СОДЕРЖАНИЕ
№№
Наименование
Страницы
п/п
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
4
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
7
ДИСЦИПЛИНЫ
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
12
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
13
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 ОХРАНА ТРУДА
1.1.Место дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» является
обязательной частью общепрофессионального цикла программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, входящей
в укрупненную группу профессий и специальностей 23.00.00 Техника и
технологии наземного транспорта.
Учебная дисциплина «Охрана труда» наряду с учебными дисциплинами
общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и
профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных
модулей.
1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
2.
1.2. Цель и панируемые результаты учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины:
3.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся
должны
формироваться общие компетенции (ОК) включающиеся в себя способность;
4
Код
ОК 1
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и
ОК 2
интерпретации информации и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное
ОК 3
профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
ОК 4
команде;
. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
ОК 5
государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
ОК 6
демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
. Содействовать сохранению окружающей среды,
ОК 7
ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
. Использовать средства физической культуры для
ОК 8
сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
. Пользоваться профессиональной документацией на
ОК 9
государственном и иностранном языках.
4. В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся
должны
формироваться профессиональные компетенции (ПК) включающие в себя
способность:
Код
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
Наименование
видов
деятельности
и
профессиональных
компетенций
Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
Определять техническое состояние электрических и электронных
систем автомобилей.
Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
5
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
ПК 1.5.
ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
двигателей.
ПК 2.2 Осуществлять техническое обслуживание электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 2.3 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
трансмиссий.
ПК 2.4 Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и
механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.
ПК 3.1 Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2 Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
ПК 1.4.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1-применять методы и средства защиты от опасностей технических систем
и технологических процессов;
У.2- соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З.1- воздействие негативных факторов на человека;
З.2.-правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в
организации;
З.3-меры
безопасности
при
работе
с
электрооборудованием
и
электрифицированными инструментами;
З.4-правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной
деятельности;
З.6-экологические нормы и правила организации труда на предприятиях.
В результате освоения учебной дисциплины формируются личностные
результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности:
ЛР 19 Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках. (в ред. Приказа Министерства Просвещения России от
17.12.2020 N 747)
6
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 32часа;
в том числе:
Теории -16,
лабораторные работы -16 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОХРАНА ТРУДА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах
32
Объем учебной дисциплины
-
Внеаудиторная самостоятельная работа
в том числе:
подготовка сообщений по предложенным темам (на выбор)
-
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем:
32
В том числе:
теоретическое обучение
14
лабораторные занятия
–
практические занятия
16
Промежуточная аттестация
2
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Опасные и вредные производственные факторы
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Воздействие
Воздействие опасных и вредных производственных факторов
негативных
на автотранспортных предприятиях на организм человека.
факторов на
Контролирование санитарно-гигиенических условий труда.
человека
Основные причины производственного травматизма и
профессиональных заболеваний
Практические занятия
№ 1,2 Анализ причин производственного травматизма и
профессиональных заболеваний
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Методы и средства Механизированные производственные процессы. Средства
защиты от
индивидуальной защиты и личной гигиены. Задачи и средства
технических систем защиты
и технологических
процессов
Практические занятия
8
Объем в
часах
3
8
2
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ПК 1.1-1.5
ОК 1-7
ОК 9
ЛР 19
2
2
2
2
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-7
ОК 9, ЛР 19
№ 3.4 Применение средств коллективной защиты и средств
индивидуальной защиты
Раздел 2. Обеспечение безопасных условий труда в сфере производственной
деятельности
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Безопасные
1. Основные требования к территориям, производственным, адусловия труда
министративным и санитарно-бытовым помещениям. Вентиляция. Освещение производственных помещений. Отопление
помещений
2. Электробезопасность автотранспортных предприятий. Действие электрического тока на организм человека. Пожарная безопасность и пожарная профилактика. Причины возникновения
пожаров на автотранспортных предприятиях. Первичные средства пожаротушения
Практические занятия
№ 5,6 Определение предельно допустимой концентрации
вредных веществ в воздухе рабочей зоны
№ 7,8 Определение дымности отработавших газов
№ 9 Определение запылённости воздуха
№ 10,11 Оказание первой доврачебной помощи при поражении
электрическим током
№ 12 Применение средств пожаротушения
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
9
2
14
2
8
2
2
1
2
1
2
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-7
ОК 8,9, ЛР 19
Предупреждение
производственного
травматизма и
профессиональных
заболеваний на
предприятиях
автомобильного
транспорта
Основные причины производственного травматизма и
профессиональных заболеваний. Анализ травмоопасных и
вредных факторов на рабочих местах Обучение работников
автомобильно-транспортных предприятий безопасности труда
Практические занятия
№ 13,14 Оценка фактического состояния условий труда на
рабочих местах
Раздел 3. Управление безопасностью труда
Тема 3.1 Правовые Содержание учебного материала
и нормативные
1.Основные положения законодательства об охране труда на
основы охраны
предприятии. Основополагающие документы по охране труда
труда на
2.Система стандартов безопасности труда. Комплекс мер по охпредприятии.
ране труда
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Организационные
Организация работы по охране труда на предприятии. Служба
основы охраны
охраны труда. Разработка мероприятий по охране труда на
труда на
предприятии. Надзор и контроль за охраной труда на
предприятии
предприятии. Ответственность за нарушение охраны труда.
Организация обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда работников предприятия. Виды инструктажа
Практическое занятие
№ 15,16 Инструктаж слесаря по ремонту автомобиля
10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-7
ОК 9 ЛР 19,
2
2
8
4
2
2
2
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-,7,ОК 9, ЛР 19
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-7
ОК 9, ЛР 19
Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет
Всего:
2
32
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Охрана труда», оснащенный оборудованием:
• рабочее место для преподавателя,
• рабочие места по количеству обучающихся,
• макеты (средства индивидуальной защиты),
• комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»,
• компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Кланица, B.C. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие /
B.C. Кланица. — М.: Академия, 2018. - 176 с.
2. Туревский, И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие /
И.С. Туревский. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 240 с.
3. Графкина, М.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт: учебное пособие/
М.В. Графкина. — М.: Академия, 2019. - 176 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.http://norma.org.ua/document/regulations_ohrana_truda/otraslevie/toi_r/auto/37.php
2. http://truddoc.narod.ru/sbornic/transport/22.htm
3.2.3. Дополнительные источники
1. Сборник типовых инструкций по охране труда для основных профессий
рабочих автотранспортных предприятий: ТОИ Р-200-01-95 – ТОИ Р-200-23-95.
Утвержден Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса
РФ от 27 февраля 1996 года № 16. — СПб: Деан, 2007. -176 с.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знать:
- воздействие негативных
факторов на человека;
- правовые, нормативные и
организационные
основы
охраны труда в организации;
- меры безопасности при
работе
с
электрооборудованием
и
электрифицированными
инструментами;
правила
техники
безопасности и охраны труда
в
профессиональной
деятельности;
- экологические нормы и
правила организации труда
на предприятиях.
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-7
ОК 8,9
уметь:
- применять методы и
средства
защиты
от
опасностей
технических
систем и технологических
процессов;
- соблюдать безопасные
условия труда в
профессиональной
Демонстрировать
знание
основных
факторов
вредных
воздействий
на
организм
человека,
требований
охраны
труда,
правил
безопасной
профессиональной
деятельности,
экологических
нормативов
Применение методов и
средств защиты от
опасных воздействий;
Соблюдение
безопасных условий в
профессиональной
деятельности
13
Формы и методы
оценки
Текущий контроль:
Защита
отчетов
о
выполнении
практических работ;
Промежуточная
аттестация
–
дифференцированный
зачет
Текущий
контроль:
Экспертная
оценка
результатов
деятельности студентов
при
выполнении
и
защите
практических
заданий
Промежуточная
аттестация
–
деятельности.
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1-3.5
ОК 1-7
ОК 8,9
дифференцированный
зачет
14