ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 08 АСТРОНОМИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 2022 Азов СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-8 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9-10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11-12 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУДб 08 АСТРОНОМИЯ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.08 Астрономия является частью общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной дополнительной образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 1.2. Место дисциплины Учебнаядисциплина относится к общеобразовательному циклу общепрофессиональных учебных дисциплин (общие и по выбору) базовых по программе подготовки среднего звена по специальности среднего профессионального образования. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: • личностных: Л1. −сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Л2. - сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; Л3. −сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Л4. - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Л5. - сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности; Л6. - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Л7. - критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Л8. - креативность мышления, инициативность и находчивость; • метапредметных: МП1. − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП2. - умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников; МП3. - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МП4. - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; МП5. - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; МП6. - представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; МП7. - понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии; • предметных: П1.-сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; П2.- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; П3.- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; П4.-сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; П5.- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. 4 В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать: - смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; - смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; - смысл физического закона Хаббла; - основные этапы освоения космического пространства; - гипотезы происхождения Солнечной системы; - основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; - размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики. уметь: -описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; -отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; -приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; -воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциямиФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС. 3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ). OК 1. ОК 2. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности 5 ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 9. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной (согласно рабочей программы воспитания по специальности работы 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой обучающихся Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 10 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Учебная нагрузка обучающегося Объем образовательной нагрузки Самостоятельная учебная работа Обязательная аудиторная: Теоретическое обучение Лаб.ипракт. работы Количество часов 36 0 36 0 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки Самостоятельная учебная работа (всего) Обязательная аудиторная: всего занятий лабораторно-практические занятия 36 0 36 0 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУДб 08 Астрономия Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Объем Уровень часов освоения 6 1 Тема 1.1.Введение обучающихся. 2 Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала Предмет астрономии. Блеск светил. 3 4 6 2 Изменение вида звездного неба в течение года. Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток. 2 Способы определения географической широты. Основы измерения времени. 1 1 Л.1, 2, 3, 7; МП.1, 2,3,4,5; П.1, 2, 5; ОК 2-9; ЛР 10 Самостоятельная работа 0 Раздел 2. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 2.1 Строение Содержание учебного материала 8 солнечной системы Видимое движение планет. 2 Развитие представлений о Солнечной 2 Л.1, 2, 3, 5, 6, 7; системе. МП.1, 2,,5,6,7; Законы Кеплера - законы движения 2 П.1, 2, 5, 6; небесных тел, обобщение и уточнение ОК 2-6; Ньютоном законов Кеплера. ЛР 10 Определение расстояний до тел 2 Солнечной системы и размеров небесных тел. Самостоятельная работа 0 РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Тема 3.1. Содержание учебного материала 8 Физическая Система "Земля - Луна". Природа Луны. 2 природа тел Л. 3, 5, 6, 7; солнечной системы Планеты земной группы. МП.1,4,5,6,7; 2 П.1, 2, 5, 6; Планеты-гиганты. 2 ОК 3,5,7; Астероиды и метеориты. Кометы и 2 ЛР 10 метеоры. Самостоятельная работа 0 Тема 4.1. Солнце и звезды РАЗДЕЛ 4. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ Содержание учебного материала Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. 8 2 2 Л.1, 2, 3, 7 МП.1, 2,3,4; П.1, 2, 5, 6; ОК 2-9; ЛР 10 2 7 Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые 2 звезды. Самостоятельная работа 0 Раздел 5. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ Тема 5.1. Строение Содержание учебного материала 6 и эволюция Л.1, 2, 3, 5, 6, 7; Наша Галактика. 2 Вселенной МП.1, Происхождение планет. 2,3,4,5,6,7; Диффузная материя 2 П.1, 2, 5, 6; ОК 2-9; Самостоятельная работа 2 ЛР 10 Дифференцированный зачет Всего: 36 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Материально-техническое обеспечение В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят: Оборудование учебного кабинета: • посадочные места для обучающихся; • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных плакатов, портретов выдающихся ученых и др.); • видеодемонстрации. Технические средства обучения: • компьютеры; • мультимедиа; • локальная сеть кабинета, интернет; • периферийное оборудование и оргтехника. 3.2. Информационноеобеспечениеобучения 3.2.1. Основные печатные издания Для студентов 1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов, Е.К.Страут. – М.: Дрофа, 2021г Для преподавателей 2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов, Е.К.Страут – М.: Дрофа, 2017 г. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. 4. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации». 5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). 6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». 7. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. 9 3.2.2.Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com/ http://1сентября.рф/ http://FB.ru/ http://www.wikipedia.org/ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (личностные, предметный Формы, методы контроля и оценка и метапредметные) результатов обучения. Входной контроль: личностные: воспитание убежденности в возможности познания -тестирование законов природы, использования достижений Текущий контроль: астрономии и физики на благо развития -тесты, практические работы. человеческой цивилизации; необходимости Промежуточная аттестация: сотрудничества в процессе совместного выполнения - диф.зачет задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; метапредметные: овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности; предметные: понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, осознать свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам 11 5.ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Вид контроля Входной контроль Текущий контроль Итоговый контроль ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Результат контроля диагностика способностей интересов обучающихся (тестирование,анкетирование, социометрия,опрос). педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, формирование и анализ портфолио обучающегося; исполнение текущей отчетности Анализ деятельности Критерии оценки личностных результатов обучающихся Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) ЛР10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Коды ОК(из ФГОС СПО) ОК07 Критерии оценки личностных результатов обучающихся Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; 12