Рабочая программа общеобразовательного базового учебного предмета «физика» разработана на основе: 2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 29июня 2017г., 24 сентября ,11декабря 2020г., 12 августа 2022 г. 2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «физика» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень рекомендовано УГПС 35.00.00. Рассмотрено ФГБОУ ДПО ИРПО протокол № 13 от «29» сентября 2022г. и утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от»30» ноября 2022г. 3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства». (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68984. Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» Разработчик: Уланкин Н.В. преподаватель «физики» ГБПОУ РО «АККАТТ», первая квалификационная категория. Рассмотрена и одобрена предметно-цикловой комиссией общеобразовательного цикла, Протокол № ___ от _______________________ г. Председатель ПЦК __________________ __________________________ СОГЛАСОВАНО: 3. ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины ....... 4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ...........................................15 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ..............................20 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 4 23 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины 1.1. Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства ( профессии/специальности) Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства реализуемой на базе основного общего образования. Рабочая программа общеобразовательного базового учебного предмета «Физика (профиль)» разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 29июня 2017г., 24 сентября ,11декабря 2020г., 12 августа 2022 г. 2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «физика» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень рекомендовано УГПС 35.00.00. Рассмотрено ФГБОУ ДПО ИРПО протокол № 13 от «29» сентября 2022г. и утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от»30» ноября 2022г. 3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства». (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68984. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели и задачи дисциплины: Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей: • формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности; • формирование естественно-научной грамотности; • овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой; • освоение основных физических теорий, законов, закономерностей; • овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента); • овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы; 5 формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; • умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников; • воспитание чувства гордости за российскую физическую науку. • Освоение курса ООД «Физика» предполагает решение следующих задач: • приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; понимание физической сущности явлений, проявляющихся производственной • деятельности • воспитание чувства гордости за российскую физическую науку. Освоение курса ООД «Физика» предполагает решение следующих задач: • приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; • понимание физической сущности явлений, проявляющихся В рамках производственной деятельности; освоение способов использования физических знаний для решения • практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действи я • 6 технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы; • формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности; • приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности; • формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности; • подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях; • подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданско- патриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием. Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: • З.1 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; • З.2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; • З.3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; • З.4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: • У.1. проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, • У.2. выдвигать гипотезы и строить модели, • У.3. применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; • У41. практически использовать физические знания; • У.5. оценивать достоверность естественно-научной информации; • У.1. использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной 7 жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. • У.6. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; • У.7. отличать гипотезы от научных теорий; • У.8. делать выводы на основе экспериментальных данных; • У.9. приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; • У.10. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; • У.11. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. • У.12. применять полученные знания для решения физических задач; • У.13. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*; У.14. измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС С00 Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по профессии/специальности 8 Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины 0бщие1 Дисциплинарные2 В части трудового воспитания: - сформировать представления о роли и месте физики - готовность к труду, осознание ценности мастерства, и астрономии в современной научной картине мира, о трудолюбие; системообразующей роли физики в развитии - готовность к активной деятельности технологической и естественных наук, техники и современных технологий, о социальной направленности, способность инициировать, вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в планировать и самостоятельно выполнять такую развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и деятельность; понимание роли астрономии в - интерес к различным сферам профессиональной метамера; практической деятельности человека и дальнейшем деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной действиями: грамотности человека для решения практических а)базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать задач; проблему, рассматривать ее всесторонне; - сформировать умения решать расчетные задачи с явно физической моделью, используя -устанавливать существенный признак или основания для заданной сравнения, классификации и обобщения; физические законы и принципы; на основе анализа - определять цели деятельности, задавать параметры и условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать физической величины; решать качественные задачи, соответствие результатов целям, оценивать риски выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении закономерности и физические явления; жизненных проблем - владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими б)базовые исследовательской действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, 9 находить аргументы для доказательства своих электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи оптическими явлениями; квантовыми явлениями, результаты, критически оценивать их достоверность, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные - владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы подходы и решения; - способность их использования в познавательной и Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, социальной практике. принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов. OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания -уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач. 10 OK 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; - Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: - владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых 11 а)самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б)самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; -уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. - готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и - OK 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний - овладеть (сформировать представления) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся). - овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы. 12 OK 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать - уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная 13 конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности на основе знаний по физике. - индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность. - сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования. ПК.3.. 14 3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности: предусмотренными пунктом 2.4 ФГОС СПО, сформированными в том числе на основе профессиональных стандартов указанных в ПООП: Виды деятельности Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности 1 2 выполнение работ ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), по ремонту и монтажу (демонтажу) сельскохозяйственных наладке машин и оборудования. сельскохозяйственн ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов ых машин и сельскохозяйственных машин и оборудования. оборудования (по ПК 1.3. Производить восстановление деталей выбору) сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.4. Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования. Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках дисциплины: и Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Приобретение обучающимся навыка оценки информации в ЛР 14 цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, ЛР 25 необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и ЛР 27 личностное развитие. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Активно применяющий полученные знания на практике ЛР 31 14 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы Объем в часах Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины 108 Содержание 108 В т. ч.: теоретическое обучение 94 лабораторные занятия 14 контрольные работы 8 семестры Промежуточная аттестация Зачет с оценкой* , экзамен 1 2 34 74 З (оц) Э 3 4 * Зачет с оценкой Проводится за счет теории или лабораторных занятий на усмотрение преподавателя 14 2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика» Наименование разделов и тем 1 Введение. Физика и методы научного познания Тема 1.1 Основы кинематики Тема 1.2 Основы динамики Тема 1.3 Законы сохранения в механике Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 Содержание учебного материала: Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Раздел 1. Механика Содержание учебного материала: Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела. Содержание учебного материала: Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения. Содержание учебного материала: Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения Объем часов 3 2 12 4 4 Формируемые общие и профессиональные компетенции 4 ОК 03 ОК 05 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР31 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК 1.1. ПК.1.2 ПК 1.3. ПК.1.4 ПК 1.5 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР31 4 15 небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика Содержание учебного материала: Тема 2.1 Основы Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. молекулярно-кинетической Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление теории газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Лабораторные работы:№1 1. Изучение одного из изопроцессов. Содержание учебного материала: Тема 2.2 Основы термодинамики Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы. Содержание учебного материала: Тема 2.3 Агрегатные состояния Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость температуры вещества и фазовые кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. переходы Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Лабораторные работы:№2 2. Определение влажности воздуха. Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика» Раздел 3. Электродинамика Содержание учебного материала: Тема 3.1 Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов 20 4 2 6 4 2 2 32 6 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК 1.1. ПК.1.2 ПК 1.3. ПК.1.4 ПК 1.5 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР31 ОК 01-ОК7 ПК 1.1- ПК1.5 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР3 16 Тема 3.2 Законы постоянного тока Содержание учебного материала: Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Лабораторные работы: 3. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.№3 4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.№4 Тема 3.3 Электрический ток Содержание учебного материала: в различных средах Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников. Содержание учебного материала: Тема 3.4 Магнитное поле Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури. Тема 3.5 Электромагнитная Содержание учебного материала: индукция Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Лабораторные работы: 5. Изучение явления электромагнитной индукции№5 Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Раздел 4. Колебания и волны Тема 4.1 Механические Содержание учебного материала: колебания и волны Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и 6 2 2 4 4 4 2 2 10 4 ОК 01-ОК7 ПК 1.1- ПК1.5 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР3 17 Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны Тема 5.1 Природа света Тема 5.2 Волновые свойства света Тема 5.3 Специальная теория относительности его применение. Содержание учебного материала: Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Опыты Г.Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн. Раздел 5. Оптика Содержание учебного материала: Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Лабораторные работы: 6. Определение показателя преломления стекла№6 Содержание учебного материала: Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений. Лабораторные работы: 7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.№7 Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика» Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики Раздел 6. Квантовая физика 6 16 4 2 4 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ПК 1.1. ПК.1.2 ПК 1.3. ПК.1.4 ПК 1.5 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР31 2 2 2 10 ОК 01 18 Тема 6.1 Квантовая оптика Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра Тема 7.1 Строение Солнечной системы Тема 7.2 Эволюция Вселенной Содержание учебного материала: Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта Содержание учебного материала: Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Контрольная работа № 4 «Квантовая физика» Раздел 7. Строение Вселенной Содержание учебного материала: Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна. 4 Содержание учебного материала: Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной. 2 Лабораторные работы: 8. Изучение карты звездного неба.№8 Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет 4 2 6 2 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07. ПК 1.1. ПК.1.2 ПК 1.3. ПК.1.4 ПК 1.5 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР31 ОК 01-ОК7 ПК 1.1- ПК1.5 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР3 2 Всего: 108 19 Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики. Оборудование учебного кабинета: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Цифровая лаборатория по физике для учителя; Цифровая лаборатория по физике для ученика; Весы технические с разновесами; Комплект для лабораторного практикума по оптике; Комплект для лабораторного практикума по механике; Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики; 7. Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором); 8. Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрическойэнергетики); 9. Амперметр лабораторный; 10. Вольтметр лабораторный; 11. Колориметр с набором калориметрических тел; 12. Термометр лабораторный; 13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых источниковэнергии; 14. Барометр-анероид; 15. Блок питания регулируемый; 16. Веб-камера на подвижном штативе; 17. Видеокамера для работы с оптическими приборами; 18. Генератор звуковой; 19. Гигрометр (психрометр); 20. Груз наборный; 21. Динамометр демонстрационный; 22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями; 23. Манометр жидкостнойдемонстрационный; 24. Метр демонстрационный; 25. Микроскоп демонстрационный; 26. Насос вакуумный Комовского; 27. Столик подъемный; 28. Штатив демонстрационныйфизический; 29. Электроплитка; 30. Набор демонстрационный по механическим явлениям; 20 31. 32. Набор демонстрационный по динамике вращательного движения; Набор демонстрационный по механическим 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. Набор демонстрационный волновых явлений; Ведерко Архимеда; Маятник Максвелла; Набор тел равного объема; Набор тел равноймассы; Прибор для демонстрации атмосферного давления; Призма, наклоняющаяся сотвесом; Рычаг демонстрационный; Сосуды сообщающиеся; Стакан отливной демонстрационный; Трубка Ньютона; Шар Паскаля; Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым колебаниям; явлениям; 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Набор демонстрационный по газовым законам; Набор капилляров; Трубка для демонстрации конвекции в жидкости; Цилиндры свинцовые со стругом; Шар с кольцом; Высоковольтный источник; Генератор Ван-де-Граафа; Дозиметр; Камертоны на резонансных ящиках; Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств электромагнитных волн; 56. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи; 57. Комплект проводов; 58. Магнит дугообразный; 59. Магнит полосовойдемонстрационный; 60. Машина электрофорная; 61. Маятник электростатический; 62. Набор по изучению магнитного поля Земли; 63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов; 64. Набор демонстрационный по полупроводникам; 65. Набор демонстрационный по постоянному току; 66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме; 67. Набор демонстрационный по электродинамике; 21 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. Набор для демонстрации магнитных полей; Набор для демонстрации электрических полей; Трансформатор учебный; Палочка стеклянная; Палочкаэбонитовая; Прибор Ленца; Стрелки магнитные на штативах; Султан электростатический; Штативы изолирующие; Электромагнит разборный; Набор демонстрационный по геометрической оптике; Набор демонстрационный по волновой оптике; Спектроскоп двухтрубный; Набор спектральных трубок с источником питания; Установка для изучения фотоэффекта; Набор демонстрационный по постоянной Планка; Комплект наглядных пособий для постоянного использования; 85. Комплект портретов для оформления кабинета; 86. Комплект демонстрационных учебных таблиц. При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых случаях могут проводиться в имеющихся в образовательной организации мастерских или лабораториях. 3.2. Информационное обеспечение обучения 1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использованиявобразовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. 2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 22 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины. Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей Раздел/Тема Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Тип оценочных мероприятий - устный опрос; - фронтальный опрос; - оценка контрольных работ; - наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; - оценка выполнения лабораторных работ; - оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - оценка тестовых заданий; - наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение иоценка решения кейс-задач; - наблюдение иоценка деловой игры; - дифференцированный зачет. 23 социального и культурного контекста ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. 24