СГ.01 История России

Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 История России
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 35.01.27 МАСТЕР СЕДБСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА

г. Азов
2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

стр.
4-8

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

8-16

ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

17

ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

18

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

СПО:
Учебная дисциплина «СГ.01 История России» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04,
ОК 05, ОК 06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы «История России» направлено на достижение
следующих
целей:
•
формирование у молодого поколения исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
•
формирование понимания истории как процесса эволюции
общества, цивилизации и истории как науки;
•
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества
при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом
процессе;
•
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие
исторические события, процессы и явления;
•
формирование у обучающихся системы базовых национальных
ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания
уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в
обществе и через общество;
•
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории
своего Отечества как единого многонационального государства, построенного
на основе равенства всех народов России.

4

1.2.2. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися
осваиваются умения и знания:

ОК

Умения

Знания

ОК01

У.01.01
распознавать
задачу и/или проблему в
профессиональном и/или
социальном
контексте;
У.01.02
анализировать
задачу и/или проблему и
выделять её составные
части; определять этапы
решения задачи;
У.01.03
выявлять
и
эффективно искать
информацию,необходимую
для решения задачи и/или

З.01.01 актуальный профессиональный
и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
З.01.02
основные
источники
информации и ресурсы для решения
задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
З.01.03 алгоритмы выполнения работ в
профессиональной
и
смежных
областях;
З.01.04
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;

проблемы;
У.01.04
составлять
план действия; определять
необходимые
ресурсы;
У.01.05
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной
и
смежных сферах;
У.01.06
реализовывать
составленный
план;
оценивать результат и
последствия
своих
действий (самостоятельно
или с помощью
наставника)
У.02.01 определять задачи
для поиска информации;
У.02.02
определять
необходимые
источники
информации;
У.02.03
планировать
процесс поиска;
У.02.04
структурировать
получаемую информацию;
У.02.05 выделять наиболее
значимое
в
перечне
информации;
оценивать
практическую значимость

З.01.05 порядок оценки результатов
решения задач профессиональной
деятельности

Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным
контекстам

ОК02 Использовать

современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

З.02.01
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной
деятельности;
З.02.02 приемы структурирования
информации;
З.02.03
формат
оформления
результатов поиска информации

5

ОК 06
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционног
о
поведения

результатов
поиска;
У.02.06 оформлять
результаты поиска
У.06.01
Описывать
значимость
своей
профессии;
У.06.02
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

З.06.01
сущность
гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих ценностей;
З.06.02 значимость профессиональной
деятельности по профессии;
З.06.03 стандарты антикоррупционного
поведения
и
последствия
его
нарушения

Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и
формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках
дисциплины:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах
и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего
Отечества.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ответственного отношения к ее современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной
национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их
взглядам.
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного

ЛР 13

ЛР 14
ЛР 15
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
6

и чужого труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью
ЛР 20
окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за
ЛР 21
развитие группы обучающихся.
Приобретение навыков общения и самоуправления.
ЛР 22
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
ЛР 23
самореализация личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к
ЛР 24
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
ЛР 25
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
ЛР 26
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения (в
ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
ЛР 27
личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
ЛР 28
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
ЛР 29
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
ЛР 30
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (в
ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Активно применяющий полученные знания на практике
ЛР 31
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро
ЛР 32
принимать решения
Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям
ЛР 33
народов России и других государств, способности к
межнациональному и межконфессиональному согласию
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
ЛР 34
применительно к различным контекстам
Использовать информационные технологии в профессиональной
ЛР 35
деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на
ЛР 36
государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа мин
просвещения России от 17.12.2020 N 747)
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ЛР 37
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
7

ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности.
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность,
чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней
нуждается.

ЛР 38

ЛР39

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

В т.ч.:
36

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

36

лабораторные работы

0

практические занятия

0

Контрольные работы

3

Промежуточная аттестация ДЗ

1
семестр
1

Количество часов

2

3

4
36

3

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад. ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч

1

2

3

Введение

II курс IV семестр 36 ч.

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Тема 1.1

Содержание учебного материала
Внутренняя и внешняя политика государственной власти в
СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии,
национальной, культурной и социально-экономической
политики. Отношения с сопредельными государствами,
Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

1

10/3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК01;
ОК02

Код Н/У/З

У01.01;
У01.04;
У01.06
З01.01; З01.0

ОК01; ОК02

У01.01; У01.04;
У01.06
З01.01; З01.02
У02.04;
У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02;
З02.03

Тема 1.2.

Содержание учебного материала
Противоречия социально-экономического развития в СССР в

3

ЛР13-ЛР39
ОК 01, ОК 05,

У01.01;

9

1980-ые годы. Концепция ускорения социальноэкономического развития страны. Политика перестройки и
гласности. Проекты новых экономических программ
(Л.И. Абалкин, «500 дней» С.С. Шаталина и Г. Явлинского и
др.), денежная реформа 1991г.

ОК 06

У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02; З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03

Тема 1.3.

Содержание учебного материала
Политические события в Восточной Европе во второй
половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад)
СССР и образование СНГ. Российская Федерация как
правопреемница СССР. Объединение Германии. Договор об
обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы.
Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ.
Договор об обычном вооружении. СНВ-1.

4

ЛР13-ЛР39
ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04;
У01.06
З01.01; З01.02

3

У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02; З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03

10

ЛР13-ЛР39
Контрольная работа № 1 по разделу 1. Развитие СССР и его
место в мире в 1980-е гг.

Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Курс экономических реформ 90-х. годов. Первый этап
либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). Предпосылки
радикальной экономической реформы и ее основные
направления. Российский вариант «шоковой терапии» и
начало приватизации. Формирование олигархических групп.
Дефолт 1998 г. Итоги социально-экономических
преобразований 1990-х гг.

1
13/ 3

ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02; З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03

Тема 2.2.

Содержание учебного материала
Государственно – политическое развитие РФ в 90 –е гг.
Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада
России. Двоевластие: борьба за власть между президентом
РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу
РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 Принципы

3

ЛР13-ЛР39
ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;

11

федеративного устройства России. Проблемы и тенденции во
взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ.
Выборы в Госдуму 1995г. Президентские выборы 1996 г.
Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы
развития многопартийности в России. Политические партии
России. Политическая жизнь в регионах страны.

Тема 2.3

Содержание учебного материала
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Локальные
национальные и религиозные конфликты на пространстве
бывшего СССР в 90-е годы. «Чеченский кризис». Завершение
«первой чеченской кампании». Подписание соглашения о
прекращении боевых действий на территории Чечни в
селении Хасавюрт
(1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало
антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.).
«Вторая чеченская кампания». Основные направления
внешней политики РФ в конце 1990 - начале 2000 гг.

У02.07
З02.01;
З02.02; З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03
3

ЛР13-ЛР39
ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02;
З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03

Тема 2.4

Содержание учебного материала

4

ЛР13-ЛР39

12

Духовные ценности и ориентиры россиян в период
социально-экономических и политических преобразований.
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и
формирование «массовой культуры». Наука и искусство. Роль
государства и Церкви в современной Российской Федерации.

ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02;
З02.03

3

У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03
Контрольная работа № 2 по разделу 2. Россия и мир в конце
ХХ – начале ХХI века
Раздел 3. Россия и мир в начале XXI века
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Внутренняя политика в начале XXI в. Выборы 2000 г. Курс на
укрепление государственности. Партийные реформы.
Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг.
Экономический рост и продолжение реформ.

ЛР13-ЛР39
1
12 / 3

ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;

13

З02.02;
З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03
Тема 3.2.

Содержание учебного материала
Парламентские выборы 2007 г. Новая конфигурация власти и
выборы Президента Д.А. Медведева. Россия в условиях
глобального кризиса. Парламентские и Президентские
выборы 2011 – 2012 гг., 2016 г.

3

ЛР13-ЛР39
ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02;
З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03
ЛР13-ЛР39

14

Тема 3.3.

Содержание учебного материала
Концепция развития в диалектической философии. Категории
диалектики: качество, количество, мера, скачок и пр. Законы
диалектики. Диалектический характер природы, общества и
мышления, его отражение в теории современной философии
и науки.

2

ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02
У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02;
З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03

Тема 3.4.

Содержание учебного материала
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей.
Коммерциализация искусства и «массовая культура».
Глобализация культуры. Идеи «поликультурности» и
молодежные экстремистские движения. Новая эстетика.
Постмодернизм. Информационные технологии. Обращение к
историко-культурному наследию. Современные
общегосударственные документы в области политики,
экономики, социальной сферы и культуры. Анализ
документов ВТО, ЕС, НАТО и других международных
организаций с позиции гражданина РФ.

4

ЛР13-ЛР39
ОК01;
ОК02 ОК 06

У01.01;
У01.04; У01.06
З01.01; З01.02

2

У02.04; У02.06;
У02.07
З02.01;
З02.02;

15

З02.03
У.06.01
У.06.02
З.06.01
З.06.02
З.06.03
Контрольная работа № 2 по разделу 3. Россия и мир в
начале XXI века
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

ЛР13-ЛР39
1
1

36

16

3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрено
специальное помещение
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в
соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по профессии 35.01.27
Мастер сельскохозяйственного производства. Оборудование: мебель, доска,
мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов),
техническими средствами обучения: компьютер с устройствами
воспроизведения звука, принтер, мультимедиапроектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
3.2.1 Основные источники:
1.Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1914—
1945 годы. 10 класс. Базовый уровень»
2. Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1945 год
— начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень»
3. Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «История. Всеобщая история. 1914—
1945 годы. 1945 год — начало XXI века 10-11 класс. Базовый уровень»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
о современной исторической
науке, её специфике, методах
исторического познания и его
роли в решении задач
прогрессивного развития
Российской Федерации в мире;
основных направлений развития
ключевых регионов мира на
рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущности и причин локальных,
региональных,
межгосударственных конфликтов
в конце XX – начале XXI вв.;
основных процессов
политического и экономического
развития ведущих государств и
регионов мира;
назначения ООН, НАТО, ЕС и
других межправительственных
организаций и основных
направлений их деятельности;
роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
содержания и назначения
важнейших нормативно-правовых
актов мирового и регионального
значения.

Критерии оценки
Знание основных
направлений и
особенностей
исторического пути
развития регионов мира на
рубеже XX и XXI веков.
Знание способность
анализировать причины
межгосударственных
конфликтов XX в.
Способность провести
анализ исторической
информации политического
и экономического развития
ведущих государств и
регионов мира.
Способность давать оценку
основным направлениям
деятельности
международных
организаций ООН, НАТО,
ЕС и др.
Способность дать
определение причинноследственных связей науки,
культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и
государственных традиций.
Знание нормативных,
правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения.
Умения:
Способность описать и
самостоятельно ориентироваться в прокомментировать
современной экономической,
современную
политической, культурной
экономическую,
ситуации в Российской Федерации политическую, культурную
и мире;
ситуацию в России и мире.
выявлять взаимосвязь
Способность анализировать
отечественных, региональных,
и характеризовать
мировых социальновзаимосвязь отечественных,
экономических, политических и
региональных, мировых
культурных проблем;
социально-экономических,
отстаивать активную
политических и культурных
гражданскую позицию.
проблем.

Методы оценки
Устные и письменные
опросы

Устные и письменные
опросы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».