

10

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельнаяработа
студентов

1

Введение

2

Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века
Содержание учебного материала:
Тема 1.1.
2
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.
Развитие русской 3
Роль Пушкина в становлении русского литературного языка.
литературы и
4
«Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкин
культуры в
5
Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова.
первой половине 6
Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова.
XIX века
7
Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова.
8
Тема одиночества в лирике Лермонтова.
9
Трагизм любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Поэт и общество.
10
П.З. 1 Анализ лирических произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина
11
П.З. 2 Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова
12
Личность писателя, жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.
13
«Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие.
14
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
Практические занятия:
1 П.З. 1 Анализ лирических произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина
2 П.З. 2 Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова
Самостоятельная работа

Объем
часов

3
1
24
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Коды общих
компетенций
и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
Л.1, 2, 3, 5, 6, МП.1,
2,3,4,5,6,7П.1, 2, 3, 4, 5, 6ОК.
2,4; 9
Л. 2, 4,5, 6, МП.1,
2,3,4,5,6,П.1, 2, 3, 4, 6
ОК.4.7,5, 6, ЛР 3.4.7

11
12
13
2

11
11

Тема 1.2.
Особенности
развития русской
литературы во
второй половине
XIX века

Содержание учебного материала:
15
Культурно-историческое развитие России середины XIX века.
16
Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
17
Драма «Гроза». Художественные особенности драмы.
18
Драма «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы.
19
П.З. 3 Толкование образа Катерины в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.
Писарев, А.П. Григорьев). Сопоставительный анализ
20
Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова.
21
Образ Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ.
22
Роман «Обрыв», отражение смены эпох в обществе и нравах.
23
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
24
Тема любви в творчестве Тургенева.
25
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Проблематика романа.
26
Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе.
27
Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».
28
П.З. 4 Определение роли Базарова в системе действующих лиц. Анализ 2-х, 3-х
эпизодов
29
Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского.
30
Особенности жанра и композиции романа «Что делать?»
31
Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского.
32
Нравственные и идеологические идеи в романе.
33
Смысл финала романа «Что делать?».
34
Контрольная работа №1 за по теме «Русская литература XIX века»
35
Образы «новых людей» в романе.
36
Противопоставление «новых людей» старому миру.
37
Сны Веры Павловны. Четвёртый сон как социальная утопия.
38
Сведения из биографии Н.С. Лескова.
39
Особенности композиции и жанра повести «Очарованный странник».
40
Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
41
П.З. 5 Внутренний мир героев Н.С. Лескова (нпримере 1-2 произведений)
42
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е .Салтыкова-Щедрина.
43
Своеобразие жанра и композиции в «Истории одного города».
44
Роман «Господа Головлёвы». Герои произведения.
45
П.З. 6 Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: их идейно-художественная
направленность (на примере 1-2 сказок)

56
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

12

46
47
48
49
50
51
52
53
54

Сведения из жизни писателя Ф.М.Достоевского.
Роман «Преступление и наказание», своеобразие жанра, особенности сюжета.
Жанровое своеобразие романа «Униженные и оскорблённые».
Роман «Идиот», трагичность взаимоотношений героев с внешним миром.
П.З. 7 Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Жизненный и творческая биография Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа.
Духовные искания героев романа.
Правдивое изображение войны и русских солдат –художественное открытие
Толстого.
55
Народный полководец Кутузов.
56
«Севастопольские рассказы».
57
Роман «Анна Каренина». История Анны Карениной: долг и чувство.
58
Мировое значение творчества Л.Н. Толстого.
59
Толстой и культура XX века.
60
П.З. 8 «Мысль народная» в романе – эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Контрольная работа №2 за по теме «Русская литература XIX века»
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
Тема 1.3.
61
Обзор русской поэзии второй половины XIX века.
Поэзия второй
62
Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.
половине XIX
63
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.
века
64
Многожанровость наследия А.К. Толстого.
65
Сатирическое мастерство А.Н. Толстого.
66
П.З. 9 Лирический герой любовной лирики А.К. Толстого.
67
«Кому на Руси жить хорошо», сюжет, замысел, композиция.
68
Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Самостоятельная работа
Раздел 2. ЛИТЕРАТУРА XX века
Содержание учебного материала:
Тема 2.1.
69
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха.
Особенности
70
Лирика и проза И.А. Бунина.
развития
71
Тема любви в творчестве Бунина.
литературы и
72
Трагический смысл произведения «Гранатовый браслет».
других видов
73
Тема «естественного человека» в повести «Олеся».

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
1
10
13
1
2
3
4
5
6
7
8
5
24
1
2
3
4
5

Л. 2, 4,5, 6, МП.1,
2,3,4,5,6,П.1, 2, 3, 4, 6
ОК.4.7,5, 6, ЛР 3.4.7

13

искусства в
начале XX века

Тема 2.2.
Особенности
развития
литературы
1920-х годов

Тема 2.3.
Особенности
развития
литературы
1930-х –
начала 1940-х
годов

П.З. 10 Трагические финалы в произведениях А.И. Куприна.
Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»).
Серебряный век русской поэзии.
Поэтизация гордых и сильных людей в произведениях М. Горького.
Изображение правды жизни в пьесе «На дне».
П.З. 11 Тема веры и безверия в пьесе М.Горького «На дне».
Типы персонажей в романтических рассказах писателя.
Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и её герои.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
83
Противоречивость развития культуры в 1920-х годах.
84
Сатира Маяковского.
85
П.З. 12 Тема революции в творчестве В.В. Маяковского.
86
Поэтизация русской природы, русской деревни.
87
Тема Родины как выражение любви к России.
88
Поэма «Анна Снегина».
89
П.З. 13 Тема родины в лирике С.А. Есенина.
90
Долг и преданность идее в романе Фадеева «Разгром».
91
Психологическая глубина в изображении характеров.
92
Контрольная работа №3 по теме «Литература XX века».
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
93
Особенности развития литературы1930-х –начала 1940-х годов
94
Художественные особенности поэзии М. Цветаевой.
95
Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама.
96
События Гражданской войны в книге «Конармия».
96
Судьба людей в годы Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия».
97
П.З. 14 Понятие о чести в произведении Булгакова «Белая гвардия».
98
Роман «Мастер и Маргарита»-тайны психологии человека.
99
Роман «Пётр Первый» -художественная история России 18в.
100 Проблема личности и её роль в судьбе страны. Народ в романе.
101 П.З. 15 «Пётр Первый»-исторический роман.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
74
75
76
77
78
79
80
81
82

6
7
8
9
10
11
12
13
14
10
15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5
15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5
15
14

Тема 2.4.
Особенности
развития
литературы
Периода Великой
Отечественной
войны и первых
послевоенных
лет

Тема 2.5.
Особенности
развития
литературы
1950-х –
начала 1980-х
годов
Тема 2.6.
Русское
литературное
зарубежье 19201990 годов
(три волны
эмиграции)
Тема 2.7.
Особенности
развития
литературы
конца1980-х –

102
103
104
105
106
107
108
109
110
111

Деятели литературы и искусства на защите Отечества.
Живопись и песни военных лет.
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.
Поэма «Реквием», исторический масштаб и трагизм поэмы.
Своеобразие лирики Ахматовой.
П.З. 16 Анализ стихотворений А. Ахматовой (по выбору)
Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго». Система образов романа.
П.З. 17 Традиции русской поэзии в лирике Б.Л. Пастернака.
Произведения первых послевоенных лет.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
112 Особенности развития литературы 1950-х -начала 1980-х годов
113 Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-х годы.
114 Творчество поэтов в 1950-1980-х годы.
115 Драматургия 1950-1980-х годов.
116 Творчество А.Т. Твардовского.
117 Образ жизни и творчества А.И. Солженицына.
118 П.З. 18 Особенности развития литературы 1950-х – начала 1980-х годов (общий
анализ)
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
119 Первая волна эмиграции русских писателей.
120 Вторая эмиграции русских писателей.
121 Третья эмиграции русских писателей.
122 Духовность произведений русских эмигрантов.
123 П.З. 19 Духовная ценность писателей русского зарубежья

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5
12
1
2
3
4
5
6
7

Самостоятельная работа
Содержание учебного материала:
124 Особенности развития литературы конца1980-х –2000-х годов
125 Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.
126 Развитие разных тенденций в поэзии Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского и др.
127 Основные направления развития современной литературы.
128 А Солженицын «Рассказы» Горькая правда жизни.

5
13
1
2
3
4
5

5
10
1
2
3
4
5

15

2000-х годов

129
130
131
132

А.Рыбаков «Дети Арбата»-сюжетная линия романа.
П.З. 20 Тема правды в произведениях писателей периода 1980-2000-х годов.
Контрольная работа № 4 по теме «Литература XX века».
Самостоятельная работа
Дифференцированный зачет

Всего:

6
7
8
5
1
198

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
3.1.Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы учебной дисциплины «Литература» имеется учебный кабинет
№6.
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся
• рабочее место преподавателя;
• комплект учебно-наглядных пособий «Литература» (иллюстрации и альбомы по
произведениям писателей 19 – 20 века.
Технические средства обучения:
• компьютер, проектор, экран:
• учебные электронные презентации:
• Презентации по творчеству всех изучаемых авторов.
• Видеофильмы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Инте Основные источники для преподавателя:
•
•
•
•

Литература: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования в 2-х частях.
/ред. Г. А. Обернихина. - М. : Издат. центр «Академия» 2021 г.
Часть I. / Г. А. Обернихина , А. Г. Антонова, И. Л. и др. Вольнова. - 2-е изд.,
стереотип. - 2019 - 432 c. : портр.,ил. - (Профессиональное Образование).
Литература: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования в 2-х частях.
/ред. Г. А. Обернихина. - М.: Издат. центр «Академия» Часть II. - 2-е изд., стереотип.2019 - 448 c. : портр., ил. - (Профессиональное Образование).
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб.
пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2019..

Для студентов:
•
•
•
•
•
•
•
•

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).
11 класс. — М., 2016.
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный
уровень). 10 класс. — М., 2016.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый
уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература.
Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н.Сухих.– М., 2016.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10
класс / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2016.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11
класс: в 2 ч. / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2016.
Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература.
Литература (базовый и углубленный уровни). 10—11 класс / под ред. Б.А.Ланина —
М., 2014.
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс:
17

в 2 ч. — М., 2016.
• Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для
учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2019.
• Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум:
учеб. пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2019..
1.2.3. рнет-ресурсы:
https://new.znanium.com/
http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/
http://1сентября.рф/
http://FB.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://fb.ru/article/155030/goryachie-tochki-karta-goryachih-tochek-planetyi
http://apparat.cc/world/maps-conflict/
http://xreferat.com/112/1458-1-problema-izmeneniya-klimata-na-zemle.html
www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных
ресурсов»).

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности
обучающегося
Аудирование;
участие
в беседе, ответы на вопросы;
Введение
чтение
Развитие русской литературы Аудирование; работа с источниками информации
и культуры в первой половине (дополнительная литература, энциклопедии, словари,
в том числе интернет-источники); участие в беседе,
XIX века
ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение;
аналитическая работа с текстами художественных
произведений; подготовка докладов и сообщений;
самостоятельная и групповая работа по заданиям
учебника; подготовка к семинару (в том числе
подготовка компьютерных презентаций); выступления
на семинаре;
выразительное чтение стихотворений наизусть;
конспектирование; написание сочинения; работа с
иллюстративным материалом; самооценивание и
взаимооценивание
Аудирование;
конспектирование;
чтение;
Особенности развития
русской литературы во второй комментированное чтение; подготовка сообщений и
докладов; самостоятельная работа с источниками
половине XIX века
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том числе интернетисточники); устные и письменные ответы на вопросы;
участие в беседе; аналитическая работа с текстами
художественных произведений и критических статей;
написание различных видов планов; реферирование;
участие в беседе; работа с иллюстративным
материалом; написание сочинения; редактирование
текста; реферирование текста; проектная и учебноисследовательская работа; подготовка к семинару (в
том числе подготовка компьютерных презентаций);
самооценивание и взаимооценивание.
Поэзия второй половины
XIX века

Особенности развития
литературы и других видов
искусства в начале XX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение;
выразительное чтение и чтение наизусть; участие в
беседе; самостоятельная работа с учебником;
аналитическая работа с текстами стихотворений;
составление тезисного плана выступления и
сочинения; подготовка сообщения; выступление на
семинаре
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа
с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
19

Русское литературное
зарубежье 1920—1990-х годов
(три волны эмиграции)
Особенности развития
литературы конца
1980—2000-х годов

энциклопедии, словари, в том числе интернетисточники), составление тезисного плана; составление
плана сочинения; аналитическая работа с текстом
художественного произведения; чтение; подготовка
докладов и выступлений на семинаре (в том числе
подготовка
компьютерных
презентаций);
выразительное чтение и чтение наизусть; составление
тезисного и цитатного планов; работа в группах по
подготовке ответов на проблемные вопросы;
проектная и учебно-исследовательская работа
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы
на
проблемные
вопросы;
конспектирование;
индивидуальная и групповая аналитическая работа с
текстами художественных произведений и учебника;
составление
систематизирующей
таблицы;
составление тезисного и цитатного планов сочинения;
написание сочинения; чтение и комментированное
чтение; выразительное чтение и чтение наизусть;
работа с иллюстративным материалом
Аудирование; чтение и комментированное чтение;
самостоятельная и групповая работа с текстом
учебника; индивидуальная и групповая аналитическая
работа с текстами художественных произведений
(устная и письменная); выразительное чтение и чтение
наизусть; подготовка докладов и сообщений;
составление тезисного и цитатного планов сочинения;
работа с иллюстративным материалом; проектная и
учебно-исследовательская работа
Аудирование; чтение и комментированное чтение;
подготовка литературной композиции; подготовка
сообщений и докладов; выразительное чтение и
чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа
с
текстами
художественных
произведений;
реферирование текста; написание сочинения
Аудирование; групповая аналитическая работа с
текстами литературных произведений; выразительное
чтение и чтение наизусть; самооценивание и
взаимооценивание; составление тезисного плана
Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение;
самостоятельная аналитическая работа с текстами
художественных произведений
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая
работа с текстами художественных произведений,
аннотирование; подготовка докладов и сообщений

Особенности развития
литературы на рубеже XXXXI веков

Аудирование; групповая аналитическая работа с
текстами литературных произведений; выразительное
чтение и чтение наизусть;

Особенности развития
литературы 1920-х годов

Особенности развития
литературы 1930 — начала
1940-х годов

Особенности развития
литературы периода Великой
Отечественной войны и
первых послевоенных лет
Особенности развития
литературы 1950—1980-х
годов

4.1.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения
20

практических и контрольных работ, а также внеаудиторных
самостоятельных работ.

Результаты обучения
(личностные, метапредметные,
предметные)

Формы и методы контроля и оценки
Критерии
результатов обучения
оценки

личностных:
Л 1. -- осознание российской
гражданской идентичности;

КО 6

Л 2.- готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;

КО 1.

Л 3 - ценность самостоятельности
и инициативы;

КО1.

КО 1

КО 2.

− фронтальная беседа;
наблюдение и оценка деятельности
обучающегося в ходе освоения
программы учебной дисциплины
− оценка
выполнения
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);
− наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в ходе
освоения
программы учебной
дисциплины;
оценка выполнения практических

КО 2.

занятий
Л 4 - наличие мотивации к
целенаправленной социально
значимой деятельности;

КО 3.

− оценка
внеаудиторной
работы (по темам);

КО 4.

выполнения
(самостоятельной)

метапредметных:
МП1 - освоение обучающимися
межпредметных понятий
(используются в
нескольких предметных областях и
позволяют связывать знания из
различных
учебных предметов, учебных курсов
(в том числе внеурочной
деятельности),
учебных модулей в целостную
научную картину мира) и
универсальные учебные
действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);

КО 5.

− устный опрос;
− оценка
выполнения
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);
− оценка выполнения практических
занятий;

КО 6

21

МП 2.- способность их использовать
в учебной, познавательной и
социальной
практике

КО1.
КО3

− оценка
выполнения
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);
− оценка выполнения практических
занятий;

МП 3.- готовность к
самостоятельному планированию и
осуществлению учебной
деятельности и организации
учебного сотрудничества с
педагогическими
работниками и сверстниками, к
участию в построении
индивидуальной
образовательной траектории;

КО3
КО6

− наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в ходе
освоения
программы учебной
дисциплины;
− оценка
выполнения
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);
− оценка выполнения практических
занятий;

МП 4.- овладение нормами речевого
поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного
общения;

КО3

− наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в ходе
КО4
освоения
программы учебной
КО2
дисциплины;
− оценка
выполнения
КОПР 3.4.
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);
− оценка выполнения практических
занятий;

МП 5.- готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в
различных источниках информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников
МП 6.- овладение навыками работы
с информацией: восприятие и
создание
информационных текстов в
различных форматах, в том числе
цифровых, с
учетом назначения информации и ее
целевой аудитории;
предметных:
П1.сформированность устойчивого
интереса к чтению как средству
познания других культур,
уважительного отношения к ним;

− наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в ходе
освоения
программы учебной
дисциплины;
−

− устный опрос;
− оценка
выполнения
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);
− оценка выполнения практических
занятий;

КО2
КО5

− устный опрос;
− оценка
выполнения
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);
оценка выполнения практических
22

занятий;
П2.сформированность
навыков КО2
различных
видов
анализа
КО6
литературных произведений;

− устный опрос;
− оценка
выполнения
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы (по темам);

23

Отметка
5
4
3
2

Отметка
5
4
3
2

КО1 (критерии оценивания тестовых работ)
Критерии оценки
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов
10 правильных ответов
7-9
5-6
менее 5 правильных ответов
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Критерии оценки
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов
18-20 правильных ответов
14-17
10-13
менее 10 правильных ответов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
КО2 (критерии оценивания практической работы)

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и
поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов;
раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической
речью.
Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих
выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают
2-3 неточности в ответе.
Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и
понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь
основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и
языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного
класса.
Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой
чтения, бедность выразительных средств языка.

24

4.3.Оценка сочинений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по
литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.полнота раскрытия темы;
3.правильность фактического материала;
4.последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок
орфографических, пунктуационных и грамматических.
5.Способы контроля результатов и критерии результативности реализации
воспитательной работы обучающихся техникума.
Вид контроля

Результат контроля

Входной контроль

Диагностика уровня знаний, способностей, интересов
обучающихся (тестирование,
анкетирование,
опрос).

Текущий контроль

педагогическое
наблюдение в
процессе
изучения
и
закрепления,
педагогический анализ
творческих
работ,
исполнение текущей отчетности

Итоговый контроль

самоанализ деятельности преподавателя по результатам
аттестации студентов

25

5.1Критерии оценки личностных результатов обучающихся
Личностные
результаты Коды
Критерии оценки личностных
реализации
программы ОК(из результатов обучающихся
воспитания
ФГОС
(дескрипторы)
СПО)
ОК 06 Проявление мировоззренческих установок
ЛР1
Осознающий себя гражданином и ОК 05 на готовность молодых людей к работе на
благо Отечества;
защитником великой страны
Сформированность гражданской позиции;
собственного
продвижения,
ОК 06, Оценка
ЛР2
Проявляющий активную
ОК 04 личностного развития;
Участие в конкурсах профессионального
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность
мастерства, олимпиадах по профессии,
принципам честности, порядочности,
викторинах, предметных неделях;
открытости, экономически активный
Сформированность гражданской позиции;
и участвующий в студенческом и
Участие
в
волонтерском
движении,
территориальном самоуправлении, в
общественных
объединениях,
в
том
числе
на
условиях
студенческом самоуправлении.
добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий и участвующий
Участие в конкурсах профессионального
в
деятельности
общественных
мастерства и в командных проектах;
организаций
Демонстрация
интереса
к
будущей
ОК02
ЛР4
профессии;
Проявляющий и демонстрирующий ОК06
уважение
к
людям
труда, ОК 03
осознающий ценность собственного
Конструктивное взаимодействие в учебном
труда.
коллективе/бригаде;
Стремящийся к формированию в
сетевой
среде
личностного
и
Проявление
культуры потребления
профессионального конструктивного
информации, умений и навыков пользования
«цифрового следа»
компьютерной техникой навыков отбора и
критического анализа информации, умении
ориентироваться
в
информационном пространстве;
ОК01
Участие в реализации просветительских
ЛР5
Демонстрирующий приверженность
программ,
военно-исторических,
к родной культуре, исторической
краеведческих отрядах и
молодежных
памяти на основе любви к Родине,
объединениях;
родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей
многонационального народа России
ОК06
Участие в исследовательской и проектной
ЛР7
Осознающий
приоритетную
работе;
ценность
личности
человека;
уважающий собственную и чужую
Соблюдение этических норм общения при
уникальность в различных ситуациях,
взаимодействии с обучающимися,
во всех формах и видах деятельности.
преподавателями,
мастерами
и
26

руководителями практики;
Готовность к общению и взаимодействию с
людьми самого разного статуса, этнической,
религиозной
принадлежности
и
в
многообразных обстоятельствах;

ОК06
ЛР8
Проявляющий и демонстрирующий ОК04
уважение
к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных, конфессиональных и
иных групп.
Сопричастный
к
сохранению,
преумножению
и
трансляции
культурных традиций и ценностей
многонационального
российского
государства

Отсутствие фактов проявления идеологии
терроризма
и
экстремизма
среди
обучающихся;
Отсутствие социальных конфликтов среди
обучающихся,
основанных
на
межнациональной, межрелигиозной почве;
Проявление экологической
культуры,
бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;

ОК07
ЛР10
Заботящийся о защите окружающей ОК 09
среды,
собственной
и
чужой
безопасности, в том числе цифровой

Демонстрация умений и навыков разумного
природопользования,
нетерпимого
отношения к действиям, приносящим вред
экологии;

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».