СОДЕРЖАНИЕ
№№
Наименование
Страницы
п/п
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
4
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
7
ДИСЦИПЛИНЫ
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
11
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«Материаловедение»
является обязательной частью общепрофессионального цикла программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии в
соответствии с ФГОС по профессии СПО:23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию
автомобилей,
входящей
в
укрепленную
группу
специальностей 23.00.00 техника и технология наземного транспорта.
Учебная дисциплина «Материаловедения» наряду с учебными
дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивают формирование
общих и профессиональных компетенций
для дальнейшего освоения
профессиональных модулей.
1.2. Цель и панируемые результаты учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся
должны
формироваться
в
способность;
общие
компетенции
(ОК)
включающиеся
себя
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
Наименование общих компет енций
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и
интерпретации информации и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде;
. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
. Использовать средства физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся
должны
формироват ься профессиональные компет енции (ПК) включающие в себя
способност ь:
Код
Наименование видов деят ельност и и профессиональных
компет енций
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание
электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой
ПК 2.5
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
части и механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание
автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных
двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов
электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных
трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и
механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
КОД
ОК. ПК
ОК. 01-09
ПК 2.1.
ПК.3.1ПК3,5
Уметь
У.1 Использовать
эксплуатационные
материалы в
профессиональной
деятельности;
У.2 Определять основные
свойства материалов по
маркам;
У.3 Выбирать материалы
на основе анализа их
свойств для конкретного
применения
Знать
З.1.Основные
свойства
,
классификацию,
характеристики применяемых в
профессиональной
деятельности материалов;
З.2. Физические и химические
свойства горючих и смазочных
материалов
З.3.
Области
применения
материалов;
З.4.
Характеристики
лакокрасочных
покрытий
автомобильных кузовов
З.5.Требования к состоянию
лакокрасочных покрытий
В результате освоения учебной дисциплины формируются личностные
результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности:
ЛР.14 Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности
ЛР 24 Демонстрирующий социально и профессионально значимые
качества личности: трудолюбие, ответственность, стрессоустойчивость,
внимание к деталям.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 34часа;
в том числе:
Теории -14,
лабораторные работы -20 часов
2. ТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Количество
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теории
лабораторные работы
контрольные работы
контрольные работы и дифференцированный зачет проводятся
за счет часов теории
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета в первом семестр
34
34
14
20
2
1
семестры
1 2 3 4
34 - - -
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Коды компетенций
формирование
которых
способствует
элемент программы
1
2
3
4
Тема
1.1.Металловедение
Основные свойства и классификация металлов.Физические,
химические, механические
Технологические свойства металлов прочность, упругость,
ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость,
порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.
Лабораторная работа. № 1 Испытание материалов на растяжение
Лабораторная работа. № 2 Испытание материалов на твердость
Лабораторная работа. № 3 Определение усталостного
разрушения металлов
Классификация и свойства чугунов
Лабораторная работа. № 4 Определение свойств серого чугуна
его маркировка
Классификация и свойства сталей
Лабораторная работа. № 5 Определение свойствств
углеродистых сталей
Производство сталей цветных металлов
Лабораторнаяработа.№ 6 Определение свойств сплавов меди
Лабораторная работа.№ 7 Определение свойств сплавов
алюминия
Влияние нагрева на структуру и свойства стали
Лабораторная работа. № 8 Ознакомление с принципами закалки
стали
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК3.4
ЛР.14,
ЛР.24
ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК.3.4
ЛР.14,
ЛР.24
ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК. 3.4
Лабораторная работа. № 9 Ознакомление с принципами отпуска
1
Лабораторная работа. № 10 Ознакомление с изменением свойств
металлов при деформации
Лабораторная работа. № 10 Определение скосив сплавов
алюминия, маркировка и применение
1
стали
2.1. Неметаллические
материалы
Контрольная работа по теме «Металловедение
Пластические массы, их структура и свойства
Композиционные материалы. Строение и назначение
композиционных материалов
Лабораторная работа. № 11Ознакомление со структурой и
свойствами полимеров
Лабораторная работа. № 12 Ознакомление со свойствами
композиционных материалов
Лабораторная работа. № 13 Определение структуры дисперсноупрощенного композиционного материала
Лабораторная работа. № 14 Определение свойств волокнистых
композитов
Строение и состав органических и неорганических стекол
Строение и назначение стекла и керамических материалов.
Технологические характеристики изделий из них.
Электроизоляционные свойства
Лабораторная работа. № 15 Определение оптических свойств
стекол
Смазочные материалы и их характеристики
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные
жидкости. Их назначение. Особенности применения.
Лабораторная работа. № 16 Определение свойств смазочных
материалов
1
1
1
ЛР.14,
ЛР.24
ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.
ПК.3.1-ПК. 3.4
ЛР.14,
ЛР.24
ОК. 01-ОК.09
ПК.3.1.,ПК.3.5
ЛР.14,
ЛР.24
1
1
1
1
1
1
1
1
Топливо, виды и классификация
Лабораторная работа. № 17 Определение энергетических
свойств топлива
Специальные жидкости . их назначение и применение
Лабораторная работа. № 18 определение свойств охлаждающих
жидкостей
Абразивные материалы их свойства и применение. Общие
сведения. Абразивный инструмент.
Лабораторная работа
№ 19 Определение видов связок
шлифовальных кругов
Контрольная работа. Дифференцированный зачет
Итого
1
1
1
1
1
1
4
1
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
специальные помещения.
Учебный кабинет материаловедения.
Оборудование учебного кабинета материаловедения:
-
посадочные места во количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
-
объемные модели металлической кристаллической решетки;
-
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
-
образцы неметаллических материалов.
-
твердомеры;
-
микроскопы металлографические;
-
и техническими средствами обучения
-
- программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебно-технической документации
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа
проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и / или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
издания
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1.
Солнцев Ю.П. Материаловедение: учебник для вузов-СПб,:ХИМИЗДАТ
11
2018г. –288 с.
2.
Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов; учебник-М.:
Инфра.-М, 2018,-624с.
3.
Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное
пособие . Лабораторный практикум В.А.Стуканв-М. ФОРУС-ИНФРА-М 2018 г.
208 с.
Дополнительные источники:
4. Адаскин
А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.
пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное
профессиональное образование.
5.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы
и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
Электронные издания ( электронные ресурсы
https://multiurok.ru/files/kurs-lektsii-po-materialovedeniiu.html
https://narfu.ru/iet/divisions/ktkmim/literature/materialovedenie_kurs_lektsiy_.pdf
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
контроля
Знать
ОК.01-ОК.09. ПК 2.1.ПК.3.1-ПК3,5
Основные свойства ,
Определение
Оценка
классификацию,
основных свойств и результатов
характеристики применяемых характеристик
тестирования;
в профессиональной
эксплуатационных
Оценка защиты
материалов
лабораторных
деятельности материалов;
применяемых в
работ;
Физические и химические
Оценка за
свойства горючих и смазочных профессиональной
деятельности;
подготовленные
материалов
сообщения в
Определение
Области применения
рамках
физических и
материалов;
химических свойств внеаудиторной
Характеристики
самостоятельной
эксплуатационных
лакокрасочных покрытий
работы
материалов и
автомобильных кузовов
применение их по
Требования к состоянию
назначению;
лакокрасочных покрытий
Знание основных
характеристик и
требований к
лакокрасочным
покрытиям
автомобильных
кузовов
Уметь. ОК. 01-ОК.09
ПК 2.1.ПК.3.1-3.5
Использовать
Использование
Экспертная оценка
эксплуатационные материалы эксплуатационных
результатов
в профессиональной
материалов в
деятельности
соответствии с
студентов при
деятельности;
выполнении и
Определять основные свойства поставленной
задачей и основными защите
материалов по маркам;
свойствами
лабораторных
Выбирать материалы на
занятий
основе анализа их свойств для
конкретного применения
13
14