СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3 4 10 11 13 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УП.01 1.1 Область применения программы: Рабочая программа производственной практикиявляется частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 35.01.27Мастер сельскохозяйственного производства укрупненной группы 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Рабочая программа производственной практики (производственное обучение) профессионального модуля ПМ. 01 Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 35.01.27 Мастер по профессии (далее – ФГОС СПО) сельскохозяйственного производства». (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68980) и технологического профиля профессионального образования. Примерной образовательной программе «Профессионалитет» Утвержденной протоколом Федерального учебного объединения по УГПС 35.00.00 от 11.05.2023. №2. (Зарегистрировано в государственном реестре примерных образовательных программ приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №П-295 ОТ 27. 06.2023 Г. Регистрационный номер № 57) 1.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В результате прохождения производственной практики профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности «выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции: Результатом освоения программы производственной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП СПО по основным 4 видам профессиональной деятельности (ВПД): ВД 1 Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования (по выбору) в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Перечень общих компетенций 1 (из стандарта по профессии) Код Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности ОК 01 применительно к различным контекстам Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 04 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, ОК 07 применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования (по выбору) Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) ПК 1.1 сельскохозяйственных машин и оборудования. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и ПК 1.2 оборудования. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.5 Код ВД 1 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен 2: Владеть Н1 выполнения работ по очистке и мойке машин, агрегатов, навыками узлов и деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; Н2 выполнения разборочно-сборочных работ сельскохозяйственных машин и оборудования; установления комплектности сельскохозяйственного оборудования; выполнения измерительных работ и оценки качества проведенных монтажных работ; Н3 выполнения ремонтных работ узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; Н4 проведения контрольно-измерительных работ для выявления неисправных узлов и механизмов; Н5 проведения проверки комплектности узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования Н6 выполнения работ по обкатке агрегатов и машин; выполнения разборочно-сборочных, дефектовочнокомплектовочных работ Уметь У1 подбирать технологическое оборудование и режимы очистки и мойки машин, узлов и деталей; У2 осуществлять выбор инструментов, приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и В данном подразделе указываются только те компетенции, которые формируются в рамках данного модуля и результаты которых будут оцениваться в рамках оценочных процедур по модулю. 1 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2. 2 5 У3 У4 У5 У6 У7 У8 У9 У 10 У 11 У 12 У 13 У 14 Знать З1 З2 З3 З4 З5 З6 З7 З8 З9 З 10 З 11 З 12 оборудования; использовать инструменты, приспособления, пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование при разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования; производить операции по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования при ремонте; использовать нормативно-техническую документацию по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования; применять средства индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и требованиями охраны труда использовать контрольно-измерительный инструмент для выявления неисправных узлов и механизмов; осуществлять выбор оборудования, оснастки для ремонта узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; применять средства индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и требованиями охраны труда; использовать нормативно-техническую документацию по ремонту узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования выбирать инструменты и оснастку при проведении при проведении пусконаладочных работ сельскохозяйственного оборудования; использовать инструменты и оснастку для наладки сельскохозяйственного оборудования; установка и подключение, отключение и снятие сельскохозяйственного оборудования; устранять неполадки и регулировать рабочие параметры сельскохозяйственного оборудования назначение и порядок использования моечного оборудования; способы очистки и мойки сельскохозяйственных машин и оборудования; виды моечных средств; назначение и конструктивное устройство сельскохозяйственных машин и оборудования; порядок проведения разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования; наименование и назначение расходных материалов; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение деталей; подбор и правила применения контрольно-измерительных инструментов и приборов; регламент оценки качества проведенных разборочносборочных работ; методы демонтажа сельскохозяйственного оборудования; способы применения механизированного инструмента при демонтаже сельскохозяйственного оборудования; назначение, конструктивное устройство монтируемого 6 З 13 З 14 З 15 З 16 З 17 З 18 З 19 З 20 З 21 З 22 З 23 З 24 З 25 З 26 З 27 З 28 сельскохозяйственного оборудования и взаимодействие его основных узлов; способы проверки размеров фундаментов под сельскохозяйственное оборудование; способы и параметры оценки качества проведенных работ по демонтажу сельскохозяйственного оборудования; технические характеристики и конструктивные особенности сельскохозяйственного оборудования; методы монтажа сельскохозяйственного оборудования; способы применения механизированного инструмента при монтаже сельскохозяйственного оборудования; способы и параметры оценки качества проведенных работ по монтажу сельскохозяйственного оборудования; правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности технические условия на ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; методы выявления и способы устранения дефектов в работе узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; основные приемы слесарных работ по ремонту узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности; назначение и конструктивное устройство узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности конструктивные особенности, назначение сельскохозяйственного оборудования при проведении пусконаладочных работ; марки топлива, смазочных материалов и рабочих жидкостей, применяемых в сельскохозяйственном оборудовании при проведении пусконаладочных работ; порядок подготовки к приемо-сдаточным испытаниям сельскохозяйственного оборудования; технические условия на приемо-сдаточные испытания сельскохозяйственного оборудования; правила и нормы охраны труда Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах 7 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. Приобретение навыков общения и самоуправления. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 ЛР 19 ЛР 20 ЛР 21 ЛР 22 ЛР 23 ЛР 24 ЛР 25 ЛР 26 ЛР 27 ЛР 28 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на ЛР 29 государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать ЛР 30 предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Активно применяющий полученные знания на практике ЛР 31 Способный анализировать производственную ситуацию, быстро ЛР 32 принимать решения Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России и других государств, способности к межнациональному и межконфессиональному согласию 8 ЛР 33 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, ЛР 34 применительно к различным контекстам Использовать информационные технологии в профессиональной ЛР 35 деятельности Пользоваться профессиональной документацией на ЛР 36 государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа мин просвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Содействовать сохранению окружающей среды, ЛР 37 ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и ЛР 38 укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, ЛР39 чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. Рабочая программа производственной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сельского хозяйства: Рабочая программа производственной практики разработана в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования Количество часов на освоение программы производственной ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ практики: Всего часов-144 часа Курсы, наименование Количество часов модуля производственной практики 72 2-ой курс 3 семестр ИТОГО 72 9 Код и наименование тем производственной практики 1 ПП. 01 ПМ. 01 Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйствен ных машин и оборудования 3. СРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Содержание производственной практики (виды работ) 2 Объе м часов 3 ПП.01 производственная практика Виды работ 72 1.Ознакомление с производством. Требования охраны труда и противопожарные 6 мероприятия 2 Проведение планового ремонта сельскохозяйственных машин для основной обработки 6 почвы. 3.Проведение планового ремонта сельскохозяйственных машин для поверхностной 6 обработки почвы. 4.Проведение планового ремонта сельскохозяйственных машин для посева зерновых 6 культур. 5.Проведение планового ремонта сельскохозяйственных машин для посева пропашных 6 культур. 6.Проведение планового ремонта сельскохозяйственных машин по уходу за посевами. 6 7.Проведение планового ремонта самоходных сельскохозяйственных машин. 6 марок. 8.Осуществлять пуско-наладочные работы сельскохозяйственных машин. 9.Осуществлять плановое ежесменное техническое обслуживание тракторов различных 6 6 10.Осуществлять плановое техническое обслуживание тракторов класса тяги 1.4 тонны. 11.Осуществлять плановое техническое обслуживание тракторов класса тяги 3 тонны. 12.Осуществлять плановое техническое обслуживание тракторов класса тяги 5 тонн. 6 6 6 6 10 Знать, уметь,ЛР 4 ОК 01; ОК 04; ОК 07; ПК 1.1. ПК 1.3 ПК 1.5 ЛР.13 –ЛР39 З.1- З-28 У.1 – У.14 Н.1, Н.2, Н.3., Н.6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3.1. Для реализации программы производственной практики профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатории: технических измерений, электротехники, сельскохозяйственных и мелиоративных машин, тракторов и автомобилей, эксплуатации машинно-тракторного парка, ремонта машин, оборудования и восстановления деталей, оснащенные в соответствии с образовательной программы по профессии. Мастерские:слесарная, пункт технического обслуживания, оснащенные в соответствии с образовательной программы по данной профессии. Оснащенные базы практики в соответствии с образовательной программы по профессии. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими изданиями. 3.2. 3.2.1. Основные печатные издания 1 Тракторы: Учебник для студентов учреждений СПО/ В.А.Родичев.14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с. 2 Техническое обслуживание и ремонт тракторов: учебное пособие для НПО/ Е.А. Пучин, Л.И. Кушнарев, Н.А. Петрищев и др.; под редакцией Е.А. Пучина – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208с. 3 Журнал «Сельский механизатор» 4 Руководство по эксплуатации трактора Беларусь 1221 3.2.2. Основные электронные издания 1. Электронный ресурс «Сайт Ростсельмаш. Сельскохозяйственная техника» Форма доступа http://www.rostselmash.com 2. Электронный ресурс «Сайт Автотут. Ремонт и обслуживание автомобиля» Форма доступа http://www.avtotut.ru 3. Электронный ресурс «Сельскохозяйственная техника» Форма доступа http://www.agri-tech.ru 11 3.3. Общие требования к организации производственной практики Производственная практика проводится на предприятиях сельскохозяйственного производства в рамках модулей ОПОП по профессии СПО 35.01.13 Мастер сельскохозяйственного производства Общее руководство производственной практикой осуществляется заместителем директора по учебно-производственной работе. Непосредственное руководство осуществляется мастером производственного обучения. По окончании производственной практики проводится дифференцированный зачет практики проводится промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. 4.4. Кадровое обеспечение производственной практики Реализация производственной практики обеспечивается педагогическими кадрами. Мастера производственного обучения, отвечающие за освоение обучающимися программы производственной практики, имеют среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемых модулей по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» и опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Раз в три года проходят стажировку в профильных организациях. Мастера производственного обучения имеют наличие категории управления тракторами и самоходными машинами «С», «Е», «D», «F». 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования Критерии оценки Использование технологического оборудования, инструментов, приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования при ремонте; использование нормативнотехнической документации по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования; применение средств индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и требованиями охраны труда. Использование контрольноизмерительных инструментов для выявления неисправных узлов и механизмов; осуществление выбора оборудования, оснастки для ремонта узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; применение средств индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и требованиями охраны труда; использование нормативнотехнической документации по ремонту узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования выбор и использование инструментов и оснастки при проведении пусконаладочных работ сельскохозяйственного оборудования; устранение неполадок и регулировка рабочих параметров сельскохозяйственного оборудования 13 Методы оценки Экспертное наблюдение выполнения лабораторных, практических работ, при выполнении работ по учебной и производственной практикам; тестирование Экспертное наблюдение выполнения лабораторных, практических работ, при выполнении работ по учебной и производственной практикам; тестирование Экспертное наблюдение выполнения лабораторных, практических работ, при выполнении работ по учебной и производственной практикам; тестирование ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач взаимодействие с обучающимися, преподавателямиимастерамив ходеобучения, с руководителями производственнойпрактики; обоснованность анализа работы членовкоманды эффективность выполнения правил техники безопасности во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; знание и использование ресурсосберегающих технологий 1. 14 Экспертное наблюдение выполнения лабораторных, практических работ; тестирование Экспертное наблюдение выполнения лабораторных, практических работ; тестирование Экспертное наблюдение выполнения лабораторных, практических работ; тестирование 15