ООД. 12 Физическая культура (2023) 35.01.27

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Страницы
4

10
24

30

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1.

Место дисциплины в структуре образовательной программы
СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Физическая культура» является

обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.35 Мастер
сельскохозяйственного производства
1.2. Цели и планируемые результаты освоениядисциплины:
1.2.1. Целидисциплины
Содержание программы общеобразовательнойдисциплины
«Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
развитие у обучающихся двигательных навыков, совершенствование
всех

видов

физкультурной

и

спортивной

деятельности,

гармоничное

физическое развитие, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни будущего квалифицированного специалиста, на основе национально культурных ценностей и традиций, формирование мотивации и потребности к
занятиям физической культурой у будущего квалифицированного специалиста.
1.2.1.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной

дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГО ССОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК

(ОК

указываются

профессии/специальности

из

нового

макета

ФГОС

СПО

2022года

по

Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие1
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
мастерства, трудолюбие;

-

Дисциплинарные2

ценности

- уметь использовать разнообразные формыи
виды
физкультурной
деятельности
для
организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке
к

К
активной
деятельности
готовность
технологической и социальной
направленности,
выполнению
нормативов
Всероссийского
способность
инициировать,
планировать
и физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к
самостоятельно выполнять такую деятельность;
труду и обороне» (ГТО);
- интерес к различным сферам профессиональной
- владеть современными технологиямиукрепления и
деятельности,
сохранения
здоровья,
поддержания
Овладение
универсальными
учебными работоспособности, профилактики заболеваний,
познавательными действиями:
связанных
с учебной и производственной
:
а) базовые логические действия
деятельностью;
- самостоятельно формулировать иактуализировать
- владеть основными способами самоконтроля
проблему, рассматривать еевсесторонне;
индивидуальных
показателей
здоровья,
- устанавливать
существенный
признак или умственной и физической
работоспособности,
основания для сравнения, классификации
и динамики физического развития и физических
обобщения;
качеств;
- определять
цели
деятельности,
задавать - владеть физическими упражнениямиразной
параметры и критерии их достижения;
функциональной направленности, использование

- выявлять закономерностиипротиворечия
рассматриваемыхявлениях;

в

- вносить коррективы вдеятельность,оценивать
соответствие результатов целям,оцениватьриски
последствийдеятельности;

- развивать креативное мышление прирешении
жизненных проблем
6) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательскойи
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы длядоказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решениязадачи
результаты, критически оценивать их
достоверность,прогнозироватьизменениевновых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательнуюи
практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагатьоригинальные
подходы и решения;способность их использования в познавательной и социальнойпрактике
6

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

- готовностьксаморазвитию,самостоятельностии
- уметь использовать разнообразные формыи
виды
физкультурной
деятельности
для
самоопределению;-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
организации здорового образа жизни, активного
деятельности;
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к
Овладение универсальными коммуникативными
выполнению
нормативов
Всероссийского
действиями:б) совместная деятельность:
физкультурно - спортивного комплекса «Готов к
- понимать и использовать
преимущества
труду и обороне» (ГТО);владеть современными
технологиямиукрепленияИсохраненияздоровья,поддерж
командной и индивидуальнойработы;
аниработоспособности,профилактикизаболеваний,
- принимать цели совместной деятельности,
учебной
ипроизводственной
организовывать и координировать действия по ее связанныхс
достижению:
составлять
план
действий, деятельностью;
распределять роли с учетом мненийучастников - владеть основными способамисамоконтроля
индивидуальных
показателей
здоровья,
обсуждать результаты совместнойработы;
умственной и физической работоспособности,
- координировать и выполнять работув условиях
реального, виртуального и комбинированного динамики физического развития и физических
качеств;
взаимодействия;
владеть физическими упражнениямиразной
осуществлять позитивноестратегическое
функциональной направленности, использование их в
поведение в различных ситуациях, проявлять
режиме учебной и производственной деятельности
творчество и воображение, быть инициативным
с целью профилактики переутомления и сохранения
Овладение
универсальными
регулятивными высокой
работоспособностивладеть
техническими
приемами
и
действиями:г) принятие себя и другихлюдей:
двигательными действиями базовых видов спорта,
- приниматьмотивыиаргументыдругихлюдейпри
активное применение их в физкультурноанализе результатовдеятельности;
оздоровительной
и
соревновательной
- признаватьсвоеправоиправодругихлюдейна
деятельности, в сфере досуга, в профессиональноошибки; прикладной сфере;
развиватьспособностьпониматьмирспозициидруго - иметь положительную динамику в развитии
го человека
основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости
7

ОК 08 Использовать средства
физической культуры для
сохраненияиукрепленияздоровья
впроцессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности

-

- готовностьксаморазвитию,самостоятельностии
самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В части физическоговоспитания:
- сформированность здорового и безопасного
образажизни,ответственногоотношенияксвоему
здоровью;
- потребность в физическомсовершенствовании,
занятияхспортивно- оздоровительной
деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек ииных
форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
-- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новымситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе
личныхпредпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументироватьего,
брать ответственность зарешение;
- оценивать при обретенныйопыт;

8

- уметь использовать разнообразные формы и виды

физкультурной деятельности для организации
здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в
том числе в подготовке к выполнению нормативов
Всероссийского
физкультурно
спортивного
комплекса «Готовк труду и обороне»(ГТО);
- владеть современными технологиямиукрепления
и
сохранения
здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики
заболеваний,
связанных
с
учебной
и
производственной
деятельностью;
- владеть основными способамисамоконтроля
индивидуальных показателей здоровья, умственной
и
физической
работоспособности,
динамики
физического развития и физических качеств;
- владеть физическими упражнениямиразной
функциональной направленности, использование их в
режиме учебной и производственной деятельности с
целью профилактики переутомления и сохранения
высокой работоспособности;
владеть техническими приемамии
двигательными действиями базовых видов спорта, активное
применен и
соревновательной деятельности, в
сфере досуга, в профессионально- прикладной сфере;
- иметь положительную динамику в развитии
основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости)ие их в

физкультурно-оздоровительной

Основные виды профессиональной деятельности и
профессиональные компетенции
Код

Наименование
видов
профессиональной
профессиональных компетенций

ВПД 1

Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных
машин и оборудования (по выбору)
Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу)
сельскохозяйственных машин и оборудования
Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин
и оборудования
Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и
оборудования

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

деятельности

Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части
формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к
здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи.
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
9

ЛР 1

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 8

ЛР 9

и

Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь

2.

ЛР 11

ЛР 12

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

Вт.ч.

50

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

8

Практические занятия

42

Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)

20

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

Практические занятия

16

Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)

2
Семестры

10

1

2

34

38

3 4

2.2 Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения
№раздела
и темы

1
1.1
1.2
1.3

Наименование разделов и тем
Курс 1
1 семестр

Теоретическая часть
Современное состояние физической культуры и спорта
Здоровье и здоровый образ жизни
Современные системы и технологии укрепления и
сохранения здоровья
Основы методики
1.4
самостоятельных занятий оздоровительной физической
культурой исамоконтроль за индивидуальными
показателями здоровья
Физическаякультура в режиме трудового дня
1.5
Профессионально- прикладнаяфизическая подготовка
1.6
Раздел 2 . Методические
основы
обучения
различным видам физкультурно-спортивной
деятельности
Практические занятия
Методико-практические занятия
Профессиональноориентированное содержание
2.1 Подбор упражнений и составление и проведение
комплексов упражнений для различных форм
организации 3анятий Физической культурой
2.2 Составление и проведениесамостоятельных занятий по
подготовке к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО»
2.3 Методы самоконтроля иоценка умственной и
физической работоспособности
2.4 Составление и проведение комплексов упражнений для
различных форм организациизанятий физической
культурой прирешении профессиональноориентированных задач
2.5 Профессионально прикладная Физическая
подготовка
2.5.(1) Характеристика профессиональной деятельности
2.5.(2) Легкая атлетика (кроссовая подготовка
2.6 Физические упражнения дляоздоровительных форм
занятийфизической культурой
2.7 Гимнастика
Основная гимнастика(обязательный вид
.2.7.(1)
Спортивнаягимнастика
2.7.(2)
2 семестр
Атлетическаягимнастика
.7.(3)
2.7.(4)
Приемы самообороны
2.8 Спортивные игры
Футбол
2.8 (1)
Баскетбол
2.8(2)
2.8(3)
Волейбол
2.9 Лёгкаяатлетика
Промежуточная аттестация по дисциплине Зачет
Итого
11

Всего
часов

72
34

В том числе
Т3
ПЗ

12
12

58

2
2
2
2

2
2

58

16
16
2
2
2
2

8
2
6

8

2
2

38

2
2
8
8
8

72

2

12

24

2
58

8

ДЗ

2

2.2. Тематический план и содержаниедисциплины
Содержание учебного материала (основное и
Наименование
профессионально-ориентированное), лабораторные и
разделов и тем
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1
Физическая культуры, как часть культуры общества и
Основное содержание

Тема 1.1
Современное
состояние
физической
культуры и спорта

человека

Содержание учебногоматериала
Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль
физической культуры в общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека. Современное представление о
физической культуре: основные понятия; основные направления
развития физической культуры в
обществе и их формы организации

Объем часов
3
12
8
2

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы
физического воспитания населения. Характеристика
Нормативныхтребований для обучающихся СПО

Тема 1.2 Здоровье
и здоровый образ
жизни

Содержание учебногоматериала
Понятие «здоровье» (физическое, психическое, социальное).
Факторы, определяющие здоровье. Психосоматические
заболевания.
Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и
отдыха, профилактика и устранение вредных привычек,
оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание,
рациональное питание
Влияние
двигательной
активности
на
здоровье.
Оздоровительное
воздействие
физических
упражнений
на
12

2

Формируемые
компетенции
4
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

Тема1.3
Современные
системы и
технологии
укрепления и
сохранения
здоровья

Тема 1.4 Основы
методики
самостоятельных
занятий
оздоровительной
физической
культурой и
самоконтроль за
индивидуальными
показателями
здоровья

организм занимающихся.Двигательная рекреация и ее роль в
организации здорового образа жизни современного человека.
Содержание учебногоматериала
Современное представление о современных системах и
технологиях укрепления и сохранения здоровья
(дыхательная
гимнастика,
антистрессовая
пластическая
гимнастика, йога, глазодвигательная гимнастика, стрейтчинг,
суставная гимнастика; лыжные прогулки по пересеченной
местности, оздоровительная ходьба, северная илискандинавская
ходьба и оздоровительный бег и др.)
Особенности организации и проведения занятий в разных
системах
оздоровительной физической культуры и их
функциональнаянаправленность
Содержание учебногоматериала
Формы
организации
самостоятельных
занятий
оздоровительной физической культурой и их особенности;
соблюдение требований безопасности и гигиенических норми
правил во время занятий физической культурой
Организация занятий физическими упражнениями различной
направленности: подготовка к занятиям физической культурой
(выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий
с разной функциональной направленностью). Нагрузка и факторы
регуляции нагрузки при проведении самостоятельных занятий
физическимиупражнениями
Самоконтроль за индивидуальными показателями физического
развития, умственной и физической работоспособностью,
индивидуальнымипоказателями
Физическойподготовленности. Дневник самоконтроля.
Физические качества, средства их совершенствования
13

2

ОК 01, ОК
04,
ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

2

ОК 01, ОК
04,
ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

Профессиональноориентированное содержание
Содержание учебногоматериала
Тема 1.5
Зоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности.
Физическая
культура в режиме Рациональная организация труда, факторы сохранения и укрепления
здоровья, профилактика переутомления. Составление профессиограммы.
трудового дня

4
2

Содержание учебногоматериала
Понятие
«профессионально-прикладная
физическая
подготовка», задачи профессионально-прикладной физической
подготовки, средства профессионально-прикладнойфизической
подготовки

2

Тема 1.6
Профессиональноприкладная
физическая
подготовка

Раздел № 2

Определение принадлежности выбранной профессии/специальности кгруппе
труда. Подбор физических упражнений для проведения производственной
гимнастики.

Определение значимых физических и личностных качеств с учётом
специфики получаемой профессии/специальности; определение видов
физкультурно-спортивной деятельности для развития профессиональнозначимых физических и психических
качеств.

Методические
основы обучения различным
физкультурно-спортивнойдеятельности

видам

Методико-практические занятия
Профессиональноориентированное содержание
Содержание учебного мматериала
Тема 2.1 Подбор
Практические занятия
упражнений,
составление и
№ 1. Освоение методики составления и проведения комплексов
проведение
упражнений утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз,
комплексов
комплексов упражнений для коррекции осанки и телосложения
14

58

16
16
2
2

ОК 01, ОК04,
ОК 08, ПК1.3.
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК 1.1.,ПК 1.2.
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

ОК 01, ОК 04,
ОК08
ЛР.1, ЛР.4, ЛР.5,
ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,ЛР.12

ОК 01, ОК 04,
ОК08,
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9,

упражнений для
различных форм

№ 2 .Освоение методики составления и проведения комплексов
Упражненийразличнойфункциональнойнаправленности

15

ЛР.11ЛР12
,

организации
занятийФизическойк
ультурой
Тема 2.2
Составление и
проведение
самостоятельных
занятий по
подготовке к сдаче
норм и требований
ВФСК «ГТО»
Тема 2.3 Методы
самоконтроля и
Оценкаумственной
и
физическойработос
пособности
Тема 2.4.
Составление и
проведение
комплексов
упражнений для
различных форм
организации
занятий физической
культурой при
решении
профессиональноориентированных
задач

Содержание учебногоматериала
Практические занятия
№ 3,4 .Освоение методики составления и проведения комплексов
упражнений для подготовки к выполнению тестовых упражнений
Освоение методики составления планов-конспектови
выполнения самостоятельных заданий по подготовке к сдаче
норм и требований ВФСК «ГТО»

2
2

ОК 01, ОК 04,
ОК08,
ПК1.2.
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

Содержание учебногоматериала
Практические занятия
№ 5,6.Применение методов самоконтроля и оценка умственной и
физической работоспособности

2
2

Содержание учебногоматериала
Практические занятия
№7.8.Освоение методики составления и проведения комплексов
упражнений для производственной гимнастики, комплексов
упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с
учётом специфики будущей профессиональной деятельности
Освоение методики составления и проведения комплексов
упражнений для профессионально-прикладной физической
подготовки с учётом специфики будущей профессиональной
деятельности

2
2

ОК 01, ОК 04,
ПК 1.1.
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
ОК 01, ОК 04,
ОК08,
ПК1.3.
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

16

Тема 2.5.

Профессионально прикладная Физическая подготовка
Содержание учебногоматериала

Практические занятия
Тема 2.5 (1)
№ 9,10
Характеристика
Характеристика профессиональной деятельности: группа труда,
профессиональной рабочее положение, рабочие движения, функциональные
деятельности
системы, обеспечивающие трудовой процесс, внешние условия
или производственные факторы, профессиональные заболевания.
Освоение комплексов упражнений для производственной
гимнастики различных групп профессий (первая, вторая, третья,
четвертая группы профессий)
Тема 2.5 (2)
Практические занятия 11,12,13,14,15,16
Легкая атлетика
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует
(кроссовая
развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств,
подготовка)
упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон,
финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4*100 м, 4*400 м; бег
по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию
2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега
способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами:
«прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной; метание
гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра.

17

8

2

6

ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

Основное содержание
Учебно-тренировочные занятия
Содержание учебногоматериала
Тема 2.6.
Физические
Практические занятия
упражнения для
№ 16,17. Освоение упражнений современных оздоровительных
оздоровительных
систем физического воспитания ориентированных на повышение
форм занятий
функциональных
возможностей
организма,
поддержания
физической
работоспособности, развитие основных физических качеств
культурой
2.7. Гимнастика
Содержание учебногоматериала
Тема 2.7 (1)
Практические занятия
Основная
гимнастика
№ 18,19Техника безопасности на занятиях гимнастикой.
(обязательный вид) Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов:
построений и перестроений, передвижений, размыканий и
смыканий, поворотов на месте.
Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с
предметом; в парах, в группах, на снарядах и тренажерах.
Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега,
упражнений в равновесии, лазанье и перелазание, метание и
ловля, поднимание и переноска груза, прыжки.
Тема
2.7
(2) Содержание учебногоматериала
Спортивнаягимнастика Практические занятия
.№ 20,21Освоение и совершенствование элементов и комбинаций
на брусьяхразной высоты (девушки); на параллельных брусьях
(юноши)
Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на
бревне(девушки); наперекладине (юноши)
Освоение и совершенствование опорного прыжка через коня:
углом
скосогоразбегатолчкомоднойногой(девушки);опорногопрыжкачер
ез коня: ноги врозь(юноши)
18

42
42
2
2

8
2
2

2
2

ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,
ОК 01, ОК 04,
ОК 08 ЛР.1,
ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

ОК 01, ОК 04,
ОК08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

Тема 2.7 (3)
Атлетическая
гимнастика

Элементы и комбинации на
Юноши
снарядах спортивной
гимнастики:
. Висы и упоры: толчком ног
.Висы и упоры подъем в упор, вис
подъем в
согнувшись, вис прогнувших,
упорнаверхжердь;толчком
двухногисуглом; равновесие на сзади, подъем
переворотом, сгибание
нижней жерди, упор присев на
иразгибание рук в упоре на
одной махом соскок
Бревно вскок, упоры, прыжки, брусьях; подъем
разновидности
передвижений разгибоввногиврозь;стойкана
равновесия, танцевальные шаги, плечах из седа ноги врозь;соскок
соскок с конца бревна
махом назад.
.Опорныепрыжки через коня Перекладина висы, упоры,
углом с косого разбега толчком переходы из в упор и из упора в
одной ногой
вис, размахивания, изгибами,
подъем переворотом, подъем
переворотом, подъем разгибом,
обороты назад и вперед, соском
махом вперед (назад)
3.Опорные прыжки через коня
ноги врозь
Содержание учебногоматериала
Практические занятия

№22,23Выполнениеупражнений икомплексов
упражнений
атлетическойгимнастикидлярукиплече пояса,мышц
спины и живота, мышц ног с использованием собственного веса.
Выполнение упражнений со свободными весами
19

2
2

ОК 01, ОК 04,
ОК. 08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

2

2.7 (4)Приемы
самообороны

Содержание учебного материала
Практические занятия
№ 24, 25Техника безопасности при занятиях приемами
самообороны. Специально-подготовительные упражнения для
техники самозащиты, освобождения от захватов, уход с линии
атаки.
Освоение и совершенствование приемов самообороны без оружия
Освоение и совершенствование приемов самообороны с оружием
2.8 Спортивные игры
Содержание учебногоматериала
Тема 2.8 (1)
Футбол
Практические занятия
№26,27,28, 29, 30,31, 32, 33Техника безопасности на занятиях
футболом. Освоение и совершенствование техники выполнения
приёмов игры: удар по мячу носком, серединой подъема,
внутренней, внешней частью подъема; остановки мяча
внутренней стороной стопы; остановки мяча внутренней
стороной стопы в прыжке, остановки мяча
подошвой.
Правила игры и методика судейства. Техника нападения.
Действия игрока без мяча: освобождение от опеки противника

2

24
8

Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения

Тема2.8(2)
Баскетбол

Выполнение
технико-тактических приёмов в
деятельности (учебнаяигра).
Содержание учебногоматериала
Практические занятия
№ 34, 35,36, 37, 38, 39, 40, 41Техника безопасности на
баскетболом.
Освоение
и
совершенствование
выполнения приёмов игры:
перемещения, остановки, стойки игрока, повороты;
20

игровой

занятиях
техники
ловля и

8
8

ОК 01, ОК 04,
ОК08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

Тема2.8(3)
Волейбол

передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в движении, с
отскоком от пола; ведение мяча на месте, в движении, по прямой
с изменением скорости, высоты отскока и направления, по
зрительному и слуховому сигналу; броски одной рукой, на месте,
в движении, от груди, от плеча; бросок после ловлии
после ведения мяча, бросок мяча
Освоение и совершенствование приемов тактики защиты и
нападения
Выполнение
технико-тактических приёмов в
игровой
деятельности
Практические занятия
№ 42, 43, 44,45, 46, 47, 48, 49, 50Техника безопасности на занятиях
волейболом. Освоение и совершенствование техники выполнения
приёмов игры: стойки игрока, перемещения, передача мяча,
подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием
мяча одной рукойс
последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и
спину, прием мяча одной рукой в падении
.Освоение/совершенствование
приёмов тактики защиты и
нападения
Выполнение
технико-тактических приёмов в игровой
деятельности

21

8

ОК 01, ОК 04,
ОК08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

Тема 2.9 Лёгкая
атлетика

Содержание учебногоматериала

Практические занятия
№ 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58Техника безопасности на занятиях
легкой атлетикой. Техника бега высокого и низкого старта,
стартового разгона,
финиширования;
Совершенствование техники спринтерского бега
Совершенствование техники кроссового, средние и длинные
дистанции
Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м,
4*400 м; бега по прямой с различной скоростью)
Развитие физических способностей средствами лёгкой
атлетики Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой
атлетики.
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
Совершенствования техники метания гранаты весом
500г.(девушки) и 700г (юноши)
Промежуточная аттестация по дисциплине ( Зачёт)

Всего:

8
8

2

72

22

ОК 01, ОК 04,
ОК08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

ОК 01, ОК 04,
ОК08
ЛР.1, ЛР.4,
ЛР.5, ЛР.6,
ЛР.9, ЛР.11,
ЛР.12,

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы дисциплины предусмотрены
спортивныесооружения:(универсальный) спортивный зал, оснащенный
спортивным инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение
результатов освоениядисциплины;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие
достижение результатов освоения дисциплины;
Для реализации содержания учебной дисциплины в учебном процессе
используется учебно-методическое и информационное обеспечение:
3.1. Учебно-методическое обеспечение:
п/п
.
.1
.2
.3
.4
.5
.6
.7
.8
.9
.10
.11
.12

Учебно-методическое обеспечение занятий
Оборудование и инвентарь спортивного зала
стенка гимнастическая
гимнастические скамейки
гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно, конь с
ручками, конь для прыжков и др.)
тренажеры для занятий атлетической гимнастикой
маты гимнастические
канат для перетягивания
стойки для прыжков в высоту
перекладина для прыжков в высоту
зона приземления для прыжков в высоту
беговая дорожка
скакалки
палки гимнастические
23

.13
.14
.15
.16
.17
.18
.19
.20
.21
.22
.23
.24
.25
.26
.27
.
.1
.2
.3
.4
.5
.6

мячи набивные
гантели (разные)
гири 16, 24, 32 кг
секундомеры
кольца баскетбольные
щиты баскетбольные
сетки баскетбольные
мячи баскетбольные
стойки волейбольные
защита для волейбольных стоек
сетка волейбольная
антенны волейбольные с карманами
волейбольные мячи
футбольные мячи
свисток
Открытый стадион широкого профиля
указатель расстояний для тройного прыжка
брусок отталкивания для прыжков в длину и тройного прыжка
турник уличный
брусья уличные
Рукоход уличный
полоса препятствий
стартовые флажки
24

.7

флажки красные и белые

.8

палочки эстафетные

.9

гранаты учебные

.10

указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м

.11

нагрудные номера,

.12

тумбы «Старт—Финиш», «Поворот»

.13

рулетка металлическая

.14

мерный шнур

.15
.16

ворота футбольные
3.2. Информационное обеспечение учебных занятий
3.2.1. Основные источники (ОИ)
№

ОИ1

Автор, НаименованиеИздательство, год издания
Бишаева А.А Профессионально-оздоровительная физическая

культура студента: учеб. Пособие. Москва, 2017.- 259 с.
ОИ2

Готовцев, Е. В. Методика обучения предмету «Физическая
культура». Школьный спорт. Лапта: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов,
И. В. Машошина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 402с.
3.2.2. Дополнительные источники (ДИ)
№

НаименованиеАвторИздательство, год издания
Физическая культура: учебник для студентов учреждений

ДИ 1

среднего профессионального образования. Решетников Н. В.
Москва : Издательский центр «Академия», 2014.- 268 с.

ДИ 2

Спортивные игры: правила, тактика, техника: учебное пособие
25

для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.];
под общей редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 322с.
ДИ 3

Справочник работника физической культуры и спорта:
нормативные правовые и программно-метод. документы, практ.
опыт, рекомендации / авт.-сост. А. В. Царик. – Москва: Спорт,2018.

ДИ 4

Федонов Р.А. Физическая культура. Учебник для СПО / Р.А.
Федонов Издательство: КноРус, 2022.

3.2.3. Информационное обеспечение реализации программы
Для студентов
1.

Бишаева

А.А.

Физическая культура: учебник для студентов

профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2020
2.

Бишаева А.А. Физическая культура: электронный учебник для

студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2020
Для преподавателей
1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки
России от 17 мая 2012 г. № 413), с изменениями и дополнениями от: 29
декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 29июня 2017г., 24 сентября ,11декабря
2020г., 12 августа 2022 г.
2. Примерная программа общеобразовательной дисциплины
«Физическая культура»для профессиональных образовательных организаций
базовый уровень рекомендовано УГПС 35.00.00. Рассмотрено ФГБОУ ДПО
ИРПО протокол № 13 от «29» сентября 2022г. и утверждено на заседании
Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего
профессионального образования Протокол № 14 от»30» ноября 2022г.
26

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 35.01.27
Мастер

сельскохозяйственного

просвещения

Российской

производства».

Федерации

от

24

(Приказ
мая

Министерства

2022г.

№

355)

(зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68984. и
технологического профиля профессионального образования
3.2.3. Интернет-ресурсы (И-Р)
И-Р1. Основы физической культуры в вузе. Электронный учебник.
Режим доступа - http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set (август 2022год)
И-Р2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и
спорту РФ. Режим доступа - http://lib.sportedu.ru (август 2022год)
И-Р3. Журнал «Культура здоровой жизни». Режим доступа http://kzg.narod.ru (август 2022год)
И-Р4. Ежемесячный научно-теоретический журнал Государственного
Комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму,
Российской Государственной Академии физической культуры. Режим доступа
http://tpfk.infosport.ru (август 2022год)
И-Р) 5http://minstm.gov.ru –Официальный сайт Министерства спорта,
туризма и молодежной политики Российской Федерации
И-Р) 6http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское
образование»: http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml –Национальная
информационная сеть «Спортивная Россия»
И-Р) 7. www.olympic.ru – Официальный сайт Олимпийского комитета
России
4. Особенности реализации программы учебной дисциплины:
Теоретические сведение учебно-методических разделов из содержания
обучения рабочей программы учебной дисциплины изучаются обучающимися
в процессе проведения практических занятий. Формой контроля теоретических
занятий является оценка устных ответов на поставленный вопрос, на
практических занятиях экспертная оценка результатов деятельности в процессе
27

наблюдения за выполнением физических упражнений и тестирование (сдача
контрольных нормативов).
Общие компетенции формируются на все уроках физической культуры в
контексте личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебной дисциплины.
Спортивные игры
Щит

баскетбольный

игровой

(комплект);

щит

баскетбольный

тренировочный, щит баскетбольный навесной, ворота, трансформируемые
мини-футбола(комплект), кольца баскетбольные, табло игровое (электронное),
мяч баскетбольный №7 массовый, мяч баскетбольный №7 для соревнований,
мяч баскетбольный №5 массовый, мяч футбольный №4 массовый, мяч
футбольный №5 массовый, мяч футбольный №5 для соревнований, насос для
накачивания мячей с иглой, жилетки игровые, сетка для хранения мячей, конус
игровой.
Гимнастика
Стенка

гимнастическая,

гимнастических

№2,

скамейка

модуль

гимнастическая,

гимнастический

комплект

матов

многофункциональный,

перекладина гимнастическая пристенная, коврик гимнастический, палка
гимнастическая №3, обруч гимнастический №2, скакалка гимнастическая.
Общефизическая подготовка
Перекладина навесная универсальная, брусья навесные, снаряд «доска
наклонная»,
Оборудование для проведения соревнований
скамейка для степ-теста – пьедестал, весы напольные, сантиметр мерный,
аппаратура для музыкального сопровождения, персональный компьютер
(ведение мониторингов и иных документов)
Прочее
Аптечка медицинская, сетка заградительная
19

28

4.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
Дисциплины
Общая/профессиональная Раздел/Тема Тип оценочных
компетенция
мероприятия
ОК 01. Выбирать способы
Раздел 1, 2
- составление словаря
решения задач
Темы: 1.1терминов, либо
профессиональной
1.6, 2.1-2.11, кроссворда
деятельности применительно к 3,1-3,3, 4
- защита
презентации/доклада;
различным контекстам
- выполнение
0К04. Эффективно
Раздел 1, 2
взаимодействовать и работать Темы: 1.1-1.6, самостоятельной работы;
- составление комплекса
в коллективе и команде
2.1-2.11, 3,1физических упражнений
3,3, 4
для самостоятельных
OK 08 Использовать средства Раздел 1, 2
физической культуры для
Темы: 1.1-1.6, занятий с учетом
индивидуальных
сохранения и укрепления
2.1-2.11, 3,1особенностей;
здоровья в
3,3,
- составление
процессе профессиональной
профессиограммы
деятельности и поддержания
- заполнение дневника
необходимого уровня
самоконтроля;
физической подготовленности
- защита реферата;
- фронтальный опрос;
- контрольное
тестирование;
- составление комплекса
упражнений;
- оценивание
практической
работы;
- тестирование;
- тестирование
(контрольная работа по
теории);
- демонстрация
комплекса ОРУ;
- сдача контрольных
нормативов;
- сдача нормативов ГТО; выполнение упражнений
на
дифференцированном
зачете

29

Контрольные нормативы
Оценка уровня физических способностей студентов
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Физические
способности
Скоростные
Координационные

Контрольное
упражнение (тест)
Бег 30 м, с
Челночный бег 310
м, с

Скоростно-силовые Прыжки в длину с
места, см
Выносливость
Гибкость
Силовые

6-минутный бег, м
Наклон вперёд из
положения стоя, см
Подтягивание: на
высокой перекладине
из виса, количество
раз (юноши), на
низкой перекладине
из виса лёжа,
количество раз
(девушки)

Возраст,
лет
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17

5
4,4
и выше
4,3
7,3
и выше
7,2
230
и выше
240
1500
и выше
1500
15
и выше
15
11
и выше
12

30

Юноши
4
5,1 – 4,8
5,0 – 4,7
8,0 – 7,7
7,9 – 7,5
195 - 210
205 - 220
1300 - 1400
1300 - 1400
9 - 12
9 - 12
8-9
9 - 10

Оценка
3
5,2
и ниже
5,2
8,2
и ниже
8,1
180
и ниже
190
1100
и ниже
1100
5
и ниже
5
4
и ниже
4

5
4,8
и выше
4,8
8,4
и выше
8,4
210
и выше
210
1300
и выше
1300
20
и выше
20
18
и выше
18

Девушки
4
5,9 – 5,3
5,9 – 5,3
9,3 – 8,7
9,3 – 8,7
170 - 190
170 - 190
1050 - 1200
1050 - 1200
12 - 14
12 - 14
13 – 15
13 - 15

3
6,1
и ниже
6,1
9,7
и ниже
9,6
160
и ниже
160
900
и ниже
900
7
и ниже
7
6
и ниже
6

Оценка уровня физической подготовленности юношей основного и
подготовительного учебного отделения
№
Тесты
Оценка в баллах
п/п
5
4
3
1
Бег 3000м (мин, с)
12,30 14,00 б/вр
2
Бег на лыжах 5 км (мин, с)
25,50 27,20 б/вр
3
Плавание 50 м (мин, с)
45,00 52,00 б/вр
4
Приседание на одной ноге с опорой о стену
10
8
5
(количество раз на каждой ноге)
5
Прыжок в длину с места (см)
230
210
190
6
Бросок набивного мяча 2кг из-за головы (м)
9,5
7,5
6,5
7
Силовой тест – подтягивание на высокой
13
11
8
перекладине (количество раз)
8
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях
12
9
7
(количество раз)
9
Координационный тест – челночный бег 3 ×10м (с)
7,3
8,0
8,3
10 Поднимание ног в висе до касания перекладины
7
5
3
(количество раз)
11 Гимнастический комплекс упражнений:
До 9 До 8 До 7,5
- утренней гимнастики;
- производственной гимнастики;
- релаксационной гимнастики (из 10 баллов)
Оценка уровня физической подготовленности девушек основного и
подготовительного учебного отделения
№
Тесты
Оценка в баллах
п/п
5
4
3
1
Бег 2000м (мин, с)
11,00 13,00 б/вр
2
Бег на лыжах 3 км (мин, с)
19,00 21,00 б/вр
3
Плавание 50 м (мин, с)
1,00
1,20
б/вр
4
Прыжки в длину с места (см)
190
175
160
5
Приседание на одной ноге с опорой о стену
8
6
4
(количество раз на каждой ноге)
6
Силовой тест – подтягивание на низкой
20
10
5
перекладине (количество раз)
7
Координационный тест – челночный бег 3 ×10м (с)
8,4
9,3
9,7
8
Бросок набивного мяча 1кг из-за головы (м)
10,5
6,5
5,0
9
Гимнастический комплекс упражнений:
До 9 До 8 До 7,5
- утренней гимнастики;
- производственной гимнастики;
- релаксационной гимнастики (из 10 баллов)

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке
разрабатываются руководителем физического воспитания с учётом специфики профессии

31

Требования к результатам обучения студентов специального учебного
отделения
•
Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
•
Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и
производственной гимнастики.
•
Овладеть элементами техники движений: релаксационных, беговых,
прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.
•
Уметь
составлять
комплексы
физических
упражнений
для
восстановления работоспособности после умственного и физического
утомления.
•
Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
•
Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
•
Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов
спорта (терренкура, кроссовой и лыжной подготовки).
•
Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения
движений
для
повышения
работоспособности,
при
выполнении
релаксационных упражнений.
•
Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести
индивидуальные занятия двигательной активности.
•
Уметь определять индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях
физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее
регуляции.
•
Уметь выполнять упражнения:
сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре
высотой до 50 см);
подтягивание на перекладине (юноши);
поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой,
ноги закреплены (девушки);
прыжки в длину с места;
бег 100 м;
бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
тест Купера — 12-минутное передвижение.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».