ОП.04 Материаловедение 80

СОДЕРЖАНИЕ

№№

Наименование

Страницы

п/п
1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

4

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

7

ДИСЦИПЛИНЫ
3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
Рабочая

программа

учебной

дисциплины

«Материаловедение»

является обязательной частью общепрофессионального цикла программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии в
соответствии с ФГОС по профессии СПО:23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию

автомобилей,

входящей

в

укрепленную

группу

специальностей 23.00.00 техника и технология наземного транспорта.
Учебная дисциплина «Материаловедения» наряду с учебными
дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивают формирование
общих и профессиональных компетенций

для дальнейшего освоения

профессиональных модулей.
1.2. Цель и панируемые результаты учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся

должны

формироваться

в

способность;

общие

компетенции

(ОК)

включающиеся

себя

Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3

ОК 4
ОК 5
ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

Наименование общих компет енций

Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
. Использовать средства физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.

В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся
должны
формироват ься профессиональные компет енции (ПК) включающие в себя
способност ь:
Код
Наименование видов деят ельност и и профессиональных
компет енций
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание
электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой

ПК 2.5
ПК 3.1

ПК 3.2
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.

части и механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных
двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов
электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных
трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и
механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

КОД
ОК. ПК
ОК. 01-09
ПК 2.1.
ПК.3.1ПК3,5

Уметь
У.1 Использовать
эксплуатационные
материалы в
профессиональной
деятельности;
У.2 Определять основные
свойства материалов по
маркам;
У.3 Выбирать материалы
на основе анализа их
свойств для конкретного
применения

Знать
З.1.Основные
свойства
,
классификацию,
характеристики применяемых в
профессиональной
деятельности материалов;
З.2. Физические и химические
свойства горючих и смазочных
материалов
З.3.
Области
применения
материалов;
З.4.
Характеристики
лакокрасочных
покрытий
автомобильных кузовов
З.5.Требования к состоянию
лакокрасочных покрытий

В результате освоения учебной дисциплины формируются личностные
результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности:
ЛР.14 Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

ЛР 24 Демонстрирующий социально и профессионально значимые
качества личности: трудолюбие, ответственность, стрессоустойчивость,
внимание к деталям.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 34часа;
в том числе:
Теории -14,
лабораторные работы -20 часов
2. ТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы

Количество

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

теории

лабораторные работы
контрольные работы
контрольные работы и дифференцированный зачет проводятся
за счет часов теории
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета в первом семестр

34
34

14
20
2

1
семестры
1 2 3 4
34 - - -

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Коды компетенций
формирование
которых
способствует
элемент программы

1

2

3

4

Тема
1.1.Металловедение

Основные свойства и классификация металлов.Физические,
химические, механические
Технологические свойства металлов прочность, упругость,
ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость,
порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.
Лабораторная работа. № 1 Испытание материалов на растяжение
Лабораторная работа. № 2 Испытание материалов на твердость
Лабораторная работа. № 3 Определение усталостного
разрушения металлов
Классификация и свойства чугунов
Лабораторная работа. № 4 Определение свойств серого чугуна
его маркировка
Классификация и свойства сталей
Лабораторная работа. № 5 Определение свойствств
углеродистых сталей
Производство сталей цветных металлов
Лабораторнаяработа.№ 6 Определение свойств сплавов меди
Лабораторная работа.№ 7 Определение свойств сплавов
алюминия
Влияние нагрева на структуру и свойства стали
Лабораторная работа. № 8 Ознакомление с принципами закалки
стали

18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК3.4
ЛР.14,
ЛР.24

ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК.3.4
ЛР.14,
ЛР.24

ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК. 3.4

Лабораторная работа. № 9 Ознакомление с принципами отпуска

1

Лабораторная работа. № 10 Ознакомление с изменением свойств
металлов при деформации
Лабораторная работа. № 10 Определение скосив сплавов
алюминия, маркировка и применение

1

стали

2.1. Неметаллические
материалы

Контрольная работа по теме «Металловедение
Пластические массы, их структура и свойства
Композиционные материалы. Строение и назначение
композиционных материалов
Лабораторная работа. № 11Ознакомление со структурой и
свойствами полимеров
Лабораторная работа. № 12 Ознакомление со свойствами
композиционных материалов
Лабораторная работа. № 13 Определение структуры дисперсноупрощенного композиционного материала
Лабораторная работа. № 14 Определение свойств волокнистых
композитов
Строение и состав органических и неорганических стекол
Строение и назначение стекла и керамических материалов.
Технологические характеристики изделий из них.
Электроизоляционные свойства
Лабораторная работа. № 15 Определение оптических свойств
стекол
Смазочные материалы и их характеристики
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные
жидкости. Их назначение. Особенности применения.
Лабораторная работа. № 16 Определение свойств смазочных
материалов

1
1
1

ЛР.14,
ЛР.24
ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК. 3.4
ЛР.14,
ЛР.24

ОК. 01-ОК.09
ПК.3.1.,ПК.3.5
ЛР.14,
ЛР.24
1
1
1
1
1

1
1
1

Топливо, виды и классификация
Лабораторная работа. № 17 Определение энергетических
свойств топлива
Специальные жидкости . их назначение и применение
Лабораторная работа. № 18 определение свойств охлаждающих
жидкостей
Абразивные материалы их свойства и применение. Общие
сведения. Абразивный инструмент.
Лабораторная работа
№ 19 Определение видов связок
шлифовальных кругов
Контрольная работа. Дифференцированный зачет
Итого

1
1
1
1
1
1

4

1
3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
специальные помещения.
Учебный кабинет материаловедения.
Оборудование учебного кабинета материаловедения:
-

посадочные места во количеству обучающихся;

-

рабочее место преподавателя;

-

комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

-

объемные модели металлической кристаллической решетки;

-

образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

-

образцы неметаллических материалов.

-

твердомеры;

-

микроскопы металлографические;

-

и техническими средствами обучения

-

- программное обеспечение общего и профессионального назначения,

комплект учебно-технической документации
Технические средства обучения:
-

компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа

проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и / или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
издания
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1.

Солнцев Ю.П. Материаловедение: учебник для вузов-СПб,:ХИМИЗДАТ
11

2018г. –288 с.
2.

Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов; учебник-М.:

Инфра.-М, 2018,-624с.
3.

Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное

пособие . Лабораторный практикум В.А.Стуканв-М. ФОРУС-ИНФРА-М 2018 г.
208 с.
Дополнительные источники:
4. Адаскин

А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.

пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное
профессиональное образование.
5.

Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы
и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
Электронные издания ( электронные ресурсы
https://multiurok.ru/files/kurs-lektsii-po-materialovedeniiu.html
https://narfu.ru/iet/divisions/ktkmim/literature/materialovedenie_kurs_lektsiy_.pdf

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы
контроля
Знать
ОК.01-ОК.09. ПК 2.1.ПК.3.1-ПК3,5
Основные свойства ,
Определение
Оценка
классификацию,
основных свойств и результатов
характеристики применяемых характеристик
тестирования;
в профессиональной
эксплуатационных
Оценка защиты
материалов
лабораторных
деятельности материалов;
применяемых в
работ;
Физические и химические
Оценка за
свойства горючих и смазочных профессиональной
деятельности;
подготовленные
материалов
сообщения в
Определение
Области применения
рамках
физических и
материалов;
химических свойств внеаудиторной
Характеристики
самостоятельной
эксплуатационных
лакокрасочных покрытий
работы
материалов и
автомобильных кузовов
применение их по
Требования к состоянию
назначению;
лакокрасочных покрытий
Знание основных
характеристик и
требований к
лакокрасочным
покрытиям
автомобильных
кузовов
Уметь. ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.ПК.3.1-3.5
Использовать
Использование
Экспертная оценка
эксплуатационные материалы эксплуатационных
результатов
в профессиональной
материалов в
деятельности
соответствии с
студентов при
деятельности;
выполнении и
Определять основные свойства поставленной
задачей и основными защите
материалов по маркам;
свойствами
лабораторных
Выбирать материалы на
занятий
основе анализа их свойств для
конкретного применения
13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».