ОУДб 13 Экология

Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб 13 ЭКОЛОГИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

2022

1

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Наименование
Стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
1
4-9
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10-12

3

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13-14

4

КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15-17

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб 13 ЭКОЛОГИЯ
1.1.

Область применения рабочей программы
Реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства, входящей в состав укрупненной группы профессий
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к общеобразовательному циклу
основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
Л1.российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
Л2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
Л3. готовность к служению Отечеству, его защите;
Л4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
Л7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
Л8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Л9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
Л11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно4

оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
Л12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
Л13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
Л14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
Л15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
• метапредметных:
МП1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
МП2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
МП3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
МП4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
МП5. умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
МП6. умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
МП7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МП8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МП9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
• предметных:
П1.
сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об
экологических связях в системе "человек - общество - природа";
П2.
сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
5

П3.
владение умениями применять экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
П4.
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
П5.
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
П6.
сформированность способности к выполнению проектов экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической
безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их
экологической культуры.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
• анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
деятельности;
• соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной
деятельности;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
• особенности взаимодействия общества и природы, основные источники
техногенного воздействия на окружающую среду;
• об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения
экологического кризиса;
• принципы и методы рационального природопользования;
• основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
• принципы размещения производств различного типа;
• основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
• основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы
очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения
промышленных отходов;
• методы экологического регулирования;
• понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
• правовые и социальные вопросы природопользования и экологической
безопасности;
• принципы
и
правила
международного
сотрудничества
в
области
природопользования и охраны окружающей среды;
• природоресурсный потенциал Российской Федерации;
• охраняемые природные территории;
• принципы производственного экологического контроля;
• условия устойчивого состояния экосистем.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля
получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов
профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с
профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции
(формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных
образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО;
2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными
дисциплинами ППКРС ФГОС.
6

3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на
расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении
профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.4 Формировоние общих компетенций согласно ФГОС СПО.
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы; составить план действия; определить
необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных
сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02 Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации; планировать
процесс поиска; структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления
результатов поиска информации

Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования
ОК 04 Работать в коллективе Умения: организовывать работу коллектива и команды;
и команде,
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в
эффективно
ходе профессиональной деятельности.
взаимодействовать с Знания: психологические основы деятельности коллектива,
коллегами,
психологические особенности личности; основы проектной
руководством,
деятельности
клиентами.
ОК 03 Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

7

ОК 05 Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ОК 06 Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
ОК 07 Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
ОК 09 Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на государственном
языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных
сообщений.
Умения: описывать значимость своей профессии
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной
деятельности по профессии.

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по профессии.
Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности; основные ресурсы,
задействованные в профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения.

Умения: применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации;
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности.
ОК 10 Пользоваться
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
профессиональной
высказываний на известные темы (профессиональные и
документацией на
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
государственном и
темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и
иностранном языках. профессиональные темы; строить простые высказывания о
себе и о своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие и
планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений
на профессиональные темы; основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной деятельности; особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности

8

1.5 Формирование личностных результатов воспитательной
обучающихся

работы

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
ЛР 2
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
ЛР 3
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
ЛР 8
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
ключевым работодателем
Конкурентоспособный специалист обладающий навыками нестандартного, ЛР 14
гибкого мышления, готовый к постоянному профессиональному росту,
способный к самоорганизации, самосовершенствованию,
самоактуализации.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом
образовательного процесса
Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовно – ЛР 15
нравственных ценностей общества
Готовый к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях
нравственно – экологического выбора; заботящийся о защите окружающей ЛР 16
среды
1.6. Количество часов на освоение программы дисциплины:
объем учебной нагрузки обучающегося – 36 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часа.
из них:
теоретического обучения – 32 час;
практических занятий – 4 часов.

9

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем
часов

Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:

54

теоретическое обучение
контрольные работы
лабораторные занятия
практические занятия
самостоятельная работа
в том числе:
Указываются виды самостоятельной работы, например:
Реферативная работа
Подготовка сообщений

32
0
0
4
18

Дифференцированный зачет

1

5
13

2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения
№
Наименование разделов и тем
Всего В том числе
раздела,
часов ТЗ ПЗ КР СР
темы
Тема 1. Экология как научная
11
6
1
4
дисциплина
Тема 2. Среда обитания человека и
18
10 1
1
6
экологическая безопасность
Тема 3. Концепция устойчивого
12
7
1
4
развития.
Тема 4. Охрана природы.
12
6
1
1
4
Дифференцированный зачет
1
Итого
54
29 4
2
18
ТЗ – теоретические занятия, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные
работы, СР – самостоятельная работа

10

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем
часов

1

2
1 курс

3

Тема 1.
Экология как
научная
дисциплина

Тема 2. Среда
обитания
человека и
экологическая
безопасность

Содержание учебного материала
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм.
Популяция. Экосистема. Биосфера. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая
человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком.
Понятие «Загрязнение среды».
Лабораторная работа
Практическое занятие «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности»
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщение по темам: Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения:
конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Содержание учебного материала
Среда обитания человека. Компоненты окружающей среды. Естественная и искусственная среда обитания человека.
Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей среды. Контроль за качеством
воздуха, воды, продуктов питания. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической
безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского жителя.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе.
Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность.
Экодом. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов
в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и
бытовых отходов. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское
хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Лабораторная работа

11

11
6

Коды общих
компетенций
и личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
Л 1-3,5-9,12-14,
МП 1-9,
П 1-6

1
4
18
10

-

Л 1-3,5-9,12-14,
МП 1-9,
П 1-6

Тема 3.
Концепция
устойчивого
развития.

Тема 4. Охрана
природы.

Практическое занятие «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить реферат по темам: «Схема агроэкосистемы.», «Контроль за
качеством воздуха, воды, продуктов питания.»
Подготовить сообщение по темам: Пути решения экологических проблем сельского хозяйства, Сельское хозяйство и
его экологические проблемы.
2 курс
Содержание учебного материала
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Эволюция
взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических
проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический
способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.
Лабораторная работа
Практическое занятие «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщение по темам: Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой
планеты»
Подготовить реферат по теме: «Экологический след».
Содержание учебного материала
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране
природы. Заповедники, заказники, национальный парки ростовской области. Особо охраняемые природные
территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические
проблемы России. Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
Социально-экономические аспекты экологических проблем. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных
ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере
лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
Лабораторная работа
Практическое занятие «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем».
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщение по темам: Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Подготовить реферат по теме: «Особо охраняемые природные территории России».
Дифференцированный зачет

12

1
1
6

12
7

Л 1-3,5-9,12-14,
МП 1-9,
П 1-6

1
4

12
6

1
1
4

1

Л 1-3,5-9,12-14,
МП 1-9,
П 1-6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей
программы учебной дисциплины «Экология» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных
географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Для преподавателя:
1. Экология. 10-11 класс : учебник / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М.
Константинов ; под ред. Н. М. Черновой. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 302,
[2] с. : ил.
2. Охрана труда и промышленная экология : учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. – 4-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 416 с.
3. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособ. / И.Г. Крымская. –
Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 351 с. – (Среднее профессиональное
образование).
4. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Т.А. Хван,
М.В. Шинкина – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319с. –
Серия : Профессиональное образование.
5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
№ 413
Для студентов:
1.
Экология. 10-11 класс : учебник / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М.
Константинов ; под ред. Н. М. Черновой. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. –
302, [2] с. : ил.
2.
Охрана труда и промышленная экология : учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В.
Каралюнец, Т.Н. Маслова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2014 – 416 с.
3.
Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособ. / И.Г.
Крымская. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 351 с. – (Среднее
профессиональное образование).
4.
Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Т.А.
Хван, М.В. Шинкина – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. –
319с. – Серия : Профессиональное образование.
Интернет-ресурсы
1. http://ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов
2. http://www.ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения
3. http://www.ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий
проблемы экологии России
13

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные
результатов обучения
знания)
Наблюдение за выполнением практических
личностные:
• устойчивый интерес к истории и работ:
Практическая работа №1. Описание
достижениям в области экологии;
• готовность
к
продолжению антропогенных изменений в природных
образования,
повышению ландшафтах
квалификации
в
избранной Практическая работа №2. Описание
профессиональной
деятельности, жилища человека как искусственной
используя полученные экологические экосистемы
знания;
Практическая работа №3. Создание
• объективное осознание значимости проекта «Концепция устойчивого развития»
компетенций в области экологии для Практическая работа №4. Сравнительное
человека и общества, умение;
описание естественных природных систем и
• умения
проанализировать агроэкосистемы
техногенные
последствия
для Анализ и оценка сообщений, презентаций,
окружающей среды, бытовой и рефератов по темам:
производственной
деятельности • Возможности
управления
водными
человека;
ресурсами в рамках концепции устойчивого
• готовность самостоятельно добывать развития.
новые для себя сведения экологической • Возможности
управления
лесными
направленности, используя для этого ресурсами в рамках концепции устойчивого
доступные источники информации;
развития.
• умение
управлять
своей • Возможности управления почвенными
познавательной
деятельностью, ресурсами в рамках концепции устойчивого
проводить
самооценку
уровня развития.
собственного
интеллектуального • Возобновимые и невозобновимые ресурсы:
развития;
способы решения проблемы исчерпаемости.
• умение выстраивать конструктивные • Земельный фонд и его динамика под
взаимоотношения в команде по влиянием антропогенных факторов.
решению общих задач в области
• История и развитие концепции
экологии;
устойчивого развития
метапредметные:
•
Окружающая человека среда и её
• овладение умениями и навыками
компоненты:
различные взгляды на одну
различных
видов познавательной
проблему.
деятельности для изучения различных
• Основные экологические приоритеты
сторон окружающей среды;
современного мира.
• применение
основных
методов
познания (описание, наблюдение, • Особо неблагоприятные в экологическом
эксперимент) для изучения различных отношении территории России: возможные
проявлений
антропогенного способы решения проблем.
охраняемые
природные
воздействия, с которыми возникает • Особо
территории
и
их
значение
в
охране
природы.
необходимость
сталкиваться
в
• Популяция как экологическая единица.
профессиональной сфере;
• умение определять цели и задачи • Причины возникновения экологических
деятельности, выбирать средства их проблем в городе.
достижения на практике;
• Причины возникновения экологических
14

проблем в сельской местности.
• Проблемы водных ресурсов и способы их
решения (на примере России).
• Проблемы почвенной эрозии и способы её
решения в России.
• Проблемы
устойчивости
лесных
экосистем в России.
• Система
контроля
экологической
безопасности в России.
• Современные требования к экологической
безопасности продуктов питания.
• Среда обитания и среды жизни: сходства
и различия.
• Структура экологической системы.
• Структура экономики в рамках концепции
устойчивого развития.
• Твёрдые бытовые отходы и способы
владение
умениями
применять решения проблемы их утилизации.
экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением • Энергетические ресурсы и проблема их
исчерпаемости.
типичных социальных ролей;
• умение использовать различные
источники для получения сведений
экологической
направленности
и
оценивать её достоверность для
достижения поставленных целей и
задач;
предметные:
сформированность представлений об
экологической культуре как условии
достижения устойчивого
(сбалансированного) развития
общества и природы, об экологических
связях в системе «человек-обществоприрода»;
сформированность
экологического
мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия
в разных сферах деятельности;

владение знаниями экологических
императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго- и
ресурсосбережения
в
интересах
сохранения
окружающей
среды,
здоровья и безопасности жизни;

Тесты по темам:
Общая экология
Среда обитания человека
Концепция устойчивого развития
Природопользование
Охрана природы
сформированность
личностного
отношения
к
экологическим Итоговые зачетные тесты
ценностям, моральной ответственности
за экологические последствия своих
действий в окружающей среде;
сформированность способности к
выполнению проектов экологически
ориентированной
социальной
деятельности,
связанных
с
экологической
безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и
повышением
их
экологической
культуры.
5. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЛИЧНОСТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР)
проводиться в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных данной
Программой.

15

Способы контроля результатов и критерии результативности реализации
воспитательной работы, обучающихся техникума.
Вид контроля
Входной контроль
Текущий контроль

Итоговый контроль

Результат контроля
диагностика
способностей
и
интересов
обучающихся (тестирование,
анкетирование,
социометрия, опрос).
педагогическое
наблюдение в
процессе
проведения мероприятий,
педагогический
анализ
творческих
работ, мероприятий
обучающихся, формирование и анализ портфолио
обучающегося;
исполнение текущей
отчетности
анализ деятельности

Критерии оценки личностных результатов обучающихся
Личностные результаты реализации Коды
программы воспитания
ОК(из
(дескрипторы)
ФГОС
СПО)
ОК06
ЛР1
Осознающий себя гражданином и
защитником великой страны
ЛР2
Проявляющий активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам честности, порядочности,
открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в
том
числе
на
условиях
добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий и участвующий в
деятельности
общественных
организаций
ЛР3
Соблюдающий нормы правопорядка,
следующий
Идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям
представителей
субкультур,
отличающий
их
от
групп
с
деструктивными
девиантным

ОК 03
ОК06

ОК02
ОК03

Критерии оценки личностных
результатов обучающихся
Проявление
мировоззренческих
установок на готовность молодых людей к
работе на благо Отечества;
Сформированность
гражданской
позиции;
Оценка
собственного
продвижения,
личностного развития;
Участие в конкурсах профессионального
мастерства, олимпиадах по профессии,
викторинах, предметных неделях;
Сформированность
гражданской
позиции;
Участие в волонтерском движении,
общественных
объединениях,
в
студенческом самоуправлении.
Участие в конкурсах профессионального
мастерства и в командных проектах;
Готовность к общению и взаимодействию
с людьми самого разного статуса,
этнической, религиозной принадлежности
и в многообразных обстоятельствах;
Проявление правовой активности и
навыков
правомерного
поведения,
уважения к Закону;

16

поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально
опасное
поведение
окружающих
ОК06
ЛР8
Проявляющий и демонстрирующий
уважение к представителям различных
этнокультурных,
социальных,
конфессиональных и иных групп.
Сопричастный
к
сохранению,
преумножению
и
трансляции
культурных традиций и ценностей
многонационального
российского
государства

ОК07
ЛР10
Заботящийся о защите окружающей
среды,
собственной
и
чужой
безопасности, в том числе цифровой

ЛР14
Конкурентоспособный
специалист
обладающий
навыками
нестандартного, гибкого мышления,
готовый
к
постоянному
профессиональному росту, способный
к
самоорганизации,
самосовершенствованию,
самоактуализации.
ЛР15
Проявляющий любовь к Родине,
чувство
ответственности
за
ее
могущество, честь и независимость,
сохранение материальных и духовно –
нравственных ценностей общества
ЛР 16
Готовый
к
самостоятельным
продуктивным решениям в ситуациях
нравственно – экологического выбора;
заботящийся о защите окружающей
среды

ОК 09
ОК 10

Отсутствие
фактов
проявления
идеологии
терроризма
и
экстремизма среди обучающихся;
Готовность к общению и взаимодействию
с людьми самого разного статуса,
этнической, религиозной принадлежности
и в многообразных обстоятельствах;
Отсутствие
фактов
проявления
идеологии
терроризма
и
экстремизма среди обучающихся;
Отсутствие социальных конфликтов
среди обучающихся, основанных на
межнациональной,
межрелигиозной
почве;
Проявление экологической
культуры,
бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;
Демонстрация
умений
и
навыков
разумного
природопользования,
нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии;
Ответственность за результат учебной
деятельности
и
подготовки
к
профессиональной деятельности;

ОК 06

Сформированность
позиции;

гражданской

ОК 07

Проявление экологической
культуры,
бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;
Демонстрация
умений
и
навыков
разумного
природопользования,
нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии;

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».