Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЮ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17. Мастер по обслуживанию автомобилей Азов 2022 СОДЕРЖАНИЕ № п/п Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 1 4-9 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10-21 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 22-23 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24-29 3 1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы: 1. Область применения программы: Рабочая программа является частью общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной дополнительной образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. 1.2. Место дисциплины Учебная дисциплина «Обществознание» входит в цикл общеобразовательных дисциплин дополнительных. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: • личностных: ЛР 1.− российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 2.− гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР 3.− готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР 4.− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ЛР 5.− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР 6.− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; ЛР 7.− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; ЛР 8.− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; ЛР 9.− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР 10.− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ЛР 11.− принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; ЛР 12.− бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; ЛР 13.− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ЛР 14.− сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР 15.− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. • метапредметных: МП 1.− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МП 2.− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МП 3.− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП 4.− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МП 5.− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП 6.− умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МП 7.− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МП 8.− владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МП 9.− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. • предметных П1. − сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; П2. − владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; П3.− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; П4.− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; П5.− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов П6. − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; П7.− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. В результате освоения учебной дисциплины студент должен 5 знать/понимать/: • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания. Уметь: • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС) ФГОС. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание. 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего 6 образования – программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (далее – ППКРС). ОК 01 Выбирать способы Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или решения задач социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно профессиональной искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; деятельности, составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть применительно к актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; различным контекстам реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Осуществлять поиск, Умения: определять задачи для поиска информации; определять анализ и интерпретацию необходимые источники информации; планировать процесс поиска; информации, необходимой структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов для выполнения задач поиска; оформлять результаты поиска профессиональной деятельности Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации ОК 03 Планировать и Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в реализовывать профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории собственное профессионального развития и самообразования профессиональное и личностное развитие. Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Работать в коллективе и Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать команде, эффективно с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. взаимодействовать с коллегами, руководством, Знания: психологические основы деятельности коллектива, клиентами. психологические особенности личности; основы проектной деятельности ОК 05 Осуществлять устную и Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по письменную профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе коммуникацию на государственном языке с Знания: особенности социального и культурного контекста; правила учетом особенностей социального и культурного оформления документов и построения устных сообщений. контекста. ОК 06 Проявлять гражданскоУмения: описывать значимость своей профессии патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, основе традиционных общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности общечеловеческих по профессии. ценностей. ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. 7 ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 43.01.09. Повар, кондитер). Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 8 психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе ЛР 10 цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической ЛР 11 культуры Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, ЛР 12 отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевым работодателем ЛР 14 Конкурентоспособный специалист, обладающий навыками нестандартного, гибкого мышления, готовый к постоянному профессиональному росту, способный к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом образовательного процесса Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и ЛР 15 независимость, сохранение материальных и духовно – нравственных ценностей общества Готовый к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно – ЛР 16 экологического выбора; заботящийся о защите окружающей среды Способного самореализовываться в сфере художественного творчества, культуры, ЛР 17 мультимедийного пространства и досуговой деятельности. Принимающий ценности культуры здоровья и здорового образа жизни в собственной семье ЛР 18 и воспитании детей, при осуществлении профессиональной деятельности 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет-171ч. по профессии СПО : аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая теоретические занятия – 131 ч. практические занятия – 40 ч. 9 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171 171 в том числе: практические занятия дифференцированный зачет Самостоятельная работа обучающегося (всего) Всего 40 1 171 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № раздела, темы Наименование разделов и тем Всего часов 1 курс 1 семестр Введение Раздел 1. Человек и общество 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества 1.2. Общество как сложная система Раздел 2. Духовная культура человека и общества 2.1. Духовная культура личности и общества 2.2. Наука и образование в современном мире 34 2 22 14 2.3. В том числе СР ПЗ КР 2 8 14 2 2 1 4 1 4 1 1 курс 2 семестр 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры 38 4 2 Раздел 3. 3.1. 34 7 2 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Экономика Экономика и экономическая наука. Экономические системы 1 1 10 3.2. 3.3. 3.4. Рынок. Фирма. Роль государства в 12 экономике Рынок труда и безработица 8 Основные проблемы экономики 7 России. 34 2 курс 1 семестр Раздел 4. Социальные отношения 34 4.1. Социальная роль и стратификация 9 4.2. Социальные нормы и конфликты 13 4.3. Важнейшие социальные общности 12 и группы 30 2 курс 2 семестр Раздел 5. Политика 30 5.1. Политика и власть. Государство в 13 политической системе. 5.2. Участники политического 17 процесса 35 3 курс 1 семестр Раздел 6. Право 35 6.1. Правовое регулирование 8 общественных отношений 6.2. Основы конституционного права 13 Российской Федерации 6.3. Отрасли Российского права 14 Всего 171 СР – самостоятельная работа, ПЗ – практическое занятие, КР – работа 2 1 1 1 2 3 3 1 4 4 1 2 3 4 1 40 6 контрольная 11 2.3. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 2 3 Коды общих и профессиональных компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 1 курс ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала: Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Человек и общество Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества Содержание учебного материала: Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Практические занятия 2 1 1 22 14 3 1 2 3 1 2 2 Л.1-15 МП.1-9 П.1-7 ОК 1-10 ЛР 1-18 Тема 1.2. Общество как сложная система Практическое занятие №1 Человек, индивид, личность. Практическое занятие №2 Потребности, способности, интересы. Содержание учебного материала: Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Практическое занятие №3 Общество и природа.. Практическое занятие №4 Глобализация.. Контрольная работа №1: Человек и общество Раздел 2. Духовная культура человека и общества Тема 2.1. Духовная культура личности и общества Содержание учебного материала: Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Практическое занятие №5 Виды культуры.. Тема 2.2. Содержание учебного материала: Наука и образование Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. в современном мире Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Практическое занятие №6 Наука в современном мире Тема 2.3. Мораль, Содержание учебного материала: искусство и религия Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.. 1 1 8 2 1 2 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 1 1 14 2 1 1 4 1 2 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 Л.1-15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12, 16, 17, 18 1 8 1 13 как элементы Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.. духовной культуры Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Практическое занятие №7 Мораль. Практическое занятие №8 Религия. Практическое занятие №9 Искусство. Контрольная работа №2 по теме «Духовная культура человека и общества». 2 1 1 1 1 1 Раздел 3. ЭКОНОМИКА 34 Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. 7 2 Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Содержание учебного материала: Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Практическое занятие №10 Экономика как наука. Практическое занятие №11 Типы экономических систем. Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. 1 2 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 1 12 3 3 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 3 14 Тема 3.3. Рынок труда и безработица Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. Практическое занятие №12 Факторы спроса и предложения. Практическое занятие №13 Функции государства в экономике.. Содержание учебного материала: Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Практическое занятие №14 Причины безработицы и трудоустройства. 1 Содержание учебного материала: Элементы международной экономики. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Практическое занятие №15 Особенности современной экономики России. Контрольная работа №3 по теме: «Экономика» Повторение по теме: «Экономика» 7 1 1 8 2 5 1 1 2 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 Л.1-10,13,15 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,14,16,17 1 1 1 2 курс Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Тема 4.1. Содержание учебного материала: Социальная роль и Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. стратификация Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Практическое занятие Практическое занятие № 16 Социальная стратификация. 34 9 3 2 2 2 1 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12,14,16, 17 15 Практическое занятие № 17 Социальная мобильность. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.2. Содержание учебного материала: Социальные нормы и Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его конфликты формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Практическое занятие Практическое занятие № 18 Виды социальных норм. Практическое занятие № 19 Социальные конфликты. Практическое занятие № 20 Национализм в современном мире. Тема 4.3. Содержание учебного материала: Важнейшие Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, социальные поселенческие и иные группы. общности и группы Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Практическое занятие Практическое занятие № 21 Социальная стратификация в современной России. Практическое занятие № 22 Межнациональные отношения. Практическое занятие № 23 Семья в современной России. Контрольная работа по теме «Социальные отношения» 13 7 3 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12,14,16,17 3 1 1 1 12 1 1 2 Л.1-10,13 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-10,12,14,16,17 2 2 3 1 1 1 1 16 Самостоятельная работа обучающихся Раздел V. ПОЛИТИКА Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. Тема 5.2. Участники политического процесса 30 Содержание учебного материала: Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Практическое занятие Практическое занятие №24 Политическая система общества, её структура. Практическое занятие №25 Функции государства. Практическое занятие №26 Формы государства. Практическое занятие №27 Государство в политической системе общества Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейнополитические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. 13 2 2 2 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 2 1 4 1 1 1 1 17 2 2 2 2 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 2 17 Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Практическое занятие Практическое занятие №28 Личность и государство. Практическое занятие №29 Гражданское общество и правовое государство. Практическое занятие №30 Избирательное право в РФ. Практическое занятие №31 Политические идеологии. Контрольная работа по теме «Политика». Самостоятельная работа обучающихся 1 1 4 1 1 1 1 - 3 курс Раздел VI. ПРАВО Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений 35 Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. Практическое занятие Практическое занятие №32 Система права. Норма права. Практическое занятие №33 Право в системе социальных норм. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: 8 1 1 1 2 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 2 1 1 13 18 Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Практическое занятие Практическое занятие №34 Конституционное право. Практическое занятие №35 Государственные органы власти в РФ. Практическое занятие №36 Права и обязанности человека и гражданина. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала: Тема 6.3. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. ГражданскоОтрасли Российского правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации 2 1 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 14 1 Л.1-9 МП.1-9 П.1-7 ОК 2-6, ЛР 1-8,14,17 1 1 1 1 1 19 Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Практическое занятие Практическое занятие №37 Гражданское право. Практическое занятие №38 Трудовое право. Практическое занятие №39 Административное право. Практическое занятие №40 Уголовное право. Контрольная работа по теме «Право» Самостоятельная работа обучающихся ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ 1 1 4 1 1 1 1 1 1 20 21 Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов • Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми. • Проблема познаваемости мира в трудах ученых. • Я или мы: взаимодействие людей в обществе. • Индустриальная революция: плюсы и минусы. • Глобальные проблемы человечества. • Современная массовая культура: достижение или деградация? • Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? • Кем быть? Проблема выбора профессии. • Современные религии. • Роль искусства в обществе. • Экономика современного общества. • Структура современного рынка товаров и услуг. • Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. • Я и мои социальные роли. • Современные социальные конфликты. • Современная молодежь: проблемы и перспективы. • Этносоциальные конфликты в современном мире. • Семья как ячейка общества. • Политическая власть: история и современность. • Политическая система современного российского общества. • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России. • Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное). • Формы участия личности в политической жизни. • Политические партии современной России. • Право и социальные нормы. • Система права и система законодательства. • Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века. • Характеристика отрасли российского права (на выбор). 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование учебного кабинета: Оборудование кабинета: - Доска учебная – 1 шт. - Рабочее место преподавателя – 1 шт. - Столы – 13 шт. - Стулья – 26 шт. Технические средства обучения: - Компьютер с лицензионным программным обеспечением – 1 шт. - Мультимедиапроектор – 1 шт. - Экран – 1 шт. - Раздаточный дидактический материал - Наглядные пособия: видеофильмы по темам; презентации по темам уроков; плакаты, таблицы. 3.2 Информационное обеспечение обучения 3.2.1 Печатные издания Основные источники: 1.Важенин А.Г. Обществознание:Уч. пособие для студентов СПО. – 10 –е изд., стер. – М: Академия, 2017 2.Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Певцова. – 4-е изд,,испр. - М.: Академия,2017 Дополнительные источники: 1. Баранов, П.А. Обществознание в таблицах. 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов.- АСТ:Астрель:Полиграфиздат,2012.- 187 с. 2. Кравченко, А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/А.И. Кравченко.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.- 376 с. 3. Кравченко, А.И. Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.- 400 с. 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие / Сычев А.А. — Москва: КноРус, 2016. 2.Губин В.Д. Обществознание: учебник / Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П. — Москва: КноРус, 2018. 3. Шиповская Л.П. Обществознание: учебное пособие / Шиповская Л.П. — Москва: КноРус, 2018. 4. Обществознание +Приложение: Дополнительные материалы: учебник / Косаренко Н.Н. под ред., Шагиева Р.В. под ред. и др. — Москва: КноРус, 2018. 5. Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие / Сычев А.А. — Москва : КноРус, 2018. 6. Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие / Сычев А.А. — Москва : КноРус, 2019. 23 7. Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие / Сычев А.А. — Москва: КноРус, 2020. 8. Косаренко Н.Н. Обществознание. +Приложение: Дополнительные материалы: учебник / Косаренко Н.Н., Пеньковский Д.Д. — Москва: КноРус, 2020. 9. Губин В.Д. Обществознание: учебник / Губин В.Д., Буланова М.Б., Филатов В.П. — Москва:КноРус, 2020. 10. Шиповская Л.П. Обществознание: учебное пособие / Шиповская Л.П. — Москва: КноРус, 2020. 3.3. Применяемые педагогические технологии: - проблемное обучение - проектные методы обучения - обучение в сотрудничестве (групповая работа) - информационно- коммуникационные технологии 24 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины проводится на основе заданий и критериев их оценивания, представленных в фондах оценочных средств по дисциплине ОУДб 16 Обществознание. Фонды оценочных средств содержат контрольно-оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения студентами индивидуальных проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Личностные 1) будет сформировано мировоззрение, которое соответствует современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире. Критерии оценки 2 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 3 правильность прочтения информации изложенной в разных знаковых системах; умение работать с разными знаковыми системами; использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач; точность выполнения предложенных преподавателем заданий по алгоритму, а также рациональность организации собственной учебной деятельности; умения провести четкий анализ деятельности; 2) будут сформированы: правильность прочтения информации российская гражданская изложенной в разных знаковых идентичность, патриотизм, системах; уважение к своему народу, умение работать с разными чувство ответственности знаковыми системами; перед Родиной, уважение использование и применение государственных информации для эффективного символов (герба, флага, выполнения профессиональных задач; гимна). четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; понимание важности исполнения гражданского долга по защите РФ, службе в армии (для юношей) - устный опрос - практические работы - дифференцированный зачет 3) определится гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, - устный опрос - дифференцированный зачет правильность прочтения информации изложенной в разных знаковых системах; умение работать с разными знаковыми системами; - устный опрос - дифференцированный зачет 25 осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности. 4) произойдет толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; 5) будет проявлены готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 6) произойдет становление осознанного отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; четкость и слаженность в групповой работе при решении проблемных ситуаций умения провести четкий анализ деятельности; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; умение работать в команде; четкость и слаженность в групповой работе при решении проблемных ситуаций -устный опрос правильность прочтения информации изложенной в разных знаковых системах; умение работать с разными знаковыми системами; использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач; точность выполнения предложенных преподавателем заданий по алгоритму, а также рациональность организации собственной учебной деятельности; умения провести четкий анализ деятельности; - практические работы - проверочные работы - работа над проектом(докладом) - дифференцированный зачет правильность прочтения информации - устный опрос изложенной в разных знаковых - дифференцированный системах; зачет умение работать с разными знаковыми системами; использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач; 26 общенациональных проблем. 7) будет сформировано ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные 1) будет сформировано умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. 2) произойдет овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем. четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; работа с нормативно – правовыми документами способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ и работ по коррекции пробелов в изучении отдельных тем правильность прочтения информации - устный опрос изложенной в разных знаковых - дифференцированный системах; зачет умение работать с разными знаковыми системами; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; работа с нормативно – правовыми документами способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ и работ по коррекции пробелов в изучении отдельных тем; эффективность решения поставленных задач при работе со справочной литературы; - практические работы - тестирование - дифференцированный зачет использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; четкость и слаженность в групповой работе при решении проблемных ситуаций; эффективность решения поставленных задач при помощи информационно-коммуникационных технологий; способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ; правильность прочтения информации - устный опрос - практические работы - контрольная работа - работа над проектом (докладом) - дифференцированный зачет 27 изложенной в разных знаковых системах; умение работать с разными знаковыми системами; использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач; 3) проявится способность использование и применение и готовность к информации для эффективного самостоятельному поиску выполнения профессиональных задач; методов решения четкость, правильность и грамотность практических задач, изложения собственной позиции; применению различных четкость и слаженность в групповой методов познания; работе при решении проблемных готовность и способность ситуаций; к самостоятельной эффективность решения информационнопоставленных задач при помощи познавательной информационно-коммуникационных деятельности, включая технологий; умение ориентироваться в способность к рефлексии собственной различных источниках деятельности во время социально-правовой и выполнения самостоятельных работ; экономической правильность прочтения информации информации, критически изложенной в разных знаковых оценивать и системах; интерпретировать умение работать с разными информацию, получаемую знаковыми системами; из различных источников. использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач 4) будет сформировано использование и применение умение использовать информации для эффективного средства информационных выполнения профессиональных задач; и коммуникационных четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; технологий в решении когнитивных, четкость и слаженность в групповой работе при решении проблемных коммуникативных и организационных задач с ситуаций; соблюдением требований эффективность решения поставленных задач при помощи эргономики, техники безопасности, гигиены, информационно-коммуникационных технологий; ресурсосбережения, правовых и этических способность к рефлексии собственной норм, норм деятельности во время выполнения самостоятельных работ; информационной безопасности. правильность прочтения информации изложенной в разных знаковых системах; умение работать с разными знаковыми системами; использование и применение информации для эффективного выполнения профессиональных задач -практические работы - контрольная работа - дифференцированный зачет - работа над проектом(докладом) - дифференцированный зачет 28 5) сформируются умения определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. 6) студенты научатся ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. Предметные 1) будут сформированы знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов. 2) студенты овладеют базовым понятийным аппаратом социальных наук. 3) студенты овладеют умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. умение работать в команде; способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ; четкость и слаженность в работе при решении проблемных ситуаций; умение проводить анализ собственной деятельности, оценивать степень недостатков; соотносить свои действия и действия других людей с существующими нормами поведения, законами - практическая работа - тестирование -дифференцированный зачет умение проводить анализ собственной деятельности, оценивать степень недостатков; эффективность решения поставленных задач при помощи информационно-коммуникационных технологий; представлять полученную информацию в контексте своей деятельности - устный опрос - контрольная работа - тестирование - дифференцированный зачет знание и понимание теоретического материала; понимание понятия общества как динамической системы и классификацию важнейших социальных сфер и институтов; различать существенные признаки социальных объектов; знание и понимание теоретического материала; знание понятийного аппарата; умение воспроизведения материала в устной и письменной форме; способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ; четкость и слаженность в работе при решении проблемных ситуаций; умение проводить анализ собственной деятельности; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; оценивать действия субъектов социальной жизни - проверочная работа - практические работы - контрольная работа - тестирование - дифференцированный зачет - устный опрос - тестирование -дифференцированный зачет - практические работы -контрольная работа -дифференцированный зачет 29 4) будут сформированы представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире. 5) будут сформированы представления о методах познания социальных явлений и процессов. 6) произойдет овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. 7) будут сформированы навыки оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. знание и понимание теоретического материала; понимание понятия общества как динамической системы; - устный опрос - тестирование - дифференцированный зачет способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ; четкость и слаженность в работе при решении проблемных ситуаций; умение проводить анализ собственной деятельности; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ; четкость и слаженность в работе при решении проблемных ситуаций; умение проводить анализ собственной деятельности; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; эффективность решения поставленных задач при помощи информационно-коммуникационных технологий; соотносить свои действия и действия других людей с существующими нормами поведения, законами; оценивать действия субъектов социальной жизни - практические работы - проверочная работа - контрольная работа - дифференцированный зачет способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнения самостоятельных работ; четкость и слаженность в работе при решении проблемных ситуаций; умение проводить анализ собственной деятельности; четкость, правильность и грамотность изложения собственной позиции; эффективность решения поставленных задач при помощи информационно-коммуникационных технологий; - устный опрос - работа над проектом(докладом) - контрольная работа -дифференцированный зачет - практические работы - дифференцированный зачет 30