Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД 10 ХИМИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
г. Азов
2024г
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................................................................... 2
1.
Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия» ..............................................................................
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы ................................ 3
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ................................................................ 3
2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................. 9
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины .................................................................................... 9
2.2. Содержание дисциплины….................................................................................................. 10
3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................................................... 20
3.1. Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 20
3.2. Учебно-методическое обеспечение ..................................................................................... 20
4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ… ............................................................. 23
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Химия»: углубить знания по изученным в средней школе и
ознакомиться с новыми разделами химии, которые обогащают общую культуру, развивают
логическое мышление и широко используются в химическом моделировании задач, с
которыми встречается современный специалист в своей деятельности.
Дисциплина «Химия» относится к базовой дисциплине общеобразовательного цикла
образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие компетенции
OK 01 Выбирать
способы решения
задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
Планируемые результаты обучения
Общие
Дисциплинарные
− сформировать
гражданскую
позицию обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
− готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
− осознать личный вклад в построении устойчивого будущего;
− сформировать мировоззрение,
соответствующее современному
уровню развития науки и общественной практики, основанное на
диалоге культур, способствующее
осознанию своего места в поликультурном мире;
− самостоятельно
формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
− вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
− развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
− способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения
практических
задач,
применению различных методов
познания;
− ставить и формулировать соб-
- владеть системой химических
знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
оболочка атома, s-, р-, d- электронные орбитали атомов, ион,
молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления,
химическая связь, моль, молярная
масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная
группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и
азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер,
полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения,
кристаллическая решетка, типы
химических реакций (окислительно-восстановительные,
экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической
реакции, химическое равновесие),
теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория
3
ственные задачи в образователь- электролитической диссоциации,
ной деятельности и жизненных периодический закон Д.И. Мендеситуациях;
леева, закон сохранения массы),
− уметь интегрировать знания из закономерности, символический
язык химии, фактологические сверазных предметных областей;
− выдвигать новые идеи, предла- дения о свойствах, составе, полугать оригинальные подходы и ре- чении и безопасном использовании важнейших неорганических и
шения;
− иметь внутреннюю мотива- органических веществ в быту и
цию, включающую стремление к практической деятельности челодостижению цели и успеху, опти- века;
мизм, инициативность, умение
- уметь выявлять характерные
действовать, исходя из своих возпризнаки и взаимосвязь изученможностей
ных понятий, применять соответствующие понятия при описании
строения и свойств неорганических и органических веществ и их
превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других
естественнонаучных предметов;
- уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической
и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ
(этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая
сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл;
подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к
определенным классам и группам
соединений, характеризовать их
состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реак4
ции;
- сформировать представления: о
химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли
химии в познании явлений природы, в формировании мышления и
культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов,
количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях,
связанных с веществами и их применением
OK 02 Использовать
современные средства поиска, анализа
и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
− уметь взаимодействовать с со- - уметь планировать и выполнять
циальными институтами в соот- химический эксперимент (преветствии с их функциями и назна- вращения органических веществ
чением;
при нагревании, получение этиле− способность оценивать ситуана и изучение его свойств, качестцию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально- венные реакции на альдегиды,
нравственные нормы и ценности; крахмал, уксусную кислоту; дена− готовность к труду, осознание турация белков при нагревании,
ценности мастерства, трудолюбие; цветные реакции белков; прово− готовность к активной дея- дить реакции ионного обмена, оптельности технологической и со- ределять среду водных растворов,
циальной направленности, спокачественные реакции на сульфатсобность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять , карбонат- и хлорид-анионы, на
катион аммония; решать эксперитакую деятельность;
− получать новые знания, его ментальные задачи по темам «Меинтерпретации, преобразованию и таллы» и «Неметаллы») в соответприменению в различных учебных ствии с правилами техники безоситуациях, в том числе при созда- пасности при обращении с вещении учебных и социальных проек- ствами и лабораторным оборудотов;
ванием; представлять результаты
− выявлять
причинноследственные связи и актуализи- химического эксперимента в форровать задачу, выдвигать гипотезу ме записи уравнений соответст5
ее решения, находить аргументы вующих реакций и формулировать
для доказательства своих утвер- выводы на основе этих результаждений, задавать параметры и тов;
критерии решения;
− владеть навыками получения - уметь анализировать химичеинформации из источников раз- скую информацию, получаемую из
ных типов, самостоятельно осуще- разных источников (средств масствлять поиск, анализ, систематисовой информации, сеть Интернет
зацию и интерпретацию информации различных видов и форм и другие);
представления;
- владеть основными методами
− использовать средства информационных и коммуникационных научного познания веществ и хитехнологий в решении когнитив- мических явлений (наблюдение,
ных, коммуникативных и органи- измерение, эксперимент, моделизационных задач с соблюдением рование);
требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсос- - уметь проводить расчеты по хибережения, правовых и этических мическим формулам и уравнениям
норм,
норм информационной химических реакций с использобезопасности;
ванием физических величин, ха− владеть навыками распознаварактеризующих вещества с колиния и защиты информации, информационной безопасности лич- чественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов,
ности
количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях,
связанных с веществами и их применением
OK 04 Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
− готовность
противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
− сформировать
нравственное
сознание, этического поведения;
− готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
− ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения;
− владеть различными способами общения и взаимодействия;
− аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
− развернуто и логично излагать
свою точку зрения с использова-
- уметь планировать и выполнять
химический эксперимент (превращения органических веществ
при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды,
крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании,
цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов,
качественные реакции на сульфат, карбонат- и хлорид-анионы, на
катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам
«Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с
веществами и лабораторным оборудованием; представлять резуль6
OK 07 Содействовать сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
нием языковых средств;
таты химического эксперимента в
совместная деятельность:
форме записи уравнений соответ− понимать и использовать пре- ствующих реакций и формулироимущества командной и индиви- вать выводы на основе этих результатов.
дуальной работы;
− выбирать тематику и методы
совместных действий с учетом
общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
− координировать и выполнять
работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
− сформировать самоконтроль,
уметь принимать ответственность
за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
− не принимать действия, при- - сформировать представления: о
носящие вред окружающей среде; химической составляющей естест− уметь прогнозировать небла- веннонаучной картины мира, роли
гоприятные экологические по- химии в познании явлений прироследствия предпринимаемых дей- ды, в формировании мышления и
культуры личности, ее функциоствий, предотвращать их;
− расширить опыт деятельности нальной грамотности, необходимой для решения практических
экологической направленности;
− разрабатывать план решения задач и экологически обоснованпроблемы с учетом анализа ного отношения к своему здороимеющихся материальных и нема- вью и природной среде;
териальных ресурсов;
- уметь соблюдать правила эколо− осуществлять целенаправлен- гически целесообразного поведеный поиск переноса средств и ния в быту и трудовой деятельноспособов действия в профессио- сти в целях сохранения своего
нальную среду;
здоровья и окружающей природ− уметь переносить знания в по- ной среды; учитывать опасность
знавательную и практическую об- воздействия на живые организмы
ласти жизнедеятельности;
определенных веществ, понимая
− предлагать новые проекты, смысл показателя предельной дооценивать идеи с позиции новиз- пустимой концентрации
ны, оригинальности, практической
значимости;
− давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.
7
Профессиональные
компетенции
Планируемые результаты обучения
Общие
Дисциплинарные
ПК 2.2 Вносить
удобрения с
заданными
агротехническими
требованиями.
- сформированность навыков настройки и регулировки машин для
внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами;
- умение самостоятельно выполнять агротехнические работы машинно-тракторными агрегатами в
соответствии с агротехническими
требованиями;
- знание видов удобрений, сроки
внесения удобрений, способы внесения
- сформировать навыки внесения
удобрений и средств защиты растений;
- уметь выполнять агротехнические работы в соответствии с
знанием видов удобрений и агротехническими требованиями.
ПК 2.6. Выполнять
мелиоративные
работы.
- умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
-уметь соблюдать правила
экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой
деятельности в целях сохранения
своего здоровья и окружающей
природной среды;
- учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл
показателя предельной допустимой концентрации
ПК 2.8 Выполнять
техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов,
комбайнов, сельскохозяйственных машин и оборудования,
заправлять тракторы
и самоходных сельскохозяйственные
машины горючесмазочными материалами.
-сформированность навыков
технического обслуживания тракторов и самоходных сельхозмашин всех марок
- умение самостоятельно выполнять работы средней сложности по
периодическому техническому
обслуживанию тракторов и
агрегатируемых с ними
сельскохозяйственных машин,
зерновых и специализированных
комбайнов с применением современных средств технического обслуживания ;
знание принципа действия, устройство, технические и технологические принципы регулировки
сельскохозяйственных машин
- сформировать навыки обслуживания сельскохозяйственных
машин всех марок
-уметь самостоятельно выполнять
сложности по обслуживанию
сельскохозяйственных машин
всех марок с применением
технического обслуживания
8
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем часов
72
в том числе:
Основное содержание
68
в т.ч.
теоретическое обучение
32
практические занятия
36
Профессионально-ориентированное содержание
4
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) за счет
практич. занятий
2
9
2.2. Содержание дисциплины
№ занятия
1-3
4
5-6
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия
Объем
часов
Раздел 1
Тема 1.1. Строение атомов
химических элементов и
природа химической связи.
Основы строения вещества
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная конфигурация атома. Классификация
химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования.
6
3
Практическая работа №1
Решение заданий на использование химической символики и
названий соединений по номенклатуре
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических
формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и
т.п.) и других неорганических соединений
отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим
изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности
изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и
сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в
Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. От-
Тема 1.2. Периодический
закон и таблица
Д.И. Менделеева
Практическая работа №2
Формируемые
компетенции
(ОК, ПК)
ОК 01
1
2
10
7-8
Раздел 2
Тема
2.1. Типы химических реакций
9-12
Практическая работа № 3
13-14
Тема 2.2.
Электролитическая
диссоциация и ионный обмен
15-16
Практическая работа № 4
Раздел 3
крытие новых химических элементов.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические
свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева»
Химические реакции
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окислениявосстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Окислительно- восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Количественные отношения в химии. Основные количественные
законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль
как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения
массы и энергии.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность
газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием
массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества.
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты,
неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного
обмена путем составления их полных и сокращенных ионных
уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление
ионных реакций.
“Типы химических реакций”. Исследование типов (по составу и
количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена,
определение среды водных растворов. Задания на составление ионных
реакций
Строение и свойства неорганических веществ
10
2
ОК 01
4
2
ОК 01, ОК 04
2
15
11
17-18
Тема 3.1.
Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ
19-20
Практическая работа № 5
21-22
Тема 3.2. Физикохимические свойства
неорганических веществ.
23-24
25-26
Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и
аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической
решетки. Причины многообразия веществ
Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из
их химической формулы или составление химической формулы исходя
из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной
номенклатуре.
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь,
питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических
веществ, определять принадлежность к классу.
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии,
способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в
природе.
2
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении
свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и
гидроксидов
2
ОК 01, ОК 02
2
2
ОК 01, ОК 02, ПК 2.6
2
12
27
Практическая работа № 6
28-30
Тема 3.3.
Идентификация неорганических веществ.
Практическая работа № 7
Практическая работа № 8
31
32-33
Раздел 4
Тема 4.1.
Классификация, строение и
номенклатура органических
веществ
Составление уравнений химических реакций с участием простых и
сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот,
оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека.
«Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов
и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и
неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием
их физико-химических свойств, характерных качественных реакций.
Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония
Контрольная работа 1 «Свойства неорганических веществ»
1
Строение и свойства органических веществ
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации
органических соединений. Международная номенклатура и принципы
номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих
соединениях,биологически активных веществах (углеводах, жирах,
белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер,
структурное звено)
23
3
ОК 01, ОК 02, ОК 04
1
ОК 01, ОК 02, ОК 04
2
ОК 01
13
34-35
Практическая работа № 9
36-37
Тема 4.2. Свойства органических соединений.
38-39
40-41
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы,
альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и
сокращенных структурных формул органических веществ отдельных
классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)
Физико-химические свойства органических соединений отдельных
классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса;
гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства;
химические свойства; способы получения): предельные углеводороды
(алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов;
непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.
Физико-химические свойства органических соединений отдельных
классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса;
гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства;
химические свойства; способы получения): кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды
и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля,
глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие
свойства мыла
Физико-химические свойства органических соединений отдельных
классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса;
гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства;
химические свойства; способы получения): азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения
(синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его
использования.Генетическая связь между классами органических со-
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04
2
2
14
единений
42-43
Практическая работа №10
44-45
Практическая работа №11
46-47
Практическая работа №12
48-51
Тема 4.3. Идентификация
органических веществ, их
значение и применение в
бытовой
и
производственной деятельности человека
Практическая работа № 13-14
Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и
международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы,
карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам
превращений), характеризующих химические свойства органических
соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов
Превращения органических веществ при нагревании".
Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и
химических превращений на примере этана, этилена, ацетилена и др.
2
Самостоятельная работа.
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов.
Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров.
Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные,
альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04
2
2
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04
15
52
Практическая работа №15
53
Практическая работа №16
54
Раздел 5
55-58
Тема 5.1 Скорость химических реакций.
Химическое равновесие
Практическая работа № 17
59-60
Практическая работа № 18
61-62
Раздел 6
Тема 6.1.
Понятие о растворах
“Идентификация органических соединений отдельных классов”
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных
реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков.
Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических
процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества.
1
Контрольная работа 2 «Структура и свойства органических веществ»
1
Кинетические и термодинамические закономерности протекания
химических реакций
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов
реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий
протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов,
влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа
Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия
Растворы
Профессионально-ориентированное содержание.
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы при-
6
ОК 01, ОК 02, ОК 04
1
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04
2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 07,
16
готовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного
вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его
использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы,
используемые в бытовой и производственной деятельности человека
Профессионально-ориентированное содержание
Тема 6.2.
«Приготовление растворов».
Исследование свойств расПриготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с
творов
практико-ориентированными вопросами) и определение среды водных
Практическая работа № 20-21 растворов. Решение задач на приготовление растворов.
Раздел 7
Химия в быту и производственной деятельности человека
Профессионально-ориентированное содержание
Тема 7.1 Химия в быту и
Новейшие достижения химической науки и химической технологии.
производственной деятельРоль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой
ности человека
Практическая работа № 22-23 безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации, сеть Интернет)
Профессионально-ориентированное содержание
Практическая работа № 24
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий
с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски,
стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные
удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме минидоклада с презентацией
Дифференцированный зачёт
ПК 2.2, ПК 2.6 ПК 2.8
Практическая работа № 19
63-64
65-66
67-70
71-72
2
6
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04
ПК 2.2, ПК 2.6 ПК 2.8
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 07. ПК 2.2, ПК 2.6
ПК 2.8
4
2
17
Приложение к разделу «Профессионально – ориентированное содержание»
Содержание учебного материала
Объем
часов
Формируемые компетенции
Межпредметные связи
( для разработки
ФОС)
(ОК, ПК)
61
63
Примечания
Профессионально- ориентированное содержание , всего
Раздел 6. Растворы
Профессионально-ориентированное содержание
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы
приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека
4
1
ОК 01, ОК 02, ОК 07
ОП.01.05 Основы агрономии
МДК.02.01Технология механизированных работ в
растениеводстве
Задачи:
1.Способы приготовления растворов.
2.Ознакомление с
ПДК.
Профессионально-ориентированное содержание
Практическая работа № 20
«Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с
практико-ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов. Решение задач на приготовление растворов.
1
ОК 01, ОК 02, ОК 07
ОП.01.05 Основы агрономии
Задачи:
1. Приготовление
растворов минеральных и органических удобрений заданной
концентрации.
2.Приготовление
растворов средств
химической защиты растений.
Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности
человека
ПК 2.2, ПК 2.6 ПК 2.8
ПК 2.2, ПК 2.6 ПК 2.8,
18
65
70
Профессионально-ориентированное содержание
Новейшие достижения химической науки и химической технологии.
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой
безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть Интернет)
Профессионально-ориентированное содержание
Практическая работа № 24
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам:
органические и минеральные удобрения, средства химической защиты растений.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме минидоклада с презентацией
1
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 07, ПК 2.2, ПК 2.6
ПК 2.8
1
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 07, ПК.2.6, ПК
2.2, ПК 2.6 ПК 2.8
ОП.01.05 Основы агроно- 1. Изучение лимии
тературы.
2. Создание презентации.
3. Защита кейса
ПОО.01.02 Основы проектной деятельности
ОП.01.05 Основы агрономии
Задачи:
1. Изучение литературы.
2. Создание презентации.
3. Защита кейса.
19
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет «Биологии и химии» оснащенный в соответствии с приложением 3 ОПОП-П
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/ О.С.
Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; Под ред. В.И.Теренина. – М.:
Дрофа, 2020.
2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/ О.С.
Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; Под ред. В.И.Теренина. – М.:
Дрофа, 2020
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Вивюрский В.Я. Дидактический материал по органической химии. Учебное пособие
для средн. ПТУ. – М.: Высш.шк.,1987.
2.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов – М., 2004.
3.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян,
Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
4.
Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии 10 – 11 класс.- М.: Дрофа,
2001.
5.
Гольдфарб Я.Л, Ходаков Ю.В. «Сборник задач и упражнений по химии для средней
школы», М.: «Просвещение», 1980. - 190с, ил.
6.
Егоров А.С., Шацкая К.П., Иванченко Н.М. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы.-Рост н/Д.: Феникс, 2001
Интернет - ресурсы:
1.
http://www.openclass.ru/node/96704 - Природные источники углеводородов
2.
http://www.openclass.ru/node/85611 - каучук
3.
http://www.openclass.ru/node/55285 - Тестовые задания по теме «Химическая связь.
Кристаллические решетки»
4.
http://www.openclass.ru/node/54561 - История периодической системы
5.
http://www.openclass.ru/node/45054 - Презентация «ОВР»
6.
http://www.openclass.ru/node/213972 - Предельные и непредельные углеводороды
7.
http://www.openclass.ru/node/209167 - Ацетатное волокно
8.
http://www.openclass.ru/node/208770 -Викторина «Кислородсодержащие соединения»
9.
http://www.openclass.ru/node/208317 -Презентация о жизни и деятельности А.М.
Бутлерова
10.
http://www.openclass.ru/node/204810 - Виды химической связи
11.
http://www.openclass.ru/node/187262 - Железо
12.
http://www.openclass.ru/node/179299 - Алканы - названия веществ
13.
http://www.openclass.ru/node/176427 - Роль химии в жизни человека
14.
http://www.openclass.ru/node/176415 - Углеводы
15.
http://www.openclass.ru/node/176415 - Углеводы
20
16.
17.
http://www.openclass.ru/node/175894 - Характеристика хим. элементов 1 группы
http://www.openclass.ru/node/169042 - Строение атома
21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Показатели освоенности
компетенций
Методы оценки
Знает:
- основные принципы
строения химических
частиц;
- важнейшие
характеристики
химической, электронной
и пространственной
структуры устойчивых
соединений и
интермедиатов в
химических реакциях
различных типов;
-природу
межмолекулярных
взаимодействий.
Умеет:
выявлять
основные
принципы строения химических частиц;
-определять связь между
разными аспектами химической, электронной и
пространственной структуры соединений;
- ориентироваться в особенностях
химического
поведения различных типов и классов химических
соединений, обусловленных их строением.
Характеризовать строение атомов и
кристаллов и на этой основе общие
физические и химические свойства
металлов и неметаллов. Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших металлов и неметаллов. Выполнять химический эксперимент в полном
соответствии с правилами техники
безопасности. Наблюдать, фиксировать и описывать результаты проведенного эксперимента. Использовать
в учебной и профессиональной деятельности химические термины и
символику. Называть изученные вещества по тривиальной или
международной номенклатуре и отражать состав этих соединений с помощью химических формул. Отражать химические процессы с помощью уравнений химических реакций.
Характеристика важнейших типов
химических связей и относительности
этой типологии.
Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток
Устный опрос
Представление результатов практических работ
Тестирование
Химический диктант
Выполнение заданий
на дифф. зачёте.
Знает:
-типы химических реакций
по числу исходных и образующихся веществ, по тепловому эффекту, по использованию катализатора;
-раскрывать смысл химических понятий, выбирать
основания и критерии для
классификации химических реакций;
- наблюдать за ходом химической реакции, прогно-
Классификация химических реакций
по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе,
наличию катализатора, изменению
степеней окисления элементов, образующих вещества.
Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.
Классификация веществ и процессов с
точки
зрения
окислениявосстановления. Составление уравне-
Устный опрос
Представление результатов практических работ
Тестирование
Химический диктант
Выполнение заданий
на дифф. зачёте
22
зировать результат, обобщать и делать выводы по
результатам проделанного
опыта;
-применять различные методы при поиске информации, необходимой для выполнения учебных задач.
Умеет:
- составлять уравнения соответствующих реакций;
- правильно использовать
химические реактивы и
соблюдать технику безопасности при проведении
химического эксперимента.
Знает:
- особенности классов неорганических соединений;
-типы химических реакций
в неорганической химии;
основные химические
свойства классов соединений, условия протекания
важнейших реакций.
Умеет:
- различать способы отражения состава и строения
химических соединений
(формулы состава, простейшие, молекулярные,
структурные, электронные
формулы;
- объяснять физические и
химические свойства неорганических соединений
исходя из их строения;
-прогнозировать и обосновывать возможность или
невозможность тех или
иных химических свойств;
сравнивать степень проявления тех или иных
свойств соединений; писать уравнения реакций
изученных типов с неизвестными реагентами;
- грамотно записывать
схемы и уравнения химических реакций; составлять
ний реакций. с помощью метода электронного баланса.
Объяснение зависимости скорости
химической реакции и положения химического равновесия от различных
факторов
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.
Наблюдение, фиксация и описание
результатов проведенного
эксперимента.
Исследовать свойства изучаемых
веществ. Наблюдать
демонстрируемые и самостоятельно
проводимые опыты. Наблюдать и
описывать химические реакции с
помощью русского языка и языка
химии. Обобщать знания о
закономерностях изменения свойств
основных классов неорганических
соединений. Описывать свойства
изучаемых веществ на основе
наблюдений за превращениями.
Характеризовать нахождение в
природе. Свойства, биологическую
роль и области применения
изучаемых веществ.
23
Устный опрос
Представление результатов практических работ
Тестирование
Химический диктант
Контрольная работа
№ 1 «Свойства неорганических веществ»
Выполнение заданий
на дифф. зачёте
цепочки химических превращений; находить и объяснять ошибки в уравнениях.
Знает:
- теорию строения органических соединений (химическое, электронное,
пространственное строение); особенности электронного строения линейных и циклических структур, содержащих атомы
углерода в различных валентных состояниях, особенности электронного
строения кислородсодержаших функциональных
групп;
- особенности органических соединений и причины их многообразия, в том
числе явление изомерии
(структурной, пространственной); условия существования цис-трансизомеров; представление о
конформерах;
- электронные эффекты
(индуктивный, мезомерный, сопряжение);
- условия возникновения
водородной связи и ее
влияние на физические
свойства соединений;
-типы химических реакций
в органической химии; типы разрыва связей; основные химические свойства
классов соединений, условия протекания важнейших
реакций.
Умеет:
- различать способы отражения состава и строения
химических соединений
(формулы состава, простейшие, молекулярные,
структурные, электронные
формулы), составлять
структурные формулы всех
возможных изомеров по
Исследовать свойства изучаемых
веществ. Наблюдать
демонстрируемые и самостоятельно
проводимые опыты. Наблюдать и
описывать химические реакции с
помощью русского языка и языка
химии. Обобщать знания о
закономерностях изменения свойств
основных классов неорганических
соединений. Описывать свойства
изучаемых веществ на основе
наблюдений за превращениями.
Характеризовать нахождение в
природе. Свойства, биологическую
роль и области применения
изучаемых веществ.
24
Устный опрос
Представление результатов практических работ
Тестирование
Химический диктант
Контрольная работа
№2
«Структура и свойства органических
веществ».
Выполнение заданий
на дифф. зачёте.
формуле состава;
- объяснять физические и
химические свойства органических соединений исходя из их строения, прежде всего распределения
электронной плотности;
определять и обосновывать
преимущественное направление протекания реакций (последовательность
замещения атомов в углеводородах, правило Марковникова);
-объяснять взаимное влияние групп атомов в молекулах;
-прогнозировать и обосновывать возможность или
невозможность тех или
иных химических свойств;
сравнивать степень проявления тех или иных
свойств соединений; писать уравнения реакций
изученных типов с неизвестными реагентами;
- грамотно записывать
схемы и уравнения химических реакций; составлять
цепочки химических превращений; находить и объяснять ошибки в уравнениях.
Знает:
-классификацию химических реакций: по фазовому
составу (гомогенные и гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и
некаталитические);
-скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры
(правило Вант-Гоффа),
площади
реакционной поверхности,
наличия катализатора.
Исследовать влияние концентрации
реагирующих веществ и температуры
на скорость химических реакций. Исследовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и
температуры на смещение химического равновесия
25
Устный опрос
Представление результатов практических работ
Тестирование
Химический диктант
Выполнение заданий
на дифф. зачёте.
Умеет:
-исследовать влияние
концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций;
-исследовать влияние
изменения концентрации
веществ, реакции среды и
температуры на смещение
химического равновесия.
Знает:
- определение дисперсная
система;
- классификацию дисперсных систем.
Умеет:
-различать истинные, коллоидные растворы и грубодисперсные системы на
основе химического эксперимента;
-решать практикоориентированные задачи .
Знает:
Определение и классификация дисперсных систем. Различать истинные
растворы, коллоидные растворы и
грубодисперсные системы на основе
химического эксперимента
Оценивать последствия бытовой и
- химические вещества, ко- производственной деятельности
торые входят в состав быточеловека с позиций экологической
вой химии;
- состав и свойства химиче- безопасности.
ских соединений на примере
веществ и материалов, окружающих человека в быту
(средства гигиены и косметики, препараты бытовой
химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);
-экологические
проблемы,
связанные с использованием
веществ и материалов бытового назначения.
Умеет:
-соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами,
препаратами бытовой химии,
использовать
полученные
знания на практике.
26
Устный опрос
Представление результатов практических работ
Тестирование
Химический диктант
Выполнение заданий
на дифф. зачёте
Устный опрос
Представление результатов практических работ
Создание проекта