СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД 01 РУССКИЙ ЯЗЫК Стр. 4-10 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21-25 3 10-19 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД 01 РУССКИЙ ЯЗЫК 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУДб 01 «Русский язык» является частью общеобразовательного цикла общеобразовательных учебных дисциплин (базовые) основной образовательной программы СПО - программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОУДб 01 Русский является обязательной частью базовых дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер. 1.3. Результаты освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь и знать: -формировать понятия о нормах русского литературного языка и применять знания о них в речевой практике; -формировать умения создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; -владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; -владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; -формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; -формировать умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; -уметь выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; -владеть навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознавать художественную картину жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; -формировать представления о системе стилей языка художественной литературы. Освоение содержания учебной дисциплины «русский язык» обеспечивает достижения обучающимися следующих личностных результатов: Л1 -сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы; Л2 - включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; Л3 -сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; 4 Л4.-сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; Л5.-свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; Л6 -сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. Л7- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; Л8- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; Л9- овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; Л10- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. - метапредметных: МП 1 –владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; МП2 –владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретённых знаний и умений для анализа языковых явлений на метапредметном уровне; МП 3 – применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, общеобразовательной, общественно- полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; МП 4 –применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; МП 5 –овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; МП 6 –готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МП 7 –умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; -предметных: П1- сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике; П2- владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; П3сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; П4- сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5 П5- сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке; П6- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; П7- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; П8- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; П9- сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; П10обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; П11сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС. 3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. ОК 01 Выбирать способы Умения: распознавать задачу и/или проблему в решения задач профессиональном и/или социальном контексте; анализировать профессиональной задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять деятельности, этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать применительно к информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; различным составить план действия; определить необходимые ресурсы; контекстам владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) 6 Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Осуществлять поиск, Умения: определять задачи для поиска информации; определять анализ и необходимые источники информации; планировать процесс интерпретацию поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать информации, необходимой для практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска выполнения задач профессиональной Знания: номенклатура информационных источников, деятельности применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации ОК 03 Планировать и Умения: определять актуальность нормативно-правовой реализовывать документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; собственное профессиональное и определять и выстраивать траектории профессионального личностное развитие. развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Работать в Умения: организовывать работу коллектива и команды; коллективе и взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе команде, эффективно профессиональной деятельности. взаимодействовать с Знания: психологические основы деятельности коллектива, коллегами, психологические особенности личности; основы проектной руководством, деятельности клиентами. ОК 05 Осуществлять устную Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по и письменную профессиональной тематике на государственном языке, проявлять коммуникацию на толерантность в рабочем коллективе государственном языке с учетом особенностей Знания: особенности социального и культурного контекста; правила социального и оформления документов и построения устных сообщений. культурного контекста. ОК 06 Проявлять гражданско- Умения: описывать значимость своей профессии; применять стандарты патриотическую антикоррупционного поведения 7 позицию, Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной демонстрировать осознанное поведение деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять сохранению направления ресурсосбережения в рамках профессиональной окружающей среды, деятельности по профессии. ресурсосбережению, Знания: правила экологической безопасности при ведении эффективно действовать в профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. чрезвычайных ситуациях. ОК 08 Использовать средства Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность физической культуры для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных для сохранения и целей; применять рациональные приемы двигательных функций в укрепления здоровья в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии. процессе профессиональной роль физической культуры в общекультурном, деятельности и Знания: профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового поддержания образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска необходимого уровня физического здоровья для профессии; средства профилактики физической перенапряжения. подготовленности ОК 09 Использовать информационные технологии профессиональной деятельности Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное в обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. ОК 10 Пользоваться Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на профессиональной известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на документацией на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые государственном и общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе иностранном языках. и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы 8 Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности ОК 11 Использовать знания Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; по финансовой презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по грамотности, процентным ставкам кредитования; планировать предпринимательскую деятельность в определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; профессиональной определять источники финансирования сфере Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Готовность к служению Отечеству, его защите Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего 9 Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 места в поликультурном мире Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни 10 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Количество часов максимальная Самостоятельная учебная работа Обязательная аудиторная: всего занятий теория Практические занятия. экзамен 2 114 114 90 24 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Объём образовательной нагрузки Всего учебных занятий в том числе: Теоретические занятия 114 114 Практические занятия Самостоятельная учебная работа Курсовых работ (проектов) Промежуточная аттестация предусмотрена в форме экзамена 24 0 0 6 90 1курс 2курс 1с 2с 3с 4с 22 17 34 41 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № Наименование разделов и тем раздела, темы 1 курс Введение Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи Раздел 2. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография Раздел 3. Лексика и фразеология 2 курс 2 18 9 10 В том числе ЛР ПЗ КР 6 2 2 1 1 1 15 4 1 29 3 1 31 7 1 114 24 6 ЛР –лабораторные работы, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6 Морфемика, словообраование, орфография Морфология и орфография Синтаксис и пунктуация Всего часов 11 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименовани еразделовите м ВВЕДЕНИЕ Содержаниеучебногоматериала,практическиеработы,самостоятельнаяработастудентов 1 КУРС Содержание учебного материала Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа №1 Входной контроль Самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Содержание учебного материала Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. 12 Объем часов 39 2 1 Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ЛР-17,ОК-2, ОК-6,ОК-1, ПК-1,ЛР-1,3,4 1 18 12 ЛР-7, -8, 17,ПК-1, ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-5, ОК3,ЛР-4,5,7. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительновыразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. Лабораторная работа Практическое занятие №1 Тема: Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Практическое занятие №2 Тема: Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Практическое занятие №3 Тема: Анализ структуры текста. Практическое занятие №4 Тема: Освоение видов переработки текста. Практическое занятие №5 Тема: Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста. Практическое занятие №6 Тема: Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Фонетика, орфоэпия графика, орфография. Содержание учебного материала 9 6 Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. 6 13 ЛР-5,ЛР-17, ПК-5, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-1,ЛР-1.5,7 Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Лабораторная работа Практическое занятие №7 Тема: Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Практическое занятие №8 Тема: Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в абзацах письменных текстов. Контрольная работа № 2: «Фонетика и орфография» Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Лексика и фразеология Содержание учебного материала 10 Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лабораторные работы Практическое занятие №9 Тема: Лексический и фразеологический анализ слова. Составление связного высказывания, в том числе на лингвистическую тему, с использованием заданных лексем. Практическое занятие №10 Тема: Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Выведение алгоритма 14 2 1 - 7 2 ЛР-5, 7, 11.17 ПК-3, ПК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-1 ЛР-1,7. лексического анализа. Контрольная работа № 3: «Лексикология и фразеология» Самостоятельная работа обучающихся 2 КУРС 1 - 75 Раздел 4. Морфемика. Словообразование. Орфография. Содержание учебного материала Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором одно-коренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. Лабораторная работа Практическое занятие №11 Тема: Морфемный анализ слова Практическое занятие №12 Тема: Словообразовательный анализ слова Практическое занятие №13 Тема: Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры Практическое занятие №14 Тема: Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Контрольная работа № 4: «Морфемика, словообразование» (диктант с грамматическими заданиями) Самостоятельная работа обучающихся Раздел 5. Морфология и орфографии 15 15 10 4 1 ЛР-5,ЛР-11, ПК-6, ОК-3, 29 Содержание учебного материала Самостоятель Имя существительное. ные части речи Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. 3 Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте форм одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. 2 16 3 2 3 2 ОК-6, ОК-9, ОК-1 ЛР-2,4,7 Служебные части речи Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 2 Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. 2 Лабораторная работа Практическое занятие № 15 Тема: Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии Практическое занятие №16 Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Практическое занятие № 17 Тема: Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунтуации в образцах письменных те 3 17 2 1 2 1 Контрольная работа № 5: «Морфология и орфография» (диктант) Самостоятельная работа обучающихся Основные единицы синтаксиса Простое предложение Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. Содержание Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. 18 1 31 3 8 ЛР-5,ЛР-11, ПК-6, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-1 ЛР-1.5,7 Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Способы передачи чужой Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге речи Сложное предложение Повторение. Урок-обобщение. Подведение итогов. Подготовка к итоговой экзаменационной работе. Лабораторная работа Практическое занятие №18 Тема: Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий Практическое занятие№ 19 Тема: Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Практическое занятие №20 Тема: Особенности употребления словосочетаний. Практическое занятие №21 Тема: Наблюдение над существенными признаками простого предложения. Практическое занятие №22 Тема: Уточняющие, поясняющие члены предложения. Практическое занятие №23 Тема: Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения. Практическое занятие №24 Тема: Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Контрольная работа № 6: «Синтаксис и пунктуация» Самостоятельная работа обучающихся Итого 7 3 2 7 1 114 19 20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Для реализация программы дисциплины имеется: учебный кабинет «Русский язык и литература» № 14. 3.2. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места для обучающихся -28; - рабочее место преподавателя -1; - учебно-методический комплекс учебной дисциплины. 3.3. Технические средства обучения: - ноутбук, проектор, экран. 3.4. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред проф. образования/ под ред. Н.А. Антонова и Т.М.Воителева – 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2021г.. Дополнительные источники: 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2007. 2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005. Интернет-ресурсы: 1. Электронный ресурс «ГРАМОТА. РУ». Форма доступа:www.gramota.ru 2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru 3. Электронный ресурс «Русский язык ». Форма доступа: www.alleng.ru 4. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru 5. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru 6. Электронный ресурс «Русские словари ». Форма доступа: www.slovari.ru 21 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ) Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Умение выявления общих закономерностей Введение. Язык и общество. Русский лингвистического анализа. Выполнение заданий по язык в современном мире. обобщению знаний о современном русском языке как к науке и анализу методов языкового и исследования Умение проводить анализ основных стилевых Язык и речь. разновидностей письменной и устной речи. Определение Функциональные стили типа, стиля, жанра текста. Анализ структуры текста. речи. Освоение видов переработки текста. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Умение выявлять закономерности функционирования Фонетика, орфоэпия, фонетической системы русского языка, сопоставлять устную графика, орфография. и письменную речь. Умение осуществлять различные виды анализа слов. Умение наблюдения над функционированием лексических Лексикология и единиц в речи, выработка навыка составления текстов фразеология. (устных и письменных) с лексемами различных сфер потребления. Умение наблюдать над изобразительновыразительными средствами лексики и проводить лингвистические исследования лексических и фразеологических единиц – выведение алгоритма лексического анализа. Умение наблюдения над значением морфем и их функциями Морфемика, в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемамисловообразование, омонимами; сопоставление слов с морфемами- синонимами. орфография. Умение распределения слов по словообразовательным гнёздам, восстановление словообразовательной цепочки. Умение исследовать текст с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и Морфология и грамматические значения; выведение алгоритма орфография. морфологического разбора. Умение наблюдения над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Умение сопоставлять лексическое и грамматической значение слов. Сопоставление словосочетаний, предложений, текстов с использованием нужной словоформы с учётом различныхтипов и стилей речи Умение исследования текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных Синтаксис и пунктуация научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, её нормах и тенденциях развития. Умения наблюдения над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Анализ ошибок и недочётов в простых и сложных предложениях. Составление связного высказывания с использованием предложений определённой структуры, в 22 том числе на профессиональную тему. Критерии Формы и методы контроля и оценки оценки результатов обучения КО1 - оценка тестовой работы № 1,2,3 П 1 –сформированность понятий КО2 - оценка контрольной работы № 1 о нормах русского литературного - оценка практической работы КО 3 языка и применение знаний о них КО 4 в речевой практике; КО1 - оценка тестовой работы № 3,4 П 2 –сформированность умений КО2 - оценка контрольной работы № 2 создавать устные и письменные - оценка практической работы КО 3 монологические и диалогические КО 4 высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; П 3 –владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы № 5 -оценка контрольной работы № 3 - оценка практической работы П-4 –владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка тестовой работы № 6 - оценка практической работы П 5 –владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; КО1 КО2 КО3 КО4 П 6 –сформированность представления об изобразительновыразительных возможностях русского языка; КО1 КО2 КО3 КО4 П 7 –сформированность умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; КО1 КО2 КО3 КО4 П 8 –способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; КО1 КО2 КО3 КО4 23 -оценка контрольной работы №4 - оценка практической работы - оценка тестовой работы № 7 - оценка практической работы - оценка практической работы - оценка тестовой работы №7 - оценка практической работы №3 П 9 –владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; КО1 КО2 КО3 КО4 П10 –сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. КО1 КО2 КО3 КО4 - оценка контрольной работы №5 - оценка практической работы №1,2,3 - оценка тестовой работы № 8 -оценка контрольной работы № 3 КО1 (критерии оценивания тестовых работ) Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов 10 правильных ответов 5 7-9 4 5-6 3 менее 5 правильных ответов 2 Время выполнения работы: 10-15 мин. Отметка Критерии оценки Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов 18-20 правильных ответов 5 14-17 4 10-13 3 менее 10 правильных ответов. 2 Время выполнения работы: 30-40 мин. КО2 (критерии оценивания практической работы) Отметка "5" • Практическая или работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. • Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4" • Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата .. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. 24 • Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе. Отметка "2" • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Оценка "1" • Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося. 5. ОЦЕНКАОСВОЕНИЯДОСТИЖЕНИЙЛИЧНОСТНЫХРЕЗУЛЬТАТОВВОСПИТА ТЕЛЬНОЙРАБОТЫ Оценкадостиженияобучающимисяличностныхрезультатов(далее–ЛР) проводитсяврамкахконтрольныхиоценочныхпроцедур,предусмотренныхданнойПрограммо й. Способыконтролярезультатовикритериирезультативностиреализациивоспитател ьнойработы обучающихсятехникума. Вид контроля Входнойконтроль Текущийконтроль Промежуточный контроль Результатконтроля диагностика способностей иинтересовобучающихся (тестирование,анкетирование, социометрия,опрос). педагогическое наблюдение впроцессе проведения мероприятий,педагогический анализ творческих работ, мероприятийобучающихся, формированиеианализпортфолиообучающегося; исполнение текущейотчетности анализдеятельности 25