Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДб 07 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Азов 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 Наименование Стр. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 4-8 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9-22 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23-25 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 26-31 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины ОУДБ.07 Основы безопасности жизнедеятельности является частью общеобразовательного цикла, основной образовательной программы и разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Результаты освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Основы жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов: безопасности личностных: Л1. - российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Л2. - гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Л3. - готовность к служению Отечеству, его защите; Л5. - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Л6. - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; Л7. - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Л8. - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; Л11. - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; Л12. - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 4 Л15. - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. метапредметных: МП1. - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; МП2. - овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; МП3. - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; МП4. - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; МП5. - развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; МП 6. - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; МП7. - формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; МП8. - развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; МП9. - формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и МП10. - развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; МП 11. - приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; МП12. - формирование установки на здоровый образ жизни; предметных: П1. - сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; П2. - сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; П3. - сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; П4. - освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; П5. - освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека; 5 П6. - развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; П7. - формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; П8. - развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; П9. - получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой подготовки; П10. - освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; П11. - владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике; В результате освоения учебной дисциплины студент должен: знать/понимать: - прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной 6 деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим; - владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для ведения здорового образа жизни; - оказания первой медицинской помощи; - развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; - вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины. Профильное изучение дисциплины осуществляется: 1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО; 2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС. 3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание). 1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ). ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. ОК7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. 7 ОК8. ОК9. ОК10. ОК11. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 1.5 Формирование личностных результатов воспитательной работы обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Личностные результаты Код личностных реализации программы воспитания результатов (дескрипторы) реализации программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны ЛР 1. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному ЛР 5. народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, ЛР 9. психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и ЛР 21. духовно – нравственных ценностей общества. 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Учебная нагрузка обучающегося Количество часов Максимальная 72 Самостоятельная учебная работа Обязательная аудиторная 72 Теоретические занятия 58 Лабораторные и практические занятия 14 8 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия лабораторные и практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 72 72 58 14 - 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения 2 2 3 2 Теорети ческих занятий Практич еских занятий Всего Наименование разделов и тем Количество часов Обязательная аудиторная нагрузка В томчисле: Максим. нагрузка 16 16 14 2 18 18 14 4 18 18 16 2 17 17 12 5 1 1 Всего 72 72 ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы, 1 59 13 1 Введение 1.Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья. 2.Государственная система обеспечения безопасности населения. 3.Основы обороны государства и воинская обязанность. 4.Основы медицинских знаний. Дифференцированный зачет. 4 2 5 - 9 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Наименование разделов и тем Введение Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Количество часов Коды результатов освоения программы I семестр Содержание учебного материала Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Необходимость формирования безопасного мышления и поведения 2 1 Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - Л1-3, Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья Тема 1.1. Содержание учебного материала Здоровье и здоровый образ жизни Общие понятия о здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.2. Содержание учебного материала Факторы, способствующие Двигательная активность и закаливание организма. укреплению здоровья. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.3. Содержание учебного материала 1 1 1 2 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, 10 Рациональное питание и его значение для здоровья Тема 1.4. Закаливание и его влияние на организм Тема 1.5. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Тема 1.6. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Тема 1.7. Общие понятия о здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности Лабораторная работа Практическое занятие «Изучение основных положений организма» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Общие понятия о закаливании. Влияние закаливающих процедур на здоровье человека Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 Содержание учебного материала Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 Содержание учебного материала Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 4 1 1 1 - - 2 Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, 11 Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения Лабораторная работа Практическое занятие «Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.8. Содержание учебного материала Репродуктивное здоровье как Социальная роль женщины в современном обществе. составляющая часть здоровья Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. человека и общества. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.9. Содержание учебного материала Правовые основы Брак и семья. взаимоотношения полов. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема 2.1. Содержание учебного материала Общие понятия и классификация Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного чрезвычайных ситуаций характера. природного и техногенного Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. характера. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Основные нормативноправовые акты определяющие правила и безопасность дорожного движения. 1 1 3 2 - Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12, Л15; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 12 Тема 2.2. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Тема 2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Тема 2.4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Тема 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы Содержание учебного материала Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 3 1 1 1 - Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 13 Тема 2.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Тема 2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Тема 2.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Тема 2.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Содержание учебного материала Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 Содержание учебного материала Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение. Лабораторная работа Практическое занятие ПЗ. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. ПЗ. Изучение первичных средств пожаротушения Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила поведения при захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий. Лабораторная работа Практическое занятие 1 1 - 2 1 - Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; 14 Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.10. Содержание учебного материала Государственные службы по МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения охране здоровья и безопасности от чрезвычайных ситуаций. граждан. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность Тема 3.1. Содержание учебного материала История создания Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Вооруженных Сил России. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 3.2. Содержание учебного материала 4 ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 2 1 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, 15 Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Тема 3.3. Сухопутные войска, Военноморской флот, Воздушнокосмические силы, Ракетные войска стратегического назначения, Воздушнодесантные войска Тема 3.4. Воинская обязанность Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала История создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Основные понятия о воинской обязанности. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на во¬инский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обя¬зательной подготовки гражданина к военной службе. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 1 1 - Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 16 Тема 3.5. Призыв на военную службу. Тема 3.6. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества Тема 3.7. Воинская дисциплина и ответственность Тема 3.8. Военно- профессиональная деятельность Содержание учебного материала Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной при¬сяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости консти¬туционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской дея¬тельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профес¬сиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Военнослужащий подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требо¬вания воинских уставов, приказы командиров и начальников. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Единоначалие - принцип строи¬тельства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответствен¬ности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, на¬лагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям, особенности подготовки офицеров в различных учебных заведениях. 1 1 1 1 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; 17 Тема 3.9. Боевые традиции Вооруженных Сил России Тема 3.10. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Тема 3.11. Элементы начальной военной подготовки: назначение Строевого устава ВС РФ Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - Содержание учебного материала Патриотизм и верность воин¬скому долгу - основные качества защитника Отечества. Воинский долг - обязан¬ность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России - дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товари¬щество - основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция Россий¬ской армии и флота. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Элементы начальной военной подготовки: назначение Строевого устава ВС РФ, назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова, меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Лабораторная работа Практическое занятие ПЗ. Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции. ПЗ. Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. 1 1 1 7 1 1 ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 18 ПЗ. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова, меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. ПЗ. Изучение материальной части, сборка, разборка автомата. Выполнение нормативов ПЗ. Изучение материальной части, сборка, разборка автомата. Выполнение нормативов ПЗ. Безопасность при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выполнение упражнений начальных стрельб. ПЗ. Выполнение упражнений начальных стрельб. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. Основы медицинских знаний Тема 4.1. Содержание учебного материала Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.2. Содержание учебного материала Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. Лабораторная работа Практическое занятие ПЗ. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.3. Содержание учебного материала 1 1 1 1 1 1 1 2 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 1 Л1-3, 19 Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Тема 4.4. Понятие и виды кровотечений. Тема 4.5. Первая помощь при ожогах. Тема 4.6. Первая помощь при воздействии низких температур. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения. Лабораторная работа Практическое занятие ПЗ. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений. 1 2 1 1 Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; 20 Тема 4.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - Содержание учебного материала Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. 1 Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - Тема 4.8. Содержание учебного материала Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление. Тема 4.9. Первая помощь при отсутствии сознания. Тема 4.10. 1 Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - Содержание учебного материала Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. 1 Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, 21 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Тема 4.11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Тема 4.12 Основы ухода за младенцем. Всего: Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Лабораторная работа Практическое занятие ПЗ Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи. Лабораторная работа Практическое занятие Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Обязательная аудиторная нагрузка 2 1 1 72 Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 Л1-3, Л5-8, Л11, Л12; ЛР1, ЛР5. ЛР9, ЛР21; МП1-12; П1-11; ОК1-11 22 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплекты заданий для тестирования и контрольных работ. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят: • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.); • средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки; • образцы средств первой медицинской помощи: перевязочный пакет; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; носилки; • образцы средств пожаротушения (СП); • макет автомата Калашникова; • электронный стрелковый тренажер; • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины; • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. Набор плакатов и электронные издания: − Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации; − Ордена России; − Текст Военной присяги; − Воинские звания и знаки различия; − Военная форма одежды; − Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе; − Военно-прикладные виды спорта; − Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин − Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации; − Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств; − Несение караульной службы − Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет; − Нормативы по прикладной физической подготовке; − Нормативы по радиационной, химической и биологической защите; − Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; − Приемы и правила метания ручных гранат; − Мины Российской армии; − Фортификационные сооружения; − Индивидуальные средства защиты; − Приборы радиационной разведки; − Приборы химической разведки; 23 − − − − Организация и несение внутренней службы; Строевая подготовка; Оказание первой медицинской помощи; Гражданская оборона. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные печатные издания Нормативно-правовые документы 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993—2007. 3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 4. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Для обучающихся 1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.–М., 2021 2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2015. 3. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2015. 4. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. - М., 2014. 5. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл.-М., 2015. 6. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2016. 7. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. - М., 2017: Для преподавателей 1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.–М., 2021 2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. - М., 2017. 3. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2017. 4. Большой энциклопедический словарь. - М., 1997. 5. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2012. 6. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник-военной информации. - 2000. - № 5. 7. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров, - 2-е изд., доп. -М., 2003. 24 8. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М: Просвещение, 2005. 9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2. 10. Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—1 1 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007. 11. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2017. 12. Петров СВ. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2011. 13. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция). 14. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-& изд. -М„ 2016. Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com/ http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/ http://1сентября.рф/ http://FB.ru/ http://www.wikipedia.org/ https://firo.ranepa.ru www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ). www.mvd.ru (сайт МВД РФ). www.mil.ru (сайт Минобороны). www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks). www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность). www.ru/book (Электронная библиотечная система). www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил). www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность). www.militera.lib.ru (Военная литература). 25 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни. Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха. Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам. Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения. Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека. Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения. Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); Объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; Раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. 26 3. Основы обороны государства и воинская обязанность 4. Основы медицинских знаний Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России. Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту. Анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества. Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина. Характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность». Освоение основ строевой подготовки. Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь. Моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения практических и контрольных работ, а также внеаудиторных самостоятельных работ. Результаты обучения (предметные) Критерии оценки Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 27 П 1. - сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; П 2. - сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; П 3. - сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; П 4. - освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; П 5. - освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека; П 6. - развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; П 7. - формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; П 8. - развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; П 9. - получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой подготовки; П10. - освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа 28 особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; П 11. - владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике; Тестирование Контрольная работа Формула для вычисления процентного соотношения: Итоговая оценка = (Х 100)/У «Х» - количество правильных ответов «У» - Сколько всего вопросов Оценка Количество процентов, необходимое для получения «2» (неудовлетворительно) «3» (удовлетворительно) «4» (хорошо) «5» (отлично) Ниже 50% 69-50% 89-70% 100-90% КО2 (критерии оценивания практической работы) Отметка "5" • Практическая или работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. • Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4" • Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. • Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" 29 • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "2" • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Оценка "1" • Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося. 5. Оценка освоения достижений личностных результатов воспитательной работы Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР) проводиться в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных данной Программой. Способы контроля результатов и критерии результативности реализации воспитательной работы обучающихся техникума. Вид контроля Входной контроль Результат контроля диагностика способностей и интересов обучающихся (тестирование, анкетирование, опрос). Текущий контроль педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, исполнение текущей отчетности анализ деятельности Итоговый контроль Критерии оценки личностных результатов обучающихся Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) ЛР 1. - Осознающий себя гражданином и защитником великой страны; ЛР 5. - Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой Коды ОК (из ФГОС СПО) ОК 01. ОК 01. Критерии оценки личностных результатов обучающихся Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; Сформированность гражданской позиции; Участие в реализации просветительских программ, военноисторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; 30 родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России; ЛР 9. – Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; ЛР 21. - Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовно – нравственных ценностей общества. ОК08 Демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; Участие во внеурочных мероприятиях, спортивных секциях, творческих объединениях ОК 06 Сформированность гражданской позиции; 31