ООД.10 Химия (2023) 35.01.27

СОДЕРЖАНИЕ

№№
п/п
1
2
3
4

Наименование
Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательнойдисциплины«Химия»
Структура и содержание общеобразовательной
дисциплины «Химия»
Условия реализации программы общеобразовательной
дисциплины ..........................................................................
Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины ....................................

Страницы
5
11
24
26

1.

4

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательнойпрограммы
Общеобразовательнаядисциплина«Химия»изучаетсянабазовомуровнев
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы укрупненных групп специальностей / профессий:
35.00.00,
Трудоемкостьдисциплины«Химия»набазовомуровнесоставляет72часа,из
которых64часа-базовыймодуль(6разделов)и8часов-прикладноймодуль(1
раздел), включающий практика-ориентированное содержание конкретной
профессии илиспециальности.
Прикладной модуль включает один раздел. Раздел 7 «Химия в быту и
производственной
деятельности
человека»
реализуется
для
всех
профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической
безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности,
по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
1.2. Цели и планируемые результаты освоениядисциплины
1.2.1
Цели и задачидисциплины
Формирование у студентов представления о химической составляющей
естественно-научнойкартинымиракакосновыпринятиярешенийвжизненныхи
производственныхситуациях,ответственногоповедениявприроднойсреде.
Задачи дисциплины:
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических
процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира,
взаимосвязи и взаимозависимости естественныхнаук;
2) развить умения составлять формулы неорганических и органических
веществ,уравненияхимическихреакций,объяснятьихсмысл,интерпретировать
результаты химическихэкспериментов,

3)

сформировать
навыки
проведения
простейших
химических
экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращенияс
веществами и лабораторнымоборудованием;
4) развить умения использовать информацию химического характераиз
различных источников;
5) сформироватьуменияпрогнозироватьпоследствиясвоейдеятельностии
химических природных, бытовых и производственныхпроцессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химическойнауки и

технологий

для

развития

социальной

и

производственной

сфер

5

1.2.1.
Код и
наименование
формируемых
компетенций

Планируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплины
всоответствии сФГОССПОинаосновеФГОССОО
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
1

Дисциплинарные
2

В части трудового воспитания:
- владеть системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
- готовность к труду, осознание ценности
оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула,
мастерства,трудолюбие;
готовность к
активной
деятельности валентность,электроотрицательность,степень окисления,химическая
технологической и социальной направленности, связь, моль, молярная масса,молярныйобъем,углеродный
скелет,
ной
способность инициировать, планировать и функциональная группа, радикал, изомерия,
изомеры,гомологическийряд,деятельности
самостоятельно выполнятьтакуюдеятельность;
гомологи, углеводороды,
кислороди
азотсодержащиесоединения,применительно - интерес к различным сферам
профессиональной биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),мономер,к различным деятельности,
полимер,
структурное звено,
высокомолекулярные
соединения, контекстам Овладение
универсальными
учебными кристаллическая решетка, типы химическихреакций(окислительнопознавательнымидействиями:
восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионногообмена),
а) базовыелогическиедействия:
раствор,электролиты,неэлектролиты,электролитическаядиссоциация,
самостоятельно формулировать и окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое
актуализировать проблему, рассматривать ее равновесие), теории и законы (теория химического строения органических
всесторонне;
веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,
- устанавливать существенный признак или периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы),
основания для сравнения, классификации и закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о
обобщения;
свойствах, составе, получении и безопасном использованииважнейших
- определять цели деятельности, задавать неорганических и органических веществ в быту и практической
параметрыикритерииихдостижения;
деятельностичеловека;
- выявлять закономерности и противоречия в - уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий,
рассматриваемыхявлениях;
применять соответствующие понятия при описании строения исвойств

ок 01.
Выбирать
способы
решениязадач
профессиональ

1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме,
формируемые общеобразовательной дисциплиной
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины

6

- вносить коррективы в деятельность, оценивать неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять
соответствиерезультатовцелям,оцениватьрискивзаимосвязьхимическихзнанийспонятиямиипредставлениямидругих
последствийдеятельности;
естественнонаучныхпредметов;
- развивать креативное мышление при решении - уметь использовать наименования химических соединений
жизненныхпроблем
международногосоюзатеоретическойиприкладнойхимииитривиальные
б) базовыеисследовательскиедействия:
названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин,фенол,
- владеть навыками учебно-исследовательской и формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ,
проектной деятельности, навыками разрешения аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других),
проблем;
составлятьформулынеорганическихиорганическихвеществ,уравнения
- выявлять причинно-следственные связи и химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее химические свойства веществ соответствующими экспериментами и
решения, находить аргументы для доказательства записями уравнений химическихреакций;
своих утверждений, задавать параметры и - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и
критериирешения;
органических веществ к определенным классам и группамсоединений,
- анализировать полученные в ходе решения характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды
задачи результаты, критически оценивать их химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная),
достоверность, прогнозировать изменение в типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические
новыхусловиях;
реакции;
- уметь переносить знания в познавательную и - сформировать представления: о химической составляющей
практическуюобластижизнедеятельности;
естественнонаучной картины мира, роли химии в познанииявлений
- уметь интегрировать знания из разных природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
предметныхобластей;
функциональной грамотности, необходимой для решенияпрактических
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
подходыирешения;
природнойсреде;
- способностьихиспользованияв
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
познавательнойисоциальнойпрактике
химических реакций с использованием физическихвеличин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества; использовать
системные химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением
ок 02.
Использовать
современные

В области ценностинаучногопознания:
-уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения
сформированность
мировоззрения,органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего
соответствующего
современному
уровню свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту;
7

средства
поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационн
ые технологии
для
выполнения
задач
профессиональ
ной
деятельности

развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
И в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
-создаватьтекстывразличныхформатахсучетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверност
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;

денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить
реакции ионного обмена, определять среду водных растворов,
качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при
обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять
результаты химическогоэксперимента
в формезаписи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
- уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных
источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
-владетьосновнымиметодаминаучногопознаниявеществихимических
явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
- уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций
с
использованием физических
величин,
характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема
(нормальные условия) газов, количества вещества;использовать
системные химические знания для принятия решений в конкретных
жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

8

-владетьнавыкамираспознаванияизащиты
информации, информационной безопасности
личности;
ок 04.
Эффективно

-готовностьксаморазвитию,самостоятельности -уметьпланироватьивыполнятьхимическийэксперимент(превращения
Исамоопределению;
органическихвеществпринагревании,получениеэтиленаиизучениеего
взаимодейство -овладениенавыкамиучебно-исследовательской,свойств,качественныереакциинаальдегиды,крахмал,уксуснуюкислоту;
вать иработать проектнойисоциальнойдеятельности;
денатурациябелковпринагревании,цветныереакциибелков;проводить
В коллективе и Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымиреакции
ионного обмена, определять среду водных растворов,
команде
действиями:
качественныереакциинасульфат-,карбонат-ихлорид-анионы,накатион
6)совместнаядеятельность:
аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы"и
- понимать и использовать преимущества "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасностипри
команднойииндивидуальнойработы;
обращениисвеществамиилабораторнымоборудованием;представлять
- принимать цели совместной деятельности, результаты химического эксперимента
в форме записиуравнений
организовывать и координировать действия по ее соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
достижению:
составлять план
действий,результатов
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;

9

ок 07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбереж
ению,
применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессовнасостояниеприроднойисоциальной
среды, осознание глобального характера
экологическихпроблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развитиячеловечества;
активное неприятие действий, приносящихвред
окружающейсреде;
умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельностиэкологической
направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальнойдеятельности;

сформировать представления: о химической составляющей
естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природнойсреде;
- уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ, понимая смысл показателяпредельной
допустимой концентрации

ПК 1.1. Выполнять работы по разборке (сборке), монтажу (демонтажу) сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.3. Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.4. Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин и
оборудования.
ПК 1.5. Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии/ специальности

3

10

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
ЛР 14
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
ЛР 25
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
ЛР 27
личностное развитие.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации
Активно применяющий полученные знания на практике
ЛР 31

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»

1.1. Объем дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
Основное содержание

Объем в часах
72
64

вт. ч.:
теоретическое обучение

30
24

практические занятия
лабораторные занятия
Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
вт.ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (ДЗ)

10
6
2
4
2
семестры
1

2

34

38
ДЗ

3

4

11

2.2. Распределение учебной нагрузки по семестрам обучения
№ раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего
часов

1 семестр -34часп
Раздел 1. Основы строения вещества
Строение атомов химических
Тема 1.1.
элементов и природа химической
связи
Периодический закон и таблица
Тема 1.2.

4

Тема 2.2
Контрольная
работа 1
Раздел 3.

Тема 3.1
Тема3.2
Тема3.3
Контрольнаяра
бота 2
Раздел 4.

Тема 4.1
Тема 4.2
Тема4.3

Контрольнаяра
бота 3
Раздел 5.

Типы химических реакций
Электролитическая диссоциация и
ионный обмен
Строение вещества и химические
реакции
Строение и свойства
неорганических веществ
Классификация,
номенклатура и
строение неорганических веществ
Физико- химические свойства
неорганических веществ
Идентификация неорганических
веществ
Свойстванеорганическихвеществ

4
4

Тема 4.1. Классификация, строение
и номенклатура органических
веществ
Тема 4.2. Свойства органических
соединений
Тема 4.3. Идентификация
органических веществ, их значение
и применение в бытовой и
производственной деятельности
человека
Структура и свойства органических
веществ
Кинетические и
термодинамические
закономерности протекания
химических реакций

2
2

10

2
2

2

2

2

2
18

6

4

2

8

6

2

2

2

2

2 семестр -38 часов
Строение и свойства
органическихвеществ

2

2

Д.И. Менделеева
Раздел 2. Химические реакции

Тема 2.1

6

Тео
-рия

В том числе
ЛЗ ПЗ КР

2
22

4

2

10

6

2

6

4

2

2

2
4

2
4

12

Тема5.1
Раздел 6.

Тема 6.1
Тема 6.2
Тема 7

Дифференцирован
ный зачет
Итого

Скорость химическихреакций.
Химическое равновесие
Растворы
Тема 6.1. Понятие о растворах
Тема 6.2. Исследование свойств
растворов
Химия в быту и производственной
деятельности человека

4

2

2

4
2
2

2

2

6 2

4

2
72 32

10

ПЗ – практические занятия, КР – контрольные работы ЛР.-лабораторные работы

22

6+2

13

1.1. Тематический план и содержаниедисциплины
Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное}, лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль

1

2

Основное содержание

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

64

Раздел 1. Основы строения вещества

6

Тема 1.1.

4

Основное содержание

Строение атомов Теоретическое обучение
химических
элементов и
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная
природа
химической связи конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, р-, d-элементы). Валентные

2

ЛР27,
2

Практические занятия

2

15

01ЛР14,
ЛР25,

электроны.Валентность.Электроннаяприродахимическойсвязи.Электроотрицательность.Виды
химическойсвязи(ковалентная,ионная,металлическая,водородная)испособыееобразования

Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по
номенклатуремеждународного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для
составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.)
и других неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии
сположением Периодической системы.

ОК

2

ЛР31

элементавПериодическойсистеме.МировоззренческоеинаучноезначениеПериодического
законаД.И.Менделеева.ПрогнозыД.И.Менделеева.Открытиеновыххимическихэлементов.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на характеризациюхимических
элементов «Металлические/ неметаллические свойства, электроотрицательность химических
элементоввсоответствиисихэлектроннымстроениемиположениемвпериодическойсистеме
химических элементов Д.И.Менделеева»
Раздел 2. Химические реакции

10

Тема 2.1. Типы
химических
реакций

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление
уравненийреакцийсоединения,разложения,замещения,обмена,вт.ч.реакцийгорения,окислениявосстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного
баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов

2

Практические занятия

Тема 2.2.
Электролитическа
я диссоциация и
ионный обмен

ок

01
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

2

Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по
уравнениямхимическихреакций.Молькакединицаколичествавещества.Молярнаямасса.Законы
сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность
газов.Расчетыпоуравнениямхимическихреакцийсиспользованиеммассы,объема(нормальные
условия) газов, количествавещества

2

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, не электролиты. Реакции ионного
обмена.Составлениереакцийионногообменапутемсоставленияих полныхисокращенныхионных
уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций

2

16

ок01
ок04

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа "Типы химических реакций".
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов.
Задания на составление ионных реакций

2

Контрольная
работа 1

Строение вещества и химические реакции

2

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

Тема 3.1.
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

4

Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные
вещества.Основныеклассысложныхвеществ(оксиды,гидроксиды,кислоты,соли).Взаимосвязь
неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфныевещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической
активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ

2

Практические занятия

2

18

Номенклатуране органических веществ:названиевеществаисходяиз их химическойформулыили
составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК)
или тривиальной номенклатуре.
Решение практических заданий поклассификации,номенклатуре
и химическимформулам
неорганическихвеществразличныхклассов(угарныйгаз,углекислыйгаз,аммиак,гашенаяизвесть,
негашенаяизвесть,питьеваясодаидругих):называтьисоставлятьформулыхимическихвеществ,
определять принадлежность к классу.
Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск
информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам

17

2

ок01

ок02
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ДР31

Тема 3.2. Физико- Основное содержание
химические
Теоретическое обучение
свойства
неорганических
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение
веществ
металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов:
виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии

Тема 3.3.
Идентификация
неорганических
веществ

8
6

2

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов
IV- VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных
элементов в природе

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солейидр.).Закономерностивизменениисвойствпростыхвеществ,водородныхсоединений,
высших оксидов игидроксидов

2

Практические занятия

2

Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ:
металловинеметаллов;оксидовметаллов,неметалловиамфотерныхэлементов;неорганических
кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и
безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности
человека

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа «Идентификация неорганическихвеществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по
распознаванию и получению соединений металлов инеметаллов.
Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств,
характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы
на катион аммония

18

2

ОК01
ОК02
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31
ПК 1.1. ПК1.5.

ок01
ок0
2
ок0

4
ЛР14, ЛР25,
ЛР27
,ЛР3
1

Контрольная
работа 2

Свойства неорганических веществ

2

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

22

Тема 4.1.
Классификация,
строение и
номенклатура
органических
веществ

Основное содержание

4

Теоретическое обучение

2

Появлениеиразвитиеорганическойхимиикакнауки.Предметорганическойхимии.Местои
значение органической химии в системе естественныхнаук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный
скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Изомерия и изомеры.
Понятиеофункциональнойгруппе.Радикал.Принципыклассификацииорганическихсоединений.
Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об
азотсодержащихсоединениях,биологическиактивныхвеществах(углеводах,жирах,белкахидр.),
высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурноезвено)

2

Практические занятия

2

Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и
ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов,
используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин,
фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической
молекулы, исходя из элементного состава (в%)

2

Тема 4.2.
Свойства
органических
соединений

10

Основное содержание
Теоретическое обучение

4

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности
классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия;
физические свойства; химические свойства; способы получения):
19

ок01

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

ок01
ок02
ок04

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

- предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в
природе и применениеалканов;
- непредельные(алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды.Горениеацетилена
как источник высокотемпературного пламени для сварки и резкиметаллов

2

-кислородсодержащиесоединения(спиртыифенолы,карбоновыекислотыиэфиры,альдегидыи
кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение
формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Моющие свойствамыла

2

-азотсодержащиесоединения(аминыиаминокислоты,белки).Высокомолекулярныесоединения
(синтетическиеибиологически-активные).Мономер,полимер,структурноезвено.Полимеризация
этилена как основное направление егоиспользования.
Генетическая связь между классами органических соединений
Практические занятия

4

Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура,
химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные
(алкены,алкиныиалкадиены)иароматическиеуглеводороды,спиртыифенолы,карбоновыекислоты
и
эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на
составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их
состава истроения

2

Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих
химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название
органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решениепрактика-ориентированныхтеоретическихзаданийнасвойстваорганическихсоединений
отдельныхклассов

2

Лабораторная работа

2

Лабораторная работа "Превращения органических веществ при нагревании".
Получениеэтиленаиизучениеегосвойств.Моделированиемолекулихимическихпревращенийна
примере этана, этилена, ацетилена идр.
20

2

Тема 4.3.
Идентификация
органических
веществ, их
значение и
применение в
бытовой и
производственной

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

4

Биоорганическиесоединения.Применениеибиологическаярольуглеводов.Окислениеуглеводов
- источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков
пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль
органической химии в решении проблем пищевой безопасности

2

Рольорганическойхимииврешениипроблемэнергетическойбезопасности,вразвитиимедицины,
созданииновыхматериалов,новыхисточниковэнергии(альтернативныеисточникиэнергии).
Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов
(углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), смысл
показателя предельно допустимой концентрации

2

Лабораторные занятия

2

Лабораторная работа: "Идентификация органических соединений отдельных классов"
Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов,крахмала,
уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных
качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков. Возникновение
Аналитического сигналас точки зренияхимических процессовпри
протеканиикачественнойреакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические
вещества

2

Контрольная
работа 3

Структура и свойства органических веществ

2

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

4

Скорость
химических
реакций.
Химическое
равновесие

Основное содержание

деятельности
человека

4

21

ОК01
ОК02
ОК04
ОК0.7
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,
ЛР31

ок01

ок02
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

Теоретическое обучение

2

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые
эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции.
Обратимостьреакций.Химическоеравновесиеиегосмещениеподдействиемразличныхфакторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов. Принцип ЛеШателье

2

Практические занятия

2

ок02

ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

Решение практика-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости
химическойреакции,вт.ч.спозицийэкологическицелесообразногоповедениявбытуитрудовой
деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природнойсреды.
Решение практика-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение
химического равновесия

2

Раздел 6.

Растворы

4

Тема 6.1.
Понятиео
растворах

Основное содержание

2

Теоретическое обучение

2

Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов.
Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой
концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; опасность воздействия на живые
организмы определенных веществ.
Решение практика-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые вбытовойи
производственной деятельности человека

2

Основное содержание

2

Лабораторные занятия

2
22

ок01

ок01
ок02
ок07
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР31

ПК1.1. -ПК1.5

Лабораторная работа «Приготовление растворов».
Тема 6.2.
Приготовление растворов заданной (массовой, %) концентрации (с практикаИсследование
свойств растворов ориентированными вопросами) и определение среды водных растворов.
Решение задач на приготовление растворов

2

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ЛР14, ЛР25,
ЛР27, Р31
ПК1.1. -ПК1.5

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 7.

Химия в быту и производственной деятельности человека

6

Химия в быту и
производственной
деятельности
человека

Основное содержание

6

Теоретическое обучение

2

Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении
экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и
анализахимическойинформацииизразличныхисточников(научнаяиучебно-научнаялитература,
средства массовой информации, сетьИнтернет)

2

Практические занятия
Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные
материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные
волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества,
бытовая химия.
Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией

4

Промежуточная аттестация по дисциплине -дифференцированный зачет

2

Всего

72

23

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ЛР14, ЛР25,
ЛР27,ЛР3
ПК1.1.- ПК1.5.

2. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Требованиякминимальномуматериально-техническомуобеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной
химической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия): наборы
шаростержневыхмоделеймолекул,моделикристаллическихрешеток,коллекции
простыхисложныхвеществи/иликоллекцииполимеров;коллекциягорныхпород и
минералов, таблица Менделеева, учебные фильмы, цифровые образовательные
ресурсы.
Технические средства обучения: компьютер с устройствами
воспроизведениязвука,принтер,мультимедиа-проекторсэкраном,мультимедийная
доска, указка-презентер дляпрезентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: мензурки,
пипетки-капельницы, термометры, микроскоп, лупы, предметные и покровные
стекла,планшетыдлякапельныхреакций,фильтровальнаябумага,промывалки,
стеклянныепробирки,резиновыепробки,фонарики,наборреактивов,стеклянные
палочки,штативыдляпробирок;мерныецилиндры,воронкистеклянные,воронки
делительныецилиндрические{50-100мл),ступкиспестиком,фарфоровыечашки,
пинцеты, фильтры бумажные, вата, марля, часовые стекла, электроплитки,
лабораторныештативы,спиртовыегорелки,спички,прибордляполучениягазов
(или пробирка с газоотводной трубкой), держатели для пробирок, склянки для
хранения реактивов, раздаточные лотки; химические стаканы {50, 100 и 200 мл);
шпатели; пинцеты; тигельные щипцы; секундомеры (таймеры), мерные пробирки (на
10-20 мл) и мерные колбы (25, 50, 100 и 200 мл), водяная баня (или термостат),
стеклянныепалочки;коническиеколбыдлятитрования(50и100мл);индикаторные
полоскидляопределениярНистандартнаяиндикаторнаяшкала;универсальный
индикатор; пипетки на 1, 10, 50 мл (или дозаторы на 1, 5 и 10 мл), бюретки для
титрования, медицинские шприцы на 100-150 мл, лабораторные и/или
аналитическиевесы,рН-метры,сушильныйшкаф,идр.лабораторноеоборудование.
2.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы

3.2.1 Для реализации программы библиотечный фонд образовательной

организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационныересурсы,рекомендованныедляиспользованиявобразовательномпроцессе, не
старше 5 лет с моментаиздания.
3.2.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для студентов:
24

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник — М., 2021.
2.Ерохин Ю.М., Фролов В.И, Сборник задач и упражнений: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
3.Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического профиля. –
М., 2018
4.Бабков А.В., Баранова Т.И., Попков В.А. Химия. Учебник — М., 2014.
5.Габриелян О.С., Химия 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017.
6.Габриелян О.С., Химия 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2017.
7.Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/
О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев.- М.: Дрофа. 2002
8. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод.
пособие. —
М., 2012.
9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов – М., 2004.
10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
https://new.znanium.com
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет www.pvg.mk.ru
(олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)

25

3. КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

дисциплины

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать,
понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.
Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплиныиспользуетсясистемаоценочныхмероприятий,представляющаясобой
комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и
сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и
ФГОССПО.
№

I

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Основное содержание

1

Раздел 1. Основы
строения вещества

Формулировать базовые
понятия и законыхимии
Составлять химические
формулы соединений в
соответствии со степенью
окисления химических
элементов, исходя из
валентности и
электроотрицательности

1.1

ОК 01

Строение атомов
химических элементов
И природахимической
связи

1.2

ОК 01
ОК 02

Периодический закон и Характеризовать
таблица Д.И.
химические элементы в
Менделеева
соответствии с их
положением в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева

1. Тест «Строение атомов
химическихэлементовиприрода
химической связи».
2. Задачи на составление
химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов,
гидридов и т.п.).
3. Задания на использование
химической символики и
названий соединений по
номенклатуре международного
союза теоретической и
прикладной химии и
тривиальных названий для
составления химических формул
двухатомных соединений
(ОКСИДОВ,сульфидов,гидридов
и
т.п.) и других неорганических
соединений отдельных классов
1. Тест «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродствокэлектронухимических
элементов в соответствие с их
электронным строением и

26

2

2.1 ОК 01
ОК 04

Характеризовать типы
Раздел 2. Химические химических реакций
реакции
Типы химических
реакций

Составлять реакции
соединения, разложения,
обмена, замещения,
окислительновосстановительные
реакции

положением в периодической
системе
химическихэлементов
Д.И.Менделеева».
2. Практические задания на
установление связи между
строением атомов химических
элементов и периодическим
изменением свойствхимических
элементов и их соединений в
соответствии с положением
Периодическойсистеме.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
характеризацию химических
элементов: «Металлические/
неметаллические свойства,
электроотрицательность и
сродствокэлектронухимических
элементов в соответствие с их
электронным строением и
положением в периодической
системе химических элементов
Д.И.Менделеева»
Контрольнаяработа
«Строение вещества и
химическиереакции»
1. Задачи на составление
уравнений реакций:
- соединения,замещения,
разложения,обмена;
- окислительновосстановительных реакцийс
использованием метода
электронногобаланса.
2.Задачинарасчетмассы
вещества илиобъёма
газов по известному количеству
вещества, массе или объёму
одного из участвующих в
реакции веществ; расчёты
массы (объёма, количества
вещества) продуктов реакции,
если одно из веществ имеет
примеси

27

2.2 ОК 01
ОК 04

3

ОК 01
ОК 04

3.1

ок01

3.2

ок01

ОК 02

ок02

Электролитическая
Составлять уравнения
диссоциация и ионный химических реакции
обмен
ионного обмена с
участием неорганических
веществ

1. Задания на составление
молекулярных и ионных реакций с
участием кислот, оснований и
солей, установление изменения
кислотностисреды
2. Лабораторная работа"Типы
химических реакций"

Раздел3.Строениеи
свойства
неорганических
веществ

Исследовать строение и Контрольная работа
свойства неорганических «Свойства неорганических
веществ
веществ»

Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ

Классифицировать
неорганические вещества
в соответствии с их
строением

1. Тест «Номенклатура и
название неорганических
веществисходяизиххимической
формулы или составление
химической формулы исходя из
названия вещества по
международной или тривиальной
номенклатуре».
2. Задачи на
расчетмассовойдоли
(массы) химического
элемента (соединения) в
молекуле(смеси).
3. Практические задания по
классификации, номенклатуреи
химическим формулам
неорганических веществ
различныхклассов.
4. Практические задания на
определение химической
активности веществ в
зависимости вида химической
связиитипакристаллической
решетки

Физико-химические
свойства
неорганических
веществ

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
неорганических веществ
от строения атомов и
молекул, а также типа
кристаллической решетки

1. Тест «Особенностихимических
СВОЙСТВ ОКСИДОВ, КИСЛОТ,

оснований, амфотерных
гидроксидов и солей».
2. Задания на составление
уравненийхимическихреакцийс
участием простых исложных

28

неорганических веществ:
оксидов металлов, неметаллов и
амфотерных элементов;
неорганических кислот,
оснований и амфотерных
гидроксидов, неорганических
солей, характеризующих их
свойства и способы получения.
3. Практика-ориентированные
теоретические задания на
свойства и получение
неорганических веществ
3.3

ок01
ок02

ок04

4

4.1

ок01

Идентификация
неорганических
веществ

Исследовать
качественные реакции
неорганических веществ

1. Практика-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
неорганических веществ,
используемых для их
идентификации.
2.Лабораторная работа:
"Идентификация неорганических
веществ"

Раздел 4. Строение и Исследовать строение и
свойства органических свойства органических
веществ
веществ

Контрольная работа
«Строение и свойства
органических веществ»

Классификация,
строение и
номенклатура
органических веществ

1. Задания на составление
названий органических
соединений по тривиальной или
международной систематической
номенклатуре.
2. Задания на составление
полных и сокращенных
структурных формул
органических веществотдельных
классов.
3. Задачи на определение
простейшей формулы
органической молекулы,исходя
из элементного состава(в%)

Классифицировать
органические вещества в
соответствии с их
строением

29

№
4.2

ОК/ПК

ок01

ок02

ок04

4.3

ок01

ок02

ок04

5

5

ок01

ок02

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

Свойства органических
соединений

Устанавливать
зависимость физикохимических свойств
органических веществ от
строения молекул

1. Задания на составление
уравненийхимическихреакцийс
участием органических веществ
на основании их состава и
строения.
2. Задания на составление
уравнений химических реакций,
иллюстрирующих химические
свойства с учетом механизмов
протекания данных реакций и
генетической связи органических
веществ разныхклассов.
3. Расчетные задачи по
уравнениям реакций сучастием
органическихвеществ.
4. Лабораторная работа
"Превращенияорганических
веществ принагревании"

Идентификация
органических веществ,
их значение и
применение в бытовой
и производственной
деятельности человека

Исследовать
качественные реакции
органических соединений
отдельных классов

1. Практико-ориентированные
задания по составлению
химических реакций с участием
органических веществ, в т.ч.
используемых для их
идентификации в быту и
промышленности.
2.Лабораторная работа:
"Идентификация органических
соединений отдельных классов"

Раздел 5.
Кинетические и
термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций

Характеризовать
влияние различных
факторов на равновесие
и скорость химических
реакций

Скорость химических
реакций.Химическое
равновесие

Характеризовать влияние
концентрации
реагирующих веществ и
температуры на скорость
химических реакций
Характеризовать влияние
изменения концентрации
веществ,реакциисредыи

Практика-ориентированные
теоретические задания на анализ
факторов, влияющих на
изменение скорости химической
реакции. Практикаориентированные задания на
применение принципа ЛеШателье для нахождения
30

№

ОК/ПК

Модуль/Раздел/Тема

Результат обучения

Типы оценочных мероприятий

температуры на смещение направления смещения
химического равновесия равновесия химической реакции
и анализ факторов, влияющих на
смещение химического
равновесия

б

6.1

6.2

11

Раздел 6. Растворы
ОК 01
ОК02
ОК 07
ПК1.1.КП1.5.

ОК 01
ОК02
ОК 07
ПК1.1.КП1.5.

Исследовать истинные
растворы с заданными
характеристиками

Понятие о растворах

Различать истинные
растворы

1. Задачи наприготовление
растворов.
2. Практика-ориентированные
расчетные задания на
дисперсные системы,
используемые в бытовой и
производственнойдеятельности
человека

Исследование свойств
растворов

Исследовать физикохимические свойства
истинных растворов

Лабораторная работа
"Приготовление растворов"

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

Раздел 7.
Химия в быту и
производственной
деятельности человека

ок01
ок02
ок04
ок07

ПК1.1.КП1.5.

Оценивать последствия Защитакейса(сучетомбудущей
профессиональной
бытовой и
деятельности)
производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Химия в быту и
Оценивать последствия
производственной
бытовой и
деятельности человека производственной
деятельности человека с
позиций экологической
безопасности

Кейс (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Возможные темы кейсов:
1. Потепление климатаи
высвобождение газовых
гидратовсоднаокеана.
2. Будущиематериалыдляавиа-,
машина- иприборостроения.
3. Новыематериалыдля
солнечныхбатарей.
4. Лекарства на основе
растительныхпрепаратов
31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».