ОУДб 01 Русский язык

Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб 01 «РУССКИЙ ЯЗЫК»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Азов
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4-9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10-17

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18-19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20-25

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ 01. Русский язык является частью
общеобразовательного цикла, учебной дисциплиной (общие и по выбору из обязательных
предметных областей) базовые основной образовательной программы среднего
профессионального образования по профессии среднего профессионального образования
образовательной программы СПО– программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих (далее ППКРС) по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина ОУДБ 01. Русский язык является обязательной частью
базовых дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,
лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и
письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
- информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
Л 1. -- осознание российской гражданской идентичности;
Л 2.- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
Л 3 - ценность самостоятельности и инициативы;
Л 4 - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
метапредметных:
МП1 - освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
МП 2.- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
4

МП 3.- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
МП 4.- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
МП 5.- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
МП 6.- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории;
предметных:
П 1 - освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
П 2.- предпосылки научного типа мышления;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
5

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Код
компетенции

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения;
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1.
Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля
получаемого профессионального образования (в пределах 30% часов профессиональной
направленности), т.е. связь общеобразовательной подготовки с профессиональной,
осуществляемой на основе межпредметной интеграции (формирование ОК), корреляция
предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов ФГОС СОО с
общими компетенциями ФГОС СПО;
2.
Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными
дисциплинами ППКРС ФГОС.
3.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и
углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной
деятельности (профессионально значимое содержание).
1.4 Формировоние общих компетенций согласно ФГОС СПО.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –
ППКРС).

ОК 02

Формулировка
компетенции

Знания,

умения

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной

Умения:
определять
задачи
для
поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию; выделять
наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
6

Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат
оформления результатов поиска
информации
Планировать и
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
реализовывать
документации в профессиональной
собственное
деятельности;
применять
современную
научную
профессиональное профессиональную
терминологию;
определять
и
и личностное
выстраивать
траектории
профессионального развития
развитие.
и самообразования
Знания:
содержание актуальной нормативноправовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Работать в
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
коллективе и
взаимодействовать
с
коллегами,
команде,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
эффективно
деятельности
взаимодействовать Знания:
психологические
основы
деятельности
с коллегами,
коллектива,
психологические
особенности
руководством,
личности; основы проектной деятельности
клиентами.
Осуществлять
Умения:
грамотно излагать свои мысли и
устную и
оформлять документы
по
профессиональной
письменную
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
коммуникацию на толерантность в рабочем коллективе
государственном Знания:
особенности
социального
и
культурного
языке с учетом
контекста;
правила
оформления
документов
и
особенностей
построения устных сообщений.
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
Умения: описывать значимость своей профессии
гражданско(специальности)
патриотическую
Знания:
сущность гражданско-патриотической
позицию,
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
демонстрировать профессиональной деятельности
по профессии
осознанное
(специальности)
поведение на
основе
общечеловеческих
ценностей.
Содействовать
Умения:
соблюдать
нормы
экологической
сохранению
безопасности; определять
направления
окружающей
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
среды,
деятельности по профессии (специальности)
ресурсосбережени Знания: правила экологической безопасности при ведении
ю, эффективно
профессиональной
деятельности;
основные ресурсы,
действовать в
задействованные в профессиональной
чрезвычайных
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
ситуациях.
деятельности

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

7

ОК 09

ОК 10

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Умения:
применять
средства
информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать
современное
программное
обеспечение

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

Умения: понимать общий смысл
четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы; строить простые высказывания о
себе и о своей
профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои
действия (текущие и
планируемые);
писать
простые связные сообщения на знакомые
или
интересующие профессиональные темы

Знания:
современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности

Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная
лексика);
лексический
минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности

1.5 Формирование
личностных
результатов
воспитательной работы
обучающихся (согласно рабочей программы воспитания по профессии 23.01.17 «Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей».
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
−
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности,
открытости,
экономически
активный
и
участвующий в студенческом и Проявляющий активную
гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный
− Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
8

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР2

ЛР 4

конструктивного «цифрового следа»
- Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России
− Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях
-Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
− Проявляющий гражданское отношение к профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем
− Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
-Проявляющий любовь к Родине, чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и
духовно – нравственных ценностей общества
-Способного самореализовываться в сфере художественного
творчества, культуры, мультимедийного пространства и досуговой
деятельности.

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7
ЛР 15
ЛР 17
ЛР 19
ЛР21

1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Количество часов
максимальная
Самостоятельная учебная работа
Обязательная аудиторная:
всего занятий
теория
практ. занятий
экзамен

114
114
85
29
6

9

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Объём образовательной нагрузки
Всего учебных занятий
в том числе:
Теоретические занятия

114
114

Практические занятия
Самостоятельная учебная работа
Курсовых работ (проектов)
Промежуточная аттестация предусмотрена в форме экзамена

29
0
0
6

85

2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения
№
Наименование разделов и тем
раздела,
темы
1 курс
Введение
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Раздел 2. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография
Раздел 3. Лексика и фразеология
2 курс

2
18
10
11

В том числе
ЛР ПЗ КР

7
2
2

1
1
1

15
4
1
28
7
1
30
7
1
114
29 6
ЛР –лабораторные работы, ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6

Морфемика, словообраование, орфография
Морфология и орфография
Синтаксис и пунктуация

Всего
часов

10

2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименовани
еразделов и
тем

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельнаяработа студентов

1 КУРС

Содержание учебного материала
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык
как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и
духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой
норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Лабораторная работа
Практическое занятие
Контрольная работа №1
Входной контроль
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.
Содержание учебного материала
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления
языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы
ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно11

Объем
часов

41
2
1

Коды общих
компетенций
и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
ЛР-17,ОК-2, ОК-6,ОК-1,
ПК-1,ЛР-1,3,4

1
18
11

ЛР-7, -8, 17,ПК-1, ОК-1,
ОК-2, ОК-6, ОК-5, ОК3,ЛР-4,5,7.

выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема,
основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка
текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте
различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Лабораторная работа
Практическое занятие №1
Тема: Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Практическое занятие №2
Тема: Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Практическое занятие №3
Тема: Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста
Практическое занятие №4
Тема: Анализ структуры текста.
Практическое занятие №5
Тема: Освоение видов переработки текста.
Практическое занятие №6
Тема: Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля,
жанра текста.
Практическое занятие №7
Тема: Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия графика, орфография.
Содержание учебного материала
10

7

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука.
Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи.
Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных
звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание
о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.
Лабораторная работа

7

12

-

-

ЛР-5,ЛР-17, ПК-5, ОК-3,
ОК-6, ОК-9, ОК-1,ЛР-1.5,7

Практическое занятие №8
Тема: Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Практическое занятие №9
Тема: Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в абзацах письменных
текстов.
Контрольная работа № 2: «Фонетика и орфография»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Лексика и фразеология
Содержание учебного материала
11

2

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность
слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.
Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика,
старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы,
арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского
речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.
Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.
Лексические и фразеологические словари.
Лабораторные работы
Практическое занятие №10
Тема: Лексический и фразеологический анализ слова. Составление связного высказывания, в том числе
на лингвистическую тему, с использованием заданных лексем.
Практическое занятие №11
Тема: Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи, выработка навыка составления
текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Выведение алгоритма
лексического анализа.
Контрольная работа № 3: «Лексикология и фразеология»
Самостоятельная работа обучающихся
2 КУРС

8

Раздел 4. Морфемика. Словообразование. Орфография.
13

1
-

2

1
- 73

ЛР-5, 7, 11.17 ПК-3, ПК-4,
ОК-6, ОК-9, ОК-1
ЛР-1,7.

Содержание учебного материала
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.
Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности
словообразования
профессиональной
лексики
и
терминов.
Понятие
об
этимологии.
Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые
ошибки, связанные с неоправданным повтором одно-коренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание
сложных слов.
Лабораторная работа
Практическое занятие №12
Тема: Морфемный анализ слова
Практическое занятие №13
Тема: Словообразовательный анализ слова
Практическое занятие №14
Тема: Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной
структуры
Практическое занятие №15
Тема: Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных
текстов.
Контрольная работа № 4: «Морфемика, словообразование» (диктант с грамматическими
заданиями)
Самостоятельная работа обучающихся

15
10

4

1
-

Раздел 5. Морфология и орфографии
Содержание учебного материала
Самостоятель Имя существительное.
ные части речи Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.
Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание
сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм
имен существительных в речи.
Имя прилагательное.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных
прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен
прилагательных в речи.
14

ЛР-5,ЛР-11, ПК-6, ОК-3,
ОК-6, ОК-9, ОК-1
ЛР-2,4,7

28
2

2

Имя числительное.
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический
разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с
существительными разного рода.

2

Местоимение.
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.
Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия
местоименных форм.

1

Глагол.
Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический
разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте форм одного
времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и
эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

3

Причастие как особая форма глагола.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний
причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

2

Деепричастие как особая форма глагола.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с
деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие
наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия
наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи
предложений в тексте.

2

15

2

Служебные
части речи

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в
речи.

1

Предлог как часть речи.
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.)
от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами
благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи.
Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в
тексте.
Частица как часть речи.
Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство
выразительности речи. Употребление частиц в речи.

2

Лабораторная работа
Практическое занятие № 16
Тема: Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии
Практическое занятие №17
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических
признаков слов разных частей речи.
Практическое занятие № 18
Тема: Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Практическое занятие № 19
Тема: Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунтуации в образцах письменных
текстов.
Практическое занятие № 20
Тема: «Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте»
Практическое занятие № 21.
Тема: «Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных
моделей и способов словообразования и словоизменения».
Практическое занятие № 22.
Тема: . Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием
нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Контрольная работа № 5: «Морфология и орфография» (диктант)
Самостоятельная работа обучающихся

7

16

1

1

1
-

Основные
единицы
синтаксиса
Простое
предложение

Сложное
предложение

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
Содержание
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства
синтаксиса. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения
словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении
предложения. Синонимия словосочетаний.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство
русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль
порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых.
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как
средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с
главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения
односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях
речи. Использование неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных
стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с
обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и
необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление
обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены
предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и
предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в
речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи
предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях
речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление
сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
17

30
3

8

6

ЛР-5,ЛР-11, ПК-6, ОК-3,
ОК-6, ОК-9, ОК-1
ЛР-1.5,7

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных
предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные
предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
Способы
передачи чужой Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге
речи
Повторение.

Урок-обобщение. Подведение итогов. Подготовка к итоговой экзаменационной работе.
Лабораторная работа
Практическое занятие №23
Тема: Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий
Практическое занятие№ 24
Тема: Наблюдение над существенными признаками словосочетания.
Практическое занятие №25
Тема: Особенности употребления словосочетаний.
Практическое занятие №26
Тема: Наблюдение над существенными признаками простого предложения.
Практическое занятие №27
Тема: Уточняющие, поясняющие члены предложения.
Практическое занятие №28
Тема: Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения.
Практическое занятие №29
Тема: Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Контрольная работа № 6: «Синтаксис и пунктуация»
Самостоятельная работа обучающихся

Итого

3
1
7

1
114

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализация программы дисциплины имеется: учебный кабинет «Русский язык и литература»
№ 6.
3.2. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места для обучающихся -28;
- рабочее место преподавателя -1;
- учебно-методический комплекс учебной дисциплины.
3.3. Технические средства обучения:
- ноутбук, проектор, экран.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред проф. образования/ под ред. Н.А. Антонова
и Т.М.Воителева – 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2021г..
Дополнительные источники:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для
10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2007.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Электронный ресурс «ГРАМОТА. РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык».
Форма доступа: rus.1september.ru
3. Электронный ресурс «Русский язык ». Форма доступа: www.alleng.ru
4. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
5. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru
6. Электронный ресурс «Русские словари ». Форма доступа: www.slovari.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
(ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ)
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности
студентов
(на уровне учебных действий)
Введение.
Умение
выявления
общих
закономерностей
Язык и общество.
лингвистического анализа. Выполнение заданий по
Русский язык в
обобщению знаний о современном русском языке как к
современном мире.
науке и анализу методов языкового и исследования
Умение
проводить
анализ
основных
стилевых
Язык и речь.
Функциональные стили разновидностей письменной и устной речи. Определение
типа, стиля, жанра текста. Анализ структуры текста.
речи.
Освоение видов переработки текста. Составление связного
высказывания на заданную тему, в том числе на
лингвистическую.
Умение наблюдения над функционированием лексических
Лексикология и
единиц в речи, выработка навыка составления текстов
фразеология.
(устных и письменных) с лексемами различных сфер
потребления. Умение наблюдать над изобразительновыразительными средствами лексики и проводить
лингвистические
исследования
лексических
и
фразеологических единиц – выведение алгоритма
лексического анализа.
Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография.

Морфемика,
словообразование,
орфография.

Умение выявлять закономерности функционирования
фонетической системы русского языка, сопоставлять
устную и письменную речь. Умение осуществлять
различные виды анализа слов.
Умение наблюдения над значением морфем и их
функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с
морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемамисинонимами.
Умение
распределения
слов
по
словообразовательным
гнёздам,
восстановление
словообразовательной цепочки.

20

Морфология и
орфография.

Синтаксис и
пунктуация

Умение исследовать текст с целью освоения основных
понятий морфологии: грамматические категории и
грамматические
значения;
выведение
алгоритма
морфологического разбора.
Умение наблюдения над значением словоформ разных
частей речи и их функциями в тексте.
Умение сопоставлять лексическое и грамматической
значение
слов.
Сопоставление
словосочетаний,
предложений, текстов с использованием нужной
словоформы с учётом различныхтипов и стилей речи
Умение
исследования текстов для выявления
существенных признаков синтаксических понятий,
освоения основных научных положений о синтаксическом
уровне современной системы русского языка, её нормах и
тенденциях развития.
Умения наблюдения над функционированием правил
пунктуации в образцах письменных текстов.
Анализ ошибок и недочётов в простых и сложных
предложениях. Составление связного высказывания с
использованием предложений определённой структуры, в
том числе на профессиональную тему.

4.1.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения выполнения практических и контрольных
работ, а также внеаудиторных самостоятельных работ
Результаты обучения
Критерии
Формы и методы контроля и
(предметные)
оценки
оценки результатов обучения
П 1 освоение обучающимися в ходе
изучения учебного предмета
научных
знаний, умений и способов
действий, специфических для
соответствующей
предметной области
П 2.- предпосылки научного типа
мышления

КО1
КО2
КО3
КО4

Контрольная работа № 7.
Итоговый контрольный диктант
по теме «Синтаксис.
Пунктуация».

КО1
КО3
КО4

Устный опрос
Лабораторно-практическое
занятие

КО1 (критерии оценивания тестовых работ)
Отметка
Критерии оценки
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов
10 правильных ответов
5
7-9
4
5-6
3
менее 5 правильных ответов
2
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка
Критерии оценки
21

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов
18-20 правильных ответов
5
14-17
4
10-13
3
менее 10 правильных ответов.
2
Время выполнения работы: 30-40 мин.
КО2 (критерии оценивания практической работы)

Отметка "5"
• Практическая или работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические
умения и навыки.
• Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
• Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Отметка "4"
• Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
• Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана
при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
• Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа
показала знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
• Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
• Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения
при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка "2"
• Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к
выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных
выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со
стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
Оценка "1"
• Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся
неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.

22

5. Оценка освоения достижений личностных результатов воспитательной работы
Оценка достижения обучающимися личностных результатов (далее – ЛР)
проводиться в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных данной
Программой.
Способы контроля результатов и критерии
воспитательной работы обучающихся техникума.
Вид контроля
Входной контроль
Текущий контроль

Итоговый контроль

результативности

реализации

Результат контроля
диагностика
способностей и интересов
обучающихся
(тестирование,
анкетирование социометрия опрос)
педагогическое
наблюдение в
процессе
проведения мероприятий,
педагогический
анализ
творческих
работ,
мероприятий
обучающихся,
формирование
и
анализ
портфолио
обучающегося;
исполнение текущей
анализ деятельности

Критерии оценки личностных результатов обучающихся
Личностные результаты реализации Коды
программы воспитания
ОК(из
ФГОС
(дескрипторы)
СПО)
ОК 01
ЛР1
Осознающий себя гражданином и
защитником великой страны
ЛР2- Проявляющий и
демонстрирующий уважение к людям
труда,сознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде
личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»

ОК 01
ОК 04

ОК03
ЛР3
Соблюдающий нормы правопорядка, ОК11
следующий
23

Критерии оценки личностных
результатов обучающихся
Проявление
мировоззренческих
установок на готовность молодых
людей к работе на благо Отечества;
Сформированность
гражданской
позиции;
Сформированность
гражданской
позиции;
Участие в волонтерском движении,
общественных объединениях, в
студенческом самоуправлении.
Участие
в
конкурсах
профессионального
мастерства и в командных проектах;
Готовность
к
общению
и
взаимодействию с людьми самого
разного
статуса,
этнической,

Идеалам
гражданского
общества,
обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям
представителей
субкультур,
отличающий
их
от
групп
с
деструктивными
девиантным
поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально
опасное
поведение
окружающих
ОК01
ЛР4
Проявляющий и демонстрирующий ОК06
уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в
сетевой
среде
личностного
и
профессионального конструктивного
«цифрового следа»

ЛР6
Проявляющий уважение к людям
старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях

ОК01

ОК06
ЛР7
Осознающий приоритетную ценность
личности
человека;
уважающий
собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
ОК06
ЛР15
Проявляющий гражданское отношение ОК11
к профессиональной
деятельности как к возможности
личного участия в решении
общественных, государственных,
общенациональных проблем
ЛР17

ОК03
24

религиозной принадлежности и в
многообразных обстоятельствах;
Проявление правовой активности и
навыков правомерного поведения,
уважения к Закону;
Отсутствие фактов проявления
идеологии терроризма и
экстремизма среди обучающихся;
Демонстрация интереса к будущей
профессии;
Конструктивное
взаимодействие
в
учебном
коллективе/бригаде;
Проявление
культуры
потребления информации, умений и
навыков
пользования
компьютерной техникой навыков
отбора и критического анализа
информации,
умении
ориентироваться
в
информационном пространстве;
Участие
в
реализации
просветительских
программ,
военно-исторических,
краеведческих
отрядах
и
молодежных объединениях;
Соблюдение
этических
норм
общения при взаимодействии с
обучающимися,
преподавателями, мастерами и
руководителями практики;
Готовность
к
общению
и
взаимодействию с людьми самого
разного
статуса,
этнической,
религиозной принадлежности и в
многообразных обстоятельствах;
Отсутствие социальных конфликтов
среди обучающихся, основанных на
межнациональной, межрелигиозной
почве;
Проявление экологической
культуры, бережного отношения к

Проявляющий ценностное отношение к
культуре и искусству, к культуре речи
и культуре поведения, к красоте и
гармонии.

родной
земле,
природным
богатствам России и мира;

ЛР19-Способного
ОК02
самореализовываться в сфере
художественного творчества, культуры,
мультимедийного пространства и
досуговой деятельности.

Участие в исследовательской и
проектной работе;
Участие
в
реализации
просветительских
программ,
военно-исторических,
краеведческих
отрядах
и
молодежных объединениях;

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».