Приложение 3.13
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
От 29.08.2025 г. № 141 - ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01
Материаловедение
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей
г. Азов
2025г.
1
РАССМОТРЕНА
на заседании предметно цикловой
комиссии общепрофессионального
и профессионального циклов
Протокол № 1 от 29_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________Коростелева Н.Ю
УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УПР
__________ Агарков И.А.
« 29 » августа _ 2025_г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Материаловедение
разработана на основе: Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17
Мастер
по
ремонту
и
обслуживанию
автомобилей
утв.
приказом
Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1581)С
изменениями и дополнениями от: 17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г., 3
июля 2024 г. и технологического профиля профессионального образования
Организация – разработчик: ГБПОУ РО «АККАТТ»
Разработчик: –
Пешков А.Н преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ РО «АККАТТ»
2
СОДЕРЖАНИЕ
№№
п/п
1
2
3
4
Наименование
Страницы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
8
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
14
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является
обязательной частью общепрофессионального цикла программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии в соответствии с
ФГОС по профессии СПО:23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей, входящей в укрепленную группу специальностей 23.00.00
техника и технология наземного транспорта.
Учебная дисциплина «Материаловедения» наряду с учебными дисциплинами
общепрофессионального
цикла обеспечивают формирование общих и
профессиональных
компетенций
для
дальнейшего
освоения
профессиональных модулей.
1.2. Цель и панируемые результаты учебной дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся
должны
формироваться общие компетенции (ОК)
включающиеся в себя
способность;
Код
Наименование общих компетенций
ОК 1
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 3
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 4
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5
. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
ОК 6
Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 7
. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
4
ОК 8
. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности
и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 9
. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться профессиональные компетенции (ПК) включающие в
себя способность:
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
ПК 2.1 ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
двигателей.
ПК 2.2 ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических
и электронных систем автомобилей.
ПК 2.3 ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4 ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части
и механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5 ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных кузовов.
ПК 3.1 ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2 ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов
электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных
трансмиссий.
ПК 3.4. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
КОД
Уметь
Знать
ОК. ПК
ОК. 01-09
У.1 Использовать
З.1.Основные
свойства
,
ПК 2.1.
эксплуатационные
классификацию, характеристики
ПК.3.1материалы в
применяемых
в
ПК3,5
профессиональной
профессиональной деятельности
деятельности;
материалов;
У.2 Определять основные З.2. Физические и химические
свойства материалов по свойства горючих и смазочных
маркам;
материалов
У.3 Выбирать материалы З.3.
Области
применения
на основе анализа их материалов;
5
свойств для конкретного
применения
З.4.
Характеристики
лакокрасочных
покрытий
автомобильных кузовов
З.5.Требования
к
состоянию
лакокрасочных покрытий
В результате освоения учебной дисциплины формируются личностные
результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности:
ЛР.14 Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности
ЛР 24 Демонстрирующий социально и профессионально значимые качества
личности: трудолюбие, ответственность, стрессоустойчивость, внимание к
деталям.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часа;
в том числе:
Теории -12,
лабораторные работы -20 часов
самостоятельная рабрта -4
6
2. ТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теории
лабораторные работы
36
32
12
20
контрольные работы
самостоятельная работа
контрольные работы и дифференцированный зачет проводятся
за счет часов теории
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета в первом семестр 6
семестре
7
2
4
1
семестры
1 2 3 4
36 - - -
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Наименование
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
разделов и тем
2
1
Раздел1.
Металловедение
Тема 1.1 Основные
свойства и
классификация
металлов
Тема 1.2.
Технологические
свойства металлов
Тема 1.3Связь между
структурой и
свойствами металлов
и сплавов
Тема 1.4.
Классификация и
свойства чугунов
Тема 1.5
Классификация и
Объе
м
часов
3
19
час.
Основные свойства и классификация металлов. Физические, химические,
механические
1
Технологические свойства металлов прочность, упругость, ковкость,
пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог
хладноломкости и др
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов
1
Классификация и свойства чугунов
Лабораторная работа. № 4 Определение свойств серого чугуна его
маркировка
1
1
Лабораторная работа. № 1 Испытание материалов на растяжение
Лабораторная работа. № 2 Испытание материалов на твердость
Лабораторная работа. № 3 Определение усталостного разрушения
металлов
Классификация и свойства сталей
Лабораторная работа. № 5 Определение свойствств углеродистых
8
1
1
1
1
1
1
Коды
компетенций
формирование
которых
4
способствует
элемент
программы
ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК3.4
ЛР.14,
ЛР.24
свойства сталей
Тема 1.6
Производство сталей
цветных металлов
сталей
Производство сталей цветных металлов
1
Тема 1.7. Влияние
нагрева на структуру
и свойства стали
Лабораторная работа.№ 7 Определение свойств сплавов алюминия
Влияние нагрева на структуру и свойства стали
1
Лабораторнаяработа.№ 6 Определение свойств сплавов меди
1
Лабораторная работа. № 8 Ознакомление с принципами закалки стали
Лабораторная работа. № 9 Ознакомление с принципами отпуска стали
Лабораторная работа. № 10 Ознакомление с изменением свойств
металлов при деформации
Лабораторная работа. № 11 Определение скосив сплавов алюминия,
маркировка и применение
1
1
1
1
1
Контрольная работа по разделу е «Металловедение
Самостоятельная работа
1. Технологические свойства металлов и сплавов
Раздел 2
Неметаллические
материалы
Тема 2.1.
Пластические массы,
их структура и
свойства
1
2. Основные материалы для сельскохозяйственной техники.
3. Оглвные марки чугунов и сталей для сельскохозяйственной техники
Пластические массы, их структура и свойства Композиционные
материалы. Строение и назначение композиционных материалов
Лабораторная работа. № 12 Ознакомление со структурой
свойствами полимеров
Лабораторная работа. № 13 Ознакомление со свойствами
композиционных материалов
9
3
13
1
и
1
1
Тема 2.2. Строение и
состав органических
и неорганических
стекол
Тема 2.3. Смазочные
материалы, топливо
и специальные
жидкости,
Абразивные
материалы
Лабораторная работа. № 14 Определение структуры дисперсноупрощенного композиционного материала
Лабораторная работа. № 15 Определение свойств волокнистых
композитов
Строение и состав органических и неорганических стеколСтроение и
назначение стекла и керамических материалов. Технологические
характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства
Лабораторная работа. № 16 Определение оптических свойств
стекол
1
Лабораторная работа. № 17
материалов
1
1
1
Смазочные
материалы
и их характеристикиСмазочные
и
антикоррозионные
материалы.
Специальные
жидкости.
Их
назначение.
Особенности
применения..
Топливо,
виды
и
классификация. Специальные жидкости . их назначение и применение
Абразивные материалы их свойства и применение. Общие сведения.
Абразивный инструмент
1
смазочных
1
Лабораторная работа. № 18 Определение энергетических свойств
топлива
1
Лабораторная работа
шлифовальных кругов
1
Определение свойств
Лабораторная работа. № 19 определение свойств охлаждающих
жидкостей
№
20
Самостоятельная работа.
Определение
видов
связок
1. .Строение пластических масс, полимерных и композиционных материалов
10
1
1
1
. Дифференцированный зачет
Всего 32+4
11
36
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
специальные помещения.
Учебный кабинет материаловедения.
Оборудование учебного кабинета материаловедения:
посадочные места во количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов.
твердомеры;
микроскопы металлографические;
и техническими средствами обучения
- программное обеспечение общего и профессионального
назначения, комплект учебно-технической документации
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и / или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе. издания
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1.
Солнцев Ю.П. Материаловедение: учебник для вузовСПб,:ХИМИЗДАТ 2018г. –288 с.
2.
Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов; учебникМ.: Инфра.-М, 2018,-624с.
3.
Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы:
учебное пособие . Лабораторный практикум В.А.Стуканв-М. ФОРУС-ИНФРАМ 2018 г. 208 с.
Дополнительные источники:
4.
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка):
Учеб.
пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное
профессиональное образование.
5.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные
материалы
и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
12
f
Электронные издания ( электронные ресурсы
https://multiurok.ru/files/kurs-lektsii-po-materialovedeniiu.html
https://narfu.ru/iet/divisions/ktkmim/literature/materialovedenie_kurs_lektsiy_.pd
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы контроля
Знать
ОК.01-ОК.09. ПК 2.1.ПК.3.1-ПК3,5
Основные свойства ,
Определение
Оценка результатов
классификацию,
основных свойств тестирования;
характеристики применяемых и характеристик
Оценка защиты
в профессиональной
эксплуатационных лабораторных работ;
деятельности материалов;
материалов
Оценка за
применяемых в
подготовленные
Физические и
химические свойства горючих профессиональной сообщения в рамках
деятельности;
внеаудиторной
и смазочных материалов
Определение самостоятельной работы
Области применения
физических и
материалов;
химических свойств
Характеристики
эксплуатационных
лакокрасочных покрытий
материалов и
автомобильных кузовов
Требования к состоянию применение их по
назначению;
лакокрасочных покрытий
Знание
основных
характеристик и
требований к
лакокрасочным
покрытиям
автомобильных
кузовов
Уметь. ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.ПК.3.1-3.5
Использовать
Использовани
Экспертная оценка
эксплуатационные материалы е эксплуатационных результатов деятельности
в профессиональной
материалов в
студентов при выполнении
деятельности;
соответствии с
и защите лабораторных
поставленной
занятий
Определять основные
задачей и
свойства материалов по
основными
маркам;
Выбирать материалы на свойствами
основе анализа их свойств для
14
конкретного применения
15