ООД. 09 Физика 23.01.17

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины ....... 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ......................................... 16
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ............................ 22
4. Контроль и оценкарезультатов освоенияо бщеобразовательной дисциплины 25

4

1.Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательнойдисциплины
Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
частьюобщеобразовательногоциклаобразовательнойпрограммывсоответствии
с
ФГОС
СПОпо профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
реализуемой на базе основного общего образования.
Рабочая программа общеобразовательного базового учебного предмета
«Физика (профиль)» разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413), с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015г., 29июня 2017г., 24 сентября ,11декабря 2020г., 12 августа 2022 г.
2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины
«Физика (профиль)» для профессиональных образовательных организаций
базовый уровень рекомендовано УГПС 23.00.00. Рассмотрено ФГБОУ ДПО ИРПО
протокол № 13 от «29» сентября 2022г. и утверждено на заседании Совета по
оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного
и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования
Протокол № 14 от»30» ноября 2022г.
3. Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту
и обслуживанию автомобилей утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 9 декабря 2016 г. N 1581) С изменениями и дополнениями от: 17 декабря 2020 г.,
1 сентября 2022 г. и технологического профиля профессионального образования

1.1. Целиипланируемыерезультатыосвоениядисциплины:
Цели и задачидисциплины:

Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено
на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических
знаний
для
современного
квалифицированного
специалистаприосуществленииегопрофессиональнойдеятельности;
• формирование естественно-научнойграмотности;
• овладение специфической системой физических понятий, терминологией
исимволикой;
• освоениеосновныхфизическихтеорий,законов,закономерностей;
• овладение основными методами научного познания природы,
используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез,
проведениеэксперимента);
• овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты,
устанавливать
зависимости
между
физическими
величинамивнаблюдаемомявлении,делатьвыводы;
• формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностейвпроцессеприобретениязнанийсиспользованиемразличных
5

источников информации и современных информационных технологий; умений
формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников;
• воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
ОсвоениекурсаОД«Физика»предполагаетрешениеследующихзадач:
•
приобретениезнанийофундаментальныхфизическихзаконах,лежащих в основе
современной физической картины мира, принципов действия технических устройств
и
производственных
процессов,
о
наиболее
важных
открытияхвобластифизики,оказавшихопределяющеевлияниенаразвитие
техники
итехнологии;
•
понимание физической сущности явлений, проявляющихся
производственнойдеятельности;
•
В рамкахосвоение способов использования физических знаний длярешения
практических и профессиональных
задач, объяснения явленийприроды,
производственныхитехнологическихпроцессов,принциповдействи
я

6

Особенность формирования совокупности задач изучения физикидля системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной
направленности
решаемыхзадач,
учётаособенностейсферыдеятельностибудущихспециалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
•
3.1 смыслпонятий:физическоеявление,гипотеза,закон,теория,вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующиеизлучения;
•
3.2.смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая
энергия частиц вещества, количество теплоты,элементарный электрическийзаряд;
• З.3 смысл физических законов классической механики, всемирного
тяготения,
сохранения
энергии,
импульса
и
электрического
заряда,
термодинамики,электромагнитнойиндукции,фотоэффекта;
• 3.4
вкладроссийскихизарубежныхученых,оказавшихнаибольшеевлияние на
развитиефизики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• У1.проводитьнаблюдения,планироватьивыполнятьэксперименты,
• У.2.выдвигатьгипотезыистроитьмодели,
• У3.применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразныхфизическихявленийисвойстввеществ;
• У4.практическииспользоватьфизическиезнания;
• У5.оцениватьдостоверностьестественно-научнойинформации;
• У6.использовать приобретенные знания и умения для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
• У7.описыватьиобъяснятьфизическиеявленияисвойствател:свойства
газов,
жидкостей
и
твердых
тел;
электромагнитную
индукцию,
распространение
электромагнитныхволн;волновыесвойствасвета;излучениеипоглощениесвета
атомом;фотоэффект;
• У8.отличатьгипотезыотнаучныхтеорий;
У1.делатьвыводынаосновеэкспериментальныхданных;
• У9.приводитьпримеры,показывающие,что:наблюденияиэксперимент
являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность
теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные
явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестныеявления;
• У10.приводить примеры практического использования физических знаний:
законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных
излучений
для
развития
радио
и
телекоммуникаций,
квантовойфизикивсозданииядернойэнергетики,лазеров;
• У11.восприниматьинаосновеполученныхзнанийсамостоятельнооценивать
информацию,содержащуюсявсообщенияхСМИ,Интернете,научнопопулярныхстатьях.
• У12.применятьполученныезнаниядлярешенияфизическихзадач;
• У13.определять характер физического процесса по графику, таблице,
формуле*;
•
У14.измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с
учетом их погрешностей.
7

Планируемые
результаты освоения общеобразовательной
дисциплинывсоответствиисФГОССПОинаосновеФГОСС00
ОсобоезначениедисциплинаимеетприформированиииразвитииОКиПК
(ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по
профессии/специальности

8

Код инаименование
формируемых компетенций
ОК01.Выбиратьспособырешения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
0бщие1
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- сформироватьпредставленияоролииместефизики
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, и астрономии в современной научной картине мира,о
трудолюбие;
системообразующей роли физики в развитии
- готовность к активной деятельности технологической и естественныхнаук,техникиисовременныхтехнологий,
социальной направленности, способностьинициировать, овкладероссийскихизарубежныхученых-физиковв
планировать и самостоятельно выполнять такую развитие науки; понимание физической сущности
наблюдаемых явлений микромира, макромира и
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной мегамира; понимание роли астрономии в
практической деятельности человека и дальнейшем
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными научно-техническом развитии, роли физики в
формировании кругозора и функциональной
действиями:
грамотности человека для решения практических
а)базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать задач;
проблему,рассматриватьеевсесторонне;
- сформироватьумениярешатьрасчетныезадачис
-устанавливать существенный признак или основания явно заданной физической моделью, используя
для сравнения, классификации и обобщения;
физические законы и принципы; на основеанализа
- определять цели деятельности, задавать параметры и условия задачи выбирать физическую модель,
выделять физические величины и формулы,
критерии ихдостижения;
- выявлять закономерности и противоречия в необходимыедляеерешения,проводитьрасчетыи
оценивать реальность полученного значения
рассматриваемыхявлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать физической величины; решать качественные задачи,
соответствие результатов целям, оценивать риски выстраивая логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы,
последствийдеятельности;
- развивать креативное мышление при решении закономерностиифизическиеявления;
жизненныхпроблем
- владеть
основополагающими физическими
б)базовые исследовательские действия:
понятиями и величинами, характеризующими
- владеть навыками учебно-исследовательской и физическиепроцессы(связаннымисмеханическим
проектнойдеятельности,навыкамиразрешенияпроблем; движением, взаимодействием тел, механическими
выявлять
причинно-следственные
связи
и колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
актуализироватьзадачу,выдвигатьгипотезуеерешения, строением вещества, тепловымипроцессами;

УказываютсяформируемыеличностныеиметапредметныерезультатыизФГОСС00(впоследнейредакцииот12.08.2022)вотглагольнойформе
Дисциплинарные(предметные)результатыуказываютсявсоответствиисихполнымперечнемвоФГОСС00(впоследнейредакцииот12.08.2022для
базовогоиуглубленногоуровняобучения
1
2

9

находить аргументы для доказательства своих
электрическимимагнитнымполями,электрическим
утверждений, задавать параметры и критерии решения; током, электромагнитными колебаниями и волнами;
- анализировать полученные в ходе решения задачи оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
результаты, критически оценивать их достоверность, строениематомаиатомногоядра,радиоактивностью);
владение основополагающими астрономическими
прогнозироватьизменениевновыхусловиях;
- уметь переносить знания в познавательную и понятиями,позволяющимихарактеризоватьпроцессы,
происходящие на звездах, в звездных системах, в
практическуюобластижизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных межгалактической среде; движение небесных тел,
эволюциюзвездиВселенной;
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные - владеть закономерностями, законами итеориями
(законвсемирноготяготения,I,IIиIIIзаконы Ньютона,
подходы ирешения;
сохранения
механическойэнергии,
- способность их использования в познавательной и закон
законсохраненияимпульса,принципсуперпозиции
социальнойпрактике.
сил, принцип равноправности инерциальных систем
отсчета; молекулярно-кинетическую теориюстроения
вещества, газовые законы, первый закон
термодинамики; закон сохранения электрического
заряда, закон Кулона, закон Ома для участкацепи,
закон Ома для полной электрической цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон электромагнитнойиндукции,
закон сохранения энергии, закон прямолинейного
распространениясвета,законотражениясвета,закон
преломления света; закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения массового
числа, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических явлений и
процессов.
OK02.Использоватьсовременные В области ценности научного познания:
-уметь учитывать границы применения изученных
средства поиска, анализа и
- сформированность мировоззрения, соответствующего физических
моделей:
материальная
точка,
интерпретации информации, и современномууровнюразвитиянаукииобщественной инерциальная система отсчета, идеальный газ;
информационные технологии для практики, основанного на диалоге культур, модели строения газов, жидкостей и твердых тел,
выполнения задач
способствующего осознанию своего места в точечныйэлектрическийзаряд,ядернаямодельатома,
профессиональной деятельности поликультурноммире;
нуклонная модель атомного ядра при решении
- совершенствование языковой и читательской культуры физическихзадач.
как средства взаимодействия между людьми ипознания
10

OK 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях

мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельностьиндивидуальноивгруппе;
- Овладение универсальными учебнымипознавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информацииразличныхвидовиформпредставления;
- создавать тексты в различных форматах сучетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальнуюформупредставленияивизуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствиеправовымиморально-этическимнормам;
- использовать
средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этическихнорм,норминформационнойбезопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,информационнойбезопасностиличности.
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность
нравственного сознания,
этическогоповедения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственныенормыиценности;
- осознание личного вклада в построениеустойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителями (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизнив
соответствиистрадицияминародовРоссии;
Овладение универсальными регулятивными действиями:

-владетьосновнымиметодаминаучногопознания,
используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и используя
известные методы оценки погрешностей измерений,
проводить исследование зависимостей физических
величин с использованием прямых измерений,
объяснять полученные результаты, используя
физические теории, законы и понятия, и делать
выводы;соблюдатьправилабезопасноготрудапри
проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
11

а)самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельностиижизненныхситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетомимеющихсяресурсов,собственныхвозможностей
ипредпочтений;
- даватьоценкуновымситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудициивразныхобластяхзнаний,постоянноповышать
свойобразовательныйикультурныйуровень;
б)самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верногорешения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по ихснижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлениикоммуникации,способностьксочувствию
исопереживанию;
социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности исамоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектнойисоциальнойдеятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
-пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойи
-

OK 04. Эффективно
взаимодействоватьиработатьв
коллективе икоманде

измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических знаний
-овладеть(сформироватьпредставления)правилами
записи физических формул рельефно-точечной
системы обозначений Л. Брайля (для слепых и
слабовидящихобучающихся).

-овладетьумениямиработатьвгруппесвыполнением
различных социальных ролей, планировать работу
группы, рационально распределять деятельность в
нестандартныхситуациях,адекватнооцениватьвклад
каждого из участников группы в решение
рассматриваемойпроблемы.

12

индивидуальной работы;
- принимать
цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместнойработы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, бытьинициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г)принятиесебяидругихлюдей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатовдеятельности;
- признаватьсвоеправоиправодругихлюдейнаошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
OK 05. Осуществлять устную и В области эстетического воспитания:
письменнуюкоммуникациюна
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
государственном языке
научноготворчества,присущегофизическойнауке;
РоссийскойФедерациисучетом
- способность воспринимать различные виды искусства,
особенностей социального и
традицииитворчествосвоегоидругихнародов,ощущать
культурногоконтекста
эмоциональное воздействиеискусства;
- убежденностьвзначимостидляличностииобщества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурныхтрадицийинародноготворчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а)общение:
- осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций исмягчать

-уметьраспознаватьфизическиеявления(процессы)
и объяснять их на основе изученных законов:
равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, движениепо
окружности, инерция, взаимодействие тел,
колебательное движение, резонанс, волновое
движение; диффузия, броуновское движение,
строениежидкостейитвердыхтел,изменениеобъема
тел при нагревании (охлаждении), тепловое
равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь
среднейкинетическойэнергиитепловогодвижения
молекул с абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в закрытомсосуде,
связь между параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация тел, взаимодействие
зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная
13

конфликты;
-развернутоилогичноизлагатьсвоюточкузренияс
использованием языковыхсредств.

ОК07.Содействоватьсохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

ПК.3..

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,понимание
влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобальногохарактераэкологическихпроблем;
- планированиеиосуществлениедействийвокружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленностинаосновезнанийпофизике.

индукция,действиемагнитногополянапроводникс
током и движущийся заряд, электромагнитные
колебания и волны, прямолинейноераспространение
света, отражение, преломление, интерференция,
дифракция и поляризация света, дисперсиясвета;
фотоэлектрический эффект, световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома водорода,
естественнаяиискусственнаярадиоактивность.
-сформироватьуменияприменятьполученныезнания
для объяснения условий протекания физических
явлений в природе и для принятияпрактических
решений в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовымиприборами
итехническимиустройствами,сохраненияздоровьяи
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий для
рациональногоприродопользования.

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК),
соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля:
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.

14

Личностные результаты реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

ЛР 6

ЛР 10

2. Структураисодержаниеобщеобразовательнойдисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной
работы
Объем образовательной программы дисциплины
1. Основное содержание

Объем в
часах
144
90

Вт.ч.:

теоретическое обучение

70

лабораторные занятия

8

контрольные работы

12

2. Профессионально-ориентированное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

лабораторные занятия

18

Промежуточная аттестация зачет и (экзамен)

семестры
1
2
3
4
34 53 57
З
Э

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Физика и методы
научного познания

Тема 1.1
Основы кинематики

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
индивидуальный проект (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала:
Физика—фундаментальнаянаукаоприроде.Естественно-научныйметодпознания,его
возможностииграницыприменимости.Экспериментитеориявпроцессепознания
природы.Моделированиефизическихявленийипроцессов.Рольэкспериментаитеории в
процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы.Границы
применимостифизическихзаконовитеорий.Принципсоответствия.Понятиео
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.Значение
физикиприосвоениипрофессийиспециальностейСПО4.
Раздел 1. Механика
Содержание учебного материала:
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность
механическогодвижения.Системаотсчета.ПринципотносительностиГалилея.Способы
описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное
движение.Скорость.Мгновеннаяи средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4
ОК03
ОК05
ЛР.6, ЛР.10

Объем
часов
3
2

14(4/-)
4

5

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК6 1.1.
Пк.1.3,ПК.1.4
ЛР.6, ЛР.10

движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного
падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость.
Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела.
Тема 1.2
Содержание учебного материала:
4
Основы динамики
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе.
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическаяскорость.ДвижениепланетималыхтелСолнечнойсистемы.Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
Тема 1.3
Содержание учебного материала:
4
4
Профессионально ориентированные элементы содержания выделены курсивом
5
Вскобкахуказаноколичествочасов,выделенныхнареализациюпрофессиональноориентированногосодержания(теоретическиезанятия/лабораторныеработы) 6

Отражается ПК, элемент которой формируется прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой
профессии/специальностиСПО

15

Законы сохранения в
механике

Тема 2.1
Основымолекулярно
-кинетическойтеории

Тема 2.2
Основытермодинамики

Тема 2.3
Агрегатные состояния
вещества и фазовые
переходы

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивноедвижение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силыупругости.
Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований,границыприменимостиклассическоймеханики.
Решение задач с профессиональной направленностью
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Содержание учебного материала:
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
атомов.Броуновскоедвижение.Силыиэнергиямежмолекулярноговзаимодействия.
Строениегазообразных,жидкихитвердыхтел.Идеальныйгаз.Давлениегаза.Основное
уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение.
Термодинамическаяшкалатемпературы.Абсолютныйнультемпературы.Температура
звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состоянияидеального
газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №1. Изучение одного из изопроцессов.
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота
как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.Количество
теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный
процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины.
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильныемашины. Охрана
природы.
Содержание учебного материала:
Испарениеиконденсация.Насыщенныйпариегосвойства.Абсолютнаяи
относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка
росы.Кипение.Зависимостьтемпературыкипенияотдавления.Критическоесостояние
вещества.Характеристикажидкогосостояниявещества.Поверхностныйслойжидкости.
Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение.
Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Характеристикатвердогосостояниявещества.Кристаллическиеиаморфныетела.

2
26 (10/2)
6

ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ПК.1.1
ЛР.6, ЛР.10

2
6

6

16

Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел.
Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел ижидкостей.
Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет
расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления.Кристаллизация.
Практическоеприменениевповседневнойжизнифизическихзнанийосвойствахгазов,
жидкостей и твердыхтел.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха.
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
Тема 3.1
Электрическое поле
Электрическиезаряды.Элементарныйэлектрическийзаряд.Законсохранениязаряда.
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическомполе.
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил
электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между
напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость.
Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов вбатарею. Энергия
заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применениеконденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №3. Определение электрической емкости конденсаторов
Содержание учебного материала:
Тема 3.2
Законы постоянного Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила
тока
тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического
сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника.
Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость.
Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—
Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников.
ЗаконыКирхгофадляузла.Соединениеисточниковэлектрическойэнергиивбатарею.

2
2
2
48 (12/12)
6

ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ПК1.2
ЛР.6, ЛР.10

2

2
6

17

Тема 3.3
Электрический ток
вразличных средах

Тема 3.4
Магнитное поле

Тема 3.5
Электромагнитная
индукция

Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №4 Определение термического коэффициента сопротивления
меди.
Лабораторная работа №5 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Лабораторная работа №6 Изучение законов последовательного и параллельного
соединений проводников.
Лабораторная работа №7 Исследование зависимости мощности лампы накаливания от
напряжения на еёзажимах.
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Содержание учебного материала:
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников.
Полупроводниковые приборы.
Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению
проводникастокомвмагнитномполе.Действиемагнитногополянадвижущийсязаряд.
Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные
свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на
Землю. Магнитныебури.
Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Законэлектромагнитной
индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №8 Изучение явления электромагнитной индукции

2
2
2
2
2
2
4

4

2
4

2
2
18

Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Тема 4.1
Механические
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
колебания и волны
колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные
затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечныеипродольныеволны.Характеристикиволны.Звуковыеволны.Ультразвуки
егоприменение
Содержание учебного материала:
Тема 4.2
Электромагнитные
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
колебания и волны контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное
сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для
электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс
в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и
распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый видматерии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца.
Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятиео
радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №9 Изучение работы трансформатора
Контрольная работа № 4 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Тема 5.1
Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличениелинзы.Глазкакоптическаясистема.Оптическиеприборы.Телескопы.Сила
света.Освещённость.Законыосвещенности.

2
16 (4/2)
4

6

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК.1,4,
ПК.1.2
ЛР.6, ЛР.10

2
2
2
20 (4/2)
4

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ПК1.2
ЛР.6, ЛР.10
19

Решение задач с профессиональной направленностью
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №10 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:
Тема 5.2
Волновые свойства Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
света
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракциясвета.Дифракциянащеливпараллельныхлучах.Дифракционнаярешетка.
Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление.
Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания.
Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд.
Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи.Их
природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Лабораторные занятия:
Лабораторнаяработа№11Определениедлинысветовойволныспомощью
дифракционнойрешетки.
Лабораторная работа №12 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Контрольная работа № 5 «Оптика»
Содержание учебного материала:
Тема 5.3
Специальная теория Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
относительности
Инвариантностьмодуляскоростисветаввакууме.Энергияпокоя.Связьмассыиэнергии
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Содержание учебного материала:
Тема 6.1
Квантовая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение
неопределенностейГейзенберга.Давлениесвета.Химическоедействиесвета.Опыты
П.Н.ЛебедеваиН.И.Вавилова.Фотоэффект.УравнениеЭйнштейнадляфотоэффекта.
Внешнийфотоэлектрическийэффект.Внутреннийфотоэффект.Типыфотоэлементов.
Применениефотоэффекта
Содержание учебного материала:
Тема 6.2
Физика атомаи
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра.
атомногоядра
Закономерностиватомныхспектрахводорода.Ядернаямодельатома.Опыты
Э.Резерфорда.МодельатомаводородапоН.Бору.КвантовыепостулатыБора.Лазеры.

2
2
4

2
2
2
2
12 (2/-)
4

ОК01
ОК02
ОК04
ОК05
ОК07
ПК1,2
ЛР.6, ЛР.10

6

20

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения.
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова –
Черенкова.Строениеатомногоядра.Дефектмассы,энергиясвязииустойчивость
атомныхядер.Ядерныереакции.Ядернаяэнергетика.Энергетическийвыходядерных
реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез.
Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение.Биологическое
действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Контрольная работа № 6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Строение Солнечной
Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной системы.
системы
СистемаЗемля—Луна.Солнце.Солнечнаяактивность.ИсточникэнергииСолнцаизвёзд.
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Эволюция Вселенной Звёзды,ихосновныехарактеристики.Современныепредставленияопроисхождениии
эволюцииСолнцаизвёзд.Этапыжизнизвёзд.МлечныйПуть—нашаГалактика.Типы
галактик.Радиогалактикииквазары.Вселенная.РасширениеВселенной.ЗаконХаббла.
Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №13. Изучение карты звездного неба.
Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:

2
6
2
2

ОК01
ОК02
ОК03
ОК04
ОК05
ОК07
ЛР.6,
ЛР.10

2
144

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных,
практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
*Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе
Прикладной модуль

21

3.

Условияреализациипрограммыобщеобразовательнойд
исциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализацияпрограммыдисциплинытребуетналичияучебногокабинета
физики.
Оборудование учебного кабинета:
1.
Цифроваялабораторияпофизикедляучителя;
2.
Цифроваялабораторияпофизикедляученика;
3.
Весытехническиесразновесами;
4.
Комплектдлялабораторногопрактикумапооптике;
5.
Комплектдлялабораторногопрактикумапомеханике;
6.
Комплект для лабораторного практикума по
молекулярнойфизикеитермодинамики;
7.
Комплект для лабораторного практикума по
электричеству (сгенератором);
8.
Комплект для изучения возобновляемых источников
энергии (солнечной, ветровой энергии, био-, механической и
термоэлектрическойэнергетики);
9.
Амперметрлабораторный;
10. Вольтметрлабораторный;
11. Колориметрснаборомкалориметрическихтел;
12. Термометрлабораторный;
13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и
возобновляемых источниковэнергии;
14. Барометр-анероид;
15. Блок питаниярегулируемый;
16. Веб-камеранаподвижномштативе;
17. Видеокамерадляработысоптическимиприборами;
18. Генераторзвуковой;
19. Гигрометр(психрометр);
20. Грузнаборный;
21. Динамометрдемонстрационный;
22. Комплект
посуды
демонстрационной
с
принадлежностями;
23. Манометр жидкостнойдемонстрационный;
24. Метрдемонстрационный;
25. Микроскопдемонстрационный;
26. Насос вакуумныйКомовского;
27. Столикподъемный;
28. Штатив демонстрационныйфизический;
29. Электроплитка;
30. Набордемонстрационныйпомеханическимявлениям;

22

31. Набордемонстрационныйподинамикевращательного
движения;
32. Набор
демонстрационный
по
механическим
колебаниям;
33. Набордемонстрационныйволновыхявлений;
34. ВедеркоАрхимеда;
35. МаятникМаксвелла;
36. Набор тел равногообъема;
37. Набор тел равноймассы;
38. Прибордлядемонстрацииатмосферногодавления;
39. Призма, наклоняющаяся сотвесом;
40. Рычагдемонстрационный;
41. Сосудысообщающиеся;
42. Стакан отливнойдемонстрационный;
43. ТрубкаНьютона;
44. ШарПаскаля;
45. Набор демонстрационный по молекулярной физике и
тепловымявлениям;
46. Набордемонстрационныйпогазовымзаконам;
47. Наборкапилляров;
48. Трубкадлядемонстрацииконвекциивжидкости;
49. Цилиндрысвинцовыесостругом;
50. Шар скольцом;
51. Высоковольтныйисточник;
52. ГенераторВан-де-Граафа;
53. Дозиметр;
54. Камертонынарезонансныхящиках;
55. Комплект приборов и принадлежностей для
демонстрациисвойствэлектромагнитныхволн;
56. Комплект приборов для изучения принципов
радиоприема ирадиопередачи;
57. Комплектпроводов;
58. Магнитдугообразный;
59. Магнит полосовойдемонстрационный;
60. Машинаэлектрофорная;
61. Маятникэлектростатический;
62. НаборпоизучениюмагнитногополяЗемли;
63. Набор демонстрационный по магнитному полю
кольцевыхтоков;
64. Набордемонстрационныйпополупроводникам;
65. Набордемонстрационныйпопостоянномутоку;
66. Набордемонстрационныйпоэлектрическомутокув
вакууме;
67. Набордемонстрационныйпоэлектродинамике;
23

68. Набордлядемонстрациимагнитныхполей;
69. Набордлядемонстрацииэлектрическихполей;
70. Трансформаторучебный;
71. Палочка стеклянная;
72. Палочкаэбонитовая;
73. ПриборЛенца;
74. Стрелкимагнитныенаштативах;
75. Султанэлектростатический;
76. Штативыизолирующие;
77. Электромагнитразборный;
78. Набордемонстрационныйпогеометрическойоптике;
79. Набордемонстрационныйповолновойоптике;
80. Спектроскопдвухтрубный;
81. Наборспектральныхтрубоксисточникомпитания;
82. Установкадляизученияфотоэффекта;
83. НабордемонстрационныйпопостояннойПланка;
84. Комплект наглядных пособий для постоянного
использования;
85. Комплектпортретовдляоформлениякабинета;
86. Комплектдемонстрационныхучебныхтаблиц.
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых
случаях могут проводиться в имеющихся в образовательной
организациимастерских или лабораториях.
Информационное обеспечениеобучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационныересурсы,рекомендованныедляиспользованиявобразовательном
процессе,нестаршепятилетсмоментаиздания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.

24

4. Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины

Контрольиоценкараскрываютсячерезусвоенныезнанияиприобретенные
обучающимися умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с
предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения
преподавательвыбираетформыиметодысучетомпрофессионализацииобучения
по программедисциплины.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельностиприменительнок
различнымконтекстам

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

Раздел/Тема
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел3.Темы3.1.,3.2.,3.3.,3.4.,
3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.

Тип оценочных
мероприятий
- устныйопрос;
- фронтальныйопрос;
- оценка контрольных
работ;
- наблюдениезаходом
выполнения
лабораторныхработ;
- оценка выполнения
лабораторных работ;
- оценка практических
работ (решения
качественных, расчетных,
профессионально
ориентированныхзадач);
- оценкатестовых
заданий;
- наблюдение за ходом
выполнения
индивидуальных
проектов и оценка
выполненных проектов;
- оценка выполнения
домашних
самостоятельных работ;
- наблюдение иоценка
решениякейс-задач;
- наблюдение иоценка
деловойигры;
- экзамен

25

ОК05.Осуществлятьустнуюи
письменную коммуникациюна
государственном языке
Российской Федерации с
учетомособенностей
социального и культурного
контекста

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел4.Темы4.1.,4.2.
Раздел6.Темы6.1.,6.2.
Раздел7.Темы7.1.,7.2.

ПК13…

26

13

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».