СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательнойдисциплины ....................................................................... 4 2. Структураисодержаниеобщеобразовательнойдисциплины .............................. 16 3. Условияреализациипрограммыобщеобразовательнойдисциплины ................. 22 4. Контрольиоценкарезультатовосвоенияобщеобразовательнойдисциплины25 1.Общая характеристика рабочей программы общеобразовательнойдисциплины Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частьюобщеобразовательногоциклаобразовательнойпрограммывсоответствии с ФГОС СПОпо профессии 43.01.09 повар, кондитер реализуемой на базе основного общего образования. Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физика» разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), с изменениями и дополнениями от: 12 августа 2022 г. 2. Примерной программе общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научнометодическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21.07.2015) и изменений (Приказ Минобнауки №и 613 от 29.03. 2017 г.) 3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии(далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (приказ Минобрнауки РФ от 9 декабря 2016г. № 1569, зарегистрирован в Минюст России 22.12.2016г. регистрационный №44898), с (изменениями дополнениями от 17 декабря 2020г.) и на основании примерной основной образовательной программы по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер, зарегистрированной в государственном реестре примерных основных образовательных программ под номером 43.01.09 – 170331 от 31.03.2017г и естественнонаучного профиля профессионального образования 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ООД 13 Физика является частью общеобразовательного цикла общеобразовательных учебных дисциплин (общие и по выбору) профильные по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер». 2. Целиипланируемыерезультатыосвоениядисциплины: Цели и задачидисциплины: Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей: • формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалистаприосуществленииегопрофессиональнойдеятельности; • формирование естественно-научнойграмотности; • овладение специфической системой физических понятий, терминологией исимволикой; • освоениеосновныхфизическихтеорий,законов,закономерностей; • овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведениеэксперимента); • овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинамивнаблюдаемомявлении,делатьвыводы; • формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейвпроцессеприобретениязнанийсиспользованиемразличныхисточников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников; • воспитание чувства гордости за российскую физическую науку. ОсвоениекурсаОД«Физика»предполагаетрешениеследующихзадач: • приобретениезнанийофундаментальныхфизическихзаконах,лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытияхвобластифизики,оказавшихопределяющеевлияниенаразвитие техники итехнологии; • понимание физической сущности явлений, проявляющихся производственнойдеятельности; • В рамкахосвоение способов использования физических знаний длярешения практических и профессиональных задач, объяснения явленийприроды, производственныхитехнологическихпроцессов,принциповдействия Особенность формирования совокупности задач изучения физикидля системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемыхзадач, учётаособенностейсферыдеятельностибудущихспециалистов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 3.1 смыслпонятий:физическоеявление,гипотеза,закон,теория,вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующиеизлучения; • 3.2.смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,элементарный электрическийзаряд; • З.3 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,электромагнитнойиндукции,фотоэффекта; • 3.4 вкладроссийскихизарубежныхученых,оказавшихнаибольшеевлияние на развитиефизики; В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: • • У1.проводитьнаблюдения,планироватьивыполнятьэксперименты, • У.2.выдвигатьгипотезыистроитьмодели, • У3.применять полученные знания по физике для объяснения разнообразныхфизическихявленийисвойстввеществ; • У4.практическииспользоватьфизическиезнания; • У5.оцениватьдостоверностьестественно-научнойинформации; • У6.использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. • У7.описыватьиобъяснятьфизическиеявленияисвойствател:свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитныхволн;волновыесвойствасвета;излучениеипоглощениесвета атомом;фотоэффект; • У8.отличатьгипотезыотнаучныхтеорий; У1.делатьвыводынаосновеэкспериментальныхданных; • У9.приводитьпримеры,показывающие,что:наблюденияиэксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестныеявления; • У10.приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовойфизикивсозданииядернойэнергетики,лазеров; • У11.восприниматьинаосновеполученныхзнанийсамостоятельнооценивать информацию,содержащуюсявсообщенияхСМИ,Интернете,научнопопулярныхстатьях. • У12.применятьполученныезнаниядлярешенияфизическихзадач; • У13.определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*; • У14.измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплинывсоответствиисФГОССПОинаосновеФГОСС00 ОсобоезначениедисциплинаимеетприформированиииразвитииОКиПК (ОК указываются из нового макета ФГОС СПО 2022 года по профессии/специальности Код инаименование формируемых компетенций ОК01.Выбиратьспособырешения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины 0бщие1 Дисциплинарные2 В части трудового воспитания: - сформироватьпредставленияоролииместефизики - готовность к труду, осознание ценности мастерства, и астрономии в современной научной картине мира,о трудолюбие; системообразующей роли физики в развитии - готовность к активной деятельности технологической и естественныхнаук,техникиисовременныхтехнологий, социальной направленности, способностьинициировать, овкладероссийскихизарубежныхученых-физиковв планировать и самостоятельно выполнять такую развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной действиями: грамотности человека для решения практических а)базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать задач; проблему,рассматриватьеевсесторонне; - сформироватьумениярешатьрасчетныезадачис -устанавливать существенный признак или основания явно заданной физической моделью, используя для сравнения, классификации и обобщения; физические законы и принципы; на основеанализа - определять цели деятельности, задавать параметры и условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, критерии ихдостижения; - выявлять закономерности и противоречия в необходимыедляеерешения,проводитьрасчетыи оценивать реальность полученного значения рассматриваемыхявлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать физической величины; решать качественные задачи, соответствие результатов целям, оценивать риски выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, последствийдеятельности; - развивать креативное мышление при решении закономерностиифизическиеявления; жизненныхпроблем - владеть основополагающими физическими б)базовыеисследовательские действия: понятиями и величинами, характеризующими - владеть навыками учебно-исследовательской и физическиепроцессы(связаннымисмеханическим проектнойдеятельности,навыкамиразрешенияпроблем; движением, взаимодействием тел, механическими выявлять причинно-следственные связи и колебаниями и волнами; атомно-молекулярным актуализироватьзадачу,выдвигатьгипотезуеерешения, строением вещества, тепловымипроцессами; УказываютсяформируемыеличностныеиметапредметныерезультатыизФГОСС00(впоследнейредакцииот12.08.2022)вотглагольнойформе 1 Дисциплинарные(предметные)результатыуказываютсявсоответствиисихполнымперечнемвоФГОСС00(впоследнейредакцииот12.08.2022для базовогоиуглубленногоуровняобучения 2 8 находить аргументы для доказательства своих электрическимимагнитнымполями,электрическим утверждений, задавать параметры и критерии решения; током, электромагнитными колебаниями и волнами; - анализировать полученные в ходе решения задачи оптическими явлениями; квантовыми явлениями, результаты, критически оценивать их достоверность, строениематомаиатомногоядра,радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими прогнозироватьизменениевновыхусловиях; - уметь переносить знания в познавательную и понятиями,позволяющимихарактеризоватьпроцессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в практическуюобластижизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных межгалактической среде; движение небесных тел, эволюциюзвездиВселенной; областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные - владеть закономерностями, законами итеориями (законвсемирноготяготения,I,IIиIIIзаконы Ньютона, подходы ирешения; сохранения механическойэнергии, - способность их использования в познавательной и закон законсохраненияимпульса,принципсуперпозиции социальнойпрактике. сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теориюстроения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участкацепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитнойиндукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространениясвета,законотражениясвета,закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов. OK02.Использоватьсовременные В области ценности научного познания: -уметь учитывать границы применения изученных средства поиска, анализа и - сформированность мировоззрения, соответствующего физических моделей: материальная точка, интерпретации информации, и современномууровнюразвитиянаукииобщественной инерциальная система отсчета, идеальный газ; информационные технологии для практики, основанного на диалоге культур, модели строения газов, жидкостей и твердых тел, выполнения задач способствующего осознанию своего места в точечныйэлектрическийзаряд,ядернаямодельатома, профессиональной деятельности поликультурноммире; нуклонная модель атомного ядра при решении - совершенствование языковой и читательской культуры физическихзадач. как средства взаимодействия между людьми ипознания 9 OK 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельностьиндивидуальноивгруппе; - Овладение универсальными учебнымипознавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информацииразличныхвидовиформпредставления; - создавать тексты в различных форматах сучетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальнуюформупредставленияивизуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствиеправовымиморально-этическимнормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этическихнорм,норминформационнойбезопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации,информационнойбезопасностиличности. В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этическогоповедения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственныенормыиценности; - осознание личного вклада в построениеустойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителями (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизнив соответствиистрадицияминародовРоссии; Овладение универсальными регулятивнымидействиями: -владетьосновнымиметодаминаучногопознания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы;соблюдатьправилабезопасноготрудапри проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых 10 а)самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельностиижизненныхситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетомимеющихсяресурсов,собственныхвозможностей ипредпочтений; - даватьоценкуновымситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудициивразныхобластяхзнаний,постоянноповышать свойобразовательныйикультурныйуровень; б)самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верногорешения; -уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по ихснижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлениикоммуникации,способностьксочувствию исопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. - готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности исамоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектнойисоциальнойдеятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: -пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойи - OK 04. Эффективно взаимодействоватьиработатьв коллективе икоманде измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний -овладеть(сформироватьпредставления)правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящихобучающихся). -овладетьумениямиработатьвгруппесвыполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартныхситуациях,адекватнооцениватьвклад каждого из участников группы в решение рассматриваемойпроблемы. 11 индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместнойработы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, бытьинициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г)принятиесебяидругихлюдей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатовдеятельности; - признаватьсвоеправоиправодругихлюдейнаошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. OK 05. Осуществлять устную и В областиэстетического воспитания: письменнуюкоммуникациюна - эстетическое отношение к миру, включая эстетику государственном языке научноготворчества,присущегофизическойнауке; РоссийскойФедерациисучетом - способность воспринимать различные виды искусства, особенностей социального и традицииитворчествосвоегоидругихнародов,ощущать культурногоконтекста эмоциональное воздействиеискусства; - убежденностьвзначимостидляличностииобщества отечественного и мирового искусства, этнических культурныхтрадицийинародноготворчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а)общение: - осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций исмягчать -уметьраспознаватьфизическиеявления(процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движениепо окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строениежидкостейитвердыхтел,изменениеобъема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь среднейкинетическойэнергиитепловогодвижения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытомсосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная 12 конфликты; -развернутоилогичноизлагатьсвоюточкузренияс использованием языковыхсредств. ОК07.Содействоватьсохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПК.3.. В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры,понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобальногохарактераэкологическихпроблем; - планированиеиосуществлениедействийвокружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленностинаосновезнанийпофизике. индукция,действиемагнитногополянапроводникс током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейноераспространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсиясвета; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественнаяиискусственнаярадиоактивность. -сформироватьуменияприменятьполученныезнания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятияпрактических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовымиприборами итехническимиустройствами,сохраненияздоровьяи соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рациональногоприродопользования. 3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности: 13 Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Готовность к служению Отечеству, его защите Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательноеотношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 употребления алкоголя, наркотиков Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни ЛР 12 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 2. Структураисодержаниеобщеобразовательнойдисциплины 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы дисциплины 1. Основное содержание 60 Вт.ч.: теоретическое обучение 45 лабораторные занятия 15 контрольные работы семестры 1 2 3 4 5 6 24 36 Промежуточная аттестация . Дифференцированный зачет ДЗ 7 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныФизика Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ Тема 1.1.Введение Раздел 2. МЕХАНИКА Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 2 3 2 Содержание учебного материала 1 Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 1 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. 14 Тема 2.1.Кинематика точки Тема 2.2. Динамика Содержание учебного материала 1 Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач на уравнение движения Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. Лабораторные работы Изучение особенностей силы трения (скольжения). Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.3. Закон Содержание учебного материала 3 1 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 6 ; 1 1 5 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. сохранения в механике 1 Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. Лабораторные работы 1.Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Тема 3.1. Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ. 1 1 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 25 Содержание учебного материала 1 Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярнокинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ. 5 1 Л.1, 2, 3, 5, 6, 7; МП.1, 2,3,4,5,6,7; П.1, 2, 5, 6; ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 3.2. Основы термодинамики Тема 3.3.Свойства паров Тема 3.4.Свойства Содержание учебного материала 1 Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике Лабораторные работы Измерение влажности воздуха Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 7 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 1 1 2 6 ОК 1-7; жидкостей Тема 3.5.Свойства твердых тел 1 Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Лабораторные работы Изучение особенностей теплового расширения воды. Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация Лабораторные работы Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА. Тема 4.1. Электрическое поле. ЛР 1-ЛР15 1 1 1 1 1 1 1 П ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. 1 0 1 27 Содержание учебного материала 1 Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники 6 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.2. Законы постоянного тока. 0 1 Содержание учебного материала 1 Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Лабораторные работы Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников Изучение закона Ома для полной цепи Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы 4 ОК 2-9; ЛР 10, 16. 2 3 1 Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.3. Ток в полупроводниках Содержание учебного материала 1 Собственная проводимость полупроводников. 1 ; ОК 1-7; Полупроводниковые приборы. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.4. Магнитное поле Содержание учебного материала 1 Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 4.5. Электромагнитная индукция. Содержание учебного материала 1 Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся ЛР 1-ЛР15 3 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 1 3 1 1 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 Раздел 5. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ Тема 5.1. Механические колебания Тема 5.2. Упругие волны Тема 5.3. Электромагнитные колебания 17 Содержание учебного материала 1 Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 5 1 ; ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. 1 3 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 Содержание учебного материала 1 Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. 3 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 5.4. Электромагнитные волны Раздел 6. ОПТИКА Тема 6.1. Природа света Содержание учебного материала 1 Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. Лабораторные работы Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Лабораторные работы 2 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 1 1 8 4 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 6.2. Волновые свойства света Раздел 7. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ Тема 7.1.Квантовая оптика Содержание учебного материала 1 Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Лабораторные работы Изучение изображения предметов в тонкой линзе. Изучение интерференции и дифракции света Практические занятия Решение задач по теме Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 3 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 1 10 Содержание учебного материала 1 Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов Лабораторные работы 2 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 7.2.Физика атома Тема 7.3.Физика атомного ядра Содержание учебного материала 1 Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы Лабораторные работы Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 1 Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 3 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 3 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15 1 1 Раздел 8. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ Тема 8.1.Строение и развитие Вселенной Тема 8.2.Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы 5 Содержание учебного материала 1 Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик Лабораторные работы Практические занятия Решение задач Контрольные работы 2 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. Содержание учебного материала 1 Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы. Лабораторные работы Практические занятия Решение задач Контрольные работы 3 ОК 1-7; ЛР 1-ЛР15. Всего 60 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета по физике или совмещенного с другим кабинетом (физика-электротехника). Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделом учебной дисциплины и средствами вывода звуковой информации; комплект учебно-наглядных пособий по физике (плакаты, учебное оборудование) соответствующее учебной дисциплине; медиапроектор; a. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2021. 2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2021. 3. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений,М.: Просвещение, 2017. – 336 с. 4. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений,М.: Просвещение, 2017. – 336 с. 5. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2018. – 192 с. Дополнительные источники: 1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005. 2. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004. 3. Гельфгат И.М. 1001 задача по физике с решениями. Изд. «Развивающее обучение». - 1995. 4. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006. 5. Пинский А.А. Физика с основами электротехники. М.: Высшая школа - 1985. 6. Рабиза Ф.В. Забавная физика для детей. М.: - 2002. – 225с. 7. Тренин А. Готовимся к экзамену по физике. М.: «Айрис». – 2003. -288с. 8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004. Интернет ресурсы 1. http://www.ph4s.ru/books_phys.html 2. http://www.physics.ru/ 3. http://www.curator.ru/e-books/physics.html 4. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=2 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Знать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; Уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; 4.Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета; • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; • измерятьряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; • • • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. 5.ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Вид контроля Результат контроля Входной контроль диагностика способностей интересов обучающихся (тестирование,анкетирование, социометрия,опрос). Текущий контроль педагогическое наблюдение в процессе проведения мероприятий, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, формирование и анализ портфолио обучающегося; исполнение текущей отчетности Итоговый контроль Анализ деятельности Личностные результаты Коды реализации программы воспитания ОК(из ФГОС (дескрипторы) СПО) ОК01-05 ЛР10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР 16 Принимающий основы ОК06,09 экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности Критерии оценки личностных результатов обучающихся Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; Демонстрация опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности;