СОДЕРЖАНИЕ №№ п/п 1 2 3 4 Наименование Общая характеристика рабочей программы общеобразовательнойдисциплины«Химия» Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .......................................................................... Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины .................................... Страницы 5 11 24 26 1. 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательнойпрограммы Общеобразовательнаядисциплина«Химия»изучаетсянабазовомуровнев общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы укрупненных групп специальностей / профессий: 35.00.00, Трудоемкостьдисциплины«Химия»набазовомуровнесоставляет72часа,из которых64часа-базовыймодуль(6разделов)и8часов-прикладноймодуль(1 раздел), включающий практика-ориентированное содержание конкретной профессии илиспециальности. Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и производственной деятельности человека» реализуется для всех профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. 1.2. Цели и планируемые результаты освоениядисциплины 1.2.1 Цели и задачидисциплины Формирование у студентов представления о химической составляющей естественно-научнойкартинымиракакосновыпринятиярешенийвжизненныхи производственныхситуациях,ответственногоповедениявприроднойсреде. Задачи дисциплины: 1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественныхнаук; 2) развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ,уравненияхимическихреакций,объяснятьихсмысл,интерпретировать результаты химическихэкспериментов, 3) сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращенияс веществами и лабораторнымоборудованием; 4) развить умения использовать информацию химического характераиз различных источников; 5) сформироватьуменияпрогнозироватьпоследствиясвоейдеятельностии химических природных, бытовых и производственныхпроцессов; 6) сформировать понимание значимости достижений химическойнауки и технологий для развития социальной и производственной сфер 5 1.2.1. Код и наименование формируемых компетенций Планируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплины всоответствии сФГОССПОинаосновеФГОССОО Планируемые результаты освоения дисциплины Общие 1 Дисциплинарные 2 В части трудового воспитания: - владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная - готовность к труду, осознание ценности оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, мастерства,трудолюбие; готовность к активной деятельности валентность,электроотрицательность,степень окисления,химическая технологической и социальной направленности, связь, моль, молярная масса,молярныйобъем,углеродный скелет, ной способность инициировать, планировать и функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры,гомологическийряд,деятельности самостоятельно выполнятьтакуюдеятельность; гомологи, углеводороды, кислороди азотсодержащиесоединения,применительно - интерес к различным сферам профессиональной биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),мономер,к различным деятельности, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, контекстам Овладение универсальными учебными кристаллическая решетка, типы химическихреакций(окислительнопознавательнымидействиями: восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионногообмена), а) базовыелогическиедействия: раствор,электролиты,неэлектролиты,электролитическаядиссоциация, самостоятельно формулировать и окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое актуализировать проблему, рассматривать ее равновесие), теории и законы (теория химического строения органических всесторонне; веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, - устанавливать существенный признак или периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), основания для сравнения, классификации и закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о обобщения; свойствах, составе, получении и безопасном использованииважнейших - определять цели деятельности, задавать неорганических и органических веществ в быту и практической параметрыикритерииихдостижения; деятельностичеловека; - выявлять закономерности и противоречия в - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, рассматриваемыхявлениях; применять соответствующие понятия при описании строения исвойств ок 01. Выбирать способы решениязадач профессиональ 1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной дисциплиной 2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины 6 - вносить коррективы в деятельность, оценивать неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять соответствиерезультатовцелям,оцениватьрискивзаимосвязьхимическихзнанийспонятиямиипредставлениямидругих последствийдеятельности; естественнонаучныхпредметов; - развивать креативное мышление при решении - уметь использовать наименования химических соединений жизненныхпроблем международногосоюзатеоретическойиприкладнойхимииитривиальные б) базовыеисследовательскиедействия: названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин,фенол, - владеть навыками учебно-исследовательской и формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, проектной деятельности, навыками разрешения аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), проблем; составлятьформулынеорганическихиорганическихвеществ,уравнения - выявлять причинно-следственные связи и химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее химические свойства веществ соответствующими экспериментами и решения, находить аргументы для доказательства записями уравнений химическихреакций; своих утверждений, задавать параметры и - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и критериирешения; органических веществ к определенным классам и группамсоединений, - анализировать полученные в ходе решения характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды задачи результаты, критически оценивать их химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), достоверность, прогнозировать изменение в типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические новыхусловиях; реакции; - уметь переносить знания в познавательную и - сформировать представления: о химической составляющей практическуюобластижизнедеятельности; естественнонаучной картины мира, роли химии в познанииявлений - уметь интегрировать знания из разных природы, в формировании мышления и культуры личности, ее предметныхобластей; функциональной грамотности, необходимой для решенияпрактических - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и подходыирешения; природнойсреде; - способностьихиспользованияв - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям познавательнойисоциальнойпрактике химических реакций с использованием физическихвеличин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением ок 02. Использовать современные В области ценностинаучногопознания: -уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения сформированность мировоззрения,органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего соответствующего современному уровню свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту; 7 средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационн ые технологии для выполнения задач профессиональ ной деятельности развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально И в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; -создаватьтекстывразличныхформатахсучетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверност легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять результаты химическогоэксперимента в формезаписи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; - уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); -владетьосновнымиметодаминаучногопознаниявеществихимических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); - уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества;использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением 8 -владетьнавыкамираспознаванияизащиты информации, информационной безопасности личности; ок 04. Эффективно -готовностьксаморазвитию,самостоятельности -уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения Исамоопределению; органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего взаимодейство -овладениенавыкамиучебно-исследовательской,свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту; вать иработать проектнойисоциальнойдеятельности; денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить В коллективе и Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымиреакции ионного обмена, определять среду водных растворов, команде действиями: качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион 6)совместнаядеятельность: аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы"и - понимать и использовать преимущества "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасностипри команднойииндивидуальнойработы; обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять - принимать цели совместной деятельности, результаты химического эксперимента в форме записиуравнений организовывать и координировать действия по ее соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих достижению: составлять план действий,результатов распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; 9 ок 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбереж ению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессовнасостояниеприроднойисоциальной среды, осознание глобального характера экологическихпроблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развитиячеловечества; активное неприятие действий, приносящихвред окружающейсреде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельностиэкологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальнойдеятельности; сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природнойсреде; - уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателяпредельной допустимой концентрации ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.3. Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.4. Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии/ специальности 3 10 Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личностных результатов реализации программы воспитания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности ЛР 14 Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. ЛР 25 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и ЛР 27 личностное развитие. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Активно применяющий полученные знания на практике ЛР 31 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» 1.1. Объем дисциплины и виды учебнойработы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины в т.ч. Основное содержание Объем в часах 72 64 вт. ч.: теоретическое обучение 30 24 практические занятия лабораторные занятия Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) вт.ч.: теоретическое обучение практические занятия Промежуточная аттестация (ДЗ) 10 6 2 4 2 семестры 1 2 34 38 ДЗ 3 4 11 2.2. Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения № раздела, темы Наименование разделов и тем Всего часов 1 семестр -34часп Раздел 1. Основы строения вещества Строение атомов химических Тема 1.1. элементов и природа химической связи Периодический закон и таблица Тема 1.2. 4 Тема 2.2 Контрольная работа 1 Раздел 3. Тема 3.1 Тема3.2 Тема3.3 Контрольнаяра бота 2 Раздел 4. Тема 4.1 Тема 4.2 Тема4.3 Контрольнаяра бота 3 Раздел 5. Типы химических реакций Электролитическая диссоциация и ионный обмен Строение вещества и химические реакции Строение и свойства неорганических веществ Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Физико- химические свойства неорганических веществ Идентификация неорганических веществ Свойстванеорганическихвеществ 4 4 Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ Тема 4.2. Свойства органических соединений Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Структура и свойства органических веществ Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций 2 2 10 2 2 2 2 2 2 18 6 4 2 8 6 2 2 2 2 2 семестр -38 часов Строение и свойства органическихвеществ 2 2 Д.И. Менделеева Раздел 2. Химические реакции Тема 2.1 6 Тео -рия В том числе ЛЗ ПЗ КР 2 22 4 2 10 6 2 6 4 2 2 2 4 2 4 12 Тема5.1 Раздел 6. Тема 6.1 Тема 6.2 Тема 7 Дифференцирован ный зачет Итого Скорость химическихреакций. Химическое равновесие Растворы Тема 6.1. Понятие о растворах Тема 6.2. Исследование свойств растворов Химия в быту и производственной деятельности человека 4 2 2 4 2 2 2 2 6 2 4 2 72 32 10 ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы ЛР.-лабораторные работы 22 6+2 13 1.1. Тематический план и содержаниедисциплины Наименовани е разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное}, лабораторные и практические занятия, прикладной модуль 1 2 Основное содержание Объем часов Формируемые компетенции 3 4 64 Раздел 1. Основы строения вещества 6 Тема 1.1. 4 Основное содержание Строение атомов Теоретическое обучение химических элементов и Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная природа химической связи конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, р-, d-элементы). Валентные 2 ЛР27, 2 Практические занятия 2 15 01ЛР14, ЛР25, электроны.Валентность.Электроннаяприродахимическойсвязи.Электроотрицательность.Виды химическойсвязи(ковалентная,ионная,металлическая,водородная)испособыееобразования Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуремеждународного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии сположением Периодической системы. ОК 2 ЛР31 элементавПериодическойсистеме.МировоззренческоеинаучноезначениеПериодического законаД.И.Менделеева.ПрогнозыД.И.Менделеева.Открытиеновыххимическихэлементов. Решение практика-ориентированных теоретических заданий на характеризациюхимических элементов «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементоввсоответствиисихэлектроннымстроениемиположениемвпериодическойсистеме химических элементов Д.И.Менделеева» Раздел 2. Химические реакции 10 Тема 2.1. Типы химических реакций Основное содержание 4 Теоретическое обучение 2 Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравненийреакцийсоединения,разложения,замещения,обмена,вт.ч.реакцийгорения,окислениявосстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов 2 Практические занятия Тема 2.2. Электролитическа я диссоциация и ионный обмен ок 01 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 2 Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениямхимическихреакций.Молькакединицаколичествавещества.Молярнаямасса.Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.Расчетыпоуравнениямхимическихреакцийсиспользованиеммассы,объема(нормальные условия) газов, количествавещества 2 Основное содержание 4 Теоретическое обучение 2 Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, не электролиты. Реакции ионного обмена.Составлениереакцийионногообменапутемсоставленияих полныхисокращенныхионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций 2 16 ок01 ок04 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 Лабораторные занятия 2 Лабораторная работа "Типы химических реакций". Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. Задания на составление ионных реакций 2 Контрольная работа 1 Строение вещества и химические реакции 2 Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Основное содержание 6 Теоретическое обучение 4 Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества.Основныеклассысложныхвеществ(оксиды,гидроксиды,кислоты,соли).Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфныевещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ 2 Практические занятия 2 18 Номенклатуране органических веществ:названиевеществаисходяиз их химическойформулыили составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре. Решение практических заданий поклассификации,номенклатуре и химическимформулам неорганическихвеществразличныхклассов(угарныйгаз,углекислыйгаз,аммиак,гашенаяизвесть, негашенаяизвесть,питьеваясодаидругих):называтьисоставлятьформулыхимическихвеществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам 17 2 ок01 ок02 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ДР31 Тема 3.2. Физико- Основное содержание химические Теоретическое обучение свойства неорганических Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение веществ металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ 8 6 2 Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV- VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе 2 Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солейидр.).Закономерностивизменениисвойствпростыхвеществ,водородныхсоединений, высших оксидов игидроксидов 2 Практические занятия 2 Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металловинеметаллов;оксидовметаллов,неметалловиамфотерныхэлементов;неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека 2 Основное содержание 2 Лабораторные занятия 2 Лабораторная работа «Идентификация неорганическихвеществ». Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов инеметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы на катион аммония 18 2 ОК01 ОК02 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 ПК 1.1. ПК1.5. ок01 ок0 2 ок0 4 ЛР14, ЛР25, ЛР27 ,ЛР3 1 Контрольная работа 2 Свойства неорганических веществ 2 Раздел 4. Строение и свойства органических веществ 22 Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ Основное содержание 4 Теоретическое обучение 2 Появлениеиразвитиеорганическойхимиикакнауки.Предметорганическойхимии.Местои значение органической химии в системе естественныхнаук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятиеофункциональнойгруппе.Радикал.Принципыклассификацииорганическихсоединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащихсоединениях,биологическиактивныхвеществах(углеводах,жирах,белкахидр.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурноезвено) 2 Практические занятия 2 Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в%) 2 Тема 4.2. Свойства органических соединений 10 Основное содержание Теоретическое обучение 4 Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): 19 ок01 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 ок01 ок02 ок04 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 - предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применениеалканов; - непредельные(алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды.Горениеацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резкиметаллов 2 -кислородсодержащиесоединения(спиртыифенолы,карбоновыекислотыиэфиры,альдегидыи кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойствамыла 2 -азотсодержащиесоединения(аминыиаминокислоты,белки).Высокомолекулярныесоединения (синтетическиеибиологически-активные).Мономер,полимер,структурноезвено.Полимеризация этилена как основное направление егоиспользования. Генетическая связь между классами органических соединений Практические занятия 4 Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды,спиртыифенолы,карбоновыекислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава истроения 2 Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решениепрактика-ориентированныхтеоретическихзаданийнасвойстваорганическихсоединений отдельныхклассов 2 Лабораторная работа 2 Лабораторная работа "Превращения органических веществ при нагревании". Получениеэтиленаиизучениеегосвойств.Моделированиемолекулихимическихпревращенийна примере этана, этилена, ацетилена идр. 20 2 Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной Основное содержание 6 Теоретическое обучение 4 Биоорганическиесоединения.Применениеибиологическаярольуглеводов.Окислениеуглеводов - источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности 2 Рольорганическойхимииврешениипроблемэнергетическойбезопасности,вразвитиимедицины, созданииновыхматериалов,новыхисточниковэнергии(альтернативныеисточникиэнергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл показателя предельно допустимой концентрации 2 Лабораторные занятия 2 Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов" Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов,крахмала, уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение Аналитического сигналас точки зренияхимических процессовпри протеканиикачественнойреакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества 2 Контрольная работа 3 Структура и свойства органических веществ 2 Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций 4 Скорость химических реакций. Химическое равновесие Основное содержание деятельности человека 4 21 ОК01 ОК02 ОК04 ОК0.7 ЛР14, ЛР25, ЛР27, ЛР31 ок01 ок02 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 Теоретическое обучение 2 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимостьреакций.Химическоеравновесиеиегосмещениеподдействиемразличныхфакторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип ЛеШателье 2 Практические занятия 2 ок02 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 Решение практика-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химическойреакции,вт.ч.спозицийэкологическицелесообразногоповедениявбытуитрудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природнойсреды. Решение практика-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия 2 Раздел 6. Растворы 4 Тема 6.1. Понятиео растворах Основное содержание 2 Теоретическое обучение 2 Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности. Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые организмы определенных веществ. Решение практика-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые вбытовойи производственной деятельности человека 2 Основное содержание 2 Лабораторные занятия 2 22 ок01 ок01 ок02 ок07 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР31 ПК1.1. -ПК1.5 Лабораторная работа «Приготовление растворов». Тема 6.2. Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практикаИсследование свойств растворов ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов. Решение задач на приготовление растворов 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ЛР14, ЛР25, ЛР27, Р31 ПК1.1. -ПК1.5 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека 6 Химия в быту и производственной деятельности человека Основное содержание 6 Теоретическое обучение 2 Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализахимическойинформацииизразличныхисточников(научнаяиучебно-научнаялитература, средства массовой информации, сетьИнтернет) 2 Практические занятия Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия. Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией 4 Промежуточная аттестация по дисциплине -дифференцированный зачет 2 Всего 72 23 ОК 01 ОК 02 ОК 07 ЛР14, ЛР25, ЛР27,ЛР3 ПК1.1.- ПК1.5. 2. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Требованиякминимальномуматериально-техническомуобеспечению Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной химической лаборатории. Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы шаростержневыхмоделеймолекул,моделикристаллическихрешеток,коллекции простыхисложныхвеществи/иликоллекцииполимеров;коллекциягорныхпород и минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные ресурсы. Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведениязвука,принтер,мультимедиа-проекторсэкраном,мультимедийная доска, указка-презентер дляпрезентаций. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки, пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные стекла,планшетыдлякапельныхреакций,фильтровальнаябумага,промывалки, стеклянныепробирки,резиновыепробки,фонарики,наборреактивов,стеклянные палочки,штативыдляпробирок;мерныецилиндры,воронкистеклянные,воронки делительныецилиндрические{50-100мл),ступкиспестиком,фарфоровыечашки, пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки, лабораторныештативы,спиртовыегорелки,спички,прибордляполучениягазов (или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы {50, 100 и 200 мл); шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на 10-20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат), стеклянныепалочки;коническиеколбыдлятитрования(50и100мл);индикаторные полоскидляопределениярНистандартнаяиндикаторнаяшкала;универсальный индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для титрования, медицинские шприцы на 100-150 мл, лабораторные и/или аналитическиевесы,рН-метры,сушильныйшкаф,идр.лабораторноеоборудование. 2.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы 3.2.1 Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационныересурсы,рекомендованныедляиспользованиявобразовательномпроцессе, не старше 5 лет с моментаиздания. 3.2.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники для студентов: 24 1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник — М., 2021. 2.Ерохин Ю.М., Фролов В.И, Сборник задач и упражнений: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. 3.Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М., 2018 4.Бабков А.В., Баранова Т.И., Попков В.А. Химия. Учебник — М., 2014. 5.Габриелян О.С., Химия 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017. 6.Габриелян О.С., Химия 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017. 7.Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев.- М.: Дрофа. 2002 8. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012. 9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004. 10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004. Интернет-ресурсы: https://new.znanium.com catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»). www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников). www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии). www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»). www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»). www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия») 25 3. КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ дисциплины Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплиныиспользуетсясистемаоценочныхмероприятий,представляющаясобой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОССПО. № I ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Основное содержание 1 Раздел 1. Основы строения вещества Формулировать базовые понятия и законыхимии Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности 1.1 ОК 01 Строение атомов химических элементов И природахимической связи 1.2 ОК 01 ОК 02 Периодический закон и Характеризовать таблица Д.И. химические элементы в Менделеева соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева 1. Тест «Строение атомов химическихэлементовиприрода химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). 3. Задания на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (ОКСИДОВ,сульфидов,гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов 1. Тест «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность и сродствокэлектронухимических элементов в соответствие с их электронным строением и 26 2 2.1 ОК 01 ОК 04 Характеризовать типы Раздел 2. Химические химических реакций реакции Типы химических реакций Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции положением в периодической системе химическихэлементов Д.И.Менделеева». 2. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойствхимических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодическойсистеме. 3. Практика-ориентированные теоретические задания на характеризацию химических элементов: «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность и сродствокэлектронухимических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева» Контрольнаяработа «Строение вещества и химическиереакции» 1. Задачи на составление уравнений реакций: - соединения,замещения, разложения,обмена; - окислительновосстановительных реакцийс использованием метода электронногобаланса. 2.Задачинарасчетмассы вещества илиобъёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси 27 2.2 ОК 01 ОК 04 3 ОК 01 ОК 04 3.1 ок01 3.2 ок01 ОК 02 ок02 Электролитическая Составлять уравнения диссоциация и ионный химических реакции обмен ионного обмена с участием неорганических веществ 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотностисреды 2. Лабораторная работа"Типы химических реакций" Раздел3.Строениеи свойства неорганических веществ Исследовать строение и Контрольная работа свойства неорганических «Свойства неорганических веществ веществ» Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществисходяизиххимической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». 2. Задачи на расчетмассовойдоли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле(смеси). 3. Практические задания по классификации, номенклатуреи химическим формулам неорганических веществ различныхклассов. 4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связиитипакристаллической решетки Физико-химические свойства неорганических веществ Устанавливать зависимость физикохимических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки 1. Тест «Особенностихимических СВОЙСТВ ОКСИДОВ, КИСЛОТ, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравненийхимическихреакцийс участием простых исложных 28 неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения. 3. Практика-ориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ 3.3 ок01 ок02 ок04 4 4.1 ок01 Идентификация неорганических веществ Исследовать качественные реакции неорганических веществ 1. Практика-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации. 2.Лабораторная работа: "Идентификация неорганических веществ" Раздел 4. Строение и Исследовать строение и свойства органических свойства органических веществ веществ Контрольная работа «Строение и свойства органических веществ» Классификация, строение и номенклатура органических веществ 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществотдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы,исходя из элементного состава(в%) Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением 29 № 4.2 ОК/ПК ок01 ок02 ок04 4.3 ок01 ок02 ок04 5 5 ок01 ок02 Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Свойства органических соединений Устанавливать зависимость физикохимических свойств органических веществ от строения молекул 1. Задания на составление уравненийхимическихреакцийс участием органических веществ на основании их состава и строения. 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разныхклассов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций сучастием органическихвеществ. 4. Лабораторная работа "Превращенияорганических веществ принагревании" Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов 1. Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. 2.Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов" Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций Скорость химических реакций.Химическое равновесие Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций Характеризовать влияние изменения концентрации веществ,реакциисредыи Практика-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Практикаориентированные задания на применение принципа ЛеШателье для нахождения 30 № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий температуры на смещение направления смещения химического равновесия равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия б 6.1 6.2 11 Раздел 6. Растворы ОК 01 ОК02 ОК 07 ПК1.1.КП1.5. ОК 01 ОК02 ОК 07 ПК1.1.КП1.5. Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками Понятие о растворах Различать истинные растворы 1. Задачи наприготовление растворов. 2. Практика-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственнойдеятельности человека Исследование свойств растворов Исследовать физикохимические свойства истинных растворов Лабораторная работа "Приготовление растворов" Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 7 Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека ок01 ок02 ок04 ок07 ПК1.1.КП1.5. Оценивать последствия Защитакейса(сучетомбудущей профессиональной бытовой и деятельности) производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Химия в быту и Оценивать последствия производственной бытовой и деятельности человека производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности) Возможные темы кейсов: 1. Потепление климатаи высвобождение газовых гидратовсоднаокеана. 2. Будущиематериалыдляавиа-, машина- иприборостроения. 3. Новыематериалыдля солнечныхбатарей. 4. Лекарства на основе растительныхпрепаратов 31 32