РП_ОП.01 _Материаловедение_23.01.17

Приложение 3.13
к ПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
От 29.08.2025 г. № 141 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01
Материаловедение
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей

г. Азов
2025г.
1

РАССМОТРЕНА
на заседании предметно цикловой
комиссии общепрофессионального
и профессионального циклов
Протокол № 1 от 29_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________Коростелева Н.Ю

УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УПР
__________ Агарков И.А.
« 29 » августа _ 2025_г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Материаловедение

разработана на основе: Федерального государственного образовательного

стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17
Мастер

по

ремонту

и

обслуживанию

автомобилей

утв.

приказом

Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1581)С

изменениями и дополнениями от: 17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г., 3
июля 2024 г. и технологического профиля профессионального образования

Организация – разработчик: ГБПОУ РО «АККАТТ»

Разработчик: –
Пешков А.Н преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ РО «АККАТТ»

2

СОДЕРЖАНИЕ

№№
п/п
1
2
3
4

Наименование

Страницы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

8

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

14

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является
обязательной частью общепрофессионального цикла программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии в соответствии с
ФГОС по профессии СПО:23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей, входящей в укрепленную группу специальностей 23.00.00
техника и технология наземного транспорта.
Учебная дисциплина «Материаловедения» наряду с учебными дисциплинами
общепрофессионального
цикла обеспечивают формирование общих и
профессиональных
компетенций
для
дальнейшего
освоения
профессиональных модулей.
1.2. Цель и панируемые результаты учебной дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся
должны
формироваться общие компетенции (ОК)
включающиеся в себя
способность;
Код
Наименование общих компетенций
ОК 1
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 3
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 4
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
ОК 5
. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
ОК 6
Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 7
. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
4

ОК 8

. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности
и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 9
. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться профессиональные компетенции (ПК) включающие в
себя способность:
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
ПК 2.1 ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
двигателей.
ПК 2.2 ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических
и электронных систем автомобилей.
ПК 2.3 ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4 ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части
и механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5 ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных кузовов.
ПК 3.1 ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2 ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов
электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных
трансмиссий.
ПК 3.4. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
КОД
Уметь
Знать
ОК. ПК
ОК. 01-09
У.1 Использовать
З.1.Основные
свойства
,
ПК 2.1.
эксплуатационные
классификацию, характеристики
ПК.3.1материалы в
применяемых
в
ПК3,5
профессиональной
профессиональной деятельности
деятельности;
материалов;
У.2 Определять основные З.2. Физические и химические
свойства материалов по свойства горючих и смазочных
маркам;
материалов
У.3 Выбирать материалы З.3.
Области
применения
на основе анализа их материалов;
5

свойств для конкретного
применения

З.4.
Характеристики
лакокрасочных
покрытий
автомобильных кузовов
З.5.Требования
к
состоянию
лакокрасочных покрытий

В результате освоения учебной дисциплины формируются личностные
результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности:
ЛР.14 Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности
ЛР 24 Демонстрирующий социально и профессионально значимые качества
личности: трудолюбие, ответственность, стрессоустойчивость, внимание к
деталям.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часа;
в том числе:
Теории -12,
лабораторные работы -20 часов
самостоятельная рабрта -4

6

2. ТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

теории

лабораторные работы

36
32

12
20

контрольные работы

самостоятельная работа
контрольные работы и дифференцированный зачет проводятся
за счет часов теории
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета в первом семестр 6
семестре

7

2
4

1
семестры
1 2 3 4
36 - - -

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Наименование
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
разделов и тем
2

1

Раздел1.
Металловедение
Тема 1.1 Основные
свойства и
классификация
металлов
Тема 1.2.
Технологические
свойства металлов

Тема 1.3Связь между
структурой и
свойствами металлов
и сплавов
Тема 1.4.
Классификация и
свойства чугунов
Тема 1.5
Классификация и

Объе
м
часов
3
19
час.

Основные свойства и классификация металлов. Физические, химические,
механические

1

Технологические свойства металлов прочность, упругость, ковкость,
пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог
хладноломкости и др
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов

1

Классификация и свойства чугунов
Лабораторная работа. № 4 Определение свойств серого чугуна его
маркировка

1
1

Лабораторная работа. № 1 Испытание материалов на растяжение
Лабораторная работа. № 2 Испытание материалов на твердость
Лабораторная работа. № 3 Определение усталостного разрушения
металлов

Классификация и свойства сталей
Лабораторная работа. № 5 Определение свойствств углеродистых
8

1
1
1
1

1
1

Коды
компетенций
формирование
которых
4
способствует
элемент
программы
ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК3.4
ЛР.14,
ЛР.24

свойства сталей
Тема 1.6
Производство сталей
цветных металлов

сталей
Производство сталей цветных металлов

1

Тема 1.7. Влияние
нагрева на структуру
и свойства стали

Лабораторная работа.№ 7 Определение свойств сплавов алюминия
Влияние нагрева на структуру и свойства стали

1

Лабораторнаяработа.№ 6 Определение свойств сплавов меди

1

Лабораторная работа. № 8 Ознакомление с принципами закалки стали

Лабораторная работа. № 9 Ознакомление с принципами отпуска стали

Лабораторная работа. № 10 Ознакомление с изменением свойств
металлов при деформации

Лабораторная работа. № 11 Определение скосив сплавов алюминия,
маркировка и применение

1
1
1
1
1

Контрольная работа по разделу е «Металловедение
Самостоятельная работа
1. Технологические свойства металлов и сплавов
Раздел 2
Неметаллические
материалы
Тема 2.1.
Пластические массы,
их структура и
свойства

1

2. Основные материалы для сельскохозяйственной техники.
3. Оглвные марки чугунов и сталей для сельскохозяйственной техники

Пластические массы, их структура и свойства Композиционные
материалы. Строение и назначение композиционных материалов

Лабораторная работа. № 12 Ознакомление со структурой
свойствами полимеров
Лабораторная работа. № 13 Ознакомление со свойствами
композиционных материалов
9

3

13
1
и

1
1

Тема 2.2. Строение и
состав органических
и неорганических
стекол
Тема 2.3. Смазочные
материалы, топливо
и специальные
жидкости,
Абразивные
материалы

Лабораторная работа. № 14 Определение структуры дисперсноупрощенного композиционного материала
Лабораторная работа. № 15 Определение свойств волокнистых
композитов
Строение и состав органических и неорганических стеколСтроение и
назначение стекла и керамических материалов. Технологические
характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства
Лабораторная работа. № 16 Определение оптических свойств
стекол

1

Лабораторная работа. № 17
материалов

1
1
1

Смазочные
материалы
и их характеристикиСмазочные
и
антикоррозионные
материалы.
Специальные
жидкости.
Их
назначение.
Особенности
применения..
Топливо,
виды
и
классификация. Специальные жидкости . их назначение и применение
Абразивные материалы их свойства и применение. Общие сведения.
Абразивный инструмент

1

смазочных

1

Лабораторная работа. № 18 Определение энергетических свойств
топлива

1

Лабораторная работа
шлифовальных кругов

1

Определение свойств

Лабораторная работа. № 19 определение свойств охлаждающих
жидкостей
№

20

Самостоятельная работа.

Определение

видов

связок

1. .Строение пластических масс, полимерных и композиционных материалов
10

1

1

1

. Дифференцированный зачет
Всего 32+4

11

36

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
специальные помещения.
Учебный кабинет материаловедения.
Оборудование учебного кабинета материаловедения:
посадочные места во количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов.
твердомеры;
микроскопы металлографические;
и техническими средствами обучения
- программное обеспечение общего и профессионального
назначения, комплект учебно-технической документации
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и / или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе. издания
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1.
Солнцев Ю.П. Материаловедение: учебник для вузовСПб,:ХИМИЗДАТ 2018г. –288 с.
2.
Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов; учебникМ.: Инфра.-М, 2018,-624с.
3.
Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы:
учебное пособие . Лабораторный практикум В.А.Стуканв-М. ФОРУС-ИНФРАМ 2018 г. 208 с.
Дополнительные источники:
4.
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка):
Учеб.
пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное
профессиональное образование.
5.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные
материалы
и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
12

f

Электронные издания ( электронные ресурсы
https://multiurok.ru/files/kurs-lektsii-po-materialovedeniiu.html
https://narfu.ru/iet/divisions/ktkmim/literature/materialovedenie_kurs_lektsiy_.pd

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы контроля
Знать
ОК.01-ОК.09. ПК 2.1.ПК.3.1-ПК3,5
Основные свойства ,
Определение
Оценка результатов
классификацию,
основных свойств тестирования;
характеристики применяемых и характеристик
Оценка защиты
в профессиональной
эксплуатационных лабораторных работ;
деятельности материалов;
материалов
Оценка за
применяемых в
подготовленные
Физические и
химические свойства горючих профессиональной сообщения в рамках
деятельности;
внеаудиторной
и смазочных материалов
Определение самостоятельной работы
Области применения
физических и
материалов;
химических свойств
Характеристики
эксплуатационных
лакокрасочных покрытий
материалов и
автомобильных кузовов
Требования к состоянию применение их по
назначению;
лакокрасочных покрытий
Знание
основных
характеристик и
требований к
лакокрасочным
покрытиям
автомобильных
кузовов
Уметь. ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.ПК.3.1-3.5
Использовать
Использовани
Экспертная оценка
эксплуатационные материалы е эксплуатационных результатов деятельности
в профессиональной
материалов в
студентов при выполнении
деятельности;
соответствии с
и защите лабораторных
поставленной
занятий
Определять основные
задачей и
свойства материалов по
основными
маркам;
Выбирать материалы на свойствами
основе анализа их свойств для
14

конкретного применения

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».