СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ стр. 3 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства» в соответствии с ФГОС Рабочая программа ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального 35.01.27 образования Мастер по профессии (далее – ФГОС СПО) сельскохозяйственного производства». (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68984. и технологического профиля профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл обязательной части ППКРС 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: У.1- определять материалы и их свойства; У.2- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов; 4 У.3- соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании; У.4- подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: З.1- основные виды металлических и неметаллических материалов; З.2- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов; З.3- о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ; 3.4- особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту; 3.5- особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства; 3.6- виды обработки металлов и сплавов; 3.7- основные виды слесарных работ; З.8- правила техники безопасности при слесарных работах; З.9- правила выбора и применения инструментов; З.10- последовательность слесарных операций; З.11 приемы выполнения общеслесарных работ; З.12- требования к качеству обработки деталей; З.13- виды износа деталей и узлов; З.14- свойства смазочных материалов. В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК), включающие в себя способность: ОК 01. Выбирать способы решения задач деятельности применительно к различным контекстам; 5 профессиональной ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять демонстрировать осознанное гражданско-патриотическую поведение на основе позицию, традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться профессиональные компетенции (ПК), включающие в себя способность: 6 ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.3. Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.4 Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин и оборудования ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования В результате освоения личностные результаты определенные отраслевыми учебной дисциплины формируются реализации программы воспитания, требованиями к деловым качествам личности: Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. 7 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 ЛР 19 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью ЛР 20 окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за ЛР 21 развитие группы обучающихся. Приобретение навыков общения и самоуправления. ЛР 22 Получение обучающимися возможности самораскрытия и ЛР 23 самореализация личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к ЛР 24 культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, ЛР 25 необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать ЛР 26 осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Планировать и реализовывать собственное профессиональное и ЛР 27 личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с ЛР 28 коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на ЛР 29 государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать ЛР 30 предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Активно применяющий полученные знания на практике ЛР 31 Способный анализировать производственную ситуацию, быстро ЛР 32 принимать решения Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям ЛР 33 народов России и других государств, способности к межнациональному и межконфессиональному согласию Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, ЛР 34 применительно к различным контекстам Использовать информационные технологии в профессиональной ЛР 35 деятельности Пользоваться профессиональной документацией на ЛР 36 государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа мин просвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Содействовать сохранению окружающей среды, ЛР 37 ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. ЛР 38 ЛР39 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: объем учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; в том числе; теории-10 часов лабораторных работ-22 часов 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах 32 Объем учебной дисциплины Внеаудиторная самостоятельная работа в том числе: подготовка сообщений по предложенным темам (на выбор) Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем: В том числе: 32 теоретическое обучение 10 лабораторные занятия 22 практические занятия - *контрольная работа 2 *Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет 1 Количество часов семестры 9 1 2 32 * Контрольная работа и ДЗ Проводятся за счет лабораторных работ 10 3 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и Объем практические занятия, самостоятельная работа обучающихся часов 1 2 Раздел 1. Материаловедение Тема 1 Металловедение-12 часов Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др. Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения. Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения. 11 3 Коды компетенций формирование которых способствует элемент программы 4 12 4 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 Строение пластических масс, полимерных и композиционных материалов Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств.. Строение и назначение композиционных материалов. Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения. Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент. Лабораторные работы Лаб. № 1 Ознакомление со структурой и свойствами металлов. Лаб. № 2 Ознакомление со структурой и свойствами сплавов. Лаб. № 3 Влияние закалки на свойства стали Лаб. № 4 Влияние отпуска на свойства стали Лаб. № 5 Влияние деформаций на механические свойства стали Лаб. № 6 Остаточные и упругие деформации Лаб. № 7 Ознакомление со структурой, свойствами полимерных и композиционных материалов Лаб. № 8 Контрольная работа по теме «Металловедение» Раздел 2. Слесарное дело Тема 2.1. Организация слесарных работ Правила техники безопасности при слесарных работах Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, защитного экрана Правила освещения рабочего места. Устройство и назначение слесарного инструмента.( рабочего, измерительного и разметочного инструмента,). Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. Лабораторная работа № 9 Заточка режущего слесарного инструмента Тема 2.2. Общеслесарные работы Разметка, правка и гибка металла 12 8 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 20 2 3 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 1 4 ПК 1.1-ПК 1.5 Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения. Требования к качеству обработки деталей .Резание и опиливание металла. Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения. Требования к качеству обработки деталей Шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий. Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения. Требования к качеству обработки деталей Нарезание резьбы; обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения. Требования к качеству обработки деталей Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам) Требования к качеству обработки деталей Лабораторные работы Лаб. № 10 Разметка плоских поверхностей Лаб. № 11 Рубка металлов Лаб. № 12 Правка металлов Лаб.№ 13 гибка металлов Лаб.№ 14 Резка металла ручным инструментом Лаб.№ 15 резка металла электрическим инструментом Лаб.№ 16 Опиливание плоских и круглых отверстий Лаб. № 17 Сверление отверстий Лаб. № 18 Шабрение поверхностей. Зенкование 13 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 ПК 1.1-ПК 1.5 ОК 1-9 ЛР 13-ЛР39 Лаб. № 19 Нарезание наружной резьбы Лаб.№ 20 Нарезание внутренней резьбы Лаб.№ 21 Контрольная работа № 2 по второму разделу Лаб.№ 22 Дифференцированный зачет Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет «Основы материаловедения». Слесарная мастерская. Оборудование учебного кабинета «Основы материаловедения»: - посадочные места на 30 обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»; - объемные модели металлической кристаллической решетки; - образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов); - образцы неметаллических материалов. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным мультимедиапроектор. программным обеспечением и Оборудование слесарной мастерской: - верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами -15; - параллельные поворотные тиски -15; - комплект рабочих инструментов – 25 компл.; - измерительный и разметочный инструмент -25 компл.; - сверлильные станки -1; - стационарные роликовые гибочные станки -1; - заточные станки - электроточила -1; - рычажные и стуловые ножницы -1; - вытяжная и приточная вентиляция; - отрезной станок -1; - муфельная печь – 1; - фрезерный станок – 1. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных дополнительной литературы. изданий, Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование. 2. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с. 15 3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. 4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с. 5. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с. Дополнительные источники: 1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт. 2. Ю.Т. Чумаченко 3. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, текущего контроля, при проведении контрольных работ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Умения: У.1- определять материалы и их свойства; У.2- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. У.3- соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании; У.4- подбирать режимы и материалы для лабораторная работа смазки деталей и узлов. Знания: З.1- основные виды металлических и контрольная работа неметаллических материалов; фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. З.2- основные сведения о назначении и контрольная работа свойствах металлов и их сплавов; Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. З.3- о технологической и производственной Текущий контроль: оценка выполнения и культуре при выполнении общеслесарных защиты лабораторных работ. работ; 3.4- особенности применения общеслесарных Текущий контроль: фронтальный опрос, работ в различных отраслях производства и в тестирование, оценка выполнения и защиты быту; лабораторных работ. 3.5- особенности строения металлов и сплавов, контрольная работа технологию их производства; фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. 3.6- виды обработки металлов и сплавов; контрольная работа фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. 3.7- основные виды слесарных работ; контрольная работа фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. 17 З.8- правила техники слесарных работах; З.9правила инструментов; выбора безопасности при контрольная работа фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. и применения Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. З.10- последовательность слесарных операций; Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. З.11 приемы выполнения общеслесарных Текущий контроль: фронтальный опрос, работ; тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. З.12- требования к качеству обработки Текущий контроль: фронтальный опрос, деталей; тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. З.13- виды износа деталей и узлов; Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. З.14- свойства смазочных материалов. Текущий контроль: фронтальный опрос, тестирование, оценка выполнения и защиты лабораторных работ. 18 19