ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Безопасность жизнедеятельности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 2022 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы 4 1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки 4 квалифицированных рабочих, служащих 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам 4 освоения дисциплины 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7 ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7 2.2 Содержание учебной дисциплины ОП. 04 Безопасность 8 жизнедеятельности 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 14 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому 14 обеспечению 3.2 Информационное обеспечение обучения 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 18 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства по направлению подготовки 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: относится к общепрофессиональным дисциплинам обязательной части ППКРС. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Цель: формирование компетентности профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученные профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; 4 - оказывать первую помощь пострадавшим. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК), включающие в себя способность: ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 07. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК 08. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5 В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться профессиональные компетенции (ПК), включающие в себя способность: ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства. ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве. ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм. ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С". ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов. ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы. ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 46 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа, в том числе практические работы – 16 часов; самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося - 14 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: Практические занятия Объем часов 46 32 16 6 Внеаудиторная самостоятельная работа 14 обучающегося (всего) В том числе: Подготовка сообщений (докладов) Проработка учебной литературы и составление плана-конспекта по темам программы Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 7 2.2. Содержание учебной дисциплины ОП. 05 Безопасность жизнедеятельности Наименование разделов и тем 1 Введение Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи, место и роль в подготовке рабочего с начальным профессиональным образованием. Основные понятия, термины и определения в области безопасности жизнедеятельности Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения Тема 1.1. Чрезвычайн ые ситуации мирного и военного времени Содержание учебного материала Чрезвычайные ситуации мирного времени Условия формирования и основные фазы развития чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Классификация чрезвычайных ситуаций по источникам возникновения и скорости распространения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам распространения и тяжести последствий. Радиационно-опасные объекты. Основные опасности при авариях на радиационно-опасных объектах. Химически опасные объекты, основные способы хранения и транспортировки сильно действующих ядовитых веществ, их характеристика. Стихийные бедствия, виды, причины их возникновения, последствия. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные ситуации военного времени Основные источники чрезвычайных ситуаций военного времени. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды и опасности военных действий для населения и территорий. Характеристика современных средств ведения военных действий, их Объем Коды Уров часов формируемы ень Аудиторн х освое ых/самост компетенций ния оятельных 3 4 2 1 12/6 ОК 1-8 5/2 2 ОК 1-8 ПК 1.1--1-3 2 ПК 1.1--1-3 8 Тема 1.2. Защита населения и территорий в чрезвычайн ых ситуациях поражающие факторы и зоны разрушения. Практические работы №1. Защита от терроризма на объектах экономики. №2. Источники, виды и масштабы терроризма. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, в быту и в городских условиях №3. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства и угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовить сообщение (доклад). 1.Составьте таблицу классификации чрезвычайных ситуаций мирного времени. Написать глоссарий основных определений и понятий. 2.Составьте таблицу классификации чрезвычайных ситуаций военного времени. Написать глоссарий основных определений и понятий. Содержание учебного материала Управление безопасностью жизнедеятельности Правовые основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Требования законодательства РФ в области организации и обеспечения защиты населения и территории от ЧС. Система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Управление в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (HCXC). Основная задача HCXC и гражданской обороны Российской Федерации (ГО РФ). Структура HCXC и ГО РФ. Органы управления, силы и средства HCXC и ГО РФ. Резервы финансовых и материальных ресурсов. Система связи, оповещения, информационного обеспечения. Режимы функционирования РСЧС. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Профилактика возникновения аварий на радиационно-опасных объектах. Профилактика возникновения аварий на химически опасных объектах. Оценка радиационной обстановки. Оценка химической обстановки. Оценка инженерной обстановки. Оценка пожарной обстановки. Практические работы №4. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты. 3 2 5/3 3 ОК 1-8 ПК 1.1--1-3 2 2 9 №5. Основные мероприятия, проводимые в российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовить сообщение (доклад). 3..Правовые основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций 4.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные задачи. Тема 1.3. Устойчивос ть производств в условиях чрезвычайн ых ситуаций Тема 2.1. Основы Содержание учебного материала Основные понятия и определения устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайной ситуации. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики. Оценка фактической устойчивости объекта в условиях чрезвычайных ситуаций. Практические работы №6. Направления, мероприятии и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики, систем водо-, газо-, энерго-, теплоснабжения. Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовить эссе. 5.Основные понятия и определения устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайной ситуации. Раздел 2. Основы военной службы Содержание учебного материала 2 2/1 1 ОК 1-8 ПК 1.1--1-3 2 1 1 19/10 ОК 1-8, 3/2 ОК 1-8, ПК 3.1—3.6 ПК 3.1—3.6 10 обороны государства Тема 2.2. Военная служба – особый вид федерально й государстве нной службы Военная организация Российской Федерации Структура и задачи военной организации государства. Руководство военной организацией государства. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации – основные гаранты национальной безопасности нашего Отечества. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации. Другие войска, их состав и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства Система комплектования и дислокации Вооруженных Сил Российской Федерации. Состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, их состав и предназначение. Практические работы №7. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений. Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовить сообщение (доклад). 6.Военная организация Российской Федерации. 7.Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства. Содержание учебного материала Воинская обязанность Воинский учёт. Первоначальная постановка граждан РФ на воинский учет. Категории граждан не подлежащие воинскому учету. Состав комиссии по постановке граждан на воинский учет. Обязанности комиссии по постановке граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету, установленные действующим законодательством. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Призыв на военную службу Время проведения и содержание призыва. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу. Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учету и призыву на военную службу. Порядок работы и состав призывной комиссии. Организация и проведение медицинского освидетельствования призывников при призыве на военную службу и его назначение. Решение, 2 2 1 2 8/4 4 ОК 1-8, ПК 3.1—3.6 2 11 принимаемое призывной комиссией в отношении призывника при призыве на военную службу. Прохождение военной службы Порядок прохождения военной службы, ее формы и сроки. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Виды воинской деятельности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Прохождение военной службы по контракту Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Юридическая ответственность военнослужащих Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Международное гуманитарное право. Определение международного гуманитарного права и cфера его применения. Правовая защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала, военнопленных и гражданского населения. Ограничение средств методов ведения военных действий. Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. Практические работы №8. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан при первоначальной постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу. №9. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору №10. Граждане РФ, подлежащие призыву на военную службу в соответствии с действующим законодательством. Освобождение и отсрочки от призыва. №11. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Административная ответственность. Материальная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовить сообщение (доклад). 4 4 12 Тема 2.3. Военнопрофессион альная ориентация 8.Призыв на военную службу. 9.Прохождение военной службы. Подготовить эссе 10.Воинская обязанность. 11.Юридическая ответственность военнослужащих. Содержание учебного материала Основы военно-профессиональной ориентации Военная служба по призыву – как этап профессионализации личности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам призывника. Формирование психологической готовности к призыву на военную службу. Требования, предъявляемые к военным специалистам. Формирование психологической готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта. Военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Классы сходных воинских должностей. Командные воинские должности. Операторские воинские должности. Воинские должности связи и наблюдения. Водительские воинские должности. Воинские должности специального назначения. Технические воинские должности. Прочие воинские должности. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования. Формирование психологической готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования. Предупреждение негативных последствий влияния стресс-факторов военнопрофессиональной среды Понятия экстремальной и кризисной ситуации. Экстремальная ситуация. Кризисная ситуация. Влияние экстремальных ситуаций на человека Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. 5/3 2 ОК 1-8, ПК 3.1—3.6 2 13 Тема 2.4. Организаци я оказания первой помощи Практические работы №12.Наиболее ответственные периоды в жизнедеятельности воинских коллективов: прибытие в полк молодого пополнения №13.Увольнение в запас; прибытие в полк выпускников окружных учебных центров (ОУЦ) №14.Плановые учения и марши; заступление на боевое дежурство, в караул; получение и освоение новой боевой техники и вооружения. Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовить сообщение (доклад). 12. Военная служба по призыву – как этап профессионализации личности.. Формирование психологической готовности к призыву на военную службу. 13. Понятия экстремальной и кризисной ситуации. Экстремальная ситуация. Кризисная ситуация. Влияние экстремальных ситуаций на человека. Содержание учебного материала 3 2 2/1 Организация и принципы оказания первой помощи Практические работы №15. Юридические аспекты оказания первой помощи. Алгоритм действий при оказании первой помощи. Оказание первой помощи при терминальных состояниях. Сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при кровотечениях и травматическом шоке. №16. Первая помощь при переломах костей. Помощь пострадавшим от действия электрического тока, обморожения и отравления. Транспортировка пострадавшего. Внеаудиторная самостоятельная работа 14.Составить алгоритм (инструкцию) действия при оказании первой помощи в различных ситуациях. 2 Всего: 46 Промежуточ Дифференцированный зачет ная аттестация ОК 1-8, ПК 3.1—3.6 1 1 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет Безопасности жизнедеятельности. Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты); наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты средств коллективной защиты, массогабаритные макеты автомата, образцы средств индивидуальной защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания); стрелковый электронный тир, тренажер для проведения сердечнолегочной реанимации. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; - телевизор; - DVD - плеер 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Нормативные документы: Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Конституция РФ от 12.12.93. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Закон РФ «О безопасности» (в редакции закона РФ от 25.12.92. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93. № 2288, ФЗ от 25.07.02. № 116-ФЗ, от 07.03.05. №15 -ФЗ, от 25.07.06. № 128-ФЗ, от 02.03.07. № 24-ФЗ, от 26.06.08. № 103ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 68-ФЗ от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. от 22.08.04. № 122-ФЗ). // Справочноправовая система «Консультант Плюс». Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 28-ФЗ от 12.02.98. «О гражданской обороне» (в ред. от 19.10.02. № 123-ФЗ, от 19.06.04. № 51 –ФЗ, от 22.08.04. № 122-ФЗ, от 19.06.07. № 103-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 3-ФЗ от 9.01.96. «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 22.08.04. № 122-ФЗ). //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 10.8.2008. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта 2009 г.). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ от 22 августа 1995 г. (в ред. от 22.08.04. № 12-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.03 г. № 794, (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.05г. №335). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 22 февраля 2007 г. № 304. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 16 Основная литература: 1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО/Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – Москва: ИЦ «Академия», 2015. – 288 с. Дополнительные источники: 1. Безопасность жизнедеятельности : учебник для СПО / отв. ред. Я.Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 416 с. – ISBN 9785-9916-9735-4 2. Безопасность жизнедеятельности : практикум : учебное пособие для СПО / отв. ред. Я.Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 249 с. – ISBN 978-5-9916-8528-3 3. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / отв. ред. В. П. Соломин. – Москва : Юрайт, 2017. – 399 с. – ISBN 978-5-53402041-0 4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 1. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 350 с. – ISBN 978-59916-9962-4 5. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 2. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 362 с. – ISBN 978-59916-9964-8 6. Беляков Г.И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях : учебник для СПО / Г. И. Беляков. – 3 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-534-03180-5 7. Графкина М.В. Безопасность жизнедеятельности : учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c. 8. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – 2 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 330 с. – ISBN 978-5-534-02122-6 9. Суворова Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для СПО / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. – 2 изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 245 с. – ISBN 9785-534-03743-2 10. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А. Хван, П.А. Хван. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 418 с. 11. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф : учебное пособие / Г.С. Ястребов; под ред. Б.В. Кабарухин. – Ростов на Дону : Феникс, 2013. - 397 c. Интернет-ресурсы: 1. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/ 2. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru. 17 3. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/ 4. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/ 5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL: http://bzhde.ru. 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УСВОЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЕЧБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий Результаты обучения Методы оценки Уметь: Организовывать и проводить Текущий контроль: актуализация мероприятия по защите работающих и опорных знаний и умений в ходе урока, населения от негативных воздействий оценка выполнения тестовых заданий. чрезвычайных ситуаций Интерпретация результатов при работ: №4 ОК 03 Анализировать рабочую выполнении практических ситуацию, осуществлять текущий и «Организация защиты в мирное и военное итоговый контроль, оценку и коррекцию время, способы защиты», №5 «Основные собственной деятельности, нести мероприятия, проводимые в российской ответственность за результаты своей Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Ликвидация работы чрезвычайной ситуации. ПК 3.5. Работать с документацией последствий Подготовка населения в области установленной формы. гражданской обороны и защиты от № 6 чрезвычайных ситуаций», «Направления, мероприятии и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики, систем водо-, газо-, энерго-, теплоснабжения». Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: проверка сообщений (докладов): «Правовые основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций», «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные задачи», «Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Предпринимать профилактические Текущий контроль: актуализация меры для снижения уровня опасностей опорных знаний и умений в ходе урока, различного вида и их последствий в оценка выполнения тестовых заданий. профессиональной деятельности и быту Контроль внеаудиторной ПК 1.1. Управлять тракторами и самостоятельной деятельности: проверка самоходными сельскохозяйственными сообщений (докладов): «Составьте таблицу машинами всех видов на предприятиях классификации чрезвычайных ситуаций сельского хозяйства. мирного времени. Написать глоссарий ПК 1.2. Выполнять работы по основных определений и понятий», 19 возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве. ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Применять первичные средства пожаротушения ОК 07. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм. Владеть основами борьбы с терроризм, как серьезной угрозы национальной безопасности России. ОК 04 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 05. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности. ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес «Составьте таблицу классификации чрезвычайных ситуаций военного времени. Написать глоссарий основных определений и понятий». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Интерпретация результатов при выполнении оценочных нормативов практической работы №4 «Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты» Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Интерпретация результатов при выполнении практических работ: №1 «Защита от терроризма на объектах экономики», №2 «Источники, виды и масштабы терроризма. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, в быту и в городских условиях», №3 «Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства и угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника» Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий Интерпретация результатов наблюдения при выполнении практических работ: №8 «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан при первоначальной постановке их на воинский 20 Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. ОК 08 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы ОК 06 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами учет и при призыве на военную службу», №9 «Мероприятия по профессиональному психологическому отбору» Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: проверка сообщения (доклада): «Военная служба по призыву – как этап профессионализации личности», «Формирование психологической готовности к призыву на военную службу». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Интерпретация результатов наблюдения при выполнении практических работ: №10. «Граждане РФ, подлежащие призыву на военную службу в соответствии с действующим законодательством. Освобождение и отсрочки от призыва», №11 «Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Административная ответственность. Материальная ответственность. Гражданско-правовая ответственность», № 12 «Наиболее ответственные периоды в жизнедеятельности воинских коллективов: прибытие в полк молодого пополнения», №13 «Увольнение в запас; прибытие в полк выпускников окружных учебных центров (ОУЦ)» Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: проверка сообщения (доклада): «Военная служба по призыву – как этап профессионализации личности», «Формирование психологической готовности к призыву на военную службу». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока. Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: проверка сообщения (доклада): «Понятия экстремальной и кризисной ситуации. Экстремальная ситуация. Кризисная ситуация. Влияние экстремальных ситуаций на человека». 21 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Оказывать первую помощь Текущий контроль: актуализация пострадавшим опорных знаний и умений в ходе урока, ПК 3.6 Проводить первоочередные оценка выполнения тестовых заданий. мероприятия на месте дорожноИнтерпретация результатов наблюдения при выполнении практических работ: №15 транспортного происшествия «Юридические аспекты оказания первой помощи. Алгоритм действий при оказании первой помощи. Оказание первой помощи при терминальных состояниях. Сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при кровотечениях и травматическом шоке», №16 «Первая помощь при переломах костей. Помощь пострадавшим от действия электрического тока, обморожения и отравления. Транспортировка пострадавшего» Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: проверка эссе: «Составить алгоритм (инструкцию) действия при оказании первой помощи в различных ситуациях». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Применять основы военной и обороны Текущий контроль: актуализация государства. опорных знаний и умений в ходе урока, ПК 3.1. Управлять автомобилями оценка выполнения тестовых заданий. категории "С". Интерпретация результатов при ПК 3.2. Выполнять работы по выполнении практических работ: №14 транспортировке грузов. «Плановые учения и марши; заступление на ПК 3.3. Осуществлять техническое боевое дежурство, в караул; получение и обслуживание транспортных средств в освоение новой боевой техники и пути следования. вооружения», №7 «Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений». Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: проверка доклада (сообщения): «Военная организация Российской Федерации», «Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Знать: Принципы обеспечения устойчивости Текущий контроль: актуализация объектов экономики, прогнозирования опорных знаний и умений в ходе урока, развития событий и оценки последствий оценка выполнения тестовых заданий. при техногенных чрезвычайных ситуациях Защита практических работ: и стихийных явлениях, в том числе в №1 «Защита от терроризма на объектах условиях противодействия терроризму как экономики», №2 «Источники, виды и 22 серьезной угрозе национальной безопасности России. ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 07. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. Основы военной службы и обороны государства. ОК 08 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). . масштабы терроризма. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, в быту и в городских условиях», №3 «Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства и угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника», №6 «Направления, мероприятии и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики, систем водо-, газо-, энерго-, теплоснабжения» Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: оценка эссе: «Основные понятия и определения устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайной ситуации». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Защита практических работ: №4 «Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты», №5 «Основные мероприятия, проводимые в российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: оценка сообщения (доклада): «Правовые основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций», «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные задачи», «Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения» Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Защита практических работ: №12 «Наиболее ответственные периоды в жизнедеятельности воинских коллективов: прибытие в полк молодого пополнения», 23 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и способы защиты населения от оружия массового поражения. ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 05. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. №13 «Наиболее ответственные периоды в жизнедеятельности воинских коллективов: прибытие в полк молодого пополнения». Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: оценка сообщения (доклада): «Военная организация Российской Федерации», «Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Меры пожарной безопасности и Текущий контроль: актуализация правила безопасного поведения при опорных знаний и умений в ходе урока, пожарах. оценка выполнения тестовых заданий. Промежуточная аттестация: ПК 1.1. Управлять тракторами и Дифференцированный зачет самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства. ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве. ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм. Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке. ОК 06 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Защита практических работ: №8 «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан при первоначальной постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу», №10 «Граждане РФ, подлежащие призыву на военную службу в соответствии с действующим законодательством. Освобождение и отсрочки от призыва». Контроль внеаудиторной 24 Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО. ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С". ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 08 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. ПК 3.6 Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия самостоятельной деятельности: оценка за доклад (сообщение): «Призыв на военную службу», «Прохождение военной службы». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока. Защита практических работ: №7 «Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении воинских подразделений», №14 «Плановые учения и марши; заступление на боевое дежурство, в караул; получение и освоение новой боевой техники и вооружения». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Защита практических работ: №9 «Мероприятия по профессиональному психологическому отбору», №11 «Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Административная ответственность. Материальная ответственность. Гражданско-правовая ответственность». Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: оценка за эссе: «Воинская обязанность», «Юридическая ответственность военнослужащих». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет Текущий контроль: актуализация опорных знаний и умений в ходе урока, оценка выполнения тестовых заданий. Защита практических работ: №15 «Юридические аспекты оказания первой помощи. Алгоритм действий при оказании первой помощи. Оказание первой помощи при терминальных состояниях. Сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при кровотечениях и травматическом шоке», №16 «Первая помощь при переломах костей. Помощь пострадавшим от действия 25 электрического тока, обморожения и отравления. Транспортировка пострадавшего» Контроль внеаудиторной самостоятельной деятельности: оценка за эссе: «Составить алгоритм (инструкцию) действия при оказании первой помощи в различных ситуациях». Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет 26