СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПРОГРАММЫ 4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 42 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24 3 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД. 16. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 1.1. Область применения рабочей программы: 1. Область применения программы: Рабочая программа является частью общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной дополнительной образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 1.2. Место дисциплины Учебная дисциплина «Обществознание» входит в цикл общеобразовательных дисциплин дополнительных. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины достижение обучающимися следующих результатов: • личностных: «Обществознание» обеспечивает ЛР 1.−российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 2.−гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР 3.− готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР 4.−сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ЛР 5.−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР 6.− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; ЛР 7.− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; ЛР 8.−нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; ЛР 9.− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР 10.− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ЛР 11.− принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 4 ЛР 12.− бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; ЛР 13.−осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ЛР 14.−сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР 15.− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. • метапредметных: МП1.− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МП2.− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МП3.− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП4.− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МП5.− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП6.− умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МП7.− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МП8.− владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МП9.− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. • предметных П1. − сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; П2. − владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; П3.−владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; П4.−сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; П5.−сформированностьпредставлений о методах познания социальных явлений и процессов П6.−владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 5 П7.−сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать/: • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания. Уметь: • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными 6 дисциплинами программы подготовки квалифицированных рабочих служащих ФГОС. 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС). ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Работать в коллективе и Умения: организовывать работу коллектива и команды; команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе взаимодействовать с профессиональной деятельности. 7 коллегами, руководством, клиентами. ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Умения: описывать значимость своей профессии Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии. Умения: соблюдать нормы экологической определять направления ресурсосбережения профессиональной деятельности по профессии. безопасности; в рамках Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности ОК 11 Использовать знания по Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; финансовой презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной грамотности, деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры планировать выплат по процентным ставкам кредитования; предпринимательскую определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей деятельность в в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнеспрофессиональной идею; определять источники финансирования ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 8 деятельности Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 1.5. Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи. Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 43.01.09. Повар, кондитер). Код личностных результатов реализации программы Личностные результаты реализации программы воспитания воспитания (дескрипторы) Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 1 Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности ЛР 2 Готовность к служению Отечеству, его защите ЛР 3 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире ЛР 4 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ЛР 5 9 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям ЛР 6 Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности ЛР 7 Нравственное сознание и общечеловеческих ценностей ЛР 8 поведение на основе усвоения Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 9 Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений ЛР 10 Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков ЛР 11 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь ЛР 12 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет-171ч. по профессии СПО : аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая теоретические занятия – 131ч. практические занятия – 40 ч. 10 II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171 171 в том числе: Всего практические занятия дифференцированный зачет 40 1 171 2.2. Тематический план Количество часов Обязательная аудиторная нагрузка В том числе: Практиче ских занятий 30 21 9 14 10 4 3. Экономика 35 29 6 4. Социальные отношения 30 24 6 5. Политика 22 15 7 6. Право 37 29 8 Дифференцированный зачет 1 171 1 131 40 Всего 1 Введение 1.Человек. Человек в системе общественных отношений 2. Общество как сложная динамическая система Теоретич еских занятий Наименование разделов и тем Всего 11 3 2 4 2 5 - 2.2. Тематический план и содержание дисциплины ООД.16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Наименование разделов и тем 1 ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала: Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел I. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Тема 1.1. Содержание учебного материала: Природа человека, Человек, индивид, личность. врождённые и Человек, индивид, личность. Сходства и различия понятий. Теории происхождения человека. приобретённые Социализация личности. качества Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Деятельность и мышление. Мышление. Формы мышления. Логические операции мышления. Деятельность. Основные виды человеческой деятельности (игра, общение, учение, труд). Структура деятельности. Выбор профессии. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение Потребности, способности, интересы. Потребности, способности и интересы.Интересы и склонности, необходимые для реализации в профессиональной деятельности (повар-кондитер) Бытие и сознание. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. Цель и смысл человеческой жизни. Цель и смысл 12 Коды общих и профессиональных компетенций, Объем формированию часов которых способствует элемент программы 3 4 Л.1-10,13,15 2 МП.1-9 2 П.1-7 1 ОК 1-10, ЛР 1-10,14,17,18 1 30 Л.1-15 20 МП.1-9 1 П.1-7 ОК 1-10 1 ЛР 1-18 1 1 1 1 Тема 1.2. Духовная культура человеческой жизни. Цель и смысл человеческой жизни. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Проблема познаваемости мира. Проблема познаваемости мира. Знание, познание. Виды человеческих знаний. Его основные формы и виды. Мировоззрение. Духовная жизнь и духовный мир человека. Мировоззрение, его виды. Общение и его виды. Человек в группе. Многообразие мира общения. Свобода как условие самореализации личности. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Понятие культуры. Понятие о культуре. Культурные нормы. Виды и формы культуры. Виды культуры. Роль культуры в жизни общества. Цивилизация. Типы цивилизаций. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Культура и цивилизация. Межличностные конфликты. Межличностное общение и взаимодействие Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №1 Человек, индивид, личность. Практическое занятие №2 Потребности, способности, интересы. Практическое занятие №3 Мировоззрение. Типы мировоззрений. Контрольная работапо теме «Природа человека, врождённые и приобретённые качества». Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Лабораторная работа 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 2 - Л.1-10,13,15 МП.1-9 личности и общества Тема 1.3. Наука и образование в современном мире Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Практическое занятие Практическое занятие №4 Виды культур. Практическое занятие №5 Духовная культура личности и общества. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Наука. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Функции науки как социального института. Образование как способ передачи знаний и опыта. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №6 Наука в современном мире. Практическое занятие №7 Роль образования в жизни современного человека и общества. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Мораль. Религия. Искусство. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Религия и церковь в современном мире. Функции религии. Религиозные объединения в РФ. Искусство, предмет искусства, его роль в жизни людей. Виды искусств, функции искусства. Форма бытия искусства. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №8 Мораль. Практическое занятие №9 Религия. Практическое занятие №10 14 2 1 1 4 1 1 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 2 1 1 4 1 3 1 1 1 Л.1-15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12, 16, 17, 18 Искусство. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - Раздел II. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Тема 2.1 Общество Содержание учебного материала: как сложная Общество и его признаки. динамичная система Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Общественные отношения. Институты общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Сферы общества. Общество и природа. Общество и природа. Воздействие человека на природную среду. Многовариантность общественного развития. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Смысл и цель истории. Особенности современного мира. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Современные войны, их опасность для человечества. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №11 Основные институты общества. Практическое занятие №12 Общество и природа. Практическое занятие №13 Глобализация. 15 14 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 Раздел III. ЭКОНОМИКА Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система». Самостоятельная работа обучающихся 1 35 Содержание учебного материала: Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Экономика семьи. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №14 Экономика как наука. Практическое занятие №15 Типы экономических систем. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Предложение. Товар. Деньги. Инфляция. Банковская система. Основные рыночные структуры. Рыночное равновесие. Государственный бюджет. Понятие ВВП и его структура. Экономика потребителя. Сбережения. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №16 16 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 8 1 1 1 1 1 1 2 1 1 - 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,11,14,16,17 Факторы спроса и предложения. Контрольная работапо теме «Роль государства в экономике» Самостоятельная работа обучающихся Тема 3.3. Рынок Содержание учебного материала: труда и безработица Экономика потребителя. Рациональный потребитель. Доходы потребителя. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Сбережения. Заработная плата. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы, её причины и последствия. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №17 Причины безработицы и трудоустройства. Контрольная работа «Безработица» Самостоятельная работа обучающихся Тема 3.4. Основные Содержание учебного материала: проблемы экономики Становление современной рыночной экономики России. России. Организация международной торговли. Элементы Лабораторная работа международной Практическое занятие экономики. Практическое занятие №18 Функции государства в экономике. Практическое занятие №19 Особенности современной экономики России. Контрольная работапо теме«Экономика» Самостоятельная работа обучающихся Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Тема 4.1. Содержание учебного материала: Социальная роль и Социальные отношения. стратификация Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. 17 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 2 1 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,11,14,16,17 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,11,14,16,17 1 1 30 8 1 1 1 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 Социальный статус и престиж. Социальная роль. Социальная мобильность. Престижность профессиональной деятельности. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №20 Социальная стратификация. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.2. Содержание учебного материала: Социальные нормы и Социальное поведение и его разновидности. конфликты Девиантное поведение и его профилактика. Социальный контроль и его нормы. Самоконтроль. Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов. Здоровый образ жизни. Опасность плохих привычек. Патриотизм и национализм. Проблемы молодёжи сегодня. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №21 Виды социальных норм. Практическое занятие №22 Социальные конфликты. Контрольная работапо теме«Социальные нормы и конфликты» Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.3. Содержание учебного материала: Важнейшие Особенности социальной стратификации в современной России. социальные Молодёжь как социальная группа. общности и группы Этнические общности. Межнациональные отношения. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Семейное право. Права и обязанности супругов. 18 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 ОК 2-6, ЛР 110,11,12,14,16, 17 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 110,11,12,14,16,17 1 1 10 1 1 1 1 1 1 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 110,11,12,14,16,17 Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №23 Социальная стратификация в современной России. Практическое занятие №24 Межнациональные отношения. Практическое занятие №25 Семья в современной России. Контрольная работапо теме «Социальные отношения» Самостоятельная работа обучающихся Раздел V. ПОЛИТИКА Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. Тема 5.2. Участники политического 3 1 1 1 1 22 10 Содержание учебного материала: Понятие власти. Признаки государства Политическая система общества, её структура. Функции государства. Формы государства. Демократия, её ценности и признаки. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №26 Политическая система общества, её структура. Практическое занятие №27 Функции государства. Практическое занятие №28 Формы государства. Практическое занятие №29 Государство в политической системе общества Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Личность и государство. Политическое участие и его типы. 1 1 1 1 1 1 4 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 1 1 12 1 1 19 Л.1-9 МП.1-9 процесса Раздел VI. ПРАВО Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений Гражданское общество и правовое государство. Выборы в демократическом обществе. Абсентеизм. Избирательная кампания в РФ. Правовое государство. Виды идеологии. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №30 Личность и государство. Практическое занятие №31 Гражданское общество и правовое государство. Практическое занятие №32 Избирательное право в РФ. Контрольная работапо теме «Политика». Самостоятельная работа обучающихся 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 37 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Право и мораль. Система права. Конституция РФ. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №33 Система права. Норма права. Практическое занятие №34 Право в системе социальных норм. Контрольная работа 1 20 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Конституционное право как отрасль российского права. Федеративное устройство России. Институт президентства. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Местное самоуправление в РФ. Права и свободы человека и гражданина. Понятие гражданства. Основные права и обязанности граждан в России. Политические права и свободы. Социально-экономические права. Защита Отечества. Международная защита прав человека. Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №35 Конституционное право. Практическое занятие №36 Права и обязанности человека и гражданина. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 6.3. Содержание учебного материала: Отрасли Российского Гражданское право. права Собственность. Наследственное право. Трудовое право и трудовой договор. Административное право. Уголовное право. Урок обобщения по курсу «Обществознание». Лабораторная работа Практическое занятие Практическое занятие №37 Гражданское право. Практическое занятие №38 Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации 21 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 11 1 1 1 1 1 1 4 1 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 Трудовое право. Практическое занятие №39 Административное право. Практическое занятие №40 Уголовное право. Контрольная работа по теме«Право» Самостоятельная работа обучающихся ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ 1 1 1 1 22 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническоеобеспечение В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят: Оборудование учебного кабинета: • посадочные места для обучающихся; • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц); • видеодемонстрации. Технические средства обучения: • • • • компьютеры; мультимедиа; локальнаясетькабинета, интернет; периферийноеоборудование и оргтехника. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Основные печатные издания 1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. 2. Махоткин А.В. Обществознание (Весь школьный курс в схемах и таблицах) – М.: Эксмо, 2019. 3. Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие: учебное пособие/ под редакцией А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: Проспект, 2012. 4. Семке Н.Н. Обществознание/ Н.Н. Семке. М.: Эксмо, 2018. 5. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012. 6. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2016. 3.2.2. Дополнительная литература 1. Баранов П.А. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ./П.А. Баранов. – М.: Издательство АСТ, 2016. 2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ Лазебникова А.Ю. М.: Издательство «Экзамен», 2016. 3. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 4. Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание». Учеб. Пособие для нач. проф. Образования/сост. И.Л. Ларионова, И.П. Смирнов. – М.: ИРПО Издательский центр «Академия», 2012 3.2.3. Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com/ http://www.ist-iv.ru/ http://kononv.ru/ http://istoric55.ucoz.ru/ http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/SocialStudies-14/Default.aspx 23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Умение выделять черты социальной сущности человека; Раздел 1. Человек. определять роль духовных ценностей в обществе; Человек в системе общественных отношений выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; Умение характеризовать общество как целостную Раздел 2. Общество как развивающуюся (динамическую) систему в единстве и сложная система. взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; Раздел 3. Экономика «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет». Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий. Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли. Умение выделять критерии социальной стратификации; Раздел 4. Социальные анализировать социальную информацию из адаптированных отношения. источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выделять особенности молодежи как социальнодемографической группы, раскрывать на примерах социальные 24 Раздел 5. Политика роли юношества; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Умение выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; 25 Раздел 6 Право обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Умение давать характеристику системе права. Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан. Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права. Выделение роли права в системе социальных норм. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения практических и контрольных работ. Результаты обучения (предметные) Критерии оценки П1сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов П2владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; КО1 КО2 КО3 КО4 КО1 КО2 КО3 26 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения - оценка устного опроса - оценка написания эссе - оценка тестовой работы - оценка практической работы № 1-40 П3владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; П4сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; П5сформированностьпредставлений о методах познания социальных явлений и процессов П6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; П7 сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Л 1-15 МП 1-9 ОК 1-10 КО4 КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы №1-40 - оценка устного опроса КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы № 6,7 - оценка устного опроса КО1 КО2 КО3 КО4 КО1 КО2 КО3 КО4 -оценка тестовой работы - оценка практической работы № 4 - оценка устного опроса КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы №1-40 - оценка устного опроса - оценка тестовой работы - оценка практической работы №1-40 - оценка устного опроса - оценка тестовой работы № 1-5 - оценка практической работы №1,2,3 - оценка устного опроса КО1 (критерии оценивания тестовых работ) Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов 10 правильных ответов 5 7-9 4 5-6 3 менее 5 правильных ответов 2 Время выполнения работы: 10-15 мин. Отметка 5 Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов 18-20 правильных ответов 27 14-17 4 10-13 3 менее 10 правильных ответов. 2 Время выполнения работы: 30-40 мин. КО2 (критерии оценивания практической работы) Отметка "5"– «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Отметка "4"– «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Отметка "3"– «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал практической работы, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Отметка "2"– «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Оценка "1" -выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося. КО3 (критерии оценивания устного ответа) Отметка «5» ставится, если обучающийся: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует 28 наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. Отметка «4» ставится, если обучающийся: • Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Отметка «3» ставится, если обучающийся: • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. • Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки. Отметка «2» ставится, если обучающийся: • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 29 • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. • Полностью не усвоил материал. Критерии оценивания эссе • • • Раскрытие смысла высказывания – 1 балл Представление и пояснение собственной позиции обучающего – 1 балла Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла Максимальный балл 5 30 5. Оценка освоения достижений личностных результатов воспитательной работы Оценкадостиженияобучающимисяличностныхрезультатов(далее–ЛР) проводитьсяврамкахконтрольныхиоценочныхпроцедур,предусмотренныхданнойПрограммой. Способы контролярезультатовикритериирезультативностиреализациивоспитательнойработыобучающихсятехникума. Критерии оценки личностных результатов обучающихся Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности ЛР ЛР 1 ЛР 2 Код Критерии оценки личностных ы результатов обучающихся ОК (из ФГ ОС СПО) ОК06 Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; Сформированностьгражданской позиции; ОК 03 Оценка собственного продвижения, личностного развития; ОК06 Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, предметных неделях; Сформированность гражданской позиции; Участие в волонтерском движении, общественных объединениях, в студенческом самоуправлении. Участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; 31 ОК02 ОК03 Готовность к служению Отечеству, его защите ЛР 3 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ЛР 4 ЛР 5 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям ЛР 6 Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно ЛР 7 ОК04 ОК09 ОК11 ОК05 ОК10 Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; Демонстрация интереса к будущей профессии; Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой навыков отбора и критического анализа информации, умении ориентироваться в информационном пространстве; Участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; ОК 04 Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; Добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; ОК01 ОК05 32 Участие в исследовательской и проектной работе; Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности ОК06 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей ЛР 8 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ОК08 ЛР 9 Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; Демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; Участие во внеурочных мероприятиях, спортивных секциях, творческих объединениях ОК07 Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных ЛР 10 отношений ОК06 Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной ЛР 11 деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков ОК06 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, ЛР 12 так и других людей, умение оказывать первую помощь 33 Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; Участие в культурных программах и проектах, посещение концертов, музеев, театров, кинотеатров, Художественных выставок; Проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности. 34