Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДп 12 БИОЛОГИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Азов 2022 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-6 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8-15 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17-21 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДп 12 БИОЛОГИЯ 1.1. Область применения программы: реализация среднего общего образования в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, входящей в состав укрупненной группы профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл с учетом профиля получаемого профессионального образования (технический профиль). 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей: • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания; • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. 4 Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового и углубленного уровней (ПР) соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования личностные: ЛР 1− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира; ЛР 2 − понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; ЛР 3 − способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; ЛР 4 − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; ЛР 5 − способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; ЛР 6 − готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; ЛР 7 − обладание навыками безопасной работы во время проектноисследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; 5 ЛР 8 − способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; ЛР 9 − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; метапредметные: МР 1 − осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; МР 2 − повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; МР 3 − способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; МР 4 − способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; МР 5 − умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; МР 6 − способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; МР 7 − способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; МР 8 − способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); предметные: ПР 1 − сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; ПР 2 − владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; ПР 3 − владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 6 ПР 4 − сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; ПР 5 − сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. Формируемые личностные результаты реализации программы воспитания ЛР(пв): ЛР(пв) 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР(пв) 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. ЛР(пв) 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: объем учебной нагрузки обучающегося – 36 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часа. из них: теоретического обучения – 28 час; практических занятий – 8 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 36 36 0 8 3 0 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № Наименование разделов и тем раздела, темы 3 курс Введение 1 Учение о клетке 1.1 Учение о клетке. Химическая организация клетки 1.2 Строение и функции клетки 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 1.4 Жизненный цикл клетки 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов 2.1 Размножение организмов 2.2 Индивидуальное развитие организма. 2.3 Индивидуальное развитие человека 3 Основы генетики и селекции 3.1 Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Законы Г. Менделя. 3.2 Генетика пола. Генетика человека. 3.3 Закономерности изменчивости 3.4 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология. 4 Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение 4.1 Происхождение и начальные этапы развития Всего часов В том числе ЛР ПЗ КР 1 5 1 2 1 1 1 4 1 2 1 7 2 1 2 2 1 1 1 1 8 3 1 8 жизни на Земле. 4.2 История развития эволюционных идей. 3 1 4.3 Микроэволюция и макроэволюция. 2 1 5 Происхождение человека 3 5.1 Антропогенез. 1 5.2 Человеческие расы. 2 1 6 Основы экологии 6 6.1 Экология — наука о взаимоотношениях 1 организмов между собой и окружающей средой. 6.2 Биосфера — глобальная экосистема. 2 1 6.3 Биосфера и человек. 3 1 7 Бионика 1 Дифференцированный зачет 1 итого 36 0 8 3 ЛР –лабораторные работы, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы 9 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 1 2 3 курс 3 Введение Тема 1.1. Тема 1.2. Содержание учебного материала 1. Биология – наука о живой природе. Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Значение биологии при освоении профессии. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Учение о клетке Содержание учебного материала Учение о клетке. Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Лабораторная работа Практическое занятие №1 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» Контрольная работа 1 1 1 1 2 1 1 - Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 10 Тема 1.3. Тема 1.4. Тема 2.1. Тема 2.2. Тема 2.3. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов 1 1 1 1 - Содержание учебного материала Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 1 Содержание учебного материала Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Лабораторная работа Практическое занятие №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 2 1 - 1 1 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, 11 Тема 3.1. Тема 3.2. Тема 3.3. Тема 3.4. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Основы генетики и селекции Содержание учебного материала Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Законы Г. Менделя. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Лабораторная работа Практическое занятие №3 «Решение генетических задач» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся. 1 Содержание учебного материала 1.Генетика пола. Генетика человека. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Лабораторная работа Практическое занятие №4 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. 1 1 2 1 1 - 1 1 2 1 ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, 12 Тема 4.1. Тема 4.2. Тема 4.3. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме «Основы генетики и селекции» Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение. Содержание учебного материала 1.Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. 2.Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Лабораторная работа Практическое занятие №5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1.История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. 2.Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Лабораторная работа Практическое занятие №6 Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1.Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа по теме «Происхождение и развитие жизни на земле» Самостоятельная работа обучающихся Раздел 5. Происхождение человека 1 3 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 - МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 13 Тема 5.1. Тема 5.2. Тема 6.1. Тема 6.2. Тема 6.3. Содержание учебного материала Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 1 Содержание учебного материала Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. Лабораторная работа Практическое занятие Самостоятельная работа обучающихся Контрольная работа по теме «Происхождение человека на земле» 2 1 Раздел 6 Основы экологии Содержание учебного материала Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере Лабораторная работа Практическое занятие №7 «Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Биосфера и человек. - 1 1 1 2 1 1 3 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, 14 Тема 7.1 Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Лабораторная работа Практическое занятие № 8 Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 7 Бионика Содержание учебного материала Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Дифференцированный зачет Всего: 1 1 1 1 1 36 ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ЛР 1, ЛР2, ЛР3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР 8, ЛР9, МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, МР5, МР 6, МР7, МР8, ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ЛР(пв) 7, ЛР(пв) 8, ЛР(пв) 9 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии. Оборудование учебного кабинета: - посадочных мест по числу обучающихся; - стулья; - доска классная; - рабочее место преподавателя; - приборы и устройства; - вытяжной шкаф; - огнетушитель. Технические средства обучения - ПК; - мультимедийный проектор; - аудиоаппаратура Учебные наглядные пособия: - таблица: техника безопасности при проведении лабораторно-практических работ; - плакаты по биологии. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Основные источники: 1.Константинов В.М., Учебник НПО и СПО, М.: «Академия», 2021 3.2.2. Дополнительные источники 1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. М.: Школа-Пресс, 1996 2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2019 3.2.3. Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) http:www.uchitel-izd.ru (27 августа 2022 года) www.cvart.ru(27 августа 2022 года) 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в 4 семестре. Результаты обучения Личностные: ЛР 1− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира ЛР 2 − понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека ЛР 3 − способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельностивозможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; ЛР 4 − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере ЛР 5 − способность Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа 17 руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа ЛР 6 − готовность Индивидуальный опрос использовать основные Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения методы защиты от возможных уроков практической части рабочей программы, последствий аварий, Устный опрос на уроках теоретического обучения. катастроф, стихийных Промежуточная аттестация: в форме бедствий ЛР 7 − обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования ЛР 8 − способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде ЛР 9 − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами Метапредметные: МР 1 − осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. МР 2 − повышение Письменная контрольная работа интеллектуального уровня в Индивидуальный опрос 18 процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации МР 3 − способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационнокоммуникационных технологий МР 4 − способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов МР 5 − умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах МР 6 − способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. 19 Промежуточная МР 7 − способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач МР 8 − способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) Предметные: ПР 1 − сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач ПР 2 − владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой ПР 3 − владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе ПР 4 − сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические аттестация: дифференцированного зачета. в форме Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. 20 задачи Промежуточная аттестация: ПР 5 − сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения Письменная контрольная работа Индивидуальный опрос Текущий контроль: наблюдение в процессе проведения уроков практической части рабочей программы, Устный опрос на уроках теоретического обучения. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. в форме дифференцированного зачета. 21