Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 13 ЭКОЛОГИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ № п/п Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 1 4-9 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10-12 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13-14 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15-17 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 13 ЭКОЛОГИЯ 1.1. Область применения рабочей программы Реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: Л1.российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Л2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Л3. готовность к служению Отечеству, его защите; Л4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Л5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Л6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; Л7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Л8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Л9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; Л11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно4 оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; Л12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; Л13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Л14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Л15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. • метапредметных: МП1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МП2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МП3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МП5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МП7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МП8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МП9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. • предметных: П1. сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа"; П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; 5 П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; П6. сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности; В результате освоения дисциплины студент должен знать: • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; • принципы и методы рационального природопользования; • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; • принципы размещения производств различного типа; • основные группы отходов, их источники и масштабы образования; • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; • методы экологического регулирования; • понятие и принципы мониторинга окружающей среды; • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; • природоресурсный потенциал Российской Федерации; • охраняемые природные территории; • принципы производственного экологического контроля; • условия устойчивого состояния экосистем. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППКРС ФГОС. 6 3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). 1.4 Формировоние общих компетенций согласно ФГОС СПО. ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования ОК 04 Работать в коллективе Умения: организовывать работу коллектива и команды; и команде, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в эффективно ходе профессиональной деятельности. взаимодействовать с Знания: психологические основы деятельности коллектива, коллегами, психологические особенности личности; основы проектной руководством, деятельности клиентами. ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. 7 ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Умения: описывать значимость своей профессии Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. ОК 10 Пользоваться Умения: понимать общий смысл четко произнесенных профессиональной высказываний на известные темы (профессиональные и документацией на бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные государственном и темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и иностранном языках. профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 8 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной обучающихся работы Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и ЛР 2 территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, ЛР 3 отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. ЛР 8 Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой ЛР 10 безопасности, в том числе цифровой Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевым работодателем Конкурентоспособный специалист обладающий навыками нестандартного, ЛР 14 гибкого мышления, готовый к постоянному профессиональному росту, способный к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом образовательного процесса Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовно – ЛР 15 нравственных ценностей общества Готовый к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно – экологического выбора; заботящийся о защите окружающей ЛР 16 среды 1.6. Количество часов на освоение программы дисциплины: объем учебной нагрузки обучающегося – 36 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часа. из них: теоретического обучения – 32 час; практических занятий – 4 часов. 9 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем часов Вид учебной работы Объем образовательной программы в том числе: 36 теоретическое обучение контрольные работы лабораторные занятия практические занятия самостоятельная работа 32 0 0 4 0 Дифференцированный зачет 1 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № Наименование разделов и тем Всего В том числе раздела, часов ТЗ ПЗ КР темы Тема 1. Экология как научная дисциплина 7 6 1 Тема 2. Среда обитания человека и 12 10 1 1 экологическая безопасность Тема 3. Концепция устойчивого развития. 8 7 1 Тема 4. Охрана природы. 8 6 1 1 Дифференцированный зачет 1 Итого 36 29 4 2 ТЗ – теоретические занятия, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы 10 2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 1 2 1 курс 3 Тема 1. Экология как научная дисциплина Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность Содержание учебного материала Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «Загрязнение среды». Лабораторная работа Практическое занятие «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала Среда обитания человека. Компоненты окружающей среды. Естественная и искусственная среда обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского жителя. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Экодом. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Лабораторная работа Практическое занятие «Описание жилища человека как искусственной экосистемы» Контрольная работа 11 7 6 1 12 10 1 1 Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 Л 1-3,5-9,12-14, МП 1-9, П 1-6 Л 1-3,5-9,12-14, МП 1-9, П 1-6 Самостоятельная работа обучающихся. Тема 3. Концепция устойчивого развития. Тема 4. Охрана природы. - 2 курс Содержание учебного материала Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития. 8 7 Лабораторная работа Практическое занятие «Решение экологических задач на устойчивость и развитие». Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальный парки ростовской области. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). Лабораторная работа Практическое занятие «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем». Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся. Дифференцированный зачет 1 8 6 12 1 1 1 Л 1-3,5-9,12-14, МП 1-9, П 1-6 Л 1-3,5-9,12-14, МП 1-9, П 1-6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы учебной дисциплины «Экология» входят: - многофункциональный комплекс преподавателя; - наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.); - информационно-коммуникативные средства; - экранно-звуковые пособия; - комплект технической документации. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы Для преподавателя: 1. Экология. 10-11 класс : учебник / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов ; под ред. Н. М. Черновой. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 302, [2] с. : ил. 2. Охрана труда и промышленная экология : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 416 с. 3. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособ. / И.Г. Крымская. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 351 с. – (Среднее профессиональное образование). 4. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Т.А. Хван, М.В. Шинкина – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319с. – Серия : Профессиональное образование. 5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ 6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Для студентов: 1. Экология. 10-11 класс : учебник / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов ; под ред. Н. М. Черновой. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 302, [2] с. : ил. 2. Охрана труда и промышленная экология : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 416 с. 3. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособ. / И.Г. Крымская. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 351 с. – (Среднее профессиональное образование). 4. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Т.А. Хван, М.В. Шинкина – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319с. – Серия : Профессиональное образование. Интернет-ресурсы 1. http://ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов 2. http://www.ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения 3. http://www.ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России 13 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные результатов обучения знания) Наблюдение за выполнением практических личностные: • устойчивый интерес к истории и работ: Практическая работа №1. Описание достижениям в области экологии; • готовность к продолжению антропогенных изменений в природных образования, повышению ландшафтах квалификации в избранной Практическая работа №2. Описание профессиональной деятельности, жилища человека как искусственной используя полученные экологические экосистемы знания; Практическая работа №3. Создание • объективное осознание значимости проекта «Концепция устойчивого развития» компетенций в области экологии для Практическая работа №4. Сравнительное человека и общества, умение; описание естественных природных систем и • умения проанализировать агроэкосистемы техногенные последствия для Анализ и оценка сообщений, презентаций, окружающей среды, бытовой и рефератов по темам: производственной деятельности • Возможности управления водными человека; ресурсами в рамках концепции устойчивого • готовность самостоятельно добывать развития. новые для себя сведения экологической • Возможности управления лесными направленности, используя для этого ресурсами в рамках концепции устойчивого доступные источники информации; развития. • умение управлять своей • Возможности управления почвенными познавательной деятельностью, ресурсами в рамках концепции устойчивого проводить самооценку уровня развития. собственного интеллектуального • Возобновимые и невозобновимые ресурсы: развития; способы решения проблемы исчерпаемости. • умение выстраивать конструктивные • Земельный фонд и его динамика под взаимоотношения в команде по влиянием антропогенных факторов. решению общих задач в области • История и развитие концепции экологии; устойчивого развития метапредметные: • Окружающая человека среда и её • овладение умениями и навыками компоненты: различные взгляды на одну различных видов познавательной проблему. деятельности для изучения различных • Основные экологические приоритеты сторон окружающей среды; современного мира. • применение основных методов познания (описание, наблюдение, • Особо неблагоприятные в экологическом эксперимент) для изучения различных отношении территории России: возможные проявлений антропогенного способы решения проблем. охраняемые природные воздействия, с которыми возникает • Особо территории и их значение в охране природы. необходимость сталкиваться в • Популяция как экологическая единица. профессиональной сфере; • умение определять цели и задачи • Причины возникновения экологических деятельности, выбирать средства их проблем в городе. достижения на практике; • Причины возникновения экологических 14 проблем в сельской местности. • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России). • Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России. • Проблемы устойчивости лесных экосистем в России. • Система контроля экологической безопасности в России. • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания. • Среда обитания и среды жизни: сходства и различия. • Структура экологической системы. • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития. • Твёрдые бытовые отходы и способы владение умениями применять решения проблемы их утилизации. экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости. типичных социальных ролей; • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач; предметные: сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-обществоприрода»; сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; Тесты по темам: Общая экология Среда обитания человека Концепция устойчивого развития Природопользование Охрана природы сформированность личностного отношения к экологическим Итоговые зачетные тесты ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. 5. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР) проводиться в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных данной Программой. 15 Способы контроля результатов и критерии результативности реализации воспитательной работы, обучающихся техникума. Вид контроля Входной контроль Текущий контроль Итоговый контроль Результат контроля диагностика способностей и интересов обучающихся (тестирование, анкетирование, социометрия, опрос). педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, формирование и анализ портфолио обучающегося; исполнение текущей отчетности анализ деятельности Критерии оценки личностных результатов обучающихся Личностные результаты реализации Коды программы воспитания ОК(из (дескрипторы) ФГОС СПО) ОК06 ЛР1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций ЛР3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий Идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивными девиантным ОК 03 ОК06 ОК02 ОК03 Критерии оценки личностных результатов обучающихся Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; Сформированность гражданской позиции; Оценка собственного продвижения, личностного развития; Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, предметных неделях; Сформированность гражданской позиции; Участие в волонтерском движении, общественных объединениях, в студенческом самоуправлении. Участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; 16 поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих ОК06 ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства ОК07 ЛР10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР14 Конкурентоспособный специалист обладающий навыками нестандартного, гибкого мышления, готовый к постоянному профессиональному росту, способный к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. ЛР15 Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовно – нравственных ценностей общества ЛР 16 Готовый к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно – экологического выбора; заботящийся о защите окружающей среды ОК 09 ОК 10 Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; Ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; ОК 06 Сформированность позиции; гражданской ОК 07 Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; 17