СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Наименование
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Страницы
4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
11
ДИСЦИПЛИНЫ
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
12
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»
УЧЕБНОЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.05Основы агрономии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ООП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии: Мастер
сельскохозяйственного производства
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
ПК 2.1. Выполнять основную обработку и предпосевную подготовку почвы с
заданными агротехническими требованиями.
ПК 2.2 Вносить удобрения с заданными агротехническими требованиями
ПК 2.3. Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за
сельскохозяйственными культурами
ПК 2.4 Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими требованиями
ПК 2.6. Выполнять мелиоративные работы.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК
ОК1
ОК 2
ОК 4 ОК5
ОК 9
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
Умения
Знания
У.1. определять особенности
выращивания
отдельныхсельскохозяйственных
культур с учетом их биологических
особенностей.
З.1 0сновные культурные
растения, их происхождение и
одомашнивание;
3.2 возможности хозяйственного
использования культурных растений;
традиционные исовременные
агротехнологии(системы обработки
почвы;
3.3. зональные системы
земледелия; технологии
возделывания основных сель-
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
4
ЛР 13
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах
и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
Отечества.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о
правилах ведения экологического образа жизни о нормах и
традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях
поведения человека в многонациональном, многокультурном
обществе.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной
национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их
взглядам.
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного
и чужого труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью
окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за
развитие группы обучающихся.
Приобретение навыков общения и самоуправления.
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
самореализация личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения (в
ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 27
ЛР 28
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
ЛР 29
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
ЛР 30
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (в
ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
5
Активно применяющий полученные знания на практике
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро
принимать решения
Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям
народов России и других государств, способности к
межнациональному и межконфессиональному согласию
ЛР 31
ЛР 32
ЛР 33
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные
ключевыми работодателями
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
ЛР 34
применительно к различным контекстам
Использовать информационные технологии в профессиональной
ЛР 35
деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на
ЛР 36
государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа мин
просвещения России от 17.12.2020 N 747)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ЛР 37
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
ЛР 38
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность,
ЛР39
чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней
нуждается.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
20
практические занятия (если предусмотрено)
16
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
консультации
1
Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет*
*Дифференцированный зачет и контрольная работа проводится за счет часов теории
6
2. 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Почва, ее
состав и свойства.
№
занятия
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Объем Коды общих компетенций и
часов личностных метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
5
6
6
Содержание учебного материала
1,2
Понятие о почве: почва, как природное образование и основное средство
сельскохозяйственного производства, гранулометрический состав почвы и
его влияние на агрономические свойства и плодородие, состав и значение
гумуса в почвообразовательном процессе, структура почвы и ее значение,
основные свойства почвы и приемы их улучшения, основные типы почвы,
их сельскохозяйственное использование
Тема 1. Почва, ее
происхождение,
состав и свойства
3-4
Практическая работа № 1
Определение основных видов почв зоны по монолитам и образцам,
плотности, физико-механическому составу.
Содержание учебного материала
Тема 2.
5,6
Оптимизация
Условия жизни растений и воспроизводство плодородия почвы:
факторы жизни растений, требования культурных растений к основным
условий жизни
факторам жизни; законы земледелия, понятие о воспроизводстве
растений и восплодородия и окультуренности почвы, простое и расширенное
производство
воспроизводство почвенного плодородия.
плодородия почвы
7
2
2
ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
ЛР 13,-ЛР.39
. ОК1,ОК2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
. ОК1,ОК 2 ,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
\
Раздел 2. Сорные
растения и меры
борьбы с ними.
2
Тема 3. Сорняки, Содержание учебного материала
7,8
Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры
вредители и
борьбы с ними: понятие о сорняках, виды сорняков, вред, причиняемый
болезни
сорняками, классификация и биологические особенности сорняков,
сельскохозяйственн
влияние засоренности посевов на производительность работы машин,
ых культур, меры
агротехнические, биологические и химические меры борьбы с сорняками,
борьбы с ними
гербициды и их применение.
2
Раздел 3. Севообороты
8
Тема 4.
Севообороты
Содержание учебного материала
9
Понятие о севообороте: причины чередования культур в севообороте,
классификация севооборотов и принципы их построения, роль
севооборота в воспроизводстве плодородия почвы и защиты ее от эрозии,
характеристика предшественников, агротехническая и экономическая
оценка севооборотов.
Практическая работа № 2
10,11,12 Составление схем севооборотов и построение ротационных таблиц.
13,14,15 Составление схем севооборотов и построение ротационных таблиц.
16
Контрольная работа №1*
2
1
6
3
3
1
Раздел 4.
Системы обработки
почв.
4
8
ЛР 13,-ЛР.39
ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
. ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5,
ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
17,18
Обработка почвы: задачи обработки, технологические операции при
обработке почвы., приемы основной и поверхностной обработки почвы,
специальные приемы обработки почвы.
Практическая работа № 3
19,20 Составление системы обработки почвы под озимые и яровые культуры.
Раздел 5. Удобрения
их свойства и
применение.
2
ЛР 13,-ЛР.39
ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
2
. ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2. 1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
2
Содержание
21
Классификация удобрений, роль удобрений в повышении плодородия
Тема 6. Удобрения и
почв
их применение
22
Сроки и способы внесения удобрений
Раздел 6. Системы
земледелия.
Тема 7. Зональные Содержание
23,24 Понятие о системе земледелия. Мелиорация земель: особенности
системы
зональной системы земледелия, звенья зональной системы земледелия.
земледелия,
Виды мелиорации, агромелиоративные приемы обработки земель и их
мелиорация земель
окультуривание, эрозия почвы и причины ее возникновения,
и защита почв от
противоэрозийные приемы обработки почвы в зоне расположения
эрозии
Раздел7.Важнейшие
сельскохозяйственн
ые культуры
Тема 8. Технологии
9
1
1
. ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
2
2
. ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ПК.2.6 ЛР 13,-ЛР.39
11
ОК1,ОК 2,ОК 4,ОК5, ОК 9.
возделывания
основных
сельскохозяйственных
культур зоны
25,-29 Технология возделывания основных зерновых культур.
Технология выделывания озимых зерновых культур ранних зерновых
культур, кукурузы на зерно, крупяных и зернобобовых культур,
масленичных культур, корнеплодов и клубнеплодов
30-35 Практическая работа № 4
6
Составление агротехнической части технологической карты для
возделывания озимых и яровых зерновых культур
Составление агротехнической части технологической карты для
возделывания зернобобовых и пропашных культур
36
ПК 2.1 ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет*
Всего часов
ДЗ и КР проводятся за счет часов теории
10
3
3
1
36
. ОК1, ОК 2, ОК9
ПК 2.1, ПК 2.2,ПК 2.3, ПК. 2.4
ЛР 13,-ЛР.39
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Технологии производства продукции растениеводства и
животноводства», оснащенный:
основное оборудование:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);
комплекты дидактических раздаточных материалов.
технические средства обучения:
ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
телевизор;
образцы плодовых семян овощных, бобовых, технических и зерновых
культур;
лаборатория земледелия;
доильный аппарат.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные печатные издания
1. И.П.Козловский "Основы агрономии" Ростов-на-Дону "Феникс" учебник2018г. с.336
Дополнительные источники
1. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. - М.:
Колос, 2011.
2. Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.Н., Сафонов А.Ф. Земледелие с
почвоведением. - М.: Колос, 2010.
3.Коренев С.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., ШавченкоВ.Е.Растениеводство. М.: КолосС, 2012.
4. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы
агрономии.Учебник. - М.: Академия, 2003г.
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Методы оценки
Умения
определять особенности выращивания отдельных
й
б
Знания
оценка результатов
- основные культурные растения, их происхождение и
оценка тестового контроля
одомашнивание
- возможности хозяйственного использования
культурных растений;
- традиционные и современные агротехнологии
(системы обработки почвы; зональные системы
земледелия; технологии возделывания основных
сельскохозяйственных культур; приемы и методы
растениеводства).
агротехнические требования на выполнение
механизированных сельскохозяйственных работ
12
оценка результатов
тестового контроля и
устного опроса
оценка результатов
выполнения
практической работы
оценка результатов
выполнения
практических работ