РП_История_для _43.01.09

Приложение 3.5
к ПОП по профессии
43.01.09 Повар, кондитер

Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГБПОУ РО «АККАТТ»
От № - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП 05 ИСТОРИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер

г. Азов
2025 г.

РАССМОТРЕННО
Предметно цикловой комиссии
общеобразовательных и социальногуманитарных дисциплин
Протокол №__1 __от__28_августа 2025г.
Председатель ПЦК
_______________ _ВахнинаА.Г.
подпись

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
ГБПОУ РО «АККАТТ»
Протокол № 1
от « 29» августа 2025

ФИО

Рабочая программа учебного предмета ОУП 05 «История» разработана на
основе:
1.Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 43.01.09 Повар,
кондитер (Приказ Министерства образования и науки от 09.12.2016 г. №1569) (в
редакции Приказов Министерства Просвещения России от 17.12.2020 г. № 747, от
03.07.2024 г. № 464).
2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «История»
для профессиональных образовательных организаций базовый уровень рекомендовано
для всех УГПС 43.00.00. Одобрено на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО
ИРПО протокол № 20 от «15» августа 2024г. .
3. Приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464 «О внесении изменений в
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального
образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.08.2024 N 79088);
4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО);
5. Программы воспитания ГБПОУ РО «АККАТТ»
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрнотехнологический техникум»
Разработчик: ____ _
Вахнина Алена Геннадьевна преподаватель высшей
квалификационной категории ГБПОУ РО «АККАТТ
Согласовано: __________Поставнева Е.В., методист ГБПОУ РО «АККАТТ»

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4-15

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

16-43

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

44

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

45-46

ПРЕДМЕТА

3

1. Общая характеристика рабочей программы учебного предмета
ОУП 05 «История»
1.1. Место учебного предмета в структуре образовательной программы СПО
Учебный предмет «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер
1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:
1.2.1. Цель учебного предмета
Целью общего исторического образования является формирование и развитие личности
обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике.
Данная цель предполагает формирование у обучающихся в образовательных
организациях, реализующих образовательные программы СПО, целостной картины
российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире,
важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую
историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
Отечества.
Освоение учебного предмета формирует у молодёжи способность и готовность к защите
исторической правды, сохранению исторической памяти и противодействию
фальсификации исторических фактов.
1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение учебный предмет имеет при формировании ОК и ПК

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие1
Дисциплинарные2
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПРб 06. Умение критически анализировать
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности для
решения
познавательной
задачи
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
аутентичные
исторические
источники
- готовность к активной деятельности разных типов (письменные, вещественные,
технологической
и
социальной аудиовизуальные) по истории России и
направленности, способность инициировать, зарубежных стран XX - начала XXI века,
планировать и самостоятельно выполнять оценивать их полноту и достоверность,
такую деятельность;
соотносить с историческим периодом;
интерес
к
различным
сферам выявлять общее и различия; привлекать
профессиональной деятельности,
контекстную информацию при работе с
Овладение
универсальными
учебными историческими источниками
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.

5

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
ПРб
07.
Умение
осуществлять
с
сформированность
мировоззрения, соблюдением
правил
информационной
соответствующего современному уровню безопасности
поиск
исторической
развития науки и общественной практики, информации по истории России и
основанного
на
диалоге
культур, зарубежных стран XX - начала XXI века в
способствующего осознанию своего места в справочной литературе, сети Интернет,
поликультурном мире;
средствах массовой информации для
совершенствование
языковой
и решения познавательных задач; оценивать
читательской культуры
как средства полноту и достоверность информации с

6

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
взаимодействия между людьми и познания точки зрения ее соответствия исторической
мира;
действительности
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты

7

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
информации,
информационной
безопасности личности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию, ПРб 08. Приобретение опыта осуществления
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
проектной деятельности в форме разработки
-овладение
навыками
учебно- и представления учебных проектов по
исследовательской, проектной и социальной новейшей истории, в том числе - на
деятельности;
региональном материале (с использованием
Овладение
универсальными ресурсов библиотек, музеев и так далее)
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
ПРб
09.
Приобретение
опыта
- понимать и использовать преимущества взаимодействия с людьми другой культуры,
командной и индивидуальной работы;
национальной
и
религиозной
- принимать цели совместной деятельности, принадлежности на основе ценностей
организовывать и координировать действия современного
российского
общества:
по ее достижению: составлять план идеалов гуманизма, демократии, мира и
действий, распределять роли с учетом взаимопонимания между народами, людьми
мнений участников обсуждать результаты разных культур; проявление уважения к
совместной работы;
историческому наследию народов России
- координировать и выполнять работу в
условиях реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
Код и наименование формируемых
компетенций

8

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
ПРб 03. Умение составлять описание
- эстетическое отношение к миру, включая (реконструкцию) в устной и письменной
эстетику быта, научного и технического форме исторических событий, явлений,
творчества, спорта, труда и общественных процессов истории родного края, истории
отношений;
России и всемирной истории XX - начала
- способность воспринимать различные XXI века и их участников, образа жизни
виды искусства, традиции и творчество людей и его изменения в Новейшую эпоху;
своего и других народов, ощущать формулировать
и
обосновывать
эмоциональное воздействие искусства;
собственную точку зрения (версию, оценку)
- убежденность в значимости для личности и с опорой на фактический материал, в том
общества отечественного и мирового числе используя источники разных типов
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку

9

Код и наименование формируемых
компетенций
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
зрения с использованием языковых средств
- осознание обучающимися российской ПРб 01. Понимание значимости России в
гражданской идентичности;
мировых политических и социально- целенаправленное развитие внутренней экономических процессах XX - начала XXI
позиции личности на основе духовно- века, знание достижений страны и ее народа;
нравственных
ценностей
народов умение
характеризовать
историческое
Российской Федерации, исторических и значение
Российской
революции,
национально-культурных
традиций, Гражданской войны, Новой экономической
формирование
системы
значимых политики (далее - нэп), индустриализации и
ценностно-смысловых
установок, коллективизации в Союзе Советских
антикоррупционного
мировоззрения, Социалистических Республик (далее правосознания, экологической культуры, СССР), решающую роль СССР в Победе над
способности ставить цели и строить нацизмом, значение советских научножизненные планы;
технологических успехов, освоения космоса;
В части гражданского воспитания:
понимание причин и следствий распада
- осознание своих конституционных прав и СССР, возрождения Российской Федерации
обязанностей,
уважение
закона
и как мировой державы, воссоединения
правопорядка;
Крыма с Россией, специальной военной
-принятие традиционных национальных, операции на Украине и других важнейших
общечеловеческих
гуманистических
и событий XX - начала XXI века; особенности
демократических ценностей;
развития культуры народов СССР (России)
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, ПРб 02. Знание имен героев Первой
дискриминации
по
социальным, мировой,
Гражданской,
Великой
религиозным,
расовым,
национальным Отечественной
войн,
исторических
признакам;
личностей, внесших значительный вклад в
- готовность вести совместную деятельность социально-экономическое, политическое и
в интересах гражданского общества, культурное развитие России в XX - начале
участвовать
в
самоуправлении
в XXI века
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
ПРб 03. Умение составлять описание

10

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
- умение взаимодействовать с социальными (реконструкцию) в устной и письменной
институтами в соответствии с их функциями форме исторических событий, явлений,
и назначением;
процессов истории родного края, истории
- готовность к гуманитарной и волонтерской России и всемирной истории XX - начала
деятельности;
XXI века и их участников, образа жизни
патриотического воспитания:
людей и его изменения в Новейшую эпоху;
сформированность
российской формулировать
и
обосновывать
гражданской идентичности, патриотизма, собственную точку зрения (версию, оценку)
уважения к своему народу, чувства с опорой на фактический материал, в том
ответственности перед Родиной, гордости за числе используя источники разных типов
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее ПРб 04. Умение выявлять существенные
многонационального народа России;
черты исторических событий, явлений,
- ценностное отношение к государственным процессов; систематизировать историческую
символам, историческому и природному информацию в соответствии с заданными
наследию, памятникам, традициям народов критериями;
сравнивать
изученные
России, достижениям России в науке, исторические события, явления, процессы
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к ПРб 05. Умение устанавливать причиннослужению
и
защите
Отечества, следственные,
пространственные,
ответственность за его судьбу;
временные связи исторических событий,
освоенные обучающимися межпредметные явлений, процессов; характеризовать их
понятия и универсальные учебные действия итоги; соотносить события истории родного
(регулятивные,
познавательные, края и истории России в XX - начале XXI
коммуникативные);
века;
определять
современников
- способность их использования в исторических событий истории России и
познавательной и социальной практике, человечества в целом в XX - начале XXI
готовность
к
самостоятельному века
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного ПРб 08. Умение анализировать текстовые,
сотрудничества
с
педагогическими визуальные
источники
исторической

11

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
работниками и сверстниками, к участию в информации, в том числе исторические
построении
индивидуальной карты/схемы, по истории России и
образовательной траектории;
зарубежных стран XX - начала XXI века;
овладение
навыками
учебно- сопоставлять информацию, представленную
исследовательской, проектной и социальной в различных источниках; формализовать
деятельности
историческую информацию в виде таблиц,
схем, графиков, диаграмм
ПРб 10. Умение защищать историческую
правду, не допускать умаления подвига
народа при защите Отечества, готовность
давать отпор фальсификациям российской
истории

ПК 2.5. Осуществлять приготовление,
творческое оформление и подготовку к
реализации горячих блюд и гарниров из
овощей, грибов, круп, бобовых, макаронных
изделий разнообразного ассортимента.
ПК 2.6. Осуществлять приготовление,
творческое оформление и подготовку к
реализации горячих блюд, кулинарных
изделий, закусок из яиц, творога, сыра, муки
разнообразного ассортимента.

-ориентироваться
в
исторических
проблемах и событиях, как основе
формирования культуры гражданина и
будущего специалиста с учетом
социокультурного контекста.
-способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими

ПРб 11. Знание ключевых событий,
основных дат и этапов истории России и
мира в XX - начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейших достижений культуры,
ценностных ориентиров
ПРб 08. Приобретение опыта осуществления
проектной деятельности в форме разработки
и представления учебных проектов по
новейшей истории, в том числе - на
региональном материале (с использованием
ресурсов библиотек, музеев и так далее)
ПРб 11. Знание ключевых событий,
основных дат и этапов истории России и
мира в XX - начале XXI века; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейших достижений культуры,

12

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общие1
Дисциплинарные2
работниками и сверстниками, к участию в ценностных ориентиров
построении
индивидуальной
образовательной траектории;

Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и формируемые в процессе реализации
программы воспитания в рамках учебного предмета:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

Готовность к служению Отечеству, его защите

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
13

поддержке и волонтерских движениях
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий
уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость
в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 7
ЛР 8

ЛР 9

ЛР 11

ЛР 12

14

2. Структура и содержание учебного предмета
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Базовый уровень

Объем образовательной программы учебного предмета

140

Основное содержание

136

в т. ч.:
теоретическое обучение

88

практические занятия

46

Профессионально ориентированное содержание

10

в т. ч.:
практические занятия

10

Индивидуальный проект(нет)*

нет

Промежуточная аттестация** - экзамен

4

*

15

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

1

2

3

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4

1 курс 1 семестр 34 часа.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1. Мир в начале Основное содержание
ХХ в.
Эпоха Нового времени. Изменения в мире в ХХ веке.
Первая мировая
Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация
война. 1914–1918 гг.
Новейшей истории. Ключевые процессы и события Новейшей истории.
Объединенные Нации против нацизма и фашизма. Система
международных отношений. Россия в XX в. Развитие индустриального
общества. Индустриальная цивилизация в начале XX века. «Пробуждение
Азии». Технический прогресс. Изменение социальной структуры
общества. Рабочее движение и социализм.
Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход к
позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил.
Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское перемирие. Итоги и
последствия Первой мировой войны
Входной контроль
Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1. Распад империй Основное содержание

26
4
4

2

2

14
2

16

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9

ОК 02

Наименование разделов
и тем
и образование новых
национальных
государств в Европе

Тема 2.2. ВерсальскоВашингтонская система
международных
отношений

Тема 2.3. Страны Европы
и Северной Америки в
1920-е гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Образование новых национальных государств. Факторы, повлиявшие на
распад империй после Первой мировой войны.
Революционное
движение
и
образование
Коммунистического
интернационала. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская
республика. Советская власть в Венгрии. Образование Турецкой
Республики

Объём
часов

2

Основное содержание
Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в
мире и Европе по результатам Первой мировой войны. Парижская
(Версальская) мирная конференция. Версальская система. Учреждение
Лиги Наций. Влияние Версальского договора и Вашингтонского
соглашения на развитие международных отношений Рапалльское
соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция и
Вашингтонское соглашение 1922 года.

2

Основное содержание
Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в
социально-экономической сфере в странах Запада. Экономический бум.
Демократизация общественной жизни, возникновение массового
общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.
Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в
европейских странах в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма.
Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини. Начало
борьбы с фашизмом.

4

17

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Практическое занятие № 1. Начало Великой депрессии, ее причины.
Социально-политические последствия кризиса конца 1920-1930-х гг. в
США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ. Роль государства в
экономике стран Европы и Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской
диктатуры в Германии в 1930-е гг. Установление нацистской диктатуры.
Нацистский режим в Германии.
Подготовка Германии к войне. Победа Народного фронта и франкистский
мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской
Республики. Причины и значение гражданской войны в Испании

Тема 2.4. Страны Азии,
Африки и Латинской
Америки в 1918-1930 гг.

Тема 2.5. Международные
отношения в 1930-е гг.

Тема 2.6. Развитие науки

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

Основное содержание
Особенности экономического и политического развития стран Азии,
Африки и Латинской Америки в 1918-1930 гг. Экспансия колониализма.
Цели национально-освободительных движений в странах Востока.
Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в
межвоенный период.
Национально-освободительная борьба. Индия. Африка. Особенности
экономического и политического развития Латинской Америки

2

Основное содержание
Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг.
Причины Второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Англо-франкосоветские переговоры лета 1939 г.

2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9

Основное содержание

2

ОК 02

18

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9

Наименование разделов
и тем
и культуры в 1914-1930-х
гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период.
Новые научные открытия и технические достижения. Новые виды
вооружений и военной техники.
Особенности культурного развития: архитектура, изобразительное
искусство, литература, кинематограф, музыка. Олимпийское движение

Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Тема 3.1. Начало Второй
Основное содержание
мировой войны
Начало мировой войны в Европе. Причины Второй мировой войны.
Нападение Германии на Польшу. Захват Дании и Норвегии. Разгром
Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в
Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских
агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в
начальный период Второй мировой войны
Нападение Германии на СССР.
Формирование антигитлеровской коалиции. Нападение Японии на США.
Ленд-лиз. Подписание Декларации Объединенных Наций.
Положение в оккупированных странах. Холокост. Концентрационные
лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные
переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления
Тема 3.2. Коренной
перелом, окончание и
важнейшие итоги Второй
мировой войны

Объём
часов

2

8
4

2
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2

Основное содержание
4

19

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ЛР 1- ЛР 9
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение италогерманских войск в Северной Африке. Иностранные воинские части на
территории СССР.
Укрепление антигитлеровской коалиции: Тегеранская конференция.
Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на Тихом океане.
Открытие Второго фронта.
Практическое занятие № 2. Итоги Второй мировой войны. Разгром
Германии, ее капитуляция. Военные операции Красной армии в 1944-1945
гг., их роль в освобождении стран Европы. Ялтинская конференция. Роль
СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН.
Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Вступление СССР в войну против Японии, разгром Квантунской армии.
Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и Хабаровский
процессы над немецкими и японскими военными преступниками.

ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.
Тема 4.1. Россия и мир
Основное содержание
накануне Первой мировой Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных
войны
потрясений и войн.
Завершение территориального раздела мира и кризис международных
отношений. Военно-политические блоки.
Практическое занятие № 3. Предвоенные международные кризисы. Новые
средства военной техники и программы перевооружений.
Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и начало войны. Планы
сторон

20

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

2

50
26
4

2
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
2

Наименование разделов
и тем
Тема 4.2. Россия в Первой
мировой войне

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Основное содержание
Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914
г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г.
Мужество и героизм российских воинов.

Практическое занятие № 4. Власть, экономика и общество в годы Первой
мировой войны. Патриотический подъем в начале войны. Экономика
России в годы войны. Политические партии.
Причины нарастания революционных настроений в российском обществе.

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

4

2
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
2

1 курс 2 семестр 38 часов
Тема 4.3. Российская
революция:
Февраль 1917 г.
Октябрь 1917 г.

Основное содержание
Падение
монархии.
Объективные
и
субъективные
причины
революционного кризиса. Временное правительство и его программа.
Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.
Основные политические партии в 1917 г.
Кризисы Временного правительства.
Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г.
Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение
вооруженного восстания в Петрограде.

21

6

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками.
Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Русская православная церковь в условиях революции

Практическое занятие № 5. Рост влияния большевиков.
Тема 4.4. Первые
революционные
преобразования
большевиков

Основное содержание
Экономическая политика советской власти. Первые декреты новой власти.
Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой
армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г.
Национализация промышленности. «Военный коммунизм» в городе и
деревне. План Государственной комиссии по электрификации России

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие № 6. Общепит в России в начале XX века.

Объём
часов

2

2

2

2

Основное содержание

2

22

ОК 02

2

2

Тема 4.5. Гражданская

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11
ОК 02

Наименование разделов
и тем
война

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные
этапы Гражданской войны в России. Формирование однопартийной
диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их политические
установки, социальный состав. Выступление левых эсеров.
События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии.
Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война.
Рижский мирный договор с Польшей. Причины Победы Красной армии в
Гражданской войне

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие № 7. Развитие общепита в Советской России.

Объём
часов

2

2

2
Тема 4.6. Революция и
Гражданская война на
национальных окраинах

Тема 4.7. Идеология и

Основное содержание
Практическое занятие № 8. Национальные районы России в годы Первой
мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах
России. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и
Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Победа
советской власти в Средней Азии и борьба с басмачеством
Строительство Советской Федерации.
Основное содержание

2

2

23

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06 ЛР 1- ЛР 9, ЛР11,12

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 02

Наименование разделов
и тем
культура в годы
Гражданской войны

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии.
Политика новой власти в области образования и науки. Власть и
интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви.
Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны.
Изменения в общественных настроениях.
Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны.

Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема 5.1. СССР в 20-е гг.
Основное содержание

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2

12
6

Практическое занятие № 9. Последствия Первой мировой войны и
Российской революции для демографии и экономики. Власть и Церковь.
Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного
коммунизма» к новой экономической политике.
Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена
продразверстки единым продналогом. Новая экономическая политика в
промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации.
Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и
противоречия нэпа.

24

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Тема 5.2. Советский Союз

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

Образование СССР. Предпосылки и значение образования СССР.
Конституция 1924 г. Административно-территориальные реформы и
национально-государственное строительство. Политика коренизации.
Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и
борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции
внутри Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
Международное положение после окончания Гражданской войны в
России. Советская Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические
признания СССР – «Полоса признания». Отношения со странами Востока.
Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными
странами. Контроль над интеллектуальной жизнью общества.
Сменовеховство. Культура русской эмиграции. Власть и Церковь.
Развитие образования. Развитие науки и техники. Начало «нового
искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных
настроениях.
«Великий
перелом».
Индустриализация.
Форсированная
индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. Ход и
особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги курса на
индустриальное развитие.
Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации.
Начало коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг.
Становление колхозной системы. Итоги коллективизации
Практическое занятие № 10. Итоги индустриализации.

2

Основное содержание

4

25

2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

ОК 02
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 02

Наименование разделов
и тем
в 30-е гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

Практическое занятие № 11. Укрепление политического режима.
Конституция 1936 года. Репрессивная политика. Массовые общественные
организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов,
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, Всесоюзная
пионерская организация. Национальная политика и национальногосударственное строительство.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование
«нового человека». Власть и Церковь. Культурная революция.
Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и
образования.
Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература.
Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр.
Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения.
Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры. Численность,
состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная
Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов.
Усиление угрозы мировой войны. СССР и мировое сообщество в 19291939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из
него. Борьба за создание системы коллективной безопасности.
Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке.
Советско-германский договор о ненападении. СССР накануне Великой
Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной Украины и

26

2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

ОК 02
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Западной Белоруссии. Советско-финляндская война 1939-1940 гг.
Вхождение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины.
Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры советского
руководства по укреплению обороноспособности страны. Советские
планы и расчеты накануне войны

Практическое занятие № 12. СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.

Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Тема 6.1. Первый период
Основное содержание
войны
План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского
руководства. Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев
к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка
контрнаступления. Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду
Ладожского
озера.
Контрнаступление
под
Москвой.
Начало
формирования антигитлеровской коалиции.
Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев.
Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Трагедия
плена. Репатриации. Пособники оккупантов.
Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики
в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла
продовольствием.

27

12
4

2

ОК 02
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

Патриотизм советских людей. Государство и Церковь в годы войны
2

Тема 6.2. Коренной
перелом в ходе войны.
Наука и культура в годы
войны

Тема 6.3. Великая
Отечественная война.
1941-1945 гг.

Основное содержание
Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады
Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г.
Немецкое наступление под Курском. Курская битва. Контрнаступление
Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление антигитлеровской коалиции.
Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного перелома.
«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР.
Обстановка на фронтах к началу 1944 г. Полное снятие блокады
Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение Крыма.
Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение
Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция.
Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект.
Сражающаяся культура. Литература военных лет. Разграбление
культурных ценностей на оккупированных территориях
Основное содержание
Контрольная работа.

2

2

2

2

28

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2 курс 3 семестр 64 часа
Тема 6.4. Окончание
Второй мировой войны

Основное содержание
Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение
Румынии, Болгарии и Югославии. Освобождение Польши. Освобождение
Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь населению освобожденных
стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва за
Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии.
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская
конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение
Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и Курильских
островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников.
Токийский и Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в
разгроме агрессоров. Людские потери. Материальные потери

2

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие № 13. Пищевая промышленность в годы Великой Отечественной Войны: всё для
Победы.

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06 ЛР 1- ЛР 9, ЛР11,12
3
ПРб 01.-11

20

Отражается единица ПК, формируемая прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой
специальности/профессии СПО.
3

29

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и
Франции в Европе и мире после войны
Тема 7.1. США и страны
Основное содержание
Европы во второй
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
половине XX – начале
Складывание биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна.
XXI в.
Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы.
Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и политические
репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной войны.
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в
США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека.
Возникновение Европейского экономического сообщества. Федеративная
республика Германия. Западногерманское «экономическое чудо».
Франция после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая
Великобритания. Движение против расовой дискриминации в США.
Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его
значение.
США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в.
Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы.
Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния средств
массовой информации и политические изменения в Европе.
Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в.
Создание Европейского союза

Тема 7.2. Страны
Центральной и Восточной
Европы во второй
половине ХХ – начале
ХХI в.

Основное содержание
Практическое занятие № 14. Социально-экономическая система
Восточной Европы в середине ХХ в. Кризисы в ряде социалистических
стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского договора
в Чехословакию. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский
социализм. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Распад
Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.
30

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

4
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Восточная Европа в 1990-х гг. и начале ХХI в.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Тема 8.1. Страны Азии во Основное содержание
второй половине ХХ –
Национально-освободительные движения в Юго-Восточной Азии.
начале ХХI в.
Гражданская война в Китае. Война в Корее. Возобновление войны в
Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа
коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в
Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже Кампучии. Реформы в
социалистических странах Азии, их последствия. Строительство
социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция» в Китае.
Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея.
Режим Пол Пота

Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая во второй
половине ХХ – начале ХХI в. Япония после Второй мировой войны.
Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов.
Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие
Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань,
Сингапур и Гонконг. Успехи Китая. Обретение независимости странами
Южной Азии. Преобразования в независимой Индии. Индия и Пакистан.
Кризис индийского общества и борьба за его преодоление.
Капиталистическая модернизация Таиланда, Малайзии и Филиппин.
Индонезия и Мьянма.

Тема 8.2. Страны
Ближнего и Среднего

Основное содержание
Арабские
страны
и

возникновение
31

государства

Израиль.

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

10
4

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2

2
2

ОК 02
ОК 05

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Антиимпериалистическое движение и Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке.
Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание
исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Причины и
последствия арабо-израильских войн, революции в Иране.
Тема 8.3. Страны
Основное содержание
Тропической и Южной
Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее
Африки
Сахары. Попытки демократизации и установление диктатур. Ликвидация
системы апартеида. Страны социалистической ориентации. Конфликт в
Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути развития стран Африки
после освобождения от колониальной зависимости во второй половине
ХХ в., их причины
Тема 8.4. Страны
Основное содержание
Латинской Америки во
Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и
второй половине ХХ –
импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Переход
начале XXI вв.
Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и
гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах
Латинской Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного
единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили.
Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Переход к демократии
и усиление левых сил. Причины и последствия революционных движений
на Кубе и в Центральной Америке
Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 9.1. Международные Основное содержание
отношения в конце 1940-х Международные отношения в 1950-е гг. Гонка вооружений СССР и США,
– конце 1980-х гг.
ее последствия. Ракетно-космическое соперничество. «Новые рубежи»
Дж. Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о
запрещении ядерных испытаний. Советско-китайский конфликт. Усиление
нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия.
Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный
кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной
32

Объём
часов

Востока во второй
половине ХХ – начале
ХХI в.

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

4
2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

войны. Конец холодной войны
Тема 9.2. Международные Основное содержание
отношения в 1990-е – 2024 Практическое занятие № 15. Расширение НАТО на Восток. Конфликт на
г.
Балканах. Военные интервенции НАТО. Кризис глобального
доминирования Запада. Обострение противостояния России и Запада.
Интеграционные процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский
экономический союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская
организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 10.1. Наука и
Основное содержание
культура во второй
Практическое занятие № 16. Развитие культуры и искусства во второй
половине ХХ в. – начале
половине ХХ – начале ХХI в.
ХХI в.
Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ – начале
ХХI в. Ядерная энергетика. Освоение космоса. Развитие культуры и
искусства во второй половине ХХ – начале ХХI в.: литература,
театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство.
Олимпийское движение. Глобальные проблемы современности.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1. СССР в
Основное содержание

33

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

2
2

2

40
22
4

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

ОК 02

Наименование разделов
и тем
послевоенные годы

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические
проблемы. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с
беспризорностью и преступностью. Восстановление и развитие экономики
и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское
хозяйство. Меры по улучшению жизни населения. Политическая система
в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и
национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные
репрессии.

Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество
в высших эшелонах власти. Усиление идеологического контроля над
обществом. Основные тенденции развития советской литературы и
искусства. Развитие советской науки. Советский спорт. Место и роль
СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР.
Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало
холодной войны, ее причины и особенности. Раскол Европы и оформление
биполярного мира. СССР и страны Азии

Тема 11.2. СССР в 1953-

Основное содержание

Объём
часов

2

2

6

34

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

ОК 02

Наименование разделов
и тем
1964 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском
руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и идеологическая кампания по
разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв
политических репрессий. Реорганизация государственных органов,
партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и
проект Конституции СССР. Воспитание «нового человека». Основные
направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964
гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности.
Военный и гражданский секторы экономики. Развитие сельского
хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы. Социальное
развитие.

Практическое занятие № 17. Развитие науки и техники в 1953-1964 гг.
Научно-техническая революция в СССР. Развитие компьютерной техники.
Организация науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие
гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики
и Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.
Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской
культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере.
Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь.
Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского
спорта.

35

Объём
часов

2

2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Практическое занятие № 18. Перемены в повседневной жизни в 1953-1964
гг. Революция благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты
труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды
потребления. Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные
формы досуга. Изменение структуры питания. Товары первой
необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение
общественных настроений и ожиданий.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая
социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны
третьего мира

Тема 11.3. Политическое
развитие СССР в 19641985 гг.

Основное содержание
Практическое занятие № 19. Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.
Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический
курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г.
Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг.
Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты.
Косыгинская реформа промышленности. Рост социально-экономических
проблем.

36

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

6

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические
приоритеты. Советская космическая программа. Развитие образования.
Советское здравоохранение.
Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция
«развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и
искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта.
Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные
настроения.
Национальная политика и национальные движения. Новая историческая
общность. Изменение национального состава населения СССР. Развитие
республик в рамках единого государства. Национальные движения.
Эволюция национальной политики.
Практическое занятие № 20. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и
развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и
страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР.
Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен.

Тема 11.4. СССР в 1985-

М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы
Основное содержание

37

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

2

4

ОК 02

Наименование разделов
и тем
1991 гг.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап
преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения социальноэкономического развития. Второй этап экономических реформ.
Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели
экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм.
Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий.
Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Результаты
политики гласности. Реформа политической системы СССР и ее итоги.
Начало изменения советской политической системы. Конституционная
реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение.
Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание
Коммунистической партии РСФСР.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и
Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов.
Распад социалистической системы. Результаты политики нового
мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР
и в мире. Национальная политика и подъем национальных движений.
Кризис межнациональных отношений. Нарастание националистических и
сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов.
Противостояние между союзным центром и партийным руководством
республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Разработка нового союзного договора.
Августовский политический
кризис 1991 г. Распад СССР

38

Объём
часов

2

2

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие № 21. Особенности развития пищевой промышленности в СССР.

Объём
часов
2

2

Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг.
Тема 12.1. Российская
Основное содержание
Федерация в 1990-е гг.
Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных
экономических преобразований. Ваучерная приватизация. Положение в
экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса реформ.
«Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и
его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических
реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации.
Разработка новой Конституции России. Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция
России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление
современного парламентаризма. Выборы Президента Российской
Федерации в 1996 году. Результаты политического развития России в
1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина.

39

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11

18
6

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и
регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Военнополитический кризис в Чеченской Республике. Повседневная жизнь.
Изменения
в
структуре
российского
общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и
доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.

Россия на постсоветском пространстве. Внешняя политика Российской
Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с
США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение
политики России в отношении Запада. Отношения со странами Азии,
Африки и Латинской Америки. Результаты внешней политики страны в
1990-е гг.

Тема 12.2. Россия в ХХI в.

Основное содержание
Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России в
начале ХХI в. Укрепление вертикали власти. Противодействие
террористической угрозе. Урегулирование кризиса в Чеченской
Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства общества.
Утверждение государственной символики. Военная реформа.
Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина.
Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа.
Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы.
Выборы в Государственную Думу 2011 г. Социально-экономическое
развитие России в начале ХХI в. Приоритетные национальные проекты.
Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в системе мировой
рыночной экономики. Мировой экономический кризис 2008 г. Социальная
40

Объём
часов

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

2

2

12

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

Объём
часов

политика. Изменения в структуре, занятости и численности населения.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг.
Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры.
Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и
монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в.
Развитие науки. Формирование суверенной системы образования.
Средства массовой информации. Российский спорт. Государство и
основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь.
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Россия сегодня. Внешняя политика в
начале ХХI в. Россия в современном мире. Становление нового
внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. Рост международного
авторитета России и возобновление конфронтации со странами Запада в
2008 – 2020 гг. Укрепление обороноспособности страны. Социальноэкономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г.
Выборы Президента Российской Федерации в 2018 г. Национальные цели
развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в
Государственную Думу VIII созыва. Специальная военная операция (далее
– СВО). Отношения с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со
стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении России.
Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм.
Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса.
Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина –
неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское общество.

41

4

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Практическое занятие № 22. Специальная военная операция.

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 23.
Тенденции и перспективы развития общественного питания в современной России.

Объём
часов
2
2

2

Консультация

2

Всего

136

Промежуточная аттестация по дисциплине: экзамен

4

42

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 02
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ЛР 1- ЛР 9, ЛР-11,12
ПРб 01.-11

3. Условия реализации программы учебного предмета
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы учебного предмета кабинет истории,
оснащённый оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия
(комплекты учебных таблиц, плакатов), технические средствами обучения:
компьютер
с
устройствами
воспроизведения
звука,
принтер,
мультимедиапроектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеются печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательных программы СПО на базе основного общего образования.
3.2.1 Основные источники:
1.Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. 1914—1945
годы. Минпросвещение России. –Москва: Образовательный центр
«Академия», 2024.-496 с.: ил.
3.2.2 Дополнительные источники:
1) История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс. Базовый уровень Мединский В.Р., Торкунов А.В. Электронная форма учебника.
2) История. Всеобщая история. 1914—1945 годы. 10 класс. Базовый уровень Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Электронная форма учебника.
3) История. История России. 1945 год — начало XXI века. 11 класс. Базовый
уровень - Мединский В.Р., Торкунов А.В. Электронная форма учебника.
4) История. Всеобщая история. 1945 год — начало XXI века. 11 класс.
Базовый уровень - Мединский В.Р., Торкунов А.В. Электронная форма
учебника.

43

4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

4

Раздел/Тема
Р 4, П-о/с4
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1, 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 –12.2, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с

Типы оценочных
мероприятий
Устный опрос
Контрольная работа
Выступление с
презентацией
Эссе
Тестирование
Промежуточная
аттестация
(выполнение заданий)

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с

Профессионально ориентированное содержание.

44

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПРб 01.-11

Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с
П-о/с

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».