Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД. 06 ГЕОГРАФИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 35.01.27 МАСТЕР СЕДБСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА
г. Азов
2024г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География».............................................................................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ...................... 28
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ......... 40
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
3
42
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «География»
СПО
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства.
Рабочая программа образовательной дисциплины ООД. 06 География
разработана на основе:;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее ФГО ССОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413),
с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 29июня
2017г., 24 сентября ,11декабря 2020г., 12 августа 2022 г.
Примерной программы общеобразовательной дисциплины ООД. 06 География
для профессиональных образовательных организаций базовый уровень ( вариант 1»
рекомендовано для всех УГПС 35.00.00. ОДОБРЕНО на заседании Педагогического
совета ФГБОУ ДПО ИРПО протокол № 20 от «15» августа 2024г. .
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного
производства».
(Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством
юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 689843,3 июля 2024г. № 464. и технологического профиля
профессионального образования
Федеральной рабочей программы среднего общего образования «География» (
базовый уровень разработанный ФГБТУ «Институт
стратегии и
развития образования;
учебного лана по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного
производства;
рабочей
программы
воспитания
по
профессии
35.01.27
Мастер
сельскохозяйственного производства
Программа учебного предмета «География» разработана в соответствии с
Концепцией
преподавания
общеобразовательных
дисциплин
с
учетом
профессиональной
направленности
программ
среднего
профессионального
образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик
преподавания».
Содержание рабочей программы по дисциплине «География» разработано на
основе:
4
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности профессии;
интеграции и преемственности содержания по дисциплине «География» и
содержания учебных дисциплин, профессиональных модулей ФГОС СПО.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
В основу содержания географии положено изучение единого и одновременно
многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на
формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном
мире.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами,
уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, с ролью России
как составной части мирового сообщества;
воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия
человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира, завершение формирования основ географической культуры; развитие
познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной
на достижение целей устойчивого развития;
воспитание обучающихся к освоению общих и профессиональных
компетенций (далее ОК и ПК) в соответствии с ФГСОНА 35.01.27 Мастер
сельскохозяйственного производства
В процессе освоения дисциплины «География» у обучающихся
целенаправленно формируются универсальные учебные действия (далее УУД)
включая формирование компетенций в процессе в области учебно- исследовательской
и проектной деятельности , которые в свою очередь обеспечивают преемственность
формирования общих компетенций (ФГОС СПО)
Формирование УУД ориентировано на профессиональное самоопределение
обучающихся, развитие базовых управленческих умений по планированию и
проектированию своего профессионального будущего
1.2.2 Место учебного предмета в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле
основной образовательной программы среднего профессионального образования (далее
5
– ПОП СПО) по 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.
На изучение дисциплины «География» по 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного
производства отводится 72 часа в соответствии с учебным планом по профессии
«Мастер сельскохозяйственного производства».
В программе теоретические сведения дополняются практическими занятиями в
соответствии с учебным планом по профессии.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов,
выделяемое на изучение разделов и тем в рамках предмета «География».
Контроль качества освоения дисциплины «География» проводится в процессе
текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебной дисциплины, согласно
учебного плана компьютерное тестирование. Результаты контроля учитываются при
подведении итогов по дисциплине..
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по
итогам изучения дисциплины за счет объема времени, отведенного на изучение
дисциплины. традиционными, так и
инновационными методами, включая
компьютерное тестирование. Результаты контроля учитываются при подведении
итогов по дисциплине.. комплексом географических знаний умений направленных на
в реальной действительности;
Приобретение опыта разнообразной деятельности направленной на на достижение
целей устойчивого развития
1.2.3 Общая характеристика учебного предмета
Дисциплина «География» изучается на базовом уровне.
Дисциплина «География» имеет междисциплинарную связь с дисциплинами
общеобразовательного и дисциплинами общепрофессионального цикла «История»,
«Математика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», +
«Обществознание», а также междисциплинарными курсами (далее – МДК)
профессионального цикла МДК.02.02 Технология выполнения механизированных работ
в сельском хозяйстве и профессиональными модулями (далее – ПМ) ПМ.02
Выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном производстве с
поддержанием технического состояния средств механизации
Дисциплина «География» имеет междисциплинарную связь с учебной дисциплиной
«Общие компетенции профессионала» общепрофессионального цикла в части
развития читательской грамотности, а также формирования общих компетенций в сфере
работы с информацией, самоорганизации и самоуправления, коммуникации.
Содержание дисциплины направлено на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО.
В профильную составляющую по дисциплине входит профессионально
ориентированное содержание, необходимое для формирования у обучающихся общих и
профессиональных компетенций.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебной дисциплины «География» особое внимание уделяется формированию
у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире.
6
Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность,
междисциплинарность, практико- ориентированность, экологизация и гуманизация
географии, что позволило более чётко представить географические реалии
происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и
межгосударственных,
социокультурных,
социально-экономических,
геоэкологических событий и процессов.
В программе по Дисциплине
«География», реализуемой при подготовке
обучающихся по профессии, профильно-ориентированное содержание находит
отражение в темах:
Введение
Раздел 4 Население мира
Тема 4.1 Численность и воспроизводство населения. Состав и структура
населения. Размещение населения. Качество жизни населения.
1.2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК (ОК
указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по профессии/специальности
7
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности
применительно к различным контекстам мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
1
Дисциплинарные 2
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
в достижении целей устойчивого развития;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО, в формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина.
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб)
нумеруются в соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.).
2
8
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
9
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 02. Использовать современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения задач профессиональной
деятельности
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 10. Сформировать знания об основных
проблемах
взаимодействия
природы
и
общества, о природных и социальноэкономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты
проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных
путей решения глобальных проблем
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
10
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов:
определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать
обобщения и выводы по результатам
наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических
процессах
и
явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные
11
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и
явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и
другим
источникам
географической
информации качественные и количественные
показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления; определять и
находить
в
комплексе
источников
недостоверную
и
противоречивую
географическую информацию для решения
учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач
ОК 03. Планировать и реализовывать В
области
духовно-нравственного ПРб 7. Владеть умениями географического
собственное
профессиональное
и воспитания:
анализа и интерпретации информации из
личностное
развитие, - сформированность нравственного сознания, различных источников: находить, отбирать,
12
Код и наименование формируемых
компетенций
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
13
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
14
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию,
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
Дисциплинарные 2
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
15
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
16
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний
- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
17
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
межнациональных и межрелигиозных культурных
традиций,
формирование
отношений,
применять
стандарты системы значимых ценностно-смысловых
антикоррупционного поведения
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности
ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность
в
интересах
гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
Дисциплинарные 2
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических наук
в достижении целей устойчивого развития;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практико18
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее
многонационального
народа
России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
ориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
19
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной
траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
20
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
21
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов:
22
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
ОК 09. Пользоваться профессиональной - наличие мотивации к обучению и
документацией на государственном и личностному развитию;
иностранном языках
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
Дисциплинарные 2
оценивать
географические
факторы,
определяющие
сущность
и
динамику
важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических
процессов;
оценивать
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение
и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб
4.
Владеть
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий, умение применять
социально-экономические
понятия
для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
23
Код и наименование формируемых
компетенций
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных
и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать
информацию,
необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира
и
России,
их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных
явлений
и
процессов:
24
Код и наименование формируемых
компетенций
ПК 2.3
Планируемые результаты
Общие 1
Дисциплинарные 2
объяснять
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления;
объяснять
географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем
человечества;
использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении
мира,
об
особенностях
взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практикоориентированных задач
Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными
культурами
ПК 2.4
Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими требованиями.
ПК 2.6
Выполнять мелиоративные работы
ПК 2.8
Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов,
комбайнов, сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходных
сельскохозяйственные машины горюче-смазочными материалами.
25
Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и формируемые в процессе реализации
программы воспитания в рамках дисциплины:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию
в социальной поддержке и волонтерских движениях
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных,
социальных,
конфессиональных
и
иных
групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
Код личностных результатов
реализации программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
26
27
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах*
72
Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание
54
в т. ч.:
теоретическое обучение
28
практические занятия
26
*Профессионально ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
16*
в т. ч.:
теоретическое обучение
8
практические занятия
8
Индивидуальный проект (нет)**
-
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
* Профессионально ориентированное содержание может быть распределено по разделам
(темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль
28
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
2
Основное содержание
Раздел 1. География как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Традиционные и новые Теоретическое обучение
методы в географии.
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
Географические
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
прогнозы.
направления
географических
исследований.
Источники
географической
Географическая
информации, геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат
культура
географических исследований.
2. Элементы географической культуры: географическая картина мира,
географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей
разных профессий
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Географическая среда.
Теоретическое обучение
Естественный и
1. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.
антропогенный
Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение
ландшафты
во времени. Географическая и окружающая среда.
2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного
и культурного разнообразия на Земле
Практическое занятие
№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Проблемы
Теоретическое обучение
взаимодействия
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня
Объём
часов
Формируемые
компетенции
3
4
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1,4,5,6,8,9,12
12
4
2
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1,4,5,6,8,9,12
ОК 01
ОК 02
ОК 03
29
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
человека и природы
Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из
объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия
Практическое занятие
№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или)
загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения
(исследования)
Тема 2.3. Природные
Содержание учебного материала
ресурсы и их виды
Теоретическое обучение
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал
регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение
природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью,
газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового
океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и
перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные
ресурсы
Практические занятия
№ 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
№ 4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов
Раздел 3. Современная политическая карта
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1,4,5,6,8,9,12
2
4
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1,4,5,6,8,9,12
2
30
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Тема 3.1. Политическая Содержание учебного материала
география и
Теоретическое обучение
геополитика.
1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и
Классификация и
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
типология стран мира
многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических
конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства.
2. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств
мира, унитарное и федеративное государственное устройство
Раздел 4. Население мира
Тема 4.1. Численность
Содержание учебного материала
и воспроизводство
Теоретическое обучение
населения.
1. Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического
Состав и структура
перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с
населения
различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её
направления в странах различных типов воспроизводства населения.
2. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в
странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический
состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их
размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии,
главные районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
2
ОК 02
ОК 04
ОК 09
Л1,4,5,6,8,9,12
12
6
2
ОК 01
ОК 02
ОК 09
Л1,4,5,6,8,9,12
4
№ 5. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности
31
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору
обучающихся).
№ 6. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным
типом воспроизводства населения
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Размещение населения. Теоретическое обучение
Качество жизни
1. Географические особенности размещения населения и факторы, его
населения
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в
странах различных социально- экономических типов. Городские агломерации и
мегалополисы мира.
2. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных,
культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие
качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный
показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира
Практические занятия
№ 7. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
№ 8. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической
информации
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура
Теоретическое обучение
мирового хозяйства.
Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового
Объём
часов
Формируемые
компетенции
6
2
ОК 01
ОК 02
ОК 09
Л1,4,5,6,8,9,12
4
18
4
2
ОК 01
ОК 02
32
Наименование
разделов и тем
Международное
географическое
разделение труда
Тема 5.2.
Международная
экономическая
интеграция
Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
хозяйства.
Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной
специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль географических факторов в её формировании.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 9. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран
Содержание учебного материала
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные интеграционные группировки. Глобализация мировой
экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально- экономических
типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 03
ОК 04
Л1,4,5,6,8,9,12
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.6
ПК 2.8
2
2
2
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание учебного материала (профессионально ориентированное)*
12
Теоретическое обучение
6
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных
ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
Л1,4,5,6,8,9,12
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.6
ПК 2.8
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
33
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля.
Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
«зелёная энергетика»
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые
источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и
алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на
окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и
цветных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии
органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции
целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
Объём
часов
Формируемые
компетенции
Л1,4,5,6,8,9,12
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.6
ПК 2.8
34
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и
транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных
финансовых центров. Мировая торговля и туризм
Практические занятия 3*
№ 10. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и
структуры производства электроэнергии в мире.
№ 11. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира.
№ 12. Составление экономико-географической характеристики профильной
отрасли.
№ 13. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия»
Основное содержание
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Объём
часов
Формируемые
компетенции
6
20
4
ОК 01
* объем часов на практические занятия по теме 5.3 распределяется образовательной организацией самостоятельно в зависимости от профильной отрасли реализуемой
профессии/специальности СПО.
3
35
Наименование
разделов и тем
Регионы мира.
Зарубежная Европа
Тема 6.2. Зарубежная
Азия
Тема 6.3.
Америка
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Теоретическое обучение
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка,
Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа,
Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика.
Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
стран субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
№ 14. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору)
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая,
Индии, Ирана, Японии). Современные экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
№ 15. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных
видов продукции
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка), общие
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
ОК 02
ОК 03
Л1,4,5,6,8,9,12
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Л1,4,5,6,8,9,12
2
4
2
ОК 01
ОК 02
36
Наименование
разделов и тем
Тема 6.4.
Африка.
Австралия и Океания
Тема 6.5.
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
черты и особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства
субрегионов. Особенности экономико-географического положения природноресурсного капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской
Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие
№ 16. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки.
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономикогеографического положения, природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства
стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский
Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономикогеографическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 17. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии
Профессионально ориентированное содержание
Содержание учебного материала
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 03
Л1,4,5,6,8,9,12
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Л1,4,5,6,8,9,12
2
4
ОК 01
37
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Россия на
Теоретическое обучение
геополитической,
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале.
геоэкономической и
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
геодемографической
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
карте мира
География отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России*
Практическое занятие
№ 18. Изменение направления международных экономических связей России в
новых геоэкономических и геополитических условиях*
Основное содержание
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Тема 7.1. Глобальные
Содержание учебного материала
проблемы человечества Теоретическое обучение
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина
её возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества.
Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением
воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику.
Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных
бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации
земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения
Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия
человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
ОК 02
ОК 03
Л1,4,5,6,8,9,12
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.6
ПК 2.8
2
4
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л1,4,5,6,8,9,12
38
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых
ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных
ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем
Практическое занятие
№ 19. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на
основе анализа различных источников географической информации и участия
России в их решении
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)
Всего
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
2
72 часа
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных, практических
и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
39
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется наличие учебного
кабинета Географии.
Имеется
наличие
соответствующего
материально-технического
оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его
многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
атласов, карта мира, контурных карт и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных
видов оценочных средств, промежуточной аттестации и др.);
- информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета. Учебник: Баранчиков Е.В. География:
учебник для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017. Библиотечный
фонд кабинета дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научнопопулярной и другой литературой по вопросам географического
образования: Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб.
пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017; Петрусюк О.А.
География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017. Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География.
Практикум:
учеб.
Пособие
для
студентов
профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017;
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; выход в локальную
сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
40
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательных программ СПО на базе основного общего образования.
3.2.1 Основные источники:
Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017
3.2.2 Дополнительные источники
1.Баранчиков
Е.В.
География:
учебник
для
студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
2.Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие
для
студентов
профессиональных
образовательных
организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2017
4.Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб.
Пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
41
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
Раздел/Тема
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 3.1
Тема 5.1– 5.3
Тема 7.1
Тип оценочных
мероприятий
тестирование
кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный
письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам
раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится
в
форме тестирования
Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1
42
контекста
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в
том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.6
ПК 2.8
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Профессиональноориентированное содержание
43