Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД17 ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Азов 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-12 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12-18 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19-21 3 I. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства с учетом технического профиля получаемого образования. Программа разработана на основании Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии, за счет часов вариативной части в целях расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием основной части ППКРС. 1.1 Область применения программы: 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл базового уровня, в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для профессий СПО технического профиля. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История донского казачества» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «История донского казачества» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы «История донского казачества» направлено на достижение следующих целей: - воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; формирование способности студентов к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области. - патриотическое и гражданское воспитание студентов; - воспитание ценностного отношения к казачеству, к его истории, роли, историческому месту и перспективам развития; - способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя России, казачьего сообщества, носителя, пользователя и 4 создателя социокультурных ценностей и традиций Донского казачества, активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного развития своего региона в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы; - повысить статус казачьего образования как фактора сохранения и развития самобытности Ростовской области, активности процессов становления и развития казачества; - предоставить студентам полную информацию о исторических фактах, событиях, датах, исторических результатах. - формирование целостного и своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли, самоопределении и саморазвитии студентов; - формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПР) соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. • личностные: ЛР1- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); ЛР2- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР3- готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР4сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ЛР5- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР6- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 5 • метапредметные: МР1- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР2- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР3- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР4- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; МР5умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МР6- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • предметные: ПР1- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; ПР2- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; ПР3- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; ПР4- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; ПР5- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Формируемые личностные результаты реализации программы воспитания ЛР(пв): ЛР(пв)1- Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛР(пв)2- Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России. ЛР(пв)3- Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой 6 родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР(пв)4- Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию обучающихся; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. ЛР(пв)5- Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера, общественного деятеля. ЛР(пв)6- Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного развития России, готовый работать на их достижение. ЛР(пв)7- Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. ЛР(пв)8Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. ЛР(пв)9- Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». ЛР(пв)10- Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся. ЛР(пв)11- Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. ЛР(пв)12- Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 54 часов; в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36час; самостоятельной работы обучающегося - 18 часов. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54 36 в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка презентаций подготовка докладов (сообщений) подготовка эссе подготовка кроссвордов 4 18 4 10 2 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № раздела, темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование разделов и тем Всего часов В том числе СР ПЗ КР 1 курс 1 семестр Тема 1. Донской край в древности и в средние века 24 4 8 1 - 2 - Тема 2. Донской край в XVII веке 9 3 - 1 Тема 3. Донской край в первой половине XVIII века 3 1 - - Тема 4. Донской край во второй половине XVIII века 8 3 - 1 1 курс 2 семестр 30 10 - 2 Тема 5. Донской край в первой половине XIX века 9 3 - - Тема 6. Донской край во II половине XIX века 7 2 - 1 7. 8 8. 9. 10. Тема 7. Донской край в начале XX века 3 1 - - Тема 8. Революция 1917 г., Гражданская война на Дону 3 1 - - Тема 9. Советская власть на Дону 5 2 - 1 Тема 10. Донской край во второй половине XX- начале XXI вв. 3 1 - - Всего 54 18 - 4 СР – самостоятельная работа, ПЗ – практическое занятие, КР – контрольная работа 9 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 1. Донской край в древности и в средние века 2. Донской край в XVII веке Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 2 1 курс 3 1 семестр Содержание учебного материала 1.1 Донской край в древности. Первобытное общество на территории Дона. Скифосарматский период на Дону. Донской край в III-X веках. Донской край в средние века. Донской край в XI-XV веках. Возникновение казачества на Дону. Занятия и промыслы населения Донского края. 1.2 Образование Войска Донского. Управление Войском Донским. Донские атаманы XVI века. 1.3 Донцы в войнах России XVI века. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 2.1 Дон и Смута. 2.2. Войско Донское и царская власть в первой половине XVII века. Восстание под предводительством Ст.Разина. 2.3. Донцы в войнах России XVII века. 2.4 Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVII веках. Казачьи городки. Жилища. Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVII веках. История церкви. Монастыри. 2.5. Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVII веках. Посуда. Кухня. Культура, 3 1 1 1 1 6 1 1 1 1 Коды общих и профессиональных компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5, МР.1, МР.2,МР.3,МР, МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.3, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 10 быт и нравы донских казаков в XVI-XVII веках. Одежда. Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVII веках. Семейные отношения. Донские атаманы XVII века Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме «Донской край с древнейших времен до конца XVII века» Самостоятельная работа обучающихся 3. Донской Содержание учебного материала край в первой 3.1 Дон в эпоху петровских преобразований. половине 3.2 Основные занятия донских казаков в XVIII веке XVIII века Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 4. Донской Содержание учебного материала край во 4.1 Управление Войском Донским в XVIII веке. Дон в эпоху Екатерины II второй 4.2 Донцы в русско-турецких войнах второй половины XVIII века половине 4.3 Участие донцов в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова. XVIII века. 4.4 Формирование донского дворянства и крепостных крестьян. Хозяйственное освоение края Население Донской области и Приазовья в XVIII веке Донские атаманы XVIII века Культура Донского края в XVIII веке Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме «Донской край в XVIII веке» Самостоятельная работа обучающихся 1 курс 2 семестр 5. Донской Содержание учебного материала край в первой 5.1 Социально-экономическое развитие Дона в I половине XIX века. Города Нижнего половине XIX Дона и Приазовья в первой половине XIX века. века. 5.2 Военная организация донских казаков в I половине XIX века. Казачья тактика. 5.3 Система управления краем. Общественно-политическая мысль и общественное движение на Дону. 5.4. В борьбе с Наполеоном 1805-1807 гг. Участие донцов в Отечественной войне 1812 г. 1 3 2 1 1 1 5 1 1 1 1 ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, ЛР.5,ЛР.6, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1,ПР.3,ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5 ЛР.6, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 3 6 1 1 1 1 ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4,МР.5, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 11 6. Донской край во II половине XIX века. 7. Донской край в начале XX века. Участие донцов в заграничных походах. Атаман Платов. 5.5 Донские казаки в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Донские казаки в Кавказской войне 1801-1864 гг. Бакланов Яков Петрович. 5.6 Донские казаки в Крымской войне 1853-1856 гг. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 6.1 Реформы 1860-1870-х годов на Дону. Военная реформа на Дону. Социальноэкономическое развитие Дона в пореформенный период. 6.2 Участие донцов в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Донские атаманы XIX века. 6.3 Донская культура во второй половине XIX века. Образование. Донская литература. Музыка, театр, изобразительное искусство на Дону во II половине XIX века. Донская архитектура на Дону во II половине XIX века. 5.4 Обычаи и обряды донских казаков во II половине XIX века Быт донских казаков. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа: «Донской край в XIX веке» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 7.1 Участие донцов в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Дон и первая русская революция 1905-1907 гг. 7.2 Донская область перед Первой мировой войной. Дон в годы Первой мировой войны Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 8.1 Дон в Февральской революции 1917 г. Казачество и Октябрьская революция 1917 г. 8. Революция 1917 г., Гражданская война на Дону. 8.2 Гражданская война на Дону. Восстание казаков. П.Н.Краснов. Расказачивание. С 1 1 3 5 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, Л.Р,5 ЛР.6, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1, ПР.3, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, МР.5, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2,ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4 12 9. Советская власть на Дону 10. Донской край во второй половине XXначале XXI вв. Деникиным на Москву. Трагедия казачества. Донские атаманы начала XX века. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 9.1 Дон в 20-е годы XX века, мероприятия Советской власти 9.2 Донские казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Казачье зарубежье во время второй Мировой войны Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме: «Советская власть на Дону в 1 половине XX века» Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 10.1 Послевоенное восстановление Ростовская область в период реформ в 1950-е начале 1960-х гг. Достижения и проблемы донского региона в период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. Донская перестройка 1985-1991 гг. Социально-экономическое развитие Дона в период реформ Становление гражданского общества и развитие культуры на Дону. Казачье движение. Народный быт и казачья культура во второй половине XX. Символика Донского края Донская культура сегодня. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Дифференцированный зачет 1 3 1 1 1 2 2 1 ПР.1, ПР.3, ПР.5, ЛР1-ЛР12(пв) ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4, ПР.1,ПР.3, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) ОК 4, ОК5, ОК.6, ЛР.1, ЛР.2, ЛР.3, ЛР.4, Л.Р,5, МР.1, МР.2,МР.3,МР 4,МР.5, ПР.1, ПР.2,ПР.3, ПР.4, ПР.5 ЛР1-ЛР12(пв) 1 1 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 Реализация программы учебной дисциплины «История донского казачества» требует наличие кабинета. 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Помещение кабинета истории удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 17802). Оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете есть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Истории» входят: • доска классная; • стул учительский; • стулья ученические; • столы ученические; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.; • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины; • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия; • раздаточный материал; • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов и дополнительной литературы. Основная литература: Венков А.В. История донского казачества Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ Для обучающихся История донского казачества: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005 г 14 Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. 1920-2006 гг. – Ростов-на-Дону:ООО «Мини Тайп», 2007 Донская история в вопросах и ответах. По ред. Е.И. Дулимова и С.А. Кислицына. В 3-х т. – Ростов-на-Дону, 2006 Как у нас-то было на тихом Дону. НовакЛ., Фрадкина Н., Мовчан А. Историко-этнографические очерки. – Ростовкнига: Ростов н/Д, 2013 Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв./ Батайск.: 2005 Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм/ Учебное пособие. Сост. Филиппов К.С. – Ростов н/Д: 2005 Казачий словарь-справочник. Сост. Г.В. Губарев В 3-х ч. – М. : 2006 Шумов В.В. История казачества (справочник казака). - Ростов н/Д, 2004 Мовчан А.С. Казаки (быт и традиции). - Ростов н/Д, 2004 Михаил Астапенко. Атаман Платов. Историческое повествование. - Ростов н/Д, 2003 Малеванный В.В. Как казаки Измаил брали. – М.: 2007 Малеванный В.В. Как казаки Наполеона били. – М.: 2007 Сполох С. История одной казачьей станицы. М.: 2005 История Дона в лицах. Ростов-на-Дону: 2007 Данченко В.Г., Калашников Г.В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. – М.: 2007 История выборов и власти на Дону. – Ростов н/Д: 2005 Для преподавателя Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N!! 99-ФЗ, от 07.06.2013 N~ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84- ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413" Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/ 16-з). Федеральный закон от 29.11.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 15 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и пауки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Казачий Дон. Под ред. И.Н. Васильевой. Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2010 Агафонов А.И. Донские казаки. Грудь в крестах. Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2009 Скоморохов И.Г. На очной ставке с прошлым. В двух кн. - Ростов н/Д, 2009 Водолацкий В.П., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон: очерки истории и культуры. Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2005 Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г. - Ростов н/Д, 2004 Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок коллективных творческих дел. - Ростов н/Д, 2007 Технология. Методическое пособие.- Ростов н/Д, 2007 Витюк О.Г. История донского казачества XVII века в документах и материалах. Методическое пособие.- Ростов н/Д, 2004 Веряскина О.Г. Вопросы и задания по истории Донского края. Методическое пособие.- Ростов н/Д, 2007 Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского: Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. - Ростов н/Д, 2005 Методические рекомендации по реализации казачьего регионального компонента содержания образования. - Ростов н/Д, 2002 Казачество как этносоциальный феномен современной России. - Ростов н/Д, 2011 Интернет-ресурсы Официальный портал правительства Ростовской области - http://www.donland.ru/ Символика Ростовской области - http://www.donland.ru/Default.aspx Ростовская область (общие сведения о субъекте РФ, Карта Ростовской области, информация об Административно-территориальном делении) - http://www.bankgorodov.ru/region/region.php?id=54#osv Ростовская область (Статьи о зданиях и сооружениях, музеях, населенных пунктах, памятниках, реках и т.д.) http://wikilinki.ru/Category/10006 Муниципальные образования Ростовской области - http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=75207 16 Официальные сайты городов Ростовской области http://www.mineconomikiro.ru/k112.php История Донского края. Ростовская область – (информация о городах и районах) http://www.don-history.ru/ История Ростовской области с древних времен до середины 20 века jhttp://www.protown.ru/russia/obl/history/history_421.html История Ростовской области - История Донского казачества. Заселение Нижнего Дона и Приазовья от киммерийцев до казачества .http://www.dontourism.ru/history.aspx Донские зори: познавательный портал о донском крае -http://nature.donrise.ru/Home/tabid/249/Default.aspx Музеи Ростовской области - http://www.museum.ru/mus/location.asp?region=43 Памятники Дона – культурно-историческое наследие ростовской области -http://www.voopiikdon.ru/main/index.php Топонимический словарь Ростовской области - http://rostov-region.ru/toponymy Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов - Сайт комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области. Информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. Красная книга Ростовской области. Особо охраняемые территории. Экообразование, природоохранное законодательство. Контактная информация. Экологический вестник Дона. www.doncomeco.ru Полезные ископаемые Ростовской области - http://www.i-con.ru/region/distinct/d128 Cтихи, высказывания, цитаты знаменитых писателей, родившихся или проживавших на Дону, о Доне – о донском крае http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/2/art.aspx?art_id=1085 Семь чудес Дона – памятники истории и культуры Донского краяhttp://www.turism.irnd.ru/page411.html Путешествие по Дону. В фильме представлены основные туристические города Ростовской области – Азов, Старочеркасск, Таганрог, Новочеркасск, Усть-Койсуг, Каменск-Шахтинский, Ростов-на-Дону и другие. Звуковое оформление составляет классическая музыкаhttp://video.yandex.ru/users/selret/vi http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. st-books.ru - Лучшая учебная литература. www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность. ru/book - Электронная библиотечная система. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов 17 Версии происхождения донского казачества Донской край в древности и эпоху средневековья Золотоордынский период на Дону Ранняя история казачьей общности на Дону Первые донские атаманы Донские казаки в русской Смуте начала XVII века Россия Войско Донское в XVI-XVII вв.: специфика взаимоотношений. Дон в составе Российского государства. Восстание К.А. Булавина Донские казаки в войнах России XVIII века. Атаманы: С.Д. Ефремов, В.П. Орлов, А.К. Денисов Социально-экономическое развитие Дона в XVIII – первой половине XIX вв. Донцы в войнах России XIX – начала XX вв. Атаманы: М.И. Платов, Я.П. Бакланов и др. Социально-экономическое развитие Дона в пореформенный период Область Войска Донского в начале XX века. Участие донцов в. Первой мировой войне. Первый Георгиевский кавалер России К.Ф. Крючков Дон в революционных событиях 1917 года и Гражданской войне. Атаманы: А.М. Каледин, П.Н. Краснов и др. Советская власть и донское казачество в 1920-е - 1930-е гг. Участие донских казаков в Великой Отечественной войне по разные стороны фронта. Казачество в СССР 1950-е -1980-е гг. Возрождение казачества: проблемы и перспектива 18 IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тематического контроля, практических занятий, устного или письменного опроса, а также выполнением обучающимися индивидуальных заданий. Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Результаты обучения Личностные: ЛР1сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); ЛР2- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР3- готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР4- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ЛР5сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР6- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценки по результатам выполнения практических работ. Текущий контроль: Опрос, терминологический диктант, хронологический тест, оценка практических работ. Текущий контроль: Тестирование, устный опрос, беседа. Текущий контроль: Наблюдение, опрос, беседа, написание контрольных работ. Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценки по результатам выполнения практических работ. Текущий контроль проводится методами: Устный, письменный, тестовый, 19 находить общие цели и сотрудничать для их достижения; МР1- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР2- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР3- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР4- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; МР5- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МР6- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). ПР1- сформированность представлений о Устный опрос, беседы, самостоятельное современной исторической науке, ее составление таблиц, схем, оценка специфике, методах исторического познания и практических занятий, внеаудиторной роли в решении задач прогрессивного самостоятельной работы (индивидуальные развития России в глобальном мире; задания). ПР2- владение комплексом знаний об истории Устный опрос, беседы, самостоятельное 20 России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; составление таблиц, схем, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). ПР3- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; ПР4- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем. ПР5- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Выполнение творческих заданий, оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). Устный опрос, беседы, выступления на конференциях, диспутах и др. 21