Приложение 3.13
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
От 29.08.2025 г. № 141 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ЛМСЦМПЛИНЫ
ОП 02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
г. Азов
2025г.
РАССМОТРЕНА
на заседании предметно цикловой
комиссии общепрофессионального
и профессионального циклов
Протокол № 1 от 29_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________Коростелева Н.Ю
УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УПР
__________ Агарков И.А.
« 29 » августа _ 2025_г.
Рабочая программа. ОП.02 Электротехника и электроника разработана на
основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 9 декабря 2016 г. N 1581)С изменениями и дополнениями от:17 декабря
2020 г., 1 сентября 2022 г, 3 июля 2024 г№464., и от 16 августа 2024г. № 580 и
технологического профиля профессионального образования
Организация – разработчик: ГБПОУ РО «АККАТТ»
Брехунцов Ю.Н – мастер производственного обучении
ГБПОУ РО «АККАТТ»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
11
13
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии ФГОС СПО по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
и профессиональных компетенций: ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04; ПК 1.1 - 1.2,
ПК 2.1 - 2.3
1.2.
Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 09.
Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по правовой и
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках
1.3 Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
ВД 1
Выполнение регламентных работ по поддержанию
автотранспортных средств в исправном состоянии
ПК 1.1.
Проводить предпродажную подготовку автотранспортных
средств в процессе оказания услуг по продаже
автотранспортных средств потребителям
ПК 1.2.
Осуществлять техническое обслуживание автотранспортных
средств
Код
ВД 2
ПК 2.1.
Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
Ремонт механических систем и установка дополнительного
оборудования на автотранспортные средства
Выполнять монтажные, демонтажные, регулировочные и
4
диагностические работы механических компонентов
автотранспортных средств.
ПК 2.2. Выполнять ремонт узлов, агрегатов и механических систем
автотранспортных средств.
ПК 2.3. Выполнять установку дополнительного оборудования на
автотранспортные средства.
1.4. Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1.2 –
ПК 1.1
ПК 2.1. ПК 2.3
Умения
Знания
-пользоваться
электроизмерительными
приборами;
-производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля;
-производить подбор
элементов электрических
цепей и электронных схем
- методы расчета и измерения
основных параметров
электрических, магнитных и
электронных цепей;
- компоненты автомобильных
электронных устройств;
- методы электрических
измерений;
-устройства и принципы
действия электрических машин
Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части
формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к
ценностям семьи.
Личностные результаты реализации программы
воспитания (дескрипторы)
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние
ЛР 14
природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса
5
Демонстрирующий
социально
и
профессионально
значимые
качества
личности:
трудолюбие,
ответственность, стрессоустойчивость, внимание к
деталям.
ЛР 24
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
в том числе:
Объем часов
40
теоретическое обучение
20
практические занятия
10
Промежуточная аттестация
**
лабораторные занятия
6
Самостоятельная работа
4
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Электробезопаснос
ть
Тема 2.
Электрические
цепи постоянного
тока
Объем,
Коды
акад. ч / в
компетенций,
том числе в
формированию
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
форме
которых
обучающихся
практическ
способствует
ой
элемент
подготовки,
программы
акад ч
2
3
4
Содержание учебного материала
ОК01-ОК04
4
1.Действие электрического тока на организм,основные
причины
ПК 1.2 – ПК 1.1
поражения электрическим током, назначение и роль защитного
ПК 2.1. -ПК 2.3
заземления
ЛР.14, ДР 24
В том числе практических занятий
2
Практическое занятие 1. Выбор способов заземления и зануления
2
электроустановок
Содержание учебного материала
1.Условные обозначения, применяемые в электрических схемах;
определения электрической цепи, участков и элементов цепи, ЭДС,
напряжения, электрического сопротивления, проводимости.
8
ОК01-ОК04
2.Сила электрического тока, направление, едини
ПК 1.2 – ПК 1.1
цы измерения. Закон Ома для участка и полной цепи, формулы,
ПК 2.1. -ПК 2.3
формулировки. Законы Кирхгофа.
ЛР14, ЛР 24
В том числе практических занятий
4
Практическое занятие 2 Решение задач с использованием закона Ома
2
2
Практическое занятия 3 Решение задач с использованием закона
7
Тема 3.
Магнитное поле
Кирхгофа
Содержание учебного материала
1.Магнитныематериалы. Применение ферромагнитных материалов.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагниты и их
применение.
2.Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция.
Использование
закона
электромагнитной
индукции
явления
взаимоиндукции в электротехнических устройствах.
8
4
ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24
Содержание учебного материала
1.Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления
переменных ЭДС, напряжения и тока. Закон Ома для этих цепей. Резонанс
напряжений.
2.Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и
ёмкостным элементами. Резонанс токов. Коэффициент мощности и
способы его повышения.
Тема 4.
В том числе лабораторных работ
Электрические
цепи переменного Лабораторное занятие 1. Исследование характеристик последовательного
соединения активного сопротивления, емкости и индуктивности
тока
Лабораторное занятие 2. Исследование характеристик параллельного
соединения катушки индуктивности и конденсатора
Содержание учебного материала
Классификация электроизмерительных приборов. Класс точности
электроизмерительных приборов. Измерение напряжения и тока.
Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение
Тема 5.
электрического сопротивления постоянному току. Использование
Электроизмеритель
электрических методов для измерения неэлектрических величин при
ные
эксплуатации обслуживании автомобилей.
приборы
В том числе практических занятий
Практическое занятие 4. Решение задач по теме: «Определение точности
измерительных приборов» на основе теории определения точности
измерительных приборов.
Содержание учебного материала
7
Тема 6.
1.Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
Электротехнически Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы
е
трансформатора.
устройства
2.Коэффициент полезного действия трансформатора. Трансформаторы
9
8
4
2
ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24
2
4
2
ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24
2
2
1
ОК01-ОК04
ПК 1.2 – ПК 1.1
ПК 2.1. -ПК 2.3
ЛР14, ЛР 24
сварочные, измерительные, автотрансформаторы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 3. Испытание электродвигателя постоянного тока с
параллельным возбуждением
Практическое занятие 5. Решение задач по теме: Трансформаторы.
Промежуточная аттестация за счет теоретических занятий ДЗ
Всего:
Самостоятельная работа
Составить схемы по теме Электрические цепи постоянного тока
Реферат по теме: «Электрические цепи трехфазного тока.
Преимущество трехфазных цепей по сравнению с однофазными».ы:
«Виды электрических соединений». «Электротехнические материалы
Всего
»
10
4
2
2
1
36
4
40
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
техническому обслуживанию автомобилей.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Электротехника и электроника Учебник (М.В. Немцов, М.Л. Немцова;
Академия, 2021– 480 с. – (для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования). - 978-5-0054-0006-2,978-5-44688452-0,978-5-4468-7295-4.
3.2.2. Основные электронные издания
Ситников, А. В. Основы электротехники: учебник / А.В. Ситников. —
Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2023. — 288 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-906923-14-1. - Текст: электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1959236 (дата обращения: 18.08.2023). –
Режим доступа: по подписке.
2.
Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника / В. А.
Скорняков, В. Я. Фролов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023.
— 176 с. — ISBN 978-5-507-45805-9. — Текс: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/284066
(дата обращения: 28.07.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.
Потапов, Л. А. Основы электротехники / Л. А. Потапов. — 3-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 376 с. — ISBN 978-5-507-45525-6. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/271310 (дата обращения: 28.07.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Иванов, И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для спо
/ И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2022. — 736 с. — ISBN 978-5-507-44715-2. — Текст:
1.
11
электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/254627 (дата обращения: 28.07.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
5.
Смирнов, Ю. А. Электронные и микропроцессорные системы
управления автомобилей: учебное пособие для спо / Ю. А. Смирнов, А. В.
Муханов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 620 с. — ISBN 978-5-8114-67136. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/151693 (дата обращения: 03.08.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
6.
Новиков, Ю. Н. Электрические цепи и сигналы. Базовые сведения,
расчетные задания / Ю. Н. Новиков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург:
Лань, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-507-46008-3. — Текст: электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/293003 (дата обращения: 03.08.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
БутыринП.А., ТолчеевО.В., ШакирзяновФ.Н. Электротехника:
Учебник-М.: Академия, 2017. – 272 с – (для студентов учреждений среднего
профессионального образования). - ISBN: 978-5-4468-5112-6, 978-5-76955530-5.
2.
С.Э. Демидов, О.Э Баксанский. Основы электротехники и
электроники; Учебное пособие для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования по непрофильным специальностям
(соответствует ФГОС) Учебник – М.: Издание ЛЕНАНД, 2018
3.
Электротехника и электроника: учебник / М.В. Гальперин. — 2-е изд.
— Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 480 с. — (Среднее
профессиональное образование). - Текст: электронный. - URL: Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/987378
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знать:
-методы расчета и
измерения основных
параметров электрических,
магнитных и электронных
цепей;
компоненты автомобильных
электронных устройств;
- методы электрических
измерений;
-устройства и принципы
действия электрических
машин
Демонстрировать
Тестирование
знания основных
методов расчета и
измерения параметров
электрических,
магнитных и
электронных цепей;
номенклатуру
компонентов
автомобильных
электронных
устройств;
методов электрических
измерений;
устройства и
принципов действия
электрических
машин
уметь:
-пользоваться
электроизмерительными
приборами;
-производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля;
-производить подбор элементов
электрических цепей и
электронных схем
Производить измерения с
целью проверки состояния
электронных и
электрических элементов
автомобиля с применением
электроизмерительных
приборов;
осуществлять подбор
элементов электрических и
электронных схем в
соответствии с заданными
параметрами.
13
Методы оценки
Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практической работы