СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр.
3
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
3
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы
материаловедения и технология общеслесарных работ является частью
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии СПО 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства» в
соответствии с ФГОС
Рабочая программа ОП.02 Основы материаловедения и технология
общеслесарных работ разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального
35.01.27
образования
Мастер
по профессии (далее – ФГОС СПО)
сельскохозяйственного
производства».
(Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355)
(зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68984. и
технологического профиля профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по
профессии 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных
рабочих,
служащих:
дисциплина
входит
в
общепрофессиональный цикл обязательной части ППКРС
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
У.1- определять материалы и их свойства;
У.2- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и
сплавов;
4
У.3- соблюдать технологическую последовательность при выполнении
общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании
металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании
отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;
У.4- подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
З.1- основные виды металлических и неметаллических материалов;
З.2- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их
сплавов;
З.3- о технологической и производственной культуре при выполнении
общеслесарных работ;
3.4- особенности применения общеслесарных работ в различных
отраслях производства и в быту;
3.5- особенности строения металлов и сплавов, технологию их
производства;
3.6- виды обработки металлов и сплавов;
3.7- основные виды слесарных работ;
З.8- правила техники безопасности при слесарных работах;
З.9- правила выбора и применения инструментов;
З.10- последовательность слесарных операций;
З.11 приемы выполнения общеслесарных работ;
З.12- требования к качеству обработки деталей;
З.13- виды износа деталей и узлов;
З.14- свойства смазочных материалов.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны
формироваться
общие
компетенции
(ОК),
включающие
в
себя
способность:
ОК
01.
Выбирать
способы
решения
задач
деятельности применительно к различным контекстам;
5
профессиональной
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
демонстрировать
осознанное
гражданско-патриотическую
поведение
на
основе
позицию,
традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны
формироваться профессиональные компетенции (ПК), включающие в
себя способность:
6
ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу)
сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК
1.2.
Производить
ремонт
узлов
и
механизмов
сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.3. Производить восстановление деталей сельскохозяйственных
машин и оборудования.
ПК 1.4 Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование
отремонтированных сельскохозяйственных машин и оборудования
ПК
1.5.
Выполнять
наладку
сельскохозяйственных
машин
и
оборудования
В
результате
освоения
личностные
результаты
определенные
отраслевыми
учебной
дисциплины
формируются
реализации
программы
воспитания,
требованиями
к
деловым
качествам
личности:
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах
и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
Отечества.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о
правилах ведения экологического образа жизни о нормах и
традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях
поведения человека в многонациональном, многокультурном
обществе.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной
национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их
взглядам.
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного
и чужого труда.
7
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью
ЛР 20
окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за
ЛР 21
развитие группы обучающихся.
Приобретение навыков общения и самоуправления.
ЛР 22
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
ЛР 23
самореализация личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к
ЛР 24
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
ЛР 25
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
ЛР 26
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения (в
ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
ЛР 27
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
ЛР 28
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
ЛР 29
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
ЛР 30
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (в
ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Активно применяющий полученные знания на практике
ЛР 31
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро
ЛР 32
принимать решения
Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям
ЛР 33
народов России и других государств, способности к
межнациональному и межконфессиональному согласию
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
ЛР 34
применительно к различным контекстам
Использовать информационные технологии в профессиональной
ЛР 35
деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на
ЛР 36
государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа мин
просвещения России от 17.12.2020 N 747)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ЛР 37
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях.
8
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность,
чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней
нуждается.
ЛР 38
ЛР39
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
объем учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
в том числе;
теории-10 часов
лабораторных работ-22 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах
32
Объем учебной дисциплины
Внеаудиторная самостоятельная работа
в том числе:
подготовка сообщений по предложенным темам (на выбор)
Работа обучающихся во взаимодействии с
преподавателем:
В том числе:
32
теоретическое обучение
10
лабораторные занятия
22
практические занятия
-
*контрольная работа
2
*Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
1
Количество
часов
семестры
9
1
2
32
* Контрольная работа и ДЗ Проводятся за счет лабораторных
работ
10
3
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология
общеслесарных работ»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Объем
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся часов
1
2
Раздел 1. Материаловедение
Тема 1 Металловедение-12 часов
Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов:
прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность,
теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.
Основные материалы для сельскохозяйственной техники
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали.
Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов
цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца,
олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов.
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка
давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая
обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали.
Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения
металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий.
Области применения.
Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры
и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на
структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая,
термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа.
Способы предохранения.
11
3
Коды компетенций
формирование
которых
способствует
элемент программы
4
12
4
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
Строение
пластических
масс, полимерных и композиционных
материалов
Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных
материалов. Особенности их структуры и технологических свойств..
Строение и назначение композиционных материалов.
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их
назначение. Особенности применения.
Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.
Лабораторные работы
Лаб. № 1 Ознакомление со структурой и свойствами металлов.
Лаб. № 2 Ознакомление со структурой и свойствами сплавов.
Лаб. № 3 Влияние закалки на свойства стали
Лаб. № 4 Влияние отпуска на свойства стали
Лаб. № 5 Влияние деформаций на механические свойства стали
Лаб. № 6 Остаточные и упругие деформации
Лаб. № 7 Ознакомление со структурой, свойствами полимерных и
композиционных материалов
Лаб. № 8 Контрольная работа по теме «Металловедение»
Раздел 2. Слесарное дело
Тема 2.1. Организация слесарных работ
Правила техники безопасности при слесарных работах
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного
верстака, параллельных тисков, защитного экрана Правила освещения
рабочего места.
Устройство и назначение слесарного инструмента.( рабочего,
измерительного и разметочного инструмента,). Правила выбора и
применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка
инструмента.
Лабораторная работа № 9 Заточка режущего слесарного инструмента
Тема 2.2. Общеслесарные работы
Разметка, правка и гибка металла
12
8
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
20
2
3
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
1
4
ПК 1.1-ПК 1.5
Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла,
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками
применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы
выполнения. Требования к качеству обработки деталей
.Резание и опиливание металла. Последовательность слесарных операций
в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой
формой изделия. Приемы выполнения. Требования к качеству обработки
деталей
Шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание
отверстий. Последовательность слесарных операций в соответствии с
характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.
Приемы выполнения. Требования к качеству обработки деталей
Нарезание резьбы;
обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в
т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. Последовательность слесарных
операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и
требуемой формой изделия. Приемы выполнения. Требования к качеству
обработки деталей
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками
применяемых материалов и требуемой формой изделия.
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам)
Требования к качеству обработки деталей
Лабораторные работы
Лаб. № 10 Разметка плоских поверхностей
Лаб. № 11 Рубка металлов
Лаб. № 12 Правка металлов
Лаб.№ 13 гибка металлов
Лаб.№ 14 Резка металла ручным инструментом
Лаб.№ 15 резка металла электрическим инструментом
Лаб.№ 16 Опиливание плоских и круглых отверстий
Лаб. № 17 Сверление отверстий
Лаб. № 18 Шабрение поверхностей. Зенкование
13
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
ПК 1.1-ПК 1.5
ОК 1-9
ЛР 13-ЛР39
Лаб. № 19 Нарезание наружной резьбы
Лаб.№ 20 Нарезание внутренней резьбы
Лаб.№ 21 Контрольная работа № 2 по второму разделу
Лаб.№ 22 Дифференцированный зачет
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Учебный кабинет «Основы материаловедения».
Слесарная мастерская.
Оборудование учебного кабинета «Основы материаловедения»:
- посадочные места на 30 обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер
с
лицензионным
мультимедиапроектор.
программным
обеспечением
и
Оборудование слесарной мастерской:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и
защитными экранами -15;
- параллельные поворотные тиски -15;
- комплект рабочих инструментов – 25 компл.;
- измерительный и разметочный инструмент -25 компл.;
- сверлильные станки -1;
- стационарные роликовые гибочные станки -1;
- заточные станки - электроточила -1;
- рычажные и стуловые ножницы -1;
- вытяжная и приточная вентиляция;
- отрезной станок -1;
- муфельная печь – 1;
- фрезерный станок – 1.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных
дополнительной литературы.
изданий,
Интернет-ресурсов,
Основные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.
пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное
профессиональное образование.
2. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.:
ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
15
3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ
«Академия», 2008.
4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф.
образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
5. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы
и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Дополнительные источники:
1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.:
ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
2. Ю.Т. Чумаченко
3. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа:
http://metalhandling.ru
16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ,
тестирования, текущего контроля, при проведении контрольных работ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
У.1- определять материалы и их свойства;
У.2- выбирать режимы обработки с учетом
характеристик металлов и сплавов;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
У.3- соблюдать
технологическую
последовательность
при
выполнении
общеслесарных работ: разметки, рубки,
правки, гибки, резки и опиливании металла,
шабрении,
сверлении,
зенковании,
зенкеровании и развертывании отверстий,
нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и
склеивании;
У.4- подбирать режимы и материалы для лабораторная работа
смазки деталей и узлов.
Знания:
З.1- основные виды металлических и контрольная работа
неметаллических материалов;
фронтальный опрос, тестирование, оценка
выполнения и защиты лабораторных работ.
З.2- основные сведения о назначении и контрольная работа
свойствах металлов и их сплавов;
Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
З.3- о технологической и производственной Текущий контроль: оценка выполнения и
культуре при выполнении общеслесарных защиты лабораторных работ.
работ;
3.4- особенности применения общеслесарных Текущий контроль: фронтальный опрос,
работ в различных отраслях производства и в тестирование, оценка выполнения и защиты
быту;
лабораторных работ.
3.5- особенности строения металлов и сплавов, контрольная работа
технологию их производства;
фронтальный опрос, тестирование, оценка
выполнения и защиты лабораторных работ.
3.6- виды обработки металлов и сплавов;
контрольная работа
фронтальный опрос, тестирование, оценка
выполнения и защиты лабораторных работ.
3.7- основные виды слесарных работ;
контрольная работа
фронтальный опрос, тестирование, оценка
выполнения и защиты лабораторных работ.
17
З.8- правила техники
слесарных работах;
З.9правила
инструментов;
выбора
безопасности
при контрольная работа
фронтальный опрос, тестирование, оценка
выполнения и защиты лабораторных работ.
и
применения Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
З.10- последовательность слесарных операций; Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
З.11 приемы выполнения общеслесарных Текущий контроль: фронтальный опрос,
работ;
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
З.12- требования к качеству обработки Текущий контроль: фронтальный опрос,
деталей;
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
З.13- виды износа деталей и узлов;
Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
З.14- свойства смазочных материалов.
Текущий контроль: фронтальный опрос,
тестирование, оценка выполнения и защиты
лабораторных работ.
18
19