СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр.
4-14
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
15-25
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
26
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
27
1. 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
СПО:
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии
со ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного
производства.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей: освоение системы
географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений,
а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильнойоценки
важнейших
социально-экономических
вопросов
международной жизни; понимание географической специфики крупных
регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и
простого общения.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО:
Код и
наименование
формируемых
компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам
В части трудового воспитания:
- готовность
к
труду,
осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность
к
активной
деятельности технологической и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
-понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин,ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а)
базовые
логические
действия:
- самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять
цели
деятельности,
задавать
параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и
противоречия
в
рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать
креативное
мышление
при
решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять
причинноследственные
связи
и
актуализировать
задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений,
задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически
оценивать
их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные
подходы и решения;
России; определять роль географических
наук
в достижении целей устойчивого
развития;
- освоить и применить знания о размещении
основных географических объектов и
территориальной организации природы и
общества(понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации
и проблема народонаселения); выбирать и
использовать источники географической
информации для определения положения
и взаиморасположения объектов в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
- сформировать системы комплексных
социально
ориентированных
географических
знаний
о
закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и
явления и распознавать их проявления в
повседневной
жизни;
использовать
знания об
основных
географических
закономерностях для определения и
сравнения
свойств
изученных
географических объектов, явлений и
процессов; проводить классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи
между социально-экономическими и
геоэкологическими
процессами
и
явлениями;
между
природными
условиями и размещением населения,
между природными
условиями
и
природно-ресурсным
капиталом
и
отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать
выводы на основе использования
географических знаний;
- владеть
географической
терминологией и системой базовых
географических
понятий,
умение
применять социально- экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
сформировать знания об основных
проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических
проблем: описывать географические
аспекты
проблем
взаимодействия
природы
и
общества;
приводить
примеры
взаимосвязи
глобальных
проблем; приводить примеры возможных
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
способность
их
использования в познавательной
и социальной практике
В области ценности научного
познания:
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего
осознанию
своего места в поликультурном
мире;
- совершенствование языковой
и читательской культуры как
средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников
разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации
различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации
и
целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
- оценивать
достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие
правовым
и
морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть
навыками
распознавания
и
защиты
путей решения глобальных проблем;
- освоить
и
применить
знания
о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения
объектов
в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических
объектов в пространстве;
- сформировать
умения
проводить
наблюдения
за
отдельными
географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных
факторов: определять цели и задачи
проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
- сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять
и
анализировать
географические карты различной тематики и
другие
источники
географической
информации
для
выявления
закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и
явлений;
определять
и
сравниватьпо
географическим картам разного содержания
и другим источникам- географической
информации
качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие географические объекты,
процессы и явления; определять и находить
в комплекс еисточников недостоверную и
противоречивую
географическую
информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач;
информации, информационной
безопасности личности
ОК03.Планироват В
области
духовно- - владеть
умениями
географического
ь
и
нравственного воспитания:
анализа и интерпретации информации из
реализовывать
различных источников: находить, отбирать,
- сформированность
собственное
информацию,
нравственного
сознания, систематизировать
профессиональное
необходимую для изучения географических
этического поведения;
и
- способность
оценивать объектов и явлений, отдельных территорий
личностное
ситуацию
и
принимать мира и России, их обеспеченности
развитие,
осознанные
решения, природными и человеческими ресурсами,
предпринимательс
ориентируясь на морально- хозяйственного потенциала, экологических
кую деятельность
представлять
в
различных
нравственные
нормы
и проблем;
в
формах(графики,таблицы,схемы,
диаграммы,
ценности;
профессиональной - осознание личного вклада в карты)
географическую
информацию;
сфере,
построение
устойчивого формулировать выводы и заключения на
использовать
основе
анализа
и
интерпретации
будущего;
знания по
информации
из
различных
источников
ответственное отношение к
финансовой
географической
информации;
критически
своим родителям и (или) другим
грамотности в
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
членам семьи, созданию семьи
различных
на основе осознанного принятия получаемую из различных источников;
жизненных
различные
источники
ценностей семейной жизни в использовать
ситуациях
соответствии
страдициями географической информации
народов России; Овладение - Для решения учебных и (или) практикоуниверсальными регулятивными ориентированных задач;
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно
составлять
план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов,
собственныхвозможностей
и
предпочтений;
- давать
оценку
новым
ситуациям;
способствовать
формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных
областяхзнаний,
постоянно
повышать
свой
образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно
принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление
к
достижению цели и успеху,
ОК
04.
Эффективно
взаимодействоват
ь и работать в
коллективе
и
команде
ОК 05.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с
учетом
особенностей
оптимизм,
инициативность,
умение действовать, исходяиз
своих возможностей;
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение
универсальны
ми коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом
мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной
работы;
координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение
универсальными регулятивными
действиями: г принятие себя и
других людей:
принимать мотивы и
аргументы других людей при
анализе
результатов
деятельности;
признавать свое право и
право других людей на ошибки;
развивать
способность
понимать мир с позиции другого
человека
В области
эстетического
воспитания:
- эстетическое отношение к миру,
включая
эстетику
быта,
научного
и
технического
творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность
воспринимать
различные виды искусства,
- владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение применять социальноЭкономические понятия для решения
учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
- освоить и применить знания о
размещении основных географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники
географической информации для
определения положения и
взаиморасположения объектов в
социального и
культурного
контекста
традиции и творчество своего и
других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности
и
общества
отечественного и мирового
искусства,
этнических
культурных
традиций
и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в
разных
видах
искусства,
стремление проявлять качества
творческой личности;
ладение универсальными
коммуникативными действиями:
бщение:
- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
- распознавать
невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать конфликты;
развернуто и логично излагать
свою
точку
зрения
с
использованием
языковых
средств
ОК 06. Проявлять -осознание
обучающимися
гражданскороссийской
гражданской
патриотическую
идентичности;
позицию,
Целенаправленное
развитие
демонстрировать
внутренней позиции личности на
осознанное
основе духовно- нравственных
поведение на
ценностей народов Российской
основе
Федерации, исторических и
традиционных
национальнокультурных
общечеловеческих традиций,
формирование
ценностей,
системы значимых ценностнов том числе с
смысловых
установок,
учетом гармо
антикоррупционного
низации
мировоззрения,
межнациональных правосознания, экологической
и межрелигиозных культуры, способности ставить
отношений,
цели и строить жизненные
применять
планы;
стандарты
асти гражданского воспитания:
антикоррупционн - осознание
своих
ого поведения
конституционных
прав
и
обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
инятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географическихобъектоввпространстве;
- сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и
хозяйства: различать географические
процессы и явления и распознавать их
проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных
географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных
географических объектов, явлений
и процессов; проводить классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между
природными
условиями
и
размещением населения, между природными
условиями и природно-ресурсным капиталом
и отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы
на основе использования географических
знаний;
- понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении
важнейших проблем человечества:
приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная
географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в
России; определять роль географических
наук в достижении целей устойчивого
развития;
- владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию,
необходимую дляизучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических
проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на
основе анализа иинтерпретации
информации из различных источнико в
географической информации; критически
оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
использовать различные источники
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;
- готовность вести совместную
деятельность
в
интересах
гражданского
общества,
участвовать в самоуправлении
в
общеобразовательной
организации
и
детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
риотического воспитания:
- сформированность российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее
многонационального
народа
России; ценностное отношение
к государственным символам,
историческому и природному
наследию,
памятникам,
традициям народов России,
достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях
и труде;
- идейная
убежденность,
готовность к служению и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
оенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию
и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного сотрудничества с
педагогическими работниками
и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
географической информации для решения
учебных и(или) практико-ориентированных
задач;
- сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы
и явления; объяснять географические
особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
социальной деятельности
ОК
07.
Содейство
вать сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливо
го производства,
эффективнодейств
овать в
чрезвычай
ныхситуациях
В
области
экологического - сформировать систему комплексных
воспитания:
социально ориентированных
географических знаний о
сформированность
экологической
культуры, закономерностях развития природы,
понимание влияния социально- размещения населения и хозяйства:
экономических процессов на различать географические процессы и
состояние
природной и явления и распознавать их проявления в
социальной среды, осознание повседневной жизни; использовать
глобального
характера
знания об основных географических
экологических проблем;
закономерностях для определения и
планирование и осуществление
действий в окружающей среде сравнения свойств изученных
на
основе
знанияцелей географических объектов, явлений и
устойчивого
развития процессов; проводить классификацию
человечества
активное географических объектов, процессов и
неприятие
действий, явлений; устанавливать взаимосвязи
приносящих вред окружающей между
среде;
- социально-экономическими и
умение
прогнозировать геоэкологическими процессами и
неблагоприятные
явлениями; между природными
экологические
последствия условиями и размещением населения,
предпринимаемых
действий, между природными условиями и
предотвращать их;
природно-ресурсным капиталом и
расширение опыта деятельности отраслевой структурой хозяйства стран;
экологической направленности;
формулировать и/или обосновывать
овладение навыками учебно- выводы на основе использования
исследовательской, проектной
и социальной деятельности;
географическихзнаний;
- владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации
из различных источников: находить,
отбирать, систематизировать
информацию, необходимую для
изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными
и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в
различных
формах(графики,таблицы,схемы,
диаграммы,карты) географическую
информацию; формулировать выводы и
заключения на основе анализа и
интерпретации информации из
различных источников географической
информации; критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
использовать различные источники
географической информации для
решения учебных и(или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять
географические знания для объяснения
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном
языках
разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социальноэкономические и
геоэкологическиепроцессы и явления;
объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социальноэкономического развития, включая
особенности проявления в них
глобальных проблем человечества;
использовать географические знания
омировом
- хозяйстве и населении мира,
обособенностях взаимодействия
природы и общества для решения
учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять
географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и
геоэкологическихпроцессов; оценивать
изученные социально-экономическиеи
- геоэкологические процессы и явления;
освоить
и
применить
наличиемотивациикобучениюил ичностному
развитию;
В области ценности научного
познания:
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития
науки и
общественной практики,
основанного на
диалоге
культур,
способствующего осознанию
своего места в
поликультурном мире;
совершенствованиеязыковойич
итательской
культуры как средства
взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность
индивидуально
и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
-
знания о
размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализациии
проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники
географической информации
для определения положения и
взаиморасположения объектов в
пространстве; описывать положение и
взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- владеть географической терминологией и
системой базовых
географических
понятий,
умение
применять
социальноэкономические понятия для решения
учебных и(или) практикоориентированных задач;
владеть умениями географического анализа
и интерпретации
информации из различных источников:
находить, отбирать,
систематизировать информацию,
необходимую для изучения
географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира
и России, их обеспеченности природными и
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские
действия:
-
-
ПК .2.3
ПК 2.4
ПК 2.6
ПК 2.8
ПК 3.5.
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы,
диаграммы,карты) географическую
информацию; формулировать выводы и
заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные
источники географической информации для
решения учебных и(или) практикоориентированныхзадач;
сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов:
объяснять изученные социальноэкономические и
геоэкологическиепроцессы и явления;
объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социальноэкономическогоразвития, включая
особенности проявления в них глобальных
проблем человечества; использовать
географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико- ориентированныхзадач;
Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за
сельскохозяйственными культурами
Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими требо
ваниями.
Выполнять мелиоративные работы
Выполнять техническое обслуживание при использовании и при
хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и
оборудования, заправлять тракторы и самоходных сельскохозяйственные
машины горюче-смазочными материалами.
Работать с документацией установленной формы.0
Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и
формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках
дисциплины:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального
российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
72
В т.ч.:
54
Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
34
практические занятия
20
Профессионально ориентированное содержание
В т.ч.:
16
0
теоретическое обучение
8
лабораторные работы
0
практические занятия
8
Контрольные работы (за счет теории)
2
Промежуточная аттестация ДЗ
2
семестр
Количество часов
1
2
3
4
34
38
0
0
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование
разделовитем
1
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
1 курс I семестр 34 ч.
Основное содержание
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука.Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы
с ними.Традиционные и новые методы географических исследований.
Географические карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги,
тематические. Группы в соцсетях, художественная литература, путеводители,
карты, их критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Современная
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
политическаякарта
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
мира
несамоуправляющиеся государственныеобразования.
Группировка стран по площади территории и численности населения.Формы
правления, типы государственного устройства и формы государственного режима
Типология
стран по
уровню социально-экономического развития.
Понятие о
политической
географии.
Влияние
международных отношений
на
политическую карту мира. Региональные
и
локальные
конфликты.
Основные политические и военные союзы в современном мире.
Объём
часов
Формируемые
компетенции
3
4
1
ОК01.
ОК02.
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
42
6
4
Практическое занятие
№ 1,2: «Ознакомление с политической картой мира»
2
Содержание учебного материала
6
ОК02.
ОК04.
ОК09.
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
Наименование
разделовитем
Тема1.2.География
мировыхприродных
ресурсов
Тема 1.3. География
населения мира
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
№ 3,4: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
выбору)»
№5,6:«Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией»
Объём
часов
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней
продолжительности жизни населения,
обеспеченности чистой питьевой
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и
религиозный состав населения мира. Социальная структура общества
8
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в
различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах
мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира«Ложная»
урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода»и
мегалополисы
Практическое занятие
2
2
2
Формируемые
компетенции
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ОК05.
ОК06.
ОК07.
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
3
3
ОК01.
ОК02.
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
Наименование
разделовитем
Тема 1.4. Мировое
хозяйство
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№ 7,8: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира
(особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка
качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и
др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование.Научно-технический прогресс и
его современные особенности. Современные особенности развития мирового
хозяйства. Социально-экономические модели стран. Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие
№9,10:«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
производительных сил»
*Профессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира.Электроэнергетика мира.Топливный
баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая,
нефтяная,угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии.
Географические особенности развития мировой электроэнергетики
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
22
3
2
16
2
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ОК04.
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
ПК 2.3.
Выполнять
механизирован
ные работы по
посеву, посадке
и уходу за
сельскохозяйст
венными
культурами
ПК 2.4
Выполнять
уборочные
работы с
заданными
агротехнически
ми требо
ваниями.
ПК 2.6
Выполнять
мелиоративные
работы
ПК 2.8
Выполнять
техническое
обслуживание
при
использовании
и при хранении
тракторов,
комбайнов,
сельскохозяйст
венных машин
и
оборудования,
заправлять
тракторы и
самоходных
сельскохозяйст
венные
машины
горючесмазочными
материалами.
ПК 3.5.
Работать с
документацией
установленной
формы.
Наименование
разделовитем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические
базы
мира. Географические особенности развития
цветной металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной
металлургии
Машиностроение.
Отраслевая
структура
машиностроения.
Развитие
отраслей машиностроения в мире. Главные центры
машиностроения
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая
промышленность.
Лесная (лесоперерабатывающая) и
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой
промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства
и животноводства
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли товарами и услугами.Факторы,
формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов
мира. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских,
образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Особенности
современной торговли услугами
Практические занятия
№ 11,12: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 13,14: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№ 15,16: «Составление экономико-географической характеристики профильной
Объём
часов
2
2
2
2
2
2
Формируемые
компетенции
отрасли»
2
Наименование
разделовитем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№17,18:«Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов
международного туризмаи отдыха»
Объём
часов
Контрольная работа № 1 по разделу 1. Общая характеристика мира
1
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1.
Зарубежная Европа
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характеристика природно- ресурсногопотенциала.Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
Особенности отраслевого состава промышленности.Особенности развития
сельского хозяйства Зарубежной Европы.Уровень развития транспорта и туризма в
Европе.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура
Практическое занятие
№ 19,20: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
европейской страны»
Содержание учебного материала
25
5
Формируемые
компетенции
ОК01.
ОК02.
ОК03.
1
2
2
4
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
Зарубежная Азия
Наименование
разделовитем
Теоретическое обучение
1.Место и рольЗарубежной Азии в мире.Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежнойАзии. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и
размещение предприятий профильнойотрасли в Азии
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2.Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие
отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№ 21,22: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и
хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Тема 2.3. Африка
Тема 2.4. Америка
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки
Хозяйство странАфрики.Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее
преодоления.
*Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования
и развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие
1
Объём
часов
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
Формируемые
компетенции
1
2
2
2
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
6
4
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
Наименование
разделовитем
Тема 2.5. Австралия
и Океания
Тема 2.6. Россия в
современном мире
отрасли хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие
отрасли хозяйства и экономические районы Канады
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности
географическогоположения региона. История формирования его политической
карты. Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской
Америке
Практическое занятие
№23,24: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики
двух стран Северной и Латинской Америки»
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Австралиии Океании
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1.Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX-XXI
веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле
товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности
территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной
6
2
1
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 8
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ЛР 1
специализации РФ. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
России
Практические занятия
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
Наименование
разделовитем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
№25,26: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения
России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№27,28: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России»
Объём
часов
Контрольная работа по разделу 2. Региональная характеристика мира.
1
Формируемые
компетенции
4
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
проблем.
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
Глобальные
процессов.Понятие о глобальных проблемах современности-естественно-научныхи
прогнозы, гипотезы общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и
и проекты
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.*Влияние предприятий
профильной отрасли на глобальныепроблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
4
Дифференцированный зачет
Всего
2
72 часа
2
ОК01.
ОК02.
ОК03.
ОК04.
ОК05.
ОК06.
ОК07.
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 12
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрено
специальное помещение
кабинет Географии, оснащённый оборудованием: мебель, доска, мел,
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими
средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука,
принтер, мультимедиапроектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
3.2.1 Основные источники:
Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2017
3.2.2 Дополнительные источники
1.Баранчиков
Е.В.
География:
учебник
для
студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
2.Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие
для
студентов
профессиональных
образовательных
организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2017
4.Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб.
Пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
27
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Общая/професси Раздел/Тема
ональная
компетенция
ОК 01.
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 02.
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 03.
Р1,Тема1.3;1.4.
Р2,Темы2.1-2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 04.
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Профессионально-ориентированное
содержание
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК2.3;2.4;2.6.6;2.
8;3.5
Тип оценочных мероприятий
тестирование Кейсзадания
географическийдиктант
устныйопрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка составленных презентаций
по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных карт
контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных
заданий
дифференцированный
зачет
проводитсявформетестирования