Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 14 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Азов 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-10 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОУДб 14 Родная литература является частью общеобразовательного цикла, общеобразовательной учебной дисциплиной базовой образовательной программы СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. 1.2. Место дисциплины Учебная дисциплина «Родная литература» входит в цикл общеобразовательных учебных дисциплин базовых. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» отражает приобретенные обучающимися следующие результаты: • личностные: Л1.−сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Л2.- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности; Л3.−сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Л4.- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Л5.- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; Л6.- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Л7.- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8.- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; • метапредметные: МП1. − умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МП2. - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МП3. - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП4. - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МП5. - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП6. - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МП7. - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. • предметные: П1. - сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; П2. − сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; П3. − обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; П4. − сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. Изучение учебной дисциплины должно обеспечить: • сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; • сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания национальной истории и культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений; • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающие, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательны хрезультатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППКРС ФГОС. 3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ). ОК 01. ОК 02 ОК 03. OК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ОК 10. ОК 11. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства). Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовно – нравственных ценностей общества Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 5 ЛР 15 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная Учебная нагрузка обучающегося всего занятий Обязательная аудиторная: Количество часов 39 39 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки Всего учебных занятий Теоретическое обучение Самостоятельная работа Фома промежуточной аттестации – дифференцированный зачет Объем часов 58 39 39 19 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № Наименование Всего В том числе раздела, разделов и тем часов ЛР ПЗ КР ВСРС темы 3курс Введение 1 1.Жизнь и творчество А. П. Чехова 10 2. Жизнь и творчество М.А.Шолохова 28 итого 39 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта ЛР –лабораторные работы, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы, ВСРС – внеаудиторная самостоятельная работа студента 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 1 2 3 курс 3 Введение Раздел 1. Тема 1 1 Л 1,2,3,4,5,6,7,8 МП 2,3,4,5,6,7 П1,2,3 ОК 1-7,9,11 ЛР-5,15 10 Л 1,2,3,4,5,6,7,8 МП 2,3,4,5,6,7 П1,2,3 ОК 1-7,9,11 ЛР-5,15 Содержание учебного материала 1 2 3 4 5 6 7 8 Жизненный и творческий путь А.П.Чехова. Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Периодизация творчества Чехова. Юмористические рассказы, их пародийность. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе Чехова. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишнёвый сад» Новаторство Чехова в поиске жанровых форм («Ионыч», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»). 9 Драматургия Чехова и Московский Художественный театр. 10 Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра. Лабораторные работы 1 9 Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - Практические занятия 1 Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Составление презентаций, подголовка докладов и рефератов Раздел 2. Тема 2. 9 28 Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова 2 Мир и человек в рассказах М.А.Шолохова 3 Глубина реалистических обобщений. 4 Трагический пафос «Донских рассказов». 5 Поэтика раннего творчества М.А.Шолохова. 6 «Поднятая целина». юмор и трагизм романа. 7 Цикл рассказов о войне. 8 Поэтика раннего творчества М.А.Шолохова. 9 Роман-эпопея «Тихий Дон». 10 Судьбы русского народа и казачества в годы войны. 11 Особенности композиции романа. 12 Столкновение старого и нового. 13 Патриотизм и гуманизм романа. 14 Образ Григория Мелехова. 15 Семья Мелеховых на протяжении всего романа. 16 Мастерство психологического анализа. 17 Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. 18 Женские судьбы в романе. 19 Образ матери семьи Мелеховых. 20 Политические искания Григория. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Л 1,2,3,4,5,6,7,8 МП 2,3,4,5,6,7 П1,2,3 ОК 1-7,9,11 ЛР-5,15 21 22 23 24 Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Политические искания героев романа. Казачьи песни в романе, их роль в раскрытии идейно-нравственного и поэтического содержания. 25 Своеобразие художественной манеры писателя. 26 Традиции Л.Н.Толстого в романе М.АК.Шолохова. 27 Роль М.А.Шолохова в мировой литературе. Лабораторные работы 1 Практические занятия 1 Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Составление презентаций, подголовка докладов и рефератов Дифференцированный зачет Всего: 1 1 1 1 1 1 1 10 1 58 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Родная литература» входят: Оборудование учебного кабинета: • посадочные места для обучающихся; • многофункциональный комплекс преподавателя; • библиотечный фонд (художественные тексты, учебники, справочники, научная и научно-популярная литература и другие пособия по вопросам литературоведения). • наглядные пособия (портреты поэтов и писателей, иллюстративный материал) • видеодемонстрации. Технические средства обучения: • компьютеры; • мультимедиа; • локальная сеть кабинета, интернет; • периферийное оборудование и оргтехника. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Основные печатные издания 1. Родная литература : учебник / сост. Р. Р. Валиуллина, Д. Д. Гурьянова, К. М. Тухбатуллина, С. В. Журавлева. – Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2020.; 3.2.2. Дополнительная литература 1. Добротина И. Н. «Велик и Могуч. О преподавании предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература»/ Учительская газета, №31, 2019; 1.2.3. Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com/ http://inourok.ru/ https://www.sites.google.com http://www.wikipedia.org/ litkarta.chelreglib/ru http://pisateli.ch-lib.ru/ https://www.chodb.ru/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Родная литература» осуществляется преподавателем в процессе проведения индивидуального, фронтального, комбинированного опросов (устного и письменного), самостоятельных и проверочных, работ, тестирования, мини-сочинений, творческих работ, а также индивидуальных заданий. 5. Оценка освоения достижений личностных результатов воспитательной работы Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР) проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных Программой. Способы контроля результатов и критерии результативности воспитательной работы обучающимися техникума. Вид контроля Входной контроль Результатконтроля Диагностика способностей интересов обучающихся (тестирование, анкетрование, опрос) Текущий контроль Педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, формирование и анализ портфолио обучающегося, исполнение текучей отчетности. Итоговый контроль Анализ деятельности Критерии оценки личностных результатов обучающихся Личностные результаты реализации Коды ОК(из программы воспитания ФГОС (дескрипторы) СПО) ЛР5 ОК05 Демонстрирующий приверженность к ОК10 родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России ОК 06 ЛР15 Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовно – нравственных ценностей общества Критерии оценки личностных результатов обучающихся Участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военноисторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; Сформированность гражданской позиции;