Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД 20 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Азов 2022 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-12 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12-19 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20-22 I. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы: реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства с учетом технического профиля получаемого образования. Программа разработана на основании Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии, за счет часов вариативной части в целях расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием основной части ППКРС. 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл базового уровня, в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО технического профиля. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы «Основы финансовой грамотности» направлено на достижение следующих целей: • формирование у молодого поколения базовых навыков финансовой грамотности; • усвоение интегративной системы знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; • формирование у обучающихся навыков принятия финансовых решений в области управления личными финансами; • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; • формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса; • развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие экономические и социальные события, процессы и явления; • формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; • главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося; • реализация данной компетенции способствует формированию личности социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления; • предполагает воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПР) соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. • личностные: ЛР1сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР2- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; ЛР3- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; ЛР4- выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; ЛР5- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР6- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; ЛР7- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; ЛР8- осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. • метапредметные: МР1- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР2- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР3- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР4- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать; МР5умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МР6- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • предметные: ПР1- понимать и применять в модельных жизненных ситуациях понятия «доход», «источники доходов», «бюджет», «статьи бюджета», «сбережения», «кредитование», «инвестиции», «страхование», «финансовая безопасность»; ПР2- целостно представлять сферу финансовых отношений, функции финансовых институтов, финансовые продукты и услуги; ПР3- понимать правовые основы поведения потребителя финансовых услуг; ПР4- представлять финансовые риски (риск занятия бизнесом, риск инвестирования, риск участия в разного рода пенсионных программах и др.); ПР5- конкретизировать примерами общие положения о целесообразном финансовом поведении в жизненных ситуациях, связанных с доходами и расходами, планированием бюджета, сбережениями и инвестициями, страхованием и финансовой безопасностью; РП6- находить альтернативные решения в соответствии с изменениями ситуации в стране и в личном финансовом положении; ПР7- анализировать отдельные тенденции в развитии финансовой сферы; ПР8- использовать знания о финансовых продуктах и разумном финансовом поведении в контексте учебных ситуаций и в конкретных ситуациях повседневной жизни для определения оптимального варианта действий при решении финансовых задач. Формируемые личностные результаты реализации программы воспитания ЛР(пв): ЛР(пв)1- Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР(пв)2- Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России. ЛР(пв)3- Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР(пв)4- Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию обучающихся; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР(пв)5- Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера, общественного деятеля. ЛР(пв)6- Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного развития России, готовый работать на их достижение. ЛР(пв)7- Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР(пв)8Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. ЛР(пв)9- Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». ЛР(пв)10- Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся. ЛР(пв)11- Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. ЛР(пв)12- Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 54 часов; в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36час; самостоятельной работы обучающегося - 18 часов. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54 36 в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка презентаций подготовка докладов (сообщений) подготовка кроссвордов 8 18 4 10 4 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № раздела, темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование разделов и тем 1 курс 1I семестр Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны Всего часов В том числе СР ПЗ КР 12 4 - 1 Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 9 3 - 1 Тема 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 4 1 - 1 Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата 4 1 - 1 Тема 5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 5 2 - 1 7. 8. Тема 6. Финансовые механизмы работы фирмы 5 2 - 1 Тема 7. Собственный бизнес: как создать и не потерять 6 2 - 1 Тема 8. Риски в мире денег: как защититься от разорения 9 3 - 1 Всего 54 18 - 8 СР – самостоятельная работа, ПЗ – практическое занятие, КР – контрольная работа 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 2 1 курс 3 1. Банки: чем они могут быть вам полезны Содержание учебного материала 1.1 Банковская система России Банковская система России, коммерческие банки, Центральный банк. 1.2 Текущие счета и дебетовые карты. Дебетовая карта, пин-код, овердрафт, текущий счёт. 1.3 Сберегательные вклады: как они работают. Система страхования вкладов (ССВ), сберегательный вклад. 1.4 Сберегательные вклады — как сделать выбор? Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту. 1.5 Кредиты: когда их брать и как оценить. Ставка процента, капитализация процентов, валюта. 1.6 Виды кредитов. Микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека, рефинансирование кредита, сберегательные сертификаты, паевые инвестиционные фонды (ПИФы), кредитная карта. 8 1 Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Банки: чем они могут быть вам полезны» Самостоятельная работа обучающихся 1 2. Фондовый 2 семестр 1 1 1 Коды общих и профессиональных компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ЛР.1, ЛР.2, ЛР3, ЛР.5, ЛР7, ЛР8, МР.1, МР.2,МР.3,МР, МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5, ПР.6, ПР.7, ПР8 ЛР1-ЛР12(пв) 1 1 1.7 Прочие услуги банков 1 Содержание учебного материала 4 6 ЛР.1, ЛР.2, ЛР3, 10 рынок: как его использовать для роста доходов 3.Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата 2.1 Риск и доходность. Фондовый рынок, неопределённость, финансовый риск, инвестиционный портфель, диверсификация, 2.2. Облигации. Облигация, дисконтирование, корпоративные облигации, номинал, купон, дефолт, государственные и муниципальные облигации, 2.3. Акции. Акция, дивиденд, IPO, 2.4 Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать. Фондовая биржа, биржевой индекс, брокер, управляющая компания, доверительное управление, пассивное и активное инвестирование, валютный курс, 2.5. Рынок FOREX. Валютная интервенция, спред. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 3.1 Страхование имущества: как это работает. Страховой случай, страховая премия, страховая выплата, страхование имущества, договор страхования, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО, франшиза. 3.2 Страхование здоровья и жизни. Личное страхование, обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, страховая компания. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 4.1 Зачем нужны налоги и какие виды налогов существуют. Налоги, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговый резидент, налоговая ставка, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, пропорциональный и прогрессивный налог, налоговый агент, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). 4.2 Подача налоговой декларации. Налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня. Лабораторная работа Практическое занятие 1 ЛР.4, ЛР.5, ЛР7, ЛР8, 1 МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5, ПР.6, ПР.7, ПР8 1 1 ЛР1-ЛР12(пв) 1 - 1 3 3 1 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР3, ЛР.4, ЛР.5,ЛР.6, ЛР7, ЛР8, ЛР.5,ЛР.6, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5, ПР8 ЛР1-ЛР12(пв) - 1 1 3 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР3, ЛР.5, ЛР7, ЛР8, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 - 11 5.Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления Контрольная работа по теме: «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 5.1 Обязательное пенсионное страхование. Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионное страхование, Пенсионный фонд РФ (ПФР). 5.2 Добровольное пенсионное страхование. Добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), корпоративные пенсионные планы, альтернативные способы накопления на пенсию. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» Самостоятельная работа обучающихся 6. Финансовые Содержание учебного материала 6.1 Взаимоотношения механизмы работы фирмы работодателя и сотрудников. Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы, 7.Собственный бизнес: как создать и не потерять неденежные бонусы, лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное пособие. 6.2 Эффективность компании, банкротство и безработица. Выручка, издержки и прибыль фирмы, инвестиции в развитие бизнеса, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, спрос на труд, профсоюз, безработица, пособие по безработице. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 7.1 Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму Предпринимательство, предприниматель, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО). 7.2 Что такое успешная компания Создание собственной компании: шаг за шагом. Показатели эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль 1 1 3 1 1 - 1 2 3 1 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4,МР.5, ПР.1, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5, ПР8 ЛР1-ЛР12(пв) ЛР.1, ЛР.2, ЛР3, ЛР.4, ЛР.5, ЛР7, ЛР8, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5, ПР.6, ПР.7, ПР8 ЛР1-ЛР12(пв) - 1 2 4 1 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР3, ЛР.4, ЛР.5, ЛР7, ЛР8, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, МР.5, ПР.1, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5, ПР.6, ПР.7, ПР8 12 8. Риски в мире денег: как защититься от разорения Всего компании, рыночная стоимость компании, метод приведённых денежных потоков, метод бережливого производства. 7.3 Написание бизнес-плана. Бизнес-идея, бизнес-план, лизинг. бизнес-ангелы, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Собственный бизнес: как создать и не потерять» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 8.1 Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений. Инфляция, валютный риск, кредитный риск, ценовой риск, физический риск, предпринимательский риск. 8.2 Экономические кризисы. Экономический цикл, валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВВП, экономический кризис. 8.3 Финансовое мошенничество. Финансовое мошенничество, фальшивомонетчики, поддельные платёжные терминалы, фальшивые банки, кредит, финансовая пирамида, способы сокращения финансовых рисков. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Риски в мире денег: как защититься от разорения» Обобщение и повторение по курсу: Основы финансовой грамотности. Дифференцированный зачет Самостоятельная работа обучающихся ЛР1-ЛР12(пв) - 1 2 6 1 1 1 ЛР.1, ЛР.2, ЛР3, ЛР.4, ЛР.5, ЛР7, ЛР8, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4 ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5, ПР.6, ПР.7, ПР8 ЛР1-ЛР12(пв) - 1 1 1 3 36 13 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Реализация программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» требует наличие кабинета. 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Помещение кабинета истории удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете есть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» входят: • доска классная; • стул учительский; • стулья ученические; • столы ученические; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.; • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины; • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия; • раздаточный материал; • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов и дополнительной литературы. Основная литература 1.Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для родителей СПО. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Для обучающихся 1) Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. 2) Архипов А. П. Азбука страхования: Для 10—11 классов общеобразоват.учрежд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. 3) Балакина А. П. Налоги России. Курс «Основы налоговой грамотности». 10—11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. 4) Берзон Н. И., Аршавский А. Ю. и др. Фондовый рынок: Учеб. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. 14 5) Волгин В. В. Открываю автомастерскую: Практ. пособие. — М.: Дашков и К°, 2009. 6) Голди Д., Мюррей Г. Инвестиционный ответ: Как защитить своё фи-нансовое будущее. — М.: Альпина Паблишер, 2011. 7) Горелый В. И., Бондарчук П. К. Банковская система России: Учеб. пособие. 2-е изд., дораб. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 8) Грэм П. Самые трудные уроки для стартапов. — http://www.perevedem. ru/article/hardest_lessons.htm. 9) Грэм П. Советы стартапам. — http://www.perevedem.ru/article/tips-for-startups.htm. 10) Ёлгина Елена. Налоги за два часа. — М.: Альпина Паблишер, 2013. 11) Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. — М.: Альпина Паблишер, 2012. 12) Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 13) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. — М.: И. Д. Вильямс, 2006. 14) Орлов-Карба П. А. Обязательное социальное страхование в Россий-ской Федерации. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 15) Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: Учеб. пособие. 8—9 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. 16) Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10—11 кл.: Учеб. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. 17) Фабоцци Ф. Финансовые инструменты. — М.: ЭКСМО, 2010. 18) Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. Для преподавателя Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для преподавателя СПО. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Дополнительная литература 1.Горяев, В. Чумаченко: Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г. 1. Перекрестова Л.В.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 192с. 2. Окишев И.Н.: Основы финансовой грамотности. - Издательство: СамИздат Год: 2011. Интернет-ресурсы 1. http://www.fgramota.org/ 15 Образовательный портал по финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ). Главная цель портала – преподнести теоретические и прикладные знания по управлению личными финансами в современном формате edutainment (обучение плюс развлечение). Все элементы портала – финансовая игра, онлайн-книга, тесты, глоссарий – закладывают основы финансовой безопасности и грамотности граждан. Ключевым элементом портала является «народная» финансовая игра, цель которой – дать практические навыки использования финансовых инструментов и познакомить с азами финансовых концепций: соотношение между доходностью и риском, выгоды от диверсификации, управление портфелем и т.д. 2. http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite&utm_medium=tizer&utm_term=finprosto&utm _campaign=tizersitesberbank Раздел «Финансовое просвещение» сайта Сберегательного банка предназначен для ознакомления с основными терминами, с которыми может встретиться клиент; содержит обучающие курсы о деньгах: как приумножить деньги, как застраховать то, что дорого, как оплачивать услуги и переводить деньги и т.д. 3. http://www.investor.ru/main Сообщество профессиональных финансистов со своим уникальным опытом и объёмным взглядом по теме инвестиций, а также частных лиц, людей различных профессий, являющихся инвесторами или собирающихся ими стать. На сайте есть отдельная рубрика «Личные финансы». 4. http://www.ikpcenter.ru/ Сайт Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Программы по финансовой грамотности для обучающихся и педагогов, а также всех желающих. 5. http://www.gorodfinansov.ru/ «Город финансов» – качественно новый интернет-ресурс в области финансовой грамотности, с независимой позицией и объективной информацией. Проект рассчитан на широкую аудиторию, интересующуюся финансами. Посетители портала найдут на страницах «Города финансов» информацию о банковских услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на оказание банковских услуг. На портале есть раздел «Личные финансы». В этом разделе эксперты «Города Финансов» расскажут вам о том, как правильно вести семейный бюджет и контролировать личные финансы. Вы научитесь грамотно управлять личными финансами, сумеете оптимизировать доходы и расходы, а главное – поймете, как можно нормально и достойно жить даже на не очень большую зарплату. Внутри раздела «Личные финансы» находится «Школа денег» – http://www.gorodfinansov.ru/finfrteapot/ 6. http://www.myinvestplan.ru/about/ 16 Блог о финансах. Финансовая независимость и финансовая грамотность. Блог предназначен для получения первоначальных знаний в области финансов. Блог представляет большой перечень материалов по финансовой грамотности – с основ для школьников до глубоких материалов для профессионалов. 7. http://my-capital.narod.ru/ Этот сайт призван легко и доступно рассказывать вам о планировании вашего финансового благополучия. Где взять деньги, что делать с деньгами, основы финансового планирования и т. д. 8. http://www.cbr.ru/fingramota/ Данный раздел сайта Банка России посвящен повышению уровня финансовой грамотности граждан России всех возрастов и социального статуса. Также здесь можно найти информацию об истории Банка России и российской банковской системы в целом. Сказки и рассказы для детей. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 9. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon Информационные буклеты о признаках платежеспособности денежных знаков Банка России. 10. http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ Межрегиональная общественная организация (МОО) «Достижения молодых» – Junior Achievement Russia. Материалы по финансовой грамотности. 11. http://www.familyfinance.ru/ Уроки здорового отношения к деньгам, которые позволят вам сформировать у детей правильное представление о том, что такое деньги. 12. http://www.fingramota.org Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам. 13. http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml На этой страничке собраны интересные статьи о том как научить детей управлять деньгами, зачем это нужно, что это даст и как это сделать. 14. www.finmarket.ru Оперативные новости по финансовой тематике – российские и мировые 15. www.rbc.ru Информация о текущих ценах акций, курсах валют, других финансовых инструментах. 17 16. http://www.azbukafinansov.ru/ Универсальный портал по финансовой грамотности для школьников, студентов, взрослого населения, предпринимателей. 17.http://museum.micex.ru/ Музей Московской Межбанковской Валютной Биржи – это история биржевого дела в России, виртуальная коллекция с экспонатами. 18. http://www.mirkin.ru/ Специализированная электронная библиотека публикаций по финансовому рынку, инвестициям, ценным бумагам. 19. http://us.dogm.mos.ru/ Сайт Департамента образования города Москвы, раздел «Университетские субботы». Информация о лекциях, мастер-классах и других мероприятиях по финансовой грамотности. 20. http://igrm.info/index.php Институт гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ) – научно-исследовательская организация, созданная для содействия успешному гуманитарному развитию и повышению эффективности социальных программ, реализуемых в г. Москве, а именно программы «Повышение финансовой грамотности». Мероприятия для обучающихся и педагогов. Недели финансовой грамотности и многое другое. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов 1. Понятие и экономическая роль государственного бюджета. 2. Федеральный бюджет и его структура. 3. Региональный бюджет и его структура. 4. Местный бюджет и его структура. 5. Процесс формирования государственного бюджета. 6. Источники формирования средств государственного бюджета. 7. Основные направления расходования средств государственного бюджета. 8. Бюджет моей семьи. 9. Функции денег в экономической системе. 10. Наличное денежное обращение. 18 11. Безналичное денежное обращение. 12. Основные этапы развития денег. 13. Понятие и виды инфляции. 14. Функции Центрального банка в экономической системе. 15. Основные виды банковских операций. 16. Финансовый рынок РФ. 17. Основные виды кредитов. 18. Понятие и элементы налогов. 19. Права и обязанности налогоплательщиков. 20. Права и обязанности налоговых органов. 21. Ответственность за нарушение налогового законодательства. 22. Налоговая система РФ. 23. Основные виды налогов РФ. 24. Система государственного пенсионного обеспечения. 25. Негосударственные пенсионные фонды. 26. Роль и задачи пенсионного фонда РФ. 27. Роль страховых компаний в экономической системе. 28. Система социальной защиты в РФ. 29. Виды социальной защиты. 30. Государственный финансовый контроль. 31. Роль страховых компаний в экономике государства. 32. Личный финансовый план. 33. Виды страхования. 34. Система страхования рисков. 19 IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тематического контроля, практических занятий, устного или письменного опроса, а также выполнением обучающимися индивидуальных заданий. Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Результаты обучения Личностные: ЛР1- сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР2- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценки по результатам выполнения практических работ. Текущий контроль: Опрос, терминологический диктант, хронологический тест, оценка практических работ. ЛР3готовность и способность к Текущий контроль: самостоятельной, творческой и ответственной Тестирование, устный опрос, беседа. деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; ЛР4- выявление и мотивация к раскрытию Текущий контроль: лидерских и предпринимательских качеств; Наблюдение, опрос, беседа, написание ЛР5- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР6- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; ЛР7- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; ЛР8- осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. контрольных работ. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценки по результатам выполнения практических работ. Текущий контроль проводится методами: Устный, письменный, тестовый, Текущий контроль проводится методами: Устный, письменный, тестовый, Текущий контроль проводится методами: Устный, письменный, тестовый, МР1- умение самостоятельно определять Текущий контроль: 20 цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР2- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР3- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР4- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; МР5- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МР6- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ПР1- понимать и применять в модельных жизненных ситуациях понятия «доход», «источники доходов», «бюджет», «статьи бюджета», «сбережения», «кредитование», «инвестиции», «страхование», «финансовая безопасность»; ПР2- целостно представлять сферу финансовых отношений, функции финансовых институтов, финансовые продукты и услуги; Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной 21 ПР3- понимать правовые основы поведения потребителя финансовых услуг; ПР4- представлять финансовые риски (риск занятия бизнесом, риск инвестирования, риск участия в разного рода пенсионных программах и др.); ПР5- конкретизировать примерами общие положения о целесообразном финансовом поведении в жизненных ситуациях, связанных с доходами и расходами, планированием бюджета, сбережениями и инвестициями, страхованием и финансовой безопасностью; РП6- находить альтернативные решения в соответствии с изменениями ситуации в стране и в личном финансовом положении; ПР7- анализировать отдельные тенденции в развитии финансовой сферы; ПР8- использовать знания о финансовых продуктах и разумном финансовом поведении в контексте учебных ситуаций и в конкретных ситуациях повседневной жизни для определения оптимального варианта действий при решении финансовых задач. ЛР (пв) 1 самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем. Выполнение творческих заданий, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, выступления на конференциях, диспутах и др. Устный опрос, беседы, выполнение творческих заданий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, выполнение творческих заданий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, выполнение творческих заданий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). 22