3 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Общие положения Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции 4.2. Профессиональные компетенции Раздел 5. Структура образовательной программы 5.1. Нормативная база реализации ОПОП 5.2. Организация учебного процесса и режим занятий 5.3. Общеобразовательный цикл 5.4. Формирование вариативной части ОПОП 5.5. Формы проведения консультаций 5.6. Формы проведения промежуточной аттестации 5.7. Формы проведения государственной итоговой аттестации Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническим условиям 6.2. Требования к кадровым условиям 6.3. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Учебный план Приложение 2. Календарный учебный график Приложение 3. Программы общеобразовательного цикла Приложение 4. Программы общепрофессионального цикла Приложение 5. Программы профессионального цикла Приложение 6. Контрольно - оценочные средства Приложение 7. Программа воспитания и календарный график воспитательной работы 4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая ООП-П по профессии35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производстваразработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства, утвержденного приказом Министерство просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022 г. № 355 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства» (далее – ФГОС, ФГОС СПО). ООП-П определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по профессии35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. ООП-П разработана для реализации образовательной программы на базе основного общего образования, на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии. 1.2. Нормативные основания для разработки ООП-П: − Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»; − Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022 г. № 355 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства»; − Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»); − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 555н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области механизации сельского хозяйства»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 362н «Об утверждении профессионального стандарта «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»; − Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; 5 - Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». - Устав ГБПОУ РО«АККАТТ» (далее - техникум). 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПОП-П: ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный профессионального образования; ПОП-П – примерная образовательная программа «Профессионалитет»; ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; КК – корпоративные компетенции; ПС – профессиональный стандарт, ОТФ – обобщенная трудовая функция; ТФ – трудовая функция; СГ – социально-гуманитарный цикл; ОП –общепрофессиональный цикл/общепрофессиональная дисциплина; П – профессиональный цикл; ПМ – профессиональный модуль; МДК – междисциплинарный курс; ПА – промежуточная аттестация; ДЭ – демонстрационный экзамен; ГИА – государственная итоговая аттестация; ДПБ – дополнительный профессиональный блок; ОПБ – обязательный профессиональный блок; КОД- комплект оценочной документации; ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена. стандарт среднего 1.4. Участие работодателей в разработке и реализации адаптированной образовательной программы Социальные партнеры, работодатели участвуют в разработке учебно-методической документации, материалов по обеспечению образовательного процесса в свете требований ФГОС, рабочих программ производственной практики по профессии, рабочих программ по присвоению квалификаций рабочих профессий, в государственных экзаменационных комиссиях, в оценке квалификаций на модульных экзаменах, в создании образовательных программ (это – согласование учебных планов нового набора, распределение вариативной части, утверждение новых умений, знаний, компетенций по дисциплинам вариативной части, совместная разработка рабочих программ профессиональных модулей, программ производственной практики). Председатели государственных экзаменационных комиссий, члены жюри конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций являются действующими руководителями предприятий и организаций. 6 Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы с учетом сетевой формы реализации программы Программа сочетает обучение в образовательной организации и на рабочем месте в организации или на предприятии с широким использованием в обучении цифровых технологий. Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: Мастер сельскохозяйственного производства; водитель автомобиля. Направленность образовательной программы конкретизирует содержание образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности: Наименование направленности Вид деятельности (по выбору) в соответствии с направленностью Мастер по техническому Выполнение работ по ремонту и наладке обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования (по выбору) сельскохозяйственных машин и оборудования Мастер по механизированным Выполнение механизированных работ в сельскохозяйственным работам сельскохозяйственном производстве с поддержанием технического состояния средств механизации (по выбору) Водитель автомобиля категории «С» Выполнять работы по транспортировке грузов. Получение образования по профессиидопускается только в профессиональной образовательной организации. Формы обучения: очная. Объем образовательной программы, реализуемой на базе общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 2952 академических часа Сроки получения среднего профессионального образования по образовательной программе, реализуемой на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования 1 год 10 месяцев. Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Областьпрофессиональной деятельности выпускников: 13 Сельское хозяйство. 3.2. Матрица компетенций выпускника как совокупность результатов обучения взаимосвязанных между собой ОК и ПК, которые должны быть сформированы у обучающегося по завершении образовательной программы «Профессионалитет», представлена в Приложении 1. 3.3. Профессиональные модули формируются в соответствии с выбранными видами деятельности. Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции Код компетенции 7 Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части определять этапы решения задачи выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы составлять план действия определять необходимые ресурсы владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах реализовывать составленный план оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить основные источники информации и ресурсы д ля решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации определять необходимые источники информации планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию выделять наиболее значимое в перечне информации оценивать практическую значимость результатов поиска оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач использовать современное программное обеспечение использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности приемы структурирования информации формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации порядок их применения и программное обеспечение в 8 ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности применять современную научную профессиональную терминологию определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности презентовать бизнес-идею определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации современная научная и профессиональная терминология возможные траектории профессионального развития и самообразования основы предпринимательской деятельности основы финансовой грамотности правила разработки бизнес-планов порядок выстраивания презентации кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей профессии применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, 9 ОК 07 общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках общечеловеческих ценностей значимость профессиональной деятельности по профессии стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии,осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности пути обеспечения ресурсосбережения принципы бережливого производства основные направления изменения климатических условий региона Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека основы здорового образа жизни условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или 10 интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 4.1. Профессиональные компетенции Виды деятельности Код и наименование компетенции Выполнение работ по ПК 1.1 Выполнять раремонту и наладке боты по разборке сельскохозяйственных (сборке), монтажу (демашин и монтажу) сельскохооборудования (по зяйственных машин и выбору) оборудования Показатели освоения компетенции Навыки: выполнения работ по очистке и мойке машин, агрегатов, узлов и деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; выполнения разборочно-сборочных работ сельскохозяйственных машин и оборудования; установления комплектности сельскохозяйственного оборудования; выполнения измерительных работ и оценки качества проведенных монтажных работ Умения: подбирать технологическое оборудование и режимы очистки и мойки машин, узлов и деталей; осуществлять выбор инструментов, приспособлений для разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования; использовать инструменты, приспособления, пневматическое, электрическое, слесарно-механическое оборудование при разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования; производить операции по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования при ремонте; использовать нормативно-техническую документацию по разборке и сборке сельскохозяйственных машин и оборудования; применять средства индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и требованиями охраны труда Знания: назначение и порядок использования 11 ПК 1.2. Производить ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования моечного оборудования; способы очистки и мойки сельскохозяйственных машин и оборудования; виды моечных средств; назначение и конструктивное устройство сельскохозяйственных машин и оборудования; порядок проведения разборки и сборки сельскохозяйственных машин и оборудования; наименование и назначение расходных материалов; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение деталей; подбор и правила применения контрольно-измерительных инструментов и приборов; регламент оценки качества проведенных разборочно-сборочных работ; методы демонтажа сельскохозяйственного оборудования; способы применения механизированного инструмента при демонтаже сельскохозяйственного оборудования; назначение, конструктивное устройство монтируемого сельскохозяйственного оборудования и взаимодействие его основных узлов; способы проверки размеров фундаментов под сельскохозяйственное оборудование; способы и параметры оценки качества проведенных работ по демонтажу сельскохозяйственного оборудования; технические характеристики и конструктивные особенности сельскохозяйственного оборудования; методы монтажа сельскохозяйственного оборудования; способы применения механизированного инструмента при монтаже сельскохозяйственного оборудования; способы и параметры оценки качества проведенных работ по монтажу сельскохозяйственного оборудования; правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Навыки: выполнения ремонтных работ узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; проведения контрольно-измерительных 12 ПК 1.3 Производить восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования работ для выявления неисправных узлов и механизмов; проведения проверки комплектности узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования Умения: использовать контрольноизмерительный инструмент для выявления неисправных узлов и механизмов; осуществлять выбор оборудования, оснастки для ремонта узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; применять средства индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и требованиями охраны труда; использовать нормативно-техническую документацию по ремонту узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования Знания: технические условия на ремонт узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; методы выявления и способы устранения дефектов в работе узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; основные приемы слесарных работ по ремонту узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности; назначение и конструктивное устройство узлов и механизмов сельскохозяйственных машин и оборудования; правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Навыки: определения технического состояния отдельных узлов и деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; определения технического состояния отдельных узлов и деталей машин и оборудования Умения: выявлять неисправные деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; использовать контрольноизмерительный инструмент при восстановлении деталей сельскохозяйствен- 13 ПК 1.4 Выполнять стендовую обкатку, испытание, регулирование отремонтированных сельскохозяйственных машин и оборудования ных машин и оборудования; осуществлять выбор оборудования, оснастки для восстановления деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; производить ремонтные операции по устранению дефектов деталей при восстановлении сельскохозяйственных машин и оборудования; использовать нормативно-техническую документацию по восстановлению деталей сельскохозяйственных машин и оборудования Знания: назначение и конструктивные особенности деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; основные приемы слесарных работ при восстановлении деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; технические условия на восстановление деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; методы выявления и устранения дефектов деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; методика контроля геометрических параметров деталей сельскохозяйственных машин и оборудования; системы допусков и посадок, классы точности, шероховатость, допуски формы и расположения поверхностей; основные механические свойства обрабатываемых материалов; способы восстановления и упрочнения изношенных деталей согласно техническим требованиям Навыки: выполнения работ по обкатке агрегатов и узлов отремонтированных сельскохозяйственных машин; выполнения работ по регистрации технических характеристик и испытания отремонтированных сельскохозяйственных машин Умения: выбирать стенды для обкатки агрегатов и узлов отремонтированных сельскохозяйственных машин; выполнять установку и присоединение отремонтированных агрегатов и узлов на стенды для обкатки (отсоединению и снятию со стенда после окончания испытаний); использовать стенды для обкатки агрегатов и узлов отремонтированных сель- 14 ПК 1.5 Выполнять наладку сельскохозяйственных машин и оборудования скохозяйственных машин выявлять и устранять дефекты, обнаруженные при обкатке отремонтированных сельскохозяйственных машин применять средства индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями и требованиями охраны труда Знания: конструктивные особенности, назначение и взаимодействие узлов и механизмов сельскохозяйственных машин; марки топлива, смазочных материалов и рабочих жидкостей, применяемых в сельскохозяйственных машинах; порядок подготовки отремонтированных сельскохозяйственных машин к обкатке и испытаниям; технические условия на обкатку, испытания и регулировку отремонтированных сельскохозяйственных машин; виды, последовательность, режимы обкатки и испытаний отремонтированных сельскохозяйственных машин; порядок регулирования узлов отремонтированных сельскохозяйственных машин Навыки: выполнения работ по обкатке агрегатов и машин; выполнения разборочносборочных, дефектовочнокомплектовочных работ Умения: выбирать инструменты и оснастку при проведении при проведении пусконаладочных работ сельскохозяйственного оборудования; использовать инструменты и оснастку для наладки сельскохозяйственного оборудования; установка и подключение, отключение и снятие сельскохозяйственного оборудования; устранять неполадки и регулировать рабочие параметры сельскохозяйственного оборудования Знания: конструктивные особенности, назначение сельскохозяйственного оборудования при проведении пусконаладочных работ; марки топлива, смазочных материалов и рабочих жидкостей, применяемых в сельскохозяйственном оборудовании при проведении пусконаладочных ра- 15 Выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном производстве с поддержанием технического состояния средств механизации (по выбору) ПК 2.1. Выполнять основную обработку и предпосевную подготовку почвы с заданными агротехническими требованиями ПК 2.2 Вносить удобрения с заданными агротехническими требованиями бот; порядок подготовки к приемосдаточным испытаниям сельскохозяйственного оборудования; технические условия на приемо-сдаточные испытания сельскохозяйственного оборудования; правила и нормы охраны труда Навыки: комплектования агрегатов для выполнения подготовки и обработки почвы с заданными агротехническими требованиями; подготовки и обработки почвы с соблюдением агротехнических требований; текущего контроля качества основной и предпосевной обработки почвы Умения: настраивать и регулировать агрегаты для выполнения основной обработки и предпосевной подготовки почвы; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов; выбирать скоростной режим, различные виды движения машинно-тракторных агрегатов с учетом допустимых по агротехническим требованиям в зависимости от конфигурации поля и состава агрегата Знания: основы технологии механизированных работ в растениеводстве; технологии, приемы основной и предпосевной обработки почвы с учетом агротехнических требований; принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для выполнения подготовки и обработки почвы; контроль и оценка качества основной и предпосевной подготовки почвы правила и нормы охраны труда Навыки: внесения удобрений с соблюдением агротехнических требований Умения: настраивать и регулировать агрегат для внесения удобрений на заданный режим работы с учетом агротехнических требований; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных 16 агрегатов Знания: виды минеральных и органических удобрений; технологические схемы, агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений; принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для внесения минеральных и органических удобрений; контроль и оценка качества внесения удобрений; правила и нормы охраны труда ПК 2.3. Выполнять ме- Навыки: ханизированные работы выполнения механизированных работ по посеву, посадке и по посеву, посадке и уходу за сельскоуходу за сельскохозяй- хозяйственными культурами; ственными культурами текущего контроля качества посева, посадки, ухода за сельскохозяйственными культурами Умения: настраивать и регулировать машиннотракторный агрегаты по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов; пользоваться надлежащими средствами защиты Знания: агротехнические требования, технологии, способы ухода за посевами и посадками сельскохозяйственных культур, в т.ч. с использованием оборудования для точного земледелия; принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для выполнения посева и посадки сельскохозяйственных культур; контроль и оценка качествавыполняемых механизированных работ по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами; правила и нормы охраны труда ПК 2.4 Выполнять убо- Навыки: рочные работы с задан- комплектования машинно-тракторного ными агротехническиагрегата для проведения уборочных рами требованиями бот; проведения уборочных работ с соблюдением требований и правил агротехники; 17 ПК 2.5 Выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и стационарные работы на тракторах ПК 2.6 Выполнять мелиоративные работы текущего контроля качества уборочных работ Умения: настраивать и регулировать машиннотракторный агрегат для проведения уборочных работ; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов Знания: агротехнические требования к уборке сельскохозяйственных культур принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка, правила комплектования машин для проведения уборочных работ; технологии и организация работ по уборке зерновых и зернобобовых культур, масличных культур, овощных культур, сахарной свеклы, кормовых культур в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства Навыки: выполнение погрузочно-разгрузочных, транспортных и стационарных работ на тракторах, в т.ч. с использованием рабочего и вспомогательного оборудования трактора Умения: размещать и закреплять на тракторных прицепах перевозимый груз; выполнять транспортные и стационарные работы на тракторах; получать, оформлять и сдавать транспортную документацию Знания: классификация сельскохозяйственных грузов; правила эксплуатации, погрузки, укладки, строповки грузов на тракторных прицепах и их разгрузки; правила дорожного движения и перевозки грузов; правила охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов Навыки: выполнения мелиоративных работ; текущего контроля качества мелиоративных работ Умения: комплектовать машинно-тракторный агрегат для корчевания пней, удаления 18 кустарников и уборки камней, для устройства и содержания каналов, для планировки поверхности поля; настраивать и регулировать машиннотракторный агрегат для устройства и содержания каналов, для корчевания пней, удаления кустарников и уборки камней, для планировки поверхности поля Знания: принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для корчевания пней, уборки камней и удаления кустарников, устройства и содержания каналов, для планировки поверхности поля; технология выполнения культуртехнических работ, работ по устройству и содержанию каналов, планировочных работ в соответствии с требованиями агротехники ПК 2.7 Выполнять меНавыки: ханизированные работы выполнения механизированных работ по разгрузке и раздаче по разгрузке и раздаче кормов, уборке кормов животным, навоза в животноводческих помещениуборке навоза и отхоях и на выгульных площадках дов животноводства Умения: комплектовать машинно-тракторные агрегаты для разгрузки и раздачи кормов, для уборки навоза и отходов животноводства; настраивать и регулировать машиннотракторный агрегат для разгрузки и раздачи кормов, для уборки навоза и отходов животноводства; устранять простейшие неисправности в процессе работы машинно-тракторных агрегатов; пользоваться надлежащими средствами защиты Знания: принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для разгрузки и раздачи кормов; технология выполнения работ по разгрузке и раздаче кормов в животноводческих помещениях и на выгульных площадках; правила и нормы охраны труда ПК 2.8 Выполнять тех- Навыки: ническое обслуживание выполнения всех видов периодического при использовании и технического обслуживания трактора, при хранении трактокомбайна, сельскохозяйственной маширов, комбайнов, сельны и оборудования; 19 скохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходных сельскохозяйственные машины горюче-смазочными материалами Транспортировка грузов ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С" получения горюче-смазочных материалов и выполнения заправки тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин Умения: выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения трактора, комбайна, сельскохозяйственной машины и оборудования, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований и требований безопасности; заполнять документацию по выдаче нефтепродуктов Знания: порядок подготовки, перечень операций всех видов периодического технического обслуживания трактора, комбайна, сельскохозяйственной машины и оборудования; виды, способы, порядок подготовки техники к хранению и снятия с хранения; требования к топливно-смазочным материалам и специальным жидкостям, технические средства для их транспортирования, приема, хранения, выдачи; свойства, правила хранения и использования горюче-смазочных материалов и технических жидкостей; правила и нормы охраны труда Навыки: управления автомобилями категории "С"; Умения: соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; уверенно действовать в нештатных ситуациях; управлять своим эмоциональным состоянием, уважать правадругих участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; соблюдать режим труда и отдыха; Знания: основы законодательства в сфере 20 ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. дорожного движения, Правила дорожного движения; правила эксплуатации транспортных средств; виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; Практический опыт: управления автомобилями категории "С"; Умения: обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов; соблюдать режим труда и отдыха; Знания: правила перевозки грузов и пассажиров; виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочноразгрузочных работ Практический опыт: управления автомобилями категории "С"; Умения: выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; Заправлятьтранспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований; Знания: назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию; Практический опыт: управления автомобилями категории "С"; Умения: устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; 21 ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы. ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия. Знания: перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию; правила обращения с эксплуатационными материалами; Практический опыт: управления автомобилями категории "С"; Умения: получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию; Знания: требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности; основы безопасного управления транспортными средствами; порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации; Практический опыт: управления автомобилями категории "С"; Умения: принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях; соблюдать требования по транспортировке пострадавших; использовать средства пожаротушения; Знания: порядок действий водителя в нештатных ситуациях; комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств; приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; правила применения средств пожаротушения. Структураи содержание основной профессиональнойобразовательнойпрограммы 5. 5.1. Рабочий учебный план образовательной программы 5.1.1 Нормативная база реализации основной профессиональной образовательной программы 22 Настоящий учебный план основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) среднего профессионального образования-программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) ГБПОУ РО «АККАТТ» тразработанна основе: − Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»; − Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 24 мая 2022 г. № 355 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства»; − Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»); − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 555н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области механизации сельского хозяйства»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 362н «Об утверждении профессионального стандарта «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»; − Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». - Устав ГБПОУ РО «АККАТТ» (далее - техникум). 5.2. Организация учебного процесса и режим занятий Нормативный срок обучения – 1 год 10 месяцев. Учебный план определяет перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин (далее УД), профессиональных модулей (далее ПМ), входящих в них междисциплинарных курсов (далее МДК), учебной и производственной практики, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации и каникул. 23 Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с рабочими программами УД и ПМ и расписанием учебных занятий. Рабочие программы УД и ПМ разрабатываются и утверждаются техникумом самостоятельно с учетом требований рынка труда в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программой по профессии. В техникуме устанавливаются такие виды учебных занятий, как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, лекция, семинар, консультация, учебная практика, производственная практика, а также самостоятельная работа обучающихся. Продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Возможно объединение уроков в пары по 90 минут. Количество и последовательность занятий определяется расписанием учебных занятий. При выполнении лабораторных и практических занятий по УД общепрофессионального цикла и МДК профессионального цикла предусматривается разделение учебных групп на подгруппы наполняемостью не менее 12человек.Объем учебных занятий в период теоретического обучения, учебной и производственной составляет – 36 часов в неделю и включает все виды учебной работы, в том числе консультации и самостоятельную работу. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается в объеме 36 часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) отводится – 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину Настоящим учебным планом предусмотрено освоение дисциплины «Физическая культура» в объеме не мене 40 академических часов. При реализации каждого ПМ предусмотрена УП и ПП, которая организуется в соответствии с Приказом, указанным в п. п. 5.1.1 УП, как правило, проводится в лабораториях, ПП, как правило, проводится в организациях, предприятиях и учреждениях различных организационно-правовых форм. УП и ПП могут также проводиться в организациях (предприятиях и учреждениях) на основе договоров между организацией и техникумом. При этом все УД и УП реализуются рассредоточено. ПП проводится концентрированно. Практикориентированность настоящей ОПОП по профессии составляет 80,37%. 5.3. Общеобразовательный цикл Общеобразовательный цикл ППКРС по профессии сформирован в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, а также Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, указанными в пп.5.1. В соответствии со спецификой ППКРС по профессии выбран технологический профиль получаемого профессионального образования. Обязательным условием освоения среднего общего образования является выполнение каждым обучающимся индивидуального проекта по одной или нескольким общеобразовательным дисциплинам. Дисциплины и темы для выполнения индивидуального проекта обучающиеся выбирают по желанию. Для руководства индивидуальными проектами обучающихся на всю группу выделяются консультации, указанные в учебном плане. В случае если руководство проектом осуществляют разные преподаватели, то часы консультаций делятся пропорционально количеству обучающихся у преподавателей. В 3-ем семестре проводится публичная защита индивидуальных проектов обучающихся. 5.4. Формирование вариативной части ОПОП Вариативная часть ОПОП (ППКРС) формируется в соответствии запросами работодателей на основе проведенного анкетирования среди организаций г. Азова и Азовского района. Сбор инфор- 24 мации по расширению/уточнению требований к результатам освоения будущего специалиста проводится перед началом утверждения ОПОП (ППКРС). На основании проведенного анкетирования составлен Акт согласования вариативной части ОПОП (ППКРС). Вариативная часть может ежегодно изменяться в зависимости от особенностей развития региона, науки, технологий, запросов и рекомендаций работодателей и других профессиональных сообществ. В соответствии с Актом согласования вариативная часть ОПОП (ППКРС) в количестве 236 аудиторных часов распределена на введение дополнительных часовсоциально-гуманитарного цикла, общепрофессионального цикла и профессиональные модули следующим образом: - СГ.01. История России – 4 часа; - ОП.01. Основы инженерной графики – 10 часов; - ОП.03. Техническая механика с основами технических измерений – 6 часов; - ОП. 04. Основы электротехники – 8 часов; - ОП.05. Основы агрономии – 10 часов; - Дополнительный профессиональный блок: ПМ. 03 Транспортировка грузов – 198 часов. Таким образом, вариативная часть ППКРС позволяет повысить качество овладения видами профессиональной деятельности за счет введения дополнительных требований к знаниям и умениям в рамках вышеуказанных учебных элементов по профессии СПО 35.01.27. Мастер сельскохозяйственного производства 5.5. Формы проведения консультаций Консультации по всем УД и МДК проводятся в форме устных групповых, которые устанавливаются расписание консультаций, не превышая 36 часов учебной нагрузки в неделю. Если по УД, МДК, ПМ предусмотрен экзамен, то перед каждым экзаменом проводится групповая устная консультация объемом не менее 2-х часов. 5.6. Формы проведения промежуточной аттестации Настоящим учебным планом предусмотрена оценка качества освоения УД и МДК в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. По каждому ПМ при его завершении обязательно проводится экзамен (квалификационный). Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации по каждой УД, МДК и ПМ указаны в учебном плане, рабочих программах и контрольно-оценочных средствах, которые доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев после начала обучения. В процессе обучения успеваемость обучающихся при промежуточной аттестации определяются на экзаменах и дифференцированных зачетах отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», на зачетах – «зачтено», «не зачтено». На экзамен по УД, МДК и ПМ выделяется объем часов промежуточной аттестации, указанный в учебном плане с учетом консультаций. Все зачеты и дифференцированные зачеты проводятся за счет часов соответствующих УД, МДК, УП, ПП. Дифференцированные зачеты по УП проводятся на последнем занятии при выполнении квалификационной работы. Дифференцированные зачеты по ПП проводятся на основании результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций (дневников ПП, отчетов о ПП, аттестационных листов по практике от руководителей практики от организации и от техникума, полноты и своевременности представления дневника ПП и отчета о ПП). 25 Экзамены по УД, МДК проводятся по графику промежуточной аттестации в освобожденный от занятий день за счет часов промежуточной аттестации, при этом промежуток времени между двумя экзаменами не менее двух дней. Оценка подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: - оценка уровня освоения УД, МДК; - оценка сформированности компетенции обучающихся. После завершения последнего этапа ПП каждого ПМ в освобожденный от занятий день за счет часов промежуточной аттестации проводится экзамен (квалификационный), на котором экзаменационная комиссия в составе представителей работодателей и техникума проверяют готовность обучающегося к выполнению соответствующего вида деятельности и сформированности у него компетенций, определенных в разделе III Требования к результатам освоения образовательной программы и приложении 2 к ФГОС СПО по профессии. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен с оценкой. При этом может быть присвоена соответствующая квалификация по профессии. 5.7. Формы проведения государственной итоговой аттестации Формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяется ФГОС СПО по профессии, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена. Рабочий учебный план представлен в Приложении 1 Рабочий календарный учебный график представлен в Приложении 2 Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы 6.1.1. Филиал техникума располагает на праве собственности материально-технической базой для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования ФГОС по профессии СПО. Перечень специальных помещений Кабинеты: Электротехники Охраны труда и безопасности жизнедеятельности Устройства автомобилей Правил безопасности дорожного движения Лаборатории: Технических измерений Тракторов и автомобилей Мастерские: Слесарная Сварочная 26 Пунк технического обслуживания с участками (или постами): - мойки и приемки - стенд для мойки колес - диагностическим - стенд для балансировки колёс Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля Спортивный комплекс: - стадион - спортивный зал. Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в интернет 6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практики по профессии Образовательная организация, реализующая программу по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ОПОП перечень материально-технического обеспечения, включает в себя: 6.1.2.1. Оснащение лабораторий Лаборатория «Технических измерений». • рабочее место преподавателя, • рабочие места обучающихся, компьютер с лицензионным программным обеспечениеми свободно распространяемым программным обеспечением, в том числе отечественного производства, • мультимедийный проектор, • стенды и оборудование для проведения технических измерений. • комплект средств контроля для сертификации отремонтированной сельскохозяйственной техники Лаборатория «Тракторов и автомобилей». • рабочее место преподавателя, • рабочие места обучающихся, • мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения), • комплекты узлов и агрегатов систем тракторов, макеты и натуральные образцы колесных гусеничных тракторов. • комплекты узлов и агрегатов систем легковых и грузовых автомобилей, макеты и натуральные образцы легковых и грузовых автомобилей, • стенды, макеты и образцы тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной техники • наборы слесарных инструментов, • набор контрольно-измерительного инструмента. 6.1.2.2. Оснащение мастерских Мастерские: Слесарная • верстаки с тисками (по количеству рабочих мест), 27 • наборы слесарного инструмента, • наборы измерительных инструментов, • расходные материалы, • отрезной инструмент, • станки: сверлильный, заточной Сварочная • верстак металлический, • экраны защитные, • щетка металлическая, • набор напильников, • станок заточной, • шлифовальный инструмент, • отрезной инструмент, • тумба инструментальная, • сварочное оборудование (сварочные аппараты), • расходные материалы, • вытяжка местная, • комплекты средств индивидуальной защиты, • огнетушители Мастерская «Пункт технического обслуживания». • Пункт мойки • Расходные материалы для мойки и ухода за техникой • Подъемник (смотровая яма) • Диагностическое оборудование • Наборы инструмента • Подъемник (смотровая яма) • Станок шиномонтажный • Стенд для балансировки колес • Компрессор (пневмолиния) • Стенд для мойки колес • Оборудование для замены эксплуатационных жидкостей • Комплекты оборудования по проведению работ по техническому обслуживанию и хранению тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной техники Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля Для обучения вождению транспортных средств образовательная организация (возможно с использованием сетевой формы) имеет закрытую площадку обучения вождению, соответствующую требованиям примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, а также парк учебных автомобилей. 6.1.2.3. Требования к оснащению баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и (или) в организациях технологического профиля и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при 28 проведении чемпионатов профессионального мастерства и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации. Производственная практика реализуется в организациях технологического профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 13 Сельское хозяйство. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов, обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости). Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся. 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих. 6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) совместно с работодателем (профильной организацией) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО специфики получаемой профессии/специальности. 6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: − реализуется на рабочем месте предприятия работодателя (профильной организации) при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; − предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; 29 − может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки должна быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, междисциплинарные модули, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. 6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией (работодателем), осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. 6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена профильного уровня, в том числе на рабочем месте работодателя (профильной организации). 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (приложение 4). 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 13Сельское хозяйство, и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным — требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 13 Сельское хозяйство, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов. 6.5. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы 30 Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям и укрупненным группам профессий, утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн. Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую им учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы 6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы 1 Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации 7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательной организации СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. 7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена. Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПОП-П. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего:Мастер сельскохозяйственного производства. 7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы.