СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ стр. 4-14 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 15-25 ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 26 ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 27 1. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии со ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильнойоценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения. 1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО: Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, -понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин,ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинноследственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества(понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально- экономические понятия для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности способность их использования в познавательной и социальной практике В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты путей решения глобальных проблем; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать умения проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения; - сформировать умения находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравниватьпо географическим картам разного содержания и другим источникам- географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплекс еисточников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач; информации, информационной безопасности личности ОК03.Планироват В области духовно- - владеть умениями географического ь и нравственного воспитания: анализа и интерпретации информации из реализовывать различных источников: находить, отбирать, - сформированность собственное информацию, нравственного сознания, систематизировать профессиональное необходимую для изучения географических этического поведения; и - способность оценивать объектов и явлений, отдельных территорий личностное ситуацию и принимать мира и России, их обеспеченности развитие, осознанные решения, природными и человеческими ресурсами, предпринимательс ориентируясь на морально- хозяйственного потенциала, экологических кую деятельность представлять в различных нравственные нормы и проблем; в формах(графики,таблицы,схемы, диаграммы, ценности; профессиональной - осознание личного вклада в карты) географическую информацию; сфере, построение устойчивого формулировать выводы и заключения на использовать основе анализа и интерпретации будущего; знания по информации из различных источников ответственное отношение к финансовой географической информации; критически своим родителям и (или) другим грамотности в оценивать и интерпретировать информацию, членам семьи, созданию семьи различных на основе осознанного принятия получаемую из различных источников; жизненных различные источники ценностей семейной жизни в использовать ситуациях соответствии страдициями географической информации народов России; Овладение - Для решения учебных и (или) практикоуниверсальными регулятивными ориентированных задач; действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственныхвозможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областяхзнаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, ОК 04. Эффективно взаимодействоват ь и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей оптимизм, инициативность, умение действовать, исходяиз своих возможностей; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальны ми коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноЭкономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в социального и культурного контекста традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; ладение универсальными коммуникативными действиями: бщение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств ОК 06. Проявлять -осознание обучающимися гражданскороссийской гражданской патриотическую идентичности; позицию, Целенаправленное развитие демонстрировать внутренней позиции личности на осознанное основе духовно- нравственных поведение на ценностей народов Российской основе Федерации, исторических и традиционных национальнокультурных общечеловеческих традиций, формирование ценностей, системы значимых ценностнов том числе с смысловых установок, учетом гармо антикоррупционного низации мировоззрения, межнациональных правосознания, экологической и межрелигиозных культуры, способности ставить отношений, цели и строить жизненные применять планы; стандарты асти гражданского воспитания: антикоррупционн - осознание своих ого поведения конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; инятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, пространстве; описывать положение и взаиморасположение географическихобъектоввпространстве; - сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую дляизучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа иинтерпретации информации из различных источнико в географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; риотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; оенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебноисследовательской, проектной и географической информации для решения учебных и(или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; социальной деятельности ОК 07. Содейство вать сохранению окружающей среды, ресурсосбережени ю, применять знания об изменении климата, принципы бережливо го производства, эффективнодейств овать в чрезвычай ныхситуациях В области экологического - сформировать систему комплексных воспитания: социально ориентированных географических знаний о сформированность экологической культуры, закономерностях развития природы, понимание влияния социально- размещения населения и хозяйства: экономических процессов на различать географические процессы и состояние природной и явления и распознавать их проявления в социальной среды, осознание повседневной жизни; использовать глобального характера знания об основных географических экологических проблем; закономерностях для определения и планирование и осуществление действий в окружающей среде сравнения свойств изученных на основе знанияцелей географических объектов, явлений и устойчивого развития процессов; проводить классификацию человечества активное географических объектов, процессов и неприятие действий, явлений; устанавливать взаимосвязи приносящих вред окружающей между среде; - социально-экономическими и умение прогнозировать геоэкологическими процессами и неблагоприятные явлениями; между природными экологические последствия условиями и размещением населения, предпринимаемых действий, между природными условиями и предотвращать их; природно-ресурсным капиталом и расширение опыта деятельности отраслевой структурой хозяйства стран; экологической направленности; формулировать и/или обосновывать овладение навыками учебно- выводы на основе использования исследовательской, проектной и социальной деятельности; географическихзнаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах(графики,таблицы,схемы, диаграммы,карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и(или) практикоориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологическиепроцессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания омировом - хозяйстве и населении мира, обособенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологическихпроцессов; оценивать изученные социально-экономическиеи - геоэкологические процессы и явления; освоить и применить наличиемотивациикобучениюил ичностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствованиеязыковойич итательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными - знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализациии проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и(или) практикоориентированных задач; владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - - ПК .2.3 ПК 2.4 ПК 2.6 ПК 2.8 ПК 3.5. человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и(или) практикоориентированныхзадач; сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологическиепроцессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономическогоразвития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико- ориентированныхзадач; Выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами Выполнять уборочные работы с заданными агротехническими требо ваниями. Выполнять мелиоративные работы Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходных сельскохозяйственные машины горюче-смазочными материалами. Работать с документацией установленной формы.0 Личностные результаты, отнесённые к деловым качествам личности и формируемые в процессе реализации программы воспитания в рамках дисциплины: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Личностные результаты реализации программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 12 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 72 В т.ч.: 54 Основное содержание в т. ч.: теоретическое обучение 34 практические занятия 20 Профессионально ориентированное содержание В т.ч.: 16 0 теоретическое обучение 8 лабораторные работы 0 практические занятия 8 Контрольные работы (за счет теории) 2 Промежуточная аттестация ДЗ 2 семестр Количество часов 1 2 3 4 34 38 0 0 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География Наименование разделовитем 1 Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2 1 курс I семестр 34 ч. Основное содержание Введение Введение. Источники географической информации. География как наука.Ее роль и значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с ними.Традиционные и новые методы географических исследований. Географические карты различной тематики и их практическое использование. «Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические. Группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты, их критический анализ) Раздел 1. Общая характеристика мира Тема 1.1. Содержание учебного материала Современная Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные политическаякарта особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и мира несамоуправляющиеся государственныеобразования. Группировка стран по площади территории и численности населения.Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима Типология стран по уровню социально-экономического развития. Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в современном мире. Объём часов Формируемые компетенции 3 4 1 ОК01. ОК02. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 12 42 6 4 Практическое занятие № 1,2: «Ознакомление с политической картой мира» 2 Содержание учебного материала 6 ОК02. ОК04. ОК09. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 12 Наименование разделовитем Тема1.2.География мировыхприродных ресурсов Тема 1.3. География населения мира Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Теоретическое обучение Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды № 3,4: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)» №5,6:«Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной экологической ситуацией» Объём часов Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1. Современная демографическая ситуация. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения мира. Социальная структура общества 8 2. Занятость населения. Размещение населения. Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира«Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода»и мегалополисы Практическое занятие 2 2 2 Формируемые компетенции ОК01. ОК02. ОК03. ОК05. ОК06. ОК07. ЛР 1 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 12 3 3 ОК01. ОК02. ЛР 1 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 12 Наименование разделовитем Тема 1.4. Мировое хозяйство Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) № 7,8: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира (особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)» Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование.Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике Практическое занятие №9,10:«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил» *Профессионально-ориентированное содержание Теоретическое обучение 2. География основных отраслей мирового хозяйства Топливно-энергетический комплекс мира.Электроэнергетика мира.Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная,угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические особенности развития мировой электроэнергетики Объём часов Формируемые компетенции 2 22 3 2 16 2 ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ЛР 1 ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 ПК 2.3. Выполнять механизирован ные работы по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйст венными культурами ПК 2.4 Выполнять уборочные работы с заданными агротехнически ми требо ваниями. ПК 2.6 Выполнять мелиоративные работы ПК 2.8 Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйст венных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходных сельскохозяйст венные машины горючесмазочными материалами. ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы. Наименование разделовитем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира. Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей машиностроения в мире. Главные центры машиностроения Транспортный комплекс Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности Сельское хозяйство Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства География отраслей непроизводственной сферы. Основные направления международной торговли товарами и услугами.Факторы, формирующие международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Особенности современной торговли услугами Практические занятия № 11,12: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира» № 13,14: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира» № 15,16: «Составление экономико-географической характеристики профильной Объём часов 2 2 2 2 2 2 Формируемые компетенции отрасли» 2 Наименование разделовитем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) №17,18:«Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризмаи отдыха» Объём часов Контрольная работа № 1 по разделу 1. Общая характеристика мира 1 Основное содержание Раздел 2. Региональная характеристика мира Тема 2.1. Зарубежная Европа Тема 2.2. Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характеристика природно- ресурсногопотенциала.Особенности населения Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности отраслевого состава промышленности.Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы.Уровень развития транспорта и туризма в Европе. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе 2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Практическое занятие № 19,20: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской страны» Содержание учебного материала 25 5 Формируемые компетенции ОК01. ОК02. ОК03. 1 2 2 4 ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 Зарубежная Азия Наименование разделовитем Теоретическое обучение 1.Место и рольЗарубежной Азии в мире.Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки» современной зарубежнойАзии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение предприятий профильнойотрасли в Азии Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2.Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Практическое занятие № 21,22: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии» Тема 2.3. Африка Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала Теоретическое обучение Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки Хозяйство странАфрики.Особенности хозяйства стран Африки. Особенности развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее преодоления. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Северной Америке США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Население США. Ведущие 1 Объём часов ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 Формируемые компетенции 1 2 2 2 ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 6 4 ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 Наименование разделовитем Тема 2.5. Австралия и Океания Тема 2.6. Россия в современном мире отрасли хозяйства и экономические районы США Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы Канады Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географическогоположения региона. История формирования его политической карты. Население Латинской Америки Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке Практическое занятие №23,24: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Северной и Латинской Америки» Объём часов Формируемые компетенции 2 Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Австралиии Океании 2 Содержание учебного материала Теоретическое обучение 1.Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX-XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной 6 2 1 ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 4 ЛР 6 ЛР 8 ОК01. ОК02. ОК03. ЛР 1 специализации РФ. *Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в России Практические занятия ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 12 Наименование разделовитем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) №25,26: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда» №27,28: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России» Объём часов Контрольная работа по разделу 2. Региональная характеристика мира. 1 Формируемые компетенции 4 Раздел 3. Глобальные проблемы человечества Тема 3.1. Содержание учебного материала Классификация Теоретическое обучение глобальных Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы. проблем. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных Глобальные процессов.Понятие о глобальных проблемах современности-естественно-научныхи прогнозы, гипотезы общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и и проекты экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.*Влияние предприятий профильной отрасли на глобальныепроблемы. Роль географии в решении глобальных проблем человечества 4 Дифференцированный зачет Всего 2 72 часа 2 ОК01. ОК02. ОК03. ОК04. ОК05. ОК06. ОК07. ЛР 1 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы дисциплины предусмотрено специальное помещение кабинет Географии, оснащённый оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиапроектор с экраном. 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 3.2.1 Основные источники: Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 3.2.2 Дополнительные источники 1.Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 2.Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 4.Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. Пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017. 27 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/професси Раздел/Тема ональная компетенция ОК 01. Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4 Р 2, Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1 ОК 02. Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4 Р 2, Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1 ОК 03. Р1,Тема1.3;1.4. Р2,Темы2.1-2.6 Р 3, Тема 3.1 ОК 04. Р 1, Темы 1.1., 1.4. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Темы 2.1, 2.2 Р 3, Темы 3.1 Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Тема 1.1. Профессионально-ориентированное содержание ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 09. ПК2.3;2.4;2.6.6;2. 8;3.5 Тип оценочных мероприятий тестирование Кейсзадания географическийдиктант устныйопрос фронтальный письменный опрос эссе, доклады, рефераты оценка составленных презентаций по темам раздела оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт контрольная работа оценка самостоятельно выполненных заданий дифференцированный зачет проводитсявформетестирования