СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 10 ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 14 ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ООД 09 Информатика является частью общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной базовой основной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер 1.2. Место дисциплины Учебная дисциплина «Информатика» входит в цикл общеобразовательных дисциплин базовые. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: личностные: Л1 - чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; Л2 - осознание своего места в информационном обществе; Л3 - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием иформационно-коммуникационных технологий; Л4 - умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; Л5 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; Л7 - умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; Л8 - готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций; метапредметные: МП1 - умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; МП2 - использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; МП3 - использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; МП4 - использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; МП5 - анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах; МП6 - умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП7 публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметные: П1 - сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; П2 - владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы; П3 - использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; П4 - владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; П5 - владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; П6 - сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; П7 - сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); П8 - владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; П9 - сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; П10 - понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; П11- -применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; • распознавать информационные процессы в различных системах; • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; • • • • • • • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. знать: • различные подходы к определению понятия «информация»; • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации; • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; • назначение и функции операционных систем. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППКРС ФГОС. 3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (далее – ППКРС): Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Осуществлять поиск, Умения: определять задачи для поиска информации; анализ и определять необходимые источники информации; интерпретацию планировать процесс поиска; структурировать получаемую информации, информацию; выделять наиболее значимое в перечне необходимой для информации; оценивать практическую значимость выполнения задач результатов поиска; оформлять результаты поиска профессиональной Знания: номенклатура информационных источников, деятельности применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Работать в коллективе Умения: организовывать работу коллектива и команды; и команде, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в эффективно ходе профессиональной деятельности. взаимодействовать с Знания: психологические основы деятельности коллектива, коллегами, психологические особенности личности; основы проектной руководством, деятельности клиентами. ОК 05 Осуществлять устную Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять и письменную документы по профессиональной тематике на коммуникацию на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем государственном коллективе ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. ОК 10 Пользоваться Умения: понимать общий смысл четко произнесенных профессиональной высказываний на известные темы (профессиональные и документацией на бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные государственном и темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и иностранном языках. профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности ОК 11 Использовать знания Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой по финансовой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в грамотности, профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; планировать рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам предпринимательскую кредитования; деятельность в определять инвестиционную привлекательность профессиональной коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники сфере финансирования Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни ЛР 1 ЛР 4 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 12 ЛР 15 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Учебная нагрузка обучающегося максимальная Самостоятельная учебная работа Обязательная аудиторная: всего учебных занятий теоретическое обучение лаб.и практ. занятий практ. подготовка Количество часов 108 108 32 1 сем 68 76 2 сем 40 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) Самостоятельная учебная работа (всего) Всего учебных занятий Теоретическое обучение лабораторно-практические занятия Практическая подготовка Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета 108 0 108 32 76 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № раздела, темы Тема № 1. Тема № 2 Тема №3 Тема №4 Тема №4 Наименование разделов и тем 1 курс 1 семестр Информационная деятельность человека Информация и информационные процессы Средства информационных и коммуникационных технологий Технология создания и преобразования информационных объектов 1 курс 2 семестр Технология создания и преобразования информационных объектов Телекоммуникационные технологии Всего часов В том числе ТЗ ПЗ КР 10 28 4 9 5 18 19 5 14 11 9 2 13 1 19 2 Дифференцированный зачет 2 Итого 108 32 71 ТЗ – теоретические занятия, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы 5 Тема №5 14 1 1 24 5 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 2 3 Введение ТБ в кабинете информатики и ИКТ. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. 1 Тема 1. Информационна я деятельность человек Содержание учебного материала 10 Тема № 1.1 Этапы развития информационного общества Тема № 1.2 Этапы развития технических средств и информационных ресурсов Тема № 1.3 Виды профессиональной информационной деятельности Тема № 1.4 Правовые нормы, относящиеся к информации. Практические занятия Информационные ресурсы общества Образовательные информационные ресурсы Инсталляция программного обеспечения Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты Организация обновления ПО Контрольная работа по теме № 1. Информационная деятельность человека Содержание учебного материала Тема № 2.1 Подходы к понятию информации и ее измерению Тема № 2.2 Дискретность в информации Тема № 2.3 Основные информационные процессы Тема № 2.4 Основные информационные процессы Тема № 2.5 Принципы обработки информации компьютером. Тема № 2.6 Алгоритмы и способы их описания. Тема № 2.7 Программный принцип работы компьютера Тема № 2.8 Компьютерные модели различных процессов 1 Наименование разделов и тем 1 Тема 2. Информация и информационны е процессы 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 28 1 1 1 1 1 1 1 1 Коды результат ов освоения программ ы 4 Л1-4, МП4,5,8 П2,3, ЛР4,7 Л1-4, МП4,5,8 П2,3, ЛР4,7 ОК02,04, 09 Л1-4, МП4,5,8 П2,3, ЛР4,7 ОК02,04, 09 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 ОК02,04, 09 Тема 3 Средства информационны хи коммуникацион ных технологий Тема 4 Технология создания и преобразования информационны х объектов Тема № 2.9 Хранение, поиск и передача информации Практические занятия Дискретное представление текстовой информации Дискретное представление графической информации Дискретное представление аудио и видеоинформации Представление информации в различных системах счисления Представление среды программирования. Программная реализация алгоритма Проведения исследования на основе компьютерной модели Создание архива данных Запись информации на внешние носители Использование электронных каталогов Контрольная работа по теме 2. Информация и информационные процессы Содержание учебного материала Тема № 3.1 Архитектура компьютеров Тема № 3.2 Многообразия внешних устройств Тема № 3.3 Особенности ИКТ в определенной профессиональной деятельности (повар‚ автомеханик, т\м) Тема № 3.4 Примеры комплектации компьютера для | определенного рабочего процесса Тема № 3.5 Защита информации, антивирусная защита Практические занятия Ввод и редактирование информации в Ехсе1. Форматирование ячеек Использование встроенных функций и операций в Ехсе1 Создание, сохранение и редактирование документа Таблицы, колонки, назначение клавиш символам Таблицы, колонки, списки. Формулы. Использование формул в таблице. Защита информации, антивирусная защита. Контрольная работа Содержание учебного материала Тема № 4.1 Понятие об информационных системах Тема № 4.2 Понятие об автоматизации информационных процессов Тема № 4.3 Возможности настольных издательских систем. Тема № 4.4 Математическая обработка цифровых данных Тема № 4.5 1 18 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 19 1 1 1 1 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 ОК02,04, 09 14 2 2 2 2 2 2 2 25 1 1 1 1 1 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 1 Понятие и назначение базы данных Тема № 4.6 Структура баз данных Тема № 4.7 Системы управления базами данных Тема № 4.8 Графика и черчение в программных средах (черчение) Тема № 4.9 Проектирования и конструирования на ПК Практические занятия Создание презентаций, вставка слайдов и графических объектов. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов Создание и использование различных возможностей анимации Использование электронных каталогов Создание мультимедийных объектов Аудио и видеомонтаж Аудио и видеомонтаж Технологии обработки графической информации Контрольная работа по теме: «Технология создания и преобразования информационных объектов» Тема 5 Содержание учебного материала Телекоммуникац Тема № 5.1 Телекоммуникационные технологии ионные Тема № 5.2 Программные поисковые сервисы. технологии Тема № 5.3 Комбинации условия поиска. Проводная и беспроводная связь Тема № 5.4 Методы создания и сопровождения сайта Тема № 5.5 Организация удаленной коллективной деятельности. Представление о робототехнических системах. Практические занятия Примеры работы с браузерами. Применение поисковых систем Измерения скорости передачи данных Работа с электронной почтой Средства создания и сопровождения сайта Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет Контрольная работа Дифференцированный зачет Всего: 1 ОК02,04, 09 1 1 1 15 2 2 2 2 2 2 2 1 1 23 1 1 1 1 1 18 2 2 2 2 6 4 2 108 Л1-4,6,10 МП4,5,9 П2,3,6 ЛР4,7,10 ОК02,04, 09 ОК02,04, 09 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Материально-техническое обеспечение Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся. В состав кабинета информатики входит лаборатория. Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В состав учебнометодического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят: 1. многофункциональный комплекс преподавателя; 2. технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции); рабочее место педагога, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника; 3. наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты); 4. компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»; 5. печатные и экранно-звуковые средства обучения; 6. расходные материалы; 7. учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; 8. комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Информатика» Основные источники для студентов: 1.Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования, М.: ИЦ «Академия», 2021г. 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. - М.:2021 Астафьева Н.Е., 3. Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. - М.: 2021 4. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. - М.: 2021 Дополнительные источники для студентов: 1.Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2019. 2.Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019 3.Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019. 4.Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб. метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»). 4. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям). 5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании). 6. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»). 8. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 10. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). 11. www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). 12. www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема обучения Тема 1. Информационная деятельность человек Основные виды деятельности обучающихся • находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; • классифицировать информационные процессы по принятому основанию; • выделять основные информационные процессы в реальных системах; • владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; • исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленной задачей; • выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения; • использовать ссылки и цитирование источников информации; • использовать на практике базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, • владеть нормами информационной этики и права, • соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; Тема 2. Информация и информационные процессы • оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.); • знать о дискретной форме представления информации; • знать способы кодирования и декодирования информации; • иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; • владеть компьютерными средствами представления и анализа данных; • отличать представление информации в различных системах счисления; • знать математические объекты информатики; • применять знания в логических формулах; • владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов; • уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; • уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц; • реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод решения задачи, • разбивать процесс решения задачи на этапы. • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем); Примеры задач: • алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); • алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; • алгоритмы решения задач методом перебора; • алгоритмы работы с элементами массива • оценивать и организовывать информацию, в том числе, получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; • анализировать и сопоставлять различные источники информации; • иметь представление о компьютерных моделях, уметь приводить примеры; • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; • выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель; • выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования; Тема 3 Средства информационных и коммуникационных технологий Тема 4 Технология создания и преобразования информационных объектов • анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств; • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации; • определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; • анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов; • выделять и определять назначения элементов окна программы; • иметь представление о типологии компьютерных сетей уметь приводить примеры; • определять программное и аппаратное обеспечении компьютерной сети; • знать о возможности разграничения прав доступа в сеть и применять это на практике; • владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; • понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете применять их на практике; • реализовывать антивирусную защиту компьютера; • иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных; • уметь работать с библиотеками программ; • использовать компьютерные средства представления и анализа данных; • осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера; • пользоваться базами данных и справочными системами; • владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; • анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Тема 5 Телекоммуникационные технологии • иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий ; • применять их на практике; • знать способы подключения к сети Интернет и использовать их в своей работе; • определять ключевые слова, фразы для поиска информации; • уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации; • иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения, уметь приводить примеры; • планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом; • иметь представление о способах создания и сопровождения сайта, уметь приводить примеры; • определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения уметь: • • • • • • • • • • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и Текущий контроль Практические занятия Тестирование индивидуальные задания сообщения Доклады Презентации Защита проекта гигиенические рекомендации использовании средств ИКТ; при знать: • • • • • • различные подходы к определению понятия «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформулированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения. Результаты (личностные и Основные показатели метапредметные) оценки результата Личностные результаты чувство гордости и уважения к КО1 истории развития и достижениям КО2 отечественной информатики в КО3 мировой индустрии КО4 информационных технологий Формы и методы контроля и оценки − осознание своего места в информационном обществе; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы умение использовать достижения современной информатики для повышения КО1 КО2 КО3 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; КО4 - оценка контрольной работы − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы − умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационнокоммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы − готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы Метапредметные результаты умение определять цели, КО1 составлять планы деятельности и КО2 определять средства, КО3 необходимые для их реализации КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы умение использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы - оценка практической работы - оценка контрольной работы КО1 (критерии оценивания тестовых работ) Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов 5 10 правильных ответов 4 7-9 3 5-6 2 менее 5 правильных ответов Время выполнения работы: 10-15 мин. Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов 5 18-20 правильных ответов 4 14-17 3 10-13 2 менее 10 правильных ответов. Время выполнения работы: 30-40 мин. КО2 (критерии оценивания практической работы) Отметка "5" Практическая или работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4" Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Оценка "1" Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.