Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД 18 ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Азов 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-12 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12-17 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19-22 3 I. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы: реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства с учетом технического профиля получаемого образования. Программа разработана на основании Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии, за счет часов вариативной части в целях расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием основной части ППКРС. 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл базового уровня, в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО технического профиля. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы православной культуры» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Основы православной культуры» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы «Основы православной культуры» направлено на достижение следующих целей: • развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины; • готовность и способность обучающихся к личностному развитию и самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок на основе российских традиционных православных христианских духовных и нравственных ценностей, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, 4 экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы с учетом нравственных принципов, исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви, способность к осознанию и принятию российской гражданской идентичности в поликультурном российском социуме. Освоение содержания учебной дисциплины «Основы православной культуры» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПР) соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. • личностных: ЛР1-российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), формирование личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности; ЛР2-гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего российские традиционные духовно-нравственные ценности, общенациональные (базовые) ценности, общечеловеческие ценности в контексте формирования российской гражданской и культурной идентичности; ЛР3-готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР4-сформированность мировоззрения на основе православной духовно-нравственной культуры, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на исторических и культурных традициях православного христианства, диалоге культур; осознание своего места в поликультурном российском обществе и мире в целом; ЛР5-сформированность основ саморазвития в соответствии с российскими традиционными духовными ценностями; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР6-сознание и поведение, основанное на уважении прав человека, социальной группы на мировоззренческие и культурные особенности, различия, на их выражение в обществе с учетом российских традиционных духовных ценностей, в контексте российской гражданской идентичности, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ЛР7-навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности, сформированные с учетом христианских нравственных принципов; 5 ЛР8-нравственное сознание и поведение на основе усвоения российских традиционных духовных ценностей, исторических и культурных традиций православного христианства, общечеловеческих ценностей в контексте российской гражданской и культурной идентичности; ЛР9-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности с учетом христианских нравственных принципов; ЛР10-эстетическое отношение к миру с учетом православной духовнонравственной культуры, традиции, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ЛР11-принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни с учетом христианской духовно-нравственной культуры, социокультурной традиции; потребности в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков в соответствии с христианскими нравственными принципами; ЛР12-бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей на основе христианских нравственных принципов; умение оказывать первую помощь; ЛР13- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с христианскими нравственными принципами. • метапредметных: МР1-умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях с учетом христианских нравственных принципов; МР2- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР3- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР4-готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР5-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований 6 эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм с учетом христианских нравственных принципов, норм информационной безопасности; МР6- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МР7-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом христианских нравственных ценностей; МР8- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МР9-владение навыками познавательной рефлексии, понимание границ своего знания и незнания с учётом христианского мировоззрения и нравственных принципов. • предметных: ПР1-способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию на основе исторических и культурных традиций православного христианства; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; ПР2- знание норм православной морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви; готовность на их основе к развитию своей личности, участию в общественных отношениях, выбору профессии, профессиональному обучению и профессиональной деятельности; ПР3-системное знание православной культуры во всех ее основных составляющих, ее роли в развитии русской культуры, российской культуры, мировой культуры, в истории России, человечества; ПР4- понимание значения православной христианской нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, народа, общества, ее значения и роли в деятельности людей в основных сферах общественной жизни (духовная сфера, социальные отношения, право, политика, экономика); ПР5- формирование устойчивых представлений об исторической роли Русской Православной Церкви в становлении российского гражданского общества и российской государственности. Формируемые личностные результаты реализации программы воспитания ЛР(пв): ЛР(пв)1- Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР(пв)2- Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России. ЛР(пв)3- Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР(пв)4- Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию обучающихся; демонстрирующий неприятие 7 насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР(пв)5- Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера, общественного деятеля. ЛР(пв)6- Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного развития России, готовый работать на их достижение. ЛР(пв)7- Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР(пв)8- Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. ЛР(пв)9- Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». ЛР(пв)10- Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся. ЛР(пв)11- Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. ЛР(пв)12- Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 54 часов; в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 час; самостоятельной работы обучающегося - 18 часов. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 8 Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54 36 в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка презентаций подготовка докладов (сообщений) подготовка эссе подготовка кроссвордов 4 18 4 10 2 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № раздела, темы 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем 1 курс 2 семестр Раздел 1. Человек в православной культуре и современном мире. Всего часов В том числе СР ПЗ КР 11 4 - 1 Раздел 2. Церковь в современном обществе и государстве. 18 6 - 1 Раздел 3. Церковь в образовании и науке. 13 4 - 1 Раздел 4. Русская Православная Церковь в России и мире. Всего 12 4 - 1 54 18 - 4 СР – самостоятельная работа, ПЗ – практическое занятие, КР – контрольная работа 9 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 2 1 курс 3 Раздел 1. Человек в православной культуре и современном мире. Содержание учебного материала 1.1 Православное понимание человека (христианская антропология). Человек и Бог. 1.2 Православная христианская историософия. 1.3 Человек в Церкви. 1.4 Смысл жизни человека, иерархия жизненных ценностей в православной культуре, традиции. Духовная жизнь, духовное руководство. 1.5 Православная аскетика. 1.6 Общественное служение человека. Мировоззренческие и нравственные ориентиры выбора профессии, профессиональной деятельности в современном обществе. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа: Человек в православной культуре и современном мире. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 2.1 Учение о Церкви в православной христианской традиции. 2.2.Церковь и общество. Православная культура отношений в различных сферах общественной жизни. 2.3. Церковь о семье, положении и правах семьи в обществе и государстве, семейной Раздел 2. Церковь в современном обществе и государстве. 1 семестр 7 1 1 1 1 Коды общих и профессиональных компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ЛР.1-ЛР.13, МР.1-МР.9 ПР.1-ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 1 1 1 12 1 1 ЛР.1-ЛР.13, МР.1-МР.9 ПР.1-ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 10 политике. 2.4 Церковь и народ. Православные христианские основы национального самосознания. 2.5. Христианская этика ведения хозяйства, предпринимательства. 2.6 Православная культура в художественном творчестве, искусстве. Церковь в современной культуре. Церковь и средства массовой информации, православная журналистика. 2.7 Церковь и государство. Правовые условия религиозной жизни, деятельности религиозных организаций. Светское и церковное право. Православное христианское правосознание, правовая культура. Православная культура в политике, политической деятельности. 2.8 Церковь и армия, войсковое священство. 2.9 Государственно-церковные отношения в Российской Федерации, других странах канонического присутствия Русской Православной Церкви. 2.10 Церковь и глобальные проблемы современного мира (безопасность, экология, демография и др.). Православная культура в условиях информационной и культурной глобализации (вызовы и возможности). 2.11 Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Церковь в современном обществе и государстве». Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Содержание учебного материала Церковь в 3.1 Исторические и культурные традиции образования. образовании и 3.2 Роль православной христианской религии и Церкви в образовании, в формировании науке. современной системы образования. 3.3 Религиозное образование Русской Православной Церкви: история, традиции и современность. Духовное образование в истории Церкви. Православные духовные школы. 3.4 Церковно-научные, богословские исследования. 3.5 Подготовка церковнослужителей. Приходское образование, воскресные школы, катехизация. Православная общеобразовательная школа. Церковно-приходская школа, преподавание Закона Божьего в российской школе. 3.6 Православное образование в современной российской светской школе: преподавание православной культуры в системе общего образования, православной теологии в вузах, 1 1 1 1 1 1 1 1 6 9 1 1 ЛР.1-ЛР.13, МР.1-МР.9 ПР.1-ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 1 1 1 11 православный компонент образования в частных общеобразовательных организациях. Православный компонент в среднем и высшем профессиональном образовании (медицинском, военном, педагогическом и др.). Современные православные частные (негосударственные) организации общего, высшего, дополнительного образования. 3.7 Церковь и наука. Роль христианского мировоззрения, православной культуры в формировании научного способа мышления. Церковь о целях науки, нравственных ограничениях в научных исследованиях, научной деятельности. 3.8 Православная христианская биоэтика. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Церковь в образовании и науке». Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. Содержание учебного материала Русская 4.1 Русская Православная Церковь в семье Поместных Православных Церквей. Православная Вселенская Церковь. Церковь в 4.2 Межконфессиональные и межрелигиозные отношения Русской Православной Церкви. России и Межконфессиональный и межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. мире. 4.3 Взаимодействие Русской Православной Церкви с традиционными религиозными организациями народов России в разных сферах общественной жизни, его значение для укрепления гражданского мира в российском обществе, единства Российского государства. 4.4 Организационное устройство и управление в Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Религиозные организации: церковные общины, епархии, монастыри и др. Поместные соборы. Архиерейские Соборы. 4.5 Патриарх Московский и всея Руси. Московская Патриархия. Священный Синод. Синодальные отделы. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Русская Православная Церковь в России и мире». Урок повторения и обобщения. Дифференцированный зачет Самостоятельная работа обучающихся 1 1 1 5 8 1 1 ЛР.1-ЛР.13, МР.1-МР.9 ПР.1-ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 1 1 1 1 1 4 12 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Реализация программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» требует наличие кабинета. 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Помещение кабинета истории удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 17802). Оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете есть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы православной культуры» входят: • доска классная; • стул учительский; • стулья ученические; • столы ученические; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.; • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины; • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия; • раздаточный материал; • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов и дополнительной литературы. Основная литература: 1. Шевченко Л.Л. «Семья в календаре православных праздников», (8-й год обучения): Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, 13 гимназий., изд. «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», Москва, 2015г. Книга №1, 2, 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ Для обучающихся Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., «Культура семьи»: Учебное пособие. Москва, 2009г. Бородина А.В. ОДНКНР: Основы православной культуры. 10 класс. Учебное пособие. — М.: МОФ «ОПК», 2020. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник — Изд. 3-е. — М.: МОФ «ОПК», 2014. Бородина А.В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. Лекции по МХК, ОПК, искусству. — М.: МОФ «ОПК», 2007. Бородина А.В. Византинизм и русский национальный стиль. Лекции по МХК, ОПК, ИРК. — М.: МОФ «ОПК», 2006. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики. — Изд-е 2е. — М.: МОФ «ОПК», 2007. Бородина А.В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. — М.: Чистые пруды, 2006. Бородина А.В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. — Изд-е 2-е, испр. — М.: МОФ «ОПК», 2007. Бородина А.В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф.М. Достоевского. Пособие в помощь ученику и учителю. — М.: Православная педагогика, 2004. Бородина А.В. Шатровый храм в русской культуре. Лекции по МХК, ОПК, искусству. — М.: МОФ «ОПК», 2006. Для преподавателя Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N!! 99-ФЗ, от 07.06.2013 N~ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84- ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413" 14 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/ 16-з). Федеральный закон от 29.11.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и пауки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Бородина А.В. История религиозной культуры: 10-11 кл. Программа курса. Изд. 4-е. — М.: МОФ «ОПК», 2017. Бородина А.В. ОДНКНР: Основы православной культуры. 10-11 кл. Программа курса. — М.: МОФ «ОПК», 2020. Бородина А.В. ОДНКНР: Основы православной культуры. 10 класс. Учебное пособие. — М.: МОФ «ОПК», 2020. Демонстрационный материал. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10-11 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — М.: Экзамен, Спектр, 2008. Контрольно-измерительные материалы. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10-11 классы. Тесты к Демонстрационным материалам. Для учащихся. — М.: МОФ «ОПК», 2016. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10-11 классы. Тесты к Демонстрационным материалам. Для учителей (контрольные). — М.: МОФ «ОПК», 2016. Справочная литература. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник — Изд. 3-е. — М.: МОФ «ОПК», 2014. Вспомогательная литература. Бородина А.В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. Лекции по МХК, ОПК, искусству. — М.: МОФ «ОПК», 2007. Бородина А.В. Византинизм и русский национальный стиль. Лекции по МХК, ОПК, ИРК. — М.: МОФ «ОПК», 2006. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики. — Изд-е 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2007. Бородина А.В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. — М.: Чистые пруды, 2006. Бородина А.В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. — Изд-е 2-е, испр. — М.: МОФ «ОПК», 2007. 15 Бородина А.В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф.М. Достоевского. Пособие в помощь ученику и учителю. — М.: Православная педагогика, 2004. Бородина А.В. Шатровый храм в русской культуре. Лекции по МХК, ОПК, искусству. — М.: МОФ «ОПК», 2006. Интернет-ресурсы https://pravobraz.ru/ Примерные образовательные программы по учебному предмету (курсу) «Православная культура» для общеобразовательных организаций http://www.hristianstvo.ru/click/?linkid=4&url=http%3A%2F%2Fwww.pravoslavie.ru%2F&top=1 Православие.ру http://www.hristianstvo.ru/click/?linkid=4332&url=http%3A%2F%2Fwww.iconart.info%2F&top=1 Христианство в искусстве http://www.hristianstvo.ru/click/?linkid=6019&url=http%3A%2F%2Fwww.drevoinfo.ru%2F&top=1 Древо – открытая православная лаборатория http://www.hristianstvo.ru/click/?linkid=8883&url=http%3A%2F%2Fwww.diveevo52.ru%2F &top=1 Дивеевские чудеса исцеления http://www.predanieneo.com/f37-forum Апология - православный форум http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-troitsa.php Андрей Рублев Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов 1. Агиография русских Святых. 2. Апостольский период в истории Церкви. 3. Аскетика в православной культуре. 4. Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве. 5. Богословские основы иконопочитания. 6. Вера и наука. 7. Вера и суеверия в современном мире. 8. Ветхозаветные патриархи. 9. Добродетель и грех в современном обществе. 10. Добротолюбие как памятник православной письменности и морали. 11. Декалог и Новый Завет. 12. Духовно - нравственные особенности современной культуры. 13. Жизнь и смерть в православной культуре. 14. Закон и Благодать (Ветхий и Новый Завет в православной культуре). 15. Православная нравственная культура и проблемы биоэтики. 16 16. Псалтирь в православной культуре. 17. Духовно - нравственные традиции православной семьи. 18. Иконостас православного храма. 19. Культура воинского служения в православной традиции. 20. Любовь как основа православного христианского воспитания. 21. Материальное благополучие и добродетель нестяжательства. 22. Мировоззренческие основы христианской морали. 23. Мировоззренческие основы православного искусства. 24. Мода и традиция в жизни общества. 25. Москва - Третий Рим. 26. Особенности православного понимания гуманизма. 27. Особенности русской иконы. 28. Назначение и особенности православного искусства. 29. Новые религиозные движения и культы в современном мире. 30. Новомученики и исповедники Церкви в XX веке. 31. Нравственные проблемы в русской духовной поэзии. 32. Перевод 70-и толковников в истории и культуре Христианской Церкви. 33. Пасха в русской культуре. 34. Повесть временных лет как памятник русской словесности и православной культуры. 35. Православие как основа русского национального характера. 36. Православие в жизни русского общества XIX века. 37. Православная культура отношения к детям. 38. Православное понимание греха самоубийства. 39. Православное понимание свободы. 40. Православные традиции русской семьи. 41. Православные образцы благочестия в семейной жизни. 42. Православное понимание гражданственности и патриотизма. 43. Ранний период в истории Христианской Церкви (I - IV века). 44. Расколы и секты в истории Христианской Церкви. 45. Религиозные особенности эпохи Возрождения. 46. Религиозное содержание и особенности древнерусской словесности. 47. Религиозная тематика в искусстве народов мира. 48. Религиозные и нерелигиозные представления о происхождении жизни. 17 49. Русская Православная Церковь сегодня. 50. Русские патриархи. 51. Святая Русь. 52. Святые Московской Руси. 53. Священное Писание Церкви как исторический источник. 54. Символика православного искусства. 55. Символ Веры. 56. Система нравственных ценностей Нового Завета. 57. Сущность православного поста. 58. Таинства Христианской Церкви. 59. "Тысячелетнее Царство Христа" (эсхатология Христианской Церкви и сект). 60. Христианский идеал жизни в современном обществе. 61. Церковные праздники в нравственном воспитании человека. 62. Управление в Христианской Церкви. 63. Эпоха Вселенских Соборов. 64. Язычество и неоязычество. 18 19 IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тематического контроля, практических занятий, устного или письменного опроса, а также выполнением обучающимися индивидуальных заданий. Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Результаты обучения Личностные: ЛР1-российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), формирование личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности; ЛР2- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего российские традиционные духовнонравственные ценности, общенациональные (базовые) ценности, общечеловеческие ценности в контексте формирования российской гражданской и культурной идентичности; ЛР3- готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР4-сформированность мировоззрения на основе православной духовно-нравственной культуры, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на исторических и культурных традициях православного христианства, диалоге культур; осознание своего места в поликультурном российском обществе и мире в целом; ЛР5ЛР5-сформированность основ саморазвития в соответствии с российскими традиционными духовными ценностями; готовность и способность к самостоятельной, творческой и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль: Устный опрос, беседы, написание эссе, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, выполнение тестовых заданий, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, написание сочинений, создание кроссвордов, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, написание сочинений, создание кроссвордов, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, написание сочинений, создание кроссвордов, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. 20 ответственной деятельности; ЛР6-сознание и поведение, основанное на уважении прав человека, социальной группы на мировоззренческие и культурные особенности, различия, на их выражение в обществе с учетом российских традиционных духовных ценностей, в контексте российской гражданской идентичности, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ЛР7-навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, сформированные с учетом христианских нравственных принципов; ЛР8-нравственное сознание и поведение на основе усвоения российских традиционных духовных ценностей, исторических и культурных традиций православного христианства, общечеловеческих ценностей в контексте российской гражданской и культурной идентичности; ЛР9-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности с учетом христианских нравственных принципов; ЛР10-эстетическое отношение к миру с учетом православной духовнонравственной культуры, традиции, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ЛР11-принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни с учетом христианской духовнонравственной культуры, социокультурной традиции; потребности в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков в соответствии с христианскими нравственными принципами; Текущий контроль: Устный опрос, беседы, написание сочинений, создание кроссвордов, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, подготовка докладов и сообщений, выступления во время учебных занятий, на конференциях, диспутах, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, написание сочинений, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. 21 ЛР12-бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей на основе христианских нравственных принципов; умение оказывать первую помощь; ЛР13- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с христианскими нравственными принципами. МР1-умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях с учетом христианских нравственных принципов; МР2- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР3- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР4- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР5- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм с учетом христианских нравственных принципов, норм информационной безопасности; МР6- умение определять назначение и Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, написание сочинений, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, создание презентаций, кроссвордов, тестовых заданий, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, создание презентаций, кроссвордов, тестовых заданий, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: 22 функции различных социальных институтов; Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. МР7-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом христианских нравственных ценностей; МР8- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. МР9-владение навыками познавательной рефлексии, понимание границ своего знания и незнания с учётом христианского мировоззрения и нравственных принципов. ПР1- способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию на основе исторических и культурных традиций православного христианства; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; ПР2- знание норм православной морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви; готовность на их основе к развитию своей личности, участию в общественных отношениях, выбору профессии, профессиональному обучению и профессиональной деятельности; ПР3- системное знание православной культуры во всех ее основных составляющих, ее роли в развитии русской культуры, российской культуры, мировой культуры, в истории России, человечества; ПР4- понимание значения православной христианской нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, народа, общества, ее значения и роли в деятельности людей в основных сферах общественной жизни (духовная сфера, социальные отношения, право, политика, экономика); ПР5- формирование устойчивых представлений об исторической роли Русской Православной Церкви в становлении российского гражданского общества и российской государственности. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, подготовка докладов и сообщений, выступления во время учебных занятий, на конференциях, диспутах, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, подготовка докладов и сообщений, выступления во время учебных занятий, на конференциях, диспутах, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, создание презентаций, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Текущий контроль: Выполнение творческих заданий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, подготовка докладов и сообщений, выступления во время учебных занятий, на конференциях, диспутах, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. 23 24