Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 15 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Азов 2022 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8-33 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14-17 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18-20 I. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы: реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей с учетом технического профиля получаемого образования. Программа разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций Е.В. Баранчиков. М: 2017 г. 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл базового уровня, в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО технического профиля. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «География» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей: • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; • нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни; • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПР) соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. • личностные: ЛР1- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ЛР2- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; ЛР3- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР4- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР5- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; ЛР6- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; ЛР7- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ЛР8- креативность мышления, инициативность и находчивость. • метапредметные МР1- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР2- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР3- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МР4- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; МР5- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; МР6- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; МР7- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. • предметные: ПР1- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; ПР2- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; ПР3сформированность системы комплексных социальноориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; ПР4- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, и изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; ПР5- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; ПР6- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; ПР7- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; ПР8- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем. Формируемые личностные результаты реализации программы воспитания ЛР(пв): ЛР(пв)1- Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР(пв)2- Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России. ЛР(пв)3- Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР(пв)4- Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию обучающихся; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР(пв)5- Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера, общественного деятеля. ЛР(пв)6- Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного развития России, готовый работать на их достижение. ЛР(пв)7- Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР(пв)8- Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. ЛР(пв)9- Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». ЛР(пв)10- Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся. ЛР(пв)11- Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. ЛР(пв)12- Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 72 часов; в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося, включая практические занятия – 72 час; самостоятельной работы обучающегося - 0 часов. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕГРАФИЯ» 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 72 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72 в том числе: практические занятия 18 контрольные работы 7 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 0 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № разд ела, тем ы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе СР ПЗ КР 3 курс 1 семестр Введение 1 1 Источники географической 1 информации. 2 Политическое устройство мира. 4 2 3 География мировых природных 4 2 ресурсов. 4 География населения мира. 6 2 5 Мировое хозяйство. 18 2 3 курс 2 семестр 6 Регионы мира. 31 6 7 Россия в современном мире. 3 2 8 Географические аспекты современных 4 2 глобальных проблем человечества. Всего 72 18 СР – самостоятельная работа, ПЗ – практическое занятие, КР – контрольная работа 1 6 7 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 3 3 курс 1 семестр 34 Введение. Содержание учебного материала География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1. Источники географической информации 2. Политическое устройство мира. 3. География мировых природных ресурсов. Содержание учебного материала 1.1 Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 2.1 Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. 2.2 Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Лабораторная работа 2.3. Практическое занятие № 1: Ознакомление с политической картой мира. Ознакомление с политической картой мира. 2.4. Практическое занятие № 2: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 3.1 Взаимодействие человеческого общества и природной среды. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Особо охраняемые природные территории. 3.2 Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные Объем часов 1 1 1 1 1 1 Коды общих и профессиональных компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4 , МР.1, МР.2,МР.3, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5, МР.1, МР.2,МР.3,МР, МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.3, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 2 4 1 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5,ЛР.6, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1,ПР.3,ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 9 4. География населения мира. 5. Мировое хозяйство. сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики. Лабораторная работа Практическое занятие № 3: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Практическое занятие № 4: Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 4.1 Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. 4.2 Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. 4.3 Трудовые ресурсы и занятость населения. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. 4.4 Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Лабораторная работа Практическое занятие № 5: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Практическое занятие № 6: Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Современные особенности развития мирового хозяйства. 5.1 Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. 5.2 Научно-технический прогресс и его современные особенности. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся География отраслей первичной сферы мирового хозяйства. 5.3 Сельское хозяйство и его экономические особенности. и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. География мирового растениеводства и животноводства. 5.4 Агропромышленный комплекс. 5.5 Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. 5.6 Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. 2 6 1 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5 ЛР.6, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 1 2 18 2 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4,МР.5, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 1 4 1 1 1 1 10 Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. 5.7 Географические особенности мирового потребления минерального топлива. 5.8 Географические особенности развития мировой электроэнергетики. 5.9 Географические особенности развития черной и цветной металлургии. 5.10 Географические особенности развития машиностроения. 5.11 Географические особенности развития химической промышленности. 5.12 Географические особенности развития лесной промышленности. Лесное хозяйство и лесозаготовка. 5.13 Географические особенности развития легкой промышленности. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. 5.14 Транспортный комплекс и его современная структура. 5.15 Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Лабораторная работа 5.16 Практическое занятие № 7: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. 5.17 Практическое занятие № 8: Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. Контрольная работа по теме: «Мировое хозяйство» Самостоятельная работа обучающихся 6. Регионы мира. 3 курс 2 семестр Содержание учебного материала География населения и хозяйства Зарубежной Европы 6.1 Место и роль Зарубежной Европы в мире. 6.2 Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Зарубежной Европы. 6.3 Территориальная структура хозяйства. 6.5 Особенности политической системы. Лабораторная работа 5.4 Практическое занятие № 9: Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Контрольная работа по теме: География населения и хозяйства Зарубежной Европы. Самостоятельная работа обучающихся География населения и хозяйства Зарубежной Азии. 8 1 1 1 1 1 1 1 4 4 1 1 2 1 - 38 31 6 1 1 1 1 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, Л.Р,5 ЛР.6, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.3, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 8 11 6.7 Место и роль Зарубежной Азии в мире. 6.8 Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. 6.9 Территориальная структура хозяйства. 6.10 Отрасли международной специализации. 6.11 Интеграционные группировки. 6.13 Особенности политической системы. Лабораторная работа 6.12 Практическое занятие № 10: Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Контрольная работа по теме: География населения и хозяйства Зарубежной Азии. Самостоятельная работа обучающихся География населения и хозяйства Африки. 6.15 Место и роль Африки в мире. 6.17 Территориальная структура хозяйства. Отрасли международной специализации. Лабораторная работа 6.16 Практическое занятие № 11: Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Контрольная работа по теме: География населения и хозяйства Африки. Самостоятельная работа обучающихся География населения и хозяйства Северной Америки. 6.20 Отрасли международной специализации. 6.21 США. Условия их формирования и развития. Лабораторная работа 6.19 Практическое занятие № 12: Место и роль Северной Америки в мире. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Северной Америки. Контрольная работа по теме: География населения и хозяйства Северной Америки. Самостоятельная работа обучающихся География населения и хозяйства Латинской Америки. 6.23 Место и роль Латинской Америки в мире. 6.24 Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Латинской Америки. 6.25 Отрасли международной специализации. 6.26 Интеграционные группировки. Лабораторная работа 6.27 Практическое занятие № 13: Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Латинской Америки. Контрольная работа по теме: География населения и хозяйства Латинской Америки. Самостоятельная работа обучающихся География населения и хозяйства Австралии и Океании. 6.29 Место и роль Австралии и Океании в мире. Лабораторная работа 6.30 Практическое занятие № 14: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Контрольная работа по теме: «Регионы мира». Самостоятельная работа обучающихся 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 - 12 7. Россия в современном мире. 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Содержание учебного материала 7.2 Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Лабораторная работа 7.1 Практическое занятие № 15: Россия на политической карте мира. Особенности территориальной структуры хозяйства России. 7.3 Практическое занятие № 16: Определение роли России и её отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 8.3 Урок обобщения и повторения Лабораторная работа 8.1 Практическое занятие № 17: Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. 8.2 Практическое занятие № 18: Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Контрольная работа Дифференцированный зачет Самостоятельная работа обучающихся 3 1 2 4 1 2 ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, МР.5, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ЛР.1, ЛР.2,ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4 ПР.1, ПР.3, ПР.5, ЛР1-ЛР12(пв) 1 - 13 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Реализация программы учебной дисциплины «Географии» требует наличие кабинета. 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Помещение кабинета истории удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 17802). Оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете есть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Географии» входят: • доска классная; • стул учительский; • стулья ученические; • столы ученические; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.; • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины; • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия; • раздаточный материал; • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов и дополнительной литературы. Основная литература: Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 14 Для обучающихся 1.Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 2.Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 4.Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. Пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017. Для преподавателя Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N!! 99-ФЗ, от 07.06.2013 N~ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84- ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413" Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/ 16-з). Федеральный закон от 29.11.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и пауки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 15 География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября». География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса». География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1». Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014. Интернет-ресурсы www.gumer.info (Библиотека Гумер). www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии). www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО). www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США) • • • • • • • • • • • • • • • • • • Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов Новейшие изменения политической карты мира. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. Типы природопользования в различных регионах и странах мира. Особенности современного воспроизводства мирового населения. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. Языки народов мира. Современные международные миграции населения. Особенности урбанизации в развивающихся странах. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. Международный туризм в различных странах и регионах мира. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. 16 • • • • • • • • • • • • Запад и Восток Германии сегодня. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. Особенности политической карты Африки. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». Географический рисунок хозяйства США. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. Особенности современного экономико-географического положения России. Внешняя торговля товарами России. Глобальная проблема изменения климата. 17 IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тематического контроля, практических занятий, устного или письменного опроса, а также выполнением обучающимися индивидуальных заданий. Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Результаты обучения Личностные: ЛР1- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ЛР2сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; ЛР3сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР4- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР5- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; ЛР6- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль: Устный опрос, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ. Текущий контроль: Устный опрос, терминологический диктант, работа с картами, выполнение практических работ выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Тестирование, устный опрос, беседа, работа с картами выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Наблюдение, опрос, беседа, работа с картами, выполнение практических работ. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы т. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. ЛР7- критичность мышления, владение Текущий контроль: первичными навыками анализа и критичной Устный опрос, беседы, самостоятельное оценки получаемой информации; составление таблиц, схем, работа с картами, 18 выполнение практических работ. ЛР8креативность мышления, инициативность и находчивость. МР1- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР2- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР3- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МР4- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; МР5- умение устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; МР6- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; МР7- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. ПР1владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. ПР2- владение географическим мышлением Текущий контроль: для определения географических аспектов Устный опрос, беседы, самостоятельное природных, социально-экономических и составление таблиц, схем, работа с картами, экологических процессов и проблем; выполнение практических работ, 19 ПР3сформированность системы комплексных социально- ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; ПР4владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, и изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; ПР5- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; ПР6владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; ПР7- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; ПР8- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем. выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, работа с картами, выполнение практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. 20