ООД.10 Химия (2023) 35.01.27

СОДЕРЖАНИЕ

№№
п/п
1
2
3
4

Наименование
Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательнойдисциплины«Химия»
Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины «Химия»
Условия реализации программы общеобразовательной
дисциплины ..........................................................................
Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины ....................................

Страницы
5
11
24
26

1.

4

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательнойпрограммы
Общеобразовательнаядисциплина«Химия»изучаетсянабазовомуровнев
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы укрупненных групп специальностей / профессий:
35.00.00,
Трудоемкостьдисциплины«Химия»набазовомуровнесоставляет72часа,из
которых64часа-базовыймодуль(6разделов)и8часов-прикладноймодуль(1
раздел), включающий практика-ориентированное содержание конкретной
профессии илиспециальности.
Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и
производственной
деятельности
человека»
реализуется
для
всех
профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической
безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности,
по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
1.2. Цели и планируемые результаты освоениядисциплины
1.2.1
Цели и задачидисциплины
Формирование у студентов представления о химической составляющей
естественно-научнойкартинымиракакосновыпринятиярешенийвжизненныхи
производственныхситуациях,ответственногоповедениявприроднойсреде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественныхнаук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических
веществ,уравненияхимическихреакций,объяснятьихсмысл,интерпретировать
результаты химическихэкспериментов,

3)

сформировать
навыки
проведения
простейших
химических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращенияс
веществами и лабораторнымоборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характераиз
различных источников;
5) сформироватьуменияпрогнозироватьпоследствиясвоейдеятельностии
химических природных, бытовых и производственныхпроцессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химическойнауки и

технологий

для

развития

социальной

и

производственной

сфер

5

1.2.1.
Код и
наименование
формируемых
компетенций

Планируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплины
всоответствии сФГОССПОинаосновеФГОССОО
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
1

Дисциплинарные
2

В части трудового воспитания:
- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
- готовность к труду, осознание ценности
оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула,
мастерства,трудолюбие;
готовность к
активной
деятельности валентность,электроотрицательность,степень окисления,химическая
технологической и социальной направленности, связь, моль, молярная масса,молярныйобъем,углеродный
скелет,
ной
способность инициировать, планировать и функциональная группа, радикал, изомерия,
изомеры,гомологическийряд,деятельности
самостоятельно выполнятьтакуюдеятельность;
гомологи, углеводороды,
кислороди
азотсодержащиесоединения,применительно - интерес к различным сферам
профессиональной биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),мономер,к различным деятельности,
полимер,
структурное звено,
высокомолекулярные
соединения, контекстам Овладение
универсальными
учебными кристаллическая решетка, типы химическихреакций(окислительнопознавательнымидействиями:
восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионногообмена),
а) базовыелогическиедействия:
раствор,электролиты,неэлектролиты,электролитическаядиссоциация,
самостоятельно формулировать и окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое
актуализировать проблему, рассматривать ее равновесие), теории и законы (теория химического строения органических
всесторонне;
веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,
- устанавливать существенный признак или периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы),
основания для сравнения, классификации и закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о
обобщения;
свойствах, составе, получении и безопасном использованииважнейших
- определять цели деятельности, задавать неорганических и органических веществ в быту и практической
параметрыикритерииихдостижения;
деятельностичеловека;
- выявлять закономерности и противоречия в - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий,
рассматриваемыхявлениях;
применять соответствующие понятия при описании строения исвойств

ок 01.
Выбирать
способы
решениязадач
профессиональ

1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме,
формируемые общеобразовательной дисциплиной
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины

6

- вносить коррективы в деятельность, оценивать неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять
соответствиерезультатовцелям,оцениватьрискивзаимосвязьхимическихзнанийспонятиямиипредставлениямидругих
последствийдеятельности;
естественнонаучныхпредметов;
- развивать креативное мышление при решении - уметь использовать наименования химических соединений
жизненныхпроблем
международногосоюзатеоретическойиприкладнойхимииитривиальные
б) базовыеисследовательскиедействия:
названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин,фенол,
- владеть навыками учебно-исследовательской и формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ,
проектной деятельности, навыками разрешения аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других),
проблем;
составлятьформулынеорганическихиорганическихвеществ,уравнения
- выявлять причинно-следственные связи и химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее химические свойства веществ соответствующими экспериментами и
решения, находить аргументы для доказательства записями уравнений химическихреакций;
своих утверждений, задавать параметры и - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и
критериирешения;
органических веществ к определенным классам и группамсоединений,
- анализировать полученные в ходе решения характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды
задачи результаты, критически оценивать их химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная),
достоверность, прогнозировать изменение в типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические
новыхусловиях;
реакции;
- уметь переносить знания в познавательную и - сформировать представления: о химической составляющей
практическуюобластижизнедеятельности;
естественнонаучной картины мира, роли химии в познанииявлений
- уметь интегрировать знания из разных природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
предметныхобластей;
функциональной грамотности, необходимой для решенияпрактических
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
подходыирешения;
природнойсреде;
- способностьихиспользованияв
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
познавательнойисоциальнойпрактике
химических реакций с использованием физическихвеличин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества; использовать
системные химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением
ок 02.
Использовать
современные

В области ценностинаучногопознания:
-уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения
сформированность
мировоззрения,органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего
соответствующего
современному
уровню свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту;
7

средства
поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационн
ые технологии
для
выполнения
задач
профессиональ
ной
деятельности

развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
И в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
-создаватьтекстывразличныхформатахсучетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверност
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;

денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить
реакции ионного обмена, определять среду водных растворов,
качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при
обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять
результаты химическогоэксперимента
в формезаписи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных
источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
-владетьосновнымиметодаминаучногопознаниявеществихимических
явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций
с
использованием физических
величин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества;использовать
системные химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

8

-владетьнавыкамираспознаванияизащиты
информации, информационной безопасности
личности;
ок 04.
Эффективно

-готовностьксаморазвитию,самостоятельности -уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения
Исамоопределению;
органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего
взаимодейство -овладениенавыкамиучебно-исследовательской,свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту;
вать иработать проектнойисоциальнойдеятельности;
денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить
В коллективе и Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымиреакции
ионного обмена, определять среду водных растворов,
команде
действиями:
качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион
6)совместнаядеятельность:
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы"и
- понимать и использовать преимущества "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасностипри
команднойииндивидуальнойработы;
обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять
- принимать цели совместной деятельности, результаты химического эксперимента
в форме записиуравнений
организовывать и координировать действия по ее соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
достижению:
составлять план
действий,результатов
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;

9

ок 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбереж
ению,
применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессовнасостояниеприроднойисоциальной
среды, осознание глобального характера
экологическихпроблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развитиячеловечества;
активное неприятие действий, приносящихвред
окружающейсреде;
умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельностиэкологической
направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальнойдеятельности;

сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природнойсреде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл показателяпредельной
допустимой концентрации

ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.3. Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.4. Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин и
оборудования.
ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии/ специальности

3

10

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
ЛР 14
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
ЛР 25
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
ЛР 27
личностное развитие.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Активно применяющий полученные знания на практике
ЛР 31

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»

1.1. Объем дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
Основное содержание

Объем в часах
72
64

вт. ч.:
теоретическое обучение

30
24

практические занятия
лабораторные занятия
Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
вт.ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (ДЗ)

10
6
2
4
2
семестры
1

2

34

38
ДЗ

3

4

11

2.2. Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения
№ раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего
часов

1 семестр -34часп
Раздел 1. Основы строения вещества
Строение атомов химических
Тема 1.1.
элементов и природа химической
связи
Периодический закон и таблица
Тема 1.2.

4

Тема 2.2
Контрольная
работа 1
Раздел 3.

Тема 3.1
Тема3.2
Тема3.3
Контрольнаяра
бота 2
Раздел 4.

Тема 4.1
Тема 4.2
Тема4.3

Контрольнаяра
бота 3
Раздел 5.

Типы химических реакций
Электролитическая диссоциация и
ионный обмен
Строение вещества и химические
реакции
Строение и свойства
неорганических веществ
Классификация,
номенклатура и
строение неорганических веществ
Физико- химические свойства
неорганических веществ
Идентификация неорганических
веществ
Свойстванеорганическихвеществ

4
4

Тема 4.1. Классификация, строение
и номенклатура органических
веществ
Тема 4.2. Свойства органических
соединений
Тема 4.3. Идентификация
органических веществ, их значение
и применение в бытовой и
производственной деятельности
человека
Структура и свойства органических
веществ
Кинетические и
термодинамические
закономерности протекания
химических реакций

2
2

10

2
2

2

2

2

2
18

6

4

2

8

6

2

2

2

2

2 семестр -38 часов
Строение и свойства
органическихвеществ

2

2

Д.И. Менделеева
Раздел 2. Химические реакции

Тема 2.1

6

Тео
-рия

В том числе
ЛЗ ПЗ КР

2
22

4

2

10

6

2

6

4

2

2

2
4

2
4

12

Тема5.1
Раздел 6.

Тема 6.1
Тема 6.2
Тема 7

Дифференцирован
ный зачет
Итого

Скорость химическихреакций.
Химическое равновесие
Растворы
Тема 6.1. Понятие о растворах
Тема 6.2. Исследование свойств
растворов
Химия в быту и производственной
деятельности человека

4

2

2

4
2
2

2

2

6 2

4

2
72 32

10

ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы ЛР.-лабораторные работы

22

6+2

13

1.1. Тематический план и содержаниедисциплины
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное}, лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль

1

2

Основное содержание

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

64

Раздел 1. Основы строения вещества

6

Тема 1.1.

4

Основное содержание

Строение атомов Теоретическое обучение
химических
элементов и
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная
природа
химической связи конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, р-, d-элементы). Валентные

2

ЛР27,
2

Практические занятия

2

15

01ЛР14,
ЛР25,

электроны.Валентность.Электроннаяприродахимическойсвязи.Электроотрицательность.Виды
химическойсвязи(ковалентная,ионная,металлическая,водородная)испособыееобразования

Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по
номенклатуремеждународного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для
составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.)
и других неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии
сположением Периодической системы.

ОК

2

ЛР31

элементавПериодическойсистеме.МировоззренческоеинаучноезначениеПериодического
законаД.И.Менделеева.ПрогнозыД.И.Менделеева.Открытиеновыххимическихэлементов.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на характеризациюхимических
элементов «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность химических
элементоввсоответствиисихэлектроннымстроениемиположениемвпериодическойсистеме
химических элементов Д.И.Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции

10

Тема 2.1. Типы
химических
реакций

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление
уравненийреакцийсоединения,разложения,замещения,обмена,вт.ч.реакцийгорения,окислениявосстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного
баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов

2

Практические занятия

Тема 2.2.
Электролитическа
я диссоциация и
ионный обмен

ок

01
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

2

Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениямхимическихреакций.Молькакединицаколичествавещества.Молярнаямасса.Законы
сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность
газов.Расчетыпоуравнениямхимическихреакцийсиспользованиеммассы,объема(нормальные
условия) газов, количествавещества

2

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, не электролиты. Реакции ионного
обмена.Составлениереакцийионногообменапутемсоставленияих полныхисокращенныхионных
уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

2

16

ок01
ок04

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа "Типы химических реакций".
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов.
Задания на составление ионных реакций

2

Контрольная
работа 1

Строение вещества и химические реакции

2

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

4

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные
вещества.Основныеклассысложныхвеществ(оксиды,гидроксиды,кислоты,соли).Взаимосвязь
неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфныевещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической
активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ

2

Практические занятия

2

18

Номенклатуране органических веществ:названиевеществаисходяиз их химическойформулыили
составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК)
или тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий поклассификации,номенклатуре
и химическимформулам
неорганическихвеществразличныхклассов(угарныйгаз,углекислыйгаз,аммиак,гашенаяизвесть,
негашенаяизвесть,питьеваясодаидругих):называтьисоставлятьформулыхимическихвеществ,
определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам

17

2

ок01

ок02
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ДР31

Тема 3.2. Физико- Основное содержание
химические
Теоретическое обучение
свойства
неорганических
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
веществ
металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов:
виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

8
6

2

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов
IV- VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных
элементов в природе

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солейидр.).Закономерностивизменениисвойствпростыхвеществ,водородныхсоединений,
высших оксидов игидроксидов

2

Практические занятия

2

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ:
металловинеметаллов;оксидовметаллов,неметалловиамфотерныхэлементов;неорганических
кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности
человека

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Идентификация неорганическихвеществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов инеметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы
на катион аммония

18

2

ОК01
ОК02
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31
ПК 1.1. ПК1.5.

ок01
ок0
2
ок0

4
ЛР14, ЛР25,
ЛР27
,ЛР3
1

Контрольная
работа 2

Свойства неорганических веществ

2

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

22

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Появлениеиразвитиеорганическойхимиикакнауки.Предметорганическойхимии.Местои
значение органической химии в системе естественныхнаук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный
скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Изомерия и изомеры.
Понятиеофункциональнойгруппе.Радикал.Принципыклассификацииорганическихсоединений.
Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об
азотсодержащихсоединениях,биологическиактивныхвеществах(углеводах,жирах,белкахидр.),
высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурноезвено)

2

Практические занятия

2

Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов,
используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин,
фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической
молекулы, исходя из элементного состава (в%)

2

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

10

Основное содержание
Теоретическое обучение

4

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способы получения):
19

ок01

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

ок01
ок02
ок04

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

- предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в
природе и применениеалканов;
- непредельные(алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды.Горениеацетилена
как источник высокотемпературного пламени для сварки и резкиметаллов

2

-кислородсодержащиесоединения(спиртыифенолы,карбоновыекислотыиэфиры,альдегидыи
кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение
формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Моющие свойствамыла

2

-азотсодержащиесоединения(аминыиаминокислоты,белки).Высокомолекулярныесоединения
(синтетическиеибиологически-активные).Мономер,полимер,структурноезвено.Полимеризация
этилена как основное направление егоиспользования.
Генетическая связь между классами органических соединений
Практические занятия

4

Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура,
химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные
(алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды,спиртыифенолы,карбоновыекислоты
и
эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на
составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их
состава истроения

2

Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих
химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название
органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решениепрактика-ориентированныхтеоретическихзаданийнасвойстваорганическихсоединений
отдельныхклассов

2

Лабораторная работа

2

Лабораторная работа "Превращения органических веществ при нагревании".
Получениеэтиленаиизучениеегосвойств.Моделированиемолекулихимическихпревращенийна
примере этана, этилена, ацетилена идр.
20

2

Тема 4.3.
Идентификация
органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

4

Биоорганическиесоединения.Применениеибиологическаярольуглеводов.Окислениеуглеводов
- источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков
пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль
органической химии в решении проблем пищевой безопасности

2

Рольорганическойхимииврешениипроблемэнергетическойбезопасности,вразвитиимедицины,
созданииновыхматериалов,новыхисточниковэнергии(альтернативныеисточникиэнергии).
Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов
(углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл
показателя предельно допустимой концентрации

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов"
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов,крахмала,
уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных
качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение
Аналитического сигналас точки зренияхимических процессовпри
протеканиикачественнойреакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические
вещества

2

Контрольная
работа 3

Структура и свойства органических веществ

2

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

4

Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Основное содержание

деятельности
человека

4

21

ОК01
ОК02
ОК04
ОК0.7
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР31

ок01

ок02
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

Теоретическое обучение

2

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые
эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимостьреакций.Химическоеравновесиеиегосмещениеподдействиемразличныхфакторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов. Принцип ЛеШателье

2

Практические занятия

2

ок02

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

Решение практика-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химическойреакции,вт.ч.спозицийэкологическицелесообразногоповедениявбытуитрудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природнойсреды.
Решение практика-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия

2

Раздел 6.

Растворы

4

Тема 6.1.
Понятиео
растворах

Основное содержание

2

Теоретическое обучение

2

Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой
концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практика-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые вбытовойи
производственной деятельности человека

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2
22

ок01

ок01
ок02
ок07
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

ПК1.1. -ПК1.5

Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Тема 6.2.
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практикаИсследование
свойств растворов ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов

2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ЛР14, ЛР25,
ЛР27, Р31
ПК1.1. -ПК1.5

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

6

Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и
анализахимическойинформацииизразличныхисточников(научнаяиучебно-научнаялитература,
средства массовой информации, сетьИнтернет)

2

Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные
материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные
волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества,
бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией

4

Промежуточная аттестация по дисциплине -дифференцированный зачет

2

Всего

72

23

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР3
ПК1.1.- ПК1.5.

2. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Требованиякминимальномуматериально-техническомуобеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной
химической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы
шаростержневыхмоделеймолекул,моделикристаллическихрешеток,коллекции
простыхисложныхвеществи/иликоллекцииполимеров;коллекциягорныхпород и
минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные
ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами
воспроизведениязвука,принтер,мультимедиа-проекторсэкраном,мультимедийная
доска, указка-презентер дляпрезентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки,
пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные
стекла,планшетыдлякапельныхреакций,фильтровальнаябумага,промывалки,
стеклянныепробирки,резиновыепробки,фонарики,наборреактивов,стеклянные
палочки,штативыдляпробирок;мерныецилиндры,воронкистеклянные,воронки
делительныецилиндрические{50-100мл),ступкиспестиком,фарфоровыечашки,
пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки,
лабораторныештативы,спиртовыегорелки,спички,прибордляполучениягазов
(или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для
хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы {50, 100 и 200 мл);
шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на
10-20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат),
стеклянныепалочки;коническиеколбыдлятитрования(50и100мл);индикаторные
полоскидляопределениярНистандартнаяиндикаторнаяшкала;универсальный
индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для
титрования, медицинские шприцы на 100-150 мл, лабораторные и/или
аналитическиевесы,рН-метры,сушильныйшкаф,идр.лабораторноеоборудование.
2.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы

3.2.1 Для реализации программы библиотечный фонд образовательной

организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационныересурсы,рекомендованныедляиспользованиявобразовательномпроцессе, не
старше 5 лет с моментаиздания.
3.2.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для студентов:
24

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник — М., 2021.
2.Ерохин Ю.М., Фролов В.И, Сборник задач и упражнений: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
3.Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического профиля. –
М., 2018
4.Бабков А.В., Баранова Т.И., Попков В.А. Химия. Учебник — М., 2014.
5.Габриелян О.С., Химия 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017.
6.Габриелян О.С., Химия 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017.
7.Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/
О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев.- М.: Дрофа. 2002
8. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод.
пособие. —
М., 2012.
9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов – М., 2004.
10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
https://new.znanium.com
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет www.pvg.mk.ru
(олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)

25

3. КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

дисциплины

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать,
понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплиныиспользуетсясистемаоценочныхмероприятий,представляющаясобой
комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и
сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и
ФГОССПО.
№

I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содержание

1

Раздел 1. Основы
строения вещества

Формулировать базовые
понятия и законыхимии
Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со степенью
окисления химических
элементов, исходя из
валентности и
электроотрицательности

1.1

ОК 01

Строение атомов
химических элементов
И природахимической
связи

1.2

ОК 01
ОК 02

Периодический закон и Характеризовать
таблица Д.И.
химические элементы в
Менделеева
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева

1. Тест «Строение атомов
химическихэлементовиприрода
химической связи».
2. Задачи на составление
химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.).
3. Задания на использование
химической символики и
названий соединений по
номенклатуре международного
союза теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических формул
двухатомных соединений
(ОКСИДОВ,сульфидов,гидридов
и
т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов
1. Тест «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродствокэлектронухимических
элементов в соответствие с их
электронным строением и

26

2

2.1 ОК 01
ОК 04

Характеризовать типы
Раздел 2. Химические химических реакций
реакции
Типы химических
реакций

Составлять реакции
соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

положением в периодической
системе
химическихэлементов
Д.И.Менделеева».
2. Практические задания на
установление связи между
строением атомов химических
элементов и периодическим
изменением свойствхимических
элементов и их соединений в
соответствии с положением
Периодическойсистеме.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
характеризацию химических
элементов: «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродствокэлектронухимических
элементов в соответствие с их
электронным строением и
положением в периодической
системе химических элементов
Д.И.Менделеева»
Контрольнаяработа
«Строение вещества и
химическиереакции»
1. Задачи на составление
уравнений реакций:
- соединения,замещения,
разложения,обмена;
- окислительновосстановительных реакцийс
использованием метода
электронногобаланса.
2.Задачинарасчетмассы
вещества илиобъёма
газов по известному количеству
вещества, массе или объёму
одного из участвующих в
реакции веществ; расчёты
массы (объёма, количества
вещества) продуктов реакции,
если одно из веществ имеет
примеси

27

2.2 ОК 01
ОК 04

3

ОК 01
ОК 04

3.1

ок01

3.2

ок01

ОК 02

ок02

Электролитическая
Составлять уравнения
диссоциация и ионный химических реакции
обмен
ионного обмена с
участием неорганических
веществ

1. Задания на составление
молекулярных и ионных реакций с
участием кислот, оснований и
солей, установление изменения
кислотностисреды
2. Лабораторная работа"Типы
химических реакций"

Раздел3.Строениеи
свойства
неорганических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства неорганических «Свойства неорганических
веществ
веществ»

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические вещества
в соответствии с их
строением

1. Тест «Номенклатура и
название неорганических
веществисходяизиххимической
формулы или составление
химической формулы исходя из
названия вещества по
международной или тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на
расчетмассовойдоли
(массы) химического
элемента (соединения) в
молекуле(смеси).
3. Практические задания по
классификации, номенклатуреи
химическим формулам
неорганических веществ
различныхклассов.
4. Практические задания на
определение химической
активности веществ в
зависимости вида химической
связиитипакристаллической
решетки

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической решетки

1. Тест «Особенностихимических
СВОЙСТВ ОКСИДОВ, КИСЛОТ,

оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление
уравненийхимическихреакцийс
участием простых исложных

28

неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и
амфотерных элементов;
неорганических кислот,
оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических
солей, характеризующих их
свойства и способы получения.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ
3.3

ок01
ок02

ок04

4

4.1

ок01

Идентификация
неорганических
веществ

Исследовать
качественные реакции
неорганических веществ

1. Практика-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
неорганических веществ,
используемых для их
идентификации.
2.Лабораторная работа:
"Идентификация неорганических
веществ"

Раздел 4. Строение и Исследовать строение и
свойства органических свойства органических
веществ
веществ

Контрольная работа
«Строение и свойства
органических веществ»

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

1. Задания на составление
названий органических
соединений по тривиальной или
международной систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществотдельных
классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы,исходя
из элементного состава(в%)

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

29

№
4.2

ОК/ПК

ок01

ок02

ок04

4.3

ок01

ок02

ок04

5

5

ок01

ок02

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Свойства органических
соединений

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

1. Задания на составление
уравненийхимическихреакцийс
участием органических веществ
на основании их состава и
строения.
2. Задания на составление
уравнений химических реакций,
иллюстрирующих химические
свойства с учетом механизмов
протекания данных реакций и
генетической связи органических
веществ разныхклассов.
3. Расчетные задачи по
уравнениям реакций сучастием
органическихвеществ.
4. Лабораторная работа
"Превращенияорганических
веществ принагревании"

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой
и производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических соединений
отдельных классов

1. Практико-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
органических веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
"Идентификация органических
соединений отдельных классов"

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на равновесие
и скорость химических
реакций

Скорость химических
реакций.Химическое
равновесие

Характеризовать влияние
концентрации
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать влияние
изменения концентрации
веществ,реакциисредыи

Практика-ориентированные
теоретические задания на анализ
факторов, влияющих на
изменение скорости химической
реакции. Практикаориентированные задания на
применение принципа ЛеШателье для нахождения
30

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

температуры на смещение направления смещения
химического равновесия равновесия химической реакции
и анализ факторов, влияющих на
смещение химического
равновесия

б

6.1

6.2

11

Раздел 6. Растворы
ОК 01
ОК02
ОК 07
ПК1.1.КП1.5.

ОК 01
ОК02
ОК 07
ПК1.1.КП1.5.

Исследовать истинные
растворы с заданными
характеристиками

Понятие о растворах

Различать истинные
растворы

1. Задачи наприготовление
растворов.
2. Практика-ориентированные
расчетные задания на
дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственнойдеятельности
человека

Исследование свойств
растворов

Исследовать физикохимические свойства
истинных растворов

Лабораторная работа
"Приготовление растворов"

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности человека

ок01
ок02
ок04
ок07

ПК1.1.КП1.5.

Оценивать последствия Защитакейса(сучетомбудущей
профессиональной
бытовой и
деятельности)
производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Химия в быту и
Оценивать последствия
производственной
бытовой и
деятельности человека производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление климатаи
высвобождение газовых
гидратовсоднаокеана.
2. Будущиематериалыдляавиа-,
машина- иприборостроения.
3. Новыематериалыдля
солнечныхбатарей.
4. Лекарства на основе
растительныхпрепаратов
31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».