СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 8 ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 12 ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 14 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла) примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 07. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими выбранным видам деятельности (таблица N 2), предусмотренными пунктом 2.4 ФГОС СПО, сформированными в том числе на основе профессиональных стандартов (при наличии), указанных в ПООП Таблица N 2 Виды деятельности Профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности 4 1 выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования (по выбору) 2 ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.3. Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.4. Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования. выполнение ПК 2.1. Выполнять основную обработку и механизированных предпосевную подготовку почвы с заданными работ в агротехническими требованиями. сельскохозяйственном ПК 2.2. Вносить удобрения с заданными производстве с агротехническими требованиями. поддержанием ПК 2.3. Выполнять механизированные работы технического состояния по посеву, посадке и уходу за средств механизации (по сельскохозяйственными культурами. выбору) ПК 2.4. Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими требованиями. ПК 2.5. Выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и стационарные работы на тракторах. ПК 2.6. Выполнять мелиоративные работы. ПК 2.7. Выполнять механизированные работы по разгрузке и раздаче кормов животным, уборке навоза и отходов животноводства. ПК 2.8. Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходных сельскохозяйственные машины горюче-смазочными материалами. знания В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и Код ПК, ОК ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 Умения Знания У.1. Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; 5 З.1актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; ОК 05 ОК 07 ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – ПК 2.8. анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; У.2. составлять план действия; определять необходимые ресурсы; У.3. владеть актуальными метод3ами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) У.4. определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач У.5. Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования У.6 Соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности 6 основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; З.2алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности З.3 номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. З.4содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты З.5правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной по профессии У. 7рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечиватьихпредметамиисред ствами труда; У.8 рассчитыватьпоказатели, характеризующие эффективность организации основноговспомог ательногооборудования; У.9 принимать иреализовывать управленческие решения; У.10мотивировать работников на решение производственных задач; У.11 использоватьподходы,методыБер ежливогопроизводства припланировании работыподразделенияпредприяти я по развитию производства. деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. З. 6. принципы деловогообщениявк оллективе.принципы организации производственной системы, виды потерь, возникновение концепции Бережливого производства З. 7 показатели и методыБережливого производства (организация рабочего места 5S, визуализация менеджмента, быстрые переналадки, защитаотнепреднам еренныхошибок,системаКанбан всеобщееобслуживаниеоборудо вания TPM) . Формулировки личностных результатов учитывают требования Закона в части формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям семьи. Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и 7 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. Приобретение навыков общения и самоуправления. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Активно применяющий полученные знания на практике Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России и других государств, способности к межнациональному и межконфессиональному согласию ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 ЛР 19 ЛР 20 ЛР 21 ЛР 22 ЛР 23 ЛР 24 ЛР 25 ЛР 26 ЛР 27 ЛР 28 ЛР 29 ЛР 30 ЛР 31 ЛР 32 ЛР 33 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями 8 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа мин просвещения России от 17.12.2020 N 747) Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. ЛР 34 ЛР 35 ЛР 36 ЛР 37 ЛР 38 ЛР39 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 32 теоретическое обучение 18 Практические занятия 14 в т.ч. в форме практической подготовки 14 Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация 1 Промежуточная аттестация *ДЗ проводится за счет часов теории . 9 ДЗ* Семестры 2 3 4 32 ДЗ* 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч 1 2 3 Тема 1. Введение Тема 1.1 Система 5S Тема 1.2 Система «Точно вовремя» 2 2 Содержание учебного материала . Философия «Бережливого производства». Понятие «ценность». Понятие «потери». Виды потерь. Обзор инструментов «Бережливого производства»: Визуализация. Вовлечение. Система «5С». Система «ТРМ». Система «SMED». 2 Содержание учебного материала Введение в систему «5С». Этапы системы «5С». Сортировка. Рациональное расположение предметов. Содержание в чистоте. Стандартизация. Совершенствование. Преимущества Практическая работа № 1, 2,3,4 Проведение деловой игры «Стандартизация рабочего места» Содержание учебного материала Основные звенья системы. Выбор Усовершенствование производства. В соответствии с Приложением 3 ПОП. процесса. Виды 2 ЛР. 13 – ЛР. 39 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – 2.8. 4 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – 2.8. 6 операций. Коды компетенций и личностных результатов 2, формированию которых способствует элемент программы 4 ЛР. 13 – ЛР. 39 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.5, 10 ПК 2.1 – 2.8. Тема 1.3. Система Канбан Тема 1.4. Система обслуживан ия оборудован ия TPM Выделение потерь Разработка мероприятий по устранению потерь. Составление 2 графика реализации мероприятий по устранению потерь Содержание учебного материала Канбан - механизм управления производством. 2 Виды канбанов. Практическая работа № 5,6,7,8 Применение системы Канбан Практическая работа № 9,10,11 Подготовка сообщения на тему «Пилотное» или повсеместное внедрение системы Канбан»,с помощью презентации ЛР. 13 – ЛР. 39 9 4 ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – 2.8. 3 2 Содержание учебного материала Определение общей эффективности оборудования (OEE). Семь шагов автономного технического обслуживания оборудования. Стандартизация действий по уходу за оборудованием. Управление техническим обслуживанием. 2 Определение общей эффективности оборудования. Потери, связанные с особенностями функционирования оборудования. Улучшения общей эффективности оборудования Содержание учебного материала История возникновения системы "SMED". Сущность системы "SMED". Тема 1.5. Ускоренная Рационализация переналадки: основные этапы. Внутренние и внешние действия переналадк по переналадке. Внедрение параллельных операций. Преобразование 1 внутренних действий во внешние. Использование функциональных зажимов. а Экономия времени при применении "SMED". Техника применения системы оборудован "SMED". ия SMED Практическая работа № 12,13, Техника применения системы "SMED". Содержание учебного материала Методика расчета эффективности мероприятий. Сокращение остатков Тема 1.6. Управление незавершенного производства. . Методики расчета незавершенного 2 производства незавершен 11 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ЛР. 13 – ЛР. 39 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – 2.8. ЛР. 13 – ЛР. 39 3 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – 2.8. ЛР. 13 – ЛР. 39 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ным производст вом Тема 1.7 TQMи всеобщее управление качеством Промежуточная аттестация ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – 2.8. ЛР. 13 – ЛР. 39 3 Содержание учебного материала Реализация проектов по внедрению систем и инструментов бережливого производства. Система TQM(«Всеобщее управление качеством. 14 универсальных принципов Деминга. 5 смертельных болезней бережливого производства. . Аспекты TQM: роль руководства, ориентация на клиента, стратегическое планирование 2 вовлечение всех сотрудников, подготовка персонала системы материального и морального поощрения, разработка продукции и услуг, управление процессом, качество поставщиков, системный подход к управлению, постоянное улучшение. Практическая работа № 14 Подготовка сообщения на тему «Разбиение работ по созданию будущего состояния на управляемые этапы» с помощью презентации ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК.04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.5, ПК 2.1 – 2.8. ЛР. 13 – ЛР. 39 1 Дифференцированный зачет* 1 32 Всего *Дифференцированный зачет поводится за счёт часов теории 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет«Бережливого производства», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 Примерной образовательной программы по профессии. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва : Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с. Текст : непосредственный. 2. Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва : Альпина Паблишер, 2021. – 472 с. – Текст : непосредственный. 3. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 472 с. – Текст : непосредственный. 4. Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб. пособие для обучающихся СПО. Белгород, 2020. 5. Киселев А.А. Принятие управленческих решений. – Москва: Кнорус, 2021. – 170 с. – Текст: непосредственный. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 76 с. — ISBN 978-5-507-45505-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271253 . 2. Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, ДэниелДжонс ; пер. с англ. - 12-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 472 с. - ISBN 978-5-96146829-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1815955 (дата обращения: 03.02.2022). – Режим доступа: по подписке. 3. Киселев, А.А., Принятие управленческих решений : учебник / А.А. Киселев. — Москва :КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст : электронный. 4. Основы бережливого производства в АПК / В. Т. Водянников, Е. В. Худякова, Н. В. Сергеева, М. Н. Степанцевич ; Под ред.: Водянников В. Т.. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 196 с. — ISBN 978-5-507-44779-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/266690 . 5. Салдаева, Е. Ю. Управление качеством : учебное пособие / Е. Ю. Салдаева, Е. М. Цветкова. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. — 156 с. — ISBN 978-58158-1802-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. 13 — URL: https://e.lanbook.com/book/93209 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 6. Шмелёва, А. Н. Методы бережливого производства : учебнометодическое пособие / А. Н. Шмелёва. — Москва : РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Батурин В.К. Общая теория управления : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Батурин В.К.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c. — ISBN 978-5-238-02217-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71030.html (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей 2. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019. – 400 с. -Текст : непосредственный. 3. Лайкер, Дж. Практика даоToyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. —Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019. – 586 с. - Текст : непосредственный. 4. Антонова, И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на предприятиях Республики Татарстан / И.И. Антонова; науч. ред. В.А. Смирнов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Познание, 2013. - 176 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. ISBN 978-5-8399-0485-9; то же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257764. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения 3 Содержание и формы бережливого производства; основные методы организации промышленного производства на основе бережливого производства; принципы, методы и инструменты бережливого производства; алгоритм внедрения инструментов бережливого производства в хозяйственную деятельность предприятий; Планировать, организовать и проводить мероприятия по реализации принципов бережливого производства; пользоваться инструментами бережливого производства в производственной деятельности предприятия 3 Критерии оценки демонстрирует знание содержания, форм, методов бережливого производства; определяет алгоритм внедрения инструментов бережливого производства в хозяйственную деятельность предприятий Методы оценки Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Тестирование. демонстрирует умения применения инструментов бережливого производства Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты. 15 16