Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06 Основы агрономии
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии
СПО: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Азов
2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
13
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО
35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в
соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования
110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства по
направлению подготовки 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по
профессии 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть ППКРС.
общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться общие компетенции (ОК), включающие в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
4
ОК
6
Работать
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, клиентами
ОК 7 Организовать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности
ОК 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться профессиональные компетенции (ПК), включающие в себя
способность:
ПК
1.2
Выполнять
работы
по
возделыванию
и
уборке
сельскохозяйственных культур в растениеводстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1
определять
особенности
выращивания
отдельных
сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 основные культурные растения;
З2 их происхождение и одомашнивание;
З3 возможности хозяйственного использования культурных растений;
З4 традиционные и современные агротехнологии (системы обработки
почвы; зональные системы земледелия; технологии возделывания основных
сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - _52 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - _36_ часов, в
том числе за счет вариативной части ППКРС _36___ часов самостоятельной
работы обучающегося - __16__ часов.
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
52
36
Выполнить сообщения на тему
Выполнить конспект на тему
6
1
16
12
4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
6
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины основы агрономии
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
1
2
Раздел
1
Теоретические
основы
получения
высоких
урожаев
сельскохозяйств
енных растений.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Агрономия
как 1
Введение. Основные термины и определения.
важнейший
раздел биологии.
2
Классификация сельскохозяйственных растений.
Тема 1.2
Почвоведенье.
Объе
м
часов
3
2
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнить сообщение на тему: «Современное растениеводство в различных странах»
1
1
Содержание учебного материала
3
Понятие о почве. Виды почв.
4
1
Коды общих и
профессиональных
компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК1; ОК2; ОК3; ОК4;
ОК5; ПК 1.2; У1; З1;
З2;З3; З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
7
Тема 1.3
Земледелие.
4
Почвообразовательный процесс.
1
5
Состав почвы.
1
6
Эрозия почв и способы борьбы с ней.
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнить сообщение на тему: «Состав и свойства почвы»
Содержание учебного материала
7
Сорные растения и способы борьбы с ними.
1
1
9
1
8
Технологические операции при обработки почвы.
1
9
Приёмы основной обработки почвы.
1
10
Система поверхностной обработки почвы.
1
11
Агротехнические требования при обработки почвы.
1
12
Понятие о севообороте и его элементах.
1
13
Предшественники и агрохимическая оценка.
1
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
8
Тема 1.4
Агрохимия
14
Классификация севооборотов.
1
15
Системы земледелия.
1
Практические работы
1
Составление схемы зернопропашного севооборота и построение ротационных таблиц
3
1
2
Составление схемы почвозащитного севооборота и построение ротационных таблиц
1
3
Составление схемы специализированного севооборота и построение ротационных
таблиц
1
Самостоятельная работа обучающихся
3
Выполнить сообщение на тему: «Сорные растения и вред, причиняемый ими»
4
Выполнить конспект на тему: «Меры борьбы с сорными растениями»
5
Выполнить конспект на тему: «Классификация сорных растений»
Содержание учебного материала
16 Питание растений.
3
1
1
3
1
17
Минеральные удобрения.
1
18
Органические удобрения.
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
9
Тема 1.5
Посев
сельскохозяйстве
нных культур
6
Выполнить сообщение на тему: «Диагностика питания растений»
7
Выполнить сообщение на тему: «Особенности удобрения зерновых культур»
Содержание учебного материала
19 Подготовка семян к посеву.
20
Способы посева.
1
21
Уход за посевами.
1
Практические работы
4
Рассчитать всхожесть и энергию прорастания семян яровых культур, если из 100шт.
семян на 3 день проросли-75шт, а на 7 день-94шт
5
Рассчитать норму высева семян пшеницы, если абсолютный вес-45 г, коэффициент
высева-5 млн.шт./га, посевная годность семян 95%
Самостоятельная работа обучающихся
8
Выполнить сообщение на тему: «Агротехнические требования к посеву»
Тема 1.6
Содержание учебного материала
Защита растений 22 Вредители и болезни.
от вредителей и
болезней.
23 Агротехнический метод защиты растений и химический способ.
Тема 1.7
1
1
3
1
Самостоятельная работа обучающихся
9
Выполнить сообщение на тему: «Особенности защиты растений в индивидуальном
хозяйстве»
Содержание учебного материала
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
2
10
Уборка урожая и
хранение
продукции.
24
Способы уборки.
1
25
Хранение зерна.
1
Самостоятельная работа обучающихся
10 Выполнить сообщение на тему: «Качество растениеводческой продукции»
11 Выполнить сообщение на тему: «Морфологические признаки и биологические
особенности зерновых культур зоны»
Раздел
2
Особенности
биологии
и
агротехники
главнейших
сельскохозяйств
енных культур.
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Зерновые
26 Озимые хлеба. Ранние яровые культуры.
культуры.
27
Тема 2.2
Технические
культуры.
Кукуруза и сорго
Самостоятельная работа обучающихся
12 Выполнить сообщение на тему: «Роль зернобобовых культур в увеличении производства
зерна, решение проблемы кормового белка и повышении плодородия почвы»
13 Выполнить сообщение на тему: «Экономическая эффективность возделывания
зернобобовых культур»
Содержание учебного материала
28 Масличные культуры.
2
1
1
2
1
1
2
1
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
1
1
1
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
11
Тема 2.3
Корнеплоды.
Практические работы
6
Определить норму высева семян масленичных культур с посевной годностью 85%, если
при 100% посевной годности на 1га положено посеять 220кг/г.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
14 Выполнить конспект на тему: «Прядильные и масличные культуры. Особенности их
возделывания с учетом климатической зоны»
15 Выполнить конспект на тему: «Способы уборки, сушки и хранения сена»
Содержание учебного материала
29 Сахарная свекла.
2
1
30 Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
16 Выполнить сообщение на тему: «Кормовые корнеплоды»
1
1
1
Всего:
1
1
1
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
ОК2; ОК3; ОК4; ОК5;
ПК 1.2; У1; З1; З2;З3;
З4.
52
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических
единицах),наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика
самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Коды общих компетенций и личностных, метапредметных, предметных
результатов, формированию которых способствует элемент программы - заполняется в каждой позиции столбца 4 в соответствии с п.1.3 Паспорта рабочей
программы
12
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основы
агрономии.
Оборудование учебного кабинета: 1 количество мест согласно списку группы; 2 доска; 3
Технические средства обучения: 1 проектор; 2 интерактивная доска; 3 макеты.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Учебник для учреждений начального профессионального образования / Н. Н. Третьяков
– М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 464с.
Дополнительные источники:
1. М.Н. Гуренёв Основы земледелия: учебное пособие для с/х техникумов 2-е изд.
переработано и доп.- М.: Колос,2007г., - 495 стр.
2. Технология производства продукции растениеводства Учебник для средних
учебных заведений: Колос 2007г., 445 стр.
3. Растениеводство. Под ред. П.П. Вавилова. М., Р24 Колос, 2007г., 445стр.
4. Основы агрономии. Н.Н.Третьяков; Б.А.Ягодин; А.М.Туликов.
5. Кирюшин, В. И. Агрономическое почвоведение [Электронный ресурс] : учебник /
В. И. Кирюшин. – Санкт-Петербург :Квадро, 2016. – 686 с. –
3. Интернет-ресурсы:
1.Интернет сайты Агропортала. – www.agronomiy.ru.bibliolink.ru›publ/10-1-0-717.
2.Режим доступа: http://10.74.1.2:8080/Books/kvadro_argonomicheskoe_pochvovedenie.pdf.
4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного
зачёта.
Результаты обучения
ОК 1 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК 4 Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
определять
особенности
выращивания
У1
отдельных сельскохозяйственных культур с
учетом их биологических особенностей.
З1 основные культурные растения;
З2 их происхождение и одомашнивание;
З3 возможности хозяйственного использования
культурных растений;
З4 традиционные и современные агротехнологии
(системы обработки почвы; зональные системы
земледелия;технологии возделывания основных
сельскохозяйственных культур; приемы и методы
растениеводства).
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1 Практическое занятие.
Составление схемы зернопропашного севооборота и
построение ротационных таблиц.
2 Практическое занятие.
Составление схемы почвозащитного севооборота и
построение ротационных таблиц.
3 Практическое занятие.
Составление
схемы
специализированного
севооборота и построение ротационных таблиц.
6 Практическое занятие.
Определить норму высева семян масленичных
культур с посевной годностью 85%, если при 100%
посевной годности на 1га положено посеять 220кг/г.
13
ОК 1 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
У1
определять
особенности
выращивания
отдельных сельскохозяйственных культур с
учетом их биологических особенностей.
З1 основные культурные растения;
ОК 4 Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
У1
определять
особенности
выращивания
отдельных сельскохозяйственных культур с
учетом их биологических особенностей.
З2 их происхождение и одомашнивание;
ОК 1 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК 4 Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
определять
особенности
выращивания
У1
отдельных сельскохозяйственных культур с
учетом их биологических особенностей.
З4 традиционные и современные агротехнологии
(системы обработки почвы; зональные системы
земледелия;технологии возделывания основных
сельскохозяйственных культур; приемы и методы
растениеводства).
ОК 1 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК 4 Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
определять
особенности
выращивания
У1
отдельных сельскохозяйственных культур с
учетом их биологических особенностей.
З1 основные культурные растения;
З2 их происхождение и одомашнивание;
1 Практическое занятие.
Составление схемы зернопропашного севооборота и
построение ротационных таблиц.
2 Практическое занятие.
Составление схемы почвозащитного севооборота и
построение ротационных таблиц.
Выполнить сообщение на тему: «Современное
растениеводство в различных странах»
Выполнить сообщение на тему: «Сорные растения и
вред, причиняемый ими»
3 Практическое занятие.
Составление
схемы
специализированного
севооборота и построение ротационных таблиц.
Рассчитать всхожесть и энергию прорастания семян
яровых культур, если из 100шт. семян на 3 день
проросли-75шт, а на 7 день-94шт.
Выполнить сообщение на тему: «Диагностика питания
растений»
Выполнить сообщение на тему: «Особенности защиты
растений в индивидуальном хозяйстве»
6 Практическое занятие.
Определить норму высева семян масленичных
культур с посевной годностью 85%, если при 100%
посевной годности на 1га положено посеять 220кг/г.
Выполнить сообщение на тему: «Агротехнические
требования к посеву»
Выполнить сообщение на тему: «Роль зернобобовых
культур в увеличении производства зерна, решение
проблемы кормового белка и повышении плодородия
почвы» Выполнить конспект на тему: «Способы
уборки, сушки и хранения сена»
4 Практическое занятие
Рассчитать всхожесть и энергию прорастания семян
яровых культур, если из 100шт. семян на 3 день
проросли-75шт, а на 7 день-94шт.
5 Практическое занятие
Рассчитать норму высева семян пшеницы, если
абсолютный вес-45 г, коэффициент высева-5
млн.шт./га, посевная годность семян 95%.
Выполнить сообщение на тему: «Экономическая
эффективность возделывания зернобобовых культур»
Выполнить
сообщение
на
тему:
«Кормовые
корнеплоды»
14