СОДЕРЖАНИЕ №№ п/п 1 2 3 4 Наименование Общая характеристика рабочей программы общеобразовательнойдисциплины «Биология» Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .................. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ................... 3 Страницы 4 15 39 40 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «БИОЛОГИЯ»ч Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии ФГОССПОпо профессии: 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства Общеобразовательная дисциплина «Биология» базовый уровень вариант2 изучается в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы укрупненных групп специальностей/ профессий: 35.00.00, Трудоемкость дисциплины «Биология» базовый уровень вариант2 составляет 144 часа, из которых 24 часа включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профильную составляющую конкретной профессии или специальности в зависимости от ФГОС СПО профессии/специальности. 35.01.27 мастер сельскохозяйственного производства Профессионально-ориентированное содержание выбирается по объектуизучения "Растения" Объект изучения "Растения" определен дляпрофессии: 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства Рабочая программа общеобразовательного базового учебного предмета «Биология (профиль)» разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандартасреднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 29июня 2017г., 24 сентября ,11декабря 2020г., 12 августа 2022 г. 2. Примерной рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Биология (профиль» для профессиональных образовательных организаций базовый уровень рекомендовано УГПС 35.00.00. Рассмотрено ФГБОУ ДПО ИРПО протокол № 13 от «29» сентября 2022г. и утверждено на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от»30» ноября 2022г. 3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (далее – ФГОС СПО) 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства». (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022г. № 355) (зарегистрированного Министерством юстиции РФ 24.06 .2022 г. № 68984. и технологического профиля профессионального образования. . Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Цели дисциплины 4 Цель: формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизнисознаниемсовременныхпредставленийоживойприроде,навыковпо проведению биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному отношению к окружающейсреде. Задачи: • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представленийоживойприроде,выдающихсяоткрытияхвбиологическойнауке; роли биологической науки в формировании современной естественно- научной картины мира; методах научногопознания; • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источникамиинформации; • воспитание убежденности в необходимости познания живойприроды, необходимостирациональногоприродопользования,бережногоотношениякпр иродным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологическихпроблем; • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО ) 5 1 - 2 - - - - - - - 1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) 6 - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решениижизненных проблем б) базовые исследовательскиедействия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешенияпроблем; - выявлятьпричинно-следственныесвязииактуализировать задачу,выдвигатьгипотезуеерешения,находитьаргументыд лядоказательствасвоихутверждений,задаватьпараметрыикри териирешения; - анализировать полученные в ходе решениязадачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметьпереноситьзнаниявпознавательнуюипрактическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигатьновыеидеи,предлагатьоригинальныеподходыи решения; - способность их использования в познавательной и социальнойпрактике биологическиетеории:клеточнаятеорияТ.Шванна, М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально- селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра,эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, А.Н.Северцова-опутяхинаправленияхэволюции,В.И. Вернадского - обиосфере; законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования признаков Г. Менделя, сцепленного наследования признаковинарушениясцеплениягеновТ.Моргана; гомологическихрядоввнаследственнойизменчивостиН.И.Вавил ова,генетическогоравновесияДж.ХардииВ. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера); принципы (чистоты гамет, комплементарности); правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды чисел, биомассы иэнергии); гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозимаТ. Чек); - сформировать умения раскрыватьсодержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной,хромосомной,мутационной,эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научногопознания, 7 используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем ( описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - сформировать умения раскрыватьосновополагающие биологическиезаконыизакономерности(Г.Менделя,Т. Моргана,Н.И.Вавилова,Э.Геккеля,Ф.Мюллера,К. Бэра),границыихприменимостикживымсистемам; - уметь выделятьсущественныепризнаки: строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы; строенияоргановисистеморгановрастений,животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека; биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, движущего и разрывающего стабилизирующего, естественного отбора; аллопатрического и симпатрическоговидообразования;влияниядвижущихс ил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции;круговорота веществ и потока энергии в экосистемах; 8 - приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведениябиологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов; - сформировать умения выделятьсущественные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,пластическогоиэнергетическогообмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза),борьбызасуществование,естественногоо тбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияниякомпонентовэкосистем, антропогенных изменений в экосистемах своейместности,круговоротавеществипревращениеэн ергии вбиосфере; - сформировать умения применятьполученныезнания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здоровогообразажизни,нормграмотногоповедениявок ружающей природной среде; понимание 9 необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы ичеловечества; - сформировать умения решать биологическиезадачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно- следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов; - сформировать умения критическиоценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно- популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспектысовременных 10 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанногонадиалогекультур,способствующегоо сознаниюсвоегоместавполикультурноммире; - совершенствованиеязыковойичитательскойкультурыкак средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и вгруппе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: исследованийвобластибиотехнологииигенетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенныхорганизмов); - сформировать умения создаватьсобственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации изнескольких источников, грамотноиспользоватьпонятийныйаппаратбиологии; - уметь выдвигатьгипотезы, проверятьих экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участиевнаучно-исследовательскойработе побиологии,экологииимедицине,проводимойнабазе школьных научных обществ и публично представлять полученныерезультатынаученическихконференциях разногоуровня; - сформировать умения критическиоценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно- популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; - интерпретироватьэтическиеаспектысовременных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области 11 - владеть навыками получения информации из источников биотехнологии и генетических технологий разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, (клонирование, искусственноеоплодотворение, систематизацию и интерпретацию информации различных направленное изменение генома и создание видов иформпредставления; трансгенныхорганизмов); - создавать тексты в различных форматах с учетом - сформировать умения создаватьсобственные назначения информации и целевой аудитории, выбирая письменные и устные сообщения на основе оптимальную форму представленияи визуализации; биологическойинформацииизнесколькихисточников, - оценивать достоверность, легитимность информации, ее грамотно использовать понятийный аппаратбиологии соответствие правовым и морально- этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативныхиорганизационныхзадачссоблюдениемтр ебований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационнойбезопасности; - владеть навыками распознавания и защитыинформации, информационной безопасности личности ОК 04. Эффективно готовность к саморазвитию, самостоятельности и - сформировать умения создавать собственные взаимодействовать и самоопределению; письменные и устные сообщения на основе работать в -овладениенавыкамиучебно-исследовательской,проектной биологической информации из несколькихисточников, исоциальнойдеятельности; грамотноиспользоватьпонятийныйаппаратбиологии; коллективеикоманде Овладение универсальными коммуникативными уметь выдвигать гипотезы, проверять их действиями: экспериментальными средствами, формулируя цель б)совместнаядеятельность: исследования, анализировать полученные результатыи - пониматьииспользовать преимущества команднойи делатьвыводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе индивидуальнойработы; - приниматьцелисовместнойдеятельности,организовыватьпобиологии,экологииимедицине,проводимойнабазе и координировать действия по ее достижению: составлять школьных научных обществ и публично представлять план действий, распределять роли с учетом мнений полученные результаты на ученических конференциях участников обсуждать результаты совместнойработы; разногоуровня 12 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях - координироватьивыполнятьработувусловияхреального, виртуальногоикомбинированноговзаимодействия; - осуществлять позитивноестратегическоеповедение в различныхситуациях,проявлятьтворчествоивоображение, бытьинициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - приниматьмотивыиаргументыдругихлюдейприанализере зультатовдеятельности; - признаватьсвоеправоиправодругихлюдейнаошибки; - развиватьспособностьпониматьмирспозициидругого человека - владеть системой знаний об основныхметодах В областиэкологическоговоспитания: - сформированность экологической культуры, понимание научного познания, используемых в биологических влияниясоциально-экономическихпроцессовнасостояниеисследованияхживыхобъектовиэкосистем(описание, природной и социальной среды, осознание глобального измерение, проведение наблюдений); способами характераэкологическихпроблем; выявления и оценки антропогенных измененийв - планирование и осуществление действий в окружающейприроде; среде на основе знания целей устойчивого развития - уметь выявлять отличительные признаки живых человечества; систем, в том числе грибов, растений, животных и активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейчеловека;приспособленностьвидовксредеобитания, среде; абиотических и биотических компонентовэкосистем, - умение прогнозировать неблагоприятные экологические взаимосвязей организмов всообществах, последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; антропогенных изменений в экосистемах своей расширение опыта деятельности экологическойместности; направленности; уметь выделять существенные признаки овладение навыками учебно исследовательской,проектнойи биологических процессов: обмена социальнойдеятельности веществ (метаболизм), информации ипревращенияэнергии,брожения, автотрофного и гетеротрофного типов 13 питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза,мейоза, 14 Указываются ПК, элементы которых формирует прикладной модуль (профессионально-ориентированное содержание) в соответствии с ФГОС реализуемой профессии/специальности СПО ПК 2.3. Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами. ПК 2.4. Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими требованиями. ПК 2.6. Выполнять мелиоративные работы. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Уважительное отношения обучающихся к ЛР 19 результатам собственного и чужого труда. 2. Структураисодержаниеобщеобразовательнойдисциплины Объем дисциплины и виды учебнойработы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы дисциплины 144 Вт.ч. 112 Основное содержание вт.ч.: 68 теоретическое обучение 32 практические занятия 12 лабораторные занятия Профессионально-ориентированное содержание ( содержание прикладного модуля) 24 теоретическое обучение 8 практические занятия 14 лабораторные занятия 2 8 семестры 1 2 3 4 64 80 Зач экза ет с мен оце нкой Контрольные работы Промежуточная аттестация (экзамен) 15 2.2. Распределение учебной нагрузки по годам обучения № раздела, темы 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.5 2.7 2.8 2.9 2.. 0 2.11 2.12 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4.1 Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Тео ЛР ПЗ рия К Р 36 22 4 2 2 2 6 6 2 2 2 4 Тема 1.5. Структурно- функциональные факторы наследственности Тема 1.6. Процессы матричного синтеза Тема 1.7. Неклеточные формы жизни Тема 1.8.Обмен веществ и превращение энергии в клетке Тема 1.9. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Контрольная работа №1 Молекулярный уровень организации живого Раздел 2. Строение и функции организма 4 2 2 4 4 4 ,2 2 2 4 2 2 2 Тема 2..1. Строение организма Тема 2.2.Формыразмноженияорганизмов Тема 2.3. Онтогенез животных и человека Тема 2.4. Онтогенез растений Тема 2.5. Основные понятия генетики Тема 2.6. Закономерности наследования Тема 2.7. Взаимодействие генов Тема 2.8. Сцепленное наследование признаков Тема 2.9. Генетика пола Тема 2.10. Генетика человека Тема 2.11. Закономерности изменчивости Тема 2.12. Селекция организмов Контрольная работа №2 Строение и функции организма Раздел 3. Теория эволюции 6 2 4 2 2 4 4 4 4 4 4 2 2 1 курс Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого Тема 1.1. Биология как наука Тема 1.2.Общая характеристика жизни Тема 1.3. Биологически важные химические соединения Тема 1.4. Структурно- функциональная организация клеток Тема 3.1. История эволюционного учения Тема 3.2. Микроэволюция Тема 3.3. Макроэволюция Тема 3.4Возникновение и развитие жизни на Земле Тема 3.5. Происхождение человека - антропогенез 2 2 2 44 28 16 2 2 2 4 4 Контрольная работа №3 Теоретические аспекты 2 эволюции жизни наЗемле Раздел 4. Экология 26 Тема 4.1. Экологические факторы и сферы жизни 16 2 2 8 2 4 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 10 2 4.2 4.3 4.4 4.5 Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система Тема 4.4. Влияние антропогенныхфакторов на биосферу Тема 4.5. Влияние социально - экологических факторов на здоровье человека №4 4 5.2.3 2 Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований Тема 6.2. Биоэкологический эксперимент ИТОГО 14 4 10 Всего 2 2 2 4 2 2 6 2 2 4 Раздел б. Биоэкологические исследования 6.2 2 2 2 4 2 8 5.1 6.1 4 4 4 10 4 2 2 8 4 6 4 2 2 8 4 144 76 14 46 8 ЛР –лабораторные работы, ПЗ – практические занятия, КР –контрольные работы 17 Тематический план и содержаниедисциплины Содержаниеучебногоматериала(основноеипрофессиональноНаименован Объем ориентированное),лабораторныеипрактические занятия, часов ие разделов прикладной модуль (приналичии) и тем 1 2 3 36 Раздел 1. Клетка - структурно-функциональная единица живого 2 Тема 1.1. Основное содержание 2 Биологиякакна Теоретическое обучение: Биология как ука наука.Связьбиологиисдругиминауками:биохимия,биофизика,бионика,геногеографияидр. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Значение биологическихзнаний.Историябиологии.Значениецитологиидляразвитиябиологииип ознания природы. Методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культураклеток 2 Тема Основное содержание 2 Теоретическое обучение: 1.2.Общая характеристика Разнообразие биосистем. Организация биологических систем. Уровни организации биосистем: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, жизни популяционно- видовой, Тема 1.3. Биологически экосистемный(биогеоценотический),биосферный.Науки,изучающиебиологическиеобъек тынаразных уровнях организации жизни. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Процессы, происходящие вбиосистемах Основное содержание 6 Теоретическое обучение: 2 Формируемы екомпетенци и 4 ОК.01 ОК 02 ЛР 19 ОК.01 ОК 02 ОК 04 ЛР 19 ОК.01 18 важные химические соединения Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль. Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов. Липиды. Общий план строения. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов.Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологическиефункции АТФ Практические занятия: Рольбелков,углеводовижировворганизмечеловека.Витаминыибиологическиактивныедоб авки,их значение в жизни организма человека. Гипо- и авитаминозы их последствия. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем Лабораторные занятия: Лабораторная работа "Определение витамина С в продуктах питания" Подготовка вариантов опыта, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов Лабораторная работа «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов» Подготовка вариантов опыта, наблюдение изменения растворимости липидов, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов Основное содержание Тема 1.4. Структурнофункциональная Теоретическое обучение: Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения организация современной клеточной теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. клето Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение плазматической мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и активный. Эндоцитоз: ОК 02 ОК 04 ЛР 19 2 2 2 2 6 4 2 ОК.01 ОК 02 ОК 04 ЛР 19 19 Тема 1.5. пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка. Структура и функции клеточной стенкирастений, грибов Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли растительных клеток. Строение и функции одномембранных органоидов клетки. Клеточный сок. Тургор. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, их строение и функции. Ядерный аппарат клетки, строение и функции. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды движения: реснички и жгутики. Строение и функции не мембранных органоидов клетки Лабораторные занятия: Лабораторнаяработа«Строениеклетки(растения,животные,грибы)иклеточныевключения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты,хромопласты)» Приобретениеопытаприменениятехникимикроскопированияпривыполнениилабораторны хработ. Подготовкамикропрепаратов,наблюдениеспомощьюмикроскопа,выявлениеразличиймеж дуизучаемыми объектами, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов Лабораторная работа «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз)» Приобретениеопытаприменениятехникимикрокопированияпривыполнениилабораторных работ. Подготовкамикропрепаратов,наблюдениеспомощьюмикроскопа,выявлениеразличиймеж дуизучаемыми объектами, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов Основное содержание Теоретическое обучение: 2 2 2 4 2 20 Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды.Комплементарныеазотистыеоснования.ПравилоЧаргаффа.СтруктураДНКдвойная спираль.МестонахождениеибиологическиефункцииДНК.ДНК-экспертиза. ВидыРНК.ФункцииРНКвклетке Практические занятия: Решение задач на определение последовательности нуклеотидов Основное содержание Тема 1.6. Процессыматр Теоретическое обучение: ичногосинтез Матричный синтез ДНК - репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК. Репарация ДНК (дореплекативная, постреплекативная). Реакции а матричного синтеза. Принцип комплементарностивреакцияхматричногосинтеза.ДНКигены.Генетическийкод,егосв ойства. ТранскрипцияматричныйсинтезРНК.Трансляцияиеёэтапы.Условиябиосинтезабелка.СтроениетРНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка Практические занятия: Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка.Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК Основное содержание Тема 1.7. Неклеточные Теоретическое обучение: формы жизни Вирусы - неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов. Жизненный цикл ДНК- содержащих вирусов, РНК- содержащих вирусов, бактериофагов. ВИЧ, гепатит человека. Бактерии. Общая характеристика. Понятие штамм. Вирусы и бактерии: сходства и различия Практические занятия: ОК.01 ОК 02 Структурнофункциональн ые факторы наследственнос ти ЛР 19 2 4 2 ОК.01 ОК 02 ЛР 19 2 4 2 ОК.01 ОК 02 ЛР 19 2 21 Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,Рекомендованныхпреподавателем Тема 1.8. Основное содержание Обмен Теоретическое обучение: Ассимиляцияидиссимиляциявеществ и превращение двестороныметаболизма.Типыобменавеществ:автотрофныйи гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФв энергии в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма клетке Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапыэнергетическогообмена. Гликолиз. Биологическоеокисление, или клеточноедыхание Основное содержание Тема 1.9. Теоретическое обучение: Жизненный цикл клетки. Клеточныйцикл,егопериодыирегуляция.Периодыинтерфазыихособенности.Диффер енциацияклеткииарестклеточногоцикла.ДелениеклеткиМитоз. митоз.Стадиимитозаипроисходящиепроцессы. Мейоз Кариокинезицитокинез.Биологическоезначениемитоза.Мейозредукционноеделениеклетки. Стадиимейоза.Мейозосноваполовогоразмножения.Поведениехромосомвмейозе.Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов Контрольная работа Молекулярный уровень организации живого Раздел 2. Строение и функции организма Тема 2.1. Содержание Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения 2 4 4 2 ОК02 ЛР19 2 2 2 ОК02 ОК04 ЛР19 2 44 6 4 ОК02 22 Строение организма Тема 2.2. Одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма. Функция. Органы и системы органов. Аппараты органов. Гомеостазорганизма и егоподдержание в процессежизнедеятельности. ФункциональнаясистемаоргановТкани ирастений.Тканиживотных ичеловека.ОрганырастенийОрганыисистемыоргановживотныхичеловека.Значениеопо ры,движения,питания,дыхания, транспорта веществ, выделения, защиты. Значение проявления раздражимости и регуляции *В том числе на выбор образовательной организации: Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения "Растения" теоретический материалтемыСтроениеорганизма"изучаетсяуглубленнонапримереорганизмарастений .Ткани,органыи системы органов человека и животных рассматриваютсяобзорно Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения "Человек" теоретический материал темы"Строениеорганизма"изучаетсяуглубленнонапримереорганизмачеловека.Ткани,о рганысистемы органов растений и животных рассматриваются обзорно Основное содержание практического занятия: ТеорияклональноселективногоиммунитетаП.Эрлиха,И.И.Мечникова.Инфекционныезаболеванияиэпиде мия.Важнейшиеэпидемиивисториичеловечества.Вакцинациякакпрофилактикаинфекци онныхзаболеваний. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, Рекомендованныхпреподавателем Содержание Профессионально- ориентированное содержание теоретического обучения 4 ОК04 ЛР19 ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6 2 2 2 2 23 Формы размноженияор ганизмов Тема 2.3. Онтогенез животных и человека Тема 2.4. Онтогенез растений Тема 2.5. Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение, фрагментация,клонирование. Половоеразмножение. *В том числе на выбор образовательной организации: Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения "Растения" теоретический материал темы "Формы размножения организмов" изучается углубленно на примере организма растений. Размножение человека и животных рассматриваются обзорно Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения "Человек" теоретический материал темы "Формы размножения организмов" изучается углубленно на примере организма человека. Размножение растений и животных рассматриваются обзорно Основное содержание Теоретическое обучение: Гаметогенезуживотных.Сперматогенезиоогенез.Строениеполовыхклеток.Оплодотворе ниеи эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез (на примереланцетника).Стадииэмбриогенеза Ростиразвитиеживотных.Постэмбриональныйпериод.Прямоеинепрямоеразвитие.Разв итиес метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Стадии постэмбрионального развития у животныхичеловека.Периодыонтогенезачеловека.Иологическоестарениеисмерть.Геро нтология Основное содержание Теоретическое обучение: Гаметофитиспорофит.Размножениеиразвитиеводорослей.Размножениеиразвитие споровыхрастений. Размножение и развитие семенных растений. Рост. ериодыонтогенезарастений Основное содержание Теоретическое обучение: ОК02 ЛР19 2 4 4 2 2 2 2 2 2 ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6 ОК02 ОК04 ЛР19 ОК04 ок02 ЛР19 ОК02 24 Основные понятия генетики Генетикакакнаукаонаследственностииизменчивостиорганизмов.Основныегенетически епонятияи символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивныйпризнаки.Гомозиготаигетерозигота.Чистаялиния.Гибриды.Основныемето дыгенетики: гибридологический, цитологические, молекулярно- генетические Основное содержание Тема 2.6. Закономерности Теоретическое обучение: наследования Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотезачистотыгамет. Анализирующее скрещивание Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное наследование и его закономерности Профессионально-ориентированное содержание практического занятия: Решениезадачнаопределениевероятностивозникновениянаследственныхпризнако впримоно-,ди-,полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания *В том числе на выбор образовательной организации: Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения "Растения" необходим подбор генетических задач на определение вероятности наследственных признаков при моно-, ди-,полигибридном и анализирующем скрещивании у растений Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения "Человек" необходим подборгенетических задач на определение вероятности наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании у человека Тема 2.7. Взаимодействие Основное содержание Теоретическое обучение: ЛР19 4 2 ок02 ОК04 ЛР19 2 4 2 ОК01 25 генов Тема 2.8. Сцепленное наследованиепр изнаков Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. Взаимодействиенеаллельныхгенов. Комплементарность.Эпистаз. Полимерия Профессионально-ориентированное содержание практического занятия: Решениезадачнаопределениевероятностивозникновениянаследственныхпризнако вприразличныхтипах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания *В том числе на выбор образовательной организации: *Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения "Растения" необходим подбор генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов у растений *Дляпрофессий/специальностейсвязанныхсобъектомизучения"Человек"необходимподбор генетическихзадачнаопределениевероятностивозникновениянаследственныхпризнаковпри различных типах взаимодействия генов у человека Основное содержание Теоретическое обучение: Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Хромосомная теория наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом Профессионально-ориентированное содержание практического занятия: Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания *В том числе на выбор образовательной организации: ок02 ЛР19 2 4 2 2 ОК01 ок02 ЛР19 26 Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения "Растения" необходим подбор генетическихзадачнаопределениевероятностивозникновениянаследственныхпризнаковпри сцепленном наследовании урастений Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения "Человек" необходим подбор генетическихзадачнаопределениевероятностивозникновениянаследственныхпризнаковпри сцепленном наследовании учеловека Тема 2.9. Генетикапола Тема 2.10. Генетика человека Тема 2.11. Основное содержание Теоретическое обучение: Хромосомный механизм определения пола. Аутосомыиполовые хромосомы. Гомогаметныйи гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных сполом Практические занятия: Решениезадачнаопределениевероятностивозникновениянаследственныхпризнаков,сцепленныхс полом, составление генотипических схем скрещивания Основное содержание Теоретическое обучение: Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно -статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью.Значениемедицинскойгенетикивпредотвращенииилечениигенетических заболеваний человека Практические занятия: Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания. Представлениеустных сообщений с презентацией о наследственныхзаболеванияхчеловека Основное содержание Теоретическое обучение: ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6... 4 2 ОК01 2 4 2 ок02 ЛР19 ОК01 ок02 ок04 ЛР19 2 2 4 2 27 Закономерности изменчивости Тема 2.12. Селекция организмов Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика модификационной изменчивости Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причинывозникновениямутаций Практические занятия: Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипическихсхемскрещивания Основное содержание Теоретическое обучение: Селекциякакнаука.Методыселекционнойработы.Гетерозисиегопричины.Искусственныйотбор: массовыйииндивидуальный.Этапыкомбинационнойселекции.Сорт,порода,штамм Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков поселекции, составление генотипических схем скрещивания Контрольная работа Строение и функции организма Раздел 3. Теорияэволюции Тема 3.1. Основное содержание Историяэволюц Теоретическое обучение: Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. ионногоучения Движущиесилыэволюции.Креационизмитрансформизм.СистематикаК.Линнеяиеёзначениедля формирования идеиэволюции Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной картины мира ОК01 ок02 ок04 ЛР19 2 2 2 ОК01 ОК02 ОК04 ЛР19 ОК01 ок02 ЛР19 2 16 2 2 ок02 ок04 ЛР19 28 Тема 3.2. Микроэволюция Основное содержание Теоретическое обучение: Микроэволюцияимакроэволюциякакэтапыэволюционногопроцесса.Генетическиеосновыэволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как элементарная единицаэволюции. Движущиесилы(факторы)эволюции.Мутационныйпроцессикомбинативнаяизменчивость.Миграц ия. Изоляцияпопуляций:географическая(пространственная),биологическая(репродуктивная). Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм действияестественногоотборавпопуляциях.Видиегокритерии(признаки).Видообразованиекак Результатмикроэволюции Тема 3.3. Основное содержание Теоретическое обучение: Макроэволюция Макроэволюция.Формыиосновныенаправлениямакроэволюции(А.Н.Северцов).Путидостиженияби ологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы изучения макроэволюции.Законзародышевогосходства(ЗаконК.Бэра).Биогенетическийзакон(Э.Геккель,Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции Тема 3.4. Основное содержание Возникновение и Теоретическое обучение: Развитиежизни на Земле ГипотезыитеориивозникновенияжизнинаЗемле:креационизм,самопроизвольное(спонта нное) зарождение,стационарноесостояние,панспермия,биопоэз.Началоорганическойэволюци и. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира 2 2 2 ок02 ЛР19 2 2 2 4 4 ок02 ок04 ЛР19 ок02 ок04 ЛР19 2 29 Тема 3.5. Происхождение человекаантропогенез Практические занятия: Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития животного и растительного мира, подготовленных по перечню источников, рекомендованныхпреподавателем Основное содержание Теоретическое обучение: Антропология - наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными.Отличиячеловекаотживотных.Прямохождениеикомплекссвязанныхснимпризнаков. Развитиеголовногомозгаивторойсигнальнойсистемы.Соотношениебиологическихисоциальных факторов вантропогенезе Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки - предки человека и человекообразных обезьян. Протоантроп-предшественникчеловека.Архантроп-древнейшийчеловек.Палеоантроп-древний человек. Неоантроп - человек современного типа. Эволюция современногочеловека. Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), неграавстралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения человеческих рас. Единствочеловеческихрас Практические занятия: Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека Защита лент времени и ментальных карт в формате устного сообщения, подготовленных по перечнюисточников, рекомендованныхпреподавателем Теоретические аспекты эволюции жизни наЗемле Контрольная работа Раздел 4. Экология Тема 4.1. Основное содержание Экологические Теоретическое обучение: факторы и Средыобитанияорганизмов:водная,наземносредыжизни воздушная,почвенная,внутриорганизменная.Физико- химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правиломинимума 2 4 2 ок02 ок04 ЛР19 2 2 26 2 2 ОК01 ок02 ок07 30 ЛР19 Ю. Либиха. Законтолерантности В. Шелфорда ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6 Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы Тема 4.3. Биосфера глобальная экологическая система Тема 4.4. Влияние Основное содержание Теоретическое обучение: Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев). Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументыредуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Основные компонентыурбоэкосистем Практические занятия: Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практика-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах ссоставление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии Основное содержание Теоретическое обучение: Биосфера - живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения Практические занятия: Решение практика-ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания Основное содержание Теоретическое обучение, 4 2 ОК01 ок02 ок07 ЛР19 2 4 2 ОК01 ок02 ОК07 ЛР19 2 4 2 ОК01 ок02 31 антропогенных факторов на биосферу ок04 ок07 Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнение как вид антропегенного воздействия (химическое, физическое биологическое, отходы производства потребления) антропогенные воздействиянаатмосферу.Воздействиянагидросферу(загрязненияиихисточники,истощениявод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра). Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества, животный мир) Профессионально-ориентированное содержание практического занятия: Решение практика- ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего Регионапроживания ЛР19 2 32 *В том числе на выбор образовательной организации: Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения "Растения" предлагается практикаориентированное расчетное задание по расчету структуры запасов древесины Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения "Человек" предлагается практикаориентированное расчетное задание расчета водопотребления населенного пункта Для профессий/специальностей связанных с сельским хозяйством предлагается практикаориентированное расчетное задание по оценке баланса органического вещества почвы 33 Тема 4.5. Влияние Основное содержание социально Теоретическое обучение: экологических Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. факторов на Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на здоровье здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация человека организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма человека. 10 4 2 ок02 ок04 ок07 ЛР19 ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6 Здоровье и работоспособность. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Группы здоровья. Основы закаливания. Биохимические аспекты рационального питания. Правила безопасного использования бытовых приборов и технических устройств 2 Практические занятия: Определениесуточногорационапитания Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности 4 2 2 34 Лабораторная работа по выбору: 1. Лабораторная работа на выбор « Умственная работоспособность» овладения методами определения показателей умственной работоспобности, объяснение полученных результатов формирование выводов (письменно)с использованием научных понятий, теорий и законов 2.Лабораторная работа. Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры). Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам объяснение полученных результатов формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов КОНРОЛЬНАЯ РАБОТА№ Теоретические аспекты технологии -Профессиональное -ориентирование содержание (содержание прикладного модуля) Биотехнология как наука в производстве. Основные направления современной биотехнологии. Методы – биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации , сеть Интернета и другие) --Профессиональное -ориентирование содержание практического занятия 2 ок02 ок04 ок07 ЛР19 ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6 2 8 4 2 2 2 ок02 ок04 ок07 ЛР19 ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6 6 35 35.01.27, - 4 4 2 2 ок02 ок04 ок07 ЛР19 ПК 2.3., ПК 2.4, ПК 2.6 6 36 Основное содержание Раздел б. Биоэкологические исследования Тема 6.1. Основное содержание Основные методы Теоретическое обучение: биоэкологически Научный метод. Методы биоэкологических исследований: полевые, лабораторные, экспериментальные. х исследований Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный и глобальный Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках Лабораторные занятия: Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента по определению оптимальных условий для роста и физиологической активности дрожжевых клеток. Выявление закономерностей, формулирование выводов и прогнозов. Лабораторные работы на выбор по мини группам: 1. Влияниетемпературынаростаифизиологическуюактивностьдрожжевыхклеток 2. Влияниеуглеводовнаростаифизиологическуюактивностьдрожжевыхклеток 3. Сочетанное влияние температуры и углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток 14 4 2 2 ок01 ок02 ок04 ок07 ЛР19 2 2 37 Основное содержание Тема 6.2. Практическое занятие Биоэкологически Обзор тем учебно-исследовательских проектов. Выбор учебно-исследовательского проекта из й эксперимент предложенных. Формирование команды проекта. Алгоритм выполнения проекта. Каждаягруппавыбираетодинизвариантовучебно-исследовательскихпроектов: 1. Оценка качестваатмосферноговоздуха 2. Оценка качества почв методомфитотестирования 3. Оценкакачестваводповерхностныхводоемовпоорганолептическимифизико-химическим свойствам 4. Влияние ПАВ на рост и развитие семян высшихрастений 5. Влияниесолевого загрязнениянаростиразвитиесемянвысшихрастений Первый этап выполнения проекта: Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования, формулирование гипотезы. Выбор методов исследования. Выбор точек отбора проб на территории исследования. Постановка целей и задач исследования. Определение формы представления результатов исследования. Определение этапов и составление плана исследования Лабораторные занятия Второй этап выполнения проекта: подготовка необходимой посуды и материала для эксперимента, проведение эксперимента, периодическая проверка течения эксперимента/ сбор материала в выбранныхточкахотборапроб Третий этап выполнения проекта: получение первичных экспериментальных данных, проведение статистическойобработкиполученныхданных Четвертый этап выполнения проекта: выявление закономерностей, формулирование выводов и прогнозов, оценка качества исследуемого объекта по результатам биоэкологического анализа Практические занятия Защита проекта. Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов (выступление с презентацией) Промежуточная аттестация (экзамен) 10 2 2 ок01 ок02 ок04 ок07 ЛР19 6 2 2 2 2 2 38 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии. Оборудование учебного кабинета: - посадочных мест по числу обучающихся; - стулья; - доска классная; - рабочее место преподавателя; - приборы и устройства; - вытяжной шкаф; - огнетушитель. Технические средства обучения - ПК; - мультимедийный проектор; - аудиоаппаратура Учебные наглядные пособия: - таблица: техника безопасности при проведении лабораторно-практических работ; - плакаты по биологии. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Основные источники: 1.Константинов В.М., Учебник НПО и СПО, М.: «Академия», 2021 3.2.2. Дополнительные источники 1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. М.: ШколаПресс, 1996 2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2019 3.2.3. Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) http:www.uchitel-izd.ru (27 августа 2022 года) www.cvart.ru(27 августа 2022 года) 39 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формированиеобщихипрофессиональныхкомпетенцийпоразделамитемам содержания учебногоматериала, осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета (с оценкой) в 1 семестре и экзамена во 2 семестре. Общая компетенция ок01 ок02 ЛР 19 ок01 ок02 ок04 ЛР 19 01 02 ок ок ок04 ЛР 19 Раздел/Тема Раздел 1. Клетка структурнофункциональная единица живого Тема N01.1. Биолог ия как наука Тема N01.2. Общая характеристика жизни Тема NО1.З. Биологическ и важные химические соединения Тип оценочных мероприятий Контрольная работа "Молекулярный уровень организации живого" Заполнение таблицы сописанием методовмикроскопированиясих достоинствами инедостатками. Заполнение таблицы «Вклад ученыхв развитиебиологии» Заполнение сравнительной таблицы сходстваиразличийживогоинеживого Фронтальный опрос Подготовка устных сообщений с презентацией Выполнение и защита лабораторных работ: «Определение витамина С в продуктах питания», «Гидрофильно-гидрофобныеСвойства липидов» 40 ок01 ок02 ок04 ЛР 19 ок01 Тема N01.4. Структурнофункциональная организация клеток Тема N01.5. Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции Разработка ментальной карты по классификацииклетокиихстроениюна проиэукариотическихипоцарствамв мини группах Выполнение и защита лабораторных работ: «Строение клетки (растения, животные, грибы)иклеточныевключения(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)», «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмол из)» Фронтальный опрос 41 ок01 ок02 ЛР 19 Структурнофункциональныефакторынас ледственности ок01 ок02 Тема №1.6. Процессыматричногосинтеза Фронтальный опрос Тест «Процессы матричного синтеза» Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК Тема №1.7. Неклеточные формы жизни Фронтальный опрос Подготовка устных сообщений с презентацией (вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципыиспользованиялекарственныхве ществ. Особенностипримененияантибиотиков Тема №1.8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Фронтальный опрос Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ Тема №1.9. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Обсуждение по вопросам лекции Разработка ленты времени жизненного цикла Раздел 2. Строение и функции организма Контрольная работа "Строение и функции организма" Тема №2.1. Строениеорганизма Оцениваемая дискуссия Разработка ментальной карты тканей, органовисистеморгановорганизмов (растения,животные,человек)скраткой характеристикой ихфункций Подготовка и представление устных сообщений с презентацией (иммунитет, инфекционные заболевания, эпидемии, вакцинация) Тема№2.2. Формы размноженияорганизмов Фронтальный опрос Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов ЛР 19 ок01 ок02 ЛР 19 ок08 ЛР 19 ок02 ок04 ЛР 19 ок02 ок04 ЛР 19 ПК 2.3. , ПК 2.4., ПК2.6 ок02 ЛР 19 ПК 2.3. , ПК 2.4.ПК2.6 ок02, ЛР 19 Тема №2.3. Разработка глоссария Решение задач на определение последовательности нуклеотидов Разработкалентывремени с 42 ок04 ок02 ок04 Онтогенезживотныхичеловека характеристикой этапов онтогенеза отдельнойгруппойживотныхичеловека помикрогруппам Тест/опрос Тема №2.4. Онтогенезрастений ЛР 19 ок02 ок02 ок04 Тема №2.5. Разработкаглоссария Основные понятия генетики Тест Тема №2.6. Закономерности ЛР 19 наследования ок01 ок02 Тема №2.7. Взаимодействиегенов ЛР 19 ок01 ок02 ЛР 19 ПК 2.3. , ПК 2.4., ПК2.6 ок01 ок02 ок02 ЛР 19 Фронтальный опрос Тест по вопросам лекции Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания Тест Разработка глоссария Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания Тест Тема №2.8. Сцепленноенаследованиепризна Разработка глоссария ков Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания Тема №2.9. Генетикапола Тест Разработка глоссария Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с полом, составление генотипических схем скрещивания Тема №2.10. Генетикачеловека Тест Разработкаглоссария ЛР 19 ок01 Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) 43 ок01 ок02 ок04 ЛР 19 01 ок ок02 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания Подготовка устных сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека Тема №2.11. Тест Закономерностиизменчивости Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания Тема №2.12. Селекцияорганизмов ЛР 19 Раздел 3. Теорияэволюции ок02 ок04 ЛР 19 ок02 ЛР 19 02 ок ок04 Тест Разработка глоссария Решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания Контрольная работа "Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле" Фронтальный опрос Тема 3.1. Историяэволюционногоучения Разработка ленты времени развития эволюционного учения Тема 3.2. Микроэволюция Фронтальный опрос Разработка глоссария терминов Тема 3.3. Макроэволюция Оцениваемая дискуссия Разработка глоссария терминов Тема 3.4. Возникновение и развитие жизни на Земле Фронтальныйопрос Подготовка и представление устного сообщения и ленты времени возникновения и развития животногои растительногомира ЛР 19 ок02 ок04 ЛР 19 44 ок02 ок04 ЛР 19 Тема 3.5. Происхождениечеловека антропогенез Фронтальный опрос Разработка лент времени и ментальных карт на выбор: "Эволюция современного человека", "Время и пути расселения человека по планете", "Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека", "Человеческие расы", обсуждение 45 Раздел 4. Экология ок01 ок02, ок07 ПК 2.3. Контрольная работа "Теоретические аспекты экологии" Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни. Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции Решение практика- ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система Оцениваемая дискуссия Тест Решение практика- ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания ПК 2.4., ПК2.6 ЛР 19 01 02 ок ок ок07 ПК 2.3. , ПК 2.4., ПК2.6 ЛР 19 ок01 ок02 ок07 ЛР 19 46 ок01 ок02 ок04 ок07 ок02 ок04 ок07 Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу Тест Решение практика- ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего региона проживания Тема 4.5. Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека Оцениваемая дискуссия Выполнения практических заданий: "Определение суточного рациона питания", "Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности" Выполнение лабораторной работы на выбор: "Умственная работоспособность", "Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)" ПК 2.3. , ПК 2.4., ПК2.6 ЛР 19 * Профессионально- ок01 ок02 ок04 Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с ориентированно содержание Раздел 5. Биология в жизни презентацией) * Тема 5.1 Биотехнологии в жизни каждого Выполнение кейса на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов * Тема 5.2.3. Биотехнологии и растения Выполнение кейса на анализ информации о развитии биотехнологий с использованием растений (по группам), представление результатов решения кейсов ПК 2.3. , ПК 2.4., ПК2.6 ЛР 19 01 02 04 ПК 2.3. ок ок ок , ПК 2.4., ПК2.6 ЛР 19 5 ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности 47 Раздел б. Представление результатов выполнения Биоэкологическиеисследован учебно- исследовательских проектов ия (выступление с презентацией) ок01 ок02 ок04 ок07 Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований ок01 ок02 ок04 ок07 Выполнение лабораторных работ на выбор в минигруппах: 1. Влияниетемпературынаростаи Физиологическуюактивностьдрожжевы хклеток 2. Влияниеуглеводовнаростаи Физиологическуюактивностьдрожжевы хклеток 3. Сочетанноевлияниетемпературыи Углеводовнаростаифизиологическую активность дрожжевыхклеток Тема 6.2 Биоэкологический эксперимент Выполнение учебно- исследовательского проекта на выбор: 1. Оценка качестваатмосферного Воздуха 2. Оценка качествапочвметодомфитотес тирования 3. Оценка качестваводповерхностных водоемов по органолептическими физико-химическимсвойствам 4. ВлияниеПАВнаростиразвитие семян высшихрастений 5. ВлияниесолевогозагрязнениянаростИ развитиесемянвысшихрастений ЛР 19 ок01 ок02 ок04 ок07 Выполнение экзаменационныхааданий ПК 2.3. , ПК 2.4., ПК2.6 ЛР 19 48 49