СОДЕРЖАНИЕ № п/п Наименование ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Страницы 4 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АГРОНОМИИ» 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 11 ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 12 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АГРОНОМИИ» УЧЕБНОЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «ОП.05Основы агрономии» является обязательной частью общепрофессионального цикла ООП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии: Мастер сельскохозяйственного производства 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК 2.1. Выполнять основную обработку и предпосевную подготовку почвы с заданными агротехническими требованиями. ПК 2.2 Вносить удобрения с заданными агротехническими требованиями ПК 2.3. Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами ПК 2.4 Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими требованиями ПК 2.6. Выполнять мелиоративные работы. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК1 ОК 2 ОК 4 ОК5 ОК 9 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 Умения Знания У.1. определять особенности выращивания отдельныхсельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей. З.1 0сновные культурные растения, их происхождение и одомашнивание; 3.2 возможности хозяйственного использования культурных растений; традиционные исовременные агротехнологии(системы обработки почвы; 3.3. зональные системы земледелия; технологии возделывания основных сель- Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, 4 ЛР 13 эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. Приобретение навыков общения и самоуправления. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 ЛР 19 ЛР 20 ЛР 21 ЛР 22 ЛР 23 ЛР 24 ЛР 25 ЛР 26 ЛР 27 ЛР 28 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на ЛР 29 государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать ЛР 30 предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации 5 Активно применяющий полученные знания на практике Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России и других государств, способности к межнациональному и межконфессиональному согласию ЛР 31 ЛР 32 ЛР 33 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, ЛР 34 применительно к различным контекстам Использовать информационные технологии в профессиональной ЛР 35 деятельности Пользоваться профессиональной документацией на ЛР 36 государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа мин просвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Содействовать сохранению окружающей среды, ЛР 37 ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и ЛР 38 укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, ЛР39 чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 36 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 20 практические занятия (если предусмотрено) 16 Контрольная работа 1 Самостоятельная работа консультации 1 Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет* *Дифференцированный зачет и контрольная работа проводится за счет часов теории 6 2. 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Почва, ее состав и свойства. № занятия Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 2 3 Объем Коды общих компетенций и часов личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 5 6 6 Содержание учебного материала 1,2 Понятие о почве: почва, как природное образование и основное средство сельскохозяйственного производства, гранулометрический состав почвы и его влияние на агрономические свойства и плодородие, состав и значение гумуса в почвообразовательном процессе, структура почвы и ее значение, основные свойства почвы и приемы их улучшения, основные типы почвы, их сельскохозяйственное использование Тема 1. Почва, ее происхождение, состав и свойства 3-4 Практическая работа № 1 Определение основных видов почв зоны по монолитам и образцам, плотности, физико-механическому составу. Содержание учебного материала Тема 2. 5,6 Оптимизация Условия жизни растений и воспроизводство плодородия почвы: факторы жизни растений, требования культурных растений к основным условий жизни факторам жизни; законы земледелия, понятие о воспроизводстве растений и восплодородия и окультуренности почвы, простое и расширенное производство воспроизводство почвенного плодородия. плодородия почвы 7 2 2 ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 ЛР 13,-ЛР.39 . ОК1,ОК2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 . ОК1,ОК 2 ,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 \ Раздел 2. Сорные растения и меры борьбы с ними. 2 Тема 3. Сорняки, Содержание учебного материала 7,8 Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры вредители и борьбы с ними: понятие о сорняках, виды сорняков, вред, причиняемый болезни сорняками, классификация и биологические особенности сорняков, сельскохозяйственн влияние засоренности посевов на производительность работы машин, ых культур, меры агротехнические, биологические и химические меры борьбы с сорняками, борьбы с ними гербициды и их применение. 2 Раздел 3. Севообороты 8 Тема 4. Севообороты Содержание учебного материала 9 Понятие о севообороте: причины чередования культур в севообороте, классификация севооборотов и принципы их построения, роль севооборота в воспроизводстве плодородия почвы и защиты ее от эрозии, характеристика предшественников, агротехническая и экономическая оценка севооборотов. Практическая работа № 2 10,11,12 Составление схем севооборотов и построение ротационных таблиц. 13,14,15 Составление схем севооборотов и построение ротационных таблиц. 16 Контрольная работа №1* 2 1 6 3 3 1 Раздел 4. Системы обработки почв. 4 8 ЛР 13,-ЛР.39 ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 . ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 17,18 Обработка почвы: задачи обработки, технологические операции при обработке почвы., приемы основной и поверхностной обработки почвы, специальные приемы обработки почвы. Практическая работа № 3 19,20 Составление системы обработки почвы под озимые и яровые культуры. Раздел 5. Удобрения их свойства и применение. 2 ЛР 13,-ЛР.39 ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 2 . ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2. 1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 2 Содержание 21 Классификация удобрений, роль удобрений в повышении плодородия Тема 6. Удобрения и почв их применение 22 Сроки и способы внесения удобрений Раздел 6. Системы земледелия. Тема 7. Зональные Содержание 23,24 Понятие о системе земледелия. Мелиорация земель: особенности системы зональной системы земледелия, звенья зональной системы земледелия. земледелия, Виды мелиорации, агромелиоративные приемы обработки земель и их мелиорация земель окультуривание, эрозия почвы и причины ее возникновения, и защита почв от противоэрозийные приемы обработки почвы в зоне расположения эрозии Раздел7.Важнейшие сельскохозяйственн ые культуры Тема 8. Технологии 9 1 1 . ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 2 2 . ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ПК.2.6 ЛР 13,-ЛР.39 11 ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9. возделывания основных сельскохозяйственных культур зоны 25,-29 Технология возделывания основных зерновых культур. Технология выделывания озимых зерновых культур ранних зерновых культур, кукурузы на зерно, крупяных и зернобобовых культур, масленичных культур, корнеплодов и клубнеплодов 30-35 Практическая работа № 4 6 Составление агротехнической части технологической карты для возделывания озимых и яровых зерновых культур Составление агротехнической части технологической карты для возделывания зернобобовых и пропашных культур 36 ПК 2.1 ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет* Всего часов ДЗ и КР проводятся за счет часов теории 10 3 3 1 36 . ОК1, ОК 2, ОК9 ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4 ЛР 13,-ЛР.39 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Технологии производства продукции растениеводства и животноводства», оснащенный: основное оборудование: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.); комплекты дидактических раздаточных материалов. технические средства обучения: ноутбук с лицензионным программным обеспечением; телевизор; образцы плодовых семян овощных, бобовых, технических и зерновых культур; лаборатория земледелия; доильный аппарат. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Основные печатные издания 1. И.П.Козловский "Основы агрономии" Ростов-на-Дону "Феникс" учебник2018г. с.336 Дополнительные источники 1. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. - М.: Колос, 2011. 2. Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.Н., Сафонов А.Ф. Земледелие с почвоведением. - М.: Колос, 2010. 3.Коренев С.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., ШавченкоВ.Е.Растениеводство. М.: КолосС, 2012. 4. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы агрономии.Учебник. - М.: Академия, 2003г. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Методы оценки Умения определять особенности выращивания отдельных й б Знания оценка результатов - основные культурные растения, их происхождение и оценка тестового контроля одомашнивание - возможности хозяйственного использования культурных растений; - традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы; зональные системы земледелия; технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства). агротехнические требования на выполнение механизированных сельскохозяйственных работ 12 оценка результатов тестового контроля и устного опроса оценка результатов выполнения практической работы оценка результатов выполнения практических работ