ООД.11 Биология

Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД 11 БИОЛОГИЯ (профиль)
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

г. Азов
2024г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД. 11 БИОЛОГИЯ ( профиль)

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная
дисциплина
ООД.11
Биология
является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного производства.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины ООД.11
Биология направлено на достижение следующей цели: формирование у
обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни со знанием
современных представлений о живой природе, навыков по проведению
биологических
исследований
с
соблюдением
этических
норм,
аргументированной личностной позиции по бережному отношению к
окружающей среде.
Задачи:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка,
Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных
представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных
и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к
4

природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения
к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью
других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер
профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах,
соблюдение правил поведения в природе.

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на
основе ФГОС СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

1
2

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1

Дисциплинарные2

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в
рассматриваемых явлениях;

- сформировать знания о месте и роли биологии в
системе естественных наук, в формировании
современной естественнонаучной картины мира, в
познании законов природы и решении жизненно
важных
социально-этических,
экономических,
экологических проблем человечества, а также в
решении
вопросов
рационального
природопользования; в формировании ценностного
отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе
российских и зарубежных ученых - биологов в
развитие биологии; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем,
- уметь владеть системой биологических знаний,
которая включает:
основополагающие биологические термины и
понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид,
популяция,
экосистема,
биоценоз,
биосфера;
метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет,
биосинтез белка, биополимеры, дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение,

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

6

- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

наследственность, изменчивость, энергозависимость,
рост и развитие);
биологические теории: клеточная теория Т. Шванна,
М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного
иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная
теория наследственности Т. Моргана, закон
зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория
Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н.
Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах
многообразия
и
происхождения
культурных
растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях
эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере;
законы (единообразия потомков первого поколения,
расщепления признаков, независимого наследования
признаков Г. Менделя, сцепленного наследования
признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана;
гомологических
рядов
в
наследственной
изменчивости
Н.И.
Вавилова,
генетического
равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого
сходства К. Бэра, биогенетического закона Э.
Геккеля, Ф. Мюллера);
принципы (чистоты гамет, комплементарности);
правила (минимума Ю. Либиха, экологической
пирамиды чисел, биомассы и энергии);
гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного
бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса,
рибозима Т. Чек);
- сформировать умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной,
хромосомной,
мутационной,
7

эволюционной, происхождения жизни и человека;
владение системой знаний об основных методах
научного познания, используемых в биологических
исследованиях живых объектов и экосистем
(описание, измерение, проведение наблюдений);
способами выявления и оценки антропогенных
изменений в природе;
сформировать
умения
раскрывать
основополагающие
биологические
законы
и
закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И.
Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы
их применимости к живым системам;
- уметь выделять существенные признаки:
строения вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов, экосистем и биосферы;
строения органов и систем органов растений,
животных, человека; процессов жизнедеятельности,
протекающих в организмах растений, животных и
человека;
биологических
процессов:
обмена
веществ
(метаболизм), информации и превращения энергии,
брожения, автотрофного и гетеротрофного типов
питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза,
гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального
развития, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), взаимодействия генов,
гетерозиса;
действий
искусственного
отбора,
стабилизирующего, движущего и разрывающего
естественного
отбора;
аллопатрического
и
симпатрического видообразования; влияния
8

движущих сил эволюции на генофонд популяции;
приспособленности организмов к среде обитания,
чередования направлений эволюции; круговорота
веществ и потока энергии в экосистемах;
- приобрести опыт применения основных методов
научного познания, используемых в биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять
зависимости между исследуемыми величинами,
объяснять полученные результаты и формулировать
выводы с использованием научных понятий, теорий и
законов;
- сформировать умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического
обмена,
хемосинтеза,
митоза,
мейоза,
оплодотворения,
развития
и
размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза),
борьбы за существование, естественного отбора,
видообразования, приспособленности организмов к
среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение
энергии в биосфере;
- сформировать умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и
явлений, для принятия практических решений в
9

повседневной жизни
с
целью
обеспечения
безопасности
своего
здоровья
и
здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий
для
рационального
природопользования;
умение
использовать
соответствующие
аргументы,
биологическую
терминологию и символику для доказательства
родства организмов разных систематических групп;
взаимосвязи организмов и среды обитания; единства
человеческих рас; необходимости здорового образа
жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем,
как
условия
сосуществования
природы
и
человечества;
- сформировать умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять
причинно-следственные связи между исследуемыми
биологическими объектами, процессами и явлениями;
делать выводы и прогнозы на основании полученных
результатов;
- сформировать умения критически оценивать
информацию
биологического
содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных
источников (средства массовой информации, научнопопулярные материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в биологии,
10

ОК 02. Использовать В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современные
современному уровню развития науки и общественной
средства поиска,
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
анализа и
способствующего
осознанию
своего
места
в
интерпретации
поликультурном мире;
информации, и
- совершенствование языковой и читательской культуры
информационные
как средства взаимодействия между людьми и познания
технологии для

медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные
экологические
проблемы
современности,
формировать по отношению к ним собственную
позицию, умение оценивать этические аспекты
современных исследований в области биотехнологии
и
генетических
технологий
(клонирование,
искусственное
оплодотворение,
направленное
изменение
генома
и
создание
трансгенных
организмов);
- сформировать умения создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе
биологической
информации
из
нескольких
источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии;
- уметь выдвигать гипотезы, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель
исследования, анализировать полученные результаты
и делать выводы;
- принимать участие в научно-исследовательской
работе по биологии, экологии и медицине,
проводимой на базе школьных научных обществ и
публично представлять полученные результаты на
ученических конференциях разного уровня;
- сформировать умения критически оценивать
информацию
биологического
содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных
источников (средства массовой информации, научнопопулярные материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии;
- интерпретировать этические аспекты современных
11

выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать
в
коллективе
и
команде

мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:

исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию, умение оценивать этические
аспекты современных исследований в области
биотехнологии
и
генетических
технологий
(клонирование,
искусственное
оплодотворение,
направленное изменение генома и создание
трансгенных организмов);
- сформировать умения создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе
биологической
информации
из
нескольких
источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии

- сформировать умения создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе
биологической
информации
из
нескольких
источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии;
- уметь выдвигать гипотезы, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель
12

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,

- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли
с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;

исследования, анализировать полученные результаты
и делать выводы;
- принимать участие в научно-исследовательской
работе по биологии, экологии и медицине,
проводимой на базе школьных научных обществ и
публично представлять полученные результаты на
ученических конференциях разного уровня

- владеть системой знаний об основных методах
научного познания, используемых в биологических
исследованиях живых объектов и экосистем
(описание, измерение, проведение наблюдений);
способами выявления и оценки антропогенных
изменений в природе;
- уметь выявлять отличительные признаки живых
систем, в том числе грибов, растений, животных и
человека; приспособленность видов к среде обитания,
абиотических и биотических компонентов экосистем,
13

эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ПК 2.1. Выполнять
основную
обработку и
предпосевную
подготовку почвы
с заданными
агротехническими
требованиями.
ПК 2.2. Вносить
удобрения с
заданными
агротехническими
требованиями.

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности.

-осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
-готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
-целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок, антикоррупционного
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы;
-освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,

взаимосвязей
организмов
в
сообществах,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности;
уметь
выделять
существенные
признаки
биологических
процессов:
обмена
веществ
(метаболизм), информации и превращения энергии,
брожения, автотрофного и гетеротрофного типов
питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза,
гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального
развития, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), взаимодействия генов,
гетерозиса;
действий
искусственного
отбора,
стабилизирующего, движущего и разрывающего
естественного
отбора;
аллопатрического
и
симпатрического
видообразования;
влияния
движущих сил эволюции на генофонд популяции;
приспособленности организмов к среде обитания,
чередования направлений эволюции; круговорота
веществ и потока энергии в экосистемах.
-сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной
грамотности человека для решения жизненных
проблем;
-сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и
понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид,
популяция, экосистема, биоценоз, биосфера;
метаболизм (обмен веществ и превращение энергии),
гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка,
структурная организация живых систем,
дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение
(репродукция), наследственность, изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие, уровневая
14

ПК 2.3. Выполнять
механизированные
работы по посеву,
посадке и уходу за
сельскохозяйствен
ными культурами.
ПК 2.6. Выполнять
мелиоративные
работы.
ПК 2.7. Выполнять
механизированные
работы по
разгрузке и раздаче
кормов животным,
уборке навоза и
отходов
животноводства.

познавательные, коммуникативные);
-способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;

организация;
-сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной,
эволюционной, происхождения жизни и человека;
-сформированность умения раскрывать
основополагающие биологические законы и
закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И.
Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы
их применимости к живым системам;
-приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента, выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми величинами,
объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов;
-сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического
обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза,
оплодотворения, развития и размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза),
борьбы за существование, естественного отбора,
видообразования, приспособленности организмов к
среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение
энергии в биосфере;
-сформированность умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и
15

явлений, для принятия практических решений в
повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной среде; понимание необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального
природопользования;
-сформированность умения решать биологические
задачи, составлять генотипические схемы
скрещивания для разных типов наследования
признаков у организмов, составлять схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах (цепи питания,
пищевые сети);
-сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных
источников (средства массовой информации, научнопопулярные материалы); интерпретировать этические
аспекты современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные
экологические проблемы современности,
формировать по отношению к ним собственную
позицию;
-сформированность умений создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе
биологической информации из нескольких
источников, грамотно использовать понятийный
аппарат биологии.
-

16

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание

Объем в
часах
144
128

в т. ч.:
теоретическое обучение

84

практические занятия

44

Профессионально-ориентированное содержание

16

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

практические занятия

10

Промежуточная аттестация в форме
экзамена
ИТОГО

4
144

17

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

держание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),лабораторные и
практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем
часов

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1. Биология Содержание учебного материала
какнаука
Теоретическое обучение:
Биология как наука. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика,
геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира.
Значение биологических знаний. История биологии. Значение цитологии для развития биологии и
познания природы. Методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых
атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клеток

3
36
2
2
2

Тема 1.2. Общая Содержание учебного материала
характеристика Теоретическое обучение:
жизни
Разнообразие биосистем. Организация биологических систем. Уровни организации биосистем:

2
2
2

Тема 1.3.
Биологически
важные
химические
соединения

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль. Органические
вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковоймолекулы.
Ферменты, принцип их действия.
Углеводы. Биологические функции углеводов.
Липиды. Общий план строения. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов.
Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ

8
8
2

Витамины и биологически активные добавки, их значение в жизни организма человека. Гипо- и

2

молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой,
экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Науки, изучающие биологические объекты на
разных уровнях организации жизни. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Процессы,
происходящие в биосистемах

2

Формируемые
компетенции
4

ОК 02

ОК 02

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

18

авитаминозы их последствия. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по
перечню источников, рекомендованных преподавателем
Тема 1.4.
Структурнофункциональная
организация
клеток

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной
теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток
эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности
строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение плазматической
мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и активный. Эндоцитоз:
пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка. Структура и функции клеточной
стенки растений, грибов
Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть
(ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли растительных клеток. Строение ифункции
одномембранных органоидов клетки. Клеточный сок. Тургор.

Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты,
лейкопласты, их строение и функции. Ядерный аппарат клетки, строение и функции.
Немембранные органоиды клетки: рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды
движения: реснички и жгутики. Строение и функции немембранных органоидов клетки
Практические занятия:
Практическая работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты) и выявление различий между изучаемыми
объектами»
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональны Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы,
гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот.
е факторы
наследственности Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК –
двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК-экспертиза. Виды РНК.
Функции РНК в клетке
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов

6
4
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
2
4
2
2

ОК 01
ОК 02

2
2
19

Тема 1.6.
Процессы
матричного
синтеза

Тема 1.7.
Неклеточные
формы жизни

Тема 1.8.
Обмен веществ и
превращение
энергии в клетке

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК.
Репарация ДНК (дореплекативная, постреплекативная). Реакции матричного синтеза. Принцип
комплементарности в реакциях матричного синтеза. ДНК и гены. Генетический код, его свойства.
Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция и её этапы. Условия биосинтеза белка.
Строение т-РНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка

4
2
2

Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка.
Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов,
ретровирусов, бактериофагов. Жизненный цикл ДНК-содержащих вирусов, РНК-содержащих
вирусов, бактериофагов. ВИЧ, гепатит человека.
Бактерии. Общая характеристика. Понятие штамм. Вирусы и бактерии: сходства и различия
Практическое занятие. Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования
лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков.
Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и
гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в
обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма
Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и
гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапы
энергетического обмена. Гликолиз. Биологическое окисление, или клеточное дыхание

2
2

ОК 01
ОК 02

4
2
2
ОК 02
ОК 04
2

4
4
2

ОК 02

2

20

Тема 1.9.

Содержание учебного материала

2

ОК 02

21

Жизненный цикл Теоретическое обучение:
клетки.Митоз.
Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы их особенности. Дифференциация
Мейоз
клетки и арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие процессы.
Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Мейоз – редукционное деление клетки.
Стадии мейоза. Мейоз – основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер.
Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле
Организмов
Практическое занятие. Биологический синтез митоза и мейоза.
Контрольная работа по разделу «Клетка»
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Строение
Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения
организма
Одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь
частей многоклеточного организма. Функция. Органы и системы органов. Аппараты органов.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.

Тема 2.2. Формы
размножения
организмов

Тема 2.3.
Онтогенез

1
1

ОК 04

1
2
44
8
4
2

Функциональная система органов. Ткани растений. Ткани животных и человека. Органы растений.
Органы и системы органов животных и человека. Значение опоры, движения, питания, дыхания,
транспорта веществ, выделения, защиты. Значение проявления раздражимости и регуляции.

2

Практическое занятие. Теория клонально-селективного иммунитета П. Эрлиха, И.И. Мечникова.

2

Практическое занятие. Вакцинация как профилактика инфекционныхзаболеваний.

2

Содержание учебного материала
Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения:
простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение,фрагментация,
клонирование. Половое размножение.

2
2

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:

5
5

2

ОК 02
ОК 04
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7

ОК 02
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7
ОК 02
ОК 04
22

животных и

Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение и

23

человека

эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез (на примере ланцетника). Стадии
эмбриогенеза. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие.

Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Основныепонятия Теоретическое обучение:
генетики
Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические понятия
и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и
рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы
генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетические

2
2

Тема 2.6.
Закономерности
наследования

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило
доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков.
Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее
скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Полигибридное наследование и его закономерности

4
2

Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

2

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный
аллелизм. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов.
Комплементарность. Эпистаз. Полимерия

4
2

Тема 2.7.
Взаимодействие
генов

ОК 02

ОК 02
ОК 04
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7

ОК 01
ОК 02

24

Тема 2.8.
Сцепленное
наследование
признаков

Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания

2

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Хромосомная теория
наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для
составления генетических карт хромосом

4
2

Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания

2

Тема 2.9. Генетика Содержание учебного материала
пола
Теоретическое обучение:

4
2

Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,сцепленных
с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с
полом, составление генотипических схем скрещивания

Тема 2.10.
Содержание учебного материала
Генетика человека Теоретическое обучение:

ОК 01
ОК 02
2

4
2

Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый,
цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания
человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека

Тема 2.11.

ОК 01
ОК 02
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7

ОК 01
ОК 02

Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя
методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания. Представление устных
сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека

2

Содержание учебного материала

4

ОК 01
25

Закономерности
изменчивости

Тема 2.12.
Селекция
организмов

Теоретическое обучение:
Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков.
Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости.
Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика
модификационной изменчивости
Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.

2

Практическое занятие.
Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины
возникновения мутаций
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор:
массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм.

2

Практическое занятие.
Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по
селекции, составление генотипических схем скрещивания
Контрольная работа по разделу «Строение и функции организма»
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
История
Теоретическое обучение:
эволюционного
Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка.
учения
Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и её значение для
формирования идеи эволюции
Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование.
Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической
теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной
картины мира
Тема 3.2.
Микроэволюция

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:

2
1

ОК 02
ОК 04

ОК 01
ОК 02

1
2
16
1
2
2

2
2

ОК 02
ОК 04

ОК 02
26

Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы
эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как

2

27

элементарная единица эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость.
Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная).
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм
действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии (признаки). Видообразование как
результат микроэволюции
Тема 3.3.
Макроэволюция

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы
изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства (Закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.
Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции

Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Возникновение и Теоретическое обучение:
развитие жизни на Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное)
Земле
зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз.

Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюцияпервых
клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов.
Возникновение основных царств эукариот.
Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира

Тема 3.5.
Происхождение
человека –
антропогенез

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с
животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков.
Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических исоциальных
факторов в антропогенезе
Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян.
Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний
человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная

2
2

4
4
2

ОК 02

ОК 02
ОК 04

2

4
4
2
ОК 02
ОК 04

28

(экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения
человеческих рас. Единство человеческих рас
Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиямсреды.
Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека
Защита лент времени и ментальных карт в формате устного сообщения, подготовленных по перечню
источников, рекомендованных преподавателем

2

Контрольная работа по разделу «Теория эволюции»
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Экологические
Теоретическое обучение:
факторы и среды Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикожизни
химические особенности сред обитания организмов.
Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора.
Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В.
Шелфорда

2
38
2
2
1

Тема 4.2.
Популяция,
сообщества,
экосистемы

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
характеристики популяции.
Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев). Связи между организмами в
биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот
веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов.
Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем

8
8
2

Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии

2

Тема 4.3. Биосфера Содержание учебного материала
- глобальная
Теоретическое обучение:

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.

ОК 01
ОК 07

1

2

2

4
4
2

ОК 01
ОК 02
ОК 07

ОК 01
ОК 02
ОК 07
29

Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере.
Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемысовременности и
пути их решения
Тема 4.4. Влияние Содержание учебного материала
антропогенных
Теоретическое обучение:
факторов на
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия
биосферу
(химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные
воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения вод).
Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра).
Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества, животный
мир)
экологическая
система

Тема 4.5. Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровьечеловека

2
8
6
2

2
2

Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего
региона проживания

2

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение:
Практическое занятие. Здоровье и его составляющие.

10
1

Практическое занятие. Вредные привычки.

1

Практическое занятие. Проблемы техногенного воздействия на здоровье человека.
Практическое занятие. Адаптация организма человека. Защитные механизмы организма человека.
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия
Изучениемеханизмов адаптации организма человека.

2
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7

ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7

30

Контрольная работа по разделу «Экология»
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Биотехнологии в Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения
жизни каждого
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Объекты
биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов.

Тема 5.2.
Бионика

Тема 5.3.
Биотехнологии и
растения

2
12
6
2
3

Практическое занятие. Методы биотехнологии.
Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:
Научные достижения в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий.

1

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение Бионика.
Практическое занятие

2
1
1

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7

2
ОК 01
ОК 02
ОК 04

Выявление использования биологических знаний человеком для решения инженерных задач и развития
техники. Значение биологии для научно-технического прогресса

ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3

Содержание учебного материала
Практические занятия:
Развитие биотехнологий с использованием растений, применение продуктов биотехнологии в жизни
человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с использованием растений (по группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

ПК 2.6
ПК 2.7
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6

Всего:
Промежуточная аттестация в форме экзамена

4
2

2
144

ПК 2.7
4
31

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Биология»;
-набор микропрепаратов для лабораторных и практических работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение
Информационное
обеспечение
обучения
содержит
перечень
рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники
1. Андреева, Т. А. Биология: Учебное пособие / Т.А. Андреева. - М.: РИОР,
2022. - 241 с. - ISBN 978-5-369-00245-2. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/927487 (дата обращения: 11.03.2021). –
Режим доступа: по подписке.
2.Тупикин .Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности : учеб. пособие для нач. проф. образования/ Е. И. Тупикин. – 2е изд., стереотип. – М.: Академия, 2022. – 384 с.
Дополнительные источники
1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая

Российская энциклопедия, 2003.
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. – 3-е
издание.- М.: Дрофа, 2005
3. Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в
вузы. - М.: Дрофа, 2004.
4. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках
организма. - М.: Дрофа, 2004.
5. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа,
2004.
6. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.:
Дрофа, 2004.
7. Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.

Перечень Интернет-ресурсов
1. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
2. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
3. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу
биологии).
4. www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по
биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
5.
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, On-line тесты).
6. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернетресурсов).
7. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного
учебника, разработанного в Московском государственном открытом
университете).
8. www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
9. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
10. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
11. www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная,
но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология»,
«Ботаника», «Зоология», «Человек»).
12. http://www.biolog188.narod.ru/
13. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
14. www.nature.ru
15. www.bio.msu.ru .
16. www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm

30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины «Биология» раскрываются через дисциплинарные результаты,
направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по
разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/
профессиональная
компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01

Тема 1,3; Тема 1,4; Тема Устный опрос, тестовые задания,
1,5; Тема 1,6; Тема 2,7; контрольные работы, практические
Тема 2,8; Тема 2,9; Тема работы
2,10; Тема 2,11; Тема
2,12; Тема 4,1; Тема 4,2;
Тема 4,3; Тема 4,4; Тема
4,5; Тема 5,1-5,3.

ОК 02

Тема 1,1-1,9; Тема 2,12,12; Тема 3,1-3,5; Тема
4,2-4,5; Тема 5,1-5,3

ОК 04

Тема 1,3; Тема 1,4; Тема Устный опрос, тестовые задания,
1,7; Тема 1,9; Тема 2,1; контрольные работы, практические
Тема 2,3; Тема 2,4; Тема работы
2,6; Тема 2,11; Тема 3,1;
Тема 3,4; Тема 3,5; Тема
4,4; Тема 4,5; Тема 5,15,3

ОК 07

Тема 4,1; Тема 4,2; Тема Устный опрос, тестовые задания,
контрольные работы, практические
4,3; Тема 4.4; Тема 4,5.
работы

ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.6
ПК 2.7

Тема 2.1; Тема 2.2; Тема Устный опрос, тестовые задания,
2.6; Тема 2.8; Тема 4.4; контрольные работы, практические
Тема 4.5; Тема 5.1; Тема работы
5.2; Тема 5.3.

ОК 01, ОК 02, ОК 04, Все разделы
ОК 07, ПК 2.1, ПК 2.2,
ПК 2.3, ПК 2.6, ПК 2.7

Устный опрос, тестовые задания,
контрольные работы, практические
работы

Экзамен.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».