РП_СГ.06_Основы финансовой грамотности_23.01.17

Приложение 3.7
к ПОП по профессии
23.01.27 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля

Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
от 29.08.2025 г. № 141 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

г. Азов
2025г.

РАССМОТРЕНО
Предметно цикловой комиссии
общепрофессионального и
профессионального циклов
Протокол №__1 __от__30_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________ Коростелева Н.Ю
подпись

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
ГБПОУ РО «АККАТТ»
Протокол № 1
от « 29» августа 2025

ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины ОП «Основы финансовой грамотности»
разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 23.01.27 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей». (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06
.2022 г. № 68980) и технологического профиля профессионального образования.
с изменениями 3 июля 2024 г. и технологического профиля профессионального образования
2. Примерной образовательной программе «Основы финансовой грамотности»
Утвержденной протоколом Федерального учебного объединения по УГПС 35.00.00 от
11.05.2023. №2. (Зарегистрировано в государственном реестре примерных образовательных
программ приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №П-295 ОТ 27. 06.2023 Г. Регистрационный номер №
57)
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический
техникум»

Разработчик: Глущенко Елена Викторовна, преподаватель ГБПОУ РО «АККАТТ».
Согласовано: Поставнева Елена Валентиновна, методист ГБПОУ РО «АККАТТ».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 08, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения

и

знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу
и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы
решения
задачи;
выявлять
и
эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять план действия; определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую
информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость
результатов
поиска;
оформлять
результаты
поиска,
применять
средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное

актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации
и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности в
том числе с использованием
цифровых средств.
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная

программное
обеспечение;
использовать различные цифровые
средства
для
решения
профессиональных задач.
Определять
актуальность
нормативно-правовой документации
в профессиональной деятельности;
применять современную научную
профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального
развития
и
самообразования
организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами, руководством, клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
описывать
значимость
своей
профессии; применять стандарты
антикоррупционного поведения

терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
основы
предпринимательской
деятельности; основы финансовой
грамотности; правила разработки
бизнес-планов;
порядок
выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты;
основы деятельности коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной
деятельности.
Особенности
социального
и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений
Сущность
гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности
по
профессии;
стандарты
антикоррупционного
поведения и последствия его
нарушения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

40

в т.ч.
теоретическое обучение

24

практические занятия

10

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

ИТОГО

40

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических
решений в условиях ограниченности ресурсов
Тема 1.1.
Сущность
финансовой
грамотности
населения,
ее цели и задачи

1

Содержание учебного материала
Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи
формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий
финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и
услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс,
активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды,
дефицит, профицит
Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие
планирования и его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.
SWOT – анализ
Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы
финансовой грамотности в Российской Федерации.Международный опыт
повышения уровня финансовой грамотности населения
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Составляем свой личный финансовый план и
бюджет.
Самостоятельная работа обучающихся* SWOT- анализ как один из
способов принятия решений.

В соответствии с Приложением 3 ПОП.

Объем, акад.
ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки,
акад. ч.
3

Коды
компетенций
и личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

2-2

2

2
2
1

ОК 01-ОК 06
ОК 09

Раздел 2. Место России в международной банковской системе
Тема 2.1.

Содержание учебного материала
История возникновения банков. Роль банков в создании и
функционировании рынка капитала. Структура современной банковской
системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой
ставки. Правовые основы банковской деятельности
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*

Банковская
система
Российской
Федерации:
структура,
функции и виды
банковских услуг
Тема № 2.2.
Содержание учебного материала
• Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения,
Основные виды депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция,
банковских
номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность
операций
• Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения
платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских
операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор,
микрофинансовые организации, кредитные риски
• Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств:
чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы,
овердрафт. Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое
мошенничество и правила личной финансовой безопасности
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Принятие решений от взятии кредита.
Самостоятельная работа обучающихся*. Коллекторские агенства.
Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации
Тема 3.1.
Система
налогообложения
физических лиц

Содержание учебного материала
Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет
налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура
и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов
для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и
налоговые вычеты для физических лиц
В том числе практических занятий

8-2
2
2

ОК 01-ОК 06
ОК 09

0
6
2

2

ОК 01-ОК 06
ОК 09

2
2
2
1
2-0

2

-

ОК 01-ОК 06
ОК 09

Самостоятельная работа обучающихся*
Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее
реализации
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты
Формирование
инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их
стратегии
классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель.
инвестирования
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования
денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*. Как сформировать
инвестиционный портфель.
Тема № 4.2.

Содержание учебного материала
Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные
Виды
ценных финансовые инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных
бумаг
и бумаг
производных
В том числе практических занятий
финансовых
Практическое занятие № 3. Решение кейса «Финансист. Покупка ценных
инструментов
бумаг и формирование инвестиционного портфеля»
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема № 4.3.
Содержание учебного материала
Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджеты.
Способы
Понятие предпринимательской деятельности. Стартап, бизнес-идея,
принятия
бизнес-инкубатор. Основные понятия и разделы бизнес-плана. Период
финансовых
окупаемости
решений
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 4. Деловая игра «Разработка бизнес-идеи и ее
финансово-экономическое обоснование»
Самостоятельная работа обучающихся*
Раздел 5. Страхование
Тема № 5.1.

Содержание учебного материала

6-4
2
ОК 01-ОК 06
ОК 09
2

1
4

ОК 01-ОК 06
ОК 09

2
2
2
4
2
2
2
4-2
4

ОК 01-ОК 06
ОК 09

Структура
страхового рынка
в
Российской
Федерации
и
виды страховых
услуг

Тема № 5.2.

Экономическая сущность страхования. Функции и принципы
страхования. Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь,
страховой брокер, страховой агент, договор страхования, страховой
случай, страховой взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды
страхования: страхование жизни, страхование от несчастных случаев,
медицинское страхование, страхование имущества, страхование
гражданской ответственности. Страховые риски
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Деловая игра «Заключение договора
страхования автомобиля»
Самостоятельная работа обучающихся*Как использовать страхование в
повседневной жизни
Содержание учебного материала

Государственная пенсионная система в России. Обязательное
Пенсионное
пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение.
страхование как Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный
форма
пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые
социальной
взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных
защиты
накоплений
населения
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*
Дифференцированный зачет
Всего:

ОК 01-ОК 06
ОК 09
2

2
2
1
2

2

2
40

ОК 01-ОК 06
ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии
с
п. 6.1.2.1 Примерной образовательной программы по профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О.
Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному финансовому
поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный.
2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. –
154 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст:
непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Вазим, А. А. Основы экономики : учебник для спо / А. А. Вазим. — 2-е изд., стер.
— Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-8953-4. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/185907 .
2. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — Москва :
Юрайт, 2021. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01097-8. —
URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). — Режим доступа :
Электронно-библиотечная система Юрайт. — Текст : электронный.
3. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / П. Д. Шимко. — Москва : Юрайт, 2019. — 380 с. —
(Профессиональное
образование).
—
ISBN
978-5-534-01368-9.
—
URL:
https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения: 27.07.2021). — Режим доступа : Электроннобиблиотечная система Юрайт. — Текст : электронный.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. –
Москва, 2021 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст :
электронный.
Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт. –
Москва, 2021 – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
1.
Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www.
raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
2.
СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]. –
Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021). – Текст :
электронный.
3.
Информационная система Bloomberg : официальный сайт. – Москва, 2021 URL: http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

4.
Московская биржа : официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com
(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
5.
Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. –
Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021). –
Текст : электронный.
6.
Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. – Москва, 2021, URL:
https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
7.
Экономический факультет МГУ : [сайт]. – 2021. - URL: https://finuch.ru/(дата
обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
8.
Учебное пособие «Азбука предпринимателя» для потенциальных и
начинающих предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» – Москва: АО «Корпорация
«МСП», 2016. – 140 с. - Текст: электронный.
9.
Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата
обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует
знания
основные понятия финансовой основных понятий финансовой
грамотности
и
основные грамотности;
законодательные
акты,
ориентируется
в
регламентирующие ее вопросы;
нормативно-правовой
базе,
виды
принятия
решений
в регламентирующей вопросы
условиях ограниченности ресурсов;
финансовой грамотности;
основные виды планирования;
способен
планировать
устройство банковской системы, личный и семейный бюджеты;
основные виды банков и их операций;
владеет
знаниями
для
сущность понятий «депозит» и обоснования и реализации
«кредит», их виды и принципы;схемы бизнес-идеи;
кредитования физических лиц;
дает
характеристику
устройство налоговой системы, различным видам банковских
виды налогообложения физических операций, кредитов, схем
лиц;
кредитования,
основным
признаки
финансового видам ценных бумаг и
мошенничества;
налогообложения физических
основные виды ценных бумаг и их лиц;
доходность;
владеет
знаниями
формирование инвестиционного формирования
портфеля;
инвестиционного
портфеля
классификацию
инвестиций, физических лиц;
основные разделы бизнес-плана;
умеет определять признаки
виды страхования;
финансового мошенничества;
виды пенсий, способы увеличения
применяет
знания
при
пенсий
участии на страховом рынке;
демонстрирует знания о
видах пенсий и способах
увеличения
пенсионных

Методы оценки

Устный опрос.
Тестирование.
Подготовка
доклада и
презентации по
заданной теме

накоплений
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
применяет теоретические
применять теоретические знания знания
по
финансовой
по финансовой грамотности для грамотности для практической
практической
деятельности
и деятельности и повседневной
повседневной жизни;
жизни;
взаимодействовать в коллективе и
планирует свои доходы и
работать в команде;
расходы и грамотно применяет
рационально планировать свои полученные знания для оценки
доходы и расходы;
собственных экономических
грамотно применять полученные действий
в
качестве
знания для оценки собственных потребителя,
страхователя,
экономических действий в качестве налогоплательщика,
члена
потребителя,
налогоплательщика, семьи и гражданина;
страхователя,
члена
семьи
и
выполняет
практические
гражданина;
задания,
основанные
на
использовать
приобретенные ситуациях,
связанных
с
знания для выполнения практических банковскими
операциями,
заданий, основанных на ситуациях, рынком
ценных
бумаг,
связанных
с
банковскими страховым рынком, фондовой
операциями, рынком ценных бумаг, и валютной биржами;
страховым рынком, фондовой и
проводит анализ состояния
валютной биржами;
финансовых
рынков,
анализирует
состояние используя
различные
финансовых
рынков,
используя источники информации;
различные источники информации;
определяет
назначение
определять назначение видов видов налогов и рассчитывает
налогов и применять полученные НДФЛ, налоговый вычет;
знания для расчёта НДФЛ, налоговых
ориентируется в правовых
вычетов,
заполнения
налоговой нормах по защите прав
декларации;
потребителей
финансовых
применять правовые нормы по услуг и выявляет признаки
защите
прав
потребителей мошенничества
на
финансовых услуг и выявлять финансовом
рынке
в
признаки
мошенничества
на отношении физических лиц;
финансовом рынке в отношении
планирует и анализирует
физических лиц;
семейный бюджет и личный
планировать и анализировать финансовый план;
семейный
бюджет
и
личный
составляет
обоснование
финансовый план;
бизнес-идеи;
составлять обоснование бизнесприменяет
полученные
идеи;
знания
для
увеличения
применять полученные знания для пенсионных накоплений
увеличения пенсионных накоплений

Решение
ситуационных
задач.
Обсуждение
практических
ситуаций.
Решение кейса.
Деловая игра.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».