РП_ОП.02_Электротехника и электроника_23.01.17

Приложение 3.13
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
От 29.08.2025 г. № 141 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ЛМСЦМПЛИНЫ
ОП 02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

г. Азов
2025г.

РАССМОТРЕНА
на заседании предметно цикловой
комиссии общепрофессионального
и профессионального циклов
Протокол № 1 от 29_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________Коростелева Н.Ю

УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УПР
__________ Агарков И.А.
« 29 » августа _ 2025_г.

Рабочая программа. ОП.02 Электротехника и электроника разработана на

основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и

обслуживанию автомобилей утв. приказом Министерства образования и науки

РФ от 9 декабря 2016 г. N 1581)С изменениями и дополнениями от:17 декабря

2020 г., 1 сентября 2022 г, 3 июля 2024 г№464., и от 16 августа 2024г. № 580 и

технологического профиля профессионального образования

Организация – разработчик: ГБПОУ РО «АККАТТ»

Брехунцов Ю.Н – мастер производственного обучении
ГБПОУ РО «АККАТТ»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

11
13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии ФГОС СПО по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
и профессиональных компетенций: ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04; ПК 1.1 - 1.2,
ПК 2.1 - 2.3
1.2.

Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

ОК 04.
ОК 09.

Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по правовой и
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках

1.3 Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
ВД 1
Выполнение регламентных работ по поддержанию
автотранспортных средств в исправном состоянии
ПК 1.1.
Проводить предпродажную подготовку автотранспортных
средств в процессе оказания услуг по продаже
автотранспортных средств потребителям
ПК 1.2.
Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных
средств
Код
ВД 2
ПК 2.1.

Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
Ремонт механических систем и установка дополнительного
оборудования на автотранспортные средства
Выполнять монтажные, демонтажные, регулировочные и
4

диагностические работы механических компонентов
автотранспортных средств.
ПК 2.2. Выполнять ремонт узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств.
ПК 2.3. Выполнять установку дополнительного оборудования на
автотранспортные средства.
1.4. Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1.2 –
ПК 1.1
ПК 2.1. ПК 2.3

Умения

Знания

-пользоваться
электроизмерительными
приборами;
-производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля;
-производить подбор
элементов электрических
цепей и электронных схем

- методы расчета и измерения
основных параметров
электрических, магнитных и
электронных цепей;
- компоненты автомобильных
электронных устройств;
- методы электрических
измерений;
-устройства и принципы
действия электрических машин

Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части
формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к
ценностям семьи.
Личностные результаты реализации программы
воспитания (дескрипторы)

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние
ЛР 14
природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса
5

Демонстрирующий
социально
и
профессионально
значимые
качества
личности:
трудолюбие,
ответственность, стрессоустойчивость, внимание к
деталям.

ЛР 24

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы учебной
дисциплины
в том числе:

Объем часов
40

теоретическое обучение

20

практические занятия

10

Промежуточная аттестация

**

лабораторные занятия

6

Самостоятельная работа

4

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1
Тема 1.
Электробезопаснос
ть

Тема 2.
Электрические
цепи постоянного
тока

Объем,
Коды
акад. ч / в
компетенций,
том числе в
формированию
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
форме
которых
обучающихся
практическ
способствует
ой
элемент
подготовки,
программы
акад ч
2
3
4
Содержание учебного материала
ОК01-ОК04
4
1.Действие электрического тока на организм,основные
причины
ПК 1.2 – ПК 1.1
поражения электрическим током, назначение и роль защитного
ПК 2.1. -ПК 2.3
заземления
ЛР.14, ДР 24
В том числе практических занятий
2
Практическое занятие 1. Выбор способов заземления и зануления
2
электроустановок
Содержание учебного материала
1.Условные обозначения, применяемые в электрических схемах;
определения электрической цепи, участков и элементов цепи, ЭДС,
напряжения, электрического сопротивления, проводимости.
8
ОК01-ОК04
2.Сила электрического тока, направление, едини
ПК 1.2 – ПК 1.1
цы измерения. Закон Ома для участка и полной цепи, формулы,
ПК 2.1. -ПК 2.3
формулировки. Законы Кирхгофа.
ЛР14, ЛР 24
В том числе практических занятий
4
Практическое занятие 2 Решение задач с использованием закона Ома
2
2
Практическое занятия 3 Решение задач с использованием закона
7

Тема 3.
Магнитное поле

Кирхгофа
Содержание учебного материала
1.Магнитныематериалы. Применение ферромагнитных материалов.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагниты и их
применение.
2.Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.
Использование
закона
электромагнитной
индукции
явления
взаимоиндукции в электротехнических устройствах.

8

4

ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24

Содержание учебного материала
1.Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления
переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома для этих цепей. Резонанс
напряжений.
2.Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и
ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и
способы его повышения.
Тема 4.
В том числе лабораторных работ
Электрические
цепи переменного Лабораторное занятие 1. Исследование характеристик последовательного
соединения активного сопротивления, емкости и индуктивности
тока
Лабораторное занятие 2. Исследование характеристик параллельного
соединения катушки индуктивности и конденсатора
Содержание учебного материала
Классификация электроизмерительных приборов. Класс точности
электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока.
Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение
Тема 5.
электрического сопротивления постоянному току. Использование
Электроизмеритель
электрических методов для измерения неэлектрических величин при
ные
эксплуатации обслуживании автомобилей.
приборы
В том числе практических занятий
Практическое занятие 4. Решение задач по теме: «Определение точности
измерительных приборов» на основе теории определения точности
измерительных приборов.
Содержание учебного материала
7
Тема 6.
1.Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
Электротехнически Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы
е
трансформатора.
устройства
2.Коэффициент полезного действия трансформатора. Трансформаторы
9

8

4
2

ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24

2

4

2

ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24

2
2
1

ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24

сварочные, измерительные, автотрансформаторы.

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 3. Испытание электродвигателя постоянного тока с
параллельным возбуждением
Практическое занятие 5. Решение задач по теме: Трансформаторы.
Промежуточная аттестация за счет теоретических занятий ДЗ
Всего:
Самостоятельная работа
Составить схемы по теме Электрические цепи постоянного тока
Реферат по теме: «Электрические цепи трехфазного тока.
Преимущество трехфазных цепей по сравнению с однофазными».ы:
«Виды электрических соединений». «Электротехнические материалы
Всего

»

10

4
2
2
1
36
4
40

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
техническому обслуживанию автомобилей.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Электротехника и электроника Учебник (М.В. Немцов, М.Л. Немцова;
Академия, 2021– 480 с. – (для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования). - 978-5-0054-0006-2,978-5-44688452-0,978-5-4468-7295-4.
3.2.2. Основные электронные издания
Ситников, А. В. Основы электротехники: учебник / А.В. Ситников. —
Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2023. — 288 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-906923-14-1. - Текст: электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1959236 (дата обращения: 18.08.2023). –
Режим доступа: по подписке.
2.
Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника / В. А.
Скорняков, В. Я. Фролов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023.
— 176 с. — ISBN 978-5-507-45805-9. — Текс: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/284066
(дата обращения: 28.07.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.
Потапов, Л. А. Основы электротехники / Л. А. Потапов. — 3-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 376 с. — ISBN 978-5-507-45525-6. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/271310 (дата обращения: 28.07.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Иванов, И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для спо
/ И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-507-44715-2. — Текст:
1.

11

электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/254627 (дата обращения: 28.07.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
5.
Смирнов, Ю. А. Электронные и микропроцессорные системы
управления автомобилей: учебное пособие для спо / Ю. А. Смирнов, А. В.
Муханов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 620 с. — ISBN 978-5-8114-67136. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/151693 (дата обращения: 03.08.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
6.
Новиков, Ю. Н. Электрические цепи и сигналы. Базовые сведения,
расчетные задания / Ю. Н. Новиков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург:
Лань, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-507-46008-3. — Текст: электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/293003 (дата обращения: 03.08.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
БутыринП.А., ТолчеевО.В., ШакирзяновФ.Н. Электротехника:
Учебник-М.: Академия, 2017. – 272 с – (для студентов учреждений среднего
профессионального образования). - ISBN: 978-5-4468-5112-6, 978-5-76955530-5.
2.
С.Э. Демидов, О.Э Баксанский. Основы электротехники и
электроники; Учебное пособие для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования по непрофильным специальностям
(соответствует ФГОС) Учебник – М.: Издание ЛЕНАНД, 2018
3.
Электротехника и электроника: учебник / М.В. Гальперин. — 2-е изд.
— Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 480 с. — (Среднее
профессиональное образование). - Текст: электронный. - URL: Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/987378

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

знать:
-методы расчета и
измерения основных
параметров электрических,
магнитных и электронных
цепей;
компоненты автомобильных
электронных устройств;
- методы электрических
измерений;
-устройства и принципы
действия электрических
машин

Демонстрировать
Тестирование
знания основных
методов расчета и
измерения параметров
электрических,
магнитных и
электронных цепей;
номенклатуру
компонентов
автомобильных
электронных
устройств;
методов электрических
измерений;
устройства и
принципов действия
электрических
машин

уметь:
-пользоваться
электроизмерительными
приборами;
-производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля;
-производить подбор элементов
электрических цепей и
электронных схем

Производить измерения с
целью проверки состояния
электронных и
электрических элементов
автомобиля с применением
электроизмерительных
приборов;
осуществлять подбор
элементов электрических и
электронных схем в
соответствии с заданными
параметрами.

13

Методы оценки

Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практической работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».