ОУДб 08 Астрономия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЗОВСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб 08 АСТРОНОМИЯ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии СПО35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства

2022
Азов

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1

Наименование

Стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
4-7
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7-8

3

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9-10

4

КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11-12

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУДб 08 АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.08 Астрономия является частью
общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной дополнительной образовательной программы
СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
1.2. Место дисциплины
Учебнаядисциплина относится к общеобразовательному циклу общепрофессиональных
учебных дисциплин (общие и по выбору) базовых по программе подготовки среднего звена по
специальности среднего профессионального образования.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
• личностных:
Л1.
−сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Л2.
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географической науки и общественной практики;
Л3.
−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
Л4.
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
Л5.
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и др. видах деятельности;
Л6.
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
Л7.
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
Л8.
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
МП1. − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также
навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
МП2. - умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;
МП3. - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
МП4. - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления
аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
МП5. - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
МП6. - представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования
адекватного понимания особенностей развития современного мира;
МП7. - понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных
междисциплинарных связях географии;
• предметных:

П1.-сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
П2.- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
П3.- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
П4.-сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
П5.- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства
и развитии международного сотрудничества в этой области.
4

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит,
метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и
поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд,
параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики.
уметь:
-описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
-отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить
примеры,
показывающие,
что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют
проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных
излучений для развития радио- и телекоммуникаций;
-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию,
содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки
влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:

1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого
профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь

общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе
межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и
личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциямиФГОС СПО;
2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ
ФГОС.

3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление
знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально
значимое содержание).
1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ).
OК 1.
ОК 2.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности

5

ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 9.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

1.5 Формирование
личностных
результатов
воспитательной
(согласно рабочей программы воспитания по специальности

работы

35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой

обучающихся

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 10

1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучающегося
Объем образовательной нагрузки
Самостоятельная учебная работа
Обязательная аудиторная:
Теоретическое обучение
Лаб.ипракт. работы

Количество
часов
36
0
36
0

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки
Самостоятельная учебная работа (всего)
Обязательная аудиторная: всего занятий
лабораторно-практические занятия

36
0
36
0

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДб 08 Астрономия
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа

Объем Уровень
часов освоения
6

1
Тема 1.1.Введение

обучающихся.
2
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебного материала
Предмет астрономии. Блеск светил.

3

4

6
2

Изменение вида звездного неба в
течение года.
Звездное небо. Изменение вида
звездного неба в течение суток.

2

Способы определения географической
широты. Основы измерения времени.

1

1

Л.1, 2, 3, 7;
МП.1, 2,3,4,5;
П.1, 2, 5;
ОК 2-9;
ЛР 10

Самостоятельная работа
0
Раздел 2. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Строение
Содержание учебного материала
8
солнечной системы Видимое движение планет.
2
Развитие представлений о Солнечной
2
Л.1, 2, 3, 5, 6, 7;
системе.
МП.1, 2,,5,6,7;
Законы Кеплера - законы движения
2
П.1, 2, 5, 6;
небесных тел, обобщение и уточнение
ОК 2-6;
Ньютоном законов Кеплера.
ЛР 10
Определение расстояний до тел
2
Солнечной системы и размеров
небесных тел.
Самостоятельная работа
0
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
8
Физическая
Система "Земля - Луна". Природа Луны.
2
природа тел
Л. 3, 5, 6, 7;
солнечной системы Планеты земной группы.
МП.1,4,5,6,7;
2
П.1, 2, 5, 6;
Планеты-гиганты.
2
ОК 3,5,7;
Астероиды и метеориты. Кометы и
2
ЛР 10
метеоры.
Самостоятельная работа
0
Тема 4.1. Солнце и
звезды

РАЗДЕЛ 4. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
Содержание учебного материала
Общие сведения о Солнце. Строение
атмосферы Солнца.
Источники энергии и
внутреннее
строение Солнца. Солнце и жизнь
Земли.
Расстояние до звезд. Пространственные
скорости звезд. Физическая природа
звезд. Связь между физическими
характеристиками звезд.

8
2
2

Л.1, 2, 3, 7
МП.1, 2,3,4;
П.1, 2, 5, 6;
ОК 2-9;
ЛР 10

2

7

Двойные
звезды.
Физические
переменные, новые и сверхновые
2
звезды.
Самостоятельная работа
0
Раздел 5. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Тема 5.1. Строение Содержание учебного материала
6
и эволюция
Л.1, 2, 3, 5, 6, 7;
Наша Галактика.
2
Вселенной
МП.1,
Происхождение планет.
2,3,4,5,6,7;
Диффузная материя
2
П.1, 2, 5, 6;
ОК 2-9;
Самостоятельная работа
2
ЛР 10
Дифференцированный зачет
Всего:

36

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Астрономия» входят:
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места для обучающихся;
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных плакатов, портретов
выдающихся ученых и др.);
• видеодемонстрации.
Технические средства обучения:
• компьютеры;
• мультимедиа;
• локальная сеть кабинета, интернет;
• периферийное оборудование и оргтехника.
3.2. Информационноеобеспечениеобучения
3.2.1. Основные печатные издания
Для студентов
1.
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов, Е.К.Страут. –
М.: Дрофа, 2021г
Для преподавателей
2.
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов, Е.К.Страут –
М.: Дрофа, 2017 г.
3.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009.
— № 4. — Ст. 445.
4.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от
27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от
04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
5.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
6.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
7.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
8.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм.
9

3.2.2.Интернет-ресурсы:
https://new.znanium.com/
http://1сентября.рф/
http://FB.ru/
http://www.wikipedia.org/

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (личностные, предметный Формы, методы контроля и оценка
и метапредметные)
результатов обучения.
Входной контроль:
личностные:
воспитание убежденности в возможности познания -тестирование
законов природы, использования достижений Текущий контроль:
астрономии и физики на благо развития -тесты, практические работы.
человеческой
цивилизации;
необходимости Промежуточная аттестация:
сотрудничества в процессе совместного выполнения - диф.зачет
задач, уважительного отношения к мнению
оппонента
при
обсуждении
проблем
естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных
достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
метапредметные:
овладение умениями проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, выдвигать
гипотезы и строить модели, применять полученные
знания по астрономии для объяснения
разнообразных астрономических и физических
явлений; практически использовать знания;
оценивать достоверность естественнонаучной
информации; развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике
с использованием различных источников
информации и современных информационных
технологий; использование приобретенных знаний и
умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и
возможность применения знаний при решении
задач, возникающих в последующей
профессиональной деятельности;
предметные:
понять сущность повседневно наблюдаемых и
редких астрономических явлений, познакомиться с
научными методами и историей изучения
Вселенной, получить представление о действии во
Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира, осознать свое место в Солнечной системе и
Галактике, ощутить связь своего существования со
всей историей эволюции Метагалактики, выработать
сознательное отношение к активно внедряемой в
нашу жизнь астрологии и другим оккультным
(эзотерическим) наукам
11

5.ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ
ДОСТИЖЕНИЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вид контроля
Входной контроль
Текущий контроль

Итоговый контроль

ЛИЧНОСТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Результат контроля
диагностика
способностей интересов
обучающихся (тестирование,анкетирование,
социометрия,опрос).
педагогическое наблюдение в процессе
проведения мероприятий, педагогический анализ
творческих работ, мероприятий обучающихся,
формирование и анализ портфолио обучающегося;
исполнение текущей отчетности
Анализ деятельности

Критерии оценки личностных результатов обучающихся
Личностные результаты
реализации программы
воспитания
(дескрипторы)
ЛР10
Заботящийся о защите окружающей
среды,
собственной
и
чужой
безопасности, в том числе цифровой

Коды
ОК(из
ФГОС
СПО)
ОК07

Критерии оценки личностных
результатов обучающихся
Проявление
экологической
культуры, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам
России и мира;
Демонстрация умений и навыков
разумного
природопользования,
нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии;

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».