ООД 05 обществознание

Приложение 1
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии СПО 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

г. Азов
2024г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

№№
п/п
1
2
3
4

Наименование
Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины«Обществознание»
Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины «Обществознание»
Условия реализации программы
общеобразовательной дисциплины ..................................
Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины ..................................

3

Страницы
4
19
33
36

1. Общая характеристика рабочей программы

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

1.1

Место дисциплины в структуре образовательной программы

СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью
предметной области
«Общественные науки», изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана «ПОП» СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоениядисциплины
Цель общеобразовательнойдисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о
российском обществе и особенностях его развития в современныхусловиях,
различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными
социальными институтами, содействие формированию способности к
рефлексии,оценкесвоихвозможностейвповседневнойипрофессиональной
деятельности.
Ключевыми
задачами
изучения
обществознания
с
учётом
преемственности с основной школойявляются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности,основаннойнаидеяхпатриотизма,гордостизадостижения
страны в различных областях жизни; приверженности демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции РоссийскойФедерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке,формирование
целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретироватьи
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельногорешения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний иумений
при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения
людейисобственныхпоступковвразличныхобластяхобщественнойжизнис
учётом
профессиональной
направленности
организации
среднего
профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности
в период
ранней
юности,
выработка интереса
к
социальных гуманитарных дисциплин , развитие мотивации к
освоению
предстоящему самоопределению
4

1.3 . Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО
и на основе ФГОС СОО.Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций

ОК 01.

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
Кразличным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные1

В части трудового воспитания:
1- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
2-готовностькактивнойдеятельноститехнологическойи
социальной направленности, способностьинициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
-3
интерескразличнымсферампрофессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельноформулировать и актуализировать
проблему, рассматриватьеевсесторонне;
-устанавливатьсущественныйпризнакилиоснованиядля
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемыхявлениях;

сформировать знанияоб (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовахсовременности; перспективахразвития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностяхсоциализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознаниичеловека; особенностях профессиональной
деятельности в области науки, культуры, экономической и
финансовойсферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержкиконкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
5

- вноситькоррективывдеятельность,оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствийдеятельности;
- развиватькреативноемышлениеприрешении
жизненныхпроблем
б) базовые исследовательские действия:
- владетьнавыкамиучебно-исследовательскойи
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений,задаватьпараметрыикритериирешения;
- анализироватьполученныевходерешениязадачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозироватьизменение в новых условиях;
--уметьпереноситьзнаниявпознавательнуюи
практическуюобластижизнедеятельности;
- уметьинтегрироватьзнанияизразныхпредметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы ирешения;
Испособностьихиспользованиявпознавательнойи
социальной практике
ОК 02. Использовать
современныесредства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и

- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины; использовать
понятийныйаппаратприанализеиоценкесоциальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложениисобственныхсужденийипостроенииустныхи
письменныхвысказываний;
- владеть умениямиформулироватьнаоснове
приобретенных социально- гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности,втомчислепособлюдениюправил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальныхпроцессовиявленийнаосновепредложенных
критериев;
сформировать знанияоб (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовыхкоммуникацийнавсесферыжизниобщества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
6

информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированныхисточников, вестицеленаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированностьнавыковоценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основеполученныхзнанийправовуюоценкудействиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений
с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальныхявленийипроцессов,включаяуниверсальные
методы науки, а также специальные методы социального
познания, в том числе социологические опросы,
биографическийметод, социальноепрогнозирование
7

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуациюипринимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивого
будущего;
- ответственноеотношениексвоимродителями(или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанногопринятияценностейсемейнойжизнив
соответствиистрадицияминародовРоссии;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельноосуществлятьпознавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельносоставлятьпланрешенияпроблемыс
учетомимеющихсяресурсов,собственныхвозможностейи
предпочтений;
- давать оценку новымситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;

сформировать знанияоб (о):
- особенностях социализации личности в современных
условиях,сознании,познанииисамосознаниичеловека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки,культуры,экономическойифинансовойсферах;
- отношениях,направленияхсоциальнойполитикив
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных
отношений;структуреифункцияхполитическойсистемы
общества, направлениях государственной политики
РоссийскойФедерации;
- владетьумениямипроводитьсопоройнаполученные
знания учебно- исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенныхпроектов,презентаций,творческихработ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовитьустныевыступленияиписьменныеработы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальнуютематику;
- готовностьприменятьзнанияофинансахибюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию
для достижения личных финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом рисков и способов их
снижения; сформированность гражданской
ответственности в части уплаты налогов для развития
8

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по ихснижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижениюцелииуспеху,оптимизм,инициативность,
умениедействовать,исходяизсвоихвозможностей;
- эмпатии, включающейспособностьпонимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию
и сопереживанию;
- социальныхнавыков,включающихспособность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес иразрешать конфликты
- готовностьксаморазвитию,самостоятельностии
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойи
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:составлятьпландействий,распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместнойработы;

общества и государства

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного выполнения
типичных социальных ролей, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационно коммуникационных технологий в решении различных
задач
9

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного контекста

- координироватьивыполнятьработувусловиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлятьпозитивноестратегическоеповедениев
различных ситуациях, проявлятьтворчествои
воображение, бытьинициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- приниматьмотивыиаргументыдругихлюдейпри
анализе результатов деятельности;
- признаватьсвоеправоиправодругихлюдейнаошибки;
- развиватьспособностьпониматьмирспозициидругого
человека
В областиэстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественныхотношений;
- способностьвосприниматьразличныевидыискусства,
традицииитворчествосвоегоидругихнародов,ощущать
эмоциональное воздействиеискусства;
- убежденностьвзначимостидляличностииобщества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовностьксамовыражениювразныхвидахискусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а)общение:

- владетьумениямипроводитьсопоройнаполученные
знания учебно- исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенныхпроектов,презентаций,творческихработ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовитьустныевыступленияиписьменныеработы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальнуютематику;
- владеть умениямиформулироватьнаоснове
приобретенных социально- гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
10

- осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значениесоциальныхзнаков,распознаватьпредпосылки
конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты;
- развернутоилогичноизлагатьсвоюточкузренияс
использованиемязыковыхсредств

положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности,втомчислепособлюдениюправил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальныхпроцессовиявленийнаосновепредложенных
критериев
- осознаниеобучающимисяроссийскойгражданской
ОК 06. Проявлять
1) сформировать знанияоб (о):
гражданско
идентичности;
обществе как целостной развивающейся системе в
целенаправленноеразвитиевнутреннейпозиции
патриотическую
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
личности
на
основе
духовно
нравственных
ценностей
позицию,
основах социальной динамики;
народов Российской Федерации, исторических и
демонстрировать
особенностях процесса цифровизации и влиянии
осознанноеповедение национально-культурныхтрадиций,формирование
массовыхкоммуникацийнавсесферыжизниобщества;
на основе
глобальных проблемах и вызовах современности;
системы значимых ценностно-смысловых установок,
традиционных
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
перспективах развития современного общества, в том
общечеловеческих
экологической культуры, способности ставить цели и
числе тенденций развития Российской Федерации;
ценностей, в томчисле строитьжизненныепланы;
человеке как субъекте общественных отношений и
с учетом
В части гражданского воспитания:
сознательной деятельности;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, особенностях социализации личности в современных
гармонизации
межнациональных и уважениезаконаиправопорядка;
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
межрелигиозных
особенностях профессиональной деятельности в области
принятиетрадиционныхнациональных,
отношений, применять общечеловеческихгуманистическихидемократических
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
стандарты
ценностей;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее
антикоррупционного - готовность противостоятьидеологииэкстремизма,
видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
поведения
национализма, ксенофобии, дискриминации по
государства в экономике, в том числе государственной
социальным, религиозным, расовым, национальным
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
11

признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии сихфункциямииназначением;
- готовность к гуманитарнойиволонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированностьроссийскойгражданской
идентичности, патриотизма ,уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- ценностноеотношениекгосударственнымсимволам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициямнародовРоссии,достижениямРоссиивнауке,
искусстве,спорте,технологияхитруде;
- идейнаяубежденность,готовностькслужениюизащите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способностьихиспользованиявпознавательнойи
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированиюиосуществлениюучебнойдеятельности,
организацииучебногосотрудничестваспедагогическими

особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
роли государственного бюджета в реализации полномочий
органов государственной власти, этапах бюджетного
процесса, механизмах принятия бюджетных решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политикивРоссийскойФедерации,втомчислеподдержки
семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственнойвласти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных, административных,
уголовных общественных отношений;
системеправаизаконодательстваРоссийскойФедерации;
2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России, преемственности
истории нашей Родины, осознания ценности культуры
12

работникамиисверстниками,кучастиювпостроении
индивидуальнойобразовательнойтраектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

России и традиций народов России, общественной
стабильности ицелостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать используемые в
социальных науках понятия и термины; использовать
понятийныйаппаратприанализеиоценкесоциальных
явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложениисобственныхсужденийипостроенииустныхи
письменныхвысказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно- следственные, функциональные, иерархические
идругиесвязисоциальныхобъектовипроцессов,включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
общества; характеризовать функции социальных
институтов; обосновывать иерархию нормативных
правовыхактоввсистемероссийскогозаконодательства;
5) связисоциальныхобъектовиявленийспомощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
13

6) владетьумениямиприменятьполученныезнанияпри
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов,нормативныеправовыеакты,государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальнойинформации,представленнойвразличных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения,мнения;
7) владетьумениямипроводитьсопоройнаполученные
знания учебно- исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенныхпроектов,презентаций,творческихработ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовитьустныевыступленияиписьменныеработы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальнуютематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействияспредставителямидругих
национальностейикультурвцеляхуспешноговыполнения
14

типичных социальных ролей, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационно коммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально- гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объясненияявлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной
действительности,втомчислепособлюдениюправил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальныхпроцессовиявленийнаосновепредложенных
критериев;
10) готовностьприменятьзнанияофинансахибюджетном
регулированииприпользованиифинансовымиуслугамии
инструментами;использоватьфинансовуюинформацию
длядостиженияличныхфинансовыхцелей,обеспечивать
15

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально- экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание

финансовуюбезопасностьсучетомрисковиспособових
снижения; сформированность гражданской
ответственности в части уплаты налогов для развития
общества и государства;
11) сформировать навыкиоцениваниясоциальной
информации,втомчислепоступающейпоканалам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основеполученныхзнанийправовуюоценкудействиям
людей в модельныхситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных
и межличностных конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с точки зрения
социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимостьмерюридическойответственности,втом
числе для несовершеннолетнихграждан
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальнойдействительности,втомчислепособлюдению
16

применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09.
Пользоваться
профессиональн
ой
документацией
на
государственно
м и иностранном
языках

глобальногохарактераэкологическихпроблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологические
последствияпредпринимаемыхдействий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладениенавыкамиучебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличиемотивациикобучениюиличностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современномууровнюразвитиянаукииобщественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурноммире;
- совершенствованиеязыковойичитательскойкультуры
каксредствавзаимодействиямеждулюдьмиипознания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и вгруппе;
Овладение универсальными учебными познавательными

правилздоровогообразажизни;умениесоздавать
типологиисоциальныхпроцессовиявленийнаоснове
предложенныхкритериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно- следственные, функциональные, иерархические
идругиесвязисоциальныхобъектовипроцессов,включая
умения характеризовать взаимовлияние природы и
общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер
жизни общества; выявлять причины и последствия
преобразований в различных сферах жизни российского
обществ

- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

17

-

-

-

-

,

-

2

...

Указываются ПК, элементы которых формирует прикладной модуль (профессионально-ориентированное содержание) в соответствии с ФГОС реализуемой
профессии/специальности СПО

2

18

Профессиональные компетенции 35.01.27
Виды деятельности

Код и наименование
компетенции

Выполнение работ по
ремонту и наладке
сельскохозяйственных
машин и
оборудования (по
выбору)

ПК 1.1 Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу
(демонтажу) сельскохозяйственных машин и оборудования
ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов
сельскохозяйственных машин и оборудования
ПК 1.3 Производить восстановление деталей
сельскохозяйственных машин и оборудования
ПК 1.4 Выполнять стендовую обкатку, испытание,
регулирование отремонтированных сельскохозяйственных
машин и оборудования
ПК 1.5 Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и
оборудования

Выполнение
механизированных
работ в
сельскохозяйственном
производстве с
поддержанием
технического
состояния средств
механизации (по
выбору)

ПК 2.1. Выполнять основную обработку и предпосевную
подготовку почвы с заданными агротехническими
требованиями
ПК 2.2 Вносить удобрения с заданными агротехническими
требованиями
ПК 2.4 Выполнять уборочные работы с заданными
агротехническими требованиями
ПК 2.5 Выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и
стационарные работы на тракторах
ПК 2.6 Выполнять мелиоративные работы
ПК 2.7 Выполнять механизированные работы по разгрузке и
раздаче кормов животным, уборке навоза и отходов
животноводства
ПК 2.8 Выполнять техническое обслуживание при
использовании и при хранении тракторов, комбайнов,
сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять
тракторы и самоходных сельскохозяйственные машины горючесмазочными материалами

Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части
формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения
к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи.
Личностные результаты
19

Код личностных

реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального
российского государства
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой

результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 4

ЛР 6
ЛР 8

ЛР 10

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
Основное содержание
вт. ч.:
теоретическое обучение

Объем в часах
72
52
30

практические занятия
лабораторные занятия
Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
вт.ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (ДЗ)

22
18
6
12
2
Семестры
1
2 3 4
72
ДЗ

20

2.2. Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения
№ по
порядк

№ раздела, темы

Наименование разделов и
тем

Все
го
час
ов

В том числе
Тео
-рия

ПЗ

П
О
С

Раздел « 1 Человек в обществе-12час.
1.

Тема 1.1

2.

Тема 1.2

3.

Тема 1.3

Общество и общественные
отношения. Развитие общества.
Биосоциальная природа человека и его
деятельность.
Познавательная деятельность человека.
Научное познание.

6

4

1

1

4

2

1

1

2

1

1

Раздел « 2 Духовная культура –8час
4.

Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества.

2

2

5.

Тема 2.2

Наука и образование в современном мире.

2

1

6.

Тема 2.3.

Религия.

2

2

7.

Тема 2.4.

Искусство.

2

1

1

1

Раздел 3 Экономическая жизнь общества- 16час.
8.

Тема 3.1

2

2

4

2

4

2

2

2

9.

Тема 3.2

10.

Тема 3.3

11.

Тема 3.4

Экономика - основа жизнедеятельности
общества.
Рыночные отношения в экономике.
Финансовые институты
Рынок труда и безработица. Рациональное
поведение потребителя
Предприятие в экономике.

12.

Тема 3.5

Экономика и государство

2

2

Тема 3.6

Основные тенденции развития

2

2

2

2

2

13.

\

экономики России и международная
экономика.

2
2

Раздел 4 Социальная сфера -8 час.
14.

Тема 4.1

15.

Тема 4.2

Социальная структура общества. Положение
личности в обществе
Семья в современном мире.

16.

Тема 4.3

Этнические общности и нации

21

2

2
2

КР

17.

Тема 4.4

Социальные нормы и социальный контроль.
Социальный конфликт и способы его
разрешения.

2

1

Политика
и
Политическаясистема.

4

2

2

4

2

1

1

Раздел 5 Политическая сфера -8
18.

Тема 5.1

19.

Тема 5.2

20.

власть.

1

Раздел 6 Правовое регулирование общественных отношений в
Российской Федерации -18
Тема 6.1
Право в системе социальных норм 4
4

21.

Тема 6.2

Основы конституционного права
Российской Федерации
Правовое регулирование
гражданских, семейных, трудовых,
образовательных правоотношений
Правовое регулирование
налоговых, административных
уголовных правоотношений.
Экологическое законодательство.
Основы процессуального права

2

22.

Тема 6.3

23.

Тема 6.4

24.

Тема 6.5

25.

1

1
2

6

2

2

3

1

2

3

1

2

Итого за 1-ый курс

70

40

18

26.

ДЗ

2

27.

Всего

72

ПЗ – практические занятия, ПОС –профессионально ориентированное содержание

22

12

2.3 Тематический план и содержаниедисциплины
Наименование
разделов итем

1

Содержаниеучебногоматериала(основноеипрофессионально-ориентированное),
лабораторныеипрактическиезанятия,прикладноймодуль(приналичии)

2

1 курс 2 семестр -72 часа.

Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами 4
общественные
общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции
отношения. Развитие
социальных институтов.
3
общества
Типыобществ.Постиндустриальное(информационное)обществоиегоособенности.Роль
массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальнаяреволюция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественныйпрогресс,егокритерии.Противоречивыйхарактерпрогресса.Глобализация
Иеепротиворечивыепоследствия
Профессионально ориентированное содержание
Технический и естественно-научный профили - Перспективы развития (название
специальности) в информационном обществе. Направления цифровизации в
профессиональной деятельности (название специальности).Роль науки в решении

Объем
часов

3

Формируемыеко
мпетенции

4

12
6

2
1
ОКО1 ОКО5
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

23

Тема 1.2.
Биосоциальная
природа человека и
его деятельность

Тема 1.3.
Деятельностьче
ловека.
Научноепознание

глобальных проблем
Социально- экономический и гуманитарный профили - Социальные и гуманитарные аспекты
глобальных проблем. Воздействие глобальных проблем на профессиональную деятельность
( название специальности). Направленияцифровизации в профессиональной деятельности (
названиеспециальности)

1

Основное содержание учебного материала

4

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурныхфакторовнаформированиеличности.Личностьвсовременномобществе.
Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности
человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации.
Общественноеииндивидуальноесознание.Самосознаниеисоциальноеповедение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
В том числе практических занятий
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учетособенностейхарактеравпрофессиональнойдеятельности(названиеспециальности).
Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его
особенности в сфере ( названиеспециальности)
Основное содержание учебного материала
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знаниекакрезультатпознавательнойдеятельности,еговиды.Понятиеистины,еекритерии.
Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.Особенности
научногопознаниявсоциально-гуманитарныхнауках.Российскоеобществоичеловекперед
лицом угроз и вызовов XXIв.

2

оког

2
1

1

2
1

ОКО4 ОКО5
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

оког

ОКО4 ОКО5 ЛР.4,
ЛР.6, ЛР.8, ЛР.10
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

В том числе практических занятий
24

Профессионально ориентированное содержание
Длявсехпрофилей- Естественные,технические,точныеисоциально-гуманитарныенаукив
профессиональной деятельности ( названиеспециальности)
Раздел 2. Духовнаякультура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура
Духовнаядеятельностьчеловека.Духовныеценностироссийскогообщества.Материальная
личности и общества
идуховная культура. Формы культуры. Народная,массовая и элитарная культура.

1

8
2

окоз

ОКО5 ОКОб ЛР.4,
ЛР.6, ЛР.8, ЛР.10
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

25

Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие
современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование
ценностейсовременногообщества.Моралькакобщечеловеческаяценностьисоциальный
регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Длявсехпрофилей-Культураобщения,труда,учебы,поведениявобществе.Этикетв
профессиональной деятельности (названиеспециальности)
Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Тема 2.3.
Религия
Тема 2.4.
Искусство

1

2

Основное содержание учебного материала
Наука.Функциинауки.Возрастаниеролинаукивсовременномобществе.Направления
научно-технологическогоразвитияинаучныедостиженияРоссийскойФедерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Для отдельных специальностей гуманитарного профиля - Особенности профессиональной
деятельности в сфере науки, образования
Длядругихпрофилей-Профессиональноеобразованиевсфере(названиеспециальности).
Роль и значение непрерывности образования
Основное содержание учебного материала
Религия,еёрольвжизниобществаичеловека.Мировыеинациональныерелигии.Значение
поддержаниямежконфессиональногомиравРоссийскойФедерации.Свободасовести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современногороссийскогоискусства
Профессионально ориентированное содержание

1

оког о ЛР.4, ЛР.6,
ЛР.8, ЛР.10коз
1

ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

2

ОКО5 ОКОб

2
2
1

ОКО1
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,

1

ЛР.10,ок05
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
26

Дляотдельныхспециальностейгуманитарногопрофиля-Особенностипрофессиональной
деятельности в сфереискусства
Длядругихпрофилей-Образпрофессии/специальности(названиеспециальности)в
Искусстве
Раздел 3. Экономическаяжизньобщества4
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Рольэкономикивжизниобщества.Макроэкономическиепоказателиикачествожизни.
Экономика- основа
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
жизнедеятельности
общества
производственныхвозможностей.Типыэкономическихсистем.Экономическийростипути его
достижения.
Факторы
долгосрочного
экономического
роста.
Понятиеэкономическогоцикла.
Фазыэкономическогоцикла.
Причиныэкономическихциклов
Профессионально ориентированное содержание
Для всех профилей - Особенности разделения труда и специализации в сфере (название
специальности)
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
Рыночные отношения в Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
экономике.
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
Финансовыеинституты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Финансовыйрынок.Финансовыеинституты.Банки.Банковскаясистема.Центральныйбанк
РоссийскойФедерации:задачиифункции.МонетарнаяполитикаБанкаРоссии.Инфляция:
причины, виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения .
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии ифинансовая безопасность.
Денежныеагрегаты
Тема3.3.
Основное содержание учебного материала

16
2

оког

OKOlЛР.4, ЛР.6,

1

1

ЛР.8, ЛР.10

ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

4

ок01
ок03

ок09 ЛР.4, ЛР.6,
ЛР.8, ЛР.10

2

4

ОКО1

27

Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

Тема 3.4.
Предприятие в
экономике

Тема 3.5.
Экономика и
государство

Тема 3.6.
Основные тенденции

Рыноктруда.Заработнаяплатаистимулированиетруда.Занятостьибезработица.Причины и
виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области
занятости. Особенности труда молодежи. Деятельностьпрофсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность.Экономическаядеятельностьипроблемыустойчивогоразвитияобщества
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Для социально- экономического профиля - Особенности профессиональной деятельности в
экономической и финансовой сферах
Длядругихпрофилей-Спроснатрудиегофакторывсфере(названиеспециальности).
Стратегия поведения при поиске работы. Возможности (название специальности)
профессиональной переподготовки
Основное содержание учебного материала
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способыиисточники финансированияпредприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательствав Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированноесодержание
Для всех профилей - Предпринимательская деятельность в сфере (название
специальности). Основы менеджмента и маркетинга в сфере (название специальности)

ок02

2

око3,ЛР.4, ЛР.6,

2
2

ЛР.8, ЛР.10
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

2

ОКО1

1

1

Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственн ЛР.4,
ЛР.6,
ЛР.8,
ЛР.10ого
бюджета.Принципсбалансированностигосударственногобюджета.Государственныйдолг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политикагосударства.
Цифровизация экономики в Российской Федерации
Основное содержание учебного материала

2

1Мировая экономикаl. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт

1

2

окоз

ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10
ОКО1, ОКО9

ОКОб ОКО9 ЛР.4,
ЛР.6, ЛР.8, ЛР.10
ПК.1.1-ПК.1.5
28

ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6

29

развития экономики
России и
международная
экономика

и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международнойторговле.
Государственноерегулированиевнешнейторговли
Профессионально ориентированное содержание

Технический и естественно- научный профили - Направления импортозамещения в условиях
современной экономической ситуации в сфере (название специальности).
Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Социально- экономический и гуманитарный профили - Региональная экономика и её
особенностивсфере(названиеспециальности).Основныенаправленияразвития
региональнойэкономики(названиерегиона)
Раздел 4. Социальнаясфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная структура
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
общества. Положение
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
личности в обществе
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положениеиндивидавобществе.Социальныестатусыироли.Социальнаямобильность,ее
формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание

1

8
2

1

Длявсехпрофилей-Престижпрофессиональнойдеятельности.Социальныероличеловека
в трудовом коллективе. Возможностипрофессиональногороста

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденцииразвитиясемьивсовременноммире.Мерысоциальнойподдержкисемьив
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям

2
2

Тема 4.3.

Основное содержание учебного материала

2

ОКО1
ОКО5
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10
.

ОКО5 ОКОб
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

30

Этнические общности и Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональныеотношения.Этносоциальныеконфликты,способыихпредотвращенияи
нации
пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики вРоссийской
Федерации
Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала

ОКО5 ,ОКОб
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

2

ок04

31

Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт
и способы его
разрешения

В том числе практическихзанятий
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль исамоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социальногопсихолога.
Профессионально ориентированное содержание
Длявсехпрофилей-Конфликтывтрудовыхколлективахипутиихпреодоления.Стратегии
поведения в конфликтнойситуации
Раздел 5. Политическаясфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики всовременном обществе. Политические
Политическаясистема
институты. Политическаядеятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской
Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного
(территориального) устройства, политический режим Типология форм государства
В том числе практических занятий

Тема 5.2.

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.Государственная
политика Российской Федерации по противодействиюэкстремизму
Основное содержание учебного материала

2

1

ОКО5ПК.1.1ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

8
4

2

ОКО5
ОКОб
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

4

окоз

32

ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

-

2
1
1
5

6.1.

20
4

Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.

1

ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

33

Тема б.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема б.З.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательныхправ
оотношений

Тема б.4.

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально- экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
РоссийскойФедерации.КонституционныеобязанностигражданинаРоссийскойФедерации.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Профессионально ориентированное содержание
Длявсехпрофилей- ПрофессиональныеобязанностигражданинаРоссийскойФедерациив
организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени

Основное содержание учебного материала
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовоеправо.Трудовыеправоотношения.Порядокприеманаработу,заключенияи
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетнихработников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Для отдельных специальностей социально - экономического профиля - Юридическое
образование, юристы как социально-профессиональная группа
Длядругихпрофилей-Коллективныйдоговор.Трудовыеспорыипорядокихразрешения.
Особенностьрегулированиятрудовыхотношенийвсфере(названиеспециальности)
Основное содержание учебного материала

2

оког

ОКОб
OKOlПК.1.1-

1

6

ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

оког

4
2

4

ОКО5
ОКОб
ПК.1.1-ПК.1.5
ПК.2.1-ПК.2.8
ПК.3.1-ПК.3.6
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

оког

34

Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическоезако
нодательство

Тема б.5.
Основы
процессуального права

Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическоезаконодательство.Экологическиеправонарушения.Способызащитыправа на
благоприятную окружающуюсреду
Уголовноеправо.Основныепринципыуголовногоправа.Понятиепреступленияивиды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенностиуголовнойответственностинесовершеннолетних
В том числе практических занятий
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых
законодательством
о
налогах
и
сборах.
Праваиобязанностиналогоплательщиков.
Ответственность
за
налоговыеправонарушения
Основное содержание учебного материала
Конституционное судопроизводство
Административный процесс.Судебноепроизводство
по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъектыуголовного
процесса
В том числе практических занятий

ОКОб
ОКО9
ЛР.4, ЛР.6, ЛР.8,
ЛР.10

2

4
2
2

Гражданскиеспоры,порядокихрассмотрения.Основныепринципыгражданскогопроцесса.
Участники гражданского процесса. Арбитражноесудопроизводство
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего

оког

ОКО5
ОК.09
ЛР.4,
ЛР.6,
ЛР.8,
ЛР.10

2
72

35

3. Условияреализациипрограммыобщеобразовательнойдисципли
ны ООД.05 «Обществознание»
Оснащение учебногокабинета
Освоение программы общеобразовательной учебнойдисциплины
«Обществознание»
предполагает
наличие
в
профессиональной
образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения «ПОП» СПО на базе
основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в
котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым
оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствам иобучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать
визуальную информацию по обществознанию, создавать презентации,
видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально -технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:

•
•
•
•

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,плакатов);
информационно -коммуникационныесредства;
экранно-звуковыепособия;

комплекттехническойдокументации,втомчислепаспортанасредства
обучения,инструкциипоихиспользованиюитехникебезопасности;
• библиотечный фондкабинета;

• рекомендованныемультимедийныепособия.
Информационное обеспечение реализациипрограммы
Вбиблиотечныйфондкабинетавходятучебники,учебно-методические
комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение
учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные для использования
в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределахОПОП
СПО на базе основного общегообразования, не старше пяти лет с момента
издания.

36

Рекомендованные
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной дисциплины представлены в методических
рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно- популярной и другой литературой по
вопросам обществоведческого образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание»
обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным
материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в
сети Интернет (электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам,
тестам и другим подобным ресурсам).
Оборудование учебного кабинета:
•
•
•
•

посадочные места для обучающихся;
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц);
видеодемонстрации.

Технические средства обучения:
•
•
•
•

компьютеры;
мультимедиа;
локальнаясетькабинета, интернет;
периферийноеоборудование и оргтехника.

3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник для СПО. – М.: Издательский
центр «Академия», 2021.
2.
Махоткин А.В. Обществознание (Весь школьный курс в схемах и
таблицах) – М.: Эксмо, 2019.
3.
Обществознание в вопросах и ответах: учебное пособие: учебное
пособие/ под редакцией А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: Проспект,
2012.
4.
Семке Н.Н. Обществознание/ Н.Н. Семке. М.: Эксмо, 2018.
5.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
6.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл.
общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и
А. Ю. Лазебниковой. – М., 2016.
3.2.2. Дополнительная литература
1.
Баранов П.А. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ./П.А.
Баранов. – М.: Издательство АСТ, 2016.
37

2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для
подготовки/ Лазебникова А.Ю. М.: Издательство «Экзамен», 2016.
3.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. –
М.: Издательский центр «Академия», 2014.
4.
Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание».
Учеб. Пособие для нач. проф. Образования/сост. И.Л. Ларионова, И.П.
Смирнов. – М.: ИРПО Издательский центр «Академия», 2012
3.2.3. Интернет-ресурсы:
https://new.znanium.com/
http://www.ist-iv.ru/
http://kononv.ru/
http://istoric55.ucoz.ru/
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/SocialStudies-14/Default.aspx

38

4. Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания
учебногоматериала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
направленонаформированиеобщихкомпетенцийОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5,
ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с достижением образовательныхрезультатов,
регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе
освоения ими содержания общеобразовательной учебнойдисциплины
«Обществознание» на уровне среднего профессионального образования
является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить
оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела
образовательной программы. Для организации и проведения оценочных
процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолога- педагогической и методической
литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают
учебные задания, проверяющие способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные
пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого
комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие
оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на
контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся
может вестись каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей,
промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для
корректировкиучебныхпрограммииндивидуализацииучебнойдеятельности
обучающегося, группы вцелом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устногоопроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к
документам, содержащими социальную информацию; задания к схемам,
таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы проблемного характера;
задания-задачи; проектные задания идр.);
39

- оценивание результатовтестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность
самооценки и взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом
оцениванияявляютсянетолькоитоговыеобразовательныерезультаты,нои
динамикаизмененийэтихрезультатоввпроцессевсегоизученияиосвоения
содержания учебнойдисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает
какразвитиеустной,такиразвитиеписьменнойречи;поэтомуцелесообразно
выдерживать соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и
форматах ожидаемыхответов.
Требования,параметрыикритерииоценочнойпроцедурыдолжныбыть
известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры
оценивания, включая самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры
и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем
совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны
соответствоватькритерииоценки:зачтовыставляетсятаилиинаяоценка;в
случае балльной оценки - то или иное количествобаллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице,
преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации
обучения по программе дисциплины .
Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе

ок01
ок05

ок02
ок04
ок05

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

Познавательные задания
• Вопросыпроблемного
характера
• Заданияксхемам,таблицам,

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания

диаграммам, инфографике
• Проектныезадания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информацию
40

• Проектныезадания

ок02
ок04
ок05

Тестирование
Самооценка и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся

Тема 1.3.
Познавательнаядеят
ельностьчеловека.
Научноепознание

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информацию
• Познавательныезадания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 2. Духовнаякультура

ок03
ок05

ОК Об

Тема 2.1.
Духовнаякультура
личности иобщества

Познавательные задания

• Вопросыпроблемного
характера
• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ок02
ок03

Тема 2.2.
Наука и образование в
современноммире

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информацию
• Проектныезадания

Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ок05
ОКОб

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информацию
Самооценка и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся

41

ок01
ок05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний/уменийобучающихся
Раздел 3. Экономическаяжизньобщества

ок02
ок07

ок01
ок03
ок09

ок01
ок02
ок03

ок01
ок03

Тема3.1.
Экономика-основа
жизнедеятельности
общества

Тема3.2.
Рыночныеотношенияв
экономике.Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания к схемам,таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний/уменийобучающихся
Устныйопрос
Познавательныезадания
• Задания к документам,
содержащимсоциальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема3.3.
Устный опрос
Рыноктрудаи
Познавательныезадания
безработица.
•Задания- задачи
Рациональноеповедение
•Заданияксхемам,таблицам,
потребителя
диаграммам,инфографике
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний/уменийобучающихся
Тема3.4.
Устныйопрос
Предприятие в экономике Познавательные задания
• Задания -задачи
• Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
• Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний/уменийобучающихся

42

ок01
ок09

Тема3.5.
Экономикаигосударство

Устныйопрос
Познавательныезадания
• Задания к схемам,таблицам,
диаграммам,инфографике
Тестирование
Самооценка и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся

ОКОб

ок09

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и международная
экономика

Познавательные задания

• Вопросыпроблемного
характера
• Работа с документами,
содержащими социальную
информацию
Самооценка
и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся

Раздел 4. Социальнаясфера

ок01
ок05

ок05
ОКОб

Тема 4.1.
Социальнаяструктура
общества. Положение
личностивобществе

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания к
документам,содержащим
социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информациюТестирова
ние
Самооценка и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся

43

ок05
ОКОб

ок04
ок05

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информациюТестирова
ние
Самооценка и
взаимооценказнаний /умений
обучающихся

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальныйконфликт и

Устный опрос
Познавательные задания

• Задания-задачи
• Проектныезадания

способы его разрешения Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическаясфера

ок05

ОКОб

ок03
ок04

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическаясистема

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания кдокументам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники

Устный
опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
• Задания кдокументам,
содержащимсоциальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний/уменийобучающихся

Раздел6.ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийскойФедерации

44

ок01
ок05
ок09

ок02

ОКОб

ок07

ок02
ок05

ОКОб

ок02
ОКОб

ок09

ок02
ок05
ок09

ок01,ок02,ок03,ок04,
ОК05,ОКОб,ОК07,ОК09

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания кдокументам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Устный опрос
Тема 6.2.
Основы конституционного Познавательные задания
права Российской
• Задания-задачи
Федерации
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,
образовательных
правоотношений

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 6.4.
Правовоерегулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическоеза
конодательство

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 6.5.
Отраслипроцессуального
права

Устный опрос
Познавательные задания
• Задания-задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Выполнение заданий
промежуточнойаттестации

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».